Порядок рассмотрения дел в верховном суде рф

Обновлено: 19.04.2024

Довольно часто приходится консультировать клиентов по вопросу обжалования судебных актов в Верховный суд РФ, и почти каждый раз слышу распространенное заблуждение: «Ну вот если судья ВС РФ не истребует дело в течение первого месяца, то не истребует совсем».

Каждый раз приходится объяснять, что это совсем не так, и довольно часто судьи истребуют дело в самый последний день двухмесячного срока, установленного ст.291.7 АПК РФ, либо вообще за пределом такого срока. После очередного такого объяснения пришла мысль провести исследование и выявить реальный срок и истребования дел судьями Верховного суда.

Описание исследование будет небольшим, основное и самое важное в нем – это цифры.

Описание методики исследования.

Для проведения исследования я сплошняком взял 200 дел, которые рассмотрела СКЭС, начиная с 1 мая 2021 года. Таким образом, из внесенных в таблицу данных вы видите 3 основные столбца:

  1. Дата подачи кассационной жалобы в СКЭС;
  2. Дата истребование дела;
  3. Дата передачи кассационной жалобы на рассмотрение в СКЭС.

В рамках этого исследования будут использоваться два первых столбца, поскольку основная цель – выяснить средний срок истребования дела судьей СКЭС.

Выборку в основном попали дела, жалобы по которым были поданы с ноября 2020 года по июнь 2021 года.

Полученные данные я ранжировал по трем категориям, которые указывают на срок истребования дела судьей СКЭС:


Далее полученные данные раскидал по категориям и получились понятные результаты, характеризующий средние сроки истребования дел судьями СКЭС ВС РФ.

Результаты исследования.

Как и ожидалось, результат оказался весьма предсказуемым.

Всего исследовано: 200 дел.

  • В течение одного месяца с момента подачи жалобы истребованы всего 18 дел, что составляет всего 9% от общего количества исследованных дел.
  • С начала второго месяца и до 20 дня второго месяца истребованы 36 дел, что составляет 18% от общего количества исследованных дел. И если обратиться к табличке, то можно увидеть, что уклон идет именно к концу второго месяца.
  • В конце второго месяца либо за пределом срока истребованы 146 дел, что составляет 73% от общего количества дел.

Таким образом, львиную долю дел судьи СКЭС истребуют в последние дни двухмесячного срока, либо в точно в последний день.

Лидеры по скорости рассмотрения жалоб.

Понятное дело, что есть определенные сбои в методике. Не знаю с чем это связано, но несколько дел были истребованы в предельно короткие сроки, что не вяжется с общей картиной. Эти дела и судей я решил отметить в отдельной категории и раздать наши импровизированные награды.

ГПК РФ Статья 390.12. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

1. Кассационные жалоба, представление с делом рассматриваются судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании коллегиально в составе судьи-председательствующего и двух судей.

2. В судебном заседании принимают участие лица, подавшие кассационные жалобу, представление, и другие лица, участвующие в деле, их представители. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

3. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации принимают участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители либо по их поручению должностное лицо органов прокуратуры.

4. Неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

5. Кассационные жалоба, представление с делом, рассматриваемые судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, докладываются одним из судей, участвующих в рассмотрении данного дела.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационных жалобы, представления, послужившие основаниями для подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

6. Лица, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

7. По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносит определение.

8. О вынесенном судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Как рассматриваются дела в Верховном суде РФ

Рассмотрение дела в Верховном суде РФ регламентируется сводом федеральных актов. Деятельность высшей инстанции строится на основе закона № 3-ФКЗ от 05.02.2014 года. Документ утверждает структуру органа, его полномочия и порядок обеспечения. При разрешении споров служители Фемиды руководствуются процессуальными кодексами. Правовая база зависит от типа разбирательства.

Компетенция ВС РФ

Верховный суд России является высшей инстанцией по делам административного, уголовного, экономического и гражданского характера. Здесь осуществляется контроль деятельности нижестоящих органов. Жалобы рассматриваются в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Это основная, но далеко не единственная функция.

Согласно ст. 2 закона № 3-ФКЗ Верховный суд РФ признается первой инстанцией по следующим видам споров:

  1. оспаривание подзаконных актов исполнительных властных структур, главы государства, Центробанка России, надзорных, оборонных и правоохранительных органов;
  2. проверка обоснованности и пересмотр решений Высшей квалифколлегии судей РФ;
  3. прекращение работы межрегиональных СМИ, религиозных объединений и политических партий;
  4. оценка законности актов Центризбиркома РФ, в том числе отмена регистрации кандидатов;
  5. расформирование инициативных групп по проведению референдумов;
  6. споры между регионами, а также субъектами РФ и федеральной властью;
  7. прекращение деятельности Центризбиркома России;
  8. иски о возмещении убытков, причиненных нарушением принципа судопроизводства в разумный срок (исключение волокита в районных инстанциях);
  9. экономические конфликты между высшими органами власти регионов, федеральными структурами.

И, наконец, третьей функцией ВС РФ является законодательная инициатива. Судьи анализируют практику, выявляют пробелы и правовые коллизии, а затем вносят в парламент предложения по их устранению.

Структура органа обусловлена компетенцией:

Организационное звено

Задачи

В составе ВС РФ сформировано 6 самостоятельных подразделений. Каждое из образований рассматривает дела определенного типа. Отдельно изучаются споры экономического характера, уголовные и гражданские дела, административные иски, конфликты с участием военнослужащих. Специальная коллегия создана для изучения дисциплинарных жалоб.

Если решения, определения и постановления принимаются ВС РФ в первой инстанции, их можно оспорить. Апелляционная жалоба рассматривается особой коллегией. В компетенцию этого структурного образования входит также изучение дел в связи с новыми обстоятельствами ( п. 2 ст.8 закон 3-ФКЗ ).

Этот орган выступает в роли надзорной инстанции. Кроме того, в его компетенцию входит координация деятельности коллегий, разрешение вопросов об имущественном положении судей ( ст.7 закона 3-ФКЗ ).

Основной функцией структурного звена является выработка единой правовой позиции. Здесь анализируется практика, утверждаются обзоры, формируются предложения по совершенствованию законодательства ( ст.5 закона 3-ФКЗ ). Документы, утвержденные Пленумом ВС РФ, публикуются в ведомственном печатном издании ( ст. 20 ).

Структура Верховного суда РФ включает аппарат управления, руководство, научно-консультативный совет. Схематично организация отображена на официальном сайте.

Структура Верховного суда РФ

Всего в составе Верховного суда России 170 служителей Фемиды. Коллегии формируются с учетом отраслевой специализации юристов и возглавляются председателями. Решения принимаются по итогам совместного обсуждения открытым голосованием. При этом каждый из членов вправе составить особое мнение. Решения, вынесенные высшей инстанцией, признаются окончательными. Если участники не согласны с позицией ВС РФ, за ними сохраняется право передачи дела в международные органы, например ЕСПЧ.

Требования к обращениям

Апелляция

Жалоба на решения, принятые Верховным судом России в первой инстанции, подается не позднее 1 месяца со дня публикации ( ст. 321 ГПК РФ ). Особых требований к содержанию и форме документа не предъявляют. Здесь применяются базовые принципы. Указать необходимо:

  1. наименование суда (Апелляционная коллегия ВС РФ);
  2. точные сведения о заявителе;
  3. контактные данные других участников;
  4. номер дела;
  5. требования и их правовое обоснование;
  6. ходатайства;
  7. перечень приложений.

Кассация

Если жалоба в Верховный суд подается на действующие решения нижестоящих инстанций, применению подлежит параграф 2 главы 41 ГПК РФ . Заинтересованное лицо сохраняет право на оспаривание в течение 3 месяцев с момента приобретения актом юридической силы. Восстановление пропущенного срока допускается лишь при наличии документального подтверждения уважительной причины.

Кассация в ВС РФ

Аналогичный принцип действует и при принятии жалоб на решения и определения военных судов.

Требования к форме и содержанию документа изложены в ст. 390.5 ГПК РФ . Норма разрешает составлять обращение с использованием онлайн-сервиса на официальном сайте. Указать необходимо:

  • полное название суда;
  • информацию об участниках процесса, включая контактные данные и правовой статус;
  • перечень инстанций, рассматривавших дело ранее;
  • номер спора;
  • реквизиты обжалуемых актов;
  • список существенных нарушений, допущенных служителями Фемиды;
  • требования заявителя;
  • приложения.

Вместе с кассацией подаются удостоверенные судами решения, постановления и определения. Число копий должно соответствовать количеству участников процесса. Один экземпляр остается в ВС РФ. Все документы разрешается направлять в электронном виде.

Надзор

К этому виду жалоб предъявляют особые требования. Такие обращения составляются с опорой на положения главы 41.1 ГПК РФ . Их рассмотрение относится к компетенции Президиума Верховного суда России. В этом порядке изучаются дела трех категорий:

Надзор ВС РФ

Заинтересованная сторона разбирательства должна обратиться непосредственно в Верховный суд России. На реализацию права ст. 391.2 ГПК РФ отводит 3 месяца. Срок отсчитывается с момента вступления в силу спорного документа.

Составлять жалобу необходимо с учетом требований ст. 391.3 Кодекса . Помимо наименования суда, сведений об участниках процесса и рассматривавших ранее дело инстанций указать следует основания обжалования. Аргументы должны быть подкреплены ссылками на нормативные акты и практику. Обязательными приложениями являются удостоверенные судами решения, постановления и определения, которые по мнению заявителя противоречат законодательству. Кроме того, представить потребуется квитанцию о перечислении пошлины. Электронные формы здесь также приветствуются. Порядок цифрового документооборота утвержден распоряжением Председателя ВС РФ № 46-П.

Рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб

А вот процедура кассации заслуживает особого внимания. После регистрации документы попадают к судье. Его задачей является проверка соблюдения требований к форме и содержанию. На этом этапе устанавливается возможность передачи дела в судебную коллегию ВС РФ. По итогам анализа выносится определение о направлении материалов на рассмотрение или возврате их заявителю. Отказ разрешено оспаривать. Просьбы о пересмотре определения подаются на имя Председателя Верховного суда России или его заместителя. Правила закреплены ст.390.7 ГПК РФ . Такой механизм существенно сокращает нагрузку на служителей Фемиды.

Кассация предполагает коллегиальное рассмотрение. Доводы оценивают председатель и два судьи. К участию в процессе допускаются податель жалобы, а также прочие участники. Новые лица вступить в разбирательство на этой стадии не могут. Проблему территориальной удаленности решают посредством видеоконференц-связи. Высшая инстанция располагает залами, оснащенными современным оборудованием.

Если все стороны спора извещены о заседании, их неявка не препятствует рассмотрению жалобы. Суть дела излагает судья-докладчик. Участники могут давать пояснения, задавать вопросы, реализовывать иные процессуальные права. Итогом разбирательства становится определение ( ст. 390.13 ГПК РФ ). Оно вступает в силу в день вынесения.

Принять окончательное решение по спору кассационная коллегия обязана в течение 2 месяцев. Этот срок увеличивается, если материалы дела истребуют в нижестоящем органе. В этом случае на разрешение вопроса отводится 3 месяца ( ст. 390.8 ГПК РФ ). Дополнительно продлить период разбирательства может Председатель ВС РФ или его заместитель. Максимальный срок пролонгации – 2 месяца.

В кассации проводится анализ верности применения правовых норм нижестоящими инстанциями. Новые обстоятельства, доказательства или доводы не принимаются во внимание ( ст. 390.13 ГПК РФ ).

Правила рассмотрения дел в надзоре

Порядок разбирательства на этой стадии регламентируется положениями главы 41.1 ГПК РФ . Процесс передачи жалоб в Президиум ВС РФ не отличается от кассации. Здесь применяются те же сроки и правила. Однако процедура имеет специфические черты.

Так, определение о передаче дела в надзор может принять Председатель Верховного суда или его заместитель. Этот человек не должен участвовать в рассмотрении жалобы по существу ( ст. 391.10 Кодекса ). Если в итоге голоса членов коллегии разделятся поровну, требования отклоняют.

По итогам разбирательства в надзоре принимается одно из 6 решений.

Решение надзора

На правах заключения

Обжалование судебных актов в ВС РФ мы рассмотрели с акцентом на гражданский процесс. Полномочия высшей инстанции настолько велики, что осветить все детали в рамках одной публикации невозможно. Оспаривание в административном, уголовном и арбитражном производстве имеет свою специфику. Требования к документам здесь закреплены отдельными кодексами. Заявителям приходится принимать во внимание десятки нюансов, детально изучать компетенцию Верховного суда России. В 2022 году ознакомиться с правилами КАС, УПК и АПК РФ можно в соответствующих вкладках официального сайта.

ГПК РФ Статья 391.10. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2013 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Ст. 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 66-ФЗ в часть 5 статьи 391.10 настоящего Кодекса внесены изменения

5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: