Порядок рассмотрения претензий исков возникающих при железнодорожных перевозках регулируется нормами

Обновлено: 19.04.2024

В отличие от других глав ГК РФ, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, гл. 40 ГК РФ «Перевозка» содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 ГК РФ, осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В настоящее время в области транспортного права действующими являются следующие уставы и кодексы:

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г. № 24-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. № 81-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

- Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

- Устав автомобильного и городского наземного транспорта от 08.11.2007г. № 259-ФЗ.

Порядок предъявления претензий и исков к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Порядок предъявления претензий при перевозке грузов

До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.

Предприятия, учреждения и граждане вправе в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (ст. 4 АПК РФ).

Претензия - это письменный документ, составляемый в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях - в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензионный порядок рассмотрения споров различается в зависимости от вида транспорта. В частности, отличается перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; круг лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются; сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается в том, что стороны должны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия (сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.).

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

- управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

- пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в части ответственности, относящейся к дороге или пароходству, и уведомить заявителя о пересылке претензий.

Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг другу претензии в срок не позднее 3 месяцев до истечения установленного срока на рассмотрение претензии.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Транспортные уставы и кодексы не предъявляют каких-либо требований к форме и содержанию претензии. Однако очевидно, что в претензии должны быть указаны:

- наименование организации, которой адресована претензия;

- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, и доказательства, их подтверждающие;

- ссылки на соответствующий нормативный акт или условия договора;

- сумма претензии и ее обоснование;

- иные сведения, необходимые для урегулирования спора;

- документы, подтверждающие данные, содержащиеся в претензии. Они должны быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в порядке, установленном законом, либо выписки из них (накладные, договоры и т.д.).

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензия подписывается руководителем организации, предъявляющей претензию, либо лицом, надлежащим образом уполномоченным.

Во избежание разногласий по поводу факта и даты поступления претензии и прилагаемых документов целесообразно претензию отправлять заказным или ценным письмом, либо используя средства связи, которые обеспечивают фиксирование ее отправления, либо вручать под расписку.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

- претензия заявлена надлежащим заявителем;

- претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

- к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента;

- претензия заявлена в установленный срок.

Предъявление претензий по перевозкам грузов детально регламентируется:

- статьей 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации при перевозках внутренним водным транспортом

- статьей 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при перевозках морским транспортом

- статьей 124 Воздушного кодекса Российской Федерации при перевозках воздушным транспортом

- статьей 120 Устава железнодорожного транспорта РФ при перевозках железнодорожным транспортом

- статьей 120 Устава автомобильного и городского наземного транспорта при перевозках автомобильным транспортом

Особенности предъявления претензий предусмотрены применительно к отношениям в области торгового мореплавания и в области воздушных перевозок.

Применительно к требованиям, возникающим из отношений в области торгового мореплавания, обязательный порядок предъявления претензии КТМ РФ предусмотрел только для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже (ст. 403 КТМ РФ). Данный порядок не распространяется на требования из других видов перевозки, а также на требования из иных правоотношений, связанных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако, если обязательный порядок предъявления претензии установлен договором, то такой порядок подлежит применению к требованиям, вытекающим из этого договора, в том числе и к требованиям, которые заявляются перевозчиком.

В п. 1 статьи 403 КТМ воспроизведено содержание п. 1 ст. 797 ГК с тем только различием, что КТМ ограничил перевозки, в связи с которыми обязательно предъявляются претензии, перевозками в каботаже. Это ограничение не освобождает от обязанности заявлять претензии по требованиям из такой перевозки иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства.

По смыслу ст. 403 в претензионном порядке должны предъявляться любые требования к перевозчику, возникающие из морской перевозки груза в каботаже. Этот порядок обязателен не только для требований по фрахту, убыткам от повреждения груза и т.п., но и для требований об уплате диспаши и демереджа.

Соблюдение обязательного претензионного порядка ст. 403 не связывает с тем, в каком юрисдикционном органе надлежит рассматривать дело по спору о требовании, в удовлетворении которого перевозчиком было отказано или по которому не был получен от должника ответ в установленный для рассмотрения претензии срок.

Применительно к воздушным перевозкам особенностью является требование, предусмотренное п.4 ст. 124 ВК РФ: подача перевозчику заявления или претензии в аэропортах пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя. Практическое исполнение данного требования представляется не всегда выполнимым, если указанные аэропорты не входят в состав одного с перевозчиком юридического лица или не являются местом нахождения юридического лица-перевозчика либо его постоянно действующих подразделений (представительств, филиалов или иных обособленных подразделений). Аэропорты, связанные с перевозчиками только договорными отношениями, не вправе принимать адресованные перевозчику претензии. Экипажи воздушных судов перевозчика (специально не наделенные полномочиями принимать претензии и заявления пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей) также не являются надлежащими представителями юридического лица, обязанными принимать претензии.

Указание на то, что само отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска к перевозчику, не освобождает указанных лиц ни от обязанности представлять доказательства вины перевозчика в неисправной перевозке, ни от соблюдения претензионного порядка урегулирования споров. В статье 125 ВК указано, что такими документами могут быть багажная квитанция или грузовая накладная.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

, составленный в случае отказа одной из сторон подписать учетную карточку;

грузополучатель или грузоотправитель - в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров. К претензии должны быть приложены акт общей формы и документы, подтверждающие затраты на очистку вагонов, контейнеров;

грузополучатель, грузоотправитель или владелец вагонов, контейнеров - в случае взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная или квитанция о приеме груза, акт общей формы, заявление о розыске грузов и другие подтверждающие факт использования вагонов, контейнеров без согласия владельца документы, расчет суммы штрафа в случае отказа перевозчика от составления акта общей формы, документы об обжаловании этого отказа; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 503-ФЗ)

грузополучатель, грузоотправитель или владелец вагонов, контейнеров - в случае взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам (владельцам вагонов, контейнеров) либо арендованных ими. К претензии должны быть приложены акт общей формы и другие документы, подтверждающие факт и размер повреждения перевозчиком указанных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также расчет убытков, понесенных владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения, в части, не покрытой штрафом; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 503-ФЗ)

грузополучатель, грузоотправитель или владелец вагонов, контейнеров - в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам (владельцам вагонов, контейнеров) либо арендованных ими. К претензии должны быть приложены квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии вагонов, контейнеров, документы, подтверждающие принадлежность вагонов, контейнеров и их остаточную стоимость, а также технические паспорта, копии разрешений на курсирование вагонов, контейнеров по железнодорожным путям общего пользования с указанием наличия трафарета на вагонах, контейнерах, их отличительной краски; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 503-ФЗ)

грузополучатель или грузоотправитель - в случае возврата штрафа за использование вагонов, контейнеров без согласия их владельцев грузоотправителем, грузополучателем, обслуживающим грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцем железнодорожных путей необщего пользования. К претензии должны быть приложены акт общей формы, а также документы, подтверждающие оплату штрафа;

грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), обслуживающий грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в иных предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом случаях.

Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).

Статья 121. До предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае:

утраты багажа - предъявителем багажной квитанции;

недостачи или повреждения (порчи) багажа - предъявителем выданного перевозчиком коммерческого акта;

просрочки доставки багажа - предъявителем выданного перевозчиком акта общей формы;

задержки отправления или опоздания поезда - пассажиром при условии предъявления проездного документа (билета).

Статья 122. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику.

перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;

соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.

Порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Статья 123. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;

возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;

возмещения за утрату багажа, грузобагажа по истечении тридцати дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении десяти дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;

просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа;

возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа;

взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;

взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельца, по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;

иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Статья 124. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью настоящего Устава. В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

В случае, если при рассмотрении претензии установлено, что груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому грузополучателю (получателю) по заявлению грузоотправителя (отправителя) или первоначального грузополучателя (получателя), претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выданы груз, грузобагаж, а также с указанием наименования грузополучателя (получателя), которому выданы груз, грузобагаж, или организации, по заявлению которой проведена переадресовка либо выдача груза, грузобагажа, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем (получателем) или указанной организацией.

Статья 125. Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 настоящего Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.

Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

Статья 126. Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

Указанный срок исчисляется в отношении:

взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа;

иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 127. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении четырех месяцев со дня его официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 года № 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 218).

Статья 129. Изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Федеральному закону должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов.

Статья 130. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

Порядок предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Указанным постановлением предусмотрено, что, до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа в течение 6 месяцев, а в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа, задержки отправления или опоздания поезда – в течение 45 дней.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если признает уважительным причину пропуска срока предъявления претензии.

В претензии указываются фамилия, имя, отчество заявителя; данные документа, удостоверяющего личность; адрес, по которому следует направлять ответ; основание для предъявления претензии; перечень прилагаемых документов.

К претензии должны быть приложены следующие подтверждающие ее документы:

1) в случае утраты грузобагажа – грузобагажная квитанция о приеме грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии грузобагажа или справка перевозчика об отправке грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии грузобагажа, а также документ, подтверждающий размер причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного грузобагажа;

2) в случае недостачи, повреждения (порчи) грузобагажа – грузобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий размер причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) грузобагажа;

3) в случае просрочки доставки грузобагажа – грузобагажная квитанция;

4) в случае утраты багажа – багажная квитанция;

5) в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа – багажная квитанция и коммерческий акт;

6) в случае просрочки доставки багажа – акт общей формы;

7) в случае задержки отправления или опоздания поезда – проездные документы (билеты).

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах её рассмотрения уведомить (в письменной форме) заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии.

Северо-Западная транспортная прокуратура

Северо-Западная транспортная прокуратура

19 марта 2014, 16:19

Порядок предъявления претензий, связанных с осуществлением перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом

Порядок предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Указанным постановлением предусмотрено, что, до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа в течение 6 месяцев, а в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа, задержки отправления или опоздания поезда – в течение 45 дней.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если признает уважительным причину пропуска срока предъявления претензии.

В претензии указываются фамилия, имя, отчество заявителя; данные документа, удостоверяющего личность; адрес, по которому следует направлять ответ; основание для предъявления претензии; перечень прилагаемых документов.

К претензии должны быть приложены следующие подтверждающие ее документы:

1) в случае утраты грузобагажа – грузобагажная квитанция о приеме грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии грузобагажа или справка перевозчика об отправке грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии грузобагажа, а также документ, подтверждающий размер причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного грузобагажа;

2) в случае недостачи, повреждения (порчи) грузобагажа – грузобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий размер причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) грузобагажа;

3) в случае просрочки доставки грузобагажа – грузобагажная квитанция;

4) в случае утраты багажа – багажная квитанция;

5) в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа – багажная квитанция и коммерческий акт;

6) в случае просрочки доставки багажа – акт общей формы;

7) в случае задержки отправления или опоздания поезда – проездные документы (билеты).

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах её рассмотрения уведомить (в письменной форме) заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии.

1. Организация перевозок грузов: учебник для колледжей и техникумов ж.-д. транспорта / В.П. Перепон. – М.: Альянс, 2017.

Домашнее задание:1. Проработать материал и источники; 2. Дать ответы на контрольные вопросы.

Ход занятия

Пояснения к работе:

Претензия — это требование грузоотправителя или грузополучате­ля к перевозчику о возмещении убытков и уплате штрафов за невыпол­нение обязательств по перевозке. В соответствии со статьей 120 Устава до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением пе­ревозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Обя­зательный претензионный порядок установлен для всех грузоотправите­лей (грузополучателей). Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает грузоотправите­ля (грузополучателя) возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа. Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с перевоз­чиком. Претензия предъявляется в письменной форме правомочным ли­цом в строго определенные сроки с приложением подтверждающих претензионное требование документов.

Право на предъявление претензий и исков

Правом на предъявление претензий обладает грузополучатель или грузоотправитель, а в отдельных случаях владелец железнодорожного пути необщего пользования. Право на предъявление претензий, возник­ших в связи с осуществлением перевозок грузов, предоставляется так­же страховщику, который выплатит страховое возмещение грузоотпра­вителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением пере­возчиком обязательств по перевозке.

Грузоотправитель, грузополучатель могут передавать свои права на предъявление претензий и исков перевозчику, иным юридическим или физическим лицам посредством надлежащего оформления договора поручения (ст. 971 ГК) или доверенности (ст. 185 ГК). Представитель (поверенный) предъявляет претензию (иск) от имени грузоотправителя (грузополучателя). К претензии, кроме обосновывающих ее докумен­тов, представитель (поверенный) должен приложить надлежаще офор­мленную доверенность или договор поручения. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленное заяви­телем претензионное требование. Эти документы в отношении каждого вида претензий указаны в статье 120 Устава и Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением пере­возок грузов железнодорожным транспортом. Отсутствие таких доку­ментов дает возможность перевозчику не рассматривать заявленную претензию по существу.

В случае утраты груза к претензии прилагается квитанция о приеме груза, а в случае утраты грузобагажа — грузобагажная квитанция о при­еме грузобагажа с отметкой станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт и размер причи­ненного заявителю претензии ущерба, удостоверяющий количество идействительную стоимость груза.

Претензия о недостаче, повреждении (порче) груза должна быть обо­снована железнодорожной накладной и коммерческим актом (докумен­том об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта), а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих поврежденных грузов, деталей, запчастей.

Претензии в случае уплаты штрафов за задержку подачи и уборки вагонов, возврата провозных платежей, платы за пользование вагонами, сборов за подачу и уборку вагонов, платы за пользование контейнерами должны быть обоснованы документами в зависимости от оснований, по которым они взысканы (ведомости подачи и уборки вагонов, наклад­ные, квитанции о приеме груза, акты общей формы и др.).

В случае просрочки доставки груза к претензии прилагается подлин­ная железнодорожная накладная, а в случае задержки выдачи груза — дополнительно акт общей формы. Претензия о возврате штрафа за невы­полнение принятой заявки на перевозку грузов или за неподачу вагонов (контейнеров) для ее выполнения обосновывается учетной карточкой, выданной станцией, документами, подтверждающими внесение плате­жей, актом общей формы, составленным при отказе одной из сторон подписать учетную карточку. К претензии об уплате штрафа за занятие перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев долж­ны быть приложены документы, подтверждающие этот факт. Ими, в ча­стности, являются подлинные накладные или грузовые квитанции; акт общей формы, заявления о розыске и другие доказательства; расчет суммы штрафа. Претензию к перевозчику в случае взыскания штрафа иубытков, утраты или повреждения вагонов, контейнеров следует обо­сновать выданным перевозчиком актом общей формы, актом о повреж­дении вагонов, контейнеров, техническим актом, расчетом убытка, до­кументом, подтверждающим принадлежность вагона (контейнера) и его остаточную стоимость.

Предъявление и рассмотрение претензий

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусмотрен Пра­вилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В претензии следует указывать: наименование заявителя, а для юриди­ческих лиц данные свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, юридический адрес и банковские реквизиты заявителя; основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недоста­ча, повреждение, просрочка в доставке и другие причины); сумму пре­тензии; перечень документов, прилагаемых к претензии. Для физических лиц указываются данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию. Претензии подписы­ваются грузоотправителем или уполномоченными ими лицами.

В соответствии со статьей 122 Устава претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов или грузобагажа, предъявляются к перевозчику.

- к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;

- к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов илив ведении которой находится данный пункт.

Статьей 123 Устава установлено, что претензии к перевозчику мо­гут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. Для соблюдения сроков предъяв­ления претензий необходимо правильно определить момент, с которого начинается исчисление этих сроков. В статье 123 Устава в зависимости от основания, по которому предъявляется претензия, установлен поря­док исчисления этих сроков.

Так, например, по претензиям о возмещении за повреждение (пор­чу) либо недостачу груза, багажа и грузобагажа указанный срок ис­числяется со дня их выдачи, о возмещении за утрату груза — по исте­чении 30 дней со дня окончания срока его доставки, взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по истече­нии 5 дней с момента взыскания штрафа и т.д.

В соответствии со статьей 124 Устава перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня ее получения.

Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом. Перевозчик, удовлетворяя претензию полностью или частично, дол­жен перечислить заявителю признанную сумму.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила ущерб от несохранной перевозки грузов заявителю претензии, то перевозчик возмещает ущерб в размере дей­ствительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (ис­порченного) груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.

В соответствии со ст.797 ГК РФ, ст.120 Устава железнодорожного транспорта РФ 2003 года до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок грузов, к перевозчику обязательно предъявление претензии. Установление законом требования об обязательном соблюдении претензионного порядка для грузовых перевозок связано, прежде всего, с особенностью деятельности предприятий железнодорожного транспорта, значительным документооборотом, оперативностью деятельности железнодорожного транспорта. Нельзя также не отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство участников перевозочных отношений (грузоотправителей, грузополучателей, операторов, экспедиторов) являются профессиональными участниками этих отношений и имеют возможность в досудебном порядке урегулировать спорные ситуации с железной дорогой. Претензии должны предъявляться по всем требованиям, вытекающим из договора перевозки груза, в том числе и по требованиям, связанным с расчетами по договору перевозки груза. Внесение провозной платы по договору перевозки груза - основная обязанность грузоотправителя (п.1 ст.785 ГК РФ), поэтому споры о расчетах по договору перевозки вытекают из договора перевозки.

Указанная позиция подтверждалась судебной практикой. Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа NN А56-8386/00 от 02.08.2000, А42-2994/02-КА15 от 17.07.2002.

В соответствии со ст.123 УЖТ РФ (ст.139 ТУЖД РФ) претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней.

Таким образом, предъявление претензии в соответствии с УЖТ РФ прерывает течение срока исковой давности.

Порядок предъявления претензий.

Если в соответствии со ст.122 УЖТ РФ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику.

В соответствии со ст.12 Федерального закона "О железнодорожном транспорте РФ" перевозчик должен отвечать следующим требованиям: а) иметь лицензию; б) владеть железнодорожным подвижным составом на праве собственности или ином праве; в) иметь квалифицированных работников; г) иметь договор об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива; д) иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

Податель претензии должен четко изложить суть заявляемых требований.

Для перевозчика необходимо знать требование подателя претензии: есть ли намерение у грузоотправителя (грузополучателя) использовать полученную в результате удовлетворения претензии сумму на дальнейшую оплату перевозки, либо клиент имеет намерение использовать полученную сумму по своему усмотрению. От формулировки заявленного требования зависят и действия перевозчика. Податель претензии может заявить как требование о восстановлении записи на лицевом счете в Технологическом центре по обработке перевозочных документов*, так и требование о перечислении спорной суммы на расчетный счет в банковском учреждении. Как требование о восстановлении записи на лицевом счете в ТехПД, так и требование о перечислении денежной суммы на расчетный счет являются требованиями имущественного характера, т.к. оба эти требования регулируются нормами гражданского законодательства, которые, в свою очередь, регулируют имущественно-стоимостные отношения.

Таким образом, претензионный порядок должен включать в себя как внешнюю сторону (приложение необходимых документов), так и соблюдение претензионных сроков и требований к содержанию претензии.

В § 10 ст.29 СМГС речь идет о случаях неисправности, возникших в пути следования. В стране железной дороги назначения могут быть установлены компетентные органы по рассмотрению тех или иных претензий; как правило, это управления одной из железных дорог (§§ 2, 6 ст.29 СМГС).

Претензии о возврате излишне уплаченных провозных платежей предъявляются отправителем - к железной дороге отправления, получателем - к железной дороге назначения.

В отличие от УЖТ РФ претензии, в том числе об уплате провозных платежей, могут быть заявлены в течение 9 месяцев, с момента, определенного в § 1 ст.31 СМГС. Причем срок в 9 месяцев в отличие от УЖТ РФ установлен как для требований к железной дороге, так и для требований самой железной дороги к грузоотправителям, грузополучателям. Для претензий о дополнительной уплате или для претензий о возврате провозной платы, дополнительных сборов, штрафов или для претензий, связанных с исправлением расчетов вследствие неправильного применения тарифов, а также ошибок при исчислении платежей, претензионный срок исчисляется со дня уплаты, а если уплата не была произведена - со дня выдачи груза. Во всех остальных случаях, в том числе связанных с расчетами, претензионный срок исчисляется со дня установления обстоятельств, послуживших основанием для их предъявления. Железной дороге в соответствии с § 8 ст.29 СМГС дается 180 дней (6 месяцев) для ответа на поступившую претензию.

Следующим существенным отличием от УЖТ РФ являются последствия предъявления претензии. В § 3 ст.31 СМГС прямо указано, что предъявление претензии, оформленной в соответствии со ст.29 СМГС, приостанавливает течение сроков исковой давности. Течение срока исковой давности продолжается с того дня, когда железная дорога (перевозчик) сообщила заявителю претензии о полном или частичном отклонении претензии, или с момента истечения срока, установленного СМГС для ответа.

В соответствии с п.4 § 7 ст.29 СМГС в случае перебора провозных платежей отправителем к претензии должен быть приложен дубликат накладной (лист 3 накладной) или другой документ в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге отправления. Получателем должен быть приложен оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза.

Конвенция о международных железнодорожных перевозках 1980 года (КОТИФ) также содержит положения, касающиеся порядка предъявления и рассмотрения претензий. В соответствии со ст.53 КОТИФ также необходимо предъявление железной дороге претензии, в КОТИФ используется термин "рекламация". Возможность обращения с иском в суд КОТИФ именует как претензии по договору перевозки, которые могут быть предъявлены в судебном порядке (§ 1, 3 ст.55 КОТИФ). Таким образом, в соответствии с КОТИФ необходимо различать рекламации (претензии к железной дороге, предшествующие предъявлению иска) и претензии к железной дороге, которые могут быть заявлены в судебном порядке (иски в компетентные судебные органы).

Право предъявления рекламации в соответствии с КОТИФ принадлежит тем лицам, которые имеют право на предъявление иска к железной дороге. В соответствии с § 1 ст.55 КОТИФ претензии на возвращение ошибочно полученной суммы, выплаченной на основании договора перевозки, могут быть предъявлены к железной дороге, взыскавшей сумму, или к железной дороге, в пользу которой сумма была взыскана. В остальных случаях (кроме споров по наложенным платежам) КОТИФ содержит широкий перечень субъектов, к которым может быть предъявлена рекламация и претензия в судебном порядке к дороге отправления, дороге назначения, к железной дороге, на линиях которой были отмечены факты, ставшие причиной претензии.

Срок на предъявление претензии совпадает согласно КОТИФ со сроком исковой давности. Таким образом, претензия в соответствии с КОТИФ может быть заявлена в пределах срока исковой давности. В ст.58 КОТИФ содержатся сроки давности претензий, основанных на договоре перевозки. Общий срок давности установлен в один год. Однако для ряда случаев (выплата наложенного платежа, выплата выручки от реализованного железной дорогой груза и др.) установлен более продолжительный срок давности - 2 года. На требования о возврате ошибочно полученной суммы, возмещении стоимости перевозки, прочих расходов или доплат, в отношении корректировки в случае неправильного применения тарифов и других требований, связанных с оплатой перевозки, распространяется годичный срок давности. Срок давности исчисляется, если оплата была произведена, - со дня оплаты, если оплата не была произведена, - со дня приема груза к перевозке, если оплата является обязанностью отправителя, - со дня принятия накладной получателем.

Сроки, установленные КОТИФ, являются пресекательными. На это прямо указано в § 4 ст.58 КОТИФ, согласно которому потерявшие силу за давностью претензии не могут предъявляться в качестве повторного иска.

КОТИФ содержит достаточно либеральные требования к порядку предъявления претензий в части, касающейся приложения необходимых документов. При предъявлении рекламации любого рода отправитель должен приложить дубликат накладной, в случае отсутствия такового он должен представить разрешение получателя или доказать, что получатель отказался принять отправку. Получатель к рекламации должен приложить накладную, если она ему была передана. Указанные документы можно предъявлять как в подлинниках, так и в копиях.

Предъявление исков по вопросам расчетов за перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Предъявление исков к железной дороге в связи с осуществлением расчетов по договору перевозки грузов имеет ряд особенностей.

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа удовлетворить заявленную грузоотправителем (грузополучателем) претензию либо в случае неполучения ответа на претензию в течение установленного УЖТ РФ срока (ст.125 УЖТ РФ, ст.141 ТУЖД РФ).

Наиболее актуальной проблемой, связанной с расчетами по договору перевозки грузов, являются требования грузоотправителей (грузополучателей), иных плательщиков (например, экспедиторов) о возмещении переборов, а также требования железной дороги к грузоотправителям (грузополучателям), иным плательщикам (например, экспедиторам).

Перевозчик вправе взыскивать недобор и с грузоотправителя, а в случае наличия такой обязанности у грузополучателя с грузополучателя. Перебор провозных платежей может быть взыскан только с перевозчика.

В соответствии со ст.125 УЖТ РФ иски могут быть заявлены к железным дорогам в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии. Данный срок не изменился по сравнению со ст.141 ТУЖД РФ. В отношении возмещения сумм переборов и недоборов срок исковой давности исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст.123 УЖТ РФ). Порядок исчисления сроков также не изменился по сравнению со ст.ст.139, 141 ТУЖД РФ.

В соответствии со ст.122 УЖТ РФ иски должны предъявляться к перевозчику. Ранее, в соответствии со ст.137 ТУЖД РФ, претензии и, соответственно, иски должны были предъявляться к железной дороге назначения.

Иски перевозчиков к грузоотправителям (грузополучателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям также могут предъявляться в течение одного года (ст.126 УЖТ РФ). Эта норма осталась неизменной по сравнению со ст.142 ТУЖД РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: