Порядок государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом

Обновлено: 22.04.2024

ГК РФ Статья 225. Бесхозяйные вещи

Позиции высших судов по ст. 225 ГК РФ >>>

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 333-ФЗ, от 21.12.2021 N 430-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.02.2009 N 7-ФЗ)

5. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2020 г. N АКПИ19-995, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2020 г. N АПЛ20-114, пункт 5 признан не противоречащим действующему законодательству

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации***). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344.

** В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст. 775.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ пункт 1 статьи 225 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

ГАРАНТ:

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Информация об изменениях:

Статья 225 дополнена пунктом 5 с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ

5. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатация бесхозяйного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Эксплуатация бесхозяйного имущества

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 27 "Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Как указал суд, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения водных объектов и иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер к очистке реки от понтона с последующей его утилизацией. То обстоятельство, что находящийся в реке выведенный из эксплуатации понтон является бесхозяйным имуществом, в связи с чем в силу ст. 225 ГК РФ должен быть принят на учет органом местного самоуправления, на территории которого он находится, - администрацией муниципального образования, не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по очистке реки от понтона с последующей его утилизацией, поскольку лицом, ответственным за принятие мер по охране и предотвращению негативного воздействия на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности (ст. ст. 8, 27 ВК РФ) и полностью расположенные на территории субъекта РФ, является комитет по природным ресурсам субъекта РФ. Таким образом, суд частично удовлетворил требование истца об обязании принять меры по очистке реки.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 263 "Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства" ГПК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 263 ГПК РФ и учитывая, что имеется спор о праве на здание тира, апелляционный суд оставил без рассмотрения заявление о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом и права муниципальной собственности на объект недвижимости, поскольку заинтересованным лицом к апелляционной жалобе приложен акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством спорного объекта в эксплуатацию, из содержания которого следует, что строительство спорного имущества осуществлялось РК ДОСААФ в период с 1989 по 1990 годы на денежные средства данного общества.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Эксплуатация бесхозяйного имущества

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обеспечение оформления бесхозяйных объектов недвижимого имущества в собственность посредством прокурорского вмешательства
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2021, N 3) В связи с этим вопросы исполнения законодательства при эксплуатации объектов бесхозяйного недвижимого имущества приобретают особую актуальность.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9) Судами было установлено, что бесхозяйные сети являются частью сетевого хозяйства, с использованием которого сетевая организация, гарантирующий поставщик, оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом. Издержки по эксплуатации бесхозяйных сетей подлежат возложению на организацию, фактически эксплуатирующую их и получающую выгоду при их использовании в своей профессиональной деятельности.

Нормативные акты: Эксплуатация бесхозяйного имущества

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 N 161
"Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" е) по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Подборка наиболее важных документов по запросу Пользование бесхозяйным имуществом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Пользование бесхозяйным имуществом

Судебная практика: Пользование бесхозяйным имуществом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 50 "Муниципальное имущество" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и установив, что спорная автомобильная дорога расположена в границах городского округа, используется неограниченным кругом лиц для проезда, в том числе к поселениям, которые входят в состав муниципального образования - городской округ; спорная автодорога является подъездной дорогой к городскому округу и используется исключительно для нужд этого городского округа, имеет значение только для одного муниципального образования, соединяет городской округ не с другими населенными пунктами муниципального района, а с федеральной автодорогой, арбитражные суды правомерно отказали в обязании зарегистрировать право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества (автомобильная дорога общего пользования), придя к обоснованному выводу, что спорная дорога предназначена для решения вопросов местного значения городского округа и не может использоваться для решения вопросов местного значения муниципального района; нахождение в муниципальной собственности такого имущества, как автомобильные дороги, которые необходимы для решения вопросов местного значения, или их передача в муниципальную собственности другого уровня не ставится в зависимость от состояния этого имущества.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Пользование бесхозяйным имуществом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Содержание и обслуживание бесхозного недвижимого имущества
(Габелли Г.К.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 6) На основании распоряжения орган местного самоуправления передал теплосетевой организации (ООО), находящейся на ОСНО, на содержание и обслуживание недвижимое бесхозяйное имущество, отвечающее критериям учета в качестве объекта ОС. Общество использует бесхозное имущество в своей хозяйственной деятельности, назначение - транспортировка тепловой энергии. Должно ли общество провести оценку имущества, учитывая, что ОМСУ стоимость имущества не определена? Как организовать бухгалтерский и налоговый учет? В частности, нужно ли учитывать указанное имущество как безвозмездно полученное? Является ли организация в отношении бесхозных ОС плательщиком налога на имущество?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Надзор за соблюдением законодательства об использовании и охране нарушенных земель
(Баглаев Д.А.)
("Законность", 2019, N 6) Вместе с тем к ситуациям несанкционированной добычи полезных ископаемых не может быть применен указанный режим использования бесхозяйных вещей, поскольку полезные ископаемые не являются брошенными или иным образом оставленными их собственником - Российской Федерацией, а лица, получившие право пользования недрами, могут обратить в свою собственность лишь разрешенные в установленном порядке к добыче полезные ископаемые.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: