Порядок утилизации воздушных судов
Обновлено: 24.04.2024
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 226) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным и научным организациям, учреждениям культуры и организациям при условии списания этой техники, а воздушные суда, кроме того, должны быть исключены из всех видов государственной регистрации (учета).
2. Утилизация снятой с эксплуатации авиационной техники военного назначения, используемой в государственной и экспериментальной авиации, осуществляется организациями, имеющими лицензию на проведение работ по утилизации военной техники.
3. Перед утилизацией снятой с эксплуатации авиационной техники проводятся ее разукомплектование и демонтаж комплектующих изделий в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, представляемой вместе с актом на списание авиационной техники.
4. Снятые с эксплуатации воздушные суда могут быть реализованы только после приведения их в нелетное состояние.
5. Порядок снятия с эксплуатации авиационной техники, используемой в гражданской, государственной и экспериментальной авиации, правила ее списания, разделки при утилизации, а также приведения в нелетное состояние воздушных судов перед их реализацией устанавливаются соответственно специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
6. Проведение работ по разукомплектованию, разделке и приведению в нелетное состояние воздушных судов до получения акта на списание авиационной техники и подтверждения исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, снятия с государственного учета воздушных судов государственной и экспериментальной авиации запрещается.
7. Не подлежит реализации авиационная техника, снятая с эксплуатации в результате авиационного происшествия или инцидента, стихийного бедствия, а также в других случаях, установленных специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
8. Реализация находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, приватизация которой запрещена, проводится при условии принятия в установленном порядке решения об исключении ее из состава имущества, приватизация которого запрещена.
9. Решение об утилизации находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, закрепленной за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и относящейся к недвижимому имуществу, принимается указанным предприятием по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (или по его поручению - с территориальным органом этого Министерства) и с уведомлением о принятом решении специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.226) Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в пункт 1 внесены изменения
1. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным и научным организациям, учреждениям культуры и организациям при условии списания этой техники, а воздушные суда, кроме того, должны быть исключены из всех видов государственной регистрации (учета).
2. Утилизация снятой с эксплуатации авиационной техники военного назначения, используемой в государственной и экспериментальной авиации, осуществляется организациями, имеющими лицензию на проведение работ по утилизации военной техники.
3. Перед утилизацией снятой с эксплуатации авиационной техники проводятся ее разукомплектование и демонтаж комплектующих изделий в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, представляемой вместе с актом на списание авиационной техники.
4. Снятые с эксплуатации воздушные суда могут быть реализованы только после приведения их в нелетное состояние.
5. Порядок снятия с эксплуатации авиационной техники, используемой в гражданской, государственной и экспериментальной авиации, правила ее списания, разделки при утилизации, а также приведения в нелетное состояние воздушных судов перед их реализацией устанавливаются соответственно специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
6. Проведение работ по разукомплектованию, разделке и приведению в нелетное состояние воздушных судов до получения акта на списание авиационной техники и подтверждения исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, снятия с государственного учета воздушных судов государственной и экспериментальной авиации запрещается.
7. Не подлежит реализации авиационная техника, снятая с эксплуатации в результате авиационного происшествия или инцидента, стихийного бедствия, а также в других случаях, установленных специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
8. Реализация находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, приватизация которой запрещена, проводится при условии принятия в установленном порядке решения об исключении ее из состава имущества, приватизация которого запрещена.
9. Решение об утилизации находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, закрепленной за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и относящейся к недвижимому имуществу, принимается указанным предприятием по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (или по его поручению - с территориальным органом этого Министерства) и с уведомлением о принятом решении специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
Износ используемого транспорта, постоянное улучшение вооружения армии приводит, помимо лучшей обороноспособности, к накоплению старых машин и установок. Частью модернизации оборонного комплекса является утилизация военной техники и вооружения (ВВТ), не подлежащих эксплуатации.
Что такое утилизация вооружения и военной техники?
Вооружение и военная техника:
- системы и комплексы ВВТ;
- снаряды;
- комплектующие;
- элементы инфраструктуры;
- взрывчатые вещества;
- топливо.
Утилизация указанного вооружения и военной техники состоит из ряда мер, действий по переработке, демилитаризации, диверсификации изношенных, списанных, морально и технически устаревших ВВТ. Процесс проходит с выполнением государственных, отраслевых стандартов, под наблюдением представителей Министерства обороны. Это обусловлено соблюдением мер безопасности для людей, задействованных в переработке. Указанные меры призваны не допустить вреда для окружающей среды.
Цель утилизации военного лома — получение продукта для применения на гражданских объектах (сырьё для вторпереработки). Обращение с такими отходами проходит согласно техническим условиям. ТУ определяют средства и среду для проведения переработки, иные моменты для каждого вида ВВТ с учётом опасности, назначения, размеров, целесообразности повторного использования.
Особенности утилизации военной техники
Военная продукция, которая подлежит утилизации — особый объект переработки. Работа с ВВТ требует:
- Соблюдения секретности, поскольку то, что связано с обороной является государственной тайной.
- Утилизация военного имущества выполняется отечественными предприятиями. Акцент делается на долгосрочное сотрудничество Министерства обороны и исполнителя.
- Переработкой лома занимаются организации, имеющие специальную лицензию. Для каждого конкретного вида выдаётся отдельное разрешение. Предприятия укомплектованы соответствующим оборудованием.
Демонтаж, ликвидация и переработка производятся на территориях предприятий с соблюдением мер безопасности. Учитывая стратегическую ценность имущества, риск загрязнения окружающей среды, разрушения инфраструктуры, работу проводят обученные сотрудники под наблюдением представителей ведомства.
Классификация вооружения и военной техники
У каждого рода войск есть характерные ВВТ, имеющие конкретные функции. Но предметы, которые подлежат переработке, в том числе военная техника с вооружением делятся на три категории:
- сложные изделия (требуется предварительно разобрать);
- крупногабаритные элементы и образцы;
- малогабаритные ВВТ.
Разделение условно, вид вооружения определяется специалистами по факту. Каждая из перечисленных групп проходит ликвидацию в соответствии с разработанными и утверждёнными техническими условиями.
Сложные изделия
Эту категорию ВВТ перед переработкой надо разукомплектовать. Сложными считаются предметы, требующие предварительной разборки. Вооружение со взрывоопасными элементами:
- ракеты;
- патроны;
- артиллерийские снаряды.
Компоненты отделяют от деталей пригодных для вторичного использования.
Крупногабаритные образцы
В эту группу входят ВВТ, которые допустимо разобрать или разрезать без риска для здоровья, жизни людей, повреждения зданий, оборудования. К крупным образцам относят корпус корабля, другие элементы судов. Полученный материал идёт на вторичную переработку, поскольку используется на стратегических, гражданских объектах.
Разбирается (разрезается) оборудование на месте базирования техники, а затем меньшими элементами вывозится исполнителем к месту ликвидации.
Малогабаритные образцы
Это наиболее тяжёлые для утилизации ВВТ. Переработка малогабаритных образцов проводится после взрыва, поскольку они содержат взрывоопасные вещества. Ликвидация выполняется простым подрывом в водной или воздушной среде. Осколки в качестве металлолома перерабатываются.
В недалёком прошлом малогабаритные ВВТ не утилизировали, а уничтожали (захоронение, сжигание, подрыв, затопление). Современные методы и технологии позволяют из опасного вооружения получить вторичное сырьё хорошего качества.
Программа утилизации военной техники в Российской Федерации
Имущество ликвидируется, перерабатывается согласно законам РФ и техническими условиями. Порядок утилизации военной техники закреплён в «Программе», рассчитанной на 2011 – 2020 годы.
«Программа утилизации военной техники в РФ» предусматривает:
- Обновление армии совместно с предприятиями оборонного комплекса.
- Промышленную утилизацию ВВТ.
- Перевооружение боевых машин времён Советского Союза.
- Передачу или продажу списанных машин дружественным государствам, предусмотренные обязательствами по сотрудничеству.
- Использование изношенного, нерабочего оборудования в качестве мишеней на полигонах.
- Направление имущества в музеи, установку в роли памятников.
- Конвертацию установок для гражданского назначения (тягачи, большегрузы).
Таким способом проводится утилизация военных судов, бронемашин, машин авиации.
Лицензия на утилизацию вооружения и военной техники
Работы по демонтажу, переработке, ликвидации ВВТ выполняют предприятия, имеющие разрешающие документы. Лицензия на утилизацию вооружения предоставляется организациям в соответствии с нормативными актами федерального значения:
- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года;
- Закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1;
- Постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 года № 581;
- Федеральные законы № 160-ФЗ от 9 июля 1997 года, №57-ФЗ от 29 апреля 2008 года, регламентирующие ограничения участия в тендерах иностранных компаний, а также организаций с иностранными инвестициями.
Как и где заказать лицензию на утилизацию вооружения и военной техники?
Согласно Постановлению №581 разрешение для указанного вида деятельности выдаёт Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Существуют компании, выступающие посредниками между соискателем и министерством. Претендент обращается в орган лицензирования или к посреднику.
У потенциального лицензиата должны быть созданы условия для качественного и безопасного демонтажа, ликвидации, переработки ВВТ:
- отдельное помещение, оборудование, программное обеспечение, техническая документация;
- соответствие системы менеджмента военным стандартам РФ, ISO 9000;
- условия (ФЗ от 26.03.1998г. № 41-ФЗ) для хранения документации, материалов, утилизируемой согласно ГОСТ техники, комплектующих, инструментов, оборудования;
- штат, включающий специалистов, имеющих профильное образование;
- безопасность для людей, окружающей среды.
При соблюдении перечисленных условий, предприятие подаёт в лицензирующий орган сведения.
Документы, необходимые для получения лицензии на утилизацию вооружения и военной техники
Чтобы получить разрешение на проведение переработки, ликвидации надо представить Министерству промышленности и торговли РФ следующие документы:
- заявление о получении лицензии;
- номенклатуру вооружений для ликвидации согласно с Единым кодификатором предметов снабжения;
- данные о подразделениях, обеспечивающих контроль качества;
- копию сертификата (или заявление руководителя на основании аудита) о соответствии государственным стандартам и ISO 9000;
- копии прав собственности (иных актов) на оборудование, измерительные средства, техническую документацию;
- сведения (копии) о помещениях, зданиях для ликвидации;
- информацию о местах, условиях для хранения документации, техники, оборудования;
- подтверждение (копию) трудовых отношений с людьми, соответствующими профессиональным стандартам;
- при планировании работ с сохранением государственной тайны, необходимы сведения по поводу соблюдения законов;
- если предприятие привлекало (привлекает) иностранные инвестиции, надо подтвердить соблюдение соискателем требований нормативных актов об иностранных вложениях.
Порядок подачи перечисленных бумаг предусмотрен п.7 Постановления № 581.
Документ подтверждающий результат лицензирования утилизации ВВТ
Право проведения демонтажа, переработки, ликвидации вооружения даёт лицензия Министерства промышленности и торговли (до 2015 года выдавал Рособоронзаказ). Документ выполнен на бланке органа лицензирования.
Последствия осуществления утилизации вооружения и военной техники без лицензии
При попытке заключить контракты и договора на демонтаж, переработку, ликвидацию ВВТ без разрешения, предусмотрены административные взыскания согласно КоАП РФ (ч.2 ст. 14.1, ч.1 ст.19.20).
Для граждан и должностных лиц ― штрафы в размере 2000-2500 руб. и 4000-5000 руб. соответственно, если осуществляется лицензируемый вид предпринимательской деятельности без разрешения.
Лицензируемая деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без разрешения влечёт ответственность в виде штрафа:
- граждане — 500-1000 руб.;
- должностные лица — 30000-50000 руб. или отстранение на 1-3 года;
- индивидуальные предприниматели – 30000-40000 руб. или приостановка деятельности на 90 суток;
- юридические лица — 170000-250000 руб. или остановка деятельности на 90 суток.
Переработка и ликвидация ВВТ — особый вид обращения со специфическими отходами. Требует соблюдения повышенных мер безопасности, строгого выполнения норм, правил Федерального законодательства, в том числе закона «О государственной тайне».
Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Как утилизировать автомобиль в 2022 году?
Как осуществляется сбор отходов в России?
Лицензии на вывоз ТБО, создание полигона, переработку твердых коммунальных отходов
Утилизация и уничтожение биоотходов
Лицензирование деятельности на транспортировку отходов
Уничтожение документов путем сжигания, шредирования, химической обработкой
Утилизация оборудования и приборов КОСГУ
Паспорт отходов: на какие отходы делается, можно ли сделать самостоятельно, перечень документов и образец
12.3. СПИСАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
12.3.1. Воздушные суда исключают из Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ в случаях их списания, снятия с эксплуатации, продажи или передачи в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу.
Списание ВС производят при снятии их с эксплуатации, после выработки назначенного ресурса (общего срока службы), ввиду уничтожения, пропажи без вести (когда поиск прекращен), невозможности эвакуации с места вынужденной посадки, нецелесообразности ремонта.
12.3.2. Списание ВС и авиадвигателей производится в порядке, определяемом ГОУВТ, а комплектующих изделий - по решению авиапредприятия на основании актов на списание.
12.3.3. Учет самолето-часов (суток) по списываемому ВС прекращают со дня утверждения акта на его списание.
Авиационную технику, на которую оформлены акты списания, использовать в полетах запрещается.
12.3.4. Для снятия с учета списанных ВС и авиадвигателей выдают инспекторские свидетельства в случаях и порядке, определяемом ГОУВТ.
Использование списанной АТ осуществляют в соответствии с указаниями, имеющимися в инспекторских свидетельствах. Допускаются к продолжению эксплуатации только паспортизированные изделия, не выработавшие ресурс (срок службы), если причиной списания ВС не является авиационное происшествие. В случае авиационного происшествия эксплуатация таких изделий допустима только после их ремонта, целесообразность которого определяется комиссией авиапредприятия.
12.3.5. Списанные ВС приводят в нелетное состояние. Использование непригодных к эксплуатации их компонентов для изготовления (строительства) каких-либо летательных аппаратов запрещается. Перед передачей списанного ВС в другую организацию, перед разделкой или временным хранением его в авиапредприятии из систем ВС сливают ГСМ и спецжидкости, стравливают давление газов, демонтируют взрывные устройства, радиостанции, специальные изделия (приборы), аккумуляторные батареи и другое съемное оборудование. На ВС выполняют также работы, связанные с особенностями его дальнейшего использования и извлечением компонентов, содержащих особо учитываемые материалы. Снятое со списанной АТ оборудование, подлежащее дальнейшему использованию, приходуют, при необходимости консервируют и сдают на хранение. При хранении списанных изделий и изделий, подлежащих ремонту, принимают меры, исключающие использование указанных изделий на действующих ВС и авиадвигателях.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 226) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным и научным организациям, учреждениям культуры и организациям при условии списания этой техники, а воздушные суда, кроме того, должны быть исключены из всех видов государственной регистрации (учета).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Утилизация снятой с эксплуатации авиационной техники военного назначения, используемой в государственной и экспериментальной авиации, осуществляется организациями, имеющими лицензию на проведение работ по утилизации военной техники.
3. Перед утилизацией снятой с эксплуатации авиационной техники проводятся ее разукомплектование и демонтаж комплектующих изделий в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, представляемой вместе с актом на списание авиационной техники.
4. Снятые с эксплуатации воздушные суда могут быть реализованы только после приведения их в нелетное состояние.
5. Порядок снятия с эксплуатации авиационной техники, используемой в гражданской, государственной и экспериментальной авиации, правила ее списания, разделки при утилизации, а также приведения в нелетное состояние воздушных судов перед их реализацией устанавливаются соответственно специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
6. Проведение работ по разукомплектованию, разделке и приведению в нелетное состояние воздушных судов до получения акта на списание авиационной техники и подтверждения исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, снятия с государственного учета воздушных судов государственной и экспериментальной авиации запрещается.
7. Не подлежит реализации авиационная техника, снятая с эксплуатации в результате авиационного происшествия или инцидента, стихийного бедствия, а также в других случаях, установленных специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
8. Реализация находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, приватизация которой запрещена, проводится при условии принятия в установленном порядке решения об исключении ее из состава имущества, приватизация которого запрещена.
9. Решение об утилизации находящейся в федеральной собственности снятой с эксплуатации авиационной техники, закрепленной за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и относящейся к недвижимому имуществу, принимается указанным предприятием по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (или по его поручению - с территориальным органом этого Министерства) и с уведомлением о принятом решении специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны и оборонной промышленности.
Автор статьи
Читайте также: