Понятие организационной работы суда по подготовке к рассмотрению и рассмотрению судебных дел

Обновлено: 19.04.2024

Подготовка судьи и его помощника к рассмотрению каждого дела является одним из реальных средств повышения эффективности правосудия.

Плановая, заблаговременная, тщательная подготовка способствует соблюдению законных сроков рассмотрения дел, обеспечивает судье возможность провести процесс грамотно и оперативно, в спокойной обстановке, позволяет принимать обдуманные, справедливые решения.

Неподготовленность дела, незнание судьей материалов дела становится очевидным для участников процесса и может стать причиной отложения судебного разбирательства.

Каждый судья должен подготовиться к судебному разбирательству по делу, с тем, чтобы обеспечить вынесение законных и обоснованных решений с наименьшими временными и нервными затратами.

После регистрации в отделе делопроизводства дела передаются председателю суда, который распределяет их между судьями ввиде резолюции.

При передаче дела судье учитывается: характер дела, его сложность и объем; квалификация, опыт судьи; занятость судьи. Руководители суда оказывают методическую помощь судьям при .подготовке дела, обсуждают вопросы практики, нормативного материала.

Методика подготовки судьи к рассмотрению дела зависит от категории и сложности дела и опыта судьи.

Подготовку судьи крассмотрению дела условно можно разделить на несколько взаимосвязанных между собой этапов:

1.изучение материалов дела и принятии решения о его дальнейшем движении;

2.составление рабочих записей;

3.решение организационных вопросов по подготовке дела к судебному разбирательству;

4.Составление плана судебного разбирательства;

5.составление проекта судебного постановления.

Необходимость предварительного изучения судьей материалов любого дела вытекает из требований процессуального закона.

В соответствии с главой 12 ГПК РФ судья должен проверить форму и содержание поданного искового заявления и приложенные к нему документы, с тем, чтобы решить вопрос о его принятии, отказе в принятии либо возвращении.

В ст. 228 УПК РФ содержится перечень вопросов, подлежащих выяснению по поступившему в суд делу. По результатам их рассмотрения в соответствии со ст. 227 УПК РФ судья единолично принимает одно из

решений: о направлении уголовного дела по подсудности; о назначении предварительного слушания; о назначении судебного заседания. Цель этого этапа досудебной подготовки - установление оснований для рассмотрения дела в судебном заседании; уяснение предмета исследования по делу и определение достаточности собранных доказательств для принятия решения по существу.

Если обвиняемым заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ, то законом установлено, что ходатайство обвиняемый вправе заявить лишь в момент ознакомления с материалами дела. С ходатайством должна быть согласна сторона обвинения, а суд обязан удостовериться, что обвиняемый заявил ходатайство добровольно, после консультации с защитником и осознает характер и последствия удовлетворения его просьбы ( ст. 314, 315 УПК РФ) Поэтому без предварительного изучения указанных обстоятельств его материалам поступившего дела принятие решения о его дальнейшем движении невозможно.

Работая с материалами дела необходимо сделать закладки в местах нахождения наиболее важных документов, это облегчит в дальнейшем их поиск по делу. При необходимости можно сделать записи для себя.

В соответствии со ст. 147 ч.2 ГПК РФ судьей в обязательном порядке должна проводиться подготовка к судебному разбирательству по каждому гражданскому делу.

В соответствии с требованиями ст. 148 ГПК РФ задачами подготовки гражданского дела к судебному разбирательству являются:

-уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;

-определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон;

-разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;

-представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле;

Глава 8. Организация подготовки и рассмотрения дела

в судебном заседании

32. Подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично.

В целях оказания помощи судье в совершении им процессуальных действий, предусмотренных статьей 135 Кодекса, при проведении со сторонами или их представителями собеседования, а также в предварительном судебном заседании может присутствовать помощник судьи.

33. В месте проведения заседания арбитражного суда должны находиться символы судебной власти: изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

Судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях.

34. В соответствии со статьей 17 Кодекса в арбитражных судах дела рассматриваются единолично судьей или коллегиально в зависимости от категории спора и инстанции, а также с учетом указаний суда кассационной инстанции и в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

35. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Кодекса.

В целях обеспечения реализации положений названной статьи и Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" председателем арбитражного суда должно быть обеспечено наличие полного списка арбитражных заседателей и организован беспрепятственный доступ к нему сторон по делу.

Ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранных кандидатур арбитражных заседателей должны разрешаться арбитражным судом в сроки, обеспечивающие возможность их извещения о месте и времени судебного разбирательства, а также ознакомления с материалами дела до судебного разбирательства.

36. Заседания арбитражного суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Кодекса.

Ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть заявлено до начала судебного разбирательства.

37. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или коллегиальным составом судей, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом судей.

Замена судьи производится с соблюдением требований статьи 18 Кодекса и установленного в суде порядка распределения дел.

Вопрос о замене судьи или одного из судей, рассматривающих дело, другим судьей того же судебного состава решается председателем этого судебного состава.

При невозможности замены судьи или одного из судей в пределах одного судебного состава вопрос о замене судьи или передаче дела в другой судебный состав той же судебной коллегии решается председателем коллегии, в его отсутствие - председателем арбитражного суда.

При невозможности замены судьи в пределах одной судебной коллегии вопрос о замене его судьей другой судебной коллегии решается председателем арбитражного суда.

После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала.

38. Порядок разрешения заявленного отвода установлен статьей 25 Кодекса.

Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, а также нескольких судей или всего состава суда разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда либо председателем судебного состава в день проведения судебного разбирательства. По результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта независимо от того, заявлен отвод в письменной форме или заявление было сделано устно и внесено в протокол судебного заседания.

39. При рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях в ходе каждого судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным статьей 155 Кодекса.

40. При рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях проводятся судебные прения в порядке, установленном статьей 164 Кодекса.

41. Судья, а при коллегиальном рассмотрении дела председательствующий в судебном заседании, руководит судебным заседанием и принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

В ходе судебного заседания председательствующий не вправе:

ограничивать судей в возможности задавать вопросы лицам, участвующим в деле;

снимать вопросы, поставленные судьями перед лицами, участвующими в деле;

комментировать вопросы судей.

Судьи при коллегиальном рассмотрении дела задают вопросы лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса с разрешения председательствующего.

9. Подготовка уголовных, гражданских и административных дел

к судебному разбирательству (рассмотрению дела) судом первой

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ

от 01.03.2016 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. По уголовным делам, назначенным к рассмотрению в судебном заседании первой инстанции, вызову подлежат лица, указанные в постановлении о назначении судебного заседания, которые по распоряжению судьи извещаются уполномоченным работником аппарата суда о месте и времени судебного заседания в сроки, изложенные в пунктах 6.19, 6.21 настоящей Инструкции. Потерпевшие и свидетели, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, вызываются в судебное заседание вместе с их родителями или другими законными представителями.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вызов несовершеннолетнего подсудимого, не находящегося под стражей, производится через его законных представителей, если несовершеннолетний содержится под стражей - через администрацию этого учреждения.

Если подсудимый является призывником, в районный военный комиссариат по месту его жительства сообщается о том, что в отношении его судом рассматривается уголовное дело.

Абзац исключен. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Судебные повестки по уголовным, гражданским, административным делам, назначенным к рассмотрению судом первой инстанции, должны быть выписаны и направлены уполномоченным работником аппарата суда по назначению не позднее следующего рабочего дня, если иной срок не предусмотрен законодательством Российской Федерации, после вынесения постановления или определения о назначении (подготовке) судебного разбирательства независимо от того, на какой срок дело назначено к слушанию.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участники судопроизводства могут извещаться о времени и месте судебного заседания путем направления им уполномоченным работником аппарата суда по поручению судьи извещений или вызовов по электронной почте при наличии их согласия на извещение посредством указания адреса электронной почты в тексте обращения в суд, а также при подаче обращения в суд в электронном виде посредством заполнения соответствующей формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет". Данная информация подлежит внесению уполномоченным работником аппарата суда в ПС ГАС "Правосудие", в случае необходимости по поручению судьи осуществляется распечатка на бумажном носителе информации, подтверждающей направление извещения по электронной почте.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39.

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебное извещение по гражданским и административным делам направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает или извещение ему не вручено, извещение может быть направлено по месту его работы, а адресованное организации направляется по ее адресу. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по адресу ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах (статья 113 ГПК РФ, статья 96 КАС РФ).

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

9.3. Если рассмотрение дела в назначенный судом день не состоялось и перенесено на другой день, заинтересованные лица извещаются секретарем судебного заседания не позднее следующего дня после вынесения определения об отложении дела.

9.4. Повестки о вызове подсудимых, которые не содержатся под стражей, составляются по форме N 17. Другим лицам, вызываемым в суд по уголовным делам, направляются повестки, составленные по форме N 18.

Повестки истцам и ответчикам составляются по форме N 19, повестки административным истцам и административным ответчикам составляются по форме N 19-а, другим лицам, вызываемым в суд, по гражданским делам - по форме N 20, по административным делам - по форме N 20-а.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

В повестке, адресованной лицам, участвующим в деле, предлагается представить в суд все имеющиеся доказательства по делу, а также указывается на последствия непредставления доказательств и неявки в суд извещаемых или вызываемых лиц, разъясняется обязанность сообщить суду причины неявки. В повестке также определяются последствия отказа адресата принять судебную повестку (адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершении отдельного процессуального действия).

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.12.2021 N 248)

Одновременно с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованным ответчику (административному ответчику или его представителю), направляется копия искового заявления (административного искового заявления), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 125 КАС РФ, а с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованным истцу (административному истцу или его представителю), - копия объяснений ответчика (административного ответчика) в письменной форме, если объяснения поступили в суд (статья 114 ГПК РФ, статья 97 КАС РФ). В случае если при рассмотрении дела в порядке ГПК РФ исковое заявление и приложенные к ним документы поданы в суд в электронном виде, а при подготовке дела к судебному разбирательству истцом или его представителем по предложению суда в установленный им срок копии искового заявления и приложенные к ним документы переданы ответчикам и третьим лицам, о чем имеется соответствующее подтверждение, данные документы судом не направляются. В случае представления доказательств лицом, участвующим в деле, их копии направляются или вручаются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 1 статьи 57 ГПК РФ). Копии письменных доказательств, истребуемых судом, направляются уполномоченным работником аппарата суда по поручению судьи другим лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 71 ГПК РФ).

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.12.2021 N 248)

Судебные повестки (извещения) направляются в конвертах с уведомлением о вручении по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Бланк уведомления прикрепляется к стороне конверта, на которой не указывается адрес. Время вручения судебных повесток (извещений) адресату обязательно фиксируется установленным в организации почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.12.2021 N 248)

9.5. В тех случаях, когда направленная судом повестка окажется не врученной адресату, секретарь судебного заседания обязан немедленно по возвращении ее почтой или рассыльным выяснить причины невручения, доложить об этом судье и по указанию последнего принять меры, обеспечивающие своевременное вручение повестки.

Расписки о получении повесток лицами, не явившимися в суд, подшиваются к делу.

9.6. По уголовным делам, назначенным к рассмотрению, если подсудимый содержится под стражей, направляется требование начальнику места содержания под стражей о доставке подсудимого в судебное заседание. В требовании точно указываются фамилия, имя, отчество и год рождения подсудимого, статья УК РФ, по которой он обвиняется, куда, в какой день и час он должен быть доставлен. Требование подготавливается секретарем судебного заседания, подписывается судьей, председательствующим в судебном заседании, и заверяется гербовой печатью суда (форма N 21).

Для повторного вызова подсудимых, содержащихся под стражей, администрации места содержания под стражей направляется письмо (форма N 22).

9.7. Абзац исключен с 24 декабря 2021 года. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.12.2021 N 248.

(см. текст в предыдущей редакции)

Копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляется уполномоченным работником аппарата суда лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, если иные сроки не установлены КАС РФ, с одновременным направлением копии административного искового заявления и приложенных к нему документов административному ответчику и заинтересованным лицам, если такие копии не были направлены в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ (часть 3 статьи 127 КАС РФ). В случае если административное исковое заявление и приложенные к нему документы поданы в суд в электронном виде, они направляются уполномоченным работником аппарата суда по поручению судьи административному ответчику и заинтересованному лицу посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и (или) указанным лицам сообщается о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде (пункт 1 части 3 статьи 135 КАС РФ). Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов (если такие копии не были направлены административным истцом в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ) могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, уполномоченный работник аппарата суда направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом (статья 135 КАС РФ).

Копия определения о принятии искового заявления к производству суда направляется лицам, участвующим в деле, уполномоченным работником аппарата суда не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения (часть 3 статьи 133 ГПК РФ).

На определении суда о подготовке гражданского, административного дела к судебному разбирательству судья указывает номер строки, по которой оно будет учтено в статистическом отчете.

(п. 9.7 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.8. Судебные повестки и другие документы, адресованные гражданам Российской Федерации, работающим за границей в российских или иностранных учреждениях, а также проживающим вместе с ними членам их семей, направляются через те центральные ведомства и учреждения, которые командировали этих граждан на работу за границу.

9.9. На вызов в суд лица, проживающего на территории иностранного государства, составляются извещение и поручение (формы N 23, 24), которые высылаются в соответствующий территориальный орган юстиции для проверки правильности оформления документов и направления адресату через органы Минюста России в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 242 "Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации" на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации возложено исполнение международных обязательств, в том числе по вопросам, связанным с вручением документов, производством отдельных процессуальных действий, признанием и исполнением судебных решений и др.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 233)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запросы о вызове направляются через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации. Все документы, пересылаемые судами в порядке оказания правовой помощи, скрепляются печатью, документы должны быть составлены по установленной форме, написаны ясным и четким языком, тщательно и аккуратно оформлены.

При направлении за границу извещения о дне, времени и месте судебного разбирательства не следует пользоваться бланком повестки о вызове в суд, содержащей санкции за неявку.

Отдельные поручения судам, с государствами которых имеются договоры о правовой помощи, должны высылаться им не позднее чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела, учреждениям юстиции других иностранных государств - не позднее 8 месяцев до дня рассмотрения дела. Данное требование обусловлено длительностью и многоступенчатостью процедуры пересылки и получения документов различными инстанциями, а также неприемлемостью ситуаций, когда заинтересованным лицам вручаются просроченные документы и они отказываются от их получения.

9.10. О всех действиях по подготовке дел, рассматриваемых судом первой инстанции, секретарь судебного заседания делает отметку в справочном листе.

9.11. Накануне дня судебного заседания секретарь судебного заседания, работник аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены соответствующие полномочия, составляет список дел, назначенных к рассмотрению (форма N 25), и вывешивает его при входе в зал заседания или в другом удобном для обозрения месте, а также предоставляет соответствующую информацию работнику аппарата суда, ответственному за наполнение сайта суда.

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14.05.2010 N 96, от 18.03.2013 N 60)

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании автоматизированного судебного делопроизводства список дел, назначенных к рассмотрению на заданную дату, формируется автоматически и заблаговременно размещается уполномоченным работником аппарата суда на информационных стендах, в информационных киосках и на официальном сайте суда.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.01.2018 N 1)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.12. Перед началом разбирательства дела секретарь судебного заседания или по поручению председательствующего помощник судьи обязан проверить, все ли вызываемые в суд лица явились в судебное заседание, кто из неявившихся получил повестки, кто не получил и по какой причине, доставлены ли подсудимые, находящиеся под стражей.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.13. Председатель суда, его заместитель (председатель судебной коллегии) или судья при наличии оснований для обеспечения мер безопасности в судебном заседании заблаговременно ставит об этом в известность администратора суда с последующим извещением старшего судебного пристава или лица, его замещающего.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 233)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.14. Исключен. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39.

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

Организация работы районного (городского) суда возлагается на председателя. Кроме него в этом участвуют все судьи и работники аппарата суда.

Председатель суда, прежде всего, является судьей, поэтому в его функции входит рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел. Как руководитель органа судебной власти председатель районного (городского) суда: распределяет дела и другие обязанности между судьями; ведет личный прием граждан, организует работу по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел. Например, о несовершеннолетних, семейных и иных дел; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведение судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда.

Руководство работой суда осуществляет также заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем. В случае отсутствия последнего или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя районного (городского) суда полностью исполняет его заместитель (ч. 2 ст. 23 Закона).

Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе следующих принципов:

1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей и за каждым из них закрепляется определенная зона. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;

2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению либо уголовных, либо гражданских дел. Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских дел (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.).

3) предметно-зонального, в соответствии с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;

4) беззонального или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские – все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан.

Решение о применении одного из перечисленных принципов распределения дел принимается председателем суда и зависит от количества судей, их деловых качеств и профессионального объема работы и других обстоятельств, отражающих специфические особенности данного района (города).

У всех судей районного (городского) суда имеются календарные планы судебных заседаний, в которые заносятся уголовные, гражданские и административные дела по мере их поступления. Рассмотрение дел в судебных заседаниях планируется с учетом сроков, установленных законом на их разбирательство, и назначается на определенный день и час. При отложении слушания дела оно снова заносится в календарный план рассмотрения.

Также в суде составляется общий план на квартал, где предусматривается вся организационная работа: обобщение судебной практики, проверка работы канцелярии и судебных исполнителей, чтение лекций, повышение квалификации кадров и т.д. В квартальном плане указываются сроки выполнения каждого мероприятия с указанием даты и ответственных лиц. Итоги его выполнения подводятся на оперативном совещании всех сотрудников районного (городского) суда, на котором составляется и обсуждается и новый квартальный план.

Председатель, судьи и судебные исполнители районного (городского) суда ведут прием граждан, который осуществляется по графику в строго установленное время. Учет приема посетителей осуществляется в специальном журнале, где регистрируются поданные жалобы и заявления, отражается их движение, сроки и результаты рассмотрения.

В каждом районном (городском) суде регулярно проводятся обобщения судебной практики в целях улучшения его деятельности, выявления и устранения допущенных ошибок и выработки предупредительных мер. Для обобщения выбирается наиболее актуальное в данный период и в данной местности категория дел с целью анализа качества их судебного рассмотрения. Она избирается с учетом предложений вышестоящих судов, органов Министерства юстиции, распространенности тех или иных правонарушений в районе (городе) и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: