Последствия незаконной миграции для экономики и безопасности государства

Обновлено: 24.04.2024

Степанов Алексей Владиславович, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Пермского института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы.

Формулируется понятие и рассматривается содержание незаконной (нелегальной) миграции как одной из самых актуальных угроз, влияющих на сферу национальной миграционной безопасности. Анализируются меры административного принуждения - административное выдворение и депортация как средства воздействия на незаконных мигрантов.

Ключевые слова: незаконная (нелегальная) миграция, административное выдворение, депортация, национальная миграционная безопасность, угроза национальной миграционной безопасности.

Illegal immigration as a threat to the national security of the Russian Federation: the concept, content and opposite reaction

The author formulates the concept and examines the contents of the illegal (illegal) migration as one of the most pressing threats that affect the scope of the national security of the migration. Analyzes of administrative enforcement measures - administrative expulsion and deportation as a means of influencing the illegal migrants.

Key words: illicit (illegal) migration, administrative expulsion, deportation, national migration security threat to the national security of the migration.

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние двадцать лет миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения Российской Федерации.

Принято считать, что термин "мигрант" охватывает все случаи, когда решение о миграции человек принимает свободно, по причинам "личного удобства" и без вмешательства внешнего принудительного фактора [1].

Понятия "миграция" на протяжении длительного периода времени в международном праве не существовало. Оно не упоминается ни в Уставе ООН, ни во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ни в доктрине международного права. Чаще всего под миграцией понимается перемещение лиц независимо от формы перемещения, мотивов и сроков с территории одного государства на территорию другого, влекущее изменение их правового статуса, регулирование которого с момента пересечения данными лицами границы осуществляется законодательством принимающего государства и международно-правовыми документами [2].

Недостаточная разработанность понятий миграционного права вызвана тем, что миграция зачастую рассматривалась только на внутригосударственном уровне, и использование различных миграционных терминов и понятий зависело от конкретной страны. Тем более что порой даже в пределах одного государства термины "мигрант", "миграция" и другие могут различаться по значению. Более того, наряду с привычными терминами в области миграционного права порой используются и иные непривычные термины, такие, как "чужеземец", "чужестранец", которые связаны с понятием "иностранец", а в некоторых случаях - с понятиями "мигрант" и "беженец". Следовательно, некоторые институты миграционного права появились много сотен лет назад. И целесообразно использовать данный многолетний опыт. Несовершенные способы решения проблем мигрантов и иностранцев, неразработанность данных понятий, их отличия и одновременно синонимичность и привели современный мир к необходимости четкого урегулирования миграционных отношений в современном мире в целом и России в частности [1].

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных источников человеческой жизнедеятельности, а социальная организация представляет собой способ обеспечения нормальных жизненных условий, средство совместного противодействия природным и социальным угрозам [3].

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, наряду с позитивными явлениями, влекут возникновение новых угроз и усиливают действие угроз, существовавших ранее, меняются их характер и степень опасности. В данных условиях государство становится основным субъектом обеспечения безопасности, особая роль отводится государственным средствам противодействия угрозам разного характера и степени опасности [4, с. 176].

В данном контексте безопасность может выступать в четырех значениях - как состояние (защищенность национальных интересов от угроз), свойство (обеспечение защищенности национальных интересов для стабильного и динамичного развития государства), представление и цель [5, с. 4]. При этом имеется ряд национальных интересов, имеющих первостепенное значение для любого государства, которые не могут составлять предмет каких бы то ни было сделок с другими субъектами международных отношений при достижении каких-либо иных целей. Они получили определение жизненно важных интересов как совокупности объективных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает само существование и развитие страны как суверенного государства [6, с. 532].

К указанной категории относятся: 1) государственный суверенитет; 2) территориальная целостность; 3) существующая политическая и социально-экономическая система; 4) защищенность граждан от угроз различного характера; 5) обеспечение государственной и общественной безопасности.

В данном смысле нелегальная миграция приобретает особую опасность, поскольку может служить "средством переноса с континента на континент этнических и социальных конфликтов" [7, с. 232], "импорта" терроризма и последствий различного рода фрустраций не только в страны рецепции, но и транзита незаконных мигрантов [8, с. 13]. А значит, оберегать на современном этапе следует собственно национальную безопасность, которая выступает как "приоритетная защита системы благ, накопленных уникальной социокультурной средой, от угрожающих внешних воздействий" [9, с. 31].

Помимо изложенного, доходы нелегалов подпитывают теневую экономику, прямо и косвенно криминализируют общество, а сами они, "будучи вынужденными жить на нелегальном положении, при крайне ограниченных возможностях легального трудоустройства" [10, с. 16], довольно часто становятся жертвами преступлений, а также ощутимо и крайне отрицательно влияют на санитарно-эпидемиологическую безопасность страны, возможность государства создавать новые рабочие места, финансировать социальные проекты, поддерживать сферу спорта, здравоохранения, демографии, культуры и образования.

Национальную миграционную безопасность в современных условиях можно представить как государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод человека, устойчивого миграционного порядка.

К одной из самых актуальных угроз, влияющих на сферу миграционной безопасности, необходимо отнести нелегальную (незаконную) миграцию - перемещение в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан и (или) лиц без гражданства на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности [11].

Наиболее характерной проблемой для Российской Федерации является осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности с нарушением действующего российского законодательства. Ежегодно в Российской Федерации от 3 до 5 млн. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Следует согласиться с В.А. Смирновой в том, что незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает прямой угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному авторитету; в экономической сфере - способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне экономического законодательства, изъятию из финансового оборота существенной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за пределы Российской Федерации, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников; в социальной сфере - приводит к усилению социальной напряженности, что в совокупности значительно осложняет криминогенную обстановку в стране [12].

По уровню прибыльности бизнес, обеспечивающий нелегальное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия. Незаконная миграция постепенно превратилась в четко организованный криминальный бизнес с иерархичной структурой, многомиллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.

Потери бюджета Российской Федерации от неуплаты налогов, причиняемые нелегальной миграцией, - более 250 млрд. рублей в год. Объем вывоза денежных средств из России в обход системы госконтроля ежегодно составляет почти 260 млрд. рублей [13, с. 4].

Сложность проблемы нелегальной миграции связана с недостаточной возможностью определения всех необходимых количественных параметров явления; с неоднозначностью и разноплановостью вызываемых ею последствий; со слабой проработанностью проблемы нелегальной миграции в современных условиях; и наконец, со значительной сложностью борьбы с данным явлением.

На современном этапе основными средствами воздействия на незаконных мигрантов являются меры административного принуждения, среди которых достаточно эффективными являются административное выдворение и депортация [15].

В соответствии со ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение - это мера административного наказания, устанавливаемая в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушавших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначаемая судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. За 11 месяцев 2012 г. за совершение административных правонарушений в сфере миграции из Российской Федерации было выдворено 29 582 человека, что на 5218 выдворений больше (+21,4%), чем за аналогичный период 2011 г. [16].

В отличие от административного выдворения депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация применяется, если иностранному гражданину, например, отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, ему сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации, у него истек срок временного пребывания, у него аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство, если иностранец отбыл уголовное наказание в уголовно-исполнительном учреждении. Также депортирован может быть иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности его пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т.д.

За 11 месяцев 2012 г. из Российской Федерации было депортировано 808 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 252 случая депортации больше (+45,3%), чем за аналогичный период 2011 г. [17].

В настоящее время четко не установлена процедура депортации, что создает большие сложности в определении важнейших элементов механизма: сроков административного задержания, порядка содержания граждан, в отношении которых принято решение о депортации, и др. А между тем вопросы, связанные с депортацией, существенно затрагивают, в рамках ограничения, права человека [18].

Эффективность реализации данной процедуры, с учетом необходимого обеспечения прав человека, напрямую зависит от полноты и четкости механизма нормативного правового регулирования.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, отмечает: ". очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу" [19].

Организационно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации в рамках перспективного развития страны в значительной мере определяются усилением влияния миграционных процессов на эффективность социально-экономических преобразований и демографических изменений, связанных с увеличением потребностей страны в трудовых ресурсах. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

В рамках реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [20] и говоря о необходимости улучшения организации государственной политики в области обеспечения национальной миграционной безопасности, следует отметить, что в сфере противодействия незаконной миграции государству необходимо обратить самое пристальное внимание:

  • на совершенствование нормативной правовой базы противодействия нелегальной миграции и мер юридической ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации; системы государственного контроля въезда и пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; межведомственного взаимодействия как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;
  • на создание и эффективное функционирование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий; создание условий для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
  • на противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;
  • на разработку и принятие межгосударственных программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий.

Реализация вышеперечисленных и иных необходимых государственных мероприятий в значительной степени должна отразиться на сокращении количества нелегальных мигрантов, пребывающих (проживающих) на территории Российской Федерации, что скажется на улучшении состояния национальной миграционной безопасности в современных условиях.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


В данной статье рассмотрены основные проблемы незаконной миграции с позиции угрозы национальной безопасности РФ и стран СНГ. Раскрыта суть проблемы незаконной миграции. На основе анализа основных факторов, влияющих на незаконную миграцию, а также её негативных последствий выявлена и обоснована необходимость совместной борьбы с незаконной миграцией.

Ключевые слова: миграция, незаконная (нелегальная) миграция, миграционный фактор

В настоящее время вопросы охраны «владений» и обеспечения безопасности стали как никогда актуальны. С таким явлением как незаконное пересечение границы и незаконная (нелегальная) миграция появился ряд насущных проблем, которые влияют на обстановку в стране, а также в связи со стремительным развитием данных процессов и сложившейся политической, экономической, правовой ситуацией в России вызывает ряд проблем с организацией противодействия незаконному пресечению границы и незаконной миграции.

Для понимания и решения данных вопросов (проблем) необходимо уточнить понятие «незаконная миграция». Данное понятие включает в себя два термина: «незаконный» и «миграция».

Понятие «миграция» (от латинских слов «migrato» и «migro» — перехожу, переселяюсь) означает перемещение, переселение [4, с. 221].

Важно отметить, что, понятие термина «легальный» имеет происхождение от латинского слова «legalis», что означает — «законный» (то есть соответствующий существующему закону). Следовательно, понятие «нелегальный» означает «незаконный». Так же можно выделить такое понятие как «нелегальная миграция». Отличие ее от «незаконной миграции» заключается в том, что лицо пресекает границу не по поддельным документам или без надлежащего разрешения, а без документов и разрешения компетентных органов, укрывшись в тайниках, устроенных в транспортных средствах [1, с. 18–21].

Таким образом, понятие «незаконная (нелегальная) миграция» означает процесс перемещения населения из одной страны в другую с нарушением существующих как международных, так и национальных правовых норм. Как видно из определения «незаконной миграции» она непосредственно связана с понятием «незаконного пересечения» границы. Хочу сразу подчеркнуть, незаконная миграция является понятием условным, так как на сегодняшний день закон, который определяет уголовную ответственность за миграцию и за ее организацию, отсутствует. Действующей является только административная ответственность в отношении самого мигранта

В нынешнее время можно наблюдать очередную волну миграции населения, которая сопровождается вынужденной потребностью граждан стран «третьего мира» попасть в более развитые страны, в которых имеются более благоприятные социально экономические условия жизни, а также переселение может быть связано с политическими мотивами. Эти процессы, если им не противодействовать и не контролировать могут негативно отразиться на обстановке в нашей стране, в мире и иметь очень серьезные последствия.

Осложнение криминологической ситуации вРоссии. Как известно криминальный мир использует появление любой возможности с помощью, которой можно заработать деньги. Не осталось без внимания криминальных структур желание граждан «третьих стран» выехать в государства с благоприятной для жизни экономической и политической обстановкой [2, с. 157]. Это сравнимо с законом экономики — есть спрос, появляется предложение. Следует отметить, что подобного рода нелегальный бизнес в целом подчиняется единым законам рыночной экономики. В его основе лежит жёсткая борьба за клиента, готового выплатить весьма крупную денежную сумму за его перемещение (пусть даже нелегальное) в страны Западной Европы или Скандинавии. Эта борьба, разворачивающаяся вне поля цивилизованного предпринимательства и добросовестной конкуренции, непримирима и безжалостна.

Поскольку на сегодняшний день для выезда в западноевропейские страны каждый из нелегальных мигрантов вынужден платить организаторам каналов нелегальной миграции огромные деньги, большинство беженцев вынуждены для накопления этой суммы заниматься противоправной деятельностью, в том числе и контрабандой по поручению международных преступных группировок через границу оружия и наркотиков. Поэтому неудивительно, что для «бизнесменов от криминала», традиционно занимающихся незаконным оборотом оружия или наркотиков, перевозка «человеческого груза» становится всё более выгодной. Юридических санкций против такого рода деятельности во многих странах или вообще нет, или они являются достаточно лёгкими, или же их трудно применять на практике.

Как известно на показатели уровня преступности существенно влияет уровень миграции. К основным видам преступности сопряженными с миграционным фактором можно отнести преступления против общественного порядка, кража личной собственности, распространение пьянства и хулиганства. На фоне несовершенства охраны общественного правопорядка и личной собственности граждан активизируются негативные процессы. Массовая незаконная миграция способствует созданию комфортных условий для совершения квартирных краж в так называемых «спальных» районах [3]. Оценка уровня преступности в Москве доказывает закономерность взаимовлияния компонентов территориального устройства самых крупных агломераций на криминогенную обстановку в городе. Многочисленные факты подтверждают, что наиболее часто кражи государственного имущества, а также личного имущества граждан, в том числе квартирные кражи, а также грабежи, разбои, хулиганства, угоны автомототранспорта совершаются в районах, которые располагаются в периферийной част города, где процент концентрации незаконных мигрантов является достаточно высоким. Идентичную ситуацию констатируют и в Санкт-Петербурге, где высокий уровень преступности фиксируют в Невском, Приморском, Выборгском, Кировском, Красносельском районах. Уже сегодня отечественные специалисты отмечают исключительную сложность противодействия действующим в России наркомафиозным группировкам, основу которых составляют граждане Нигерии, Украины. Сохраняются серьезные проблемы со сплоченными за многие годы незаконного существования вьетнамскими, курдскими и афганскими диаспорами, численность которых по стране измеряется десятками тысяч человек. Имеются реальные возможности для интернационализации криминальной среды.

Опасной тенденцией является возрастающий поток нелегальной миграции в Россию граждан Афганистана, Ирана, Турции, Саудовской Аравии и других государств, прошедших специальную диверсионно-террористическую подготовку.

Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки всвязи сраспространением острых инфекций инетрадиционных для России заболеваний. Это связано с тем, что проживания иммигрантов, поскольку многие из них прибыли из стран, где распространены такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, брюшной тиф, туберкулез, педикулез, дифтерия, кожно-венерологические, желтая лихорадка, тропическая геморрагическая лихорадка Эбола и другие особо опасные инфекционные заболевания. Случаи поражения такими болезнями, регистрировались в Москве, Белгородской, Нижегородской, Смоленской, Иркутской, Новосибирской, Курганской, Курской областях. Республике Северная Осетия, Краснодарском и Ставропольском краях и других субъектах России. Сложная эпидемиологическая обстановка сложилась на территории Астраханской области, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Дагестана, Калмыкии, Тувы и Алтая, чему в немалой степени способствует пребывание мигрантов из неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении стран мира.

Обострение социально-политической обстановки в результате незаконной коммерческой деятельности, роста безработицы, усиления этнических, социальных и других противоречий.

В состоянии пробельности оказалось уголовное законодательство, обеспечивающее правовое регулирование незаконной миграции. Государства, сопредельные с Российской Федерацией, в стремлении привести свое законодательство к нормам общеевропейских стандартов, для более успешной борьбы с перевозкой нелегальных мигрантов на своей территории ужесточают меры уголовной ответственности за данное преступление, совершенствуют систему функционирования миграционно-депортационных организаций, ускоряют процесс оснащения их деятельности нормативной правовой базой.

Применения норм уголовного законодательства в борьбе с нелегальной миграцией на территории РФ на практике демонстрирует, что продуктивное противоборство данным явлениям требует ряд экстренных мер, направленных на изменения в законодательных актах Российской Федерации, а именно: ужесточение наказания не только за незаконное пересечение государственной границы РФ, а также необходимость применения уголовного наказания за нелегальную перевозку через территорию РФ граждан третьих стран и лиц без гражданства.

Отсутствие в уголовном законодательстве РФ такой статьи, прямо предусматривающей наказание за нелегальную доставку и перевозку через территорию РФ граждан третьих стран и лиц без гражданства, предоставляет возможность избежать наказания лицам, обеспечивающим доставку через границу нелегальных мигрантов. Данный вид криминального бизнеса признается международными преступными группировками одним из самых доходных и, по оценкам экспертов, занимает третье место, отдавая первенство контрабанде наркотиков и оружия. На сегодняшний день власти сопредельных государств обеспокоены незаконной миграцией граждан третьих стран с территории России. К примеру, для переправы мигрантов через российско-финскую границу используются тайники в трейлерах, поскольку их тщательный досмотр осложнен из-за большого скопления автотранспорта на границе. Организованные преступные группировки, специализирующиеся на переправе через границу незаконных мигрантов, используют поддельные документы и применяют маломерные морские суда, а также автомобильный транспорт.

Так, в целях борьбы с незаконной миграцией граждан третьих стран руководство пограничной охраны Финляндии планирует занять более жесткую позицию в отношении лиц, нелегально пересекающих государственную границу. Финская сторона заявила о необходимости заключения с Россией соглашения о реадмиссии (возвращении нелегальных мигрантов). Меры по противодействию незаконной миграции из Российской Федерации в Финляндию находятся на особом контроле специалистов ЕС.

В заключение, следует отметить, что, как и во всех странах, которых коснулась незаконная перевозка мигрантов, это явление представляет собой очень серьезную потенциальную угрозу безопасности и благосостоянию России и стран СНГ. Для того чтобы можно было вести борьбу против деятельности, связанной с незаконной перевозкой мигрантов, приоритетом для всех стран должны стать усиление контрмер на национальном уровне и более тесное международное сотрудничество.

  1. Голик Ю., Балашова, Дук Ю. Нелегальная и криминальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. 2008. № 2.
  2. Криминология. Учебник. Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. С.-Пб., 2010 г. С. 157.
  3. Нечевана Н:Д.. Криминальная иммиграция как угроза национальной безопасности России. // Российский следователь. 2005. № 8.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. С.342.

Основные термины (генерируются автоматически): незаконная миграция, нелегальная миграция, Российская Федерация, Москва, незаконная миграция граждан третьих стран, незаконная перевозка мигрантов, Россия, территория РФ граждан третьих стран, уголовная ответственность, уголовное законодательство.


Общеизвестно, что миграция населения — сложное и многогранное явление, затрагивающее многие сферы жизнедеятельности общества. Несмотря на то, что миграционные процессы в целом имеют позитивный характер, очевидно, что последствия незаконной миграции антисоциальны. Незаконная миграция, в частности, в политической сфере выступает в качестве непосредственной угрозы территориальной целостности и геополитическим интересам России; в экономической сфере способствует расширению масштабов «теневой» экономики, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств (уклонение от уплаты налогов, вывоз денег за рубеж и пр.), обострению ситуации на рынке труда и в целом криминализации экономики; в социальной сфере приводит к усилению социальной напряженности, обострению межнациональных отношений, ухудшению криминальной обстановки в государстве.

В настоящей статье рассмотрена незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации, а также пути противодействия ей.

Ключевые слова: миграция, национальная безопасность, мигранты, незаконная миграция.

Ученые и специалисты под мигрантом понимают физическое лицо, которое осуществило пространственно-территориальное перемещение за пределы своего постоянного места жительства на срок не менее 24 часов [9, с. 112].

Правовой статус мигранта — это сложная юридическая конструкция, отражающая связь определенного лица с обществом, государством и конкретизирует права и обязанности мигранта, а также особенности их реализации.

Российская Федерация является одной из самой принимающей стран по количеству приезжающих мигрантов, куда приезжают иностранные граждане на постоянное место жительство. Однако, Российская Федерация также и отдает большое количество своих граждан для эмиграции в такие страны, как Израиль, США и Канада. В настоящее время россияне стали активно покидать страну, а также Россия стала транзитным пунктом между Европой и Азией.

Определение «нелегальные мигранты» включает в себя людей, которые незаконно пересекли границу государства, а также лица, оказавшиеся на территории государства на законных основаниях, но нарушившие порядок пребывания в данной стране.

Стать нелегальным мигрантом лицо может тремя способами: незаконное пересечение границы; законное пересечение границы, но нарушение сроков визы или отсутствие регистрации; получение учебной визы и осуществление иного вида деятельности. Существует путаница в терминологии в сфере незаконной миграции, что создает сложности на практике и споры между научными деятелями.

В России использовался термин «нелегальная миграция», но данный термин был уязвимым моментом для стран бывшего СССР, поскольку граждане оказывались на территории России законным способом, но нахождение их было нелегальным из-за условий безвизового режима. В период 1990–2000 гг. стал использоваться термин «незаконная миграция», то есть недокументированная и неучтенная. Данный термин был предложен международными организациями, которые солидарны в том, что границу мигранты пересекают законно, но осуществляют деятельность незаконно [6, с. 24].

Определяется три вида мигрантов в Российской Федерации, основываясь на причине установления статуса нелегала: нелегальное пересечение границы, нелегальное пребывание на территории РФ, осуществление нелегальной занятости. Российская Федерация — страна, в которой в 2020 году установлена высокая концентрация нелегальных мигрантов, поскольку является условным центром притяжения для бывших стран «союзников».

Согласно исследованиям, около 90 % мигрантов являются гражданами именно стран бывшего СССР, остальные 10 % мигрантов — это граждане из стран дальнего зарубежья: Китай, Бангладеш, Индия и Пакистан. Незаконную трудовую деятельность зачастую осуществляют граждане ближнего и дальнего зарубежья, ее нарушение заключается в том, что иностранное лицо осуществляет коммерческую, предпринимательскую и иные виды деятельности без разрешения на работу, без патента и без оплаты налогов.

Поэтому, понятие «незаконная миграция» можно рассматривать как процесс перемещения населения из одного государства в другое с нарушением существующих международных и национальных правовых норм, то есть это нахождение на территории Российской Федерации незаконных мигрантов.

Присутствие незаконных мигрантов в стране порождает собой целый ряд угроз безопасности государства.

Во-первых, незаконная миграция влияет на политическую сферу, выступая угрозой геополитическим интересам страны и ее международному статусу.

Во-вторых, в экономической сфере увеличиваются масштабы теневой экономики, значительная доля денежных средств «утекает» из финансового оборота страны.

В-третьих, для социальной сферы незаконная миграция вызывает рост таких явлений как безработица, социальная напряженность и ксенофобия.

Также ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка из-за распространения острых инфекций и нетрадиционных для России заболеваний. Увеличивается международная преступность по следующим видам: наркобизнес, торговля людьми, акты терроризма, вооруженные нападения с национально-этническим характером, появляется межконфессиональная напряженность, приобретающая насильственный характер [6, с. 24].

В настоящее время незаконная миграция рождает острую социальную проблему, значение которой возрастает в глобальном масштабе. В миграционном обмене участвует подавляющее большинство стран мира. Основными причинами миграции при этом являются серьезные экономические и политические кризисы. К эмиграции людей подталкивают голод, политические репрессии, межэтнические конфликты.

Главным шагом в совершенствовании и развитии миграционной политики стало принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой изложены идеи и предложения об усовершенствовании эффективности регулирования миграции, а также минимизации различного рода рисков, таких как социальные, правовые, культурные, экономические, политические, которые связаны с присутствием мигрантов на территории России [8, с. 131].

Противодействие незаконной миграции должно носить комплексный характер и включать в себя систему механизмов, для наиболее эффективного и достаточного разрешения проблемы и предотвращения угроз:

— необходимо ужесточение административной ответственности в отношении работодателей, которые нанимают нелегальных мигрантов, не имеющих разрешения на работу;

— разрешение и стимулирование въезда мигрантов именно в те регионы, в которых наблюдается дефицит рабочей силы;

— усиление контроля за: целью прибытия мигрантов, причиной выбытия из своей страны, а также составом прибывших мигрантов, особенно тех, кто впервые въезжает в страну;

— стимулирование притока высококвалифицированных специалистов с уровнем профессионализма, который соответствует экономическим целям и задачам инновационного развития страны;

— усиление работы по депортации граждан, если ими было не соблюдено и нарушено законодательство страны, при этом такой процесс должен носить невозвратный характер;

— реализация политики квотирования или ограничения въезда иностранных граждан на территорию страны с учетом национальных интересов [7, с. 119].

Кроме того, в отношении приезжих мигрантов можно применить такую новую миграционную процедуру как обязательное дактилоскопирование, для увеличения эффективности работы органов внутренних дел при выявлении лиц, которые скрывают свои данные, или которые пытаются покинуть территорию государства по поддельных, чужим документам, или которые ранее совершили правонарушении в отношении Российской Федерации.

Еще важной процедурой является подтверждение владения русским языком, знаний истории России и основ российского законодательства у приезжающих мигрантов.

При успешном прохождении этой процедуры выдается соответствующий сертификат, который необходим лицам, претендующим на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу [9, с. 112].

Таким образом, незаконная миграция — это сложное политическое, экономическое и социальное явления, влияющее на национальную безопасность государства. Для организации этой работы необходимо полностью сформировать нормативно-правовое регулирование процесса миграции и борьбы с незаконными мигрантами. Борьба с данным процессом должна быть комплексной, при выявлении угроз и их предотвращении должны использоваться механизмы из различных сфер жизни общества.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. − № 30. − Ст. 3285.
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. — 2002. − № 30. − Ст. 3032.
  4. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2018. − № 45. − Ст. 6917.
  5. Аксёнов А. А. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности России//В сборнике: Анализ социально-экономического состояния и перспектив развития Российской Федерации. Материалы 6-й Международной студенческой научно-практической конференции. Государственный университет управления. — 2019. — С. 90–95.
  6. Бугаевская Н. В., Батова Е. В. Правовые основы борьбы с незаконной миграцией//В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Кабакова. — 2019. — С. 24–31.
  7. Лучшев С. П. Социально-политические и военные угрозы незаконной миграции для безопасности Российской Федерации//В сборнике: Анализ социально-экономического состояния и перспектив развития Российской Федерации. Материалы 6-й Международной студенческой научно-практической конференции. Государственный университет управления. — 2019. — С. 119–125.
  8. Маюров Н. П., Прудников А. С. Организационно-правовые меры противодействия незаконной миграции в современной России//В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. — 2019. — С. 131–134.
  9. Прудников А. С., Шагиева Р. В. Противодействие незаконной миграции и пути его совершенствования//В сборнике: Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества. Материалы Международного форума. Под общей редакцией П. В. Терелянского. — 2019. — С. 112–115.
  10. Сафарова С. Современное состояние и перспектива сокращения незаконной миграции в Российской Федерации//В сборнике: Организация Объединенных Наций и глобальные проблемы человечества в ХХI веке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р. В. Нигматуллин. — 2019. — С. 223–227.
  11. Чанбарисов А. Т. Международно-правовые основы противодействия незаконной миграции//В сборнике: Коренные народы современной России: этноязыковые, правовые, социокультурные и духовные проблемы. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной объявленному ООН в 2019 году Международному году языков коренных народов. — 2019. — С. 350–357.

Основные термины (генерируются автоматически): незаконная миграция, Российская Федерация, мигрант, бывший СССР, вид деятельности, дальнее зарубежье, национальная безопасность, Россия, территория государства, территория России.


В данной статье рассматриваются проблемы незаконной миграции как угрозы национальной безопасности государства.

Ключевые слова: незаконная миграция, административное выдворение, гражданин, мигрант, иностранная рабочая сила, гражданство, государственная граница.

Миграционные процессы приобрели огромное значение в развитии современных государств. Желание людей улучшить свой экономический и социальный статус делает миграцию общественно неизбежным явлением. Миллионы людей пересекают границы в целях поиска работы, учебы, отдыха, общения, а также спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций. Однако особенностью миграции в современном мире является высокий уровень незаконной миграции.

Противодействие нелегальной миграции стало одним из актуальных направлений работы правоохранительных органов. Неурегулированный правовой статус мигранта наносит, прежде всего, ущерб самим мигрантам, приводя к тому, что мигранты минимизируют контакт с правоохранительными органами, оказываются не в состоянии себя защитить в отношениях с работодателями при трудоустройстве и фактически становятся современными рабами. Нелегальные мигранты также стараются меньше общаться с населением, в результате чего возникают криминальные и экстремистские направления.

Огромное количество мигрантов нарушают порядок пересечения государственной границы, минуя пункты пропуска на границах, либо с поддельными документами. Подделка документов превратилась в доходных международный бизнес.

Подавляющее большинство незаконных мигрантов въезжает в России легально, с действительными документами, однако становятся нелегалами, нарушая порядок пребывания или сроки пребывания в стране, но чаще всего из-за несоответствия заявленных и реальных целей приезда. В России самым распространенным является въезд по визе на учебу с последующей незаконной трудовой деятельности.

Незаконная миграция оказывает влияние на рост преступности, она связана с незаконным оборотом оружия, наркотических средств. Согласно данным МВД России, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации за 2020 год было совершено 34400 преступлений.

Ужесточение миграционного законодательства способствует снижению преступности. Многие работодатели используют иностранную рабочую силу, что позволяет им уменьшить издержки по оплате труда и удерживать налоговые отчисления. Необходимо ужесточить административную ответственность работодателей за наем нелегальных мигрантов, не имеющих разрешения на работу.

Важно стимулировать притоки высококвалифицированных иностранных специалистов, ведь конкуренция за привлечение профессиональных работников имеет мировой масштаб. [1, c. 6]

Необходимо усилить контроль за целью и причинами прибытия мигрантов, составом прибывших мигрантов. А также усилить работу по депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших законодательство страны.

В целях защиты рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы и успешной конкуренции, необходимо повысить качество и количество рабочих мест, обеспечить достойный уровень оплаты труды, защиты трудовых прав работников.

Проблема незаконной миграции требует не только применение мер государственного принуждения, но и комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией.

Законодательные акты, регулирующие миграционные отношения, упрощают процедуру приобретения иностранными гражданами правового статуса на территории Российской Федерации. Это выражается в изменении учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно разрешительный порядок был заменен на уведомительный. Кроме того, предоставлены преимущества при трудоустройстве гражданам иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения взаимных безвизовых поездках. Была упрощена процедура получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Одновременно была усилена ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: существенно увеличен размер административных штрафов за нарушение правил пребывания, проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации [2, c.3]

Наиболее эффективным методом противодействия незаконной миграции являются административное выдворение и депортация.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации [3].

В 2019 году за совершение административного правонарушения в сфере миграции судебными органами было вынесено 125 189 постановления об административном выдворении.

В отличие от административного выдворения, депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации [4].

Таким образом, только комплексный подход к решению проблемы незаконной миграции, повышение эффективности системы управления миграционными отношениями будет способствовать обеспечению безопасности страны. Необходимо совершенствовать законодательную, организационную базу регулирования потоков миграции с целью выявления угроз для страны и предупреждения социальной, экономической и политической нестабильности страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, незаконная миграция, административное выдворение, гражданин, Государственная граница, гражданство, иностранная рабочая сила, лицо, мигрант, Россия.

Сандугей А.Н., заместитель начальника НИЦ ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.

В первой половине 90-х годов XX в. российское общество столкнулось с новым явлением - нелегальной миграцией. Резкое усиление внешнего миграционного давления было обусловлено особым геополитическим положением Российской Федерации, относительно свободным въездом в страну из-за сохраняющейся и по сей день "прозрачности" границ со странами СНГ. По мнению специалистов, за последнее десятилетие масштабы нелегальной миграции достигли невероятных размеров. При этом взгляды экспертов существенно расходятся в оценке количества иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации без определенного правового статуса. Экспертные оценки числа нелегальных мигрантов варьируют от 5 - 7 млн. находящихся на территории страны до 20 млн. пребывающих ежегодно .

См.: Миграционные процессы и государственный контроль // Общественно-политическая газета. Миграционный вестник. 2004. N 1.
См.: Ромодановский К.О. Доклад в Государственной Думе // Миграционное право. 2006. N 1.

Некоторые исследователи называют число мигрантов от 250 тыс. до 7 млн. . Иногда в публикациях отмечается присутствие в стране свыше 10 млн. нелегалов . В действительности получить точные количественные оценки нелегальной миграции и занятости иностранцев в стране не представляется возможным. Впрочем, на этом фоне Россия не выглядит одинокой - та же проблема стоит при оценке численности мигрантов во всех государствах мира. Следовательно, рассматривать зависимость экономической безопасности государства от роста масштабов нелегальной миграции можно лишь с определенной долей вероятности.

См.: Красинец С.Е., Кубишин С.Е., Тюрюканова В.Е. Нелегальная миграция в Россию. М., 2000. С. 69.
Напр., оценки численности в стране китайцев колеблются от нескольких сот тысяч до 2,0 - 2,5 млн. человек. См.: Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. М., 2003. С. 380.

См.: Алегин А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. N 8.

Действительно, нелегальную миграцию сопровождают указанные асоциальные явления. Нельзя не согласиться и с мнением экспертов о том, что среди основных рисков для России в экономической сфере следует выделить криминализацию экономики и утечку капитала из страны . В то же время, насколько незаконная миграция в комплексе влияет на криминогенную обстановку, рынок труда и тем более на экономическую безопасность Российской Федерации, исследования не проводились.

См.: Акимов В.А. Оценка и прогноз стратегических рисков России: теория и практика // Право и безопасность. 2004. N 1; Кирьянов А.Ю. Экономическая безопасность как особое направление обеспечения региональной безопасности в современном российском государстве // Адвокатская практика. 2006. N 1.

Учитывая, что среди иностранных работников выделяются две основные стратегии: первая - остаться в России и получить российское гражданство (44%) и вторая - зарабатывать, периодически возвращаясь на родину (20%), то возникновение преступных мотивов в их поведении предельно мало . Это подтверждается в исследованиях немецкого криминолога Г.И. Шнайдера. Им установлено, что "в экономически развитых странах преступность иностранцев, выходцев из менее развитых стран незначительна" . Следовательно, преступность иностранных работников, независимо от их правового статуса, практически не оказывает какого-либо влияния на состояние российской преступности, и тем более на преступность в сфере экономики.

См.: Принудительный труд в современной России: нерегулируемая миграция и торговля людьми. Международная организация труда. М.: Права человека, 2004.
См.: Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1995.

Другим дискуссионным вопросом является вывоз из страны капиталов нелегальными трудовыми мигрантами. Как и в случае с оценкой масштабов нелегальной миграции в Россию, мнения экспертов по данному вопросу разделились. В результате анализа, проведенного специалистами Федеральной налоговой службы, было выявлено, что только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными мигрантами, составляют более 200 млрд. рублей . По некоторым оценкам МВД России, иностранцами без определенного правового статуса вывозится ежегодно 13 - 15 млрд. долларов США, не облагаемых налогами .

См.: Ромодановский К.О. Там же.
См.: Амбросьев С.В. Некоторые аспекты противодействия криминальной экономике // Российский следователь. 2006. N 6.

Наряду с этими утверждениями существует иное (противоположное) мнение как о количестве вывозимых средств, так и о степени соответствующей угрозы. По данным Центрального банка Российской Федерации, за 12 месяцев с апреля 2004 г. через систему денежных переводов и почту в страны СНГ официально ушло 737 млн. долларов США. По данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, за 2005 г. было отправлено около 970 млн. долларов США. Несмотря на проявляющуюся тенденцию роста, эти цифры значительно меньше, чем указанные выше.

В 2001 г. Научно-исследовательским институтом внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и торговли РФ были проведены исследования материального положения и уровня жизни трудовых мигрантов в России. Согласно исследованию, проведенному в шести регионах страны (Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Улан-Удэ, Хабаровск, Владивосток), деньги из России пересылают около 35% мигрантов, что несколько ниже, чем по данным аналогичного исследования ситуации в Москве в 1999 г. (47%). При этом каждый из них ежемесячно отправляет на родину около 109 долл. США в месяц, и это составляет примерно 1308 долл. США в год .

См.: Полетаев Д.В. Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования) // Междунар. орг. по миграции (МОМ). Бюро МОМ в России. М.: Гендальф, 2004. Ст. 77.

На основании приведенных данных можно с достаточной степенью ответственности подсчитать суммы, вывозимые нелегальными мигрантами. Если принять за общую численность последних среднюю экспертную оценку в 5 - 7 млн. человек, то получим следующий результат: 5 - 7 млн. чел. x 35% x 1308 долл. США = 2289 - 3204 млн. долл. США. Даже если предположить, что деньги пересылает каждый мигрант, а не 35%, то получим: 5 - 7 млн. чел. x 1308 = 6540 - 9156 млн. долл. США. Таким образом, можно утверждать, что из России ежегодно трудовыми мигрантами вывозится от 2,3 до 9 млрд. долл. США. Соответственно, среднее значение составляет 3,4 млрд. долл. США. Следовательно, речь не идет о 13 - 15 млрд. долларов, вывозимых нелегальными трудовыми мигрантами за пределы страны. При этом фактические потери российской экономики составляют намного меньше.

Учитывая сформировавшееся общественно-политическое мнение об экономической угрозе, исходящей от нелегальных трудовых мигрантов, в 2005 г. Федеральной миграционной службой России совместно с Федеральной налоговой службой России и Федеральной службой по труду и занятости РФ был проведен эксперимент по легализации незаконных трудовых мигрантов, въехавших на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке. В результате амнистии выявилось урегулирование правового статуса около 7,4 тыс. "нелегалов" на 403 народнохозяйственных объектах .

См.: О ходе реализации государственной миграционной политики Федеральной миграционной службой в 2005 г. // Информационно-аналитические материалы ФМС России. М., 2006.

Если предположить возможность легализации всех незаконно находящихся на территории Российской Федерации трудовых мигрантов, то, оперируя уже используемыми нами цифрами, реальные экономические потери (с учетом подоходного налога 30%) составят от 0,69 до 2,7 млрд. долл. США. Соответственно среднее значение потерь российской экономики от неуплаты налогов данной категорией лиц составляет 1 млрд. долл. США. Однако этими цифрами можно оперировать только при условии, что работодатели будут выплачивать легализованным мигрантам заработную плату в размере не менее 10 тыс. руб., что само по себе не отвечает современным реалиям российского рынка труда.

Крайне важно понимать, что эти цифры охватывают вывоз денежных средств только теми мигрантами, которые работают в России по найму или как мелкие предприниматели. Относительно криминального бизнеса, теневой экономики, нелегально эксплуатирующей рабочую силу, в том числе и иностранную, данные могут быть иными. Например, по экспертным оценкам, незаконный отток валюты в результате деятельности предприятий и организаций, подконтрольных преступным группам, только по Новороссийскому порту составляет в год около 1 млрд. долл. США . По оперативным данным, лишь с одной нефтеналивной базы указанного порта ежегодно осуществляется хищений нефтепродуктов, путем их вывоза за рубеж, на сумму, превышающую 0,3 млрд. долл. США. По аналогичной схеме развивается ситуация практически во всех морских портовых комплексах России.

См.: Милякина Е.В., Росса А.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности на морском транспорте // Законодательство и экономика. 2006. N 7, 8.

Как видим, проведенный анализ пороговых значений потерь бюджета страны от неуплаты нелегальными мигрантами налогов несоизмерим с прямыми потерями нашего государства от иных преступлений в экономической сфере. Характерно также то, что для резидентов Российской Федерации традиционно свойственно уклонение от налогов. Они, так же как и нелегальные мигранты, выплачивают местным "предпринимателям", чиновникам, представителям милиции и криминальным группам требуемые ими суммы. Следовательно, говорить о чрезмерном влиянии незаконной миграции на экономическую безопасность страны пока преждевременно .

Что же касается самой проблемы вывоза капитала мигрантами, то в Докладе глобальной комиссии по международной миграции указывается "Денежные переводы мигрантов являются их личными средствами и не должны присваиваться государствами" // См.: Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности. Доклад Глобальной комиссии по международной миграции. М., 2006. С. 26.

Среди экспертов существует мнение, что в качестве экономических последствий нелегальной миграции выступает обострение ситуации на рынках труда, вытеснение российских фирм и работников. Вместе с тем исследования, проведенные российскими учеными, показывают, что их авторы не рассматривают всерьез конкуренцию местному населению со стороны мигрантов.

См.: Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006. С. 249.
См.: Там же. С. 295.

В завершение отмечу, что, наряду с обоснованными заключениями экспертов о положительных факторах международной трудовой иммиграции, исторически сложились два подхода к ее восприятию: позитивный и негативный. Если приверженцы позитивного подхода говорят о ее положительном эффекте, то сторонники жесткой иммиграционной политики все чаще заявляют о реальной угрозе экономической безопасности со стороны неконтролируемых иммиграционных потоков.

Учитывая, что в условиях глобализации концепция российской иммиграционной политики еще не раз подвергнется изменениям, достаточно трудно занять ту или иную позицию. Вместе с тем на сегодняшний день нельзя отрицать необходимость принятия государством жестких мер по борьбе с незаконной миграцией и ее негативными последствиями. Одновременно также следует помнить, что некоторые принимающие страны уже столкнулись с тем, что экономические последствия борьбы с нелегальной занятостью могут быть неблагоприятными, особенно в сферах, где с ее помощью производится значительное количество отраслевого продукта. Например, по оценке голландских ученых, экономические потери от полной ликвидации нелегальной занятости в каждой конкретной отрасли могут быть сопоставимы с ее показателями в целом .

См.: Красинец С.Е., Кубишин С.Е., Тюрюканова В.Е. Нелегальная миграция в России: выбор стратегии регулирования // Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. М., 2002. С. 234.

Россия, конечно, не Нидерланды, но и вклад нелегальных мигрантов в сферу строительства, сельского хозяйства, оказания услуг в условиях существования теневых сторон нашей экономики нельзя не учитывать. Следовательно, при разработке концептуальных мер борьбы с нелегальной занятостью необходимо максимально учитывать зарубежный опыт, особенно аккуратно обращаясь к программам легализации. При этом сторонникам жесткой иммиграционной политики надо согласиться с мнением о том, что к нелегальной миграции необходимо подходить через позитивное понимание объективно существующего явления, говоря не только о его последствиях, но и об его эффекте, положительных моментах. Ведь известно, что нелегальная иммиграция вдвойне выгодней легальной - по той простой причине, что именно бесправный нелегал особенно удобен для неограниченной эксплуатации. Выгоды от нелегалов ощущает каждый, кто столкнется с иммигрантом как работодатель, потребитель услуг и, к общему стыду, "правоохранитель" .

См.: Вишневский А.Г. Альтернативы миграционной стратегии // Россия в глобальной политике. 2004. N 6. С. 34.

Конечно, извлечение пользы от нелегальной иммиграции не должно сводиться к "трудовым отношениям периода Римской империи", но и борьба против нелегальной иммиграции не должна быть изолирована от общего контекста иммиграционной политики России, которая, в свою очередь, является частью общей политической стратегии.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: