Порядок рассмотрения дел в конституционном суде рб

Обновлено: 22.04.2024

Предложения, которые поступают на рассмотрение КС, подлежат пред­варительному изучению в Секретариате Конституционного Суда. После это­го изучения Председатель КС вправе принять решение о возбуждении дела, отклонении его, возвращении инициатору для устранения недостатков.

После рассмотрения дела на заседании КС председательствующий объявляет об окончании слушания дела и указывает дату вынесения заключения. Последнее выносится на закрытом заседании. На этом заседании судьи Конституционного Суда имеют право излагать свою позицию по рассматриваемому вопросу, просить других судей уточнить свою точку зрения. Решение Конституционного Суда принимает­ся голосованием путем поименного опроса судей. Последние голосу­ют «за» или «против» и не имеют права воздержаться или не прини­мать участие в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей от полного состава.

Заключение Конституционного Суда объявляется не позднее, чем через 15 дней после окончания слушания дела.

Заключение Конституционного суда может быть опубликовано в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

Заключения Конституционного Суда в трехдневный срок после их объявления направляются:

• Президенту Республики Беларусь; , • Палате представителей и Совету Республики; ': • Премьер-министру Республики Беларусь;

• Председателю Верховного Суда Республики Беларусь;

• Председателю Высшего Хозяйственного Суда;

• Генеральному Прокурору Республики Беларусь;

• Министру юстиции Республики Беларусь; • • сторонам по делу;

• иным государственным органам и служебным лицам.

В Законе (1997 г.) определены особенности рассмотрения дела о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Как уже отмечалось, предложение о рассмотрении дела Конституционным Судом по этому вопросу может сделать только Президент Республики Беларусь.

56. Сущность Конституционного Суда: состав, компетенция.

Статья 116. Контроль за конституционностью нор­мативных актов в государстве осуществляется Консти­туционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь форми­руется в количестве 12 судей из высококвалифициро­ванных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей изби­раются Советом Республики. Председатель Конститу­ционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Консти­туционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключе­ния:

о соответствии законов, декретов, указов Президен­та, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Бе­ларусь;

о соответствии актов межгосударственных образова­ний, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Консти­туции, международно-правовым актам, ратифициро­ванным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Бе­ларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственно­го органа Конституции, международно-правовым ак­там, ратифицированным Республикой Беларусь, зако­нам, декретам и указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Консти­туционный Суд по предложению Президента дает зак­лючение о наличии фактов систематического или гру­бого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

В соответствии со ст.1 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.

В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» Конституционный суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Нормы о Конституционном суде Республики Беларусь включены в главу 6 Конституции под названием «Суд». Этим подчеркивается принадлежность Конституционного суда к судебной власти.

Конституционный суд Республики Беларусь - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти. Он осуществляет судеб­ную власть посредством конституционного судопроизводства.

Первоначально Закон наделял Конституционный суд правом рассматривать по своей инициативе дела о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией (ст.104), Конституционный суд по предложению депутатов Верховного Совета (не менее 70 чел.) обязан был вынести заключение о нарушении Президентом Конституции Республики Беларусь. В новой редакции Конституции указанные полномочия Конституционного суда упразднены.

Необходимо отметить, что компетенция конституционных судов европейских стран более широкая. К примеру, Конституционный суд Российской Федерации, кроме проверки конституционности (законности) нормативных актов, разрешает споры о компетенции между высшими органами государственной власти; по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; по запросам конкретных государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд является единственным государственным органом, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Эта деятельность Конституционного Суда находит свое выражение в принимаемых им решениях, которые обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особенностью конституционного контроля является отсутствие системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения. Этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конституционный суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетом, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы контроля Конституционного суда.

В связи с тем, что проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, возможна проверка конституционности всех норм «по вертикали». Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, суд может в своем решении указать на несоответствие Конституции и других нормативных актов.

3. Порядок формирования и состав Конституционного суда

Орган конституционного контроля в Беларуси формируется Главой государства совместно с законодательным органом. Шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются верхней палатой парламента – Советом Республики.

Председатель Конституционного суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного суда.

Судьей Конституционного суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, являющийся специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень, и обладающий высокими моральными качествами.

Судьи Конституционного суда назначаются или избираются сроком на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного суда может быть в любое время освобожден от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.

В конституционных судах европейских стран разное количество судей. Например, в Чехии, Венгрии и Польше – 15, в Румынии - 9 судей, в Болгарии - 12, в Литве - 9, в Украине - 18, России - 19.

Разбирательство в заседаниях Конституционного суда происходит открыто и устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, других участников судебного заседания, оглашает имеющиеся в деле документы.

Производство по делам в Конституционном суде осуществляется на началах равенства сторон и их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, других участников заседания перед законом и судом.

Производство дел в Конституционном суде ведется на белорусском и (или) русском языках. Участникам заседания, не владеющим белорусским или русским языком, Конституционным судом обеспечивается право давать объяснения, показания, заявлять ходатайства на родном языке или на другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика.

По всем вопросам, отнесенным к компетенции Конституционного суда, по которым должно выноситься решение, Конституционным судом проводится судебное заседание. О времени и месте очередного заседания судьи Конституционного суда уведомляются не позднее, чем за десять дней до начала судебного заседания. Одновременно им вручается повестка дня заседания и необходимые для рассмотрения дела документы.

Заседания Конституционного суда проводятся по мере необходимости и созываются Председателем Суда по собственной инициативе либо по требованию не менее трех судей Конституционного суда.

Судья Конституционного Суда должен заявить самоотвод при наличии обстоятельств, которые могут поставить под сомнение его объективность вследствие прямой или косвенной заинтересованности в исходе разрешения конкретного дела.

На заседании Конституционного суда может рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу принимается отдельное решение.

Заседание Конституционного суда по каждому делу проходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительных речей, а также для подготовки итогового решения. Перерыв в судебном заседании может быть сделан по ходатайству одной из сторон либо по усмотрению суда. После перерыва рассмотрение дела продолжается с момента, на котором оно было прервано. В перерыве судебного заседания Конституционный суд вправе также рассматривать текущие вопросы, связанные с организацией его деятельности.

Производство по делу прекращается, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии предложения к рассмотрению, предусмотренные частью второй статьи 49 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь».

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны представлять Конституционному суду документы и другие материалы, проводить проверочные действия, оказывать помощь и содействие в связи с рассмотрением конкретного вопроса.

Конституционный суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам, по следующим критериям: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта; 3) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами; 4) по порядку принятия и введения в действие.

При проверке конституционности акта Конституционный суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

Конституционный суд не осуществляет контроль проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Во всех заседаниях Конституционного суда независимо от характера рассматриваемого вопроса обязательно ведутся протоколы.

Присутствующие в зале судебного заседания лица обязаны вести себя по отношению к суду, сторонам, их представителям, другим участникам заседания и друг к другу корректно, не допускать во время заседания хождения по залу, разговоров между собой, реплик в адрес суда, участников заседания и какого-либо вмешательства в нормальный ход заседания.

Участниками заседания Конституционного суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, представители государственных органов, а также иные лица, приглашенные для участия в заседаниях по вопросу о проверке конституционности акта.

В заседаниях Конституционного суда могут участвовать Президент Республики Беларусь, председатели палат парламента, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и министр юстиции. Они вправе излагать свою позицию по всем вопросам, рассматриваемым судом.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются инициаторы, обратившиеся с предложением о проверке конституционности акта, а также органы, должностные лица, подписавшие или издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос.

Лица, которым сторонами поручено представлять их интересы в Конституционном суде, именуются представителями. В качестве представителей сторон могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица на основании доверенности, выданной стороной (сторонами), с указанием их полномочий. От одной стороны может быть несколько представителей.

Представителями сторон в Конституционном суде по должности могут выступать: руководитель органа, который инициировал предложение; руководители органов, должностные лица, издавшие нормативный акт.

К рассмотрению вопросов, вынесенных на заседание, могут быть привлечены в качестве свидетелей должностные лица и граждане, располагающие необходимыми сведениями или материалами, имеющими значение для правильного разрешения дела или вопроса, включенного в повестку дня. Эти лица обязаны явиться в заседание суда по его вызову, сообщить известные им сведения по рассматриваемому вопросу, представить по требованию суда соответствующие материалы, которыми они располагают, ответить на вопросы судей и лиц, участвующих в судебном заседании.

При изучении вопроса и подготовке его к рассмотрению судьей Конституционного суда, а в заседании – судом, может быть назначена экспертиза, производство которой поручается научным учреждениям либо конкретным специалистам, имеющим необходимые знания и достаточный опыт работы по соответствующей специальности.

5. Решения Конституционного суда Республики Беларусь

Полномочия Конституционного суда реализуются посредством принятия им решений. Согласно ст. 36 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь», решением суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

В Законе и Регламенте Конституционного суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конституционного суда. Именно в форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре.

О начале производства по делу Конституционным судом принимается решение. Послание о состоянии конституционной законности принимается также путем решения. Особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам, должностным лицам, которые принимаются и направляются судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд выносит различные по своей юридической силе решения, в том числе принимает заключения, то есть такие акты Конституционного Суда, которые являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Основанные на Конституции, они обладают высшей юридической силой и прямым характером действия.

Признавая тот или иной нормативный акт (его часть) не имеющим юридической силы, Конституционный суд выступает в роли «негативного» законодателя, поскольку «выводит» из сферы правоприменения неконституционные правовые нормы.

Среди актов Конституционного суда наиболее распространенными являются решения, имеющие рекомендательный характер. Они не обязательны для исполнения, однако должны быть рассмотрены компетентными органами. В данном случае работает не сила акта Конституционного суда, а сила его аргументов.

Конституционный суд в последние годы стал шире практиковать принятие решений на основании ст.40 Конституции при обращении к нему граждан, общественных объединений, органов государственной власти по вопросам, имеющим общественно-значимый характер, и которые не удалось разрешить иным властным структурам.

Представление о количестве решений, вынесенных Конституционным судом Республики Беларусь в последние годы, дает следующая таблица (см. таблицу №1).

Год
Число решений

В соответствии со ст. 38 Закона решения суда являются окончательными и обжалованию и опротестованию не подлежат. Решения Конституционного суда вступают в силу сразу после их провозглашения.

Государственные органы и должностные лица обязаны исполнить решение (заключение) суда, то есть отменить, изменить или признать утратившим силу такой нормативный акт в установленный судом срок. Если государственный орган (должностное лицо) не исполняет решение (заключение) Конституционного суда, то возникает вопрос об ответственности за неисполнение решения суда.

В соответствии со статьей 40-2 Закона неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда влечет ответственность, установленную законодательством. Кроме общих мер конституционной ответственности существует и специальная ответственность. В частности, ст. 423 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению.

Принципы деятельности Конституционного Суда Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от . 30 марта 1994 г. № 2914-XІІ

Конституционный контроль – это обеспечение соответствия нормативных актов, принимаемых в государстве, Конституции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Порядок формирования и срок полномочий Конституционного Суда. В состав Конституционного Суда Республики Беларусь входят 12 судей, из них:

· шесть судей, в том числе и Председатель Конституционного Суда, назначаются Президентом Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики;

· шесть судей Конституционного Суда избираются Советом Республики.

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь, Конституцион­ный Суд Республики Беларусь формируется из высококвалифицированных специалистов в об­ласти права, имеющих, как правило, ученую степень. Судьей может быть только гражданин Республики Беларусь.

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять другую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не могут быть членами Совета Республики, а также членами политических партий и других гражданских объединений, ставящих перед собой задачу достижения политических целей. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь должен обладать высокими моральными качествами. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь неприкосновенен.

Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения по предложениям Президента Республики Беларусь, Национального Собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в следующих случаях:

· о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; законам и декретам;

· о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

· в случаях, предусмотренных Конституцией и Законом о «Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд
по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

Порядок рассмотрения дел Конституционным Судом Республики Беларусь. Предложения, которые поступают на рассмотрение Конституционного Суда Республики Беларусь, подлежат пред­варительному изучению в Секретариате Конституционного Суда. После это­го изучения Председатель Конституционного Суда вправе принять решение о возбуждении дела, его отклонении, возвращении инициатору для устранения недостатков. Термин «решение Конституционного Суда» собирательный. Он включает различные по своей форме правовые акты, посредством которых Конституционный Суд реализует свою волю.

В Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде» и Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь содержится перечень видов его решений. Главное место занимают заключения Конституционного Суда Республики Беларусь. Помимо решений, принимаемых данным судом в порядке проверки конституционности нормативных актов, могут приниматься также решения по вопросам организационного характера.

Прежде чем принять заключение, Конституционный Суд Республики Беларусь анализирует обычно широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, так как без этого трудно сформировать согласованную позицию Конституционного Суда Республики Беларусь.

По итогам рассмотрения дела в зависимости от субъекта, обратившегося в Конституционный Суд Республики Беларусь, председательствующий объявляет об окончании слушания дела и указывает дату вынесения заключения. Последнее выносится на закрытом заседании, на котором судьи Конституционного Суда имеют право высказывать свое мнение по рассматриваемому вопросу, просить других судей уточнить свою точку зрения по данному вопросу. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Они голосуют «за» или «против» и не имеют права воздержаться или не принимать участия в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей от полного состава Конституционного Суда Республики Беларусь.

Решения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа или протокола, то есть выбор формы документа за некоторыми изъятиями принадлежит Конституционному Суду Республики Беларусь. В заключении изложены требования, которым оно должно отвечать.

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь объявляется не позднее чем через 15 дней после окончания слушания дела. Оно может быть опубликовано в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь». В трехдневный срок после объявления заключение направляется:

· Президенту Республики Беларусь;

· Национальному собранию Республики Беларусь (обеим палатам);

· Премьер-министру Республики Беларусь;

· Председателю Верховного Суда Республики Беларусь;

· Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

· Генеральному Прокурору Республики Беларусь;

· Министру юстиции Республики Беларусь;

· сторонам по делу;

· иным государственным органам и служебным лицам.

Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или акта обладающим более высокой юридической силой является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или на его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Согласно ст.9 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде», предложения таких актов не могут приниматься судами, другими органами и должностными лицами. Если же аналогичные признанные неконституционными положения содержатся в другом, обладающем более высокой юридической силой акте, чем проверяемый акт, то Конституционный Суд обязан также предложить компетентному органу принять меры для приведения его в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.

Полномочия Конституционного суда реализуются посредством принятия им решений. Согласно ст. 36 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь», решением суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

В Законе и Регламенте Конституционного суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конституционного суда. Именно в форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре.

О начале производства по делу Конституционным судом принимается решение. Послание о состоянии конституционной законности принимается также путем решения. Особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам, должностным лицам, которые принимаются и направляются судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд выносит различные по своей юридической силе решения, в том числе принимает заключения, то есть такие акты Конституционного Суда, которые являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Основанные на Конституции, они обладают высшей юридической силой и прямым характером действия.

Признавая тот или иной нормативный акт (его часть), не имеющим юридической силы, Конституционный суд выступает в роли «негативного» законодателя, поскольку «выводит» из сферы правоприменения неконституционные правовые нормы.

Среди актов Конституционного суда наиболее распространенными являются решения, имеющие рекомендательный характер. Они не обязательны для исполнения, однако должны быть рассмотрены компетентными органами. В данном случае работает не сила акта Конституционного суда, а сила его аргументов.

В соответствии со ст. 38 Закона решения суда являются окончательными и обжалованию и опротестованию не подлежат. Решения Конституционного суда вступают в силу сразу после их провозглашения.

Государственные органы и должностные лица обязаны исполнить решение (заключение) суда, то есть отменить, изменить или признать утратившим силу такой нормативный акт в установленный судом срок. Если государственный орган (должностное лицо) не исполняет решение (заключение) Конституционного суда, то возникает вопрос об ответственности за неисполнение решения суда.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда влечет ответственность, установленную законодательством. Кроме общих мер конституционной ответственности существует и специальная ответственность. В частности, ст. 423 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению.

87. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. +--

Основными формами работы органов местного управления являются заседания исполнительного комитета. Они созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета. Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год, докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует об этом граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Местные Советы депутатов самостоятельно определяют порядок своей деятельности в соответствии с законодательством, подотчетны гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

Советы депутатов осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов.

В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. В состав президиума входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты.

Президиум Совета решает следующие вопросы:

1) организует работу по созыву сессий Совета, осуществляет руководство

подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение;

2) координирует деятельность постоянных и временных комиссий, организует контроль за выполнением решений Совета;

3) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и

обеспечивает их необходимой информацией;

4) организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными

администрациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами

территориального общественного самоуправления;

5) осуществляет иные полномочия, определенные регламентом Совета.

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва. Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.

В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету и может быть освобожден от должности только Советом. Порядок освобождения или досрочного сложения полномочий председателя Совета определяется регламентом Совета.

Согласно статье 122 Конституции Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своих полномочий принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 26 статьи 84 Конституции Президент Республики Беларусь имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке.

89. Система органов местного управления, их виды и полномочия. +

Система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:

4) поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Руководители местных исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответственен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

В городе Минске и областных центрах, где упразднены районные Советы депутатов, образованы местные администрации с правами органов местного управления.

В состав местной администрации входит глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Заместители главы местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.

Исполнительный комитет на подведомственной территории имеет следующие полномочия:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

2) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведение аукционов;

3) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;

4) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

5) решает в соответствии с законодательством вопросы землеустройства и землепользования;

6) решает в соответствии с законодательством вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

7) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;

8) содействует развитию народных традиций и обычаев на соответствующей территории;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

88. Система местных Советов депутатов, их виды и полномочия. +

Советы депутатов являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.

Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

В Республике Беларусь устанавливается три территориальных уровня Советов:

1) первичный. К первичному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы депутатов.

2) базовый. К базовому уровню – городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов

3) областной. К областному – областные Советы депутатов (Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов).

В Конституции (ст.121) и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.16) закрепляется сфера исключительных полномочий Советов депутатов. К таким полномочиям относятся:

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;

2) установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов;

3) определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов;

5) признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

7) утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

8) утверждение структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности;

9) образование и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий Совета, избрание и освобождение от обязанностей их председателей;

10) заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, отчетов и информации председателя исполнительного комитета;

11) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

12) утверждение и изменение регламента Совета;

13) принятие решений о выпуске местных займов;

14) иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета.

74. Органы прокуратуры: полномочия, структура и порядок формирования. +

В соответствии со ст.125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов – это главная задача органов прокуратуры, предопределяющая их предназначение и роль в системе органов государства. Они призваны принимать меры к устранению любых нарушений законодательства, от кого бы они не исходили.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.125 – 128), Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другими законодательными актами (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст.1 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Его главная задача – «обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений» (ч.1 ст.2 Закона).

Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

5) расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.

Наиболее сложным и широким направлением прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор). Осуществляя общий надзор, прокуратура не должна подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Закон Республики Башкортостан
от 27 октября 1992 г. N ВС-13/7
"О Конституционном Суде Республики Башкортостан"

С изменениями и дополнениями от:

14 января 1997 г., 23 июня 2000 г., 6 марта 2001 г., 8 декабря 2003 г., 23 декабря 2004 г., 7 ноября 2006 г., 21 апреля 2008 г., 13 июля 2009 г., 14 июля 2010 г., 29 апреля 2014 г.

Введен в действие

от 27 октября 1992 г.

Председатель
Верховного Совета
Республики Башкортостан

27 октября 1992 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон определяет правовой статус Конституционного Суда РБ как органа судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющего правосудие посредством конституционного судопроизводства. Закрепляются полномочия Конституционного Суда РБ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РБ. Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РБ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий. В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются заседания Конституционного Суда.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РБ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления; обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Башкортостан или иных конституционно-правовых вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Также определен порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде Республики Башкортостан, место постоянного пребывания Конституционного Суда РБ - город Уфа.

Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 г. N ВС-13/7 "О Конституционном Суде Республики Башкортостан"

Настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", N 1, январь 1993 г., ст. 1

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 г. N 81-з

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Подпункт "а" пункта 1, пункты 3, 5, 6, 8, 15, подпункт "б" пункта 17, пункт 18 статьи 1 названного Закона вступают в силу по истечении переходного периода, установленного статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 406-ФЗ

Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 г. N 290-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. N 147-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона, за исключением части 3 статьи 21, которая вступает в силу с 1 января 2010 г.

Закон Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 г. N 1-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: