Порядок вступления в законную силу решение областного суда по делу о защите избирательных прав

Обновлено: 24.04.2024

Вступление в силу постановления об административном правонарушении — это завершающая часть производства по делу об административном правонарушении. Именно вступившее в силу постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения. С датой вступления в силу постановления законодатель связывает основания для привлечения к ответственности (административной либо уголовной) за совершение повторного нарушения.

Например, водитель, в отношении которого мировым судьей вынесено постановление о лишении права управления транспортным средством, считается лишенным такого права со дня вступления данного постановления в законную силу. Следовательно, если постановление не вступило в законную силу, действия водителя по управлению транспортным средством не могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 12.7 КоАП.

В соответствии со ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Таким образом, момент приобретения постановлением (решением) юридической силы зависит от реализации лицами, перечисленными в ст. статьях 25.1 - 25.5.1 и ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ (а именно: лицом, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лиц, защитником и представителем, должностном лицом, составившим протокол об административном правонарушении) принадлежащего им права на обжалование этого постановления в установленном порядке.

Так, в силу ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ (касающихся защиты избирательных прав), - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно положениям ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку либо высылается заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В случаях, когда постановление по делу об административном правонарушении было вручено под расписку, каких-либо сложностей с определением даты его вступления в законную силу не возникает.

Например, постановление мировым судьёй вынесено 2 марта и в этот же день вручено лицу, привлеченному к административной ответственности и присутствовавшему в судебном заседании. 4 марта постановление получено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Соответственно, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление до 12 марта включительно, должностное лицо - до 14 марта включительно, и в случае отсутствия жалоб постановление вступает в силу 15 марта.

Проблемы с толкованием правила об отсчете срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении зачастую возникают при направлении лицу, привлеченному к административной ответственности, копии постановления заказным почтовым отправлением.

Названные лица, буквально толкуя перечисленные положения закона и полагая, что невручение им копии постановления свидетельствует о невступлении его в силу и может затянуть исполнение постановления на неопределенный срок, довольно часто умышленно уклоняются от получения постановления. Вместе с тем, напротив, неполучение постановления по делу об административном правонарушении, в том числе направленного заказным почтовым отправлением, влечет для лица, привлеченного к административной ответственности, негативные последствия в виде истечения срока, установленного для обжалования.

В частности, в п. 29.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 19.12.2013 N 40) дано разъяснение, что в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

Так, например, если копия постановления по делу об административном правонарушении от 02 февраля, направленная лицу, привлекаемому к административной ответственности, заказным почтовым отправлением 5 февраля, возвращена в суд в связи с истечением срока хранения 10 марта, то датой вступления в силу постановления считается 21 марта.

Если момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении приходится на нерабочий или праздничный день, то днем вступления в силу соответствующего постановления считается следующий за ним рабочий день.

Порядок вступления в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования, а также решений по жалобам зависит от того, кем рассматривалось дело.

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, - в вышестоящий суд, то есть в краевой, областной или другой соответствующий ему суд (ч. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Возможность обжалования решения судьи краевого, областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Например, постановление инспектора ОГИБДД о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) может быть обжаловано в районный суд (по месту рассмотрения дела в ОГИБДД), решение районного суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, решение которого, в свою очередь, вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Получается, постановление мирового судьи вступает в законную силу немедленно после вынесения районным судом соответствующего решения, а постановление районного суда - немедленно после вынесения решения краевым, областным судом, другим соответствующего уровня судом.

Например, постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) обжаловано в районный суд, который своим решением от 02 марта оставил постановление мирового судьи от 15 января без изменения. Дата вступления в силу постановления - 2 марта.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в ст. 30.12 КоАП РФ: по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в ч. 3 ст. 30.12 КоАП РФ (прокуроры субъектов и их заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры военных округов и т.д.), и жалобам лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1, ч. 4 и 5 ст. 30.12 КоАП РФ. Срок обжалования вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ не установлен.

КАС РФ Статья 243. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

1. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.

2. Административные дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

4. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.

5. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

6. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.

7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.

КАС РФ Статья 244. Решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация

2. Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

3. Мотивированное решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел.

4. Копии решения суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, в том числе лицам, давшим заключение по делу, их представителям, а также представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, или направляются им в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а в период избирательной кампании, кампании референдума (до дня голосования) незамедлительно после изготовления решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий.

6. Решения суда о включении гражданина в список избирателей, немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования подлежат немедленному исполнению. К немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

Статьей 239 КАС РФ и пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен перечень субъектов, обладающих правом на обращение в суд общей юрисдикции за защитой избирательных прав, в число которых входят избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

7 марта 2018, 17:44

Рассмотрение дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

Статьей 239 КАС РФ и пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен перечень субъектов, обладающих правом на обращение в суд общей юрисдикции за защитой избирательных прав, в число которых входят избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колотушкин А.В.

В силу ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме закреплено ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Действенным способом защиты нарушенного конституционного права является обращение в суд.

В этой связи, законодателем предусмотрена отдельная глава в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующая особенности производства по делам данной категории (глава 24 КАС РФ).

Право на обращение с административным исковым заявлением дифференцировано по субъектам и требованиям.

Исходя из содержания ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде:

- решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме;

- решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в соответствующих выборах, референдуме.

Граждане могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме.

Кандидаты вправе обраться в суд с заявлением:

- об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы;

- об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;

- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;

- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Подсудность административных дел о защите избирательных прав определена главой 2 КАС РФ. В соответствии со ст. 19 КАС РФ такие дела подсудны районному суду за исключением дел, которые определены в п. п. 7-12 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. Данная категория дел подсудна Челябинскому областному суду.

Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав определены ст. 240 КАС РФ. Их продолжительность зависит от стадии избирательной кампании и от характера предъявленных требований.

Общий срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о защите нарушенного прав - три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах. Этот срок, в случае его пропуска по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Однако, например, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав установлены ст. 241 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии с ст. 1 ст. 298 КАС РФ в случае несогласия принятым судом первой инстанции постановлением апелляционная жалоба может быть подана в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 298 КАС РФ установлены сокращенные сроки обжалования решений и определений суда по административным делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации – в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

28 августа 2020, 17:23

Особенности производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колотушкин А.В.

В силу ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме закреплено ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Действенным способом защиты нарушенного конституционного права является обращение в суд.

В этой связи, законодателем предусмотрена отдельная глава в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующая особенности производства по делам данной категории (глава 24 КАС РФ).

Право на обращение с административным исковым заявлением дифференцировано по субъектам и требованиям.

Исходя из содержания ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде:

- решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме;

- решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в соответствующих выборах, референдуме.

Граждане могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме.

Кандидаты вправе обраться в суд с заявлением:

- об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы;

- об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;

- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;

- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Подсудность административных дел о защите избирательных прав определена главой 2 КАС РФ. В соответствии со ст. 19 КАС РФ такие дела подсудны районному суду за исключением дел, которые определены в п. п. 7-12 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. Данная категория дел подсудна Челябинскому областному суду.

Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав определены ст. 240 КАС РФ. Их продолжительность зависит от стадии избирательной кампании и от характера предъявленных требований.

Общий срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о защите нарушенного прав - три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах. Этот срок, в случае его пропуска по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Однако, например, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав установлены ст. 241 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии с ст. 1 ст. 298 КАС РФ в случае несогласия принятым судом первой инстанции постановлением апелляционная жалоба может быть подана в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 298 КАС РФ установлены сокращенные сроки обжалования решений и определений суда по административным делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации – в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: