Порядок засекречивания сведений и их носителей и формы допуска граждан к государственной тайне

Обновлено: 22.04.2024

О государственной тайне

(с изменениями на 11 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

В настоящем Законе также учтены:

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации (преамбула дополнена с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В тексте Закона слова "Министерство безопасности Российской Федерации" заменены словами "Федеральная служба безопасности Российской Федерации" в соответствующих падежах с 9 октября 1997 года - Федеральный закон от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (абзац дополнительно включен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям (абзац дополнен с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 294-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой (абзац дополнительно включен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ*

* Название раздела в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию.

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее - граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.11.2012 N 1123, от 18.03.2016 N 214)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

"номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1).

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

11. Сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2021 N 1793)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2019 N 468)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

13. Решение о допуске к государственной тайне принимается:

а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, - военным комиссаром;

б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;

в) в отношении руководителей негосударственных организаций - руководителем организации - заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации (при наличии печати), оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1549)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:

а) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

16. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано гражданином в вышестоящую организацию или в суд.

17. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

18. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор граждан, допускаемых к государственной тайне.

  • Раздел I. Общие Положения (ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
    • Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
    • Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
    • Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
    • Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
    • Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
    • Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
    • Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
    • Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
    • Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
    • Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
    • Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
    • Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
    • Статья 20. Органы защиты государственной тайны
    • Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
    • Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне
    • Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
    • Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
    • Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
    • Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
    • Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
    • Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль
    • Статья 32. Прокурорский надзор

    Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
    "О государственной тайне"

    С изменениями и дополнениями от:

    6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г., 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня 2021 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    21 июля 1993 года

    Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

    Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

    Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

    Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

    Засекречивание сведений и их носителей - это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

    Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

    Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

    Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

    Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей - снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

    Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

    Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

    Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

    Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

    Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"

    Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

    Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете "Российские вести" от 30 сентября 1993 г. N 189, в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 39-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

    Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

    Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

    Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу.

    Можно назвать такие признаки государственной тайны:

    1) это очень важные сведения;

    2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

    3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

    4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

    5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

    Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

    Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

    Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны.

    Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

    Не подлежат засекречиванию сведения о:

    • чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

    • состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, преступности;

    • привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

    • фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

    • размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

    • состоянии здоровья высших должностных лиц России.

    Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

    Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

    Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

    По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

    Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

    Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

    Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации. Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

    Конституция Российской Федерации (ст. 29)гарантирует каждо­му гражданину право свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом. Вместе с тем Конституция закрепляет право граждан, предприятий и организаций, государства на тайну.

    В числе видов тайн, охраняемых законом, наибольшее значение имеют государственная и коммерческая тайна, и тайна частной жизни.

    В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 6 октября 1997 г.) государст­венной тайной признаются защищаемые государством сведения в об­ласти его военной, внешнеполитической, экономической, разведыва­тельной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятель­ности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

    К государственной тайне относятся:

    1. сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве и объемах хранения и утилизации ядер­ных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и др.;

    2. сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обо­роны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение и проч.);

    3. сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической дея­тельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задол­женности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    4. сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудни­чавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и сред­ствах защиты секретной информации и др.

    В Законе «О государственной тайне» специально оговаривается, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречива­нию сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, о со­стоянии преступности, о привилегиях и льготах, представляемым го­сударством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учрежде­ниям и организациям, о фактах нарушения нрав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности.

    Как указано в ст. 10 Закона «О государственной тайне», отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне.

    Этот Пере­чень состоит из четырех разделов:

    1. сведения в военной области;

    2. све­дения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;

    3. сведения в области экономики, науки и техники;

    4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

    Перечень утверждается указом Президента Российской Федерации и публикуется в доступных для граждан изданиях. Так, действующий в настоящее время Перечень сведений, отнесенных к го­сударственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. В Перечень в зависимости от конкретной ситуации в стране могут вноситься определенные изменения и дополнения. Этими во­просами занимается Межведомственная комиссия по защите государ­ственной тайны.

    Комиссии представлено право: формировать пере­чень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; фор­мировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; подготавливать и представлять в Правительство РФ нормативные и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального законодательства о государственной тайне; разрабатывать предложе­ния по совершенствованию защиты государственной тайны; опреде­лять порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих го­сударственную тайну; рассматривать запросы органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреж­дений, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесен­ных к государственной тайне; принимать решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, предпри­ятием, учреждением и организацией сведений, составляющих государ­ственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственнос­ти, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, другому органу государствен­ной власти, органу местного самоуправления, предприятию, учрежде­нию, организации; давать заключения на решения руководителей ор­ганов государственной власти, связанные с изменением действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут при­вести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; опротестовывать предложения о продлении 30-летнего срок; засекречивания сведений, составляющих государственную тайну.

    В состав Межведомственной комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Прези­дента РФ, Аппарата Правительства РФ.

    Большое практическое значение в настоящее время приобретает вопрос о доступе должностных лиц и граждан России к государственной тайне. Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назна­чены на эти должности только после оформления допуска по соответ­ствующей форме.

    В зависимости от уровня секретности сведений, составляющих государственную тайну, установлены три формы допуска:

    первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

    вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

    третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ РФ и ее террито­риальными органами. Допуск граждан по третьей форме осуществля­ется руководителем организации, где работает гражданин.

    Статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» гласит, что до­пуск граждан к государственной тайне осуществляется в доброволь­ном порядке и предусматривает:

    1. принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, состав­ляющих государственную тайну;

    2. согласие на частичные временные ог­раничения их прав;

    3. письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий. Объем про­верочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформленное лицо.

    Закон «О государственной тайне» (ст. 22) называет ряд оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне. Среди них: признание судом гражданина недееспособным, особо опасным реци­дивистом; постоянное проживание гражданина и его родственников за рубежом; наличие у гражданина судимости и т.п.

    Для определенной категории граждан существует особый порядок допуска к государственной тайне. Среди этих граждан члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, адвокаты, участ­вующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государст­венную тайну, без оформления допуска.

    Конечно, это не означает, что указанная категория лиц не может быть привлечена к ответственности за нарушение государственной тайны. В частности, нарушение госу­дарственной тайны любым лицом, обладающим этой тайной, может повлечь за собой привлечение виновного к уголовной ответственнос­ти.

    Так, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутст­вии признаков государственной измены, в соответствий сост. 283 УК Россиинаказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной де­ятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Те же деяния, по­влекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Под тяжкими последствиями следует понимать переход сек­ретных сведений в руки иностранной разведки, срыв вследствие раз­глашения важных государственных мероприятий, проверка стратеги­ческих научных исследований и разработок, необходимость переосна­щения военных объектов и т.п.

    Наряду с разглашением государственной тайны уголовно наказуе­мой является утрата документов, содержащих государственную тайну.Суть этого деяния состоит в нарушении лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержа­щими государственную тайну документами, а равно с предметами, све­дения о которых составляют государственную тайну, если это повлек­ло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствии.

    Утрата документов, содержащих государственную тайну, наказывает­ся ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до трех лет или без та­кового.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: