Понятие публичная дипломатия государство и сми нормативно правовая база и принципы взаимодействия

Обновлено: 22.04.2024

Сегодня большое внимание уделяется процессам социально-политической трансформации и, как следствие, меняющейся картине мирополитического устройства. Задача по определению истоков таких трансформаций и формулированию механизмов управления ими продолжает оставаться в политической повестке дня не только российской научной школы, но и различных мировых социально-политических институтов. Многие эксперты сходятся во мнении, и с этим нельзя не согласиться, что завершился период однополярного мира, который, помимо прочего, был обусловлен единоличным участием одного государства в процессе формирования «заказного информационного блюда». Важно при этом отметить, что этот продукт был готов к употреблению большинством развитых и развивающихся стран, наиболее эффективным инструментом «доставки» которого является публичная дипломатия.

Относительно данного понятия в российском политическом лексиконе существуют различные трактовки, в связи с чем когнитивных расхождений не избежать. С целью нивелирования критических оценок эффективности в использовании инструмента публичной дипломатии считаем необходимым определить основные понятия данной темы: публичная дипломатия, общественная дипломатия, цифровая дипломатия, национальный брендинг, пропаганда, народная дипломатия. Обширный перечень источников по этой проблематике свидетельствует об актуальности и хорошей разработанности данной темы, что, безусловно, поможет в достаточной мере систематизировать существующее знание.

В общепринятом определении понятие «публичная дипломатия» звучит следующим образом: «Это действия, направленные на продвижение национальных интересов и обеспечение национальной безопасности путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует» 1 .

В целом можно выделить две точки зрения относительно трактовки такого понятия: «Одни понимают публичную дипломатию как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов, наработанных неправительственными организациями (НПО), для продвижения и популяризации целей государственной политики. Другие считают, что задача НПО, занимающихся публичной дипломатией, - не обслуживание государства, а осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами» 2 .

Классическую современную концепцию публичной дипломатии представил декан Школы права и дипломатии им. Флетчера при Университете Тафтса Э.Гуллион, а именно: «Публичная дипломатия имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики. Она включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты), и процесс межкультурных коммуникаций. Центральным моментом для публичной дипломатии является транснациональный поток информации и идей» 3 .

Исследуя проблемное поле публичной дипломатии, следует отметить, что работы ученых в области политологии и науки о международных отношениях внесли огромный вклад в теоретическое осмысление природы публичной дипломатии, опираясь на такие теории, как неолиберализм и конструктивизм 4 .

В рамках теории неолиберализма может быть рассмотрена концепция «мягкой силы» Дж.Ная, имеющая первостепенное значение. «Мягкая сила» как способность государства сформировать предпочтения других стран опирается на три важнейших компонента: культуру государства, политические ценности государства и внешнюю политику. Публичная дипломатия призвана передать три этих компонента другим странам. Если государство не обладает привлекательными ценностями, то и публичная дипломатия неспособна оказывать влияние на зарубежное общество» 5 .

Многие исследователи отмечают, что в условиях трансформации глобальных социально-экономических процессов данная теория все меньше находит свое отражение. Это связано с тем, что вектор полицентричности в мировой политике заставляет направлять взор мирового сообщества на каждый отдельный субъект, его сильные и слабые стороны, тем самым противопоставляя идее глобального могущества одного государства идею индивидуальной силы. Однако это не уменьшает важности публичной дипломатии как способа передачи привлекательных ценностей государства.

Весьма значимый вес в науке имеет конструктивистское понимание публичной дипломатии. «Публичная дипломатия стала рассматриваться конструктивистами как средство понимания «другой» культуры, что приводит к формированию более гуманных отношений между людьми и государствами; если неолиберальная концепция «мягкой силы» утверждает, что передача социального поведения, норм международного права от государства к государству способна гармонизировать международные отношения или сделать их более предсказуемыми, то сторонники конструктивизма отмечают, что каждое из государств имеет собственное восприятие мира, отличное от других культур и ценностей, и в этом разнообразии кроется основа для создания стабильного мира и отношений. Основное условие - стремление понять «других» через программы публичной дипломатии без отрицания их права на собственную идентичность» 6 .

В политическом контексте публичная дипломатия находится в одном синонимическом ряду с термином «общественная дипломатия», однако мы полагаем, что определенные отличия далеко не стилистического характера имеют место быть. Их принципиальность заключается в этимологии слов, а именно: согласно классическому определению, «публичный» означает осуществляемый в присутствии публики, открытый, в то время как «общественный» - принадлежащий обществу, относящийся к работе, деятельности по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива 7 .

Важно отметить, что когнитивные сложности осмысления понятий «публичная дипломатия» и «общественная дипломатия» преимущественно возникают в российском политическом дискурсе, являясь результатом некорректной интерпретации английского термина «public diplomacy», который в зарубежной научной литературе представлен исключительно в указанном виде и сочетает в себе признаки как публичной дипломатии, так и общественной. Безусловно, суть интерпретации носит субъективный характер, тем самым подтверждая право на существование различных трактовок тех или иных терминов, однако это отягощает их с точки зрения правильности применения.

Многие эксперты в той или иной степени ставят знак равенства между понятиями «мягкая сила», «брендинг» и «пропаганда», с одной стороны, и «общественная», «публичная», «цифровая» дипломатия - с другой 8 .

Существуют также сторонники введения в политический лексикон терминов «цифровая дипломатия» 9 , «публичная дипломатия 2.0» 10 и прочих «сетевых» вариаций дипломатической деятельности.

В контексте трансформации термина «публичная дипломатия» А.В.Долинский отмечает принципиальное значение событий 11 сентября 2001 года в США, а именно: введение иного понятия - «новая публичная дипломатия» 11 , которое по своей сути взаимосвязано с понятием «общественная дипломатия».

Относительно корреляции терминов «пропаганда» и «публичная дипломатия» хотелось бы отметить, что «пропаганда», если ориентироваться на широкий спектр признаков данного понятия, схожа с «публичной дипломатией» только некоторыми из них. Однако это тождество проявляется лишь в том случае, когда акции публичной дипломатии осуществляются между государствами-антагонистами и власть формирует искусственные барьеры для публичной дипломатии, реализуемой в другой стране. В этой ситуации она начинает рассматриваться в качестве крайне нежелательного явления, а ее субъекты оцениваются в роли «вражеских шпионов», «агентов», «нежелательных персон» и т. д. Содержательно же публичная дипломатия сужается до обмена информацией через СМИ, которые выступают не просто рупором для осуществления дипломатических акций, а находятся в статусе полускрытых и полулегальных субъектов, камуфлирующих свою деятельность под различными благовидными предлогами. Закрытость отношений между государствами неизбежно отождествляет любую публичную дипломатию с пропагандой.

Выделение очередного сравнительного ряда - общественная и народная дипломатия - считаем нецелесообразным ввиду их очевидной синонимичности и отсутствия в научной литературе попыток их дифференциации.

Таким образом, обозначив основные теоретические подходы в российском научном знании к изучению вышеупомянутых типов дипломатической деятельности, считаем логически обоснованным переход к определению признаков, которые наиболее полно формируют понятийный конструкт публичной и общественной дипломатии.

1. Внешнеполитическая деятельность имеет открытый характер, ясна и понятна общественности своей страны. Данный тезис подчеркивает, что публичная дипломатия не имеет никаких посылов, которые содержали бы информацию, противоречащую интересам общественности. В самом деле, государственная дипломатия не обязана быть всегда открытой, хотя бы потому, что порой она содержит в себе элементы, обнародование которых способно нанести вред национальной безопасности, но дипломатия публичная и общественная строится иначе: это открытый посыл общественности другой страны. И использование ресурсов государства, как коммуникативных, так и финансовых, ничего не должно менять в этом правиле.

2. Все информационные интеракции государства по направлению к общественности другого государства имеют прямой характер. Для этого существуют различные информационные каналы, используемые властью для разъяснения своей политики за рубежом. В основном эти обращения носят имиджевый контекст и подчинены определенным целям, которые должны быть четко артикулированы, а также выражены на языке, понятном широким слоям населения.

3. Приоритетные ориентиры деятельности связаны с обращением к НПО других стран. Это очень важно для экономии ресурсов в организации публичной и общественной дипломатии. Если обращения к НПО достигают требуемого результата, то в значительной степени работа по достижению целей перемещается из страны адресанта в страну адресата, что намного более эффективно, так как «свои» социальные акторы внушают больше доверия, чем «чужие».

4. Желательное смещение акцента в осуществлении направлений международного взаимодействия с государственных на негосударственные организации. Важным здесь является вопрос доверия-недоверия. С этим есть определенные сложности в любых социумах, так как государственная деятельность нередко покрыта завесой секретности, что всегда внушает определенного рода подозрения.

Любая политическая деятельность должна иметь целесообразный характер. Публичная и общественная дипломатия в этом плане не исключение, поэтому важнейшим компонентом структуры данного понятия выступает ее цель. В вопросе определения целевой направленности публичной и общественной дипломатии мнения экспертов практически едины. Выделяются при этом такие основные векторы действия, как защита национальных интересов и безопасности; стимулирование процессов воздействия на зарубежную аудиторию; формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на цели и ход реализации проводимой государством внешней и внутренней политики; достижение лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом; структурирование ценностных установок, аксиологических стереотипов, направленных на положительное восприятие государственных институтов и всей политической системы за рубежом.

Рассмотренные выше цели и признаки намеренно нами прежде не разделяемых понятий «публичная» и «общественная» дипломатия обуславливают базовый компонент их реализации - линии взаимодействия. Мы разделяем подход, согласно которому в рамках политической науки концепция «мягкой силы» является центральным теоретическим основанием публичной и общественной дипломатии, что, несомненно, отличает ее от таких линейных моделей, как «брендинг» и «пропаганда».

Анализ особенностей функционирования субъектов института публичной дипломатии, проведенный в рамках методологии Э.Гидденса 12 , позволил увидеть влияние формальных и неформальных правил на процессы структурации субъектного механизма дипломатической деятельности, выделив при этом три базовые линии взаимодействия:

Первая линия: государство Þ государство - направленная деятельность одного государства на другое государство. На этой линии в основном осуществляются интеракции классической дипломатии со всеми ее сложностями и характерными особенностями.

Вторая линия: государство Þ зарубежные сообщества и индивиды - направленность государства на общественность другого государства. Именно здесь находится область применения публичной дипломатии, функционирующей, как правило, посредством различного рода новостных агентств, финансируемых по бюджетным каналам. Это могут быть печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет и т. д. Их цель сформировать благоприятный имидж государственной политики и основополагающих ценностей данного государства в глазах зарубежной публики. Безусловно, важную роль здесь играют брифинги официального представителя МИД и иных профильных государственных структур, а также любые конференции и дискуссионные форумы, участниками которых являются официальные уполномоченные лица. В последнее время большое внимание публичной дипломатии уделяется со стороны Департамента информации и печати МИД России, что отражается в активном и эффективном использовании социальных сетевых площадок, наиболее популярной из которых является «Твиттер» - число подписчиков официального твиттер-аккаунта министерства превышает 1,2 млн. человек.

Третья линия: неправительственные организации Þ зарубежные сообщества - общественные организации как элементы гражданского общества одной страны контактируют с общественными организациями как элементами гражданского общества другой страны. Именно данная линия обуславливает появление общественной дипломатии, то есть «принадлежащей» обществу. Стоит отметить, что роль государства здесь не принижается, а, наоборот, приобретает особую значимость ввиду необходимости координировать действия негосударственных акторов в соответствии с принятой концепцией внешнеполитической деятельности. На данном уровне осуществляется наиболее интенсивный обмен культурными достижениями, происходит знакомство с реальными практиками повседневной жизни.

Рассмотренные линии взаимодействия позволяют прийти к принципиальному выводу о том, что публичная и общественная дипломатия - это схожие по принципу целеполагания, но разные по принципу осуществления и подбору акторов дипломатические практики, несмотря на их синонимичность. Их основным отличием является субъект дипломатической деятельности, а именно: в публичной дипломатии - государство и государственные структуры, в общественной дипломатии - гражданское общество и его различные элементы, в частности далеко не однородные НПО.

При этом важно четко понимать, что в гражданском обществе как субъекте дипломатической деятельности могут быть различные векторы взаимодействия с зарубежными сообществами и не каждое из них следует именовать «общественной дипломатией». Дипломатия в любом ее преломлении - классическом, публичном или общественном - не должна быть двойной: одной - у гражданского общества или НПО, а другой - у государства. В связи с этим на данном пересечении смыслов образуется очень тонкая грань добровольности, когда определенная часть гражданского общества осуществляет в том числе и квазиполитические функции, предвзято формируя в глазах зарубежных сообществ положительный образ политики, государственной власти, народа относительно определенной, «заказной» страны.

Исследуя возможные пути институционализации и дальнейшего развития публичной и общественной дипломатии, мы отмечали, во-первых, недостаточную категориальную разработанность данных понятий как в научном знании, так и политическом дискурсе, во-вторых, как следствие, отсутствие единой универсальной программы развития данного типа дипломатических практик.

Здесь мы считаем необходимым согласиться с И.А.Василенко в части обязательного формирования национальной стратегии развития публичной дипломатии на государственном уровне и создания центрального государственного координирующего органа по развитию публичной дипломатии, который вел бы постоянную работу в этой области и проводил мониторинг оценки достигнутых результатов 13 .

Свидетельством чрезвычайной важности реализации данного предложения является также используемый Д.О.Рогозиным пример в части работы в данном направлении структурных подразделений НАТО, где он отмечает, что публичной дипломатией занимается целый департамент в структуре альянса - Public Diplomacy Division во главе с заместителем генерального секретаря Ж.-Ф.Бюро. По всему миру работает целая сеть представительств (как самостоятельных центров, так и учреждений «под крылом» посольств), на них возлагаются в том числе и информационно-пропагандистские функции. В России действует Информбюро НАТО 14 .

Проведенный анализ теоретических и практических подходов к изучению относительно нового социально-политического явления - публичная и общественная дипломатия - позволил типологизировать их по критерию субъектности и выделить основные особенности их реализации. Полагаем, что это послужит импульсом к дальнейшему развитию потенциала вышеуказанных типов дипломатических практик, что в конечном счете должно привести к созданию единой программы развития публичной и общественной дипломатии.

Данный ресурс влияния на общественное мнение, как нам видится, предоставляет государству большее пространство для маневра в сфере реализации концепции «мягкой силы», которая требует развития интеллектуального, креативного потенциала квалифицированных специалистов.

1 Цветкова Н.А. Программы WEB 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: политика, экономика и культура. 2011. №3.

3 Snow Nancy, Taylor Philip M. The Propaganda State: US Propaganda at Home and Abroad since 9/11 // The International Communication Gazette. 2006. Vol. 68 (5-6). P. 399-400.

4 Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: теории и концепции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №4 (54): в 2-х ч. Ч. I. C. 186-189.

7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. Изд. 4-е, доп. 944 с.

11 Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 2011. Т. 9. №1 (25). Январь-апрель.

12 Бобров А.Н. Потенциал креативности в социальных практиках российского института публичной дипломатии: Автореф. дис. канд. соц. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016. 34 с.

14 Рогозин Д.О. Россия перед вызовом «публичной дипломатии» Запада // Международная жизнь. 2010. №8. С. 82.

Внастоящее время информационное сопровождение внутрен­ней и внешней политики России, взаимодействие отечественной государственной службы со средствами массовой информации вышли на качественно новый уровень, носят многофункциональ­ный характер.

Не следует забывать и об изменениях самой информационно-коммуникационной сферы, места и роли средств массовой инфор­мации во всем мире. Информационная революция в сочетании с процессом глобализации оказывают мощное воздействие на мировую политику и международные отношения. Независимые средст­ва массовой информации все чаще берут на себя роль проводни­ков внешней политики, активно и целенаправленно доводят до мировой общественности конкретные аспекты внешнеполитичес­кого курса и внутренней политики страны.

Действовать же в области информации приходится, по крайней мере, на трех направлениях: а) содействовать укреплению инфор­мационной безопасности государства, б) использовать современ­ные информационные технологии для формирования объективно­го положительного восприятия России в мире, в) своевременно обеспечивать руководство страны и дипломатическое ведомство объективной и добротной информацией[188].

В России демократические преобразования создали благопри­ятные условия для становления и развития средств массовой ин­формации. Нормативно-правовая база для этого была заложена за­коном Российской Федерации «О средствах массовой информа­ции» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1[189], открывшим широкие воз­можности для распространения и обмена информацией. В законо­дательном порядке были закреплены принципы гласности и от­крытости власти для СМИ, нормативно определены права и сво­боды в сфере производства и распространения информации, наме­чены меры по защите журналистов от всякого рода произвола. Тем самым были сформулированы основополагающие принципы взаи­модействия СМИ с государственными властными структурами.

Принципиальные положения функционирования СМИ и их взаимоотношений с государственными органами получили даль­нейшее развитие в указе Президента Российской Федерации «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2093, в котором было зафик­сировано, что все средства массовой информации и те структуры, которые на законных основаниях занимаются сбором, анализом и распространением информации, находятся а) под защитой госу­дарства; б) государство гарантирует им самостоятельность, свободу и невмешательство в оперативную информационную политику; в) все без исключения органы государственной власти и долж­ностные лица, общественные организации и объединения несут ответственность за какие бы то ни было попытки давления на журналистов, за ущемление законного права граждан на свободу слова и получение достоверной информации.

Демократические преобразования и новая правовая база созда­ли благоприятные условия и для информационной деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений. Пресс-службы МИД и российских посольств за рубежом не только поддерживают постоянные рабочие кон­такты со СМИ, но и создают новые формы информационного взаимодействия, отвечающие потребностям динамично развива­ющейся информационной сферы. Увеличение скорости переда­чи информации, неуклонный рост количества СМИ, появление и активное развитие Интернет-коммуникации и интерактивного распространения информации — все это ставит перед МИДом и его пресс-службой новые задачи. Результаты подобного «реагиро­вания» очевидны: решительный выход Министерства и загранучреждений в Интернет, создание сайтов и ряда «виртуальных» ин­формационных продуктов, реорганизация традиционных печатных изданий.

Подобная активизация информационного направления дея­тельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений стала возможной при оптимальном соче­тании новых подходов с обобщением всего накопленного опыта информационно-разъяснительной работы в деле информационно­го сопровождения внешней политики.

В настоящее время информационное сопровождение внутрен­ней и внешней политики России, взаимодействие отечественной государственной службы со средствами массовой информации вышли на качественно новый уровень, носят многофункциональ­ный характер.

Не следует забывать и об изменениях самой информационно-коммуникационной сферы, места и роли средств массовой инфор­мации во всем мире. Информационная революция в сочетании с процессом глобализации оказывают мощное воздействие на мировую политику и международные отношения. Независимые средст­ва массовой информации все чаще берут на себя роль проводни­ков внешней политики, активно и целенаправленно доводят до мировой общественности конкретные аспекты внешнеполитичес­кого курса и внутренней политики страны.

Действовать же в области информации приходится, по крайней мере, на трех направлениях: а) содействовать укреплению инфор­мационной безопасности государства, б) использовать современ­ные информационные технологии для формирования объективно­го положительного восприятия России в мире, в) своевременно обеспечивать руководство страны и дипломатическое ведомство объективной и добротной информацией 1 .

В России демократические преобразования создали благопри­ятные условия для становления и развития средств массовой ин­формации. Нормативно-правовая база для этого была заложена за­коном Российской Федерации «О средствах массовой информа­ции» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 2 , открывшим широкие воз­можности для распространения и обмена информацией. В законо­дательном порядке были закреплены принципы гласности и от­крытости власти для СМИ, нормативно определены права и сво­боды в сфере производства и распространения информации, наме­чены меры по защите журналистов от всякого рода произвола. Тем самым были сформулированы основополагающие принципы взаи­модействия СМИ с государственными властными структурами.

Принципиальные положения функционирования СМИ и их взаимоотношений с государственными органами получили даль­нейшее развитие в указе Президента Российской Федерации «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2093, в котором было зафик­сировано, что все средства массовой информации и те структуры, которые на законных основаниях занимаются сбором, анализом и распространением информации, находятся а) под защитой госу­дарства; б) государство гарантирует им самостоятельность, свободу и невмешательство в оперативную информационную политику; в) все без исключения органы государственной власти и долж­ностные лица, общественные организации и объединения несут ответственность за какие бы то ни было попытки давления на журналистов, за ущемление законного права граждан на свободу слова и получение достоверной информации.

Демократические преобразования и новая правовая база созда­ли благоприятные условия и для информационной деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений. Пресс-службы МИД и российских посольств за рубежом не только поддерживают постоянные рабочие кон­такты со СМИ, но и создают новые формы информационного взаимодействия, отвечающие потребностям динамично развива­ющейся информационной сферы. Увеличение скорости переда­чи информации, неуклонный рост количества СМИ, появление и активное развитие Интернет-коммуникации и интерактивного распространения информации — все это ставит перед МИДом и его пресс-службой новые задачи. Результаты подобного «реагиро­вания» очевидны: решительный выход Министерства и загранучреждений в Интернет, создание сайтов и ряда «виртуальных» ин­формационных продуктов, реорганизация традиционных печатных изданий.

Подобная активизация информационного направления дея­тельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений стала возможной при оптимальном соче­тании новых подходов с обобщением всего накопленного опыта информационно-разъяснительной работы в деле информационно­го сопровождения внешней политики.

В настоящее время информационное сопровождение внутрен­ней и внешней политики России, взаимодействие отечественной государственной службы со средствами массовой информации вышли на качественно новый уровень, носят многофункциональ­ный характер.

Не следует забывать и об изменениях самой информационно-коммуникационной сферы, места и роли средств массовой инфор­мации во всем мире. Информационная революция в сочетании с процессом глобализации оказывают мощное воздействие на мировую политику и международные отношения. Независимые средст­ва массовой информации все чаще берут на себя роль проводни­ков внешней политики, активно и целенаправленно доводят до мировой общественности конкретные аспекты внешнеполитичес­кого курса и внутренней политики страны.

Действовать же в области информации приходится, по крайней мере, на трех направлениях: а) содействовать укреплению инфор­мационной безопасности государства, б) использовать современ­ные информационные технологии для формирования объективно­го положительного восприятия России в мире, в) своевременно обеспечивать руководство страны и дипломатическое ведомство объективной и добротной информацией 1 .

В России демократические преобразования создали благопри­ятные условия для становления и развития средств массовой ин­формации. Нормативно-правовая база для этого была заложена за­коном Российской Федерации «О средствах массовой информа­ции» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 2 , открывшим широкие воз­можности для распространения и обмена информацией. В законо­дательном порядке были закреплены принципы гласности и от­крытости власти для СМИ, нормативно определены права и сво­боды в сфере производства и распространения информации, наме­чены меры по защите журналистов от всякого рода произвола. Тем самым были сформулированы основополагающие принципы взаи­модействия СМИ с государственными властными структурами.

Принципиальные положения функционирования СМИ и их взаимоотношений с государственными органами получили даль­нейшее развитие в указе Президента Российской Федерации «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2093, в котором было зафик­сировано, что все средства массовой информации и те структуры, которые на законных основаниях занимаются сбором, анализом и распространением информации, находятся а) под защитой госу­дарства; б) государство гарантирует им самостоятельность, свободу и невмешательство в оперативную информационную политику; в) все без исключения органы государственной власти и долж­ностные лица, общественные организации и объединения несут ответственность за какие бы то ни было попытки давления на журналистов, за ущемление законного права граждан на свободу слова и получение достоверной информации.

Демократические преобразования и новая правовая база созда­ли благоприятные условия и для информационной деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений. Пресс-службы МИД и российских посольств за рубежом не только поддерживают постоянные рабочие кон­такты со СМИ, но и создают новые формы информационного взаимодействия, отвечающие потребностям динамично развива­ющейся информационной сферы. Увеличение скорости переда­чи информации, неуклонный рост количества СМИ, появление и активное развитие Интернет-коммуникации и интерактивного распространения информации — все это ставит перед МИДом и его пресс-службой новые задачи. Результаты подобного «реагиро­вания» очевидны: решительный выход Министерства и загранучреждений в Интернет, создание сайтов и ряда «виртуальных» ин­формационных продуктов, реорганизация традиционных печатных изданий.

Подобная активизация информационного направления дея­тельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений стала возможной при оптимальном соче­тании новых подходов с обобщением всего накопленного опыта информационно-разъяснительной работы в деле информационно­го сопровождения внешней политики.

Дипломатическая служба, как и любой иной политический институт, тесно связана со всеми структурами гражданского общества. Не являются исключением и средства массовой информации (СМИ) – пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кинохроника, система Интернет и др., обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Взаимодействие внешнеполитического ведомства, его аппарата со СМИ не только желательно, но и жизненно необходимо, из года в год приобретает все большую практическую значимость.

В настоящее время информационное сопровождение внутренней и внешней политики России, взаимодействие отечественной государственной службы со средствами массовой информации вышли на качественно новый уровень, носят многофункциональный характер.

Не следует забывать и об изменениях самой информационно-коммуникационной сферы, места и роли средств массовой информации во всем мире. Информационная революция в сочетании с процессом глобализации оказывают мощное воздействие на мировую политику и международные отношения. Независимые средства массовой информации все чаще берут на себя роль проводников внешней политики, активно и целенаправленно доводят до мировой общественности конкретные аспекты внешнеполитического курса и внутренней политики страны.

Действовать же в области информации приходится, по крайней мере, на трех направлениях: а) содействовать укреплению информационной безопасности государства, б) использовать современные информационные технологии для формирования объективного положительного восприятия России в мире, в) своевременно обеспечивать руководство страны и дипломатическое ведомство объективной и добротной информацией.

Государство официально определило свою заинтересованность в развитии и совершенствовании информационного пространства российского общества, рассчитывая на обстоятельное и объективное освещение в средствах массовой информации деятельности Президента и Правительства Российской Федерации, всех органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления.

Демократические преобразования и новая правовая база создали благоприятные условия и для информационной деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений. Пресс-службы МИД и российских посольств за рубежом не только поддерживают постоянные рабочие контакты со средствами массовой информации, но и создают новые формы информационного взаимодействия, отвечающие потребностям динамично развивающейся информационной сферы. Увеличение скорости передачи информации, неуклонный рост количества СМИ, появление и активное развитие Интернет-коммуникации и интерактивного распространения информации – все это ставит перед МИДом и его пресс-службой новые задачи. Результаты подобного «реагирования» очевидны: решительный выход Министерства и загранучреждений в Интернет, создание сайтов и ряда «виртуальных» информационных продуктов, реорганизация традиционных печатных изданий [30. С. 293–295].

Рассмотрим основные направления и формы работы пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Функции и задачи ее возложены на Департамент информации и печати (ДИП) центрального аппарата МИД России.

В число основных задач ДИП входит:

– участие в разработке и осуществлении мероприятий по информационному обеспечению внешней политики Российской Федерации, широкому информированию о ней отечественной и зарубежной общественности, формированию правильного понимания сути и целей инициатив и конкретных акций на международной арене;

– проработка международных информационных проблем и участия Российской Федерации в международных организациях и форумах по информационной тематике;

– участие в межведомственной координации международного сотрудничества в информационной сфере;

– аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в России и оказание им содействия в профессиональной деятельности.

Для выполнения этих задач ДИП распространяет официальную информацию по вопросам, касающимся внешней политики России, проводит пресс-конференции и брифинги, содействует организации выступлений высоких российских представителей в Пресс-центре МИД, участвует в информационном обеспечении государственных визитов в Россию, а также визитов за границу на высшем и высоком уровне государственных должностных лиц и делегаций Российской Федерации, проводит консультации на двусторонней и многосторонней основе с зарубежными партнерами (пресс-службы МИДов), участвует в подготовке международных договоров и соглашений по вопросам, касающимся информационной сферы, выпускает «Информационный бюллетень» МИД России, журнал «Дипломатический вестник», обеспечивает информационное наполнение Web-сайта министерства в Интернете.

Таким образом, важнейшим направлением работы ДИП является своевременное доведение до российских и зарубежных СМИ, а через них – до сведения политических кругов России и зарубежных стран, широкой мировой общественности официальной позиции России по текущим международным проблемам. Эта функция закреплена за МИД России Указом Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 12 марта 1996 г. № 375 [4], согласно которому официальная информация внешнеполитического характера обнародуется пресс-секретарями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, Департаментом информации и печати МИД России, а также уполномоченными на то Министром иностранных дел Российской Федерации, представителями министерства. Другие структуры и сотрудники внешнеполитического ведомства таким правом не обладают [15. С. 296–297].

Заявление официального представителя МИД России – представляет собой более высокий уровень официального заявления внешнеполитического ведомства с целью привлечь дополнительное внимание к тому или иному вопросу внутренней и внешней политики государства, событию или процессу в стране или за ее пределами.

Заявление Министра иностранных дел России делается редко, только в том случае, если есть необходимость подчеркнуть особую значимость, которую Министерство иностранных дел России придает конкретной проблеме.

Справочная информация – материалы подготовленные ДИП в координации с другими департаментами министерства и загранучреждениями МИД, содержащие подробную информацию о двусторонних отношениях, торгово-экономическом, научном, культурном сотрудничестве России с другими странами, участии России в международных организациях и форумах и т.д.

Пресс-служба любой государственной структуры имеет специализированный отдел, непосредственно отвечающий за работу с отечественными средствами массовой информации. В Департаменте информации и печати МИД данным блоком вопросов занимается Отдел российских СМИ, основной функциональной обязанностью которого является обеспечение прямой и обратной связи министерства со средствами массовой информации. В отличие от Отдела оперативной информации главный упор здесь сделан не на моментальное реагирование на запросы СМИ, не на распространении официальной информации, а на меры планового, долгосрочного характера. Речь идет, главным образом, о ежедневном мониторинге российской прессы и информационных телепередач, организации и концептуальной разработке интервью руководства министерства российским и зарубежным СМИ, пресс-освещении проводимых МИДом мероприятий. При необходимости отдел также способствует установлению деловых контактов российских и зарубежных СМИ с руководством министерства и экспертами МИД, инициирует подобные встречи.

Отдел также активно содействует подготовке и выпуску теле- и радиоматериалов по внешнеполитической и международной проблематике, способствует продвижению в российскую и зарубежную прессу статей руководителей МИД. Подобная форма информационного взаимодействия со СМИ имеет своей целью доведение в доступной, популярной форме до широких кругов российской и иностранной общественности точной и достоверной информации о позициях российского руководства по вопросам внешней политики и международных отношений.

Работа сотрудников пресс-службы МИД с журналистами не ограничивается организацией пресс-конференций, брифингов или передачей в СМИ информационных материалов. С появлением Интернета возможности информационного обеспечения внешней политики существенно возрастают. Задача реорганизации в начале 2000-х гг. Web-сайта МИД состояла в том, чтобы сделать его полезным и удобным для всех категорий пользователей, включая российских и зарубежных дипломатов, представителей международных организаций, общественных, политических и деловых кругов, политологов, журналистов, студентов и других. Сайт ориентирован на всех граждан, интересующихся внешнеполитическими делами и проблемами двусторонних отношений, стремящихся получить информацию по другим вопросам.

Еще одна важная особенность министерского сайта заключается в том, что большинство размещаемых на нем материалов переводится на английский язык. Сейчас постепенно наращивается объем документов на французском, испанском и немецком языках.

Еще одним новым, но уже хорошо зарекомендовавшим, полезным и востребованным как журналистами, так и общественностью информационным продуктом, является «Информационный бюллетень» МИД России. Это электронное издание, существующее на сайте министерства.

Информационный бюллетень (далее Бюллетень) является официальным изданием Департамента информации и печати. Бюллетень выпускается в 16.00 по рабочим дням с постепенным накапливанием поступающей информации в течение дня, распространяется среди российских и зарубежных СМИ, дипкорпуса в Москве, передается в российские загранучреждения.

Официальным печатным изданием Министерства иностранных дел России является ежемесячный журнал «Дипломатический вестник». Тираж – 2000 экземпляров. Под нынешним названием журнал ежемесячно издается с января 1992 г. До этого (пилотный номер вышел в 1986 г.) он выходил под названием «Вестник Министерства иностранных дел СССР».

«Дипломатический вестник» является, по существу, одним из наиболее полных российских печатных источников официальной дипломатической и международной информации. На его страницах освещаются практически все аспекты внешнеполитической деятельности государства [30. С. 299–302].

Говоря о взаимоотношении дипломатической службы со СМИ, нельзя не сказать о международном сотрудничестве России в области информации. Становление России как демократического государства с присущими ему институтами обусловило необходимость вступления и участия государства в соответствующих организациях, договорах и конвенциях. Свобода слова, права и обязанности СМИ, взаимоотношение власти и прессы стали объектом детальной проработки во многих международных организациях. В этой связи координацией всех вопросов международного сотрудничества в области информации по линии ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совета Европы занимается Отдел международных информационных проблем. Отдел обеспечивает участие России в международных организациях и форумах по информпроблемам, в том числе в выработке международных стандартов в области СМИ и информационных свобод. В обязанности отдела также входит содействие внедрению этих стандартов в области СМИ и информационных свобод в российское законодательство.

Особое внимание в работе отдела уделяется вопросам защиты интересов России в области информационного международного сотрудничества.

Значительная часть работы по информационному обеспечению внешнеполитического курса России внутри страны и на международной арене проводится на базе Пресс-центра МИД России.

Его деятельность осуществляется по следующим направлениям:

– информационное обеспечение визитов в Россию на высшем уровне;

– организация и техническое обеспечение регулярных брифингов и пресс-конференций для российских и зарубежных СМИ по актуальным вопросам внешней политики России;

– поддержание деловых контактов с зарубежными корреспондентами, аккредитованными в России.

Основанием для начала аккредитации журналиста или открытия корреспондентского пункта зарубежного СМИ на территории Российской Федерации является письмо от данного средства массовой информации. Эти вопросы курирует Отдел по работе с иностранными корреспондентами, основной функцией которого является содействие инкоррам в решении практических вопросов пребывания, в том числе связанных с оказанием помощи в доступе к источникам информации.

Другим важным звеном в организационной структуре Пресс-центра МИД является Отдел информационного обеспечения государственных визитов. Основным направлением работы данного отдела является организация освещения в СМИ визитов в Российскую Федерацию зарубежных глав государств, правительств, министров иностранных дел, высокопоставленных чиновников международных организаций. На основе поданных от журналистов заявок отдел формирует список журналистов, аккредитуемых на мероприятия с участием прессы и телевидения. Подобная схема работы обеспечивает заблаговременное информирование корреспондентов о предстоящем визите, а также их присутствии на мероприятии.

Рассмотрим особенности деятельности пресс-служб российских дипломатических представительств за рубежом.

Практическая работа пресс-служб российских представительств за рубежом организуется пресс-атташе или советником по информации. Обязанности пресс-службы посольства могут быть возложены как на отдел, так и на одного сотрудника. Это зависит от количества сотрудников посольства и от масштаба информационной работы.

Пресс-атташе посольства оказывает содействие представителям российских средств массовой информации в стране пребывания, а также предоставляет помощь журналистам, сопровождающим российские официальные делегации за рубеж в получении аккредитации на соответствующие мероприятия.

Помимо организационного содействия представителям российских СМИ, отдел или пресс-секретарь посольства на регулярной основе разрабатывают и реализуют информационно-разъяснительные мероприятия: пресс-конференции представителей посольства, участвуют в проведении пресс-конференций российских официальных делегаций. Если развитие двусторонних отношений требует усиленного информационного сопровождения со стороны посольства, пресс-служба может ввести в практику регулярные (например, еженедельные) брифинги для местных СМИ по наиболее актуальным вопросам межгосударственных отношений. Подобный режим брифингов наиболее полезен в случае проведения внешнеполитической акции, кризисных ситуациях (эвакуация граждан, угроза или начало военных действий и т.д.).

Важной составляющей работы пресс-службы посольства является регулярная организация интервью как местным СМИ, так и российским журналистам, аккредитованным в стране пребывания, посла и других экспертов посольства. Формы подобных интервью многообразны. Это может быть традиционное радио – или телеинтервью, а также публикация в газете.

Необходимо отметить, что методы и формы работы пресс-службы посольства Российской Федерации во многом схожи с основными организационными и методологическими принципами работы любой пресс-службы государственной структуры. Так, сотрудник пресс-службы посольства не может давать личных оценок, комментируя то или иное событие. Позиция, озвучиваемая в ходе пресс-мероприятий, должна быть согласована с руководством посольства. Доводимая до местных СМИ позиция посольства должна строго соответствовать официальной позиции государства. Посольство, а соответственно и его пресс-служба, представляют исключительно позицию государства. Это правило применяется ко всем пресс-службам государственных ведомств.

Но есть и принципиальное отличие. Основной аудиторией, на которую ориентируется в своей работе пресс-служба посольства, является местная сторона – общественность, СМИ, государственные структуры страны пребывания. А это предполагает культурные, языковые и другие особенности восприятия информации. Это требует от работников пресс-службы посольства знания национальной культуры, традиций, истории и особенностей современной организации местных СМИ. Так, нередки случаи неверного перевода интервью или выступления при публикации в местной прессе. Во избежание подобных инцидентов важно оговаривать со СМИ право согласования перевода текста с посольством до публикации.

Пресс-служба посольства также разрабатывает концепцию и готовит к размещению в местной прессе статьи посла, других ответственных сотрудников посольства. Это может быть связано с определенными трудностями – например, местной цензурой, несовпадением позиций двух государств по тем или иным проблемам и т.д.

В обязанность пресс-службы посольства также входит информационное освещение визитов российских делегаций, для чего используется весь набор пресс-мероприятий: брифинги в преддверии визита, итоговые пресс-конференции, рассылка пресс-релизов, аккредитация российских и местных журналистов на мероприятия, интервью телевидению и прессе.

В связи с изложенным следует заметить, что качество «внешней» информационной работы загранучреждений в стране пребывания во многом определяется системой их взаимодействия с МИДом России и его центральным аппаратом. Осуществляется это взаимодействие на основе принципов и положений, изложенных в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г., при тесной координации усилий внешнеполитического ведомства и дипломатических представительств России за рубежом. На практике это обеспечивает единство и непротиворечивость позиций, оценок и подходов к пониманию и реализации внешнеполитического курса страны.

За последние годы информационное обеспечение загранучреждений МИД России вышло на качественно новый уровень, как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения глубины и объективности направляемой информации. Это стало возможным благодаря использованию современных систем связи, установлению компьютерного взаимодействия с президентскими, правительственными пресс-службами, информагентствами, активное использование Интернет.

Существенно возросло оснащение посольств системами «ТВ-информ». С его помощью ежедневно направляется 400–600 страниц открытой информации [10. С. 408–412].

Информационное взаимодействие загранучреждений с пресс-службой Министерства иностранных дел – это ежедневная, кропотливая работа, включающая взаимное информирование, взаимную поддержку, совместное проведение информационно-политических акций и мероприятий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: