Порядок формирования статистической отчетности судов

Обновлено: 27.03.2024

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

Безусловно, главное изменение в статистической отчетности в 2020 году заключается в том, что обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности с бухотчета за 2019 год больше не нужно сдавать в территориальный орган Росстата, а только в налоговый орган, который можно сдавать с помощью сервиса 1С:Отчетность прямо из программы 1С.

  • чья бухотчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Сущность статистической отчетности

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности - это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования - зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) - для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку "Статистика" и перейти в раздел "Прочие формы". После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку "Создать", и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в "Шаблоны" и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 - 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 - 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 - 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 - 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

6. Порядок представления статистической отчетности в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента


6. Порядок представления статистической отчетности в судах
общей юрисдикции и системе Судебного департамента

6.1. Регламентная статистическая отчетность представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде на электронных бланках. Отчеты на бумажных бланках должны иметь формат A4 и являться распечаткой электронной копии отчета.

6.2. Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронные формы отчетности - на электронных бланках, подготовленных с использованием программных шаблонов по электронной почте на установленные адреса .

6.4. Документы первичной статистической отчетности о работе судов на бумажном носителе составляются в двух экземплярах, подписываются лицом, ответственным за составление отчета, и председателем суда (мировым судьей). Сводные формы статистической отчетности подписываются специалистом по статистике территориального органа Судебного департамента, ответственным за сбор и обработку статистических данных, поступающих из районных судов или участков мировых судей, и начальником (заместителем начальника) управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

6.5. Статистические документы регистрируются, пересылаются и хранятся по действующим правилам делопроизводства.

6.6. Первые экземпляры документов первичной статистической отчетности районными судами направляются в соответствующие управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, мировыми судьями в соответствии с установленным в соглашении между территориальным органом Судебного департамента и органом субъекта Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей порядком - в управления (отделы) Судебного департамента или вышеназванные органы. Вторые экземпляры этих документов остаются у составителей и хранятся в специальных нарядах.

6.7. Первые экземпляры сводных отчетов о деятельности судов и судимости по районным судам, мировым судьям, составленные территориальными органами Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, и первичной статистической отчетности областных и равных им судов направляются в Судебный департамент , вторые экземпляры этих документов остаются у составителей и хранятся в специальных нарядах.

Областные и равные им суды для формирования единой базы данных судебной статистики по субъекту Российской Федерации направляют копии всех отчетов суда как в электронном виде, так и на бумажном носителе, в соответствующий территориальный орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации после принятия их Судебным департаментом.

6.8. Впервые представляемые в отчетном периоде статистические отчеты, оформленные согласно требованиям п. 1.2.2 настоящей Инструкции, представляются без сопроводительного письма с указанием на бланках исходящего номера и даты.

6.9. Сопроводительное письмо к отчету прилагается только в тех случаях, когда требуется внести какие-либо пояснения к статистической информации, в том числе при повторном направлении отчетности после устранения выявленных недостатков.

6.11. Статистическая информация, представляемая в Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации в электронном виде, должна удовлетворять следующим требованиям: идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, информации на бумажном носителе; соблюдение установленного формата, структуры, имен файлов и их архивов, содержащих статистическую отчетность, а также направление информации на установленные электронные адреса.

6.12. При невыполнении требований, указанных в п. 1.6.11 настоящей Инструкции, статистическая отчетность в электронном виде считается непредставленной.

6.13. Хранение статистических отчетов на бумажном носителе производится в специально созданных нарядах с соответствующими сроками хранения .

Сроки хранения определены в Перечне документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Судебного департамента от 1 июня 2007 г. N 70 "Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения".

6.14. Статистическая отчетность и базы данных документов статистического учета по судимости в электронном виде за полугодие и год хранятся в судах общей юрисдикции и территориальных органах Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на внешних электронных носителях с копиями версий программного обеспечения, на которых они были созданы.

6.15. Сведения в формы статистической отчетности вносятся нарастающим итогом с начала отчетного периода, если иное не указано в бланке формы статистической отчетности. В этой связи остатки нерассмотренных дел и других материалов на начало отчетного периода должны быть неизменны в отчетах за полугодовой и годовой период одного года.

6.16. В отчетах остатки нерассмотренных дел и других материалов на начало отчетного периода приводятся по состоянию на 1 число месяца текущего отчетного периода . Остатки на конец отчетного периода указываются по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетными периодами являются: первый квартал года - с 1 января по 31 марта, полугодовой - с 1 января по 30 июня, три квартала года - с 1 января по 30 сентября, годовой - 1 января по 31 декабря.

6.17. В остаток находящихся в производстве дел, не рассмотренных на конец отчетного периода, включаются и дела, производство по которым на конец отчетного периода приостановлено.

6.18. При заполнении показателей разделов "Движение дел" форм о деятельности судов общей юрисдикции используются: данные дел по массивам, не оконченным производством на начало отчетного периода, и по делам, поступившим за отчетный период, которые должны равняться данным по делам, оконченным производством по состоянию на отчетную дату, и остатку неоконченных дел на конец отчетного периода .

Формы: N 1, N 1-АП, N 2, N 4; N 6-бМС, N 7-бМС; N 6, N 7; N 8, N 9.

В сумме каждая из этих пар слагаемых представляет общее число дел, находившихся в производстве суда за отчетный период.

6.19. В случаях отсутствия статистических данных по какой-либо форме статистической отчетности в обязательном порядке направляется отчет по утвержденной форме с нулевыми значениями показателей (незаполненный).

6.20. Контрольным сроком представления статистического отчета считается день, указанный в бланке соответствующей формы отчетности. Если контрольный срок представления отчета приходится на выходные (праздничные) дни, то он переносится на следующий после выходного (праздничного) рабочий день.

6.21. Судебный департамент в целях обеспечения достоверности представленной статистической отчетности запрашивает копии необходимых судебных постановлений (п. 1 ч. 2 ст. 6 "Полномочия Судебного департамента" Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

6.22. Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах статистического наблюдения вследствие нарушения установленных в программных шаблонах контрольных соотношений, содержащих формально-логический и логико-юридический обязательный контроль корректности статистической информации.

6.23. Предоставление статистической отчетности с нарушением информационных контрольных соотношений не является недостоверной отчетностью в случае подтверждения этих сведений со ссылкой на реквизиты судебных постановлений.

6.25. В случае обнаружения недостоверных сведений в отчетах областных и равных им судов работникам этих судов, ответственным за ведение судебной статистики, необходимо сделать соответствующие изменения как в электронном виде, так и на бумажном носителе, и представить в отдел судебной статистики как в электронном виде, так и на бумажном носителе, с соответствующим сопроводительным письмом.

6.26. В случае необходимости внесения изменений в ранее присланные статистические отчеты до момента выдачи обобщенных данных по Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации направляются:

на бумажном носителе - исправленный отчет с сопроводительным письмом, в котором указывается, что ранее присланный подлежит замене. При этом на отчете в правом углу делается пометка "На замену ранее направленного от (дата) за номером".

6.27. Решение о внесении изменений в обобщенные данные по Российской Федерации (после выдачи сводных отчетов Верховному Суду Российской Федерации) принимается начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента по просьбе, изложенной в письмах руководителей территориальных органов Судебного департамента или председателей областных и равных им судов.

5. Организация ведения первичного статистического учета


5. Организация ведения первичного статистического учета

5.1. Основой формирования статистических отчетов о деятельности судов общей юрисдикции являются учетно-статистические карточки и журналы, утвержденные инструкциями по судебному делопроизводству , или базы данных в автоматизированном судебном делопроизводстве. В этой связи председателями судов возлагаются обязанности по организации ведения первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства на конкретных работников аппаратов судов в соответствии с приказом о распределении обязанностей, которые несут ответственность по составлению первичных статистических отчетов.

Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденная Приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 (с изм. и доп.), и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 (с изм. и доп.).

5.2. Мировые судьи при ведении судебного делопроизводства должны руководствоваться документами первичного статистического учета дел по первой инстанции, утвержденными для районных судов за исключением показателей документов первичного учета, которые обеспечивают отражение характеристик по делам, не относящимся к подсудности мировых судей.

5.3. Руководитель территориального органа Судебного департамента по согласованию с органом в субъекте Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей устанавливает порядок организации ведения судебной статистики на участках мировых судей в соответствии с действующими в субъекте Российской Федерации законодательством и принятыми нормативными актами, регулирующими организационно-правовое обеспечение мировых судей.

5.4. Утвержденная статистическая отчетность о деятельности мировых судей на уровне субъекта Российской Федерации представляется по каждому судебному участку.

5.5. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, как и в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) и возложении постановлением председателя соответствующего районного суда исполнения его обязанностей на мирового судью другого судебного участка того же судебного района все поступающие уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях продолжают регистрироваться в соответствии с их подсудностью на судебном участке отсутствующего мирового судьи.

5.6. Все документы первичного учета в судебном делопроизводстве, а также дела после рассмотрения хранятся на этом участке и не передаются на участок заменяющего судьи. При этом в учетно-статистических карточках указывается фамилия, имя, отчество мирового судьи, на которого возложено исполнение обязанности рассмотрения поступивших дел взамен отсутствующего мирового судьи. Для учета числа дел, рассмотренных каждым мировым судьей, в субъекте Российской Федерации составляются статистические таблицы, где указывается: сколько дел рассмотрено им по различным судебным участкам, а также количество отмененных и измененных судебных решений по каждому мировому судье согласно данным районных судов.

5.7. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления статистической информации, а также за соблюдение логического и формального контроля данных, сопоставление их с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода несут председатели областных и равных им судов, районных судов, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также лица, на которых возложены обязанности по организации ведения судебной статистики и составлению отдельных отчетов. Указанные лица подписывают статистические отчеты.

от 29 декабря 2007 года N 169

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
от 25 июня 2021 года N 124
____________________________________________________________________

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2008 года Инструкцию по ведению судебной статистики.

2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, председателям районных судов организовать изучение и обеспечить исполнение требований настоящей Инструкции.

3. Председателям окружных (флотских) военных судов, председателям гарнизонных военных судов организовать изучение настоящей Инструкции и обеспечить исполнение ее требований в части формирования и представления статистической отчетности о судимости.

4. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ознакомить службы по обеспечению деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации с настоящим приказом и организовать исполнение Инструкции в части формирования и представления статистической отчетности о деятельности мировых судей.

6. Главному управлению организационно-правового обеспечения деятельности судов (Смертин Л.А.) произвести в срок до 15 января 2008 года рассылку электронной версии настоящей Инструкции.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Перепеченова А.Я.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 29 декабря 2007 года N 169

ИНСТРУКЦИЯ
по ведению судебной статистики

I. Общая часть

1. Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение ведения судебной статистики

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует реализацию функции ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции: верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, районных судах, участках мировых судей (далее - суды общей юрисдикции) и в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также взаимоотношения Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с указанными судами общей юрисдикции и органами по обеспечению деятельности мировых судей по вопросам ведения судебной статистики.

Ведение судебной статистики в военных судах регламентируется Инструкцией по составлению статистических отчетов военных судов, утвержденной приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 12 февраля 2004 года N 8. Ведение первичного учета в делопроизводстве военных судов осуществляется в соответствии с Руководством по делопроизводству в военных судах, утвержденным приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 года N 40.

1.2. Целью ведения судебной статистики является обеспечение Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента, его структурных подразделений (включая территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации), судов общей юрисдикции, иных органов государственной власти данными, необходимыми для осуществления судебно-правовой реформы, законотворческой деятельности, анализа и обобщения судебной практики, организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения открытости и прозрачности судебной деятельности для общества.

1.3. Правовой основой осуществления Судебным департаментом и его территориальными органами функции ведения судебной статистики является Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации ведут судебную статистику (соответственно п.12 ч.1 ст.6 "Полномочия Судебного департамента" и п.4 ч.1 ст.14 "Полномочия управления (отдела) Судебного департамента").

1.4. В настоящей Инструкции определены правила формирования статистических отчетов по формам о деятельности судов общей юрисдикции и судимости на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах и на участках мировых судей в соответствии с правилами судебного делопроизводства; отражает порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получение сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

1.5. Порядок и сроки сбора и обработки статистической отчетности устанавливаются Табелем форм статистической отчетности судов общей юрисдикции, утверждаемым ежегодными приказами Судебного департамента (далее - Табель форм статистической отчетности).

Положения Табеля форм статистической отчетности применяются к военным судам только в отношении единых с другими судами общей юрисдикции форм статистической отчетности.

1.6. Организационно-методическое руководство ведением судебной статистики осуществляет отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента (далее - отдел судебной статистики), деятельность которого регламентируется Положением об отделе.

1.7. Отделом судебной статистики осуществляется разработка и совершенствование проектов форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и состоянии судимости, а также документов первичного статистического учета; организационно-методическое обеспечение ведения судебной статистики, ее развитие и взаимодействие с другими государственными информационными ресурсами; совершенствование аналитической деятельности на основании данных судебной статистики; координация деятельности территориальных органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в области ведения судебной статистики.

1.8. Сбор и обработка данных судебной статистики в системе Судебного департамента производится в автоматизированном режиме с использованием программного изделия "Судебная статистика" подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ПИ "Судебная статистика"). Для работы с использованием специализированногр программного обеспечения необходимо руководствоваться Регламентом и Инструкцией пользователя, обязательными для применения в целях обеспечения единой технологической дисциплины.

Все указанные нормативно-технологические документы в актуальном состоянии помещаются на FТР-сервер Судебного департамента.

1.9. Программно-информационная поддержка территориальных органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и судов общей юрисдикции по вопросам ведения судебной статистики осуществляется путем размещения методических материалов и обновления настроек информационного обеспечения ПИ "Судебная статистика" в папке отдела судебной статистики "Stat", расположенной на FTP-сервере Судебного департамента.

1.11. В папке "Stat" в файле "Inf.xls" в хронологическом порядке размещается информация обо всех находящихся в ней документах, сообщаются пути доступа к ним.

1.12. Просмотр содержимого папки "Stat" отдела судебной статистики и копирование новой информации и обновлений программного обеспечения по судебной статистике и программных шаблонов работниками, ведущими судебную статистику в территориальных органах Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (далее - областные и равные им суды), должны производиться не реже 1 раза в неделю.

1.13. Формирование статистической отчетности осуществляется на основе документов первичного статистического учета судебного делопроизводства, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем судебного делопроизводства по правилам, определенным настоящей Инструкцией, и в соответствии с Регламентом расчета форм статистической отчетности по судебной статистике.

1.14. Использование автоматизированных технологий судебного делопроизводства должно обеспечивать единые алгоритмы формирования статистической отчетности и выгрузку данных в программные шаблоны форм, утверждаемые Судебным департаментом.

1.15. Централизованное сопровождение информационного обеспечения ПИ "Судебная статистика" осуществляется отделом судебной статистики в соответствии с Регламентом применения ПИ "Судебная статистика" и состоит в модификации справочников согласно изменениям в законодательстве Российской Федерации и подготовке программных шаблонов утвержденных статистических форм.

1.16. Специалисты по судебной статистике в территориальных органах Судебного департамента в субъектах Российской Федерации несут ответственность за поддержание в актуальном состоянии информационного обеспечения программного комплекса (справочников) и программных шаблонов.

2. Виды статистической отчетности. Структура форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости

2.1. Статистическая отчетность о деятельности судов общей юрисдикции и судимости подразделяется на:

1) текущую - вводится на неограниченный срок с определенной периодичностью представления в течение года. Она подразделяется на регламентную, представляющую собой полный набор утвержденных форм, составляемых по итогам полугодия и года, а также оперативную отчетность, формируемую ежеквартально нарастающим итогом;

Регламентная статистическая отчетность на 2007 год включает в себя статистические отчеты о деятельности судов формы: N 1, N 1-АП, N 2, N 4; N 6-бМС, N 7-бМС; N 6, N 7; N 8, N 9 и о судимости формы: N 6-МВ-НОН, N 10.1, N 10.2, N 10.3, N 10-а, N 11, N 11-а, N 12 (приказ Судебного департамента от 20 апреля 2007 года N 46 "Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности").

Форма N 01 - Оперативная отчетность о деятельности судов. Представляется только в электронном виде.

2) единовременную - вводится на ограниченный период времени, который указывается в приказе, утверждающем эту отчетность.

К данному виду отчетности относится форма N 1-а "Отчет о работе судов по применению постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".

2.2. Все формы статистической отчетности о деятельности судов и судимости на бумажном носителе имеют следующие обязательные составные части: заголовочная, адресная, содержательная, оформительская. На титульном листе отчета размещаются заголовочная и адресные части.

Заголовочная часть - включает название формы; номер формы; номер приказа, которым утверждена форма; периодичность и сроки ее представления.

Адресная часть - включает наименование структурного подразделения, в адрес которого должен представляться отчет; наименование органа, представляющего отчет.

Содержательная часть - включает показатели, характеризующие те или иные направления деятельности; состоит из одного или более пронумерованных и озаглавленных разделов и размещается на одном или нескольких листах. Каждый раздел представляет собой таблицу, имеющую два уровня расположения сведений: горизонтальный - строки (строка) и вертикальный - графы (графа). В ячейки таблицы вносятся цифровые показатели в целых числах.

Оформительская часть - содержит наименование должностей, Ф.И.О. и подписи руководителя, утвердившего отчет, и исполнителя (лица, составившего отчет); дату утверждения отчета; его исходящий номер, номер телефона и адрес электронной почты исполнителя.

Электронные формы статистической отчетности о деятельности судов и судимости являются файлами формата книги Excel.

3. Порядок подготовки проектов форм статистической отчетности

3.1. Отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента с учетом изменения действующего законодательства и практической необходимости, а также с учетом предложений Верховного Суда Российской Федерации разрабатывает и представляет Генеральному директору Судебного департамента в установленном порядке проекты форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и состоянии судимости.

3.2. Территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, областные и равные им суды могут направлять в отдел судебной статистики свои предложения о внесении изменений и дополнений в действующие формы статистической отчетности в срок до 30 ноября текущего года.

3.3. В случае необходимости при введении новых форм ведомственной статистической отчетности и включении в действующие формы ведомственной статистической отчетности новых статистических показателей одновременно вносятся соответствующие изменения в документы первичного учета.

3.4. Вышеназванные проекты форм перед утверждением согласовываются с Верховным Судом Российской Федерации.

3.5. Произвольное изменение форм статистической отчетности, утвержденных приказом Судебного департамента, а также истребование по запросам руководителей структурных подразделений не утвержденной в установленном порядке статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости из территориальных органов без согласования с отделом судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента не допускается.

4. Методические рекомендации по заполнению форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости

4.1. При внесении изменений и дополнений в действующие формы статистической отчетности или при утверждении новых форм статистической отчетности отделом судебной статистики одновременно разрабатываются методические рекомендации по их заполнению. Данные рекомендации в электронном виде размещаются отделом судебной статистики на FТР-сервере Судебного департамента.

4.2. Территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и областные и равные им суды могут направлять в отдел судебной статистики свои предложения о внесении изменений и дополнений в содержание методических рекомендаций по заполнению форм статистической отчетности и настоящей Инструкции, а также разрабатывать для судов общей юрисдикции методические рекомендации по ведению судебной статистики, содержащие обобщение практики работы судов и анализ допущенных ими ошибок при составлении статистической отчетности.

5. Организация ведения первичного статистического учета

5.1. Основой формирования статистических отчетов о деятельности судов общей юрисдикции являются учетно-статистические карточки и журналы, утвержденные инструкциями по судебному делопроизводству, или базы данных в автоматизированном судебном делопроизводстве. В этой связи председателями судов возлагаются обязанности по организации ведения первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства на конкретных работников аппаратов судов в соответствии с приказом о распределении обязанностей, которые несут ответственность по составлению первичных статистических отчетов.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 июня 2004 года N 82

Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 169
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по ведению судебной статистики (далее - Инструкция) и ввести ее в действие с 1 июля 2004 года.

2. Председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, председателям районных судов организовать изучение и обеспечить исполнение положений и требований настоящей Инструкции.

3. Признать утратившими силу приказы Судебного департамента от 21 октября 1999 года N 129 "Об утверждении Временной инструкции по ведению судебной статистики" и от 17 ноября 1999 года N 141 "Об утверждении Временной и инструкции о порядке учета применения федеральными судами общей юрисдикции постановлений Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации об объявлении амнистии и представления отчетных сведений об их исполнении и формы N 1-а статистической отчетности "Отчет о работе судов по применению постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об объявлении амнистии".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Перепеченова А.Я.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Судебного департамента
при Верховном суде Российской Федерации
от 2 июня 2004 года N 82

ИНСТРУКЦИЯ
по ведению судебной статистики

Общая часть

Настоящая Инструкция регламентирует реализацию функции ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции, верховных судах субъектов Российской Федерации, краевых (областных), судах городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных судах, участках мировых судей (далее - суды) и в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимоотношения Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с указанными судами по вопросам ведения судебной статистики.

Правовой основой осуществления Судебным департаментом при Верховном Суде и его территориальными органами (управлениями (отделами) в субъектах Российской Федерации) функции ведения судебной статистики является Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) ведет судебную статистику (абз.12 п.1 ст.6 гл.II) и наделен полномочием запрашивать и получать у государственных органов необходимые документы и материалы (абз.1 п.2 ст.6 гл.II).

В настоящей Инструкции изложены основные правила формирования статистических отчетов по формам о работе судов и судимости, которые обязательны для всех судов общей юрисдикции*.

* Кроме военных судов.

Система ведомственной статистической отчетности включает в себя статистические данные о деятельности судов (формы N 1-9) и о судимости (формы N 10-12) по приговорам, вступившим в законную силу.

Основными нормативными документами являются настоящая Инструкция, Табель и формы статистической отчетности, утверждаемые приказом Судебного департамента. Табель форм статистической отчетности судов общей юрисдикции регламентирует порядок, сроки и систему сбора и обработки статистической отчетности.

Настоящая Инструкция регламентирует правила формирования статистических отчетов на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах общей юрисдикции и участках мировых судей в соответствии с правилами судебного делопроизводства; отражает порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получение сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

Ответственность за достоверность и своевременность представления статистической информации несут председатели федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Указанные лица подписывают статистические документы. Ответственность по составлению статистических отчетов в судах возлагается на работников, в обязанности которых вменено ведение судебной статистики.

Руководитель территориального органа Судебного департамента устанавливает порядок организации ведения судебной статистики на участках мировых судей в соответствии с действующими в субъекте Российской Федерации законодательством и принятыми нормативными актами, регулирующими организационно-правовое обеспечение мировых судей.

Организация ведения первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства возлагается председателями судов на конкретных работников аппаратов судов.

Статистическая отчетность представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде на электронных бланках. Отчеты на бумажных бланках должны иметь формат А4 и являться распечаткой электронной копии отчета.

Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронные формы отчетности - на электронных бланках по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной почты Интернета. Работники, ответственные за составление отчетов по судебной статистике, должны обеспечить полное соответствие данных в отчетах на разных носителях.

Документы первичной судебной статистики на бумажном носителе составляются в двух экземплярах, подписываются лицом, ответственным за составление отчета и председателем суда (мировым судьей). Сводные формы статистической отчетности подписываются специалистом по статистике, ответственным за сбор и обработку статистических данных, поступающих из районных судов или участков мировых судей, и начальником (заместителем начальника) управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

* Специализированного ПО "SKART" и "SFORM".

Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок.

В случае обнаружения недостоверных сведений в отчетах судов областного звена работникам этих судов, ответственным за ведение судебной статистики, необходимо сделать соответствующие изменения как в электронном виде, так и на бумажном носителе и представить в отдел судебной статистики как в электронном виде, так и на бумажном носителе с соответствующим сопроводительным письмом.

Статистическая информация, представленная в Судебный департамент и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации в электронном виде, должна удовлетворять следующим требованиям: идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, информации на бумажном носителе; соблюдение установленного формата, структуры, имен файлов и их архивов, содержащих статистическую отчетность. При невыполнении указанных требований статистическая отчетность считается непредставленной.

Статистическая информация формируется нарастающим итогом.

В отчетах остатки нерассмотренных дел и других материалов на начало отчетного периода приводятся по состоянию на 1 число месяца данного отчетного периода. Остатки на конец отчетного периода указываются по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом.

В остаток включаются и дела, производство по которым на конец отчетного периода приостановлено.

Статистический анализ работы судов осуществляется по единой методике расчета показателей, используемых Судебным департаментом в алгоритмах расчета Сборника основных показателей работы судов общей юрисдикции и судимости. Управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации также могут использоваться другие аналитические статистические показатели, носящие уточняющий и дополняющий характер.

Программно-информационная поддержка судов и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по вопросам ведения судебной статистики осуществляется путем размещения методических материалов и программного обеспечения в папке отдела судебной статистики, расположенной на FTP-сервере Судебного департамента. Доступ к папке реализуется с использованием ограниченного доступа через пароль и логин. Просмотр содержимого папки отдела судебной статистики и копирование информации и программного обеспечения работниками, ведущими судебную статистику в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации должен производиться не реже 1 раза в неделю. Для доступа на FTP - сервер Судебного департамента необходим полный доступ в сеть Интернет.

В настоящее время сбор и обработка данных судебной статистики в системе Судебного департамента производится в автоматизированном режиме с использованием современной вычислительной техники.

Для работы с использованием специализированного программного обеспечения необходимо руководствоваться Регламентом и Инструкцией пользователя*, обязательными для применения в целях обеспечения технологической дисциплины.

* Все указанные нормативно-технологические документы в актуальном состоянии помещаются на ftp-сервер Судебного департамента.

Формирование статистической отчетности на основе документов первичного статистического учета в судебном делопроизводстве при использовании автоматизированной информационной системы судебного делопроизводства, осуществляемого по правилам, определенным настоящей Инструкцией и в соответствии с Регламентом расчета форм статистической отчетности по судебной статистике.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и суды уровня субъектов Российской Федерации могут использовать различные технологии автоматизированного сбора и обработки данных судебной статистики, внедряемых централизованным порядком. Для автоматизации судебного делопроизводства могут использоваться программные комплексы, разрабатываемые на местах, при условии совместимости форматов выходных данных, используемых при формировании статистических отчетов.

Централизованное программное обеспечение обоих видов сопровождается, тиражируется и распространяется отделом судебной статистики. Сопровождение программного обеспечения состоит, прежде всего, в своевременном внесении в настроечные файлы программ изменений в законодательстве и коррекции по этой причине программного продукта, осуществляемой силами работников отдела судебной статистики. Распространение обновленной версии программного обеспечения осуществляется с использованием FTP-сервера отдела судебной статистики.

Следует организовать работу со статистическими данными таким образом, чтобы устранить несанкционированный доступ к конфиденциальной (база статкарточек) информации.

Описание работы обоих типов программного обеспечения находится в электронном виде в директории INSTRUK в ПО SKART и SFORM.

1. Заполнение форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей

1.1. Форма N 1. Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел

Раздел 1. Общие сведения

Форма N 1 содержит в себе сведения, позволяющие оценить эффективность деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению уголовных дел.

Показатели отчета по форме N 1 формируются на основе обработки в отделах делопроизводства судов документов первичного статистического учета - учетно-статистических карточек формы N 5 на движение уголовных дел, а также журналов или баз данных по судебному делопроизводству, учетные реквизиты которых соответствуют утвержденным показателям Инструкции по судебному делопроизводству. Сведения, необходимые для составления формы отчетности N 1, содержатся также в журналах:

учета материалов, разрешаемых в порядке судебного контроля предварительным следствием и дознанием (в том числе учета ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под арестом и продления срока содержания под стражей, обращений по поводу проведения оперативно-розыскных мероприятий), рассмотрение ходатайств о применении меры пресечения в виде содержания под стражей;

учета материалов, разрешаемых судом в порядке исполнения приговоров (в отношении лиц, отбывающих лишение свободы, осужденных условно, осужденных к исправительным работам, осужденных к иным мерам помимо решения свободы и исправительных работ, иные материалы);

учета рассмотрения материалов в отношении психически больных лиц, которым судом были назначены принудительные меры медицинского характера;

учета рассмотрения материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения;

учета исполнения частных определений (постановлений) по уголовным делам.

Данные статистического отчета формируются по результатам рассмотрения дела в I инстанции независимо от результата последующего пересмотра в вышестоящем суде.

Раздел 2. Порядок составления раздела "Движение уголовных дел"

Для заполнения раздела "Движение уголовных дел" используются данные: по делам, не оконченным производством на начало отчетного периода, и по делам, поступившим за отчетный период, которые должны равняться делам, оконченным производством по состоянию на отчетную дату + остаток неоконченных дел на конец отчетного периода.

В сумме каждые из этих пар слагаемых охватывают общее число дел, находившихся в производстве суда за отчетный период. При этом учитываются все уголовные дела, поступившие в суд за этот период, в том числе и дела, поступившие на новое рассмотрение судам апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, дела, поступившие из другого суда по подсудности на основании судебного постановления, повторно направленного прокурором по истечении 5 - дневного срока на исправление замечаний.

При определении строки раздела "Движение уголовных дел", по которой должно учитываться дело, необходимо руководствоваться следующими правилами:

дело учитывается по наиболее тяжкой статье обвинения;

при совокупности преступлений дела средней категории тяжести учитываются по статье УК РФ, предусматривающей более строгое наказание;

при равенстве предусмотренных законом санкций учитывается по наиболее распространенному преступлению.

При распределении дел, поступивших в отчетном периоде, по строкам необходимо руководствоваться положениями ст.15 УК РФ, где в зависимости от характера и степени общественной опасности предусмотренные УК РФ деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Лица, дела которых рассмотрены в отчетном периоде, распределяются по составам преступлений в соответствии с тем обвинением, которое указано в приговоре или определении (постановлении) суда. Сведения в отношении каждого лица указываются отдельно. При совокупности совершенных преступлений учет осужденных осуществляется по правилам п.2 данного параграфа данной главы настоящей Инструкции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: