Понятие судебной деятельности ее отличие от правоохранительной деятельности

Обновлено: 19.04.2024

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органамипутём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений, могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах [1] .

Признаки правоохранительной деятельности:

2. осуществляется при помощи юридических мер воздействия

3. осуществляется в строгом соответствии с законом

4. осуществляется специально-уполномоченными органами

К основным видам правоохранительной деятельности относятся:

- охрана общественного порядка;

- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

- правовая работа и некоторые другие.

Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным Судом РФ.

Правосудие - важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. Правосудие обладает рядом специфических признаков:

- осуществляется только указанными в законе способами: рассмотрение гражданских дел, рассмотрением уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях;

- реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), установленного процессуальным законодательством;

- осуществляется только особым органом - судом.

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение и пресечение противоправных действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором РФ и всеми подчиненными ему прокурорами.

Охрана общественного порядка - это деятельность по предотвращению и пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства внутренних дел РФ.

Расследование преступлений - деятельность особых должностных лиц - следователей и оперативных уполномоченных, осуществляемая с целью раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших, для предания их суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в прокуратуре, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности. Права органов дознания предоставлены милиции, таможенным и некоторым другим органам и должностным лицам.

Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляется, прежде всего, адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, институтом гражданского общества и не входит структурно в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений предприятий, учреждений, организаций, фирм. Юрисконсульты содействуют правопорядку в организациях путем составления договоров, визирования приказов, консультирования сотрудников и др.

Одна из основных функций государства – обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Защита прав и свобод граждан – важнейшая конституционная обязанность государства (ст. 21 Конституции Республики Беларусь).

Правоохранительная деятельность имеет свои характерные черты, свою специфику, отличающую ее от других видов государственной деятельности.

Прежде всего, в процессе осуществления правоохранительной деятельности реализуется закон, право, т.е. она включает правоприменение; она связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.

Характерная особенность этой деятельности: она достигает своей цели не любой ценой и не в произвольной форме, а на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.

Правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность, нравственно-правовое влияние на граждан, особенно на незаконопослушных. Иначе говоря, эта деятельность включает профилактику, использование превентивных мер в целях предупреждения правонарушений. 1

Отличительная черта профилактической деятельности заключается и в том, что, хотя ее в той или иной мере выполняют все государственные органы, организации и учреждения, но главным образом ею занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

Правоохранительная деятельность сложна и неоднородна по своему содержанию, что определяет многочисленность органов, ее выполняющих:

l органы предварительного расследования,

l органы юстиции,

l правовая служба.

Правоохранительной по своей сущности является и деятельность адвокатуры. Поэтому ее также следует включать в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры (конфликты), возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.

От имени государства, с соблюдением определенной юридической процедуры, суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы.

В соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. В прошлом суд преимущественно рассматривался как орган уголовной репрессии, как карательное учреждение. Этот стереотип суда сохранился в массовом сознании до сих пор. Этому есть объяснение. И в годы царских династий, и в послеоктябрьское время суд использовался в целях установления классового господства, для расправы с политическими противниками и инакомыслящими.

Белорусский народ издревле не верил в справедливый суд. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки (например «На базары долі не купіш, а ў судзе праўды не знойдзеш»).

В правовом демократическом государстве суду отводится роль правового арбитра (посредника) в разрешении правовых споров (конфликтов). В условиях рыночной экономики суд – главный и основной орган разрешения споров между субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности. Независимый и самостоятельный от других ветвей власти, суд обеспечивает своей деятельностью верховенство права, восстановление справедливости, контроль за поведением в обществе, охрану прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц.

Следует заметить, что понятие «суд» имеет и другие значения. Под этим словом понимают иногда состав суда и его структурные подразделения, а также судебный процесс, т.е. рассмотрение дела в судебном заседании. Но главным образом это понятие употребляется в вышеуказанном смысле, т.е. как особый орган государственной власти, осуществляющий правосудие. Короче, суд – это орган судебной власти, орган правосудия.

Суды в Республике Беларусь призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц, независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Таким образом, осуществляя правосудие, рассматривая в судебных заседаниях юридические дела, деятельность суда способствует укреплению законности и правопорядка, утверждению социальной справедливости, предупреждению правонарушений и воспитанию граждан в духе уважения к закону, правам, чести и достоинству личности, нормам морали и нравственности. Из этого вытекает, что ведущая функция суда – всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная. Именно такое понимание деятельности суда отвечает сущности демократического правового государства.

В силу принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Республики Беларусь), суд не включается в систему правоохранительных органов в узком смысле этого слова и именуется органом судебной власти. До 90-х годов прошлого столетия суд относился к правоохранительным органам (что наблюдается, к сожалению, еще и сейчас), что принижало его роль в структуре органов государства. Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции. И это научно обоснованно, так как именно суд – единственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, окончательно судит о праве, окончательно от имени государства решает вопрос о виновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и их наказании. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное. Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важность выполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по отношению к правосудию функции или иные самостоятельные полномочия.

В законодательстве и в науке судоустройства вопрос о системе правоохранительных органов не решен однозначно. Так, некоторые ученые придерживается мнения, что суд следует относить к правоохранительным органам. 2 Но они признают резонными доводы тех ученых, которые полагают, что недопустимо суд включать в одну «команду» с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции и внутренних дел), так как суд отличается особым статусом среди органов, стоящих на страже правопорядка. Не меняет положение и предлагаемая формулировка «суд и иные правоохранительные органы», 3 она также ставит суд в один ряд с органами дознания, предварительного следствия и прокуратурой. Это умалят статус суда, ведет к обвинительному уклону в судопроизводстве и недопустимо в правовой организации общества.

В официальных документах и научных публикациях последних лет проводится разграничение таких понятий, как суд и правоохранительные органы, что полностью отвечает конституционному принципу разделения властей, подчеркивая особый статус суда. Кстати, в юридической научной и учебной литературе понятие «правоохранительные органы» появилось лишь в конце 70-х годов. Впервые законодатель использовал такой термин в Законе СССР «О прокуратуре в СССР» от 30 ноября 1979 г. (ст.3). До этого для обозначения органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, употреблялось классическое понятие «органы юстиции» (слово «jus» латинского происхождения, означающее право, справедливость, добро). Теперь это понятие используется буквально т.е. применительно к министерству юстиции и его органам на местах. Это позволяет не допускать путаницы в терминологии и понятиях.

Собственно правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:

l прокуратуры – прокурорский надзор,

l органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений,

l органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,

l адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам. 4

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства. Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи. Правоведы и практики-юристы широко используют и понятие «уголовная юстиция». Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона, т.е., начиная с получения информации о совершенном или готовящемся преступлении и кончая пенитенциарными (по действующей терминологии – исправительно-трудовыми) учреждениями, судебными исполнителями (и судебными приставами), исполняющими назначенное судом наказание. Впрочем, встречается и более узкое толкование указанного понятия, отнесение к уголовной юстиции только суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия.

Однако нам представляется более правильным и логичным включать в систему уголовной юстиции и учреждения, на которые возложено фактическое исполнение судебного приговора, а не только его обращение к исполнению.

Назначение органов уголовной юстиции – обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

Решение сложнейших масштабных задач переходного периода возможно лишь соблюдении законности, организованности, дисциплины, всеобщим уважении к закону и правам человека. Поэтому большую угрозу для прав и свобод граждан, их жизни, здоровья, безопасности, имущества, материальных и духовных ценностей общества в целом представляет преступность, правонарушения, коррупция, правовой нигилизм (вседозволенность).

В современных условиях преступность, причины которой коренятся прежде всего в экономических условиях жизни общества и социальных противоречиях, становится все более агрессивной, насильственной и корыстной. Особенно опасны организованная преступность, преступность несовершеннолетних, расширение наркобизнеса и алкоголизма. Рост преступности оказывает крайне негативное влияние на нравственно-психологический климат в обществе, подрывает веру людей в способность государства защитить их, обеспечить безопасность, права и свободы, порождает страх и неуверенность.

В этой связи ответственные задачи стоят перед нашими правоохранительными органами, всей уголовной юстицией, которые должны повысить качество и эффективность своей деятельности с тем, чтобы ни один виновный не уклонился от ответственности за содеянное и ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.

Следует заметить, что на состояние преступности влияет не столько деятельность органов уголовной юстиции, но и такие факторы как состояние экономики, правовая культура населения, его законопослушание, активность общественности в борьбе с правонарушениями и др. Отсюда вытекает, что борьба с преступностью – общенациональная, общегосударственная, общенародная задача.

Коренной перелом в этом может наступить лишь под влиянием устойчивого экономического подъема, укрепления законности и правопорядка, осуществления комплексной судебно-правовой реформы, привлечения к участию в борьбе с правонарушениями общественности, усиления работы по их предупреждению и координации в деятельности правоохранительных органов, в том числе и на международном уровне.

Для того чтобы государственная деятельность могла быть расценена как правосудие, ей должны быть присущи следующие черты.

1. Осуществлять ее должен государственный орган — суд.

2. Осуществляться она может только посредством судопроизводства, т.е. в рамках одной из процессуальных форм.

3. С ее помощью разрешается частный или публичный конфликт, посредством чего происходит защита нарушенного или оспоренного права или интереса.

4. В целях разрешения конфликта суд осуществляет правоприменение, т.е. применяет абстрактное право ко вполне конкретным обстоятельствам дела.

5. Результатом осуществления правосудия является законный и справедливый судебный акт, чаще всего — судебное решение, но при определенных обстоятельствах он может облекаться в форму иных процессуальных документов (определения, постановления)

Виды правоохран деятельности

- охрана общественного порядка;

- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

- правовая работа и некоторые другие.

2. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Роль судебной власти в обеспечении прав и свобод граждан и ее основные черты.

Морщакова: судебная власть нужна для защиты человека от власти

Морщакова: задача суд власти парализация проявления политической власти, ущемляющей пис чиг

Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:

- Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы - Конституции.

- Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.

- В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.

- Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.

2. Понятие судебной власти.

Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

3. Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

- Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.

- Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

- Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

- Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

- Особый статус выразителей судебной власти - судей.

4. Принципы осуществления судебной власти в рф.

Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

- Подчинение Конституции РФ

- Соблюдение прав человека и гражданина.

5. Задачи судебной власти.

Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

- Формирование режима Законности

- Восстановление прав конкретных субъектов общества.

- Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

Монополия судебной власти на осуществление правосудия. Понятие правосудия, его отличия от правоохранительной деятельности. Основные черты процессуальной формы правосудия и его актов. Виды судопроизводства, посредством которых осуществляется правосудие.

На примере арбитражной! Но в целом можно выделить единые факторы

Нормативность арбитражной процессуальной формы заключается в том, что она устанавливается в законодательстве, причем только определенного уровня. Согласно ст. 3 АПК порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом об арбитражных судах, АПК и принима­емыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Тем самым обеспечивается единство нормативного регламента арбитраж­ного процесса, невозможность регулировать данную сферу путем при­нятия подзаконных нормативных актов. Так, арбитражный процесс не может регулироваться нормативными актами, принимаемыми субъектами Российской Федерации.

Непререкаемость арбитражной процессуальной формы отражает обязательность соблюдения и иных форм реализации процессуальных норм в деятельности участников арбитражного процесса. Осущест­вление процессуальных прав и исполнение процессуальных обязан­ностей должно происходить в соответствии с порядком, установлен­ным арбитражным процессуальным законодательством. В противном случае соответствующее процессуальное действие участника арбит­ражного процесса может не породить тех правовых последствий, на которые оно направлено. Например, возбуждение дела в арбитражном суде или подача апелляционной либо кассационной жалобы должны происходить в соответствии с порядком и в сроки, установленные АПК.

Системность арбитражной процессуальной формы отражает не­обходимость структурировать арбитражный процессуальный регламент, увязанный в единое целое. АПК содержит общий регламент разрешения всех дел, подведомственных арбитражным судам. Разрешение дел о несостоятельности (банкротстве) и об установлении юридических фактов происходит в том же самом общем процессуальном порядке с учетом определенных особенностей. Например, особенности арбитражного судопроизводства при рассмотрения дел о банкротстве установлены Федеральным законом «О несостоятельности (бан­кротстве)».

Судоустройство, правоохранительная деятельность, суд, правоохранительные органы, юстиция государства, уголовная юстиция, судебно-правовая реформа, концепция судебно-правовой реформы, правовые источники курса.

ЛЕКЦИЯ VI. Правовой и социальный статус судьи, народных

ЛЕКЦИЯ I. Предмет, система и основные понятия

ОГЛАВЛЕНИЕ

СУДОУСТРОЙСТВО

(Конспект лекций)

курса “Судоустройство”. ……………………………………. ………. 3

ЛЕКЦИЯ II. Судебная власть и правосудие. ……. ………. 13

ЛЕКЦИЯ III. Конституционные основы (принципы)

судебной власти. ………. ………. 22

ЛЕКЦИЯ IV. Судебная система (общие положения и развитие). …. ………. 28

ЛЕКЦИЯ V. Действующая судебная система Республики Беларусь.…. …………….44

и присяжных заседателей. ……. ………. 113

ЛЕКЦИЯ VII. Органы судебного самоуправления. ….………. 139

ЛЕКЦИЯ VIII. Организационное материально-техническое

обеспечение деятельности судов. …………. 147

ЛЕКЦИЯ IX. Прокуратура. …. …..…. 158

ЛЕКЦИЯ Х. Адвокатура. …. …..…. 187

ЛЕКЦИЯ ХI. Органы предварительного расследования. …. ……. 232

ЛЕКЦИЯ ХII. Нотариат. Юридическая служба предприятия,

(объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям. ……..……. 254

ЛЕКЦИЯ ХIII. Юстиция зарубежных государств. …. ……. 274

Список рекомендуемой литературы. ……..……. 288

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА “СУДОУСТРОЙСТВО”

Основные понятия:

Предмет, система и значение курса. Его связь с другими
юридическими дисциплинами

Судоустройство – это учебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.

Система курса тесно связана с его предметом, определяется им. Она состоит из трех частей: 1) общей части, посвященной общим вопросам теории курса; 2) особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и т.д. в Республике Беларусь; 3) специальной части, излагающей сведения об организации юстиции зарубежных государств.

“Судоустройство” находится в определенном соотношении с другими юридическими дисциплинами и прежде всего с общеправовыми и историко-правовыми курсами такими как общей теорией права, историей государства и права Беларуси, истории государства и права славянских народов и зарубежных стран.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

Правоохранительной по своей сущности является и деятельность адвокатуры. Поэтому ее также следует включать в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, его защиты от нарушений, как орган судебной власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.

Согласно ст. 3 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь “Суды в Республике Беларусь призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц, независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования”.

Ведущая функция суда – это всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная, хотя и последняя занимает свое место в деятельности суда. Именно такая концепция, такое понимание суда отвечает сущности демократического правового государства.

В связи со становлением в Республике Беларусь демократического правового государства, основополагающим принципом которого является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции), необходимостью придания суду качества судебной власти, суд не включается в систему правоохранительных органов в узком, собственном смысле этого слова и именуется органом судебной власти. До 90-х годов суд безоговорочно относился к правоохранительным органам (что наблюдается, к сожалению, еще и сейчас), что принижало его роль в структуре органов государства. Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции. И это научно обоснованно, так как именно суд единственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, окончательно судит о праве, окончательно от имени государства решает вопрос о виновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и их наказании. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, ставит в ней окончательную точку, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное. Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важность выполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по отношению к правосудию функции или иные самостоятельные полномочия, направленные на укрепление законности и правопорядка.

В официальных документах и научных публикациях последних лет, как правило, проводится разграничение таких понятий как суд и правоохранительные органы, что полностью отвечает конституционному принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивает дифференциацию органов правоохраны, подчеркивая особый статус суда в их системе, свидетельствует о введении в научный и официальный оборот вызванных потребностями практики терминов.

Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию: прокуратуры – прокурорский надзор, органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений, адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам, органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции.

Органы судебной власти – функцию правосудия, которая является самостоятельной формой государственной деятельности наряду с законодательной и исполнительной.

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства. Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи. Правоведы и практики-юристы широко используют еще такое понятие как “уголовная юстиция”. Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона, т.е., начиная с получения информации о совершенном или готовящемся преступлении и кончая пенитенциарными (по действующей терминологии – исправительно-трудовыми) учреждениями, судебными исполнителями (и судебными приставами), исполняющими назначенное судом наказание. Впрочем, встречается и более узкое толкование указанного понятия, отнесение к уголовной юстиции только суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия.

Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Ее Концепция, цели, основные направления и некоторые итоги. Значение решений первого съезда судей Республики Беларусь для совершенствования организации и деятельности судов

Важным условием и необходимой предпосылкой построения в стране демократического социального правового государства (ст.1 Конституции РБ) является проведение наряду с экономической, политической и судебно-правовой реформы.

По поручению Верховного Совета Республики Беларусь была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом. В постановлении законодательного органа страны указывалось, что проведение судебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изложенных в Концепции, является одним из важнейших направлений деятельности всех органов государственной власти и управления[1].

Главными целями судебно-правовой реформы признаны: создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов; воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

Комиссиям Верховного Совета по законодательству, по вопросам национальной безопасности, обороны и борьбы с преступностью было поручено взять под контроль подготовку пакета законодательных актов о судебно-правовой реформе и осуществление иных практических мер по ее реализации.

Концепция, таким образом, положила начало коренным преобразованиям в сфере системы юстиции и обновления белорусского национального законодательства, предложив новую модель устройства судебной организации и правовой системы в целом, ориентированных на защиту прав и свобод человека, рыночную экономику, строительство демократического правового государства, верховенства закона.

Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой – посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, наконец, последний (десятый) – этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы.

Концепция не установила хронологические рамки проведения реформы, определив лишь ее этапы: подготовительный, переходный и завершающий. Это обусловлено кризисным состоянием общества, дефицитом и уровнем квалификации юридических кадров, наконец, отсутствием необходимых материально-технических условий и финансовых средств. Реализация конкретных мер на каждом этапе зависит от наличия соответствующих социальных, финансовых и организационных предпосылок.

Намеченная программа по законодательному обеспечению и организационному преобразованию системы юстиции осуществляется в силу неблагоприятных объективных причин недостаточно активно. Вместе с тем значительная часть предусмотренных Концепцией мер реализована[2]. Как было предусмотрено Концепцией, значительно обновлена правовая база юстиции, принят ряд законов, регламентирующих ее организацию и деятельность: о Конституционном суде, о прокуратуре, об адвокатуре, Закон о судоустройстве и статусе судей, о хозяйственных судах и др.

Однако процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г. В своей резолюции съезд судей в целях реализации конституционных принципов осуществления правосудия и дальнейшего совершенствования судебной системы поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим Хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь[3]. Указанные предложения предлагалось внести субъектам права законодательной инициативы для их реализации.

Следует отметить, что абсолютное большинство высказанных на съезде предложений в течение года было реализовано. В частности, разработана и осуществляется программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Жилищный и другие кодексы. С лета 1998 года введено единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения. Упорядочены ставки государственной пошлины, приняты нормативы нагрузки судей. Специальным Указом Президента создан Институт переподготовки и повышении квалификации судей, работников прокуратуры, строительства и реконструкции зданий судов, их материально-технического и кадрового обеспечения. Более результативной и эффективной стала деятельность судов по осуществлению правосудия.

Съезд судей принял Кодекс чести судьи, Положение о республиканском Совете судей, избрал его первый состав, поручил ему подготовить проект Закона “Об органах судейского самоуправления”.

Словом, Первый съезд судей Республики Беларусь, его решения имеют историческое значение для развития национальной судебной системы, совершенствования отечественного судопроизводства. Он оказал активное влияние на процессы, связанные с формированием судейского сообщества и его органов.

Главной целью судебно-правовой реформы на современном этапе считается обеспечение доступности судебных органов населению в территориальном и процессуальном отношении, оперативность разрешения всех дел, достижение реальности судебной защиты как обвиняемых – от необоснованных обвинений, так и лиц, пострадавших от преступлений и должностных злоупотреблений[4].

Реформирование нашей судебной и правовой системы в целом должно быть взвешенным, рациональным, с расчетом на перспективу и учетом того, что Устав Союза Беларуси и Российской Федерации, Декларация о создании Союзного государства и другие соглашения предусматривают сближение национальных правовых систем этих государств, унификацию их законодательства, в том числе и о судебной власти и судоустройстве.

Правосудие – осуществляемая в особой процессуальной форме деятельность судов по разрешению правовых споров.

Первое свойство правосудия - осуществление правосудия только судом/

Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами.

Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществляется способами, указанными в законе.

Три способа осуществления правосудия: рассмотрение в судебных заседаниях уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Правосудие отличается от других форм государственной правоохранительной деятельности по кругу реализуемых задач, кругу гос. органов и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность, процедуре реализации правосудия, характеру принимаемых решений, которые являются обязательными для исполнения всеми без исключения, статусом лиц, участвующих в отправлении правосудия.

Понятие, значение и система принципов правосудия.

Принципы правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие судов.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие. Принципы являются обязательными не только для граждан и органов, призванных соблюдать законы, но и для законодательных органов, которые в своей деятельности должны считаться с демократическими требованиями и традициями. Существенная особенность принципов правосудия – стабильность. Они в меньшей мере подвержены сиюминутным влияниям, чем конкретные правовые предписания.

Система: законность, осуществление правосудия только судом, равенство перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, принцип языка судопроизводства, гласность, состязательность, принцип презумпции невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Принцип осуществления правосудия только судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 К РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Только суд, единственный из всех органов, может разрешить по существу в пределах своей компетенции гражданское, арбитражное, административное, уголовное дело, а также дело, рассматриваемое в порядке конституционного производства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: