Порядок формирования судебной власти сша

Обновлено: 24.04.2024

Несмотря на то, что большее количество рассматриваемых Верховным судом США дел поступает на рассмотрение в виде апелляции на постановление одного из судов нижестоящей инстанции (федеральных либо штатных), однако наиболее важные дела могут поступить на рассмотрение сразу в Верховный суд согласно «первоначальной юрисдикции».

Под первоначальной юрисдикцией подразумевается право суда рассматривать и выносить решения по делу прежде, чем оно буде заслушано и принято по нему решение любым судом нижестоящей инстанции. Иными словами, суд имеет право рассмотреть и вынести решение по делу до рассмотрения апелляции.

Верховный суд США – история, функции, порядок назначения судей

Немного об истории Верховного суда США

В период становления страны имело место непонимание по ряду важнейших вопросов о структуре. Баталии между федералистами и антифедералистами вызывали разного рода опасения. Определяя судьбу США, непосредственно после принятия Конституции первый Конгресс утвердил закон в 1789 году, согласно которому была создана трехзвенная судебная система.

В 1792 году было принято первое решение Верховного суда, как главы системы правопорядка. Однако, первоначально, большого влияния на дела государственного масштаба Верховный суд не оказывал. Все изменилось после 1803 года, когда Суд вынес решение по делу Марбери против Мэдисон. Судьи смогли доказать, что вправе оспаривать законы, противоречащие Конституции. Инстанции получили большие полномочия и право осуществлять контроль над всей государственной системой.

Местонахождения менялось. Изначально суд находился в Нью-Йорке, затем в Филадельфии, имеющей репутацию колыбели независимости США. В настоящее время Верховный суд США размещается в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Инстанция находится в монументальном здании, построенном в классическом стиле.


Со временем, Верховный суд стал пользоваться заслуженным авторитетом в сфере права. Однако, истории известны примеры, когда его решения были отклонены Конгрессом, заручившимся одобрением со стороны штатов. Надо сказать, что были подвергнуты жесткой критике и впоследствии аннулированы некоторые решения (к примеру, рабам-афроамериканцам запрещалось иметь американское гражданство). Перемены в составе судей передавали суть процессов и настроений, происходящих в обществе. До 1835 года, в судейский состав входили исключительно мужчины-протестанты. Со временем в инстанции появились женщины, афроамериканцы, иудеи и выходцы из Латинской Америки.

Функции Верховного суда США

Основной функцией инстанции стал контроль за исполнением положений Конституции. Постановления, имеющие связь с исполнением законности тех либо иных действий исполнительной власти, получили большой резонанс, что послужило приобретению авторитета и известности суда.

Помимо проверки и контроля судебных разбирательств, он является первой инстанцией по слушанию других дел. К примеру, таких, которые имеют отношение к работе консулов и послов. Он рассматривает спорные дела, в которых одной из сторон выступает штат (не участвуя в территориальных спорах). Главное направление — это апелляция.

Доктрины Верховного суда США

Правообразующие обязанности предоставили возможность инстанции адаптировать нормы Конституции и Закона к периодически изменяющимся условиям в политической жизни страны, а также в социальной и экономической сфере. Надо сказать, что судебно-конституционные принципы суда повлияли не только на жизнедеятельность американских граждан, но также оказали воздействие на мировую общественность.

Процесс контроля за соблюдением Конституции и законов практически непрерывен. К примеру, имеющее место социальное неравенство, под влиянием суда постепенно искореняется. Надо отметить, что каждая рассматриваемая ситуация сама по себе уникальна и вызывает много споров. В 1823 году в судебном производстве было дело «Джонсон против Макинтоша», это уникальный случай, благодаря которому была наглядно представлена ловкость юристов в изложении и объяснении терминов и ситуаций.

Концепция представила обоснование праву на Новый Свет. Земля находится в собственности государства, граждане которого открыли новую территорию. Аборигены, не имеющие должного образования и интеллектуальных способностей, не смогли оказать сопротивления белым поселенцам. Джон Маршалл явно не был сторонником данной теории, однако применил эту точку зрения для принятия решений. На основании данной концепции открытия в 1830 году был принят закон, принуждающий индейцев к переселению. Таким образом, было утверждено окончательное решение в спорах относительно земли и началась эра геноцида в отношении коренных жителей.

Порядок создания Верховного суда США

Влияние продолжается довольно длительное время, а не, к примеру, 4 года. В данном случае, речь идет о смене одного-двух поколений американцев. Сместить судью возможно только в результате импичмента. Условие присутствия в должности изложено однозначно: «Пока ведет себя безупречно».

Кандидаты проходят серьезный отбор. На должность судьи выдвигаются люди, имеющие безупречную репутацию, обладающие огромным опытом в сфере деятельности судебной системы. Именно на судью возложена ответственность за надежность действующей системы, он обязательно должен иметь большой стаж, отличные рекомендации и соответствующее образование.

Серьезный отбор в Верховный суд США объясняется необходимостью соблюдения законности и правопорядка.

Под контролем Верховного суда находятся нижестоящие инстанции, поэтому его решения должны быть безупречными. Компетентность судьи никто не должен ставить под сомнение.

Тот факт, что поменять судей Верховного суда практически невозможно нередко критикуется, однако изменить систему не удалось даже Рузвельту, имеющему огромное влияние и популярность среди народа. Четыре президентских срока говорят сами за себя. Верховный суд не поддержал его экономические реформы, вызвав тем самым, жесткое противостояние. Президент не получил поддержки от Конгресса и пожизненный срок был сохранен.

Система Верховного суда США

Известно, что формирование судебной системы происходило во времена перемен. Новое государство объявило себя независимым. Прежде, когда Новый свет являлся колонией Англии, назначением на должности судей занимался Лондон. Надо сказать, что именно с этим фактом связывают определение основателей предоставлять пожизненные полномочия. На сегодня, судейский состав Верховного суда состоит из 9 судей, в том числе и председателя.

Количество членов суда

Верховный суд возглавляет систему. Первоначально, в состав входил главный судья и пять ассоциированных. Впоследствии число судей менялось и варьировалось от 7 до 10. В 1869 году американский Конгресс утвердил количество судей и на сегодняшний день их всего 9. Данное количество утверждено законодательно и в ближайшем будущем останется неизменным.

В 1937 году Рузвельт предпринял попытку расширить состав с целью ввода своих людей, однако, его инициатива осталась без внимания.

Количество членов суда

Порядок назначения судей

Членов Верховного суда назначает американский Президент, однако, все кандидатуры должны быть согласованы с сенатом. Исходя из того, что должность пожизненная, президент старается внедрить своих людей, поэтому любое назначение бурно обсуждается и оспаривается в обществе.

В этом смысле Дональда Трампа можно считать лидером, при нем было назначено три судьи, что дало возможность сформировать в высшей судебной инстанции надежное консервативное большинство.

Утверждение судей

Из истории видно, что Сенат в редких случаях не поддерживает выдвинутую кандидатуру. Однако, процедура весьма неоднозначна, так как кандидату предстоит пройти собеседование в Сенатском Комитете и только после этого ему будет дана рекомендация.

Утверждение возможно при наборе большинства голосов сенаторов. Нередко голосование откладывается, воздействуя на претендентов, чтобы они сами отказывались от продвижения. В случае одобрения кандидатуры сенатом, Президент подписывает указ, и новый судья приступает к своим обязанностям.

Верховный суд США: решение о выборах президента 2020 года

В результате выборов 2020 года произошел раскол в обществе — происходящее в Белом доме, вызвало волну осуждения. Трамп отказывался покидать президентский пост, ссылаясь на подтасовку голосов в сторону Байдена. Штат Техас полностью поддержал Трампа. Однако, в аннулировании результатов голосования в таких штатах как Пенсильвания, Мичиган, Джорджия и Висконсин, о чем было изложено в иске, было отказано.

Эта ситуация, спровоцированная позицией Верховного суда, вызвала немало споров. В состав суда входит 3 ставленника бывшего президента и 6 остальных судей являются консерваторами. Однако, ожидания Трампа не увенчались успехом, и высшая инстанция выбрала нейтральную позицию, тем самым оправдав доверие американцев.

Судебная власть в США. Характеристику государственных органов США следует начать с анализа судебной власти. В Конституции США закреплено: “Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом” (разд. 1 ст. III). Организация и деятельность судов регулируется кроме Конституции также Законом о судебной системе 1789 г. Судебная власть основана на таких принципах, как независимость судей и подчинение их только закону, состязательность процесса, равенство сторон и других, традиционных для демократического правосудия.

Следует отметить, что судебная система США достаточно сложна. Выделяются два уровня органов правосудия:

  • федеральная судебная система и
  • судебная система штата,

Федеральная судебная система состоит из трех звеньев:

  • Верховного суда США, возглавляющего всю федеральную судебную систему и являющегося высшей судебной инстанцией,
  • апелляционных судов и
  • окружных судов.

Низовым звеном судебной системы США являются федеральные окружные суды. Вся территория страны разделена на судебные округа (иногда их называют районами). Границы этих округов не должны пересекать границы штатов. В каждом штате образовано от одного до четырех округов. Всего создано 95 окружных судов, в каждом из которых насчитывается от одного до 32 судей. Окружные суды рассматривают уголовные и гражданские дела, относящиеся к федеральной юрисдикции.

Федеральные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов. Вся страна поделена на 12 апелляционных округов. Дела в апелляционной инстанции рассматриваются коллегией в составе трех судей, один из которых назначается главным.

К ведению Верховного суда США относится разрешение всех дел, касающихся послов и иных представителей иностранных государств, споров, стороной в которых являются США, споров между штатами и др.

К числу важнейших полномочий Верховного суда США относится конституционный контроль.

Особенности судебного конституционного контроля в США состоят в том, что,

  • во-первых, конституционный контроль осуществляют все суды США и конституционное правосудие не выделяется из общего правосудия.
  • Во-вторых, конституционный контроль носит универсальный характер, т.е. распространяется на любой нормативный акт любого органа или должностного лица.
  • В-третьих, конституционный контроль носит деконцентрированный и казуальный характер, т.е. он осуществляется судом любого уровня при рассмотрении конкретного дела, в котором затронут законный интерес гражданина.
  • Наконец, конституционный контроль имеет относительный характер, т.е. решения суда о признании неконституционным какого-либо акта не являются общеобязательными, и признанная неконституционной норма не отменяется, а просто не применяется.

Установлена жестко регламентированная процедура рассмотрения дел в Верховном суде. Участники процесса должны соблюдать регламент.

В США действуют и специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные и т.д.

Судебная система штатов отличается большим разнообразием: в каждом штате существует своя судебная система. Судьи штата могут назначаться губернатором штата, могут избираться, т.е. способы формирования судов самые различные. Сроки их полномочий – от пожизненного до нескольких лет.

В США существует двухуровневая судебная система, при которой в каждом штате есть собственные федеральные суды и суды данного штата.

Федеральная судебная система США является централизованной и представляет собой три звена: Верховный суд Америки, окружные суды, районные суды. Федеральные суды, в свою очередь, состоят из специализированных судов, которые обладают собственными правами ведения процессов и самостоятельного принятия приговоров и решений по различным сферам деятельности. Эти суды так и называют: налоговый суд, претензионный суд, суд по таможенным и патентным делам, суд по делам военнослужащих.

Верховный суд США – высшая судебная и высшая апелляционная инстанция США, в его компетенцию входят контроль и надзор решений, приговоров нижестоящих судов.

Судебная система штатов состоит из четырех инстанций:

1) верховные суды – высшая судебная инстанция штата;

2) апелляционные суды;

3) суды первой инстанции;

4) низшие суды (мировые суды, полицейские суды и т. д.).

Две судебные системы : федеральная и судебная система штатов. Возглавляются Верховными судами федерации и штата. По закону о судоустройстве 1789г. (федеральная) судебная система США состоит из 3-х звеньев:

- Верховный суд США (9 членов, назначает Президент с согласия Сената; только последующий конст.контроль (толкует Конституцию США, проверяет конституционные законы США и штатов , законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права - судебные прецеденты), но только по конкретным делам; 1-ая инстанция по делам по дипломатам иностранных государств, а в основном - апелляционная инстанция.

- Апелляционные суды (их 12)

- Окружные суды в специальных судебных округах ( их 94 ).

Военные суды - особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно (но возможен импичмент). Дела первой инстанции рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам).

Существуют специальные суды : налоговые , таможенные. Апелляционные суды (3-8 штатов) рассматривают жалобы на решения судов 1-ой инстанции.

Суды штатов - рассматривают дела по законам штатов, по федеральным законам (по обычным делам последняя инстанция Верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный Суд США). Фактически 50 судебных систем штатов (разные).

Судебная система штатов - общие суды , мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам) , специальные суды ( трудовые, по делам несовершеннолетним). Обычно в штатах 3 звена : мировые судьи, суды общих юрисдикции, верховный суд штата.

Суды штатов формируются по-разному: судьи низших судов избираются населением, всех судов – могут назначаться губернатором, мэрами городов, председателями вышестоящих судов. Кроме низшей инстанции везде – профессиональные юристы.

США является Президентской республикой, по форме государственного устройства - федерацией, в которой взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на принципе разделения власти, который является основой организации и взаимодействия центральных органов власти (принцип был, выдвинут прогрессивными юристами XVII – XVIII вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках).

Этот принцип в США означает, что законы вправе издавать только Конгресс, а исполнительная (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять. Президент может наложить вето, для преодоления которого требуется повторное принятие непринятого закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса, а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным. Таким образом, ограничивается и сдерживается деятельность Конгресса. Полномочия же Президента ограничены, сдержаны в процедуре назначения министров, судей, так как это происходит по совету и одобрению Сената. Президента могут отрешить от должности с помощью процедуры импичмента. В результате каждый орган препятствует превышению власти другого.

В соответствии с Конституцией США в руках Президента сосредотачиваются полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Ограничено участие Конгресса в формировании Правительства. Также отвергается ответственность Правительства перед Конгрессом. За Президентом не признается право роспуска Конгресса. Не допускается совмещение должностей в различных ветвях власти.

Законодательная власть – Конгресс США.

Конгресс строится на двухпалатной основе (бикамерализм). Палаты американского Конгресса формально равноправны, но каждая из палат имеет специальную компетенцию и по-разному представляет население страны. (Палата Представителей – пропорционально численности населения штатов, а Сенат – на основе равенства представительства штатов). Статус Сената как верхней палаты подчеркивается более высокими требованиями к избранию его членов (по возрасту и стажу гражданства).

Конгресс США состоит из двух палат: палата представителей и палата сенаторов. Палата представителей является органом общенациональных представителей. В состав Палаты представителей входят 435 депутатов, которые избираются сроком на 2 года.

Верхняя палата – Сенат, является органом Правительства штатов. В состав Сената от каждого штата избираются по 2 депутата. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, но каждые 2 года обновляется 1/3 состава, что придаёт особый статус постоянно действующего органа.

Заседание палат проводится открыто, но допускается проведение закрытых заседаний.

Руководство Палаты представителей возглавляет Спикер. Он избирается от партии большинства в начале I-ой сессии нового созыва. Спикер считается 3-им человеком в государстве после Президента и Вице-президента. Во главе Сената по Конституции стоит Вице-президент. Он может вести заседание палаты, однако, лишен права голоса. Но это не значит, что он его вообще не имеет. Его голос играет решающую роль в том случае, когда голоса сенаторов делятся поровну. Фактически полномочия Палаты осуществляет временный председатель, который избирается Сенатом для ведения дел Палаты в отсутствии Вице-президента.

Конгресс имеет разветвленную систему комитетов, которая включает:

· постоянные Комитеты Палат (17 – в Сенате и 22 – в Палате Представителей). Образуются по всем направлениям государственного управления (компетенция раскрыта в регламенте палаты). Они формируются из депутатов в том же партийном соотношении, что и в палатах. Председатель постоянного комитета – представитель партии большинства с наибольшим стажем пребывания в палате (считается очень высокой должностью в США). Имеют широкие права: вправе потребовать любую информацию от государственных органов, осуществлять надзор за деятельностью этих органов и т. д., главное – специализированная проработка законопроектов;

· объединенные – разрабатывают проекты законов, проводят совместные обсуждения некоторых вопросов;

· согласительные – для преодоления разногласий между палатами;

· «комитет всей палаты» - в Палате Представителей – для рассмотрения финансовых биллей, в Сенате – международных договоров.

В Конгрессе существует разветвленная система вспомогательных органов:

· генеральное отчетное управление;

· управление технологических оценок;

· бюджетное управление Конгрессом;

· исследовательская служба Конгресса;

· законодательный совет и совет по законодательному пересмотру.

Компетенция Конгресса США может быть разделена на общую и специальную. Общая осуществляется 2-мя палатами (принятие законов и резолюций). Специальной - обладает каждая палата в отдельности. Конгресс имеет право:

1. Вводить и взимать пошлины, налоги, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие.

2. Принимать федеральный бюджет.

3. Занимать деньги под гарантию.

4. Регулировать торговлю с иностранными государствами.

5. Чеканить монету и регулировать её ценность.

6. Предусматривать ответственность за подделку ценных бумаг и находящихся в обращении монет США.

7. Упреждать почтовые службы и почтовые дороги (контролировать).

8. Содействовать развитию науки.

9. Упреждать суды нижестоящие по отношению к Верховному суду США.

10. Объявлять войну, решать вопросы формирования и содержания армии и флота.

11. Формировать и содержать армию, создавать и обеспечивать флот.

12. Осуществлять исключительную законодательную власть по всем вопросам в отношении того округа, который вследствие уступки отдельным штатам и её принятия Конгрессом станет местом пребывания Правительства США.

13. Выдвигать импичмент Президенту, судьям.

Исполнительная власть в США.

Правительство кабинетов и Совета министров, в том значении, которое оно имеют для большей части государств, в США не существует.

В США исполнительную власть в целом осуществляет Президент. Президент независим, он неподотчетен и неподконтролен Конгрессу. Согласно Конституции США, Президентом может быть избран любой гражданин США, старше 35 лет и проживающий на территории США не менее 14 лет.

Вместе с Президентом избирается Вице-президент, они принадлежат к одной и той же партии, но не могут быть жителями одного штата. Президент избирается на 4 года и не более чем на два срока подряд. В случаях преждевременной смерти или отставки прежнего Президента, президентский пост занимает Вице-президент. Общий срок его полномочий должен быть не более 10 лет. Президент выбирается коллегией выборщиков (538 человек). Для избрания Президента и Вице-президента необходимо большинство голосов выборщиков. Если ни один из трёх претендентов не набирает большинства голосов, то Президент избирается палатой представителей.

В Палате представителей голосование проводится по штатам, причем в независимости от численности депутатов, каждый штат имеет 1 голос. Побеждает тот, который набирает большинство голосов штатов.

Компетенция Президента США весьма обширна. В неё входит следующий круг полномочий:

1. Президент принимает самое непосредственное участие в законодательных процессах, все принятые Конгрессом Билли направляются на утверждение Президенту. В случае не подтверждения Билля, он идет на доработку в Конгресс. Большинство подзаконных актов Президент издает самостоятельно, причем часть из них, по своему значению, приравнивается к законам, созданных конгрессом. Президент имеет право издавать служебные виды актов:

· правила и положения;

2. Помимо нормотворческой деятельности Президент обладает правом назначения на высшие государственные должности. Это происходит по совету и согласию Сената.

3. Так же Президент обладает широкими полномочиями в области политики:

· освобождает и назначает послов;

· освобождает и назначает иных полномочных представителей, консулов;

· имеет право заключать международные договоры, которые должны быть одобрены Сенатом;

· имеет право заключать исполнительные соглашения.

Президент стоит во главе огромного внешнеполитического аппарата – Государственного Департамента. Это дает ему самостоятельность в решении многих вопросов без согласия Сената.

Исполнительные органы власти.

В настоящее время система органов исполнительной власти включает такие звенья, как:

· исполнительный аппарат Президента;

· кабинет и департаменты;

· исполнительные (независимые) агентства – около 650, напоминают министерства. Наиболее значимые агентства: информационное агентство; агентство национальной безопасности; федеральная резервная система и т. д.;

Исполнительное управление Президента было образованно в 1939 году. Основными его функциями были: консультирование Президента, разработка общего политического курса и координация деятельности различных звеньев. В состав исполнительного управления входят (около 2000 чел.) (первые три управления считаются самыми важными):

1. Совет национальной безопасности;

2. Совет по внутренней политике;

3. Совет по международной экономической политике;

4. Служба Белого дома;

5. Служба Вице-президента;

6. Административно-бюджетное управление;

7. Совет экономических консультантов;

8. Управление по качеству окружающей среды;

9. Управление по науке и технологии;

10. Административная служба и др.

Особое место в структуре органов исполнительной власти занимают независимые агентства и независимые корпорации. К их числу относятся: ФБР, ЦРУ, комиссия по гражданским правам, федеральная комиссия по выборам, комиссия международной торговли.

Судебная власть в США.

Особенностью судебной системы является дуализм, т.е. на территории каждого штата действуют суды данного штата и федеральные суды. Конституция США закрепляет только статус Верховного суда, а компетенция нижестоящих судов определяется текущим законодательством. В настоящее время федеральная судебная система имеет трёх звеньевую структуру:

2. апелляционные (окружные) суды;

3. Верховный суд США.

В состав Верховного суда входят 9 судей, назначаемых Президентом с согласия Сената, пожизненно. Верховный суд работает по сессии. Руководит работой Верховного суда Председатель. Особую роль в суде занимает Генеральный Солистр, который назначается председателем по совету и согласию Сената, для представления в федеральных судах интересов США. Верховный суд ежегодно рассматривает около 1000 дел. Юрисдикция Верховного суда подразделяется на первичную и апелляционную.

Апелляционный (окружной) суд.

В настоящее время в США их 13. Все они, кроме одного, построены по территориальному принципу и охватывают от 1 до 10 штатов и территорий, а 13-ый федеральный апелляционный суд имеет общую юрисдикцию. Их председатель назначается Президентом пожизненно. Количество судей от 4 до 23. Территориальные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов за исключением тех дел, которые подведомственны Верховному суду США.

Районный суд.

Это нижняя ступень федеральной судебной системы. На территории США действует 89 окружных судов. Кроме того, на других территориях подведомственных США созданы ещё 5 окружных судов. Судья назначается Президентом, по совету и согласию Сената, пожизненно. Судьи окружных судов подведомственных территорий назначаются на 10 лет. В состав федеральных окружных судов входят от 1 до 27 судей в зависимости от числа судебных дел. Руководит деятельностью окружных судов Председатель, избираемый из судейского корпуса данного окружного суда. Окружные суды рассматривают дела первой инстанции.

Специальные федеральные суды:

- претензионный суд (рассматривает имущественные иски к Конгрессу и Правительству США);

- суд по таможенным и патентным делам;

- суд по делам военнослужащих.

Эти суды имеют отдельную компетенцию с правом вынесения окончательных приговоров и решений, но сохраняется апелляционная юрисдикция Верховного суда США.

Судебная система штатов.

Такая система создается в каждом штате на основе конституции этого штата. Поэтому судебная система штатов очень отличается друг от друга. В судах штатов рассматривается подавляющее большинство всех уголовных и гражданских дел в стране.

Общей чертой судебной системы в каждом штате является то, что они состоят из нескольких инстанций (трех или четырех):

1. Низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.

2. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел.

3. Апелляционные суды (промежуточные) действуют в крупных штатах и выполняют надзорную функцию за нижестоящими судами, рассматривают дела о выборах.

4. Высшие (верховные) суды – высшая судебная инстанций штата.

Избирательная система в США.

Согласно Конституции избирательная система (Президента и Конгресса) устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда и разнообразие избирательных систем в США. Чтобы ввести единообразные нормы для всей страны необходимо каждый раз вносить в Конституцию соответствующие поправки (касаются главным образом пассивного избирательного права).

Системы выдвижения кандидатов:

1. Петиционная – наиболее простая; требует, чтобы под документом (петицией) о выдвижении кандидата было собрано установленное законом определенное число подписей избирателей. Эффективно для органов МСУ.

2. Архаичная – на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней выдвигаются кандидаты. Эта система долго доминировала, но вызывала критику вследствие неограниченного засилья партийных боссов, полного отстранения рядовых членов партии, поэтому на выборах Президента и губернатора штата она была заменена на сложную систему.

3. Система первичных выборов (праймериз) – существует в большинстве штатов. Избиратели штата утверждают партийного кандидата на пост Президента, которого данная партийная организация обязана представить национальному съезду партий. Этот съезд и отбирает одного кандидата для участия во «вторичных», то есть непосредственно в выборах Президента. Первичные выборы длятся с февраля по июнь каждого выборного года.

Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительно большинства, то есть побеждает тот кандидат, который получил хотя бы на один голос больше другого кандидата. В США не установлено процентное число избирателей, при неявке которых выборы признаются несостоявшимися.

Президент избирается косвенным путем, так как избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которые затем избирают Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избранно сенаторов и членов палаты представителей. В дополнение к этому от столицы выбирается три выборщика. Все выборщики от штата принадлежат (представляют) одной партии, так как каждая политическая партия выдвигает полный список кандидатов, и избиратели голосуют не за отдельную личность, а за список. Для победы списка достаточно относительного большинства голосов избирателей. Коллегия никогда не собирается в полном составе, так как выборщики голосуют за конкретного кандидата, оставаясь в столицах своих штатов. Это происходит в первый понедельник после второй среды декабря. Результаты голосования подписываются в штате и отправляются в сенат, где третьего января объявляют президента. Выборщики обязаны голосовать только за кандидата той партии, по списку которой они были избраны. Когда группа выборщиков (между тремя или более кандидатами) не обладает большинством голосов, то согласно 12 поправке, Президент избирается палатой представителей, а Вице-президент – Сенатом.

Исторически в Америке сложилась судебная система, которая состоит из нескольких уровней и предполагает, что в каждом штате будут присутствовать федеральные суды и суды данного штата.

Конституцией Америки были заложены основы единой централизованной федеральной судебной системы, состоящей и 3 звеньев:

  • районные суды;
  • окружные суды;
  • Верховный суд.

Судьи в данные инстанции должны назначаться непосредственно Президентом Соединенных Штатов Америки и одобряться сенатом. Помимо этого, в системе федеральных судов можно наблюдать такой орган, как специализированный суд, который имеет отдельную компетенцию и право выносить приговоры и решения (налоговые суды, суды по делам военнослужащих, суды по таможенным и патентным делам, претензионные суды).

В районных судах могут рассматриваться уголовные и гражданские дела, как в суде первой инстанции. Апелляционными (окружными) судами осуществляется проверка решений, вынесенных районными судами и рассматриваются жалобы на решения некоторый административных (квазисудебных) органов (к примеру, Национальное управление трудовых отношений).

Верховный суд – это высшая судебная и апелляционная инстанция в США, в состав которого входят 9 судей. Как суд первой инстанции данный суд может выступать по всем спорам, который совершаются между двумя и более штатами, между Союзом и штатом, в делах, которые возбуждаются одним штатом против граждан другого или иностранцев. Также суд проверяет решения и приговоры, вынесенные нижестоящими судами.

В Верховном Суде зачастую применяется письменная процедура рассмотрения дела, которая не требует, чтобы присутствовали стороны, свидетели и другие обязательные для судебной процедуры действия.

На основании Конституции президент назначает судей с одобрения сената на пожизненный срок. Их могут сместить с должностей исключительно как результат процедуры импичмента. Верховным Судом используются его дискреционные функции – право на принятие к производству дела на собственное усмотрение, которое содержит «федеральные вопросы».

Верховным Судом был внесен огромный вклад в дело по защите гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.

Судебная система штатов

Судебная система членов Федерации является довольно разнообразной, так как в каждом из штатов она может определяться, основываясь на собственной конституции и местных законах. Компетенция судов штатов распространяется на все виды гражданских дел и дел о преступлениях, которые нарушают закон каждого из штатов.

В состав судебной системы США входят три или четыре инстанции:

  • низовый суд (мировой суд, полицейский суд и другие), который занимается рассмотрением мелких уголовных и гражданских дел;
  • суд первой инстанции (суд графства, округа, городской суд и другие), которые занимаются рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел;
  • апелляционный суд, которым осуществляется надзорная функция нижестоящих судов, его решения являются окончательными;
  • высший (верховный) суд, высшая судебная инстанция штата, который имеет апелляционную юрисдикцию по решениям нижестоящего суда, а также им осуществляется предварительный конституционный надзор.

Помимо этого, в судебную систему штатов включены специальные суды штатов (по делам наследства, опеки и семейным делам).

Особенности федерализма США

Классический федерализм Северной Америки, который построен на основании симметрии конституционного статуса субъектов Федерации, насчитывает историю сроком более 200 лет. Отцами-основателями американской национальной государственности, во время преобразования конфедерации в федерацию, основанием для будущего устройства государства усматривали максимальную интеграцию каждой самостоятельной части государства, основываясь на принципе «дискреционного надзора», который предполагал, что активные участники федеративных отношений это не только штаты, но и в большинстве случаев граждане. Центральный элемент федерализма США – правомочия отдельных штатов на определение собственной политической структуры, как и самой политики, включая воздействие на центральные органы государственной власти.

В Американскую федерацию входят 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Суверенитет США распространяется на зависимые территории, которые обладают особым статусом.

Во время проведения анализа федерализма США должен учитываться императивный характер каждого принципа и требования, которые обеспечивают эффективное функционирование данной формы государственного строя. Такими традиционными чертами являются:

  • наличие безусловного приоритета федеральной Конституции и федеральных законов над правовым установлением штатов;
  • два уровня управления (Федерация и ее субъекты), распределение для каждого из данных уровней финансовых годовых доходов;
  • наличие одинакового равноправного конституционного статуса субъектов Федерации штатов (отсутствует классификация штатов на основании национального состава);
  • наличие четкого разграничения полномочий Союза и штатов (законодательная сфера, в которой компетенция Федерация имеет четкую формулировку, состоящую из полномочий конгресса). У иных полномочий Федерации имеется исключительный характер, а у полномочий штатов – остаточный: вопросы, которые касаются принятия индивидуальной конституции, определения региональной система органов гос. власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов не перечислены в Конституции преднамеренно, это вопросы, которые напрямую не относятся к ведению Федерации. Конституцией Америки предполагается правовая возможность посредством издания обычных законов конгрессом влиять на расширение конституционно установленного круга предметов, которые находятся в исключительном ведении на основании 8 раздела 1 статьи, что на постоянной основе может использоваться в политической практике США;
  • наличие конституционных гарантий территориальной целостности Федерации (в Конституции отсутствует право на сецессию, другими словами выход штата из Федерации), которое подтверждено на основании нескольких решений Верховного Суда Америки; все вопросы, которые касаются защиты целостности государство от посягательства от внешнего и внутреннего врага, относятся только к юрисдикции Федерации: у американского конгресса есть исключительное право набора и содержание армии, флота, издания правил управления и организации вооруженных сил, объявление войны, определения порядка призыва на службу в правоохранительные органы для того, чтобы обеспечивать законы Союза, подавление восстаний и отражение вторжения на его территорию противников.

Государственное устройство США на основании различных факторов

Помимо основного разделения государственного устройства Америки, также существуют его особенности на историческом, географическом, этническом и других уровнях:

  • выделение особого региона – федерального округа Колумбия, у которого имеется специальный статус столичного округа, по отношению к которому на основании Конституционных законов, у конгресса присутствуют исключительные законодательные полномочия. Выделение статуса можно объяснить тем, где находится правительство и его органы, а также тем, где сосредоточены основные финансовые и административные ресурсы, что дает данной территории статус особого положения;
  • наличие широкого круга полномочий штатов во внутренней политике (самостоятельное определение «своего электората», установление обязательных требований к тому, как партийные кандидаты должны проходить на госудаственные посты посредством праймериза (первичных выборов)); другими штатами самостоятельно может быть создан однопалатный парламент (как, например в штате Небраска), осуществляться прием законов, на основании которых суды и члены кабинета должны быть избраны (назначение на федеральном уровне); у отдельных штатов есть право на принятие законов о проведение петиционного референдума;
  • наличие особого статуса судебной системы, которая включает в себя федеральные суды и суды штатов.

Помимо всего этого, устанавливается особый статус для территорий, которые инкорпорированы (Пуэрто-Рико, Гуам, Федеративные Штаты Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и т.д.). При этом необходимо учитывать тот факт, что при наличии статуса ассоциированных государств, в Конституции Америки они не определены в качестве субъектов Федерации: они являются примыкающими территориями, которые имеют совещательный голос и при желании могут прекратить или приостановить действие привилегированных отношений с Вашингтоном.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: