Порядок пропуска судов земснарядами

Обновлено: 17.04.2024

В настоящее время АБ ВВП и их филиалы эксплуатируют более семисот судоходных ГТС, в том числе: 113 судоходных шлюзов. Из них примерно 50 шлюзов – крупные бетонные для прохода современных судов смешанного река – море плавания.

По расположению на ВВП судоходные шлюзы можно разделить на три вида:

1. Группа последовательно расположенных шлюзов в виде судоходного канала, который может быть частью протяженного ВП, например, Волго-Балт.

2. Одного шлюза в составе транспортного гидроузла или несколько шлюзов в составе шлюзованной системы. Такие гидроузлы и системы предназначены только для обеспечения судоходных условий.

3. Одиночные шлюзы в составе комплексных гидроузлов, которые обеспечивают интересы различных водопользователей. В составе таких гидроузлов кроме шлюза имеется гидростанция и плотины.

На судоходных каналах, транспортных гидроузлах и шлюзованных системах АБ ВВП эксплуатирует все ГТС, входящие в гидроузел – шлюзы, насосные станции, плотины, ГЭС, дамбы и др., а вот на комплексных гидроузлах АБ ВВП эксплуатирует только судопропускное сооружение – шлюз или судоподъёмник. Работы по эксплуатации шлюзов можно поделить на 2 части:

1. Круглосуточный пропуск транспортного флота через шлюз на протяжении всей навигации. Цель организации этой части работ: обеспечение минимального времени на прохождение судном отдельного шлюза или всего судоходного канала.

2. Техническая эксплуатация судоходного шлюза. Цель: обеспечение нормального работоспособного состояния всех систем судоходного шлюза.

Таким образом эти две части образуют единый технологический процесс, потому что только при условии обеспечения исправного состояния шлюза возможен бесперебойный пропуск судов.

Организация судопропуска в пределах судоходного канала возложена на диспетчерскую службу канала, которая через вахтенных начальников шлюза обеспечивает пропуск судов. На одиночных шлюзах судопропуск организует и выполняет вахтенная служба шлюза совместно с диспетчером движения флота.

Порядок и очерёдность прохождения судов через шлюз регламентируются соответствующими правилами. Вахтенный начальник имеет устойчивую двухстороннюю радиосвязь со всеми проходящими судами. Все радиопереговоры фиксируются путём записи на соответствующие электронные носители. Вахтенный начальник судна, проходящего шлюз, выполняет все распоряжения вахтенного начальника шлюза.

В практике судопропуска возникает простой шлюза и флота. Такие простои различают на:

- оперативные, с целью лучшего использования зеркала камеры шлюза;

- вынужденные. вынужденные простои флота возникают из-за занятости камеры шлюзуемыми судами и неудовлетворительным состоянием причальных устройств подходного канала.

- случайные, вследствие неисправности шлюза по вине флота или шлюза. Такие простои рассматриваются как чп.

Для успешной организации судопропуска необходима система надежной информации движения судов на основе современных технологий, то есть создание автоматизированной системы управления флотом. Задача судопропуска выполнима при условии нормального технического состояния шлюза, которое должно соответствовать определённым требованиям:

- по бетонным частям сооружения, т.е. осадки, деформации, трещины, каверны, фильтрации должны быть в пределах допустимых норм.

- по механическим частям, т.е. затворам, воротам – их износ должен быть в пределах допустимых норм.

- по электрическому оборудованию должна быть выполнена регулировка, автоматика, электроснабжение и т.д.

- по состоянию подходных каналов, т.е. там должны быть обеспечены глубины, нав. оборудование, причальные сооружения.

Все эти требования обеспечиваются такими условиями:

- укомплектованный штат эксплуатационного персонала: гидротехники, механики, электрики, строители соответствующей квалификации.

- проведение регулярных (текущих) планово-предупредительных и капитальных ремонтов. Текущие ремонты (ежегодные) проводятся в зимний период (ремонт оборудования и частей, требующих остановки судопропуска) и в навигационный период (не требуют остановки судопропуска). Капитальные (требующие как правило осушения камеры) выполняются один раз в два-три года и только в межнавигационный период.

- контроль готовности шлюза к работе, качество проведенного ремонта и общего технического состояния оценивается при проведении инспекторских осмотров специальной комиссией 2-3 раза в год перед навигацией, в середине навигации и после окончания.

- Обеспечение необходимым инструментом, инвентарём, аварийным запасом для своевременного устранения обнаруженных дефектов.

-- Проведение систематических наблюдений и исследований на шлюзе за деформациями бетонных частей сооружений, за фильтрацией через затворы и уплотнения, за уровнями грунтовых вод, за состоянием подходных каналов и причальных устройств. Результаты этих наблюдений и исследований, их анализ являются исходными материалами для проведения текущих и капитальных ремонтов.

Отдельный вопрос касается безопасности ГТС, которая регулируется федеральным законом №117 от 1997г., в соответствии с которым каждое напорное ГТС должно иметь декларацию безопасности, в соответствии с которой это ГТС обеспечивает защиту жизни людей, окружающей среды и других различных объектов

Контрольные вопросы

по дисциплине “Организация и управление путевым хозяйством”

1. Структура государственного управления водным транспортом России

2. Государственное управление внутренними водными путями (ВВП) на федеральном, региональном и зональном уровне.

3. Функциональные задачи, виды работ и услуги, выполняемые АБ ВВП.

4. Организационная структура управления АБ ВВП.

5. Источники финансирования содержания и развития ВВП.

6. Состав производственного плана основной деятельности АБ ВВП. Техническое задание.

7. План эксплуатационной деятельности АБ ВВП.

8. Состав финансового плана. Структура сметы эксплуатационных затрат.

9. Цели, задачи и состав проекта путевых работ на

10. Принципы экологического обоснования оптимальных судоходных глубин на ВВП.

11. Организация путевых работ на судоходном плесе.

12. Организация работ по обслуживанию навигационного оборудования.

13. Организация русловых изысканий на ВВП.

14. Организация дноуглубительных работ на ВВП.

15. Состав наряд - задания на работу земснаряда.

16. Организация работ на судопропускных ГТС.

Литература

1.Гладков Г.Л. и др. Содержание ВВП.Путевые работы. Учебное пособие. . Изд.ГУМРФ им.адмирала С,О,Макарова, 2018

2. Гладков Г.Л. и др. Содержание ВВП.Навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства. Учебное пособие. . Изд.ГУМРФ им.адмирала С,О,Макарова, 2018

Прохождение судов мимо дноуглубительных и дноочистительных снарядов

169. Судно при подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду на расстояние не менее 1 км должно подать звуковой сигнал «Внимание» и согласовать по УКВ радиосвязи сторону прохода.

При подходе к месту работы земснаряда необходимо обратить внимание на положения его тросов: на становой, который направлен выше по течению, и на поперечные (папильонажные) троса.

170. Дноуглубительный снаряд должен освободить часть судового хода, достаточную для пропуска судна, и показать сторону прохода ночью миганием двух тентовых огней (если земснаряд отошел к левой кромке — зелеными, к правой — красными), днем — светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

171. Дноочистительный снаряд должен показать сторону прохода ночью миганием одного кругового огня (белого при работе у левой кромки судового хода, красного — у правой), днем — светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

172. Судно при получении разрешительного сигнала должно подать отмашку с соответствующего борта и проходить, принимая необходимые меры предосторожности.

173. Обмен сигналами и прохождение мимо судна, занятого подводными и водолазными работами на судовом ходу (подъем судов, прокладка труб, кабеля и т. д.), осуществляются в таком же порядке, как и с дноочистительным снарядом.

При прохождении мимо судна, занятого подводными и водолазными работами, необходимо сбавить скорость до минимальной, чтобы обеспечить безопасность людей, работающих под водой, и не нарушить производства работ. Для этой же цели при прохождении вблизи путейского судна, занятого обслуживанием плавучего знака , рекомендуется также сбавить скорость.

174. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снаряду сверху и снизу судно, идущее вниз, или скоростное судно независимо от направления движения проходит в первую очередь.

175. При невозможности пропуска дноуглубительный и дноочистительный снаряды должны заблаговременно, но не менее чем за 1 км от приближающегося судна, подать сигнал «Предупреждение».

Судно, получив сигнал «Предупреждение», должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения на проход без повторного запроса.

176. Во время прохождения судов земснаряд не должен допускать подхода (отхода) шаланд, обслуживающих его.

Движение маломерных и парусных судов

145. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения . В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

146. Если два маломерных судна идут курсами , пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

  • маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;
  • маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

147. Если два парусных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то одно из них должно уступать дорогу согласно следующим правилам:

  • когда суда идут разными галсами, идущее левым галсом должно уступить дорогу другому судну;
  • когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
  • если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это судно, то оно должно уступить ему дорогу.

148. Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов.

Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок.

149. Маломерным и парусным судам запрещается:

  • маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т. д. и в промежутках между ними;
  • останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;

Запрещение остановки у плавучих навигационных знаков вызвано тем, что в темное время суток маломерное судно может своими огнями дезориентировать суда, двигающиеся по судовому ходу, закрыть знак корпусом или сместить плавучий знак за счет дополнительной нагрузки на якорь.

  • выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Выход на судовой ход при видимости менее 1 км опасен тем, что суда, использующие при ограниченной видимости радиолокатор, могут определить эхо-сигнал от маломерного судна на экране РЛС. Маломерное судно, не оборудованное навигационными приборами, при этих условиях не может уверенно ориентироваться и может попасть под состав или какое-нибудь препятствие.

Даже самые опытные судоводители в сильный туман, не имея навигационных приборов, полностью теряют ориентировку и иногда, не замечая того, переходят на обратное направление движения.

Судоводитель маломерного судна должен всесторонне оценить ситуацию при возникновении опасности выхода на судовой ход или неуверенности в оценке ситуации, в том числе при ориентировании, и немедленно остановиться. Движение в условиях ограниченной видимости опасно!

Движение галсами ухудшает ориентировку других судов по огням парусного судна. Зависимость парусных судов от ветра не обеспечивает в должной мере безопасность маневрирования при расхождении и обгоне, поэтому им запрещен выход на судовой ход не только при ограниченной видимости, но и ночью.

Пропуск судов через шлюзы

187. Суда , идущие на шлюзование , обязаны сообщать по радиотелефонной связи диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа (если это невозможно, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам шлюза.

188. Судоводитель при подходе к границам шлюза, но не менее чем за 1 км, запрашивает по радиотелефонной связи у диспетчера шлюза уточненные данные о порядке судопропуска и докладывает о готовности к шлюзованию.

189. Пропуск судов через шлюзы осуществляется в соответствии с планом-графиком шлюзований, разработанным диспетчерским аппаратом шлюза на основе информации о подходе судов. При составлении графика шлюзований пропуск пассажирских и других судов, работающих по объявленному расписанию, планируется согласно расписанию их движения. Пропуск остальных судов через шлюзы осуществляется в порядке подхода их к шлюзу (месту отстоя).

При наличии очереди судов на подходах к шлюзам в первую очередь пропускаются суда с нефтепродуктами с температурой вспышки паров ниже 60 °С или их остатками, взрывчатыми или отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами и спецобъекты.

190. Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке при совместном шлюзовании заходят в шлюзовую камеру последними и устанавливаются таким образом, чтобы у них на траверзе не было других водоизмещающих судов, кроме маломерных .

Очередность постановки судов в камеру шлюза регулируется диспетчером шлюза (оператором) в соответствии с Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ.

Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке заходят в камеру шлюза последними, не считая маломерных. Это делается для того, чтобы водоизмещающие суда не заходили позже скоростных и не могли бы повредить их.

191. Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.

192. Суда, следующие на ликвидацию транспортных происшествий и пожаров, пропускаются через шлюзы вне очереди.

193. При движении в подходных каналах шлюзов обгон судов, кроме обгона скоростными судами водоизмещающих судов, допускается только с разрешения диспетчера шлюза.

194. Суда с взрывчатыми и отравляющими веществами заходят в шлюзы в соответствии с планом-графиком шлюзований без остановки у причальных стенок.

195. На судах, направляющихся на шлюзование, экипажем судна должно быть проверено надежное действие рулевого управления и дистанционного автоматического управления силовыми установками, а также наличие необходимого давления воздуха в пусковых баллонах главных двигателей.

196. На подходе к шлюзу мачты должны быть уложены (если это диктуется высотными габаритами), якоря надежно закреплены в клюзе.

197. Суда должны заходить в шлюз с безопасной скоростью, чтобы избежать повреждения ворот, защитных устройств и других судов, находящихся в шлюзе, и обеспечить остановку судна (состава) в месте, указанном для его швартовки ; при этом на водоизмещающих судах, имеющих два главных двигателя и более, один из них должен быть запущен на режим заднего хода не позднее прохода носовой части судна створа ворот шлюза.

198. Суда длиной более 30 м должны швартоваться не менее чем двумя швартовыми, расположенными по одному борту.

При швартовке за причальные тумбы камер шлюзов персонал шлюза должен выделить необходимое количество швартовщиков. Швартовка за плавучие рымы обеспечивается персоналом судна.

199. При нахождении судов в шлюзе:

  • если на опорных стенках шлюзовой камеры указаны соответствующие границы, суда должны находиться в их пределах;
  • во время наполнения и опорожнения камеры шлюза и до момента получения разрешения на выход суда должны быть ошвартованы так, чтобы они не ударялись об опорные стенки шлюзовой камеры, ворота и защитные устройства или другие суда;
  • с момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители.

В процессе шлюзования необходимо постоянно следить за положением швартовных тросов и плавучих рымов, на которых они закреплены. При наполнении или опорожнении камеры следует обеспечить беспрепятственное перемещение судна по вертикали у стенки шлюза, при этом можно использовать кранцы-приспособления для смягчения ударов и исключения трения судна о стенку шлюза. В течение всего периода шлюзования мотор судна должен быть готов к запуску.

200. Разрешается совместное шлюзование судов в следующем порядке:

  • танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) в любом сочетании;
  • сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами), а также суда технического флота с танкерами, загруженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров 60 °С и выше;
  • пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами) и судами технического флота.

Варианты совместных шлюзований судов различных типов преследуют цель наиболее эффективного использования шлюзов, не подвергая излишней опасности совместно шлюзующиеся суда и экипажи судов. Особенно это относится к пассажирским судам.

Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ (п. 16г) запрещается совместное шлюзование любых судов с судами, перевозящими отравляющие и взрывчатые грузы.

201. При совместном шлюзовании должны соблюдаться следующие правила:

  • танкеры заходят в шлюз и становятся первыми;
  • сухогрузные суда могут быть поставлены в камере шлюза на траверзе танкера при условии, что расстояние между бортами будет не менее 1 м;
  • судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов обязаны выполнять специальные мероприятия противопожарного режима, предусмотренные действующими правилами для такого случая.

Судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов должны предупредить экипажи и строго контролировать запрет курения на открытых палубах и у открытых иллюминаторов, а также не допускать случайного выброса окурков или использование открытого огня на камбузах, использование зажигалок и т. п. Все виды работ на палубе, связанные с возможностью искрообразования, должны быть прекращены. Указанные требования относятся также к маломерным судам.

202. Распоряжения диспетчера (начальника вахты) шлюза, касающиеся расстановки судов у причальных стенок шлюзов, порядка судопропуска и расстановки в камере шлюза, обязательны для выполнения судоводителями всех судов, которые должны подтвердить получение распоряжений по радиотелефонной связи, а при ее неисправности — подачей звукового сигнала.

Если полученное распоряжение судоводитель считает невыполнимым, то он должен поставить об этом в известность диспетчера шлюза и не предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения.

Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале промежуточного светофора.

204. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету. В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.

20.1. Судно при подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду на расстояние не менее 1 км должно согласовать по радиосвязи сторону прохода или подать звуковой сигнал "Внимание".

20.2. Дноуглубительный снаряд должен освободить часть судового хода, достаточную для пропуска судна, и показать сторону прохода ночью миганием двух тентовых огней (если земснаряд отошел к левой кромке - зелеными, к правой - красными), днем - светоимпульсной отмашкой или флагом - отмашкой.

20.3. Дноочистительный снаряд должен показать сторону прохода ночью миганием одного кругового огня (белого при работе у левой кромки судового хода, красного - у правой), днем - светоимпульсной отмашкой или флагом - отмашкой.

20.4. Судно при получении разрешительного сигнала должно подать отмашку с соответствующего борта и проходить, принимая необходимые меры предосторожности.

20.5. Обмен сигналами и прохождение мимо судна, занятого подводными и водолазными работами на судовом ходу (подъем судов, прокладка труб, кабеля и т.д.), осуществляются в таком же порядке, как и с дноочистительным снарядом.

20.6. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снаряду сверху и снизу судно, идущее вниз, или скоростное судно независимо от направления движения проходит в первую очередь.

20.7. При невозможности пропуска дноуглубительный и дноочистительный снаряды должны заблаговременно, но не менее чем за 1 км от приближающегося судна, предупредить его по радиосвязи или подать сигнал "Предупреждение". Судно, получив запрещение прохода, должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения без повторного запроса.

20.8. Во время прохождения судов земснаряд не должен допускать подхода (отхода) шаланд, обслуживающих его.

Правило 21

Работа паромных переправ

21.1. Паромы могут пересекать судовой ход только тогда, когда они убедились, что движение других судов даёт возможность сделать это без риска и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменять свой курс или скорость.

21.2. Паромы канатных переправ подчиняются следующим правилам:

- не осуществляющий перевозки паром должен стоять на месте, которое ему отведено для стоянки;

- паром не должен оставаться на судовом ходу дольше, чем это необходимо для работы.

21.3. Судно при подходе к канатной переправе или светофору не менее чем за 1 км должно подать «один продолжительный звук».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: