Понятие принципы и правовая регламентация государственной таможенной службы

Обновлено: 17.04.2024

2.5.1. понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы: Таможенное право России, И. В. ТИМОШЕНКО, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В настоящем учебном пособии по курсу «Таможенное право» в соответствии с государственным образовательным стандартом изложены основные современные знания по этому предмету.

2.5.1. понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы

Особое место среди субъектов таможенного права занимают государственные таможенные служащие, работающие как в таможенных органах, так и в иных подведомственных ГТК России организациях, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела в стране.

Понятие «государственный таможенный служащий» производно от понятия «государственная таможенная служба», поэтому и рассматривать эти понятия следует по порядку.

Понятие «таможенная служба» как и многие другие правовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и иных организаций системы ГТК России, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела (организаций таможенной службы), правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Таможенная служба в узком смысле — это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.

Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах» определение службы в таможенных органах служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ГТК России (организациях таможенной службы), но только теми должностными лицами, которым в установленном Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания.

В то же время, не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и организациях таможенной службы является государственной таможенной службой. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможенных органов. Перечень таких должностей определяется Председателем ГТК России, а работа в таможенных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой. Не является службой и работа в организациях таможенной службы по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам).

Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ и Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами государственной службы в Российской Федерации, к которым относятся: принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; принцип единства системы государственной власти; принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; принцип равного доступа граждан к государственной службе; принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц; принцип гласности в осуществлении государственной службы; принцип ответственности государственных служащих; принцип внепартийности государственной службы; принцип отделения религиозных объединений от государства; принцип социальной защищенности государственных служащих; принцип стабильности кадров государственной службы.

Применительно к государственной таможенной службе эти принципы характеризуются следующим образом. При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями и т. п. Нарушение этого принципа влечет привлечение виновных в этом должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, в соответствии с которым строится вся система государственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба. Такое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и организаций таможенных службы, единством задач и функций в данной системе. Единые служебные требования предъявляются ко всем государственным таможенным служащим независимо от того, являются ли они сотрудниками ГТК России, регионального таможенного управления, какой-либо таможни или, например, Северо-Кавказской таможенной лаборатории.

В соответствии с принципом равного доступа граждан к государственной службе все граждане Российской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют право на замещение должности в таможенных органах и организациях таможенной службы. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Ограничения права доступа к государственной таможенной службе, обусловленные спецификой этой службы, закреплены в ст. 7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и будут рассмотрены нами позднее.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих. А наличие этого принципа государственной службы обязывает таможенников в совершенстве овладевать правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обязанности, а также активно и в полной мере осуществлять возложенные на них функции.

Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством. Этот принцип распространяется и на государственную таможенную службу. И в то же время он не является безусловным. В случае сомнения в правомерности полученного распоряжения государственный таможенный служащий обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение; в) вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, то государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение такого распоряжения является административно или уголовно наказуемым деянием. При этом ответственность за исполнение неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

В соответствии с принципом гласности в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирования и консультирования по таможенным вопросам. Нормами главы 52 ТК РФ закреплена обязанность таможенных органов предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях или бездействии таможенных органов и их должностных лиц, о таможенном законодательстве и т. д. В развитие норм Таможенного кодекса принято Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утвержденное Приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г.

Принцип ответственности государственных таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы. Практика показывает, что сбои в системе таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности происходят не только из-за недостатков в правовом регулировании отдельных вопросов, но и по вине государственных таможенных служащих, ненадлежащим образом исполняющих свои должностные обязанности. Вопросам ответственности таможенных органов и их должностных лиц посвящена отдельная тема курса.

Принцип внепартийности государственной службы и принцип отделения религиозных объединений от государства. Взаимоотношения между государственными таможенными служащими и политическими партиями и религиозными объединениями определяются конституционными принципами свободы убеждений, свободы совести и вероисповедания. Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к любым политическим партиям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии. В то же время в соответствии с рассматриваемыми принципами государственной службы, также имеющими под собой конституционную основу, не допускается создание в таможенных органах и организациях таможенной службы каких либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей государственные таможенные служащие не вправе руководствоваться решениями каких либо партий, и обязаны действовать только в соответствии с нормами таможенного законодательства. На служебную деятельность таможенных служащих не могут также влиять и религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

В соответствии с принципом социальной защищенности государственных служащих государство гарантирует государственным таможенным служащим стабильное денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. Кроме того, государственным таможенным служащим предоставляются льготы по налогообложению, по оплате проезда в общественном транспорте и к месту проведения отпуска, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также ряд иных социальных гарантий.

Принцип стабильности кадров государственных служащих состоит в том, что положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры в стране, от конкретной личности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения таможенных служащих необходимы в интересах как государства в лице таможенных органов и организаций таможенной службы, так и самих таможенных служащих, однако надежных правовых гарантий стабильности государственной таможенной службы пока, к сожалению, не существует.

В широком смысле таможенная служба - совокупность таможенных органов и различных органов и организаций, входящих в структуру таможенной системы, а также правовой статус долж. лиц тамож. органов и порядок прохождения ими таможенной службы.

Государственная таможенная служба–особый вид гос. службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Законодательство РФ о службе в таможенных органах основывается на Конституции, ФЗ «О службе в там. органах», ФЗ «О гос. гражд. службе в РФ»и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Прохождение таможенной службы в таможенных органах основано на принципах:

1) верховенство Конституции РФ и ФЗ над всеми другими НПА при осуществлении таможенными служащими своих должностных функций и обязанностей;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, т. е. таможенные служащие обязаны признавать и их при прохождении тамож. службы;

3) единство системы гос. власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами;

4) единство основных требований, предъявляемых к гос. службе, на основе которых и строится вся система прохождения таможенной службы;

5) принцип гласности в осуществлении гос. службы – предусматривает, что таможенные органы должны предоставлять объективную информацию о своей деятельности и о своих решениях;

6) равный доступ граждан к гос. службе в соответствии со своей проф. подготовкой;

7) принцип профессионализма и компетентности гос. служащих;

8) обязательность для гос.служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц;

9) ответственность гос. таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;

10) внепартийность и отделение религиозных объединений от государства;

11) принцип социальной защищенности – стабил. денеж. содержание, оплач. Отпуска.

12) принцип стабильности кадров государственных служащих.

Прохождение таможенной службы в таможенных органах подразумевает некоторые этапы: поступление на таможенную службу в таможенные органы; назначение на должность в таможенные органы с присвоением специального звания или классного чина; служебная аттестация; перемещение по службе и др.

Порядок прохождения таможенной службы государственными таможенными служащими следует понимать во временном аспекте и в содержательном аспекте.

Временной аспект прохождения таможенной службы охватывает период времени, который содержит момент начала прохождения службы и момент оставления таможенной службы. Содержательный же аспект прохождения таможенной службы включает в себя все то, что за этот временной период было сделано данным таможенным работником при осуществлении им своих служебных полномочий.

Для поступления на государственную таможенную службу необходимо соответствовать определенным критериям.

1. Гражданин РФ может поступать на государственную таможенную службу по достижении возраста 18лет.

На государственную таможенную службу принимаются лица, которые по своим личностным, моральным и деловым качествам, а также по уровню образования и состоянию здоровья способны обеспечить исполнение функций, которые будут возложены на таможенные органы и, в частности, на данного служащего.

2. Лица, которые впервые принимаются на государственную таможенную службу, должны принять специальную присягу.

3. Прохождение государственной таможенной службы может осуществляться на условиях контракта на срок от 1 до 10 лет или до достижения таможенным служащим срока предельного возраста нахождения на таможенной службе.

4. Граждане, исполняющие свои служебно-дол-жностные права и обязанности в ходе прохождения государственной таможенной службы, обязаны придерживаться требований, которые изложены в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ.

5. При прохождении государственными таможенными служащими таможенной службы предусмотрено обязательное периодическое проведение аттестации.для повышения квалификации таможенных служащих проводятся различные мероприятия в специально созданных учреждениях (Российской таможенной академии и ее филиалах по всей стране).

Сотрудник таможенного органа не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и др.

Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до 6 месяцев.

Сотрудник таможенного органа обязан помимо соблюдения принципов прохождения таможенной службы в таможенных органах:

в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа;

находиться в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей

Каждое государство мира имеет свой аппарат, основной задачей которого является достижение стоящих перед государством целей. Звенья такого аппарата составляют систему органов, именуемых государственными. Осуществляемая в этих органах профессиональная деятельность представляет собой государственную службу.

Служба в таможенных органах - разновидность государственной службы. Должностные лица таможенных органов выполняют государственные функции, занимают должности в аппарате исполнительной власти.

Термин «таможенная служба» в самом общем виде подразумевает организацию государственной службы в таможенных органах:

♦ принципы службы,

♦ порядок ее прохождения,

правовой статус должностного лица таможенного органа и др. аспекты.

Лица, состоящие на службе в российских таможенных органах, являются особой группой государственных служащих. Их особое положение вытекает из специфики статуса всей системы таможенных органов РФ.

ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА - особый вид госслужбы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.

Являясь федеральной государственной службой, она находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Она построена в соответствии с принципами организации государственной службы в РФ, закрепленными в

♦ Конституции РФ,
♦ Таможенном Кодексе ТС,
♦ ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который является единым законодательным актом, регламентирующим правовые, экономические и организационные основы прохождения государственной службы в таможенных органах; ♦ ФЗ от 21.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»,
♦ ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
♦ Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства России от 21 августа 2004 г. № 429 и др.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

верховенства Конституции РФ и федеральных законов и решений Комиссии ТС над иными нормативными правовыми актами при исполнении госслужащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритета и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина;
единства системы госвласти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами;
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
равного доступа граждан к госслужбе согласно их способностей и профессиональной подготовки;
обязательности для госслужащих решений, принятых вышестоящими госорганамии руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
профессионализма и компетентности сотрудников (госслужащих), ♦ стабильности кадров;
единства основных требований, предъявляемых к госслужбе;
открытости государственной службы, ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности госслужащих;
ответственности госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийности госслужбы;
отделения религиозных объединений от государства;
социальной защищенности сотрудников (госслужащих).

Неправомерное вмешательство в профессиональную служебную деятельность государственных служащих как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц не допускается.

Государственная служба в таможенных органах (или же таможенная служба) считается видом профессиональной деятельности граждан РФ по обеспечению государственных полномочий органов таможни. Правильное определение этой деятельности указано в первой статье ФЗ от двадцать первого июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Служба в органах таможни считается особым видом госслужбы граждан РФ, которые осуществляют профессиональную деятельность по реализации функций, прав, а также обязанностей органов таможни, которые входят в систему правоохранительных органов страны.

Государственная служба в таможенных органах

Под госслужбой в органах таможни необходимо понимать профессиональную деятельность граждан страны на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных, а также правоохранительных полномочий в сфере таможенного дела, в частности, специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями. Служба в органах таможни и организациях считается федеральной госслужбой, находится в непосредственном ведении РФ и финансируется строго за счет средств федерального бюджета.

Законодательство касательно службы в органах таможни базируется на российской Конституции и состоит из следующих ФЗ:

На подзаконном уровне регулировка правоотношений в области осуществления служебной деятельности должностных лиц органов таможни осуществляется на основании указов Президента страны, постановлений российского Правительства, а также ведомственных актов ФТС страны.

Таможенная служба считается компетентной государственно-властной деятельностью должностных лиц, реализуемой на всех уровнях системы органов таможни, в организациях, учреждениях, предприятиях, которые подведомственны ФТС страны.

Специфические особенности таможенной службы как вида федеральной госслужбы:

  • Специфика задач и целей ФТС страны.
  • Систематичность осуществления деятельности касательно выполнения государственных функций, реализации полномочий в области таможни.
  • Специфические условия, а также порядок поступления на службу.
  • Специфические условия прохождения данной службы, напрямую связанные с применением физической силы, а также особых средств и оружия.
  • Установление особого обеспечения (то есть денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и проч.)

Принципы, на которых основан процесс прохождения госслужбы в органах таможни

Процесс прохождения государственной службы в органах таможни страны базируется на общих принципах организации, а также деятельности госслужбы в РФ:

  1. Принцип федерализма – он обеспечивает единство системы госслужбы, а также соблюдение конституционного разграничения предметов ведения между федеральными органами гос. власти, а также органами гос. власти российских субъектов, в соответствии с каковыми таможенная служба причисляется к федеральной госслужбе и находится в исключительном ведении непосредственно РФ.
  2. Принцип законности – он обязывает государственных таможенных служащих в собственной деятельности строго соблюдать предписания российской Конституции, ФЗ, а также прочих нормативных правовых актов.
  3. Принцип единства правовых, а также организационных основ таможенной службы – он обеспечивается единой системой органов таможни, ее функциями и задачами. Единые служебные требования всегда предъявляются к госслужащим органов таможни абсолютно всех уровней.
  4. Принцип приоритета прав, а также свобод индивида выражается в том, что государственные таможенные служащие во время реализации собственных полномочий должны признавать, соблюдать, а также защищать права, честь, достоинство и законные интересы индивида.
  5. Принцип равного доступа граждан к госслужбе – он обеспечивает равные условия поступления на службу в таможне и ее прохождение вне зависимости от пола, национальности, расы, происхождения, имущественного, а также должностного положения, места проживания, отношения к религии, личных убеждений, принадлежности к общественным организациям, от прочих обстоятельств, которые напрямую не связаны с профессиональными и деловыми качествами таможенного служащего.
  6. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих – он нужен для правильной организации, а также нормального функционирования таможенной службы. Учитывая особенности и сложность правового и организационного регулирования в области таможенного управления, нужна как общая, так и строго специальная подготовка должностных лиц органов таможни для осуществления их служебных полномочий.
  7. Принцип стабильности кадров – он выступает гарантией построения результативной системы администрирования в сфере таможенного дела. Должностное положение государственного таможенного служащего не должно напрямую зависеть от процессов реформирования органов таможни, политических преобразований в стране и прочих перемен в системе организации таможенной службы.
  8. Принцип гласности (то есть доступности информации касательно таможенной службы) – он обеспечивает конституционные права граждан страны относительно их собственного участия в управлении государственными делами. Должностные лица органов таможни должны знакомить любого с документацией и материалами, которые напрямую касаются его личных прав и свобод. ТК ТС и Закон о таможенном регулировании предусматривают прямую обязанность должностных лиц органов таможни осуществлять общее информирование, а также консультирование всех заинтересованных индивидов касательно вопросов, которые касаются актуального таможенного законодательства ТС и РФ. Должностные лица служб таможни обязаны обеспечивать своевременность, объективность и правдивость предоставляемых данных, строго соблюдая баланс гласности и служебной конфиденциальности.
  9. Принцип взаимодействия с общественными объединениями, а также индивидами – он подтверждает данность того, что государственная служба таможни не противопоставляется обществу, а плотно с ним взаимодействует. Так, таможенные органы независимы от непосредственного вмешательства в их работу органов местного самоуправления, а также общественных объединений (согласно девятой статье Закона о таможенном регулировании).
  10. Принцип ответственности таможенных служащих за подготавливаемые, а также принимаемые ими решения, за неисполнение либо же ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей. Неисполнение либо же ненадлежащее исполнение работниками таможенных органов возложенных на них обязанностей образует состав дисциплинарного либо же должностного правонарушения, приводит к дисциплинарной, материальной, административной либо уголовной ответственности.
  11. Принцип внепартийности и свободы совести – он означает то, что служащие таможни пользуются свободой вероисповедания, а также свободой принадлежности к политическим партиям, но при исполнении служебных обязанностей они не имеют права руководствоваться партийными решениями либо своими религиозными убеждениями, а должны действовать в строгом соответствии с правовыми актами.
  12. Принцип защищенности служащих таможни от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность – он обеспечивает результативность осуществления должностными лицами органов таможни собственных полномочий. Государственные служащие таможни обладают правом на защиту от применения насилия, от угроз, а также прочих не являющихся правомерными действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Они обязаны исполнять поручения исключительно своих руководителей, которые даются в соответствии с пределами их полномочий.

Субъектами реализации гос. власти в области таможенного управления считаются должностные лица – то есть государственные служащие таможни. Любому из таможенных служащих государство делегирует конкретный объем полномочий строго в рамках замещаемой им должности.

Государственный таможенный служащий (или должностное лицо таможенных органов) – это гражданин РФ, который исполняет профессиональные служебные обязанности госслужбы в органах таможни либо же учреждениях системы органов таможни, ему обязательно присваивается специальное звание либо классный чин о замещаемой государственной должности (согласно статье третьей ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Особыми признаками госслужащего органов таможни можно назвать:

  1. Обязательная принадлежность к российскому гражданству.
  2. Замещение должности госслужбы в органах таможни либо же учреждениях системы органов таможни.
  3. Обладание конкретной административной компетенцией, которая закрепляется в должностном регламенте или должностной инструкции.
  4. Возмездность (то есть платность) профессиональной деятельности в сфере таможенного управления, получение за выполнение своих должностных обязанностей вознаграждения строго из средств федерального бюджета.
  5. Присвоение в установленном законодательно порядке специального звания либо классного чина.

Должность в органах таможни – это некий объем функций и правомочий по реализации компетенции определенного органа таможни, нормативно установленный для одного индивида.

Восьмая статья ФЗ «О системе госслужбы РФ» с целью организации деятельности федерального органа исполнительной власти предусматривает возможность учреждения должностей госслужбы разных видов (гражданской, правоохранительной), учреждение должностей работников, не являющихся должностями госслужбы. Данное правило реализуется в органах таможни и дает возможность сформировать многомерную систему разделения служебной, а также трудовой деятельности в области управления таможенным делом в стране с целью исполнения различных функций органов таможни. ФЗ «О службе в органах таможни РФ» делит лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность в органах таможни, на такие группы:

  1. Сотрудники органов таможни, которые замещают должности правоохранительной службы в том порядке, который устанавливается этим Законом, которым в соответствии с ним присваиваются особые звания.
  2. Государственные гражданские служащие органов таможни, которые замещают должности гражданской службы согласно порядку, установленному Законом, которым в строгом соответствии с ним присваиваются классные чины федеральной гражданской службы.

Работники органов таможни, не относящиеся к госслужащим, осуществляют собственную деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам (то есть контрактам) на должностях работников органов таможни. Список таких должностей определяется строго руководителем ФТС страны и преследует цели технического обеспечения деятельности органов таможни. Профессиональные отношения работников органов таможни регулируются на законодательном уровне (законодательством страны о труде), который распространяется на работников бюджетных организаций. На работников органов таможни не распространяется действие законодательства касательно госслужбы, помимо некоторых норм и социальных, а также медицинских гарантий.

Штатный состав таможенных органов РФ

Таблица 1. Штатный состав органов таможни страны сформирован согласно приказу ФТС страны от пятнадцатого февраля 2011 года № 318

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Служба в таможенных органах
    • Статья 2. Правовая основа службы в таможенных органах
    • Статья 3. Должностные лица таможенных органов
    • Статья 4. Работники таможенных органов
    • Статья 5. Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов
    • Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы
    • Статья 7. Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении
    • Статья 7.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в таможенных органах
    • Статья 8. Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органы
    • Статья 10. Контракт о службе в таможенных органах
    • Статья 11. Поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе
    • Статья 12. Общие условия присвоения специальных званий
    • Статья 13. Присвоение специальных званий прапорщика таможенной службы, младшего лейтенанта таможенной службы и лейтенанта таможенной службы
    • Статья 14. Сроки выслуги в специальных званиях
    • Статья 15. Задержка в присвоении очередных специальных званий
    • Статья 16. Права сотрудника таможенного органа
    • Статья 17. Обязанности сотрудника таможенного органа
    • Статья 17.1. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация сотрудников таможенных органов
    • Статья 18. Назначение сотрудника таможенного органа на должность
    • Статья 19. Присяга сотрудника таможенного органа
    • Статья 20. Перевод сотрудника таможенного органа по службе и гарантии сотруднику таможенного органа при переводе по службе
    • Статья 21. Прохождение службы сотрудниками таможенных органов в период выполнения специальных заданий
    • Статья 22. Прикомандирование сотрудников таможенных органов к органам государственной власти Российской Федерации и организациям
    • Статья 22.1. Гарантии сотрудникам таможенных органов, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления
    • Статья 23. Подготовка кадров для таможенных органов
    • Статья 24. Личное дело сотрудника таможенного органа
    • Статья 25. Форма одежды сотрудников таможенных органов
    • Статья 26. Оружие и специальные средства сотрудников таможенных органов
    • Статья 27. Особенности присвоения специальных званий и исчисления выслуги лет в таможенных органах
    • Статья 28. Поощрения сотрудников таможенных органов
    • Статья 29. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на сотрудников таможенных органов
    • Статья 29.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 29.2. Увольнение в связи с утратой доверия
    • Статья 29.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
    • Статья 30. Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины
    • Статья 31. Собрания сотрудников таможенных органов
    • Статья 32. Право сотрудников таможенных органов на объединение в профессиональные союзы
    • Статья 33. Внутренний распорядок таможенных органов
    • Статья 34. Продолжительность служебного времени
    • Статья 35. Отпуска
    • Статья 36. Очередной ежегодный отпуск
    • Статья 37. Отпуск по личным обстоятельствам
    • Статья 38. Отпуск по болезни
    • Статья 39. Дополнительный отпуск
    • Статья 40. Другие отпуска
    • Статья 41. Денежное, вещевое довольствие и продовольственное обеспечение сотрудника таможенного органа
    • Статья 42. Страховые гарантии сотрудникам таможенных органов
    • Статья 43. Материальные компенсации в случаях гибели (смерти) сотрудника таможенного органа, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с исполнением им должностных обязанностей
    • Статья 44. Социально-бытовое обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей
    • Статья 44.1. Гарантии сотруднику таможенного органа в связи с прохождением службы
    • Статья 45 (утратила силу)
    • Статья 46. Гарантии и компенсации сотрудникам таможенных органов и членам их семей
    • Статья 47. Аттестация сотрудников таможенных органов
    • Статья 48. Основания для прекращения службы в таможенных органах
    • Статья 49. Возрастные ограничения, установленные для службы в таможенных органах
    • Статья 50. Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей
    • Статья 51. Выплаты и компенсации увольняемым сотрудникам таможенных органов
    • Статья 52. Погребение сотрудников таможенных органов
    • Статья 53. Порядок обжалования решений об увольнении и о переводе сотрудников таможенных органов
    • Статья 54. Восстановление сотрудников таможенных органов на службе в таможенных органах
    • Статья 55. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о службе в таможенных органах
    • Статья 56. Кадровая служба таможенных органов
    • Статья 57. Контроль за прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах
    • Статья 58. Прокурорский надзор
    • Статья 59. Финансирование таможенных органов
    • Статья 60. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 61. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ
    "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 1 апреля 2005 г., 2 марта 2007 г., 26 июня, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 17 декабря 2009 г., 22 июля, 28 декабря 2010 г., 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 22 декабря 2014 г., 28 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 3 августа 2018 г., 1 октября, 16 декабря 2019 г., 31 июля 2020 г., 30 апреля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 18 июня 1997 года

    Одобрен Советом Федерации 4 июля 1997 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Настоящий Федеральный закон определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Президент Российской Федерации

    21 июля 1997 года

    Федеральный закон определяет порядок поступления на службу в таможенные органы, условия ее прохождения и прекращения, порядок присвоения специальных званий, а также правовое положение сотрудников таможенной службы.

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 1997 г., за исключением пункта 6 статьи 41 настоящего Федерального закона, который вводится в действие с 1 сентября 1998 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 июля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3586

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 301-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 159-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения в пункт 3.1 статьи 45 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

    Действие абзаца третьего пункта 3 статьи 45 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ

    Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2005 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 147-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

    Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2002 год с момента введения нормативными правовыми актами РФ новых должностных окладов, иных условий формирования денежного довольствия и порядка пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц

    Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 189-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2000 г

    Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: