Порядок финансирования деятельности службы судебных приставов

Обновлено: 23.04.2024

от 18 декабря 2017 года N 626

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 апреля 2020 года на основании
приказа ФССП России от 13 марта 2020 года N 182
____________________________________________________________________

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Савенко И.Г.

в Министерстве юстиции

29 декабря 2017 года,

регистрационный N 49544


Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом ФССП России
от 18 декабря 2017 года N 626

Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального автономного учреждения, находящегося в ведении Федеральной службы судебных приставов

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План) федерального автономного учреждения, в отношении которого Федеральная служба судебных приставов осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - Учреждение).

1.2. План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

II. Порядок составления Плана

2.1. План составляется Учреждением по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и содержит следующие части:

2.2. В заголовочной части Плана указываются:

гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;

дата составления документа;

наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

дополнительные реквизиты, идентифицирующие Учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) Учреждения, код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса);

финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;

наименование единиц измерения показателей, включаемых в План, и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

2.3. Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части.

2.4. В текстовой (описательной) части Плана указываются:

цели деятельности Учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом Учреждения;

виды деятельности Учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом Учреждения;

перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности Учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется в том числе за плату;

общая балансовая стоимость недвижимого государственного имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за Учреждением на праве оперативного управления; приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств; приобретенного Учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

общая балансовая стоимость движимого государственного имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества.

В соответствии с решением ФССП России в текстовой части Плана может отражаться иная информация.

2.5. В табличную часть Плана включаются следующие таблицы:

Таблица 1 "Показатели финансового состояния Учреждения" (далее - Таблица 1), включающая показатели о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана;

В соответствии с решением ФССП России в табличной части Плана может отражаться иная информация с соблюдением структуры (в том числе строк и граф) табличной части Плана и дополнением (при необходимости) иными строками и графами.

по строкам 500, 600 в графах 4-10 указываются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели планируются на этапе формирования проекта Плана, либо указываются фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный План после завершения отчетного финансового года;

в графе 3 по строкам 110-180, 300-420 указываются коды классификации операций сектора государственного управления, по строкам 210-280 указываются коды видов расходов бюджетов;

по строке 120 в графе 10 указываются плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации осуществляется по коду 623 "Гранты в форме субсидии автономным учреждениям" видов расходов бюджетов;

по строкам 210-250 в графах 5-10 указываются плановые показатели по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения.

При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4-6 по строке 0001 Таблицы 2.1.

по строке 2001 - в разрезе года начала закупки указываются суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7-9 указываются планируемые выплаты по договорам, для заключения которых в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупках Учреждения.

При этом необходимо обеспечить соотношение следующих показателей:

1) показатели граф 4-9 по строке 0001 должны быть равны сумме показателей соответствующих граф по строкам 1001 и 2001;

2) показатели графы 4 по строкам 0001, 1001 и 2001 должны быть равны показателям графы 7 по соответствующим строкам;

3) показатели графы 5 по строкам 0001, 1001 и 2001 должны быть равны показателям графы 8 по соответствующим строкам;

4) показатели графы 6 по строкам 0001, 1001 и 2001 должны быть равны показателям граф 9 по соответствующим строкам.

2.5.3. В Таблице 3 по строкам 010, 020 в графе 3 указываются планируемые суммы остатков средств во временном распоряжении на начало и на конец очередного финансового года, если указанные показатели отражаются на этапе формирования проекта Плана, либо фактические остатки указанных средств при внесении изменений в План после завершения отчетного финансового года.

2.6. В целях формирования показателей Плана по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана, Учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) План, исходя из представленной ФССП России информации о планируемых объемах расходных обязательств:

субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331, N 27, ст.3473; 2016, N 27 (ч.II), ст.4277, ст.4278);

субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность;

грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурсов;

публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени ФССП России переданы Учреждению;

2.7. Плановые показатели по поступлениям формируются Учреждением согласно настоящему Порядку, в том числе с указанием:

субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность;

грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурсов;

поступлений от оказания Учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом Учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;

поступлений от реализации ценных бумаг.

В Таблице 4 справочно указываются суммы публичных нормативных обязательств, полномочия по исполнению которых от имени ФССП России переданы Учреждению, бюджетных инвестиций (в части переданных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий государственного заказчика), а также сведения о средствах во временном распоряжении Учреждения при принятии ФССП России соответствующего решения.

2.8. Суммы, указанные в абзацах втором, третьем, четвертом, пятом и восьмом пункта 2.7 Порядка, формируются Учреждением на основании информации, полученной от ФССП России на этапе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 723, распространяются на правоотношения возникшие с 1 января 2020 г.

от 24 декабря 2008 г. N 1018

О ФИНАНСИРОВАНИИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ

С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРИВОДОВ ЛИЦ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ

ОТ ЯВКИ В СУД ИЛИ К ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ ОРГАНОВ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.05.2013 N 411,

от 30.10.2014 N 1122, от 21.05.2020 N 723)

1. Настоящее Положение определяет порядок и размеры финансирования расходов, связанных с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляющим на основании постановления (определения) соответствующего суда или должностного лица органов принудительного исполнения Российской Федерации привод лица, уклоняющегося от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации, выделяются средства на следующие виды расходов:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

расходы на проезд лиц, уклоняющихся от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации, к месту проведения судебного заседания или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации и обратно (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.05.2013 N 411, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

расходы на проживание лиц, уклоняющихся от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации (по найму жилья и суточные).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Выделение средств на расходы, указанные в пункте 2 настоящего Положения, а также возмещение таких расходов, понесенных во время осуществления приводов (включая выходные и праздничные дни, время в пути и время вынужденной остановки в пути), осуществляются в размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1122)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Выделение средств на расходы, указанные в пункте 2 настоящего Положения, производится соответствующим территориальным органом принудительного исполнения на основании заявления сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, представляемого вместе с постановлением (определением) суда или должностного лица органов принудительного исполнения Российской Федерации о приводе лица, уклоняющегося от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Расходы, превышающие размеры, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729, а также иные расходы, связанные с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации, возмещаются при условии, что они произведены сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляющим привод, с разрешения руководителя соответствующего территориального органа принудительного исполнения Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Проездные документы и иные документы, подтверждающие расходы на проезд лиц, уклоняющихся от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также документы, подтверждающие расходы на их проживание, подлежат сдаче сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации, получившим средства на указанные расходы, в соответствующий территориальный орган принудительного исполнения Российской Федерации.

1. Утвердить прилагаемый Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Савенко И.Г.

приказом ФССП России

от 27.05.2020 №417

ПОРЯДОК

СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ

ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - Порядок) устанавливает требования к составлению, утверждению и ведению бюджетных смет (далее - смета) центрального аппарата ФССП России и территориальных органов ФССП России.

1.2. Составление, утверждение и ведение смет осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

II. Составление бюджетных смет

2.1. При составлении бюджетной сметы устанавливается объем и распределение направлений расходов бюджета на срок действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций центрального аппарата ФССП России и территориальных органов ФССП России.

2.2. Показатели сметы детализируются по кодам статей (подстатей) групп (статей) классификации операций сектора государственного управления и кодам аналитических показателей, формируемых главным распорядителем бюджетных средств.

2.4. Смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей составляются в процессе формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются в соответствии с главой III настоящего Порядка.

2.5. Составление проекта сметы осуществляется в сроки, ежегодно определяемые главным распорядителем бюджетных средств с учетом сроков, устанавливаемых для формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

2.6. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет рассмотрение проекта сметы на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации и при отсутствии замечаний к проекту сметы и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей в срок не позднее двух рабочих дней после дня его получения принимает проект сметы.

2.7. В случае наличия замечаний к проекту сметы и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей главный распорядитель бюджетных средств в срок не позднее трех рабочих дней после дня его получения направляет получателю бюджетных средств информацию об отклонении проекта сметы с указанием причин отклонения (замечаний).

2.8. Получатель бюджетных средств в срок не позднее двух рабочих дней после дня получения информации об отклонении проекта сметы вносит изменения в проект сметы в соответствии с полученными замечаниями и направляет уточненный проект сметы главному распорядителю бюджетных средств.

III. Утверждение бюджетных смет

3.1. Утверждение проекта сметы осуществляется в сроки, ежегодно определяемые главным распорядителем бюджетных средств с учетом сроков, устанавливаемых для формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

3.2. Утверждение сметы центрального аппарата ФССП России, сметы территориального органа ФССП России осуществляется не позднее десяти рабочих дней после получения от главного распорядителя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

3.3. Смета (проект сметы) центрального аппарата ФССП России утверждается директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - Директор) или иным уполномоченным им лицом.

3.4. Смета (проект сметы) территориального органа ФССП России утверждается руководителем территориального органа ФССП России или иным уполномоченным им лицом.

3.5. Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей подписываются уполномоченными лицами, установленными пунктами 3.3 и 3.4 Порядка.

3.6. В случае выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, допущенных территориальным органом ФССП России при исполнении сметы, Директор или иное уполномоченное им лицо вправе установить требование об утверждении сметы территориального органа ФССП России главным распорядителем бюджетных средств с учетом:

данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

результатов исполнения сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

данных о соблюдении бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности.

IV. Ведение бюджетных смет

4.1. Ведением сметы является внесение изменений в показатели сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных центральному аппарату ФССП России, территориальному органу ФССП России.

4.2. Рекомендуемый образец изменений показателей сметы приведен в приложении N 2 к Общим требованиям.

Внесение изменений в показатели сметы осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс", и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус":

изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения объема лимитов бюджетных обязательств, доведенного центральному аппарату ФССП России, территориальному органу ФССП России;

изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;

изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;

изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;

изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы.

4.3. Изменения в смету формируются на основании изменений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, сформированных в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка.

4.4. Внесение в смету изменений, требующих изменения показателей бюджетной росписи ФССП России и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения изменений в бюджетную роспись ФССП России и лимиты бюджетных обязательств.

4.5. Внесение изменений в показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, требующих изменения показателей обоснований (расчетов) бюджетных ассигнований ФССП России, утверждается после внесения изменений в показатели обоснований (расчетов) бюджетных ассигнований ФССП России.

4.6. Утверждение изменений в показатели сметы и изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, приводящих к изменению сметы, осуществляется в соответствии с главой III настоящего Порядка.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2008, N 29, ст. 3473), абзацем вторым пункта 3.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305), приказываю:

план работы Федеральной службы судебных приставов на 2022 год (приложение N 1);

показатели деятельности Федеральной службы судебных приставов на 2022 год (приложение N 2).

2. Федеральной службе судебных приставов обеспечить выполнение плана работы и показателей деятельности Федеральной службы судебных приставов на 2022 год.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации

Приложение N 1
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 21.04.2022 N 61

ПЛАН
РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА 2022 ГОД

В 2021 году (далее - отчетный период) Федеральной службой судебных приставов реализован комплекс мер, направленных на выполнение основных задач в установленной сфере деятельности.

Продолжена работа по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность ФССП России. Принято 24 федеральных закона, 2 указа Президента Российской Федерации, 15 актов Правительства Российской Федерации. Наиболее значимыми из них являются: Федеральный закон от 11.06.2021 N 205-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым кредитные организации включены в число субъектов, подлежащих административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, а также наделяющий должностных лиц ФССП России полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федеральный закон от 29.06.2021 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", устанавливающий право должника-гражданина обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума; Федеральный закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 417-ФЗ), направленный на оптимизацию и автоматизацию деловых процессов по основным направлениям деятельности ФССП России и предусматривающий автоматическое принятие ФССП России решений, не требующих личного участия судебного пристава-исполнителя (о возбуждении исполнительного производства, об отказе в возбуждении, приостановлении, окончании, прекращении исполнительного производства, взыскании исполнительского сбора, отмене установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника). Также законопроект разрешает вопрос, связанный с идентификацией лиц, участвующих в исполнительном производстве. В частности, в процессуальное законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми в случае, если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, а также один из необходимых его идентификаторов личности, об этом указывается в заявлении о выдаче судебного приказа, исковом заявлении и данная информация по запросу суда предоставляется органами, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения (Пенсионный фонд Российской Федерации, налоговые органы, органы внутренних дел). Также Закон N 417-ФЗ предусматривает создание в системе органов принудительного исполнения Российской Федерации специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня.

Приняты Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2021 N 284 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", в соответствии с которым структура центрального аппарата ФССП России дополнена новым подразделением - Отделом судебных приставов по федеральной территории "Сириус"; постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1004 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности", устанавливающее порядок организации и осуществления Федеральной службой судебных приставов федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр; постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2021 N 1708 "О внесении изменения в пункт 3 Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны", предусматривающее расходование средств, выделяемых на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе на проведение ФССП России в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), подлежащих административному выдворению, лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).

В рамках задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России осуществляет охрану всех федеральных судов и почти 99% судебных участков мировых судей, в круглосуточном режиме охраняются 70 зданий федеральных судов. При осуществлении пропускного режима в зданиях судов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в отчетном периоде выявлено более 352 тыс. единиц запрещенных к проносу предметов, включая боеприпасы, огнестрельное, газовое, травматическое и холодное оружие. Выполнено около 2,4 млн заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний, доставку вещественных доказательств и материалов дела, осуществлено более 291 тыс. приводов лиц, уклонявшихся от явки по вызову суда (судьи). При оказании содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, задержано 9,6 тыс. лиц, из них 931 - за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Для принудительного исполнения в отчетном периоде в ФССП России поступило почти 71 млн исполнительных документов, что превысило показатель аналогичного периода 2020 года. При этом сохраняется тенденция роста количества поступивших судебных актов при одновременном снижении числа поступивших постановлений уполномоченных органов. Общее количество находившихся на исполнении в ФССП России исполнительных производств достигло 119,7 млн.

ФССП России на постоянной основе проводится работа по совершенствованию подходов к организации принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и контролю за работой территориальных органов ФССП России в рамках реализации новой концепции работы в сфере принудительного исполнения, которая заключается в максимальной отработке каждого исполнительного производства с применением всех предоставленных полномочий.

В результате мер, принятых судебными приставами-исполнителями, возросло количество исполнительных производств, в рамках которых требования исполнительных документов исполнены полностью или частично. Отмечается снижение количества неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов, в пользу детей взыскано 32,9 млрд руб. Всего в пользу различных категорий взыскателей взыскано 888 млрд руб., в том числе в пользу физических лиц - 113,7 млрд руб., в пользу юридических лиц - около 450,4 млрд руб. В бюджетную систему Российской Федерации перечислено 326,6 млрд руб., доход федерального бюджета от взыскания исполнительского сбора составил 31,1 млрд руб.

В 2021 году деятельность ФССП России была направлена на обеспечение законности и соблюдение конституционных прав граждан в ходе реализации полномочий административной юрисдикции и мер уголовно-правового характера.

Органами принудительного исполнения Российской Федерации в 2021 году возбуждено 605,2 тыс. дел об административных правонарушениях и 58,4 тыс. уголовных дел, из них: 56,2 тыс. уголовных дел - в отношении лиц, не уплачивающих средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; 242 дела - в отношении лиц, злостно уклоняющихся от погашения кредиторской задолженности; 1,9 тыс. дел о преступлениях против правосудия.

Из 64,4 тыс. уголовных дел, находившихся в производстве дознавателей ФССП России, окончено расследованием 53,9 тыс. дел. При этом в суд с обвинительным актом (обвинительным постановлением) направлено 98% дел, что обеспечило высокую результативность производства дознания при надлежащем уровне оперативности и качества предварительного расследования.

ФССП России реализует мероприятия по организации информационного взаимодействия с органами исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с мировой юстицией, по направлению на принудительное исполнение исполнительных документов в форме электронного документа. В рамках организации указанного взаимодействия заключены соглашения с уполномоченными органами власти 80 субъектов. В 2021 году во все территориальные органы ФССП России поступают исполнительные документы в электронном виде от участков мировых судей 66 субъектов Российской Федерации районных судов 71 субъекта Российской Федерации.

ФССП России является участником федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Мероприятия по реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" направлены на развитие взаимодействия с гражданами и юридическими лицами посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ). Основной целью являются повышение качества работы электронных сервисов (время ответа, объем информации о ходе исполнительного производства), направление извещений по исполнительному производству в электронной форме, прием заявлений, ходатайств, жалоб по исполнительному производству в электронной форме, электронный документооборот с организациями через программный интерфейс ЕПГУ, электронная проверка полномочий на основании сведений из единой системы идентификации и аутентификации (цифровое представительство).

В 2021 году на ЕПГУ проведены мероприятия по внедрению цифровых сервисов информирования, взаимодействия и цифровых уведомлений.

Сервис, в котором должники и взыскатели в режиме онлайн могут получить информацию о ходе исполнительного производства, в 77% случаев позволяет получить информацию менее чем за 3 секунды.

Еще один сервис ФССП России, функционирующий на портале с конца 2020 года, позволяет подать ходатайство или другое заявление в рамках исполнительного производства. Он включает в себя порядка 30 типовых обращений. На настоящий момент их поступило около 4,7 млн.

Во всех субъектах Российской Федерации обеспечена возможность уведомления (извещения) граждан посредством ЕПГУ, количество направленных уведомлений составило более 297 млн.

Запущен сервис делегирования полномочий на ЕПГУ в рамках суперсервиса "Цифровое исполнительное производство". Новая платформа полномочий позволяет руководителям юридических лиц выдавать доверенности работникам на подачу заявлений на предоставление государственных услуг ФССП России.

В рамках реализации полномочий по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), в государственный реестр внесены сведения о 421 юридическом лице в 61 субъекте Российской Федерации.

Должностными лицами территориальных органов ФССП России проведено 146 проверок юридических лиц, включенных в государственный реестр, составлено 4 248 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, рассмотрено 1 038 дел об административных правонарушениях, назначено административных штрафов на сумму более 59 млн рублей. Судами рассмотрено 3 153 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, назначено административных штрафов на сумму более 143,5 млн рублей.

В рамках бюджетных полномочий в 2021 году ФССП России осуществляла ведомственный финансовый контроль, внутренний финансовый аудит и ведомственный контроль в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее - контрольные мероприятия) в соответствии с утвержденными планами контрольных мероприятий ФССП России, предусматривающих периодичность проведения проверок не менее 50% территориальных органов в год, определив в качестве приоритетной задачи на текущий год применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий и повышение качества проводимых проверок.

В целях соблюдения ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), введенных в действие с марта 2020 года, в том числе ограничений на проведение выездных проверок, в планах проведения контрольных мероприятий ФССП России на 2021 год проведение значительной части контрольных мероприятий (59,5%) запланировано документарным способом. Решение о проведении выездной или документарной проверки принималось с учетом риск-ориентированного подхода по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий.

В целях повышения эффективности организации и проведения проверок в рамках осуществления ведомственного контроля в сфере закупок и в связи с внесением изменений в Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89, приказом ФССП России от 22.01.2021 N 22 утвержден Регламент проведения Федеральной службой судебных приставов ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.

По итогам годового мониторинга качества финансового менеджмента за 2020 год, проведенного Минфином России, ФССП России присвоена "Отличная оценка качества финансового менеджмента".

В 2022 году Федеральная служба судебных приставов продолжит реализацию задач, определенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Минюстом России, включая обеспечение установленного порядка деятельности судов, повышение уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в том числе за счет реализации уголовно-правовых и административных полномочий, а также защиту прав и законных интересов физических лиц в сфере возврата просроченной задолженности.

Приоритетными задачами ФССП России остаются развитие электронно-цифровых технологий, оптимизация действующего законодательства Российской Федерации, обеспечение законности и соблюдение конституционных прав граждан, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на профилактику и предотвращение коррупционного поведения должностных лиц ФССП России.

Материальное обеспечение деятельности судебных приставов предполагает соответствующий набор социальных льгот, тесно связанных с осуществлением ими своих должностных обязанностей.

Обеспечение судебного пристава проездными документами.

СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5514.

Необходимым условием, влекущим обеспечение судебных приставов проездными документами, выступает их использование в служебных целях. Какой-либо конкретной дефиниции служебных целей указанные правила не содержат, понимая, однако, под ними те цели, которые определены ведомственными актами соответствующих органов с учетом специфики деятельности прокурорских работников, судей и судебных приставов (п. 2).

Таким образом, нормы об обеспечении проездными документами в полной мере распространяются как на судебных приставов-исполнителей, так и на судебных приставов по ОУПДС.

Инструкцией установлен следующий порядок обеспечения судебных приставов проездными документами. Во-первых, пристав должен представить в соответствующий территориальный орган ФССП России заявление о приобретении проездных документов с указанием вида общественного транспорта. Сами проездные документы приобретаются территориальными органами ФССП России у соответствующих транспортных организаций и выдаются уполномоченными работниками в соответствии с ведомостью под роспись получающего.

Если возникает ситуация, при которой судебный пристав не обеспечивается в установленном порядке проездными документами, то расходы на проезд общественным транспортом возмещаются службой в размере фактически понесенных затрат.

Условиями такого возмещения выступают: 1) исключительно служебные цели использования общественного транспорта; 2) представление в территориальный орган ФССП России заявления о возмещении расходов на проезд, а также использованных проездных документов. На таком проездном документе в обязательном порядке должна быть указана цена, а если цена отсутствует, то к нему должны прилагаться чек, квитанция или справка, заверенная должностным лицом соответствующего предприятия общественного транспорта, подтверждающие его стоимость.

Денежная компенсация за использование судебным приставом личного транспорта в служебных целях.

Эффективность исполнения судебным приставом-исполнителем своих функций не в последнюю очередь обусловливается тем, насколько быстро он сможет совершить действия, относящиеся к кругу его должностных обязанностей.

В частности, результативность такого исполнительного действия, как наложение ареста на имущество должника, практически всегда напрямую зависит от оперативности его осуществления. С этой целью законодателем предусмотрена возможность выплаты денежной компенсации тем судебным приставам, которые используют личный транспорт в служебных целях.

Несмотря на то что в ст. 21 Закона о судебных приставах используется общий термин "транспорт" без указания его конкретного типа и вида, тем не менее на подзаконном уровне предусматривается порядок компенсации лишь за использование легковых автомобилей и мотоциклов.

Кроме того, следуя буквальному прочтению п. 3 ст. 21 Закона о судебных приставах, данная возможность существует лишь в отношении судебных приставов-исполнителей.

Условия и порядок выплаты рассматриваемой компенсации определены письмом Министерства финансов РФ от 21 июля 1992 г. N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок" .

Бюллетень нормативных актов. 1992. N 11 - 12.

Так, компенсация выплачивается работникам, чья деятельность связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Основанием для выплаты указанной компенсации служит приказ руководителя (главного судебного пристава субъекта РФ). Для получения компенсации судебный пристав-исполнитель представляет в бухгалтерию копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

В настоящее время предельные размеры компенсации установлены Приказом Министерства финансов РФ от 4 февраля 2000 г. N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок" и охватывают использование лишь отдельных марок отечественных легковых автомобилей. В случае если используется автомобиль иностранной марки, размер компенсации определяется в зависимости от того, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль (п.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 13.

Приведенные в Приказе Министерства финансов РФ размеры компенсации являются максимальными, конкретный же размер определяется в зависимости от интенсивности использования личного транспорта для служебных поездок и устанавливается в приказе руководителя. Следует обратить внимание на то, что закрепленные предельные размеры являются сегодня крайне незначительными и объективно не отвечают современной экономической обстановке в стране.

В Законе о судебных приставах закреплено право судебного пристава, направленного в служебную командировку, на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта, а также на размещение в гостинице по служебному командировочному удостоверению (п. 4 ст. 21). Названная норма распространяет свое действие на обе категории судебных приставов и направлена на скорейшее решение тех задач, которые выполняются судебными приставами на территории РФ.

Финансовое обеспечение деятельности ФССП России.

ФССП России в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Финансовое обеспечение ее деятельности является расходным обязательством РФ. На основании п. 11 Положения о ФССП России финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, урегулированы соответственно Бюджетным кодексом РФ.

Сам же федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ), в рамках которого отдельной строкой предусматриваются расходы на содержание ФССП России .

В настоящее время действует Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499.

Несмотря на то что принятие федерального бюджета отнесено к функции Федерального Собрания РФ, тем не менее ФССП России участвует в процессе подготовки проекта федерального бюджета. Так, директор ФССП России вносит Министру юстиции РФ предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов (п. 10 Положения о ФССП России).

Следует отметить, что первоначальная редакция ст. 22 Закона о судебных приставах закрепляла за законодательными (представительными) органами субъектов РФ право самостоятельно увеличивать за счет своих бюджетов расходы на содержание соответствующих служб судебных приставов. Не в последнюю очередь это было продиктовано стремлением поддержать и ускорить период становления органов принудительного исполнения в соответствующих регионах. В настоящее время Закон не предусматривает указанной возможности.

Кроме того, ранее функционировал и внебюджетный фонд развития исполнительного производства, который был образован в соответствии с действовавшим на тот период Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и предназначался для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства. Его средства направлялись как на совершение отдельных исполнительных действий, так и на выплату вознаграждений судебным приставам-исполнителям . Обоснованность его упразднения в 2004 г. до сих пор вызывает вопросы.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591 (утратил силу).

См.: ст. 89 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", Постановление Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 659 "Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства" (утратило силу) // СЗ РФ.

Финансирование расходов, связанных с осуществлением приводов.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О судебных приставах" ст. 22 Закона о судебных приставах была дополнена новым положением, согласно которому порядок и размеры финансирования расходов, связанных с осуществлением привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, определяются Правительством РФ. Обязанность по непосредственному осуществлению привода возложена на судебных приставов по ОУПДС.

СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3588.

До недавнего времени вопросы финансирования осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, были урегулированы недостаточно полно.

Учитывая те факты, что за период с 2003 по 2006 г. судами РФ было вынесено более 1,9 млн. определений (постановлений) о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, а общая динамика выносимых судами и судебными приставами-исполнителями постановлений (определений) о приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, находящийся на территории другого субъекта РФ, возросла в 2005 г. по сравнению с 2003 г. в шесть раз , фактические расходы на исполнение вынесенных судами и судебными приставами-исполнителями данной категории постановлений (определений) ложились достаточно большим дополнительным бременем на службу (приобретение проездных билетов, бронирование мест для проживания и т.д.). Кроме того, действовавшее на тот период законодательство не возлагало ни на ФССП России, ни на Судебный департамент при Верховном Суде РФ прямой обязанности авансирования расходов лицам, принудительно доставляемым в суды и к судебному приставу-исполнителю, расположенным вне места постоянного проживания граждан, что неминуемо оказывало влияние на результативность указанной деятельности.

См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 50304-5 "О внесении изменения в главу V Федерального закона "О судебных приставах" // СПС "КонсультантПлюс".

Действующая редакция Закона о судебных приставах относит решение вопроса о финансировании расходов, связанных с осуществлением привода, к компетенции Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1018 утверждено Положение о финансировании расходов, связанных с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 224.

В соответствии с последним судебному приставу по ОУПДС выделяются средства на проезд лиц, уклоняющихся от явки, к месту проведения судебного заседания или к судебному приставу-исполнителю и обратно, а также на их проживание (по найму жилья и суточные).

Размеры подлежащих выделению денежных средств определены Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" .

СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3939.

В том случае, когда расходы превышают размеры, которые определены названным выше Постановлением Правительства РФ, они подлежат возмещению лишь при наличии соответствующего разрешения руководителя территориального органа ФССП России, сотрудником которого судебный пристав по ОУПДС является.

Денежные средства выделяются на основании заявления судебного пристава по ОУПДС и постановления (определения) о приводе.

Поскольку выделяемые денежные средства носят строго целевой характер, все проездные документы и иные документы, подтверждающие расходы на проезд лиц, подлежащих приводу, а также расходы на их проживание, должны быть сданы судебным приставом по ОУПДС в соответствующий территориальный орган ФССП России.

Материально-техническое обеспечение ФССП России.

Для более рационального расходования выделяемых службе денежных средств устанавливаются нормы обеспечения соответствующими видами имущества. Согласно ст. 23 Закона о судебных приставах порядок и нормы материально-технического обеспечения службы судебных приставов определяются Правительством РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 280 утверждены нормы обеспечения форменной одеждой судебных приставов; Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 776 утверждены нормы обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи Федеральной службы судебных приставов.

СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1608 (с послед. изм.).

СЗ РФ. 2009. N 41. Ст. 4762.

Порядок обеспечения ФССП России оружием, а также специальными средствами определяется п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 "Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов" .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: