Порядок наделения полномочиями судей конституционного суда рф

Обновлено: 23.04.2024

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

(в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

1.1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.

(часть 1.1 введена Федеральным конституционным законом от 30.10.2018 N 2-ФКЗ)

Положения ч. 2 ст. 13 (в ред. ФКЗ от 30.10.2018 N 2-ФКЗ) применяются с учетом особенностей, установленных ч. 5 и 6 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 30.10.2018 N 2-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 08.06.2012 N 1-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в ч. 4 ст. 13 вносятся изменения (ФКЗ от 08.12.2020 N 7-ФКЗ). См. будущую редакцию.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ст. 6 см. Постановление КС РФ от 24.03.2009 N 6-П.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

(п. 8 введен Федеральным законом от 05.04.2005 N 33-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 157-ФЗ)

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны. Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ - Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства. Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

Состав и структура Конституционного Суда РФ, выбор на должность лиц, их полномочия, порядок деятельности и другие вопросы, регламентируют ФЗ «О Конституционном Суде», действующий Регламент и Конституция страны.

председатель конституционного суда

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.

полномочия председателя конституционного суда

Структура конституционного суда

Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 - в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

Основные полномочия КС РФ

Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

Кто может быть Председателем КС РФ?

Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть гражданином России.
  • Возраст к вступлению на должность - не менее 40 лет.
  • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
  • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
  • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

председатель конституционного суда россии

Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

  • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
  • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
  • Письменное заявление.
  • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
  • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
  • Смерть.
  • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
  • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Как уже говорилось выше, председатель конституционного суда назначается из списка действующих судей. Кандидатуру предлагает президент страны, право ее одобрения принадлежит Совету Федерации. По такому же принципу выбирают заместителей председателя. В соответствии с российским законодательством предусмотрены две должности замов. Данная процедура назначения на должность действует с 2009 года. До вступления изменений в силу председатель конституционного суда, заместитель и судья-секретарь выбирались тайным голосованием.

Кто занимает должность председателя и его заместителей сегодня?

На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда РФ - Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому способу избрания занял свою должность уже в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награждённый орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней.

Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович. Занимают свою должность с 2011 года и 2015 года соответственно. Оба - заслуженные юристы и деятели науки нашей страны.

заместитель председателя конституционного суда рф

Срок полномочий

После вступления поправок в НПА «О Конституционном Суде РФ» в 2009 году Председатель Конституционного Суда РФ назначается палатой парламента на шесть лет. На этот же срок вступают на свой пост и его замы. По прошествии шести лет должностное лицо исполняет свои профессиональные обязанности до назначения нового лица. Стоит отметить, что после окончания срока действия полномочий они могут быть переизбраны на свой пост.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ

Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:

  • созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
  • давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
  • представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
  • руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.

председатель конституционного суда рф назначается

Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, - издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.

Когда председатель или его заместители могут быть досрочно сняты с должности?

Причины, по которым Председатель Конституционного Суда РФ или его заместители могут быть лишены права занимать свой пост:

  1. По личному письменному заявлению, которое констатируется решением самого суда.
  2. В случае если они не исполняют надлежащим образом свои должностные обязанности или вовсе уклоняются от их исполнения. Решение принимается на совете судей через тайное голосование, в составе не меньше 2/3 от всего состава.
  3. По тем же причинам, когда снимается с должности конституционный судья.

Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя

Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:

  • Дело об основном законодательстве других регионов.
  • Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
  • Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
  • Дела, несущие законодательную инициативу.

Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.

На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.

Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.

В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.

Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.

Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.

председатель конституционного суда российской федерации

Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.

Заключение

Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.

председатель конституционного суда назначается

Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.

Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.


Перед тем, как выяснять порядок наделения полномочиями судей, нужно определиться с тем, кто они. К сожалению, понятной информации очень мало, а потому, чтобы понять ту или иную статью, приходится проходить ускоренный курс в необходимой сфере. Мы же расскажем вам главное на доступном языке.

Кто такой судья?

Судьи — это единственные носители власти в нашей стране. Они же имеют единый правовой статус, который не зависит от того, в каком суде они работают и к какому судебному звену относятся. Хоть статус у них и один, но отличия все же есть — компетенция и полномочия. Существует и особый порядок наделения полномочиями судей. По этим причинам и требования к судьям предъявляются немалые.

Требования к кандидату

Судебное заседание

Прежде чем перейти к порядку наделения полномочиями судей, нужно понять, каким требованиям они должны соответствовать. Итак, начали:

  1. Судьей может стать только гражданин нашей страны. Отсутствие гражданства или двойное гражданство автоматически претендента исключает.
  2. Образование кандидата должно быть высшим. Имеет значение и где оно получено, например вуз, который не имеет государственной аккредитации, не подходит под требования.
  3. Возраст человека. По закону судьей может стать человек, которому уже исполнилось 25 лет. При этом это не единственная черта. Порядок наделения судей полномочиями, равно как и возраст, зависит от суда, где планирует работать человек. Так, в Конституционном суде можно стать судьей только после 40 лет, в Верховном и Высшем Арбитражном суде — человек не младше 35 лет. Если речь идет о верховном краевом, республиканском или областном суде, а также городском суде федерального значения, суде автономной области, окружном военном суде или федеральном арбитражном, то в этом случае судья не должен быть моложе 30 лет.
  4. Рабочий стаж. В порядке отбора и наделения полномочиями судей играет роль и стаж работы кандидата. Общее правило подразумевает пятилетний опыт работы, но и здесь есть свои нюансы. Например, для работы в Конституционном суде кандидат должен иметь не меньше пятнадцати лет юридического опыта. В верховном и Высшем Арбитражном суде — не меньше десяти лет работы, а в республиканском верховном суде, краевом или областном суде, окружном военном суде — не меньше семи лет.

Стаж работы

Конституционный суд

Порядок отбора и наделения полномочиями судьи начинается с определения стажа работы кандидата. Этот момент регулируется подзаконными актами и подробно расписан.

То есть стажем работы считается все то время, что человек работал на должностях, которые требуют юридического образования. Причем это должны быть органы государственной власти, госорганы субъектов нашей страны. Это касается и тех, которые соответствуют Конституции, и тех, что существовали до ее принятия. Сюда же относятся должности в органах местного самоуправления и в муниципальных учреждениях.

Это касается еще и должностей в Судебном департаменте при Верховном суде нашей страны, а также юридических организаций, научно-исследовательских учреждений и институтов. То есть преподаватели дисциплин, связанных с юриспруденцией, также могут стать судьями. Адвокаты и нотариусы тоже имеют все шансы.

Медицинское обследование

Судья должен пройти медицинское обследование, чтобы исключить заболевания, которые препятствуют работе. Этих заболеваний целый перечень, утверждает который Совет судей нашей страны. Основанием считается представление органа исполнительной власти федерального значения в сфере здравоохранения.

Кандидат в судьи не должен быть в прошлом или настоящем судим, у него должны быть исключительные знания в правовой области. Это необходимо подтвердить научными трудами, ученой степенью или званием. Будущий судья должен иметь высокие деловые и моральные качества.

Отбор кандидатов

Присяга судей

Перед тем, как узнать о порядке наделения судей судебными полномочиями, мы расскажем о том, как проходит отбор на должность судьи.

Отбирают кандидатов на основе конкурса. Председатель того суда, где нужен новый судья, сообщает эту новость в квалификационную судейскую коллегию в течение десяти дней с того момента, как открыта вакансия. Судейская коллегия же в течение еще десяти дней должна оповестить через средства массовой информации о том, что вакансия имеется и о месте и времени встречи.

Любой человек, который отвечает требованиям закона "О статусе судей", имеет право сдать тест на квалификацию для получения места судьи. Для этого нужно обратиться в квалификационную комиссию и написать заявление.

Кроме этого, нужно представить документ, который удостоверяет личность (подлинник и копию), анкету с собственными биографическими данными, документ, подтверждающий наличие юридического образования также в подлиннике и копии, медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболеваний, влияющих на должность.

Экзаменационная комиссия

Экзаменационная комиссия должна соответствовать положениям закона "О статусе судей" и положению об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на судейскую должность.

Такие комиссии находятся при квалификационных судейских коллегиях. Их образуют опытные судьи. Не исключается участие в коллегиях ученых-правоведов и преподавателей юридических дисциплин. Сколько человек будет входить в комиссию, решает квалификационная судейская коллегия. Судей же не должно быть меньше, чем три четверти от всего судейского состава.

Состав именно экзаменационной комиссии утверждает та же квалификационная судейская коллегия. Полномочия экзаменационной комиссии и квалификационной коллегии одинаковы по сроку. Экзаменационной комиссией руководит председатель, он же координирует ее работу.

Экзамен

Здание суда

Председатель экзаменационной комиссии назначает экзамен после того, как появится кандидат на судейскую должность и принесет заявление и необходимые документы. Последнему не имеют права отказать в сдаче экзамена. О месте и времени уведомляют не позднее, чем за десять дней до самого экзамена. Он должен проходить не позднее, чем через тридцать дней после обращения кандидата с заявлением о сдаче. Экзаменационная комиссия вправе принимать экзамен, если есть хотя бы половина ее состава. Половину этого количества должны составлять судьи.

Квалификационный экзамен может сдать только человек, который не является судьей. Его результаты могут быть использованы в течение трех лет, если же человека назначили на должность судьи, то его результаты действуют на все время его работы в судейской должности.

Экзамен проводится в билетной форме. Один билет содержит три вопроса по правовым отраслям и две практические судебные задачи. Если экзаменационная комиссия решит, то к билету добавляется письменное задание, касающееся процессуальных документов. Содержание билетов и заданий зависит от того, на какой сферы судейскую должность претендует кандидат. Если экзамен на должность в суде субъекта нашей страны, то и вопросы будут из области законодательства этого субъекта.

Если человек сдал экзамен, то ему выдают удостоверение и выписку из протокола экзаменационного заседания. С этими бумагами кандидат может обратиться в квалификационную коллегию с заявлением на свободную должность.

Коллегия же обязана проверить достоверность данных о кандидате и его документов. Причем коллегии необязательно заниматься собственнолично проверкой. Сотрудники могут обратиться за помощью к компетентным органам. Последние обязаны предоставить всю информацию в тот срок, который установила коллегия. Если минимального времени нет, то максимальный по выполнению просьбы равен двум месяцам.

После того, как всех кандидатов проверят на достоверность, коллегия может выбрать одного из них и порекомендовать на открытую должность. Если в рекомендации было отказано, то претендент может это обжаловать в судебном порядке. Причем основаниями может стать как само решение, так и нарушение порядка отбора.

Решение коллегии с рекомендацией отправляется в тот суд, который ищет судью. Если там согласны с выбранной кандидатурой, то выносится представление о назначении на должность. Когда председатель суда не согласен с решением, то он возвращает его обратно. Если решение повторное будет таким же, то председатель обязан принять человека на работу.

Порядок наделения полномочиями

Президент осуществляет назначение судей

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного суда РФ, так же, как и Верховного и Высшего Арбитражного суда, заключается в том, что они назначаются Советом Федерации. Но Совет Федерации не единолично определяет судей, это происходит по представлению президента нашей страны. Последний же перед тем, как выпустить представление, опирается на мнение председателей Верховного суда страны и Высшего Арбитражного.

Порядок наделения федеральных судей полномочиями отличается. Их выбирают по представлению председателя Высшего Арбитражного суда, а назначает уже президент.

Судей общей юрисдикции федеральных судов назначают согласно представлению от председателей Высшего Арбитражного суда и Верховного суда. Назначаются судьи также президентом.

Судей Военного суда назначает президент, а представление выпускает председатель Верховного суда.

Итак, это была общая информация. Теперь же рассмотрим сам алгоритм условий и порядка наделения судей судебными полномочиями.

После того, как президент получил все необходимые документы, он должен в течение двух месяцев назначить судью федерального суда. Кандидатов же в Верховный и Высший Арбитражный суд президент представляет Совету Федерации, который уже и соглашается с кандидатами или отклоняет их. В любом случае председатель суда, в который требуется судья, уведомляется об этом.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного или любого другого суда обязывает назначать на должность только, если заключение квалификационной судейской коллегии положительное.

Судьи Высшего Арбитражного и Верховного суда обязаны принести присягу на судейском собрании.

Чтобы обрести статус судей, порядок наделения полномочиями обязывает судей нижестоящих судов принести присягу тоже. Только это будет происходить на конференциях или съездах судей. Присягу произносят перед флагом нашей страны, если речь идет о республике, которая входит в состав Российской Федерации, то еще и перед республиканским флагом.

Что касается порядка наделения мирового судьи полномочиями, то его устанавливают законы субъектов нашей страны и федеральные.

Срок полномочий

В сроке ограничивается только федеральный судья, который был назначен в первый раз. Это тридцать шесть месяцев. Если же назначение повторное, то ограничений по срокам нет. Но есть максимальный возраст, после достижения которого должность судьи федерального суда занимать нельзя — семьдесят лет.

Три года относятся только к назначению федерального судьи, но не судейской должности Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного судов. Как только эти три года пройдут, судью могут назначить заново, но уже без ограничения по срокам. Причем порядок наделения полномочиями судей в Российской Федерации остается прежним даже в случае с повторным назначением на должность.

Срок полномочий судьи Конституционного суда субъекта нашей страны устанавливается согласно нормативным актам и законам этого же субъекта.

Порядок наделения мирового судьи полномочиями нам уже известен, теперь поговорим о сроках. Их устанавливает субъект страны, где происходит назначение. Главным правилом является то, что он не должен превышать пять лет. Это касается первого назначения, если назначение повторное, то срок должен быть не меньше пяти лет. Порядок наделения полномочиями и компетенция мировых судей остается той же.

После того, как судья принесет присягу, его считают приступившим к работе. Если же человек уже приносил присягу, то началом работы считается его назначение.

Когда у судьи закончился срок полномочий или подошел максимальный возраст, он все равно выполняет свои обязанности, пока не будет назначен новый судья. Если же это невозможно, то до момента завершения рассмотрения дела, которое он начал вести.

Прекращение или приостановление полномочий

Торжественное мероприятие

Порядок наделения полномочиями районных и мировых судей одинаков. Но это не значит, что приостановить или лишить полномочий судью не могут. Для этих действий должны быть основания. Вот некоторые из них:

  1. Судью признали безвестно отсутствующим. В этом случае должно быть вынесено судебное решение, которое уже вступило в силу.
  2. Судья проходит обвиняемым по уголовному делу или уголовное дело возбуждено против него.
  3. Судья выставил свою кандидатуру на выборах в составе законодательного органа нашей страны или ее субъекта.
  4. Судью избрали в состав законодательного органа страны или ее субъекта.

Если работу судьи приостановили, то это никак не сказывается на его выплатах. Но в случаях, когда судья признан безвестно отсутствующим, выплаты полагаются его семье в том же размере или уменьшенном. В случае заключения судьи под стражу, полномочия с него снимаются.

Даже если полномочия приостановлены, это не значит, что судья лишится своей неприкосновенности или его материальное и социальное обеспечение пострадает. Возобновлять полномочия или нет, решает квалификационная судейская коллегия, которая их же и приостановила. В случае возобновления порядок наделения полномочиями судей районного суда и мирового суда остается прежним за исключением сдачи экзамена.

Для прекращения полномочий судьи должны быть следующие основания:

  1. Заявление в письменном виде от самого судьи об отставке.
  2. Неспособность осуществлять полномочия в связи с состоянием здоровья или другой уважительной причиной.
  3. Заявление в письменном виде от судьи, что он переходит на другую работу.
  4. Достижение судьей верхнего возрастного потолка.
  5. Окончание срока полномочий, если они были установлены с ограничениями.
  6. Увольнение судьи с военной службы в связи с достижением максимального возраста. Это правило работает только в отношении военных судов.
  7. Прекращение гражданства нашей страны.
  8. Судья занялся деятельностью, которая несовместима с занимаемой им должностью.
  9. В отношении судьи вступил в силу обвинительный приговор или судебное решение о том, что к нему будут применены меры принудительного характера в медицинской сфере.
  10. Судья признан недееспособным или в силу вступило решение о его частичной дееспособности.
  11. Судья умер или вступило в силу его решение об объявлении себя умершим.
  12. Судья отказывается переходить в другой суд, так как тот, в котором он работает, реорганизовывается или упраздняется.

Кроме порядка наделения судей судебными полномочиями, существует еще и процедура отставки. Ею называют почетные проводы судьи с должности. За тем, кто ушел в отставку, сохраняется судейское звание, принадлежность к судейскому сообществу и личная неприкосновенность. Важно знать, что каждый судья может подать в отставку по собственному желанию в абсолютно любом возрасте.

Заключение

Отставка судьи

В статье мы рассмотрели, каковы порядки наделения полномочиями судей. Мы убедились в том, что особой разницы в них нет. Отличаются только высшие судейские должности.

А вообще, независимо от должности, судья должен качественно выполнять свою работу. Ведь не зря были придуманы все эти требования, которые выдвигаются при отборе кандидатов. Судья — это человек, который вершит судьбы, а значит он, как никто другой, должен разбираться в законодательстве и иметь большой опыт.

К большому сожалению, судебную власть в нашей стране не особо уважают, все потому, что некоторые судьи превышают свои полномочия и пренебрегают обязанностями.

Но так как мы помним, что судьей может стать абсолютно любой человек, который соответствует требованиям, то именно в наших силах изменить ситуацию. Если к судейству будут приходить по-настоящему увлеченные и преданные делу люди, то не будет столько загубленных жизней и неправильных судебных решений. Ведь что для судьи самое важное? Правильно, беспристрастность. Как известно, именно это качество позволяет правильно выносить решения и приговоры.

Большинство же судей забывают об этом, и в итоге мы имеем то, что имеем. То же самое касается и обязанностей, почему-то некоторые судьи считают себя вправе нарушать запреты. Хотя это преследуется законом. Так давайте же загадаем, что скоро будут выбирать по-настоящему ответственных людей, которые не пренебрегут должностными инструкциями. Надеемся, что наше желание исполнится. Так и будет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: