Порядок аварийного оповещения о воздушных судах

Обновлено: 15.04.2024

Воздушный кодекс > Глава XIII Воздушного кодекса. ПОИСК И СПАСАНИЕ > Статья 88. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море

1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.

Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.

1.1. Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания утверждается Правительством Российской Федерации.

2. К обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

3. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

5. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 88 ВЗК РФ

Поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы включают:

- поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие;

- оказание помощи населению при стихийных бедствиях.

Организация и проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ возлагается на аварийно-спасательную службу гражданской авиации (АСС ГА), входящую в состав государственной поисково-спасательной службы и выполняющую эти работы во взаимодействии с другими ведомствами. Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.

Непосредственное проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения полетов возлагается на должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА.

Руководитель поисково-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по организации поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие и проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для выполнения указанных работ. Для организации поисково-спасательных работ территория управления ГА по согласованию с командованием ВВС военного округа делится на районы ответственности поисково-спасательного обеспечения ОАО. Каждое управление ГА совместно с объединением ВВС и другими ведомствами разрабатывает инструкцию и план взаимодействия по организации и проведению поисково-спасательных работ, которые утверждаются командующим войсками военного округа.

В состав аварийно-спасательной службы входят:

- поисковые летные экипажи;

- аварийно-спасательные команды аэропортов;

- самолеты и вертолеты, наземный транспорт высокой проходимости, а также спасательные катера.

Состав сил и средств аварийно-спасательной службы определяется начальником управления ГА в соответствии с требованиями законодательства в зависимости от размеров районов ответственности, условий базирования и выполняемых задач. Спасание воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, осуществляется немедленно и безвозмездно, независимо от их ведомственной и государственной принадлежности. Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации. Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при его отсутствии - руководителем поисково-спасательных работ, и выполняются в случаях:

- получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

- если в течение 10 мин. после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;

- если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

- если при полете по воздушной трассе (вне трассы) потеряна связь с экипажем воздушного судна и его местонахождение в течение 20 мин. установить не удалось;

- указания командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.

Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя. При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух - трех человек, в том числе медицинский работник. Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования, - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.

Аварийно-спасательные работы организуются и выполняются в случаях:

- предпосылок авиационных происшествий, если требуется эвакуация воздушного судна;

- оказания помощи населению при стихийных бедствиях;

- по требованию других организаций и ведомств в соответствии с планом взаимодействия;

- по указанию командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.

Непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома возлагается на заместителя начальника аэропорта или другое должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА. Руководитель аварийно-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, проведение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для этих целей. В зависимости от обстановки расчетам аварийно-спасательной команды подаются следующие сигналы оповещения:

- "Тревога" - когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 мин.;

- "Готовность" - когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 мин. и более.

Для выполнения аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома в каждой смене аэропорта создается аварийно-спасательная команда, действия которой определяются специальной инструкцией. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).

Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;

оснащение воздушных судов государственной авиации (далее - воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;

оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;

организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее - пункты управления полетами) и координационных центров;

организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.

Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживания в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 ноября 2020 года N 517

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 и статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2015, N 29, ст.4380), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275),

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Требование к вывозимому количеству дополнительных огнетушащих веществ на аэродромных пожарных автомобилях, указанное в таблице 1 Приложения N 3 к Правилам, и требование к наличию огневой полосы психологической подготовки, указанное в пункте 2 Приложения N 6 к Правилам, вступают в силу с 1 января 2025 г.

4. Часть третья пункта 21 Правил и пункта 33 Правил вступают в силу с 1 января 2026 г.

в Министерстве юстиции

31 декабря 2020 года,

регистрационный N 62008

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 26 ноября 2020 года N 517

Федеральные авиационные правила "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов"

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов" (далее - Правила) устанавливают порядок организации оператором аэродрома аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродромах и в районах аэродромов гражданской авиации.

2. Применяемые в настоящих Правилах сокращенные наименования указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам.

3. Вопросы в части пожарной безопасности объектов инфраструктуры аэропорта, организации и осуществления тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, не регламентированные настоящими Правилами, подлежат разрешению в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649 (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3503; 2019, N 27, ст.3524 (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ).

II. Организация аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов

4. Оператор аэродрома осуществляет организацию аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации.

5. С целью организации аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов (далее - ВС) на аэродроме гражданской авиации, на котором выполняются полеты, оператором аэродрома устанавливается категория взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) по уровню требуемой противопожарной защиты (далее - УТПЗ).

6. Категория ВПП по УТПЗ устанавливается в соответствии с Таблицей 1 в зависимости от размеров наибольших ВС, допущенных к эксплуатации на аэродроме. Сначала проводится оценка общей длины наибольших ВС, а затем их максимальной ширины фюзеляжа. Если ширина фюзеляжа ВС превышает значение, указанное в Таблице 1, категория ВПП по УТПЗ, соответствующая общей длине ВС, устанавливается на одну единицу выше (за исключением десятой).

Таблица 1

Категория аэродрома по УТПЗ

Общая длина воздушного судна, м

Максимальная ширина фюзеляжа воздушного судна, м

до 9, но не включая 9

от 9 до 12, но не включая 12

от 12 до 18, но не включая 18

от 18 до 24, но не включая 24

от 24 до 28, но не включая 28

от 28 до 39, но не включая 39

от 39 до 49, но не включая 49

от 49 до 61, но не включая 61

от 61 до 76, но не включая 76

от 76 до 90, но не включая 90

7. Категория ВПП по УТПЗ может быть установлена на одну категорию ниже, если за прошедший год в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд количество взлетов, посадок ВС на аэродроме ВС самой высокой категории составляет менее 700.

Если в текущем году количество взлетов, посадок ВС самой высокой категории в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд превысило 700, оператор аэродрома обязан установить категорию ВПП по УТПЗ в соответствии с Таблицей 1 (без понижения).

Если статистика интенсивности полетов наибольших ВС отсутствует, категория ВПП по УТПЗ устанавливается с учетом настоящего пункта по планируемому количеству взлетов, посадок этих ВС в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд.

8. Для случаев, когда наибольшее для данного аэродрома ВС только планирует выполнение полетов (статистика интенсивности полетов отсутствует) категория аэродрома по УТПЗ может быть установлена с учетом пункта 7 настоящих Правил, исходя из того, что вместо фактических может использоваться планируемое количество операций такого ВС в течение трех подряд самых загруженных месяцев.

9. Аварийно-спасательное обеспечение полетов ВС грузовых модификаций может переквалифицироваться относительно установленной категории ВПП по УТПЗ в соответствии с Таблицей 2, при этом интенсивность их полетов не учитывается.

Таблица 2

Установленная категория ВПП по УТПЗ для всех типов ВС

Переквалификация категории ВПП по УТПЗ для грузовых ВС

10. Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации осуществляется все время, пока на аэродроме разрешены полеты, независимо от факта выполнения полетов.

Оператор аэродрома гражданской авиации обязан в соответствии с главой XV настоящих Правил предоставлять службам аэронавигационной информации, органам обслуживания воздушного движения (далее - ОВД), эксплуатантам и экипажам всех ВС, использующих или планирующих использование аэродрома, информацию о категории ВПП по УТПЗ, в соответствии с которой на аэродроме осуществляется аварийно-спасательное обеспечение полетов.

11. Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) на аэродроме и в районе аэродрома оператором аэродрома создается аварийно-спасательная команда (далее - АСК), оснащенная аварийно-спасательными средствами.

Основной задачей АСК являются действия по тушению пожара и ликвидации ЧС (проведению аварийно-спасательных работ и неотложных работ) на аэродроме и в районе аэродрома, в первую очередь с целью спасения находящихся на борту ВС людей.

12. АСК включает руководителя ликвидации ЧС; аварийно-спасательное подразделение службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП), предназначенное для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР); расчеты для выполнения неотложных работ при ликвидации ЧС (далее - неотложные работы) (приложение N 16 к настоящим Правилам).

13. Оператор аэродрома разрабатывает План мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома (далее - Аварийный план), исполнение которого является обязательным всеми лицами, задействованными в тушении пожара и ликвидации ЧС (приложение N 2 к настоящим Правилам).

14. Расчеты для выполнения неотложных работ формируются из числа работников структурных подразделений оператора аэродрома и сторонних организаций, привлекаемых оператором аэродрома.

15. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома, осуществляет руководитель ликвидации ЧС СПАСОП (далее - РЛЧС).

Указания РЛЧС обязательны к исполнению всеми должностными лицами, участвующими в ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома.

16. В случае режима ЧС, возникшей на аэродроме или в районе аэродрома, по решению руководителя оператора аэродрома в аэропорту создается оперативный штаб, осуществляющий свою деятельность в соответствии с положением об оперативном штабе, утверждаемым оператором аэродрома. В состав оперативного штаба входят должностные лица, уполномоченные на решение задач оперативного штаба.

III. Требования к аварийно-спасательным силам и средствам

17. Для обеспечения установленной категории ВПП по УТПЗ на аэродроме должны быть аварийно-спасательные силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к действиям по тушению пожара и ликвидации ЧС. Количество и характеристики аварийно-спасательных сил и средств должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

18. Если в районе аэродрома имеются водные пространства (море или другие крупные водоемы), заболоченные участки, горная и труднопроходимая местность, АСК должна располагать аварийно-спасательными транспортными средствами, позволяющими выполнять действия по тушению пожара и ликвидации ЧС в таких местах, или привлекать к их проведению силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и (или) других организаций, аварийно-спасательных служб (формирований) в соответствии с планами взаимодействия (далее - дополнительные силы и средства).

19. Аварийно-спасательные средства, необходимые СПАСОП для тушения пожара и проведения АСР, должны принадлежать организации, создавшей СПАСОП, или СПАСОП, если она является юридическим лицом, на праве собственности или ином законном основании.

20. Минимальные значения количества аэродромных пожарных автомобилей (машин) (далее - ПА), находящихся на дежурстве СПАСОП, количества основных и дополнительных огнетушащих веществ (далее - ОТВ), вывозимого дежурными ПА, суммарной производительности подачи основных ОТВ лафетными стволами для обеспечения установленной категории ВПП по УТПЗ указаны в таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам.

В таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам указаны значения количества ОТВ и суммарной производительности их подачи на тушение для пенообразователей, обеспечивающих расчетную огнетушащую интенсивность подачи водного раствора пенообразователя не более 0,14 л/(м(2)с), из условий применения пенообразователя, имеющего 6% рабочую концентрацию.

от 15 июля 2008 года N 530

Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

Правительство Российской Федерации

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Взаимодействие органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства осуществляется в порядке, определенном настоящим Положением и федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.";

в подпункте "а" пункта 8 слова "проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию," исключить;

подпункт "д" пункта 11 и подпункт "е" пункта 12 после слов "федеральными авиационными правилами" дополнить словами "поиска и спасания в Российской Федерации".

3. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2008 года N 530

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
поиска и спасания в Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

1. Настоящие Правила устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций (работ), для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее - поиск и спасание), а также порядок организации указанных работ, а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:

"поисковые и аварийно-спасательные силы и средства" (далее - силы и средства) - воздушные суда с экипажами и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их десантирования к месту бедствия (парашютными системами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.), наземные поисково-спасательные команды, аварийно-спасательные команды аэропортов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года N 17 - см. предыдущую редакцию);

"наземная поисково-спасательная команда" - команда, состоящая из специально обученного персонала и оснащенная оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций;

"поисково-спасательная операция (работа)" - комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания;

"поисково-спасательное воздушное судно" - воздушное судно, оснащенное специальным оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ);

"спасательная парашютно-десантная группа" - группа, состоящая из авиационных спасателей и оснащенная снаряжением, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ).

3. Настоящие Правила являются обязательными для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы.

4. Поиск и спасание включают в себя:

а) аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

б) оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуске при аварии ракеты-носителя;

в) организацию и проведение поисково-спасательных операций (работ);

г) управление силами и средствами.

5. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1033 - см. предыдущую редакцию).

6. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.

6_1. Места дислокации сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов определяются Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года N 17).

7. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".

8. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства, при поиске и спасании осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации.

9. Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет:

а) требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;

б) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

в) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

г) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

д) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

ж) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;

з) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);

и) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

10. Поиск и спасание организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

11. Порядок организации поиска и спасания в зоне авиационно-космического поиска и спасания, порядок организации взаимодействия органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства при организации и осуществлении поиска и спасания определяются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания, утверждаемой территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию с командованием объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа (Северного флота).

Требования к структуре и содержанию указанной инструкции устанавливаются Федеральным агентством воздушного транспорта.

12. В зоне авиационно-космического поиска и спасания могут быть установлены районы поиска и спасания.

Территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта назначаются старшие по районам поиска и спасания из числа руководителей находящихся в ведении Агентства организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ).

Границы районов поиска и спасания, а также полномочия старших по районам поиска и спасания устанавливаются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания.

13. Авиационные поисково-спасательные службы находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуют и обеспечивают проведение поисково-спасательных операций (работ) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года N 17 - см. предыдущую редакцию).

Поисково-спасательные операции (работы) и их обеспечение осуществляются несущими дежурство экипажами поисково-спасательных воздушных судов, спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

13_1. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), обязаны содержать в постоянной готовности:

поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, - для авиационных предприятий;

поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, спасательные парашютно-десантные группы и наземные поисково-спасательные команды - для организаций государственной и экспериментальной авиации.

от 25 ноября 2011 года N 293

(с изменениями на 14 февраля 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 26 апреля 2012 года N 119 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 43, 22.10.2012);

- Примечание изготовителя базы данных.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования.

Приложение

Федеральные авиационные правила "Организация воздушного движения в Российской Федерации"

(с изменениями на 14 февраля 2017 года)

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила "Организация воздушного движения в Российской Федерации" (далее - Правила) разработаны во исполнение пункта 134 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст.1649), подпунктов "д", "е" пункта 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29 (ч.II), ст.3525; 2009, N 51, ст.6332; 2011, N 5, ст.741), с учетом национальной практики в области организации воздушного движения, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.

1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения в Российской Федерации пользователями воздушного пространства Российской Федерации, органами обслуживания воздушного движения (далее - орган ОВД), осуществляющими обслуживание воздушного движения в установленных для них зонах и районах, иными органами и организациями, участвующими в обеспечении полетов воздушных судов, за исключением пользователей воздушного пространства и органов управления полетами государственной авиации и экспериментальной авиации в воздушном пространстве, выделенном для этих видов авиации, где настоящие Правила применяются в обязательном порядке для обслуживания воздушного движения гражданских воздушных судов.

1.3. В воздушном пространстве за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, организация воздушного движения осуществляется в соответствии со Стандартами, установленными Конвенцией о Международной гражданской авиации.

1.4. Организация воздушного движения при полетах гражданских воздушных судов на аэродромах совместного базирования и аэродромах совместного использования осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

1.5. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении к настоящим Правилам.

II. Основы организации воздушного движения

2.1. Организация воздушного движения представляет собой динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения, организации потоков воздушного движения и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.

2.2. Задачей организации воздушного пространства, осуществляемой органами ОВД в соответствующих зонах и районах, является определение либо согласование границ элементов структуры воздушного пространства и классификации воздушного пространства, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138.

2.2.1. При определении границ элементов структуры органы ОВД учитывают:

государственные приоритеты в использовании воздушного пространства;

возможности органа ОВД по обеспечению приемлемого уровня безопасности полетов и безопасности использования воздушного пространства при обслуживании воздушного движения;

интересы пользователей воздушного пространства.

2.2.2. Элементы структуры воздушного пространства, предусматривающие запрещение или ограничение движения потока воздушных судов, а также период их действия учитываются органом ОВД при его организации и обслуживании воздушного движения.

2.3. Организация потоков воздушного движения представляет собой деятельность по организации безопасных, упорядоченных и ускоренных потоков воздушного движения для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности органов ОВД и соответствия объемов воздушного движения пропускной способности, заявленной соответствующим органом ОВД.

2.3.1. Основными задачами организации потоков воздушного движения являются:

максимальное удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на использование воздушного пространства;

защита органов ОВД от превышений пропускной способности;

обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения.

2.3.2. Меры по регулированию организации потоков воздушного движения не применяются:

к воздушным судам, подвергшимся незаконному вмешательству;

к воздушным судам, выполняющим поисково-спасательные полеты, полеты с целью оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в медицинских и других гуманитарных целях;

к полетам воздушных судов под литерами "А" и "К";

к воздушным судам, выполняющим специально заявленные государственными органами полеты.

2.3.3. Пропускная способность для диспетчерских пунктов (секторов) выражается количеством воздушных судов в час, которые обслуживаются в данном воздушном пространстве.

2.3.4. При оценке (расчете) пропускной способности учитываются следующие факторы:

а) вид предоставляемого обслуживания воздушного движения;

б) сложность структуры диспетчерского района, диспетчерского пункта (сектора);

в) рабочая нагрузка на диспетчера, включая выполняемые задачи по обслуживанию воздушного движения и координации;

г) типы используемых систем связи, навигации и наблюдения, степень их технической надежности и готовности, а также готовности резервных систем;

д) наличие автоматизированных систем и комплексов обслуживания воздушного движения, а также функций предупреждения;

е) любой другой фактор или элемент, обуславливающий рабочую нагрузку на диспетчера.

2.3.5. Количество воздушных судов, обслуживаемых органом ОВД, не должно превышать числа воздушных судов, управление полетом которых может безопасно обеспечиваться органом ОВД в превалирующих условиях.

С тем чтобы определить максимальное количество воздушных судов, которое может безопасно обслуживаться, соответствующему поставщику аэронавигационного обслуживания следует оценить (рассчитать) и заявить пропускную способность для диспетчерских районов, диспетчерских пунктов (секторов).

2.3.6. Пропускная способность выражается соответствующими нормативами пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), которые рассчитываются по методике определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), утверждаемой руководящим органом Единой системы.

2.3.7. Поставщики аэронавигационного обслуживания периодически проводят оценку пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов). Нормативы пропускной способности рассчитываются с целью регулирования нагрузки и недопущения случаев систематических перегрузок персонала обслуживания воздушного движения. Нормативы пропускной способности используются на этапах стратегического, предтактического и тактического планирования, а также при обслуживании воздушного движения для принятия оперативных решений по устранению возможных перегрузок органов ОВД.

2.3.8. В том случае, когда потребности воздушного движения регулярно превышают пропускную способность органов ОВД, вызывая продолжительные и частые задержки, поставщик аэронавигационного обслуживания:

а) применяет меры, нацеленные на максимальное использование пропускной способности;

б) разрабатывает планы по повышению пропускной способности, рассчитанные на фактические или прогнозируемые потребности.

2.3.9. Орган ОВД при фактическом превышении пропускной способности имеет право ограничить вход в конкретный объем (сектор) воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 2.3.2 настоящих Правил.

2.3.10. В целях обеспечения безопасности полетов при ОВД не допускается планирование использования воздушного пространства с превышением заявленной органом ОВД пропускной способности.

2.4. Задачами обслуживания воздушного движения в зависимости от вида обслуживания являются:

а) предотвращение столкновений между воздушными судами;

б) предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;

в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;

г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;

д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

III. Обслуживание воздушного движения

3.1. Обслуживание воздушного движения представляет собой общий термин и состоит из следующих трех видов обслуживания:

3.1.1. Диспетчерское обслуживание предназначено для решения задач, указанных в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 2.4 настоящих Правил, и подразделяется в зависимости от этапа полета на:

а) районное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания контролируемых полетов, кроме тех этапов каждого из таких полетов, которые указаны в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, для решения задач "а" и "в" пункта 2.4 настоящих Правил;

б) диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач "а" и "в" пункта 2.4 настоящих Правил;

в) аэродромное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания аэродромного движения, кроме этапов полетов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, для решения задач "а", "б" и "в" пункта 2.4 настоящих Правил.

3.1.2. Полетно-информационное обслуживание предназначено для решения задачи, указанной в подпункте "г" пункта 2.4 настоящих Правил.

3.1.3. Аварийное оповещение, которое предназначено для решения задачи, указанной в подпункте "д" пункта 2.4 настоящих Правил.

3.1.4. Потребность в обслуживании воздушного движения определяется с учетом:

а) типов соответствующего воздушного движения;

б) плотности воздушного движения;

в) метеорологических условий;

г) других факторов, которые могут иметь к этому отношение.

3.1.5. В случае принятия решения о введении обслуживания воздушного движения в конкретных частях воздушного пространства или на конкретных аэродромах эти части воздушного пространства или эти аэродромы определяются исходя из вида обслуживания воздушного движения, которое должно обеспечиваться следующим образом:

а) части воздушного пространства, в которых принято решение обеспечивать полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение, определяются как районы полетной информации;

Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2008 г. № 530

г. Москва

Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033, от 25.01.2011 № 17, от 18.02.2016 № 112, от 07.10.2017 № 1228, от 29.12.2020 № 2346)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации.

2. Внести в Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 35, ст. 4321), следующие изменения:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Взаимодействие органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства осуществляется в порядке, определенном настоящим Положением и федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.";

в подпункте "а" пункта 8 слова "проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию," исключить;

подпункт "д" пункта 11 и подпункт "е" пункта 12 после слов "федеральными авиационными правилами" дополнить словами "поиска и спасания в Российской Федерации".

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 65 "Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в государственной авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 6, ст. 527);

пункт 129 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 июля 2008 г. № 530

Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033, от 25.01.2011 № 17, от 18.02.2016 № 112, от 07.10.2017 № 1228, от 29.12.2020 № 2346)

1. Настоящие Правила устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций (работ) для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее - поиск и спасание), а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17; от 18.02.2016 № 112; от 07.10.2017 № 1228)

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:

"поисковые и аварийно-спасательные силы и средства" (далее - силы и средства) - воздушные суда с экипажами и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их десантирования к месту бедствия (парашютными системами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.), наземные поисково-спасательные команды, аварийно-спасательные команды аэропортов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17)

"наземная поисково-спасательная команда" - команда, состоящая из специально обученного персонала и оснащенная оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций;

"поисково-спасательная операция (работа)" - комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания;

"поисково-спасательное воздушное судно" - воздушное судно, оснащенное специальным оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ);

"спасательная парашютно-десантная группа" - группа, состоящая из авиационных спасателей и оснащенная снаряжением, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ).

3. Настоящие Правила являются обязательными для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы.

4. Поиск и спасание включают в себя:

а) аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1228)

б) оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуске при аварии ракеты-носителя;

в) организацию и проведение поисково-спасательных операций (работ);

г) управление силами и средствами.

5. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033)

6. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.

61. Места дислокации сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов определяются Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17)

7. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2016 № 112)

8. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства, при поиске и спасании осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации.

9. Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет:

а) требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;

б) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

в) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

г) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

д) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1228)

ж) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1228)

з) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);

и) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

10. Поиск и спасание организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

11. Порядок организации поиска и спасания в зоне авиационно-космического поиска и спасания, порядок организации взаимодействия органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства при организации и осуществлении поиска и спасания определяются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания, утверждаемой территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию с командованием объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа (Северного флота). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.02.2016 № 112, от 29.12.2020 № 2346)

Требования к структуре и содержанию указанной инструкции устанавливаются Федеральным агентством воздушного транспорта.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17)

12. В зоне авиационно-космического поиска и спасания могут быть установлены районы поиска и спасания.

Территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта назначаются старшие по районам поиска и спасания из числа руководителей находящихся в ведении Агентства организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ).

Границы районов поиска и спасания, а также полномочия старших по районам поиска и спасания устанавливаются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17)

13. Авиационные поисково-спасательные службы находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуют и обеспечивают проведение поисково-спасательных операций (работ). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17)

Поисково-спасательные операции (работы) и их обеспечение осуществляются несущими дежурство экипажами поисково-спасательных воздушных судов, спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17; от 07.10.2017 № 1228)

131. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), обязаны содержать в постоянной готовности: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1228)

поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, - для авиационных предприятий;

поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, спасательные парашютно-десантные группы и наземные поисково-спасательные команды - для организаций государственной и экспериментальной авиации.

Привлечение к поисково-спасательным операциям (работам) сил и средств осуществляется на основании приказов руководителей соответствующих авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации и планов дежурств сил и средств.

(Пункт дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17)

14. План дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-спасательных операций (работ), составляется на сутки авиационным координационным центром поиска и спасания (далее - координационный центр) и утверждается соответствующим территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033; от 25.01.2011 № 17)

15. Координационный центр доводит информацию о дежурных силах и средствах в зоне авиационно-космического поиска и спасания до сведения органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органов пользователей воздушного пространства - органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и ежедневно докладывает в Главный авиационный координационный центр поиска и спасания (далее - Главный координационный центр). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17)

16. Подготовка авиационного персонала в сфере авиационно-космического поиска и спасания осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится авиационный персонал.

17. Обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ) определяются инструкциями, утверждаемыми руководителями авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ).

Требования к структуре и содержанию инструкций определяются Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033)

Информация о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, передается в координационный центр в порядке, установленном Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033; от 07.10.2017 № 1228)

19. Дежурство радиотехнических средств обеспечения полетов и авиационной электросвязи осуществляется:

в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов, штатного спуска с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата;

20. Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, определяются федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, федеральными авиационными правилами по производству полетов различных видов авиации, руководствами по летной эксплуатации (инструкциями экипажу) воздушных судов.

21. Право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и при проверках их готовности предоставляется:

а) Главному координационному центру (федеральному оперативному органу единой системы);

б) координационному центру (региональному оперативному органу единой системы);

в) Федеральному агентству воздушного транспорта (его территориальному органу); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1228)

в1) командованию объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа (Северного флота) с немедленным уведомлением соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 17, от 29.12.2020 № 2346)

г) (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033)

д) руководителям авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, осуществляющих поиск и спасание (на аэродромах базирования сил и средств);

е) органам пользователей воздушного пространства - органам обслуживания воздушного движения (управления полетами);

ж) командирам кораблей и капитанам судов, имеющих на борту поисково-спасательные вертолеты, а при выполнении полетов с авианесущих кораблей - руководителям полетов.

22. Должностные лица и органы, указанные в подпунктах "д"-"ж" пункта 21 настоящих Правил, имеют право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств с последующим немедленным докладом в вышестоящий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) и координационный центр.

23. Решение о подъеме дежурных сил и средств принимается после сбора, обработки и анализа информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, метеорологических условиях и прогнозе погоды в районе поиска и спасания. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1228)

24. При проверке готовности дежурных сил и средств их вылет (выход) должен быть предварительно согласован с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: