Понятие содержание особенности и правовые основы управления государственной безопасностью

Обновлено: 18.04.2024

Государственная и общественная безопасность

42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:

разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

44. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

45. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.

47. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;

создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;

укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;

принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;

осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

48. Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.

49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

В соответствии о Законом РФ «О безопасности» , безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности и системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности РФ, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:

– определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

– разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

– подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности;

– подготовка оперативных решений по1 предотвращению чрезвычайных ситуаций;

– подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и др.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ.

Основные задачи в сфере государственного управления безопасностью решают: Вооруженные Силы РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Государственная федеральная служба РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной эко номической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Основными задачам ФСБ России являются:

– управление органами и войсками, а такясе организация их деятельности;

– информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям — федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

– организация выявления, предупреждения и пресечения.разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

– координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контр разведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

– организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов к войск;

– организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрыв чатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ н групп, отдельных лиц и общественных объе динений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти;

– обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;

– осуществление в пределах свонх полномочий разведывательной деятельности;

– организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ добывания и обработки разведывательной информации;

– организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны Государственной границы;

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, а Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативноправовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и нных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Служба внешней разведки РФ осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «О внешней разведке» от 10.01.1996 г.

Данная служба осуществляет специальный вид разведывательной деятельности, направленной на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лнц; а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ.

Государственная фельдъегерская служба действует на основании Указа Президента РФ «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» от 13.08.2004 г. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 г. «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К жизненно важным интересам относятся потребности, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности.

К объектам безопасности относятся:

1) Личность, ее права и свободы;

2) Общество и его материальные и духовные ценности;

3) Государство и его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в сфере безопасности; а также системой мер экономического, политического, организационного, правового и иного характера, адекватных угрозам безопасности.

Основными принципам обеспечения безопасности являются:

2) Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

3) Интеграция с международными системами безопасности.

Система безопасности включает в себя:

1) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации;

2) Государственные, общественные и иные организации и объединения;

3) Органы местного самоуправления;

4) Граждане РФ, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с действующим российским законодательством;

5) Правовые нормы, регламентирующие отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

1) Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно-важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

2) Создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

3) Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях;

4) Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

5) Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Реализация данных функций осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также Президента РФ в указанной сфере. В частности:

1) Президент Российской Федерации – определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, конкретизирует и координирует деятельность всех государственных органов обеспечения безопасности;

2) Парламент Российской Федерации – разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

3) Правительство Российской Федерации – реализует мероприятия по обеспечению безопасности;

4) Судебные органы – осуществляет правосудие по делам о преступлениях и административных правонарушениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

Реализация задач и функций по обеспечению безопасности осуществляется с привлечением следующих сил и средств:

1) Вооруженные Силы России;

2) Федеральные органы безопасности;

3) Органы внутренних дел;

4) Служба внешней разведки;

5) Органы федеральной службы охраны;

6) Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий.

7) Федеральная налоговая служба;

8) Пограничные войска;

9) Внутренние войска МВД России;

10) Органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

11) Служба обеспечения безопасности средств связи и информации;

12) Федеральная таможенная служба;

13) Природоохранительные органы;

14) Органы охраны здоровья населения.

Правовую основу деятельности органов государственной безопасности составляют Конституция РФ и ФЗ от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим основные направления деятельности органов ФСБ: борьба с преступностью и контрразведывательная деятельность.

К органам ФСБ относятся: ФСБ РФ; управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ; управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ (органы безопасности в войсках), войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления; управления (отделы, отряды) ФСБ РФ в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения. ФСБ возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Правовую основу государственной охраны составляет ФЗ РФ от 27. 05.1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». На основании закона создана Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), которая действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ о 07. 08 2004 г. № 1013.

Задачами ФСО РФ являются:

1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важных интересам объектов государственной охраны;

3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;

4) защита охраняемых объектов;

5) участие в борьбе с терроризмом;

6) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствование специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам.

К органам, обеспечивающим безопасность Российской Федерации, относится Служба внешней разведки РФ (СВР России). Правовую основу деятельности СВР РФ составляет Федеральный закон РФ от 10. 01. 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». Основными направлениями деятельности СВР России являются: обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической сферах; обеспечение условий, способствующих реализации политики в сфере безопасности; содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению Российской Федерации.

1.Организационно-правовая система управления в области государственной безопасности.

2.Правовой статус органов государственной безопасности.

3.Правовой статус органов государственного управления в области охраны государственной границы.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие государственной безопасности.

2. Что является законодательной основой функционирования и управления в области государственной безопасности?

3. Назовите органы государственной безопасности.

4. Кем осуществляется руководство деятельностью органов государственной безопасности?

5. На каких принципах осуществляется деятельность органов государственной безопасности?

6. Назовите основные задачи органов государственной безопасности.

7. Какие функции осуществляют органы государственной безопасности?

8. Перечислите основные права органов государственной безопасности.

9. Назовите обязанности органов государственной безопасности.

10. Назовите особенности правового статуса Комитета государственной безопасности.

11. Каков порядок взаимодействия органов государственной безопасности с другими государственными органами, общественными объединениями, организациями иностранных государств, иными организациями и физическими лицами?

12. Каким НПА определяется правовой статус органов государственного управления в области охраны Государственной границы Республики Беларусь?

13. Перечислите основные полномочия республиканских органов государственного управления в сфере защиты Государственной границы Республики Беларусь.

14. Назовите задачи и функции Государственного пограничного комитета.

15. Перечислите основные полномочия местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений Республики Беларусь в защите Государственной границы.

Тема 16: Административно-правовые основы управления внутренними делами

План

1.Организационно-правовая система управления внутренними делами.

2. Правовой статус Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

3. Правовой статус территориальных органов внутренних дел.

4. Правовой статус подразделений органов внутренних дел.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие органов внутренних дел.

2. Перечислите основные задачи органов внутренних дел.

3. Что является правовой основой деятельности органов внутренних дел?

4. На каких принципах осуществляется деятельность органов внутренних дел?

5. Назовите полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел.

6. Какими полномочиями обладает Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел?

7. Назовите полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в сфере деятельности органов внутренних дел.

8. Какие звенья входят в систему МВД Республики Беларусь?

9. Кем осуществляется общее руководство ОВД?

10. Дайте понятие Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

11. Назовите основные задачи Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

12. Какие функции осуществляет Министерство внутренних дел Республики Беларусь?

13. Назовите права Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

14. Какими полномочиями наделен министр внутренних дел Республики Беларусь?

15. Назовите особенности правового статуса территориальных органов внутренних дел и подразделений органов внутренних дел.

Задание: дайте характеристику Департаментаисполнениянаказаний, Департамента охраны, Департамента по гражданству и миграции, Департамента финансов и тыла по плану:

Безопасность как одна из основополагающих основ общества и государства основана на прочных правовых основах: Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных правовых актах, изданных самими органами безопасности. В статье 13 Конституции Российской Федерации, в частности, говорится о безопасности государства, в статье 71 - о безопасности руководства Российской Федерации; В статье 114 подчеркивается, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности; в статье 83 говорится, что Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Современная концепция безопасности развивалась не сразу, и юридическое и правовое оформление упомянутой административной сферы значительно изменилось за последние несколько лет.

Так, 5 марта 1992 года был принят закон РФ «О безопасности", но, учитывая углубление реформ и возрастание роли правоохранительных органов, административных и политических функций государства, этого было недостаточно. Система органов безопасности также значительно изменилась. Поэтому 26 июля 2002 года закон был принят в новой редакции.

В широком смысле безопасность - это состояние безопасности жизненно важных интересов индивида - его прав и свобод; общества - его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства - его конституционного порядка, суверенитета и территориальной целостности.

Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Государственная безопасность - это состояние прочности, стабильности и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект управления - это сфера общественных связей, которая развивается в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению целостности и охраны государственной границы.

Основным предметом безопасности является государство, которое выполняет функции в этой области через органы законодательных, исполнительных и судебных органов. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государство гарантирует защиту и защиту.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности и имеют права и обязанности участвовать в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в Российской Федерации, постановлениями органов государственной власти и администрации регионов, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в рамках их компетенции в этой области.

Государство предоставляет юридическую и социальную защиту гражданам, общественным и другим организациям и ассоциациям, которые помогают в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Безопасность достигается за счет единой политики общественной безопасности, системы мер экономического, политического, организационного и иного рода, отвечающих жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, которые ставят под угрозу жизненно важные интересы человека, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание мер по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня безопасности объектов в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения безопасности, определяются основные виды деятельности государственных органов и администрации в этой сфере, формируются или преобразуются органы безопасности и механизм контроля и контроля за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом формируются органы государственной безопасности.

Основными принципами безопасности являются: законность; баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства за безопасность; интеграция в международные системы безопасности.

Все государственные органы: Президент России, Федеральное собрание, правительство Российской Федерации, ведущие федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти - в первую очередь ФСБ России и Служба внешней разведки (далее Служба внешней разведки России) – в той или иной степени участвуют в обеспечении безопасности.

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, если это прямо не предусмотрено законом. Граждане, общественные и другие организации и ассоциации имеют право информировать органы безопасности об ограничении их прав и свобод. При желании такие заявки подаются в письменной форме в установленные законом сроки.

Должностные лица, которые превысили свои полномочия в рамках мер безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Безопасность Российской Федерации - это конституционный порядок (форма государственной власти, политическая и экономическая структура, обеспечение личной свободы и некоторые другие элементы), суверенитет (возможность государственной власти свободно и независимо проводить свою внешнюю и внутреннюю политику, то есть независимость государства во внешней политике и правлении, независимость его решений во внутренних делах) и территориальная целостность.

Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя:

* выявление, предотвращение, пресечение деятельности спецслужб и другой деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также физических лиц, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации;

* выявление, предотвращение и борьба с терактами;

* борьба с коррупцией, торговлей оружием, торговлей наркотиками, контрабандой, незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и объединениями, преследующими цель насильственного изменения Конституционного строя Российской Федерации;

* обеспечение безопасности оборонных сооружений, ядерной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в области освоения космоса, приоритетного научного развития;

* защита информации, содержащей государственную тайну;

* осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;

* охрана и охрана государственной границы Российской Федерации;

* обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других видов деятельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: