Понятия и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Обновлено: 28.03.2024

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

· государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе;

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей народного хозяйства – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.

В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций. В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных доходов. Это в значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует отметить такие, как:

· финансирование объектов (программ) на конкурсной основе;

· выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора.


Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки получило распространение предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств бюджетов как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобра

зоваться в государственные расходы в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Общими принципами финансирования государственных и муниципальных расходов являются:

· соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

· целевое направление средств;

· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;

· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

· безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

· контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости от разных факторов, вместе с тем можно выделить три основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

1) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом;

3) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Государственные расходы - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культур­ные потребности. Содержание и структура государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.

Государственные расходы осуществляются из различных фон­дов как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализован­ных (фондов государственных предприятий и организаций).

Государственные расходы осуществляются только в соответ­ствии с планово-финансовыми актами, утверждаемыми компе­тентными органами. Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансирование государственных или муниципальных расходов­ – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) го­сударственных или муниципальных денежных средств на безвоз­мездной и безвозвратной основе для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их зада­чам и функциям.

Безвозвратность и безвозмездность финансирования отли­чают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях безвозвратности и возмездности. В условиях рыночной экономики бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

В настоящее время источниками финансирования государст­венных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

- государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они мо­гут быть выделены на срочной, возвратной, платной ос­нове;

- государственных (муниципальных) внебюджетных фон­дов;

- отраслей народного хозяйства - централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансо­вые ресурсы предприятий.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует от­метить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных без­возмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) образовательным учреждениям, творческим коллективам и Т.п. в порядке конкурсной или дру­гой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источ­ников.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной под­держки довольно широкое распространение получило предос­тавление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи креди­та. Эти гарантии и поручительства могут преобразовываться в государственные расходы за счет федерального бюджета в слу­чае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие неза­висимо от источников финансирования):

- плановость (согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муници­пальных планов и программ; в финансовых планах не­обходимо отражение потребностей в средствах и источ­ников их удовлетворения; финансирование должно осу­ществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды);

- соответствие планируемых расходов объему государствен­ных или муниципальных доходов;

- целевое направление средств, что означает необходимость определения помимо указания общей суммы средств, вы­деляемых получателям, конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

- соответствие финансируемых расходов охраняемым зако­ном правам и интересам граждан, юридических лиц, госу­дарства (Российской Федерации и ее субъектов), муници­пальных образований;

- соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установ­ленных законом и в соответствии с ним норм;

- безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);

- контроль за использованием государственных и муници­пальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются в порядке финансирования, то есть наделение финансовыми ресурсами. Финансирование расходов - это необратимый, безвозмездный, плановый, регламентирован нормами права отпуск денежных средств из фондов для обеспечения выполнения функций государства, органов местного самоуправления, на социально-культурные нужды и на расширенное воспроизведения.

Финансирование осуществляется из разных источников: бюджетов разных уровней (от Государственного до сельского), внебюджетных целевых фондов, собственных средств государственных и муниципальных предприятий. В зависимости от источников финансирования можно выделить три его вида: бюджетное финансирование, самофинансирование и кредитования.

Итак, финансирование государственных расходов - это основанный на правовых нормах плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, осуществляется с учетом оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных источников финансирования, проводится по мере осуществления планового использования средств для обеспечения выполнения общегосударственных функций, а также для содержания социально-культурной сферы, создание социальных гарантий населения и выполнения обязательств государства, с соблюдением режима экономии при всестороннем контроле.

Основные получатели денежных средств при финансировании - это государственные органы, предприятия, учреждения государственной и коммунальной форм собственности.Используются различные формы финансирования. Предприятия и организации государственной и муниципальной формы собственности, имеющие экономическую и финансовую самостоятельность и получают прибыль, из бюджета покрывают лишь часть своих расходов. Основным принципом их финансирования является оптимальное объединение собственных, бюджетных и заемных средств при покрытии расходов.

Общими принципами финансирования являются: плановость; целеустремленность; необратимость и безвидплатнисть; финансирование по мере выполнения плана работ и услуг;соблюдение финансовой дисциплины; соблюдение режима экономии и осуществление постоянного контроля за использованием выделенных средств, а также принцип получения максимального эффекта при минимуме затрат (эффективного использования средств).

Все вышеперечисленные принципы нашли свою реализацию на практике. Так, все государственные расходы закреплены в соответствующих финансово-плановых актах (законе о Государственном бюджете Украины, сметах финансирования государственных учреждений и др.). При этом планирование, выдача и использование средств проводится в строго определенных целях.

При планировании и выделении финансовых ресурсов государство определяет объем финансирования, исходя из имеющихся собственных средств объекта финансирования, возможности и целесообразности получения им банковских кредитов. Выделение средств осуществляется только при невозможности покрытия расходов из указанных источников.

Целеустремленность означает, что все расходы имеют целевое назначение: текущие расходы, капитальные, на зарплату, стипендии, командировочные и др. Выделение средств осуществляется на обеспечение только фактических расходов на конкретную цель.

Необратимость и безвидплатнисть означает, что выделение средств осуществляется без прямого их возмещения государству, органам местного самоуправления и без внесения каких-либо платы за получение этих средств.

Финансирование по мере выполнения работ и услуг - когда средства выдаются в соответствии с фактического выполнения работ и предоставления услуг (не «под план", а по мере выполнения плана), их количественных и качественных показателей.

Соблюдение финансовой дисциплины - это принцип законности в финансовой деятельности, точное и неуклонное соблюдение порядка, сроков, отчетности и др.

Принцип соблюдения режима экономии реализуется как при планировании расходов, так и при использовании выделенных средств. Финансирование государственных расходов осуществляется на основании форм и методов планомерной минимизации расходов, обеспечивающих режим жесткой экономии всех видов ресурсов. Дотримання цього принципу особливо важливо сьогодні, коли Державний бюджет планується з дефіцитом, з'являються проблеми виплат заробітної плати, пенсій, не фінансуються "довгобудови" та ін.

Окрім цих принципів, діє принцип отримання максимального ефекту при мінімумі витрат (або ефективного використання коштів). Цей принцип дуже важливий при постійній нестачі коштів на першочергові заходи. При проведенні фінансування повинен досягатися певний соціально значущий ефект при мінімальних витратах фінансових, матеріальних і трудових ресурсів.

Належний при здійсненні фінансування контроль дозволяє визначити ті недоліки й упущення, що мають місце в плануванні, виділенні і використанні державних коштів, вжити заходів щодо їх усунення та недопущення в майбутньому, а також забезпечити необхідними даними перспективне і поточне планування державних витрат.

Держава й органи місцевого самоврядування основні витрати на виконання своїх функцій покривають за рахунок Державного бюджету України і відповідних місцевих бюджетів. Таке фінансування отримало найменування бюджетного. Підприємства та організації, які є неприбутковими і всі свої видатки покривають за рахунок бюджетних коштів, іменуютьсябюджетними (ст. 2 п. 6 Бюджетного кодексу України).

Отже, бюджетне фінансування - це безповоротний та безвідплатний відпуск коштів з Державного і місцевих бюджетів на виконання загальнодержавних функцій та функцій муніципальних органів і забезпечення діяльності бюджетних установ та організацій.

Витрати бюджетів усіх рівнів є безпосередніми прямими витратами держави і органів місцевого самоврядування, що забезпечують приріст матеріально-технічної бази, утримання соціальної сфери, органів державної влади та управління, а також місцевого самоврядування.

Бюджетне фінансування засноване на загальних принципах фінансування, але має і певні відмінні риси, які полягають у тому, що кошти на покриття витрат відпускаються тільки з одного бюджету за підрядністю. Виняток: фінансування загальнодержавних заходів - боротьба з епідеміями (наприклад, "свинячий", "курячий" грип та ін.), епізоотіями, ліквідація наслідків катастроф і стихійних лих та ін.

Крім того, бюджетне фінансування здійснюється на підставі встановлених економічних і науково обґрунтованих нормативів для кожної сфери діяльності держави.

Бюджетні установи відносяться до невиробничої сфери. Вони не проводять матеріальних цінностей, але праця працівників невиробничої сфери необхідна кожній державі (вчителі, судді, військовослужбовці, працівники правоохоронних органів, медики), тому всі їх видатки фінансуються за рахунок бюджетних асигнувань. Кошти з бюджетів на функціонування бюджетних установ відпускаються на підставі планових актів-кошторисів, а фінансування їх називається кошторисно-бюджетним.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или му-ниципалъных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципалъных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодателъством условий возврат-ности и возмездности), для деятельности иразвития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функцшм.

Но нередко термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая, в ча-

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

стности, банковское кредитование, когда имеется в вйду не правовой режим получения средств, а их общий объем, незави-симо от источников (см., например, ст. 24 Закона РФ от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодо-родия земель сельскохозяйственного назначения»). Однако в данном случае такое выражение является условным, поскольку речь идет о кредитных ресурсах банка, выдаваемых им на осно-ве кредитного договора. Что касается финансирования, то банк не вправе распоряжаться средствами, направленными на бан-ковские счета организаций в таком порядке.

В порядке финансирования государственных (муниципаль-ных) расходов в связи с преобразованиями экономики появи-лись новые черты: расширился круг источников финансирова-ния государственных и муниципальных расходов (однако это не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государ-ственных и муниципальных расходов выступают средства: а) государственных и муниципальных бюджетов, причем на ос-новании специально принятых решений они могут быть выде-лены на срочной, возвратной, платной основе (см. ст. 6 БК РФ, законы о федеральных бюджетах); б) государственных (муници-пальных) внебюджетных фондов; в) отраслей экономики — цен-трализованные фонды министерств, ведомств, собственные фи-нансовые ресурсы предприятий, учреждений.

В последнее время в формировании средств, необходимых для финансирования государственных и муниципальных расходов, усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций'.

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате своей дея-тельности дополнительных, помимо ассигнований из бюдже-та, — внебюджетных доходов.

Что касается хозяйствующих субъектов (коммерческих орга-низаций), то переход к рыночным отношениям повлек сокра-щение бюджетных средств, выделяемых в отрасли экономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.

1 См.: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных ин-вестициях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 365

Среди новых организационно-правовых форм финансирова-ния государственных и муниципальных расходов следует отме-тить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурс-ной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, научным и творческим коллективам и т. п., как правило, также в порядке конкурса или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканалъная система финансироваиыя государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см. Федеральную целевую программу «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», утвержден-ную постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. 1 ). При этом финансирование планируется на разные сроки: поми-мо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной под-держки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федераль-ного бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кре-дита его получателем.

Все формы финансирования нуждаются в совершенствова-нии их правового регулирования. Финансирование осуществля-ется на основании определенных принципов. Названные прин-ципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования): а) плановость; согласно этому принципу расходы должны пла-нироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отраже-ние потребностей в средствах и определение источников их Удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды; б) соответствиё планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

СЗ РФ. 2001. № 37. Ст. 3695.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

в) целевое направление средств, что означает необходимость, помимо указания общей суммы средств, выделяемых получате-лям, определения конкретных мероприятий и целей, на кото-рые они должны быть использованы; г) соответствие финанси-руемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципалъных образований; д) соответствие фи-нансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответ-ствии с ним норм; е) безвозвратность и безвозмездность выде-ления средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством); ж) контроль за использова-нием государственных и муниципальных средств и ответствен-ность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных факторов, напри-мер, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования ка-питальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами: а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми иму-щество закрепляется на праве хозяйственного ведения; б) фи-нансирование государственных или муниципальных учрежде-ний, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование. Проме-жуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (му-ниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и исполъзования средств.

В названных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования, которые выделяются по другим ос-нованиям, например, по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.

Между этими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам: а) источникам финансиро-

Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 367

вания; б) содержанию и порядку утверждения финансовых пла-нов, на основании которых производится финансирование; в) предметно-целевому направлению средств; г) содержанию прав и обязанностей коммерческих организаций и бюджетных учреждений, осуществляющих государственные или муници-пальные расходы. Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику го-сударственного регулирования и управления в этих сферах.

Государственные (муниципальные) расходы это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.

Существует несколько классификаций государственных и муниципальных расходов:

1) в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, следует различать расходы:

2) соответственно уровням организации власти в Российской Федерации:

- расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы;

- расходы местного значения, или муниципальные;

3) в зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

- централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

- децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и которые остаются в их распоряжении;

4) в зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

- оборотных средств (текущих расходов);

- основных фондов (капитальных вложений);

5) в зависимости от их функционального признака выделяются расходы на:

- отрасли хозяйства – промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.;

- социально-культурную сферу и науку;

- охрану окружающей природной среды;

- правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

- государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

- создание запасов и резервов:

Расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, расходы субъектов Федерации и местные (муниципальные), или более обобщенно – на государственные и местные (муниципальные). Государственные (муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы – тесно взаимосвязанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия – бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах и т.д.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: