Порядок утилизации воздушных судов

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 226) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным и научным организациям, учреждениям культуры и организациям при условии списания этой техники, а воздушные суда, кроме того, должны быть исключены из всех видов государственной регистрации (учета).

2. Утилизация снятой с эксплуатации авиационной техники военного назначения, используемой в государственной и экспериментальной авиации, осуществляется организациями, имеющими лицензию на проведение работ по утилизации военной техники.

3. Перед утилизацией снятой с эксплуатации авиационной техники проводятся ее разукомплектование и демонтаж комплектующих изделий в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, представляемой вместе с актом на списание авиационной техники.

4. Снятые с эксплуатации воздушные суда могут быть реализованы только после приведения их в нелетное состояние.

5. Порядок снятия с эксплуатации авиационной техники, используемой в гражданской, государственной и экспериментальной авиации, правила ее списания, разделки при утилизации, а также приведения в нелетное состояние воздушных судов перед их реализацией устанавливаются соответственно специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

6. Проведение работ по разукомплектованию, разделке и приведению в нелетное состояние воздушных судов до получения акта на списание авиационной техники и подтверждения исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, снятия с государственного учета воздушных судов государственной и экспериментальной авиации запрещается.

7. Не подлежит реализации авиационная техника, снятая с эксплуатации в результате авиационного происшествия или инцидента, стихийного бедствия, а также в других случаях, установленных специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

8. Реализация находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, приватизация которой запрещена, проводится при условии принятия в установленном порядке решения об исключении ее из состава имущества, приватизация которого запрещена.

9. Решение об утилизации находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, закрепленной за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и относящейся к недвижимому имуществу, принимается указанным предприятием по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (или по его поручению - с территориальным органом этого Министерства) и с уведомлением о принятом решении специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.226) Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в пункт 1 внесены изменения

1. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным и научным организациям, учреждениям культуры и организациям при условии списания этой техники, а воздушные суда, кроме того, должны быть исключены из всех видов государственной регистрации (учета).

2. Утилизация снятой с эксплуатации авиационной техники военного назначения, используемой в государственной и экспериментальной авиации, осуществляется организациями, имеющими лицензию на проведение работ по утилизации военной техники.

3. Перед утилизацией снятой с эксплуатации авиационной техники проводятся ее разукомплектование и демонтаж комплектующих изделий в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, представляемой вместе с актом на списание авиационной техники.

4. Снятые с эксплуатации воздушные суда могут быть реализованы только после приведения их в нелетное состояние.

5. Порядок снятия с эксплуатации авиационной техники, используемой в гражданской, государственной и экспериментальной авиации, правила ее списания, разделки при утилизации, а также приведения в нелетное состояние воздушных судов перед их реализацией устанавливаются соответственно специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

6. Проведение работ по разукомплектованию, разделке и приведению в нелетное состояние воздушных судов до получения акта на списание авиационной техники и подтверждения исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, снятия с государственного учета воздушных судов государственной и экспериментальной авиации запрещается.

7. Не подлежит реализации авиационная техника, снятая с эксплуатации в результате авиационного происшествия или инцидента, стихийного бедствия, а также в других случаях, установленных специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

8. Реализация находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, приватизация которой запрещена, проводится при условии принятия в установленном порядке решения об исключении ее из состава имущества, приватизация которого запрещена.

9. Решение об утилизации находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, закрепленной за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и относящейся к недвижимому имуществу, принимается указанным предприятием по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (или по его поручению - с территориальным органом этого Министерства) и с уведомлением о принятом решении специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

Износ используемого транспорта, постоянное улучшение вооружения армии приводит, помимо лучшей обороноспособности, к накоплению старых машин и установок. Частью модернизации оборонного комплекса является утилизация военной техники и вооружения (ВВТ), не подлежащих эксплуатации.

Что такое утилизация вооружения и военной техники?

Вооружение и военная техника:

  • системы и комплексы ВВТ;
  • снаряды;
  • комплектующие;
  • элементы инфраструктуры;
  • взрывчатые вещества;
  • топливо.

Утилизация указанного вооружения и военной техники состоит из ряда мер, действий по переработке, демилитаризации, диверсификации изношенных, списанных, морально и технически устаревших ВВТ. Процесс проходит с выполнением государственных, отраслевых стандартов, под наблюдением представителей Министерства обороны. Это обусловлено соблюдением мер безопасности для людей, задействованных в переработке. Указанные меры призваны не допустить вреда для окружающей среды.

Цель утилизации военного лома — получение продукта для применения на гражданских объектах (сырьё для вторпереработки). Обращение с такими отходами проходит согласно техническим условиям. ТУ определяют средства и среду для проведения переработки, иные моменты для каждого вида ВВТ с учётом опасности, назначения, размеров, целесообразности повторного использования.

Особенности утилизации военной техники

Военная продукция, которая подлежит утилизации — особый объект переработки. Работа с ВВТ требует:

  1. Соблюдения секретности, поскольку то, что связано с обороной является государственной тайной.
  2. Утилизация военного имущества выполняется отечественными предприятиями. Акцент делается на долгосрочное сотрудничество Министерства обороны и исполнителя.
  3. Переработкой лома занимаются организации, имеющие специальную лицензию. Для каждого конкретного вида выдаётся отдельное разрешение. Предприятия укомплектованы соответствующим оборудованием.

Демонтаж, ликвидация и переработка производятся на территориях предприятий с соблюдением мер безопасности. Учитывая стратегическую ценность имущества, риск загрязнения окружающей среды, разрушения инфраструктуры, работу проводят обученные сотрудники под наблюдением представителей ведомства.

Классификация вооружения и военной техники

У каждого рода войск есть характерные ВВТ, имеющие конкретные функции. Но предметы, которые подлежат переработке, в том числе военная техника с вооружением делятся на три категории:

  • сложные изделия (требуется предварительно разобрать);
  • крупногабаритные элементы и образцы;
  • малогабаритные ВВТ.

Разделение условно, вид вооружения определяется специалистами по факту. Каждая из перечисленных групп проходит ликвидацию в соответствии с разработанными и утверждёнными техническими условиями.

Сложные изделия

Эту категорию ВВТ перед переработкой надо разукомплектовать. Сложными считаются предметы, требующие предварительной разборки. Вооружение со взрывоопасными элементами:

  • ракеты;
  • патроны;
  • артиллерийские снаряды.

Компоненты отделяют от деталей пригодных для вторичного использования.

Крупногабаритные образцы

В эту группу входят ВВТ, которые допустимо разобрать или разрезать без риска для здоровья, жизни людей, повреждения зданий, оборудования. К крупным образцам относят корпус корабля, другие элементы судов. Полученный материал идёт на вторичную переработку, поскольку используется на стратегических, гражданских объектах.

Разбирается (разрезается) оборудование на месте базирования техники, а затем меньшими элементами вывозится исполнителем к месту ликвидации.

Малогабаритные образцы

Это наиболее тяжёлые для утилизации ВВТ. Переработка малогабаритных образцов проводится после взрыва, поскольку они содержат взрывоопасные вещества. Ликвидация выполняется простым подрывом в водной или воздушной среде. Осколки в качестве металлолома перерабатываются.

В недалёком прошлом малогабаритные ВВТ не утилизировали, а уничтожали (захоронение, сжигание, подрыв, затопление). Современные методы и технологии позволяют из опасного вооружения получить вторичное сырьё хорошего качества.

Программа утилизации военной техники в Российской Федерации

Имущество ликвидируется, перерабатывается согласно законам РФ и техническими условиями. Порядок утилизации военной техники закреплён в «Программе», рассчитанной на 2011 – 2020 годы.

«Программа утилизации военной техники в РФ» предусматривает:

  1. Обновление армии совместно с предприятиями оборонного комплекса.
  2. Промышленную утилизацию ВВТ.
  3. Перевооружение боевых машин времён Советского Союза.
  4. Передачу или продажу списанных машин дружественным государствам, предусмотренные обязательствами по сотрудничеству.
  5. Использование изношенного, нерабочего оборудования в качестве мишеней на полигонах.
  6. Направление имущества в музеи, установку в роли памятников.
  7. Конвертацию установок для гражданского назначения (тягачи, большегрузы).

Таким способом проводится утилизация военных судов, бронемашин, машин авиации.

Лицензия на утилизацию вооружения и военной техники

Работы по демонтажу, переработке, ликвидации ВВТ выполняют предприятия, имеющие разрешающие документы. Лицензия на утилизацию вооружения предоставляется организациям в соответствии с нормативными актами федерального значения:

  • ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года;
  • Закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1;
  • Постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 года № 581;
  • Федеральные законы № 160-ФЗ от 9 июля 1997 года, №57-ФЗ от 29 апреля 2008 года, регламентирующие ограничения участия в тендерах иностранных компаний, а также организаций с иностранными инвестициями.

Как и где заказать лицензию на утилизацию вооружения и военной техники?

Согласно Постановлению №581 разрешение для указанного вида деятельности выдаёт Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Существуют компании, выступающие посредниками между соискателем и министерством. Претендент обращается в орган лицензирования или к посреднику.

У потенциального лицензиата должны быть созданы условия для качественного и безопасного демонтажа, ликвидации, переработки ВВТ:

  • отдельное помещение, оборудование, программное обеспечение, техническая документация;
  • соответствие системы менеджмента военным стандартам РФ, ISO 9000;
  • условия (ФЗ от 26.03.1998г. № 41-ФЗ) для хранения документации, материалов, утилизируемой согласно ГОСТ техники, комплектующих, инструментов, оборудования;
  • штат, включающий специалистов, имеющих профильное образование;
  • безопасность для людей, окружающей среды.

При соблюдении перечисленных условий, предприятие подаёт в лицензирующий орган сведения.

Документы, необходимые для получения лицензии на утилизацию вооружения и военной техники

Чтобы получить разрешение на проведение переработки, ликвидации надо представить Министерству промышленности и торговли РФ следующие документы:

  • заявление о получении лицензии;
  • номенклатуру вооружений для ликвидации согласно с Единым кодификатором предметов снабжения;
  • данные о подразделениях, обеспечивающих контроль качества;
  • копию сертификата (или заявление руководителя на основании аудита) о соответствии государственным стандартам и ISO 9000;
  • копии прав собственности (иных актов) на оборудование, измерительные средства, техническую документацию;
  • сведения (копии) о помещениях, зданиях для ликвидации;
  • информацию о местах, условиях для хранения документации, техники, оборудования;
  • подтверждение (копию) трудовых отношений с людьми, соответствующими профессиональным стандартам;
  • при планировании работ с сохранением государственной тайны, необходимы сведения по поводу соблюдения законов;
  • если предприятие привлекало (привлекает) иностранные инвестиции, надо подтвердить соблюдение соискателем требований нормативных актов об иностранных вложениях.

Порядок подачи перечисленных бумаг предусмотрен п.7 Постановления № 581.

Документ подтверждающий результат лицензирования утилизации ВВТ

Право проведения демонтажа, переработки, ликвидации вооружения даёт лицензия Министерства промышленности и торговли (до 2015 года выдавал Рособоронзаказ). Документ выполнен на бланке органа лицензирования.

Последствия осуществления утилизации вооружения и военной техники без лицензии

При попытке заключить контракты и договора на демонтаж, переработку, ликвидацию ВВТ без разрешения, предусмотрены административные взыскания согласно КоАП РФ (ч.2 ст. 14.1, ч.1 ст.19.20).

Для граждан и должностных лиц ― штрафы в размере 2000-2500 руб. и 4000-5000 руб. соответственно, если осуществляется лицензируемый вид предпринимательской деятельности без разрешения.

Лицензируемая деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без разрешения влечёт ответственность в виде штрафа:

  • граждане — 500-1000 руб.;
  • должностные лица — 30000-50000 руб. или отстранение на 1-3 года;
  • индивидуальные предприниматели – 30000-40000 руб. или приостановка деятельности на 90 суток;
  • юридические лица — 170000-250000 руб. или остановка деятельности на 90 суток.

Переработка и ликвидация ВВТ — особый вид обращения со специфическими отходами. Требует соблюдения повышенных мер безопасности, строгого выполнения норм, правил Федерального законодательства, в том числе закона «О государственной тайне».


Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Как утилизировать автомобиль в 2022 году?

Как осуществляется сбор отходов в России?

Лицензии на вывоз ТБО, создание полигона, переработку твердых коммунальных отходов

Утилизация и уничтожение биоотходов


Лицензирование деятельности на транспортировку отходов

Уничтожение документов путем сжигания, шредирования, химической обработкой

Утилизация оборудования и приборов КОСГУ

Паспорт отходов: на какие отходы делается, можно ли сделать самостоятельно, перечень документов и образец

12.3. СПИСАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

12.3.1. Воздушные суда исключают из Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ в случаях их списания, снятия с эксплуатации, продажи или передачи в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу.

Списание ВС производят при снятии их с эксплуатации, после выработки назначенного ресурса (общего срока службы), ввиду уничтожения, пропажи без вести (когда поиск прекращен), невозможности эвакуации с места вынужденной посадки, нецелесообразности ремонта.

12.3.2. Списание ВС и авиадвигателей производится в порядке, определяемом ГОУВТ, а комплектующих изделий - по решению авиапредприятия на основании актов на списание.

12.3.3. Учет самолето-часов (суток) по списываемому ВС прекращают со дня утверждения акта на его списание.

Авиационную технику, на которую оформлены акты списания, использовать в полетах запрещается.

12.3.4. Для снятия с учета списанных ВС и авиадвигателей выдают инспекторские свидетельства в случаях и порядке, определяемом ГОУВТ.

Использование списанной АТ осуществляют в соответствии с указаниями, имеющимися в инспекторских свидетельствах. Допускаются к продолжению эксплуатации только паспортизированные изделия, не выработавшие ресурс (срок службы), если причиной списания ВС не является авиационное происшествие. В случае авиационного происшествия эксплуатация таких изделий допустима только после их ремонта, целесообразность которого определяется комиссией авиапредприятия.

12.3.5. Списанные ВС приводят в нелетное состояние. Использование непригодных к эксплуатации их компонентов для изготовления (строительства) каких-либо летательных аппаратов запрещается. Перед передачей списанного ВС в другую организацию, перед разделкой или временным хранением его в авиапредприятии из систем ВС сливают ГСМ и спецжидкости, стравливают давление газов, демонтируют взрывные устройства, радиостанции, специальные изделия (приборы), аккумуляторные батареи и другое съемное оборудование. На ВС выполняют также работы, связанные с особенностями его дальнейшего использования и извлечением компонентов, содержащих особо учитываемые материалы. Снятое со списанной АТ оборудование, подлежащее дальнейшему использованию, приходуют, при необходимости консервируют и сдают на хранение. При хранении списанных изделий и изделий, подлежащих ремонту, принимают меры, исключающие использование указанных изделий на действующих ВС и авиадвигателях.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 226) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным и научным организациям, учреждениям культуры и организациям при условии списания этой техники, а воздушные суда, кроме того, должны быть исключены из всех видов государственной регистрации (учета).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утилизация снятой с эксплуатации авиационной техники военного назначения, используемой в государственной и экспериментальной авиации, осуществляется организациями, имеющими лицензию на проведение работ по утилизации военной техники.

3. Перед утилизацией снятой с эксплуатации авиационной техники проводятся ее разукомплектование и демонтаж комплектующих изделий в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, представляемой вместе с актом на списание авиационной техники.

4. Снятые с эксплуатации воздушные суда могут быть реализованы только после приведения их в нелетное состояние.

5. Порядок снятия с эксплуатации авиационной техники, используемой в гражданской, государственной и экспериментальной авиации, правила ее списания, разделки при утилизации, а также приведения в нелетное состояние воздушных судов перед их реализацией устанавливаются соответственно специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

6. Проведение работ по разукомплектованию, разделке и приведению в нелетное состояние воздушных судов до получения акта на списание авиационной техники и подтверждения исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, снятия с государственного учета воздушных судов государственной и экспериментальной авиации запрещается.

7. Не подлежит реализации авиационная техника, снятая с эксплуатации в результате авиационного происшествия или инцидента, стихийного бедствия, а также в других случаях, установленных специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

8. Реализация находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, приватизация которой запрещена, проводится при условии принятия в установленном порядке решения об исключении ее из состава имущества, приватизация которого запрещена.

9. Решение об утилизации находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, закрепленной за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и относящейся к недвижимому имуществу, принимается указанным предприятием по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (или по его поручению - с территориальным органом этого Министерства) и с уведомлением о принятом решении специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: