Порядок сдачи жира от промысловых судов транспортным судам общие положения

Обновлено: 18.04.2024

Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова, электронные отходы и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены н6в других Приложениях к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для перемещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Правило 3 Конвенции МАРПОЛ Приложение V предусматривает, что сброс мусора в море запрещен, за некоторым исключением, как показано в Приложении 1.

При определенных условиях сброс в море пищевых отходов, туш животных, моющих средств и растворителей, содержащихся в отстойном танке, на палубе и внешней поверхности промывочной воды и остатков груза, которые не представляют вреда для морской среды, допускается.

Наиболее подходящие процедуры для обработки и хранения мусора будут зависеть от таких факторов, как: район плавания, судовое оборудование для обработки мусора и места хранения, численность экипажа, продолжительность рейса и правила приема мусора в портах захода. Тем не менее, с учетом расходов, связанных с различными методами, также может быть экономически выгодно держать мусор, требующий специальной обработки, отдельно от других отходов.

Процедуры по обработке судовых отходов делятся на 4 этапа: сбор, обработка, хранение и сброс. Обобщенный план управления мусором для обработки и хранения судового мусора представлен в Приложении 2 МАРПОЛ 73/78. Определенные процедуры для каждого этапа прописаны в этом плане.

Наряду с планом управления мусором на судне ведется Журнал операций с мусором.

Для целей Журнала операций с мусором, мусор подразделяется на следующие категории:

B – Пищевые отходы

C – Бытовые отходы (бумага, продукты, ветошь, стекло, металл, бутылки, посуда, и т.п.)

D – Кулинарный жир

E – Зола из инсинераторов

F – Эксплуатационные отходы

G – Туши животных

H – Рыболовные снасти

I – Электронные отходы

J – Остатки груза (не ВМС)

K – Остатки груза (ВМС)

Данный план составлен на русском и английском языках, записи в Журнале операций с мусором ведутся на русском и английском языках.

Плакаты, извещающие команду о требованиях по операциям с мусором, составлены на русском и английском языках.

Организация сбора мусора является обязанностью каждого члена экипажа. Любой вид мусора должен собираться в определенных местах.

Операции по сбору мусора, образующегося на борту, должны быть основаны на рассмотрении того, какой тип мусора может быть сдан на портовые сооружения для удаления или повторного использования.

На борту судна находятся четко обозначенные контейнеры для хранения мусора по мере его образования для уменьшения или исключения сортировки после сбора и переработки. Все контейнеры на судне, которые могут быть подвержены воздействию погодных условий, должны быть закреплены на судне и иметь крышки, которые плотно и надежно закреплены. Все мусорные контейнеры должны быть закреплены для предотвращения потерь, утечек или потери любого мусора, который находится в контейнерах.

Емкости должны быть размещены в соответствующих местах по всему судну (машинное помещение, жилая палуба, кают компания, камбуз и другие жилые или служебные помещения) и все члены экипажа должны быть проинформированы о том, какой мусор должен быть размещен в контейнерах.

Мусороприемники должны быть отчетливо маркированы и различаться по цвету, размеру, характеру надписи, форме и расположению.

Мусор должен быть разделен по следующим типам:

· Не подлежащая переработке пластмасса и пластмасса, смешанная с мусором

· Мусор, который может предоставлять опасность для экипажа или судна (например, просмолённая ветошь, лампы дневного света, кислоты, химические батареи и т.д.)

· Электронные отходы, образующиеся на борту (например, электронные карты, гаджеты, мониторы, компьютеры, картриджи и тонеры для принтеров и т.д.)

· Подлежащие переработке материалы:

· Бумага, картон гофрокартон

· Пластмасса (в том числе пенополистирол или аналогичный полимер)

Сбор мусора, являющегося результатом технического обслуживания оборудования и механизмов машинного помещения, румпельного отделения, мастерских и т.д. производится в ведра, бочки с последующей транспортировкой в контейнер. Промасленная ветошь должна собираться в ящик для промасленной ветоши.

Положение 3.2 Приложения V МАРПОЛ 73/78 запрещает сброс всех видов пластмасс в море. Если пластмасса смешивается с другим мусором, смешанный мусор должен рассматриваться и обрабатываться как пластмасса.

Пищевые отходы на камбузе, собираются в емкости с последующей транспортировкой в Контейнер или измельчение.

Моряки должны извлекать стойкий мусор из моря во время последневных операций, по мере возникновения возможностей и надлежащего разрешения, и им предлагается сохранить материал для его сброса в портовые приемные сооружения.

Запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими отходами.

Мусор храниться на судне в течение всего плавания в пределах особого района.

Пластиковый мусор должен находиться на борту судна до сдачи его на берег или другое судно.

Пищевые отходы могут стать источником инфекционных заболеваний, поэтому хранение их должно производиться при плотно закрытой крышке. Сроки хранения должны быть по возможности минимальными.

Элементы питания (батарейки) и специфические отходы (лекарства, использованные химреактивы, шприцы) должны храниться отдельно.

Выгрузка с судна мусора осуществляется в строгом соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 и национальными правилами, при нахождении судна в специальном районе.

Для организации оптимальной сдачи мусора на приемные сооружения следует предварительно подать заявку в порт и ознакомиться с условиями приема мусора в порту.

Следует заранее ознакомиться с требованиями к сдаче пищевых отходов.

Одним из эффективных способов удаления мусора является использование судовых инсинераторов.

Судовые инсинераторы, описанные в правиле 16.6.1, должны иметь свидетельство ИМО об одобрении типа для каждого инсинератора.

Опираясь на критерии ИМО все инсинераторы должны работать в пределах, установленных пунктом 2 Дополнения IV Приложения VI МАРПОЛ 73/78:

Твердые отходы, состоящие из:

· 50% пищевых отходов

· 50% мусора, содержащего приблизительно 30% бумаги, 40% картона, 10% ветоши, 20% пластмассы

· Смесь будет иметь до 50% влаги и 7% несгораемых твердых частиц

· Несгораемые компоненты в остатке золы- Максимум 10% по весу

Существенными факторами снижения отрицательного воздействия на окружающую среду мусора с судов и его уничтожения на борту судна являются:

· Уменьшение источников появления мусора на судне, что достигается использованием возвратной тары при заказе провизии, эффективным использованием пищевых продуктов при организации питания, ограничение в использование полимерных упаковочных материалов

· Строгое соблюдение международных и национальных правил по сбросу мусора с судов.

Общий запрет на сброс мусора в море:

1. За исключением случаев, специально предусмотренного в правилах 4,5,6 и 7 Положения МАРПОЛ 73/78 и разделе 5.2. части II-А Полярного кодекса, как определено в правиле 13.1 настоящего Приложения, сброс в море любого мусора запрещается.

2. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу с инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы, но не ограничиваясь ими.

3. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море кулинарного жира.

Особый район – означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря мусором.

К особым районам относятся: Средиземное море, район Балтийского моря, Черного моря, Красного моря, Район Заливов, Северное море, Антарктика и Большого Карибского региона.

Сброс мусора в пределах особых районов

1. Сброс нижеперечисленных видов мусора в море в пределах особых районах, разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и следующим образом:

1. Сброс в море пищевых отходов должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Пищевые отходы должны быть измельчены или размолоты и должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

Пищевые отходы не должны быть загрязнены любым другим видом мусора. Сброс использованных сельскохозяйственных продуктов, включая домашнюю птицу и птичьи остатки, не разрешается в районе Антарктики, за исключением случаев, когда они были обработаны для приведения их в стерильное состояние.

2. Сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:

I. Остатки груза, содержащиеся в трюмной промывочной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, согласно критериям, установленным в дополнении I Приложения V МАРПОЛ 73/78.

II. Твердые насыпные грузы, определенные правилом VI / 1-1.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года с внесенными в него поправками, за исключением зерна, классифицируются в соответствии с дополнением I к приложению V МАРПОЛ 73/78, и как заявлено грузоотправителем о том, являются ли они вредными для морской среды или нет.

III. Моющие средства и присадки, содержащиеся в трюмной моечной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

IV. Как порт отхода, так и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и судно не совершает перехода за пределами особого района между портами.

V. В этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

VI. Если условия, указанные в предыдущих подпунктах настоящей главы, были выполнены, сброс промывочной воды, содержащей остатки из грузового трюма, должен производиться настолько далеко от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие правила.

1. Правила 3,4,5 и 6 Приложения МАРПОЛ 73/78 и раздел 5.2. главы II-А Полярного кодекса не применяются:

I. К сбросу мусора с судна в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море

II. К аварийной потере мусора в результате повреждения судна или его оборудования, при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такой аварийной потери

III. К аварийной потере с судна орудий лова, при условии, что были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения такой потери

IV. К сбросу с судна орудий лова для защиты морской среды или для безопасности судна или его экипажа.

2. Исключения, когда судно находится в пути:

I. Требования Правил 4 и 6 настоящего Приложения и главы 5 части II-А Полярного кодекса, касающихся случаев, когда судно находится в пути, не применяются к сбросу пищевых отходов, если очевидно, что хранение на борту этих пищевых отходов создает неизбежный риск для здоровья находящихся на борту людей.

Глава составлена на основе:

· Резолюции МЕРС.201 (62) Поправки к Приложению Протокола 1978 года, относящегося к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года.

· Резолюция МЕРС.277(70) Поправки к МАРПОЛ Приложение V.

· МАРПОЛ 73/78 Приложение 5.

· Судовой план управления мусором.

1.1.1. Настоящие Правила устанавливают основные санитарные требования к конструкции, устройству и оборудованию морских судов промыслового флота СССР при их проектировании и строительстве, а также требования по содержанию этих судов в процессе эксплуатации, в целях создания благоприятных для здоровья условий труда и быта экипажа, а также получения и сохранения доброкачественной продукции промысла и перевозимого груза.

"Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР" учитывают основные положения "Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов", 1973 г., "Конвенции 126 Международной организации труда о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов", но не повторяют требований, относящихся к безопасности мореплавания и к технике безопасности, которые регламентированы "Правилами классификации и постройки морских судов" Регистра СССР и "Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.1.2. Действия настоящих Правил распространяются на все палубные морские суда промыслового флота, используемые для поиска, лова, переработки и перевозки морепродуктов.

1.1.3. Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1980 г.

1.1.4. Строительство, переоборудование и модернизация судов по проектам, согласованным с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте до издания настоящих Правил, могут производиться в течение двух лет после издания "Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР"*(1).

1.1.5. Суда, построенные до издания настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточной канализации, вентиляции, кондиционирования воздуха в сроки, установленные органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий.

1.1.6. Проектно-техническая документация на строительство, переоборудование и модернизацию судов в объеме, предусмотренном методическими указаниями по предупредительному санитарному надзору при строительстве, переоборудовании и модернизации судов, представляется на согласование в следующем порядке:

а) в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - документация на суда зарубежной постройки;

б) в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - документация на серийные суда;

в) в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - документация на единичные суда и ремонтные ведомости.

1.1.7. Результаты согласования проектно-технической документации оформляются соответствующим заключением.

Срок действия согласования - 6 лет. По истечении этого срока проектно-техническая документация должна быть представлена на повторное согласование. В противном случае строительство, переоборудование или модернизация судов по этой документации прекращаются.

1.1.8. Министерства, ведающие проектированием, строительством и эксплуатацией судов, и их организации на местах обязаны включать специалистов органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте в межведомственные или ведомственные комиссии по приемке головных или единичных судов после их постройки, переоборудования или модернизации, о чем специалисты должны быть извещены не менее чем за 10 дней до начала работы приемной комиссии.

1.1.9. Отклонения от требований настоящих Правил и согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию, а проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию. Порядок и срок устранения отклонений согласовываются председателем приемной комиссии с представителем органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Результаты осмотра и инструментальных исследований на судне после его постройки, переоборудования и модернизации оформляются в виде заключения о возможности ввода судна в эксплуатацию.

1.1.10. На каждом судне должны быть следующие служебные санитарные документы:

- судовой санитарный журнал;

- судовое санитарное свидетельство на право плавания;

- свидетельство о дератизации.

1.1.11. Ответственность за выполнение и соблюдение настоящих Правил возлагается на Министерство рыбного хозяйства СССР, министерства и другие ведомства (управления рыбным хозяйством союзных республик, их судовладельцев, организации и предприятия этих и других ведомств, осуществляющих проектирование, строительство, переоборудование и модернизацию судов).

1.1.12. Ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна, а за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и другие лица портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.1.13. С вступлением в силу настоящих Правил "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности", изданные в 1959 г. в части требований к морским судам отменяются.

1.2. Категории судов

1.2.1. Все палубные морские суда промыслового флота в отношении применения настоящих Правил разделяются на 4 категории:

- I категория - суда неограниченного района плавания, длиной свыше 65 м независимо от численности экипажа;

- II категория - суда неограниченного района плавания, длиной от 40 до 65 м включительно, при численности экипажа не более 40 человек;

- III категория - суда ограниченного района плавания с удалением от берега или от обслуживающей плавучей базы до 200 миль, длиной от 24 до 40 м включительно при численности экипажа не более 24 человек;

- IV категория - суда ограниченного района плавания с удалением от берега не более 100 миль, длиной от 12 до 24 м при численности экипажа не более 15 человек, а также несамоходные суда.

Если численность экипажа судна превышает установленную для той или иной категории величину, то судно приравнивается к более высокой категории.

1.3. Определения и пояснения

1.3.1. Промысловый флот включает следующие типы судов:

- добывающие - суда промыслового флота, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла (рыбы, китов, морского зверя, морепродуктов);

- обрабатывающие - суда промыслового флота, предназначенные для обработки объектов водного промысла;

- приемно-транспортные суда промыслового флота, предназначенные для доставки и передачи грузов добывающим и обрабатывающим судам и приема грузов от них непосредственно в море для перевозки в порт;

- вспомогательные суда промыслового флота, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания.

1.3.2. Экипаж судна - личный состав, находящийся на борту судна и обеспечивающий мореплавание и производственную деятельность судна.

На судах промыслового флота, предназначенных для научных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания, к числу экипажа причисляются все лица, связанные с деятельностью этих судов.

1.3.3. Командный состав - часть экипажа судна, отнесенная к данному составу в соответствии с действующим "Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.3.4. Команда - часть экипажа судна, не являющаяся командным составом.

1.3.5. Продолжительность рейса - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна до момента его возвращения в порт приписки или в другой порт для смены экипажа.

1.3.6. Длина судна вычисляется, как это определено "Правилами классификации и постройки морских судов" Регистра СССР.

1.3.7. Рабочее место - место постоянного (более 50% или более 2 ч. непрерывно) пребывания членов экипажа или портовых рабочих во время исполнения на судне служебных обязанностей.

1.3.8. Временное рабочее место - место доступа, необходимое для управления и контроля за работой устройств, используемое членами экипажа периодически.

с Министерством рыбного хозяйства СССР и Министерством судостроительной промышленности СССР - протокол совещания в НИИГВТ от 20-22 декабря 1976 г., с ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности - письмо N 06-В от 6 декабря 1976 г.

Главный государственный
санитарный врач СССР

*(1) По судам, строящимся за границей - в течение срока действия контракта.

*(2) Разность между температурой воздуха помещений и температурой ограждений должна быть в холодный период не более 4°С, а в теплый - не более 3°С.

*(3) Для судов III и IV категорий допускается в порядке исключения хранение мытьевой воды в двойном дне при наличии на судне постоянно действующей дезинфицирующей установки и возможности периодической очистки и дезинфекции цистерн двойного дна.

*(4) Размеры фланцев регламентированы Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов, 1973 г.

*(5) Вкус, цвет, запах.

Сведения об изменениях

N, дата и автор документа

Содержание изменения или дополнения

С изданием настоящих правил,

"Санитарные нормы параметров воздушной среды жилых и общественных помещений морских судов, оборудованных системой кондиционирования воздуха", N 1184-74

Раздел III. "Рециркуляция воздуха -" отменяется.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22 декабря 1977 г. N 1814-77)

Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1980 г.

Текст документа приводится по официальному изданию Минздрава СССР

"Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР" разработаны сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Минздрава СССР вместо "Санитарных правил для судов флота" рыбной промышленности" в части требований к морским судам.

В новых Правилах учтено дальнейшее развитие морских судов промыслового флота СССР; отражены новые разработки гигиенической науки на водном транспорте, позволившие конкретизировать некоторые санитарные требования к проектированию судов, судовых помещений и систем.

Правила предназначены для инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией морских судов промыслового флота, а также для командного состава указанных судов и практических работников санэпидстанций на водном транспорте.

Составители: Ю.М. Стенько, К.З. Соломатина, Л.М. Путко, С.А. Виноградов, А.А. Воробьев, И.Я. Чайкин, Х.Г. Якубов, Г.И. Бондарев, Я.Г. Двоскин, Л.С. Годин, И.Н. Данциг, Ю.И. Резина, В.А. Вилькович, В.С. Петров, Д.А. Михельсон, А.И. Горшков.

Ответственный за выпуск: Л.М. Путко

Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25 ноября 2020 г. N 37 настоящий документ признан не действующим на территории Российской Федерации с 25 ноября 2020 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Дополнение от 5 сентября 1986 г. N 4143-86, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР

Примечание к п. 5.1.1 настоящих правил отменено с введением в действие названного Дополнения в части касающейся применения требований ГОСТ 12.1.003-76 "ССБТ. Шум. Общие требования безопасности" к помещениям производственно-технологических цехов

Санитарные требования при переработке морепродуктов на судах. Дополнение к "Санитарным правилам для морских судов промыслового флота СССР", утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 18 июня 1987 г. N 4393-87

Дополнение от 14 января 1986 г. N 4066-86, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР

Принято Резолюцией MEPC.201(62)

15 июля 2011 года

ПРИЛОЖЕНИЕ V (пересмотренное)

ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ С СУДОВ

Правило 1

Для целей настоящего Приложения:

1 Туши животных означают тела любых животных, которые перевозятся на судне в качестве груза и которые умерли или подверглись эвтаназии во время рейса.

2 Остатки груза означают остатки любого груза, не охваченные другими Приложениями к настоящей Конвенции и остающиеся на палубе или в трюмах после погрузки или выгрузки, включая излишки или россыпи при погрузке и выгрузке, независимо от того, находится ли груз в сыром или сухом состоянии, или оказавшиеся в промывочной воде, но исключая пыль от груза, остающуюся на палубе после ее смывки, или пыль на внешних поверхностях судна.

3 Кулинарный жир означает любой тип пищевого масла или животного жира, используемый или предназначенный для использования с целью подготовки или приготовления пищи, но не включает сами продукты питания, которые готовятся с использованием этих масел и жиров.

4 Бытовые отходы означают все виды отходов, не охваченные другими Приложениями, которые образуются в жилых помещениях судна. Бытовые отходы не включают бытовые сточные воды.

5 В пути означает, что судно следует в море по курсу или курсам, включая отклонение от кратчайшего прямого маршрута, которые, насколько это практически осуществимо для целей навигации, приведут к распределению любого сброса в пределах настолько большого района моря, насколько это разумно и практически осуществимо.

6 Орудия лова означают любое физическое устройство или его часть, или сочетание предметов, которые могут быть помещены на или в воду, или на морское дно с намеченной целью вылова или осуществления контроля для последующего вылова или добычи морских или пресноводных организмов.

7 Стационарные или плавучие платформы означают стационарные или плавучие сооружения, расположенные в море, которые заняты разведкой, разработкой или связанной с ними переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

8 Пищевые отходы означают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне.

9 Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

10 Зола из инсинераторов означает золу и шлак из судовых инсинераторов, используемых для сжигания мусора.

11 Ближайший берег. Выражение "от ближайшего берега" означает от исходной линии, от которой, согласно международному праву, отсчитываются территориальные воды соответствующей территории, за исключением того, что для целей настоящего Приложения выражение "от ближайшего берега" у северо-восточного побережья Австралии следует понимать как от линии, проведенной от точки на побережье Австралии

с координатами 11°00' юж. широты и 142°08' вост. долготы,

к точке 10°35' юж. широты и 141°55' вост. долготы,

затем к точке 10°00' юж. широты и 142°00' вост. долготы,

затем к точке 09°10' юж. широты и 143°52' вост. долготы,

затем к точке 09°00' юж. широты и 144°30' вост. долготы,

затем к точке 10°41' юж. широты и 145°00' вост. долготы,

затем к точке 13°00' юж. широты и 145°00' вост. долготы,

затем к точке 15°00' юж. широты и 146°00' вост. долготы,

затем к точке 17°30' юж. широты и 147°00' вост. долготы,

затем к точке 21°00' юж. широты и 152°55' вост. долготы,

затем к точке 24°30' юж. широты и 154°00' вост. долготы,

затем к точке на побережье Австралии

с координатами 24°42' юж. широты и 153°15' вост. долготы.

12 Эксплуатационные отходы означают все твердые отходы (включая шлам), не охваченные другими Приложениями, которые собираются на борту во время обычного технического обслуживания или эксплуатации судна или используются для размещения и обработки груза. Эксплуатационные отходы также включают моющие средства и присадки, содержащиеся в грузовом трюме и промывочной воде. Эксплуатационные отходы не включают бытовые сточные воды, льяльные воды или другие подобные сбросы, существенно важные для эксплуатации судна, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

13 Пластмасса означает твердый материал, который содержит в качестве основного ингредиента один высокомолекулярный полимер или более и который образуется (формируется) во время либо производства полимера, либо изготовления с целью получения конечного продукта с помощью нагревания и/или давления. Пластмасса обладает свойствами материала от твердого и хрупкого до мягкого и эластичного. Для целей настоящего Приложения "все виды пластмасс" означают весь мусор, состоящий из пластмассы в любой форме или включающий ее, в том числе синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу из инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы.

14 Особый район означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря мусором.

Для целей настоящего Приложения особыми районами являются район Средиземного моря, район Балтийского моря, район Черного моря, район Красного моря, район Заливов, район Северного моря, район Антарктики и Большой Карибский район, определение которым дается ниже:

.1 район Средиземного моря означает собственно Средиземное море с находящимися в нем заливами и морями, ограниченное со стороны Черного моря параллелью 41° северной широты, а на западе - меридианом 5°36' западной долготы, пересекающим Гибралтарский пролив;

.2 район Балтийского моря означает собственно Балтийское море с Ботническим и Финским заливами и с проходом в Балтийское море, ограниченное параллелью 57°44,8' северной широты у мыса Скаген в проливе Скагеррак;

.3 район Черного моря означает собственно Черное море, ограниченное со стороны Средиземного моря параллелью 41° северной широты;

.4 район Красного моря означает собственно Красное море с Суэцким и Акабским заливами, ограниченное с юга прямой линией, проходящей между Рас-си-Ан (12°28,5' северной широты, 43°19,6' восточной долготы) и Хусн-Мурад (12°40,4' северной широты, 43°30,2' восточной долготы);

.5 район Заливов означает морской район, расположенный к северо-западу от прямой линии, проходящей между Рас-эль-Хадд (22°30' северной широты, 59°48' восточной долготы) и Рас-эль-Фасте (25°04' северной широты, 61°25' восточной долготы);

.6 район Северного моря означает собственно Северное море с находящимися в нем морями, ограниченное:

.1 со стороны Северного моря к югу - параллелью 62° северной широты, а на востоке - меридианом 4° западной долготы;

.2 проливом Скагеррак, южная граница которого определена параллелью 57°44,8' северной широты к востоку от мыса Скаген; и

.3 Английским каналом и подходами к нему к востоку от меридиана 5° западной долготы и к северу от параллели 48°30' северной широты;

.7 район Антарктики означает морской район, расположенный к югу от параллели 60° южной широты;

.8 Большой Карибский район означает собственно Мексиканский залив и Карибское море с находящимися в них заливами и морями, а также часть Атлантического океана в рамках границы, образованной параллелью 30° северной широты от Флориды в восточном направлении до меридиана 77°30 западной долготы, оттуда прямой линией до пересечения параллели 20° северной широты и меридиана 59° западной долготы, оттуда прямой линией до пересечения параллели 7°20' северной широты и меридиана 50° западной долготы, оттуда прямой линией, проведенной в юго-западном направлении до восточной границы Французской Гвианы.

Правило 2

Если специально не предусмотрено иное, положения настоящего Приложения применяются ко всем судам.

Правило 3

Общее запрещение сброса мусора в море

1 За исключением специально предусмотренного в правилах 4, 5, 6 и 7 настоящего Приложения, сброс в море любого мусора запрещается.

2 За исключением предусмотренного в правиле 7 настоящего Приложения, запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу из инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы, но не ограничиваясь ими.

3 За исключением предусмотренного в правиле 7 настоящего Приложения, запрещается сброс в море кулинарного жира.

Правило 4

Сброс мусора за пределами особых районов

1 Сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее:

.1 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм;

.2 12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны в соответствии с подпунктом .1, выше;

.3 12 морских миль от ближайшего берега - остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки. Эти остатки груза не должны содержать никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией;

.4 сброс туш животных должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

2 Моющие средства или присадки, содержащиеся в воде для мойки грузовых трюмов, палуб и внешних поверхностей, могут сбрасываться в море, но эти вещества не должны причинять вред морской среде, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

3 Если мусор смешан с другими веществами, сброс которых запрещен или сброс которых подпадает под другие требования, или загрязнен ими, то применяются более строгие требования.

Правило 5

Особые требования к сбросу мусора со стационарных или плавучих платформ

1 С учетом исключений, предусмотренных положениями пункта 2 настоящего правила, запрещается сброс в море любого мусора со стационарных или плавучих платформ, а также со всех других судов, ошвартованных у таких платформ или находящихся в пределах 500 м от них.

2 Пищевые отходы могут сбрасываться в море со стационарных или плавучих платформ, расположенных на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега, и со всех других судов, ошвартованных у таких платформ или находящихся в пределах 500 м от них, но только тогда, когда отходы пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

Правило 6

Сброс мусора в пределах особых районов

1 Сброс перечисленных ниже видов мусора в море в пределах особых районов разрешается только тогда, когда судно находится и пути, и следующим образом:

.1 Сброс в море пищевых отходов должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника. Пищевые отходы должны быть измельчены или размолоты и должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм. Пищевые отходы не должны быть загрязнены любым другим видом мусора. Сброс интродуцированных продуктов из птицы, включая домашнюю птицу и ее части, не разрешается в районе Антарктики, если они не обработаны для приведения их в стерильное состояние.

.2 Сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:

.1 остатки груза, моющие средства или присадки, содержащиеся в трюмной промывочной воде, не должны включать никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией;

.2 как порт отхода, так и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и судно не совершает перехода за пределами особого района между этими портами;

.3 в этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией; и

.4 если условия, указанные в подпунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего пункта, соблюдены, сброс промывочной воды, содержащей остатки, из грузового трюма должен производиться настолько далеко от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника, насколько это выполнимо, и не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

2 Моющие средства и присадки, содержащиеся в воде для мойки палуб и внешних поверхностей, могут сбрасываться в море, но только в тех случаях, если эти вещества не причиняют вред морской среде, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

3 К району Антарктики применяются следующие нормы (в дополнение к нормам, указанным в пункте 1 настоящего правила):

.1 Каждая Сторона, из портов которой суда уходят в рейс в район Антарктики или в порты которой суда прибывают из района Антарктики, обязуется обеспечить, чтобы, как только это будет практически возможно, были предусмотрены достаточные сооружения для приема всего мусора со всех судов, не вызывающие чрезмерного простоя и соответствующие потребностям пользующихся ими судов.

.2 Каждая Сторона обеспечивает, чтобы все суда, имеющие право плавать под ее флагом, перед входом в район Антарктики имели на борту достаточные емкости для хранения всего мусора при плавании в этом районе и имели договоренности о сбросе такого мусора в приемное сооружение после выхода из этого района.

4 Если мусор смешан с другими веществами, сброс которых запрещен или сброс которых подпадает под другие требования, или загрязнен ими, то применяются более строгие требования.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА СССР

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР

СОСТАВИТЕЛИ: Ю.М.Стенько, К.З.Соломатина, Л.М.Путко, С.А.Виноградов, А.А.Воробьев, И.Я.Чайкин, X.Г.Якубов, Г.И.Бондарев, Я.Г.Двоскин, Л.С.Годин, И.Н.Данциг, Ю.И.Резина, В.А.Вилькович, В.С.Петров, Д.А.Михельсон, А.И.Горшков

СОГЛАСОВАНЫ: с Министерством рыбного хозяйства СССР и Министерством судостроительной промышленности СССР - протокол совещания в НИИГВТ от 20-22 декабря 1976 г., с ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности - письмо N 06-В от 6 декабря 1976 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н.Бургасовым 22 декабря 1977 г. N 1814-77

ВЗАМЕН "Санитарных правил для судов флота рыбной промышленности" в части требований к морским судам

В новых Правилах учтено дальнейшее развитие морских судов промыслового флота СССР; отражены новые разработки гигиенической науки на водном транспорте, позволившие конкретизировать некоторые санитарные требования к проектированию судов, судовых помещений и систем.

Правила предназначены для инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией морских судов промыслового флота, а также для командного состава указанных судов и практических работников санэпидстанций на водном транспорте.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

1.1.1. Настоящие Правила устанавливают основные санитарные требования к конструкции, устройству и оборудованию морских судов промыслового флота СССР при их проектировании и строительстве, а также требования по содержанию этих судов в процессе эксплуатации, в целях создания благоприятных для здоровья условий труда и быта экипажа, а также получения и сохранения доброкачественной продукции промысла и перевозимого груза.

"Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР" учитывают основные положения "Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов", 1973 г., "Конвенции 126 Международной организации труда о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов", но не повторяют требований, относящихся к безопасности мореплавания и к технике безопасности, которые регламентированы "Правилами классификации и постройки морских судов" Регистра СССР и "Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.1.2. Действия настоящих Правил распространяются на все палубные морские суда промыслового флота, используемые для поиска, лова, переработки и перевозки морепродуктов.

1.1.3. Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1980 г.

1.1.4. Строительство, переоборудование и модернизация судов по проектам, согласованным с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте до издания настоящих Правил, могут производиться в течение двух лет после издания "Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР"*.

* По судам, строящимся за границей - в течение срока действия контракта.

1.1.5. Суда, построенные до издания настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточной канализации, вентиляции, кондиционирования воздуха в сроки, установленные органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий.

1.1.6. Проектно-техническая документация на строительство, переоборудование и модернизацию судов в объеме, предусмотренном методическими указаниями по предупредительному санитарному надзору при строительстве, переоборудовании и модернизации судов, представляется на согласование в следующем порядке:

а) в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - документация на суда зарубежной постройки;

б) в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - документация на серийные суда;

в) в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - документация на единичные суда и ремонтные ведомости.

1.1.7. Результаты согласования проектно-технической документации оформляются соответствующим заключением.

Срок действия согласования - 6 лет. По истечении этого срока проектно-техническая документация должна быть представлена на повторное согласование. В противном случае строительство, переоборудование или модернизация судов по этой документации прекращаются.

1.1.8. Министерства, ведающие проектированием, строительством и эксплуатацией судов, и их организации на местах обязаны включать специалистов органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте в межведомственные или ведомственные комиссии по приемке головных или единичных судов после их постройки, переоборудования или модернизации, о чем специалисты должны быть извещены не менее чем за 10 дней до начала работы приемной комиссии.

1.1.9. Отклонения от требований настоящих Правил и согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию, а проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию. Порядок и срок устранения отклонений согласовываются председателем приемной комиссии с представителем органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Результаты осмотра и инструментальных исследований на судне после его постройки, переоборудования и модернизации оформляются в виде заключения о возможности ввода судна в эксплуатацию.

1.1.10. На каждом судне должны быть следующие служебные санитарные документы:

- судовой санитарный журнал;

- судовое санитарное свидетельство на право плавания;

- свидетельство о дератизации.

1.1.11. Ответственность за выполнение и соблюдение настоящих Правил возлагается на Министерство рыбного хозяйства СССР, министерства и другие ведомства (управления рыбным хозяйством союзных республик, их судовладельцев, организации и предприятия этих и других ведомств, осуществляющих проектирование, строительство, переоборудование и модернизацию судов).

1.1.12. Ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна, а за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и другие лица портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.1.13. С вступлением в силу настоящих Правил "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности", изданные в 1959 г., в части требований к морским судам отменяются.


1.2. КАТЕГОРИИ СУДОВ

1.2.1. Все палубные морские суда промыслового флота в отношении применения настоящих Правил разделяются на 4 категории:

- I категория - суда неограниченного района плавания, длиной свыше 65 м независимо от численности экипажа;

- II категория - суда неограниченного района плавания, длиной от 40 до 65 м включительно, при численности экипажа не более 40 человек;

- III категория - суда ограниченного района плавания с удалением от берега или от обслуживающей плавучей базы до 200 миль, длиной от 24 до 40 м включительно при численности экипажа не более 24 человек;

- IV категория - суда ограниченного района плавания с удалением от берега не более 100 миль, длиной от 12 до 24 м при численности экипажа не более 15 человек, а также несамоходные суда.

Если численность экипажа судна превышает установленную для той или иной категории величину, то судно приравнивается к более высокой категории.

1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.3.1. Промысловый флот включает следующие типы судов:

- добывающие - суда промыслового флота, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла (рыбы, китов, морского зверя, морепродуктов);

- обрабатывающие - суда промыслового флота, предназначенные для обработки объектов водного промысла;

- приемно-транспортные суда промыслового флота, предназначенные для доставки и передачи грузов добывающим и обрабатывающим судам и приема грузов от них непосредственно в море для перевозки в порт;

- вспомогательные суда промыслового флота, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания.

1.3.2. Экипаж судна - личный состав, находящийся на борту судна и обеспечивающий мореплавание и производственную деятельность судна.

На судах промыслового флота, предназначенных для научных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания, к числу экипажа причисляются все лица, связанные с деятельностью этих судов.

1.3.3. Командный состав - часть экипажа судна, отнесенная к данному составу в соответствии с действующим "Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.3.4. Команда - часть экипажа судна, не являющаяся командным составом.

1.3.5. Продолжительность рейса - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна до момента его возвращения в порт приписки или в другой порт для смены экипажа.

1.3.6. Длина судна вычисляется, как это определено "Правилами классификации и постройки морских судов" Регистра СССР.

1.3.7. Рабочее место - место постоянного (более 50% или более 2 ч непрерывно) пребывания членов экипажа или портовых рабочих во время исполнения на судне служебных обязанностей.

1.3.8. Временное рабочее место - место доступа, необходимое для управления и контроля за работой устройств, используемое членами экипажа периодически.

ЧАСТЬ I

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие группы:

- каюты - предназначены для проживания и отдыха экипажа;

- общественные помещения - предназначены для организации и проведения культурно-массовых мероприятий на открытых палубах и в закрытых помещениях судна, коллективного отдыха, питания экипажа;

- помещения бытового обслуживания - предназначены для ремонта обуви и одежды, парикмахерского обслуживания и т.п.;

- помещения пищеблока - предназначены для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья столовой, чайной и камбузной посуды;

- санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения - предназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа;

- помещения медицинского назначения - предназначены для амбулаторного и стационарного лечения, проведения различных лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу при заболеваниях и несчастных случаях;

- помещения технической эксплуатации судна - рубки, центральные посты управления, посты управления, административные помещения, лаборатории - предназначены для выполнения работ по судовождению и радиосвязи, контроля за механизмами, для ведения делопроизводства, хранения судовой документации;

- энергетические помещения - предназначены для главных и вспомогательных механизмов, котельных отделений, отделений рефрижераторных машин;

- производственно-технологические помещения - предназначены для переработки рыбы и других морепродуктов;

- грузовые помещения - предназначены для перевозки грузов;

- помещения судового снабжения - предназначены для хранения запасов провизии, судового имущества, расходных материалов и сырья, а также различных запасов для работы производственно-технологических цехов.

2.1.2. Взаимное расположение кают и помещений, в которых осуществляется рабочая деятельность экипажа, должно быть таким, чтобы члены экипажа размещались по возможности вблизи мест их постоянной работы, а также с учетом их должностных категорий.

2.1.3. Двери всех помещений должны быть снабжены надписями, определяющими назначение помещения.

2.1.4. Не разрешается использовать для кают, общественных и медицинских помещений помещения, не изолированные от воздействия высоких и низких температур, а также от проникновения высоких уровней шума, воды, испарений, газов и неприятных запахов.

2.1.5. Каюты на судах I и II категорий не должны иметь входов непосредственно с открытой палубы. На судах II категории допускается устройство входов через тамбур.

2.1.6. Все трапы в помещениях постоянного посещения экипажа должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы пространство за трапом было легко доступно для уборки.

2.1.7. Высота судовых помещений в свету должна быть не менее 2,0 м. Для судов III и IV категорий допускается иметь высоту помещения 1,9 м, при этом светильники и воздухораспределители могут выступать не более чем на 100 мм.

2.1.8. Если на судне предусматриваются запасные места в каютах, необходимо их принимать в расчет при определении запасов питьевой и мытьевой воды, провизии и объема сточно-фановых цистерн.

2.2. КАЮТЫ

2.2.1. Для размещения экипажа на судах I, II, III категорий должны быть предусмотрены каюты с индивидуальными спальными местами по числу членов экипажа.

Для этой цели должны быть предусмотрены одно- и двухместные каюты. Для размещения экипажа на судах II и III категорий допускается оборудовать четырехместные каюты.

В технически обоснованных случаях, по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, допускается на судах I категории оборудовать небольшое число четырехместных кают, на судах III и IV категорий шестиместные каюты, на учебных судах для размещения курсантов не более, чем десятиместные кубрики.

Количество одно- и двухместных кают на судне и их распределение между членами экипажа в зависимости от должностного положения определяется судовладельцем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: