Понятие и виды стадий конституционного судебного процесса

Обновлено: 24.04.2024

· В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст. 1 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации») + ФКЗ «О Конституционном суде»

· Конституционное судопроизводство - это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность КС РФ по разрешению дел о соответствии КРФ иных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по разрешению споров между органами государственной власти, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.

· Н.В. Витрук стадии конституционного процесса:

· 1) внесение обращений в конституционный суд;

· 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;

· 3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение;

· 4) подготовка к судебному разбирательству;

· 5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы);

· 6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итоговых решений;

· 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционного суда;

· 8) исполнение решений конституционного суда.

· Любое судопроизводство, в том числе и конституционное, предполагает наличие повода и оснований. Именно с наличием повода (факта обращения в Конституционный Суд РФ), и следует увязывать начало первой стадии конституционного судопроизводства, которую можно условно назвать стадией возбуждения производства. Завершается первая стадия принятием одного из двух решений: принять обращение к производству или отказать в принятии обращения к рассмотрению (ст. 43). В случае принятия решения в соответствии со ст. 43 дальнейшее судопроизводство прекращается и последующие стадии не наступают.

· Далее следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Ее начало связано с моментом обязательной регистрации, поступающих обращений в Конституционный Суд РФ

· Следующая стадия — стадия судебного разбирательства, которая начинается с момента открытия председательствующим заседания Конституционного Суда РФ. Завершается стадия судебного разбирательства провозглашением решения, а при необходимости - и одновременным разъяснением принятого решения. Две выше указанные стадии были выделены в качестве таковых и Н.В. Витруком, но он рассматривает отдельные этапы стадии судебного разбирательства как самостоятельные стадии. Представляется, что более совершенным была бы разбивка стадии судебного разбирательства на несколько этапов.

· И, наконец, завершающей стадией конституционного судопроизводства следует считать стадию исполнения решения Таким образом, мы имеем всего четыре стадии, одна из которых (стадия судебного разбирательства) может быть подразделена на несколько этапов.

· Виды конституционного судопроизводства:

· 1) рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов государственной власти и договоров между ними

· 2) рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров России

· 3) рассмотрение дел по спорам о компетенции

· 4) рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционности прав и свобод граждан

· 5) рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов

· 6) рассмотрение дел о толковании Конституции РФ

· 7) рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

· Виды актов КС РФ (гл. VIII «Решения Конституционного Суда РФ» ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ»):

· Результаты деятельности Конституционного Суда РФ закрепляются в его решениях. В соответствии со ст. 71 Конституционным Судом РФ может быть принято 3 вида решений: постановление, определение и заключение.

· Постановление является итоговым решением КС РФ по вопросам, (разрешение дел о соответствии КРФ, разрешение споров о компетенции, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов и толкование КРФ. Оно выносится именем Российской Федерации.

· Заключение является итоговым решением КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления.

· Все иные решения Конституционного Суда РФ именуются определениями.

· Решения КС РФ должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ, который принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов.

· Постановления и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол.

· В решении Конституционного Суда РФ, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: наименование решения, дата и место его принятия; персональный состав Конституционного Суда РФ, принявший решение; необходимые данные о сторонах; формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; нормы Конституции РФ и иного закона, согласно которым Конституционный Суд РФ вправе рассматривать данный вопрос; требования, содержащиеся в обращении; фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом РФ; нормы Конституции РФ и ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ», которыми руководствовался Конституционный Суд РФ при принятии решения; доводы в пользу принятого Конституционным Судом РФ решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; формулировка решения; указание на окончательность и обязательность решения; порядок вступления решения в юридическую силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

· Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом РФ вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей и которое именуется как «особое мнение». В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в журнале «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».

· Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда РФ; сторонам; Президенту РФ, Совету Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ. Решения Конституционного Суда РФ также могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

· Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в журнале «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

· Юридическая сила:

· Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в юридическую силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании нормативного правового акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

69. Развитие территориальных основ МСУ в РФ.

Территория четко определена в уставе муниципального образования. КРФ определяет территориальные основы МСУ, там явно не указывается, но подразумевается, то, что МСУ обладает территориальным верховенством в вопросах местного значения естественно в пределах МО. Данный принцип уточняется в ФЗ. "Об общих принципах организации МСУ в РФ"

Территориальное верховенство в вопросах местного значения означает:

· Территория МО ограничивается верховенством решений принятых путем прямого волеизъявления граждан МО, и решений местных органов власти по вопросам местного значения.

· В границах МО органы МСУ осуществляют свои властные полномочия, например, по вопросам самостоятельного управления муниципальной собственностью, формированию, утверждению, исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка и решению иных вопросов местного значения.

К числу территориальных основ можно отнести определенный законодательством РФ круг территорий.

Общая характеристика территориальных основ МСУ.

"Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций".

Территория РФ состоит из субъектов РФ общее количество которых 89, так же существует административно – территориальное деление уже непосредственно самих субъектов /районы, микрорайоны и т.д./, название и границы которых определяются законодательными /представительными/ органами СРФ, либо с помощью непосредственного волеизъявления народа, например на референдуме.

В законах о МСУ административно – территориальном делении субъектов РФ используются различные подходы к определению территориальных пределов МСУ. В РФ существует два вида:

· Когда границы МО не совпадают с границами города или района как административно-территориальной единицы;

· Когда происходит совпадение границ МО с границами административно-территориальной единицы.

На части территории МО население осуществляет МСУ посредством территориального общественного самоуправления. МСУ может, осуществляется населением на части поселения /микрорайон, квартал, улица, двор/, в результате образуется самостоятельная организационно правовая форма.

Так ЗАО признается самостоятельной организационно правовой формой МСУ, на территории которого расположены промышленные предприятия по разработке и производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов, военные и иные объекты. Для которых необходим особый режим безопасности и функционирования, охраны государственной тайны, включающей особый режим проживания.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения МО, установления их границ и наименований определяется законом СРФ.

«Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий».

Уставы ряда МО содержат статьи, в которых имеется описание границ с указанием состава земель МО.

Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи.

Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в сравнении с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. более четко определяет следующие стадии судебно-конституционного процесса:

• внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ;

• предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению);

• подготовка к судебному разбирательству;

• принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу;

• исполнение решения Конституционного Суда РФ.

Каждая из названных стадий может состоять из подстадий

Стадия направления обращения в КС РФ

внесение обращений в Конституционный суд РФ – обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

Стадия рассмотрения обращения и предварительного его изучения Секретариатом КС РФ.

предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ – обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

Стадия решения вопроса о возбуждении конституционного судопроизводства

принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны. Отклонение происходит в случаях, если: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального закона не является допустимым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

Стадия назначения и подготовки дела к слушанию в КС РФ.

подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

Стадия судебного разбирательства в КС РФ

Стадия совещания судей и принятия решения.

совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения – итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции.
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ.
Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.
Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Решение Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Та или иная стадия конституционного судопроизводства затрагивает относительно ограниченный комплекс действий Конституционного Суда РФ и участников конституционного судебного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации.

В науке существует несколько подходов к стадиям конституционного судебного процесса.

Н. В. Витрук называет следующие стадии: внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ; предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению); подготовка к судебному разбирательству; судебное разбирательство; принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу; исполнение решения Конституционного Суда РФ 1 .

В. А. Кряжков, Л. В. Лазарев рассматривают стадии конституционного судебного процесса более укрупненно: внесение в Конституционный Суд РФ обращений и их предварительное рассмотрение; назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании; рассмотрение дела в судебном заседании; принятие итогового решения Суда и его исполнение [1] [2] .

В отличие от вышеуказанных авторов С. В. Нарутто определяет восемь стадий конституционного судопроизводства: предварительное рассмотрение обращения Секретариатом; предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя Конституционного Суда; принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению или отказ в принятии к рассмотрению, влекущий прекращение конституционного судопроизводства; назначение и подготовка дела к слушанию по обращению, принятому к рассмотрению; рассмотрение дела Конституционным Судом по существу; принятие итогового решения по делу; разъяснение решения Конституционного Суда (альтернативная стадия); исполнение решения Конституционного Суда правоприменительными органами 1 .

Действующий Закон о Конституционном Суде РФ позволяет выделить следующие стадии:

· — обращение в Конституционный Суд;

· — предварительное рассмотрение обращений;

· — предварительное изучение обращения судьями;

· — назначение и подготовка дел к слушанию; разрешение дел без проведения слушания;

· — вынесение итогового решения.

Каждая стадия конституционного судебного процесса заканчивается принятием соответствующего процессуального документа: постановления, определения либо иного документа, имеющего процессуальное значение.

Конституционный судебный процесс — это совокупность взаимосвязанных стадий, которые представляют собой составные части единого конституционного судопроизводства, характеризующиеся общностью ближайшей процессуальной цели [3] [4] . Между тем, как верно отмечает М. С. Саликов, «термин «конституционный судебный процесс» многозначен. Во-первых, он понимается как установленный правом порядок осуществления конституционного судопроизводства, его процессуальная модель. Во-вторых, конституционный судебный процесс представляет собой саму деятельность уполномоченных (управомоченных) субъектов по осуществлению конституционного судопроизводства или участию в нем. В-третьих, конституционный судебный процесс — это обособленная система юридических норм, закрепляющих порядок осуществления конституционного судопроизводства. Конституционный судебный процесс в этом смысле именуют конституционным судебным процессуальным правом. Хотя термины «процессуальное право» и «процесс» имеют самостоятельное значение, зачастую они отождествляются. В-четвертых, конституционный судебный процесс можно рассматривать и как раздел законодательства, включающий нормативные правовые акты, содержащие нормы о конституционном судопроизводстве».

Обращение, соответствующее требованиям ФКЗ о КС России, как повод к рассмотрению дела. Виды обращений: запрос, ходатайство, жалоба. Общие требования к содержанию и оформлению обращения, к документам, прилагаемым к нему. Порядок внесения обращения в Конституционный Суд. Отзыв обращения.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. (ФКЗ)

Общие требования к обращению. Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

· Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

· наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

· необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

· наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

· нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

· точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

· конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

· позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

· требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

· перечень прилагаемых к обращению документов. (ФКЗ)

Документы, прилагаемые к обращению. К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

· текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

· доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

· документ об уплате государственной пошлины;

· перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.(ФКЗ)

§ 23 Регламента КС. Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд, Секретариатом Конституционного Суда

1. Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее - обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее - Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда.

2. Если обращение не соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", о несоблюдении которых Секретариат Конституционного Суда уполномочен уведомить заявителя, сотрудник Секретариата Конституционного Суда уведомляет об этом заявителя.

3. Если обращение, по мнению соответствующего подразделения Секретариата Конституционного Суда, явно не соответствует иным требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то это подразделение, с согласия руководителя Секретариата Конституционного Суда, вправе подготовить проект соответствующего определения Конституционного Суда и передать его на изучение судей и последующее вынесение для рассмотрения в заседании Конституционного Суда.

4. Если оснований для действий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего параграфа, не имеется, обращение с заключением (справкой) передается руководителю Секретариата Конституционного Суда. Руководитель Секретариата Конституционного Суда передает заключение (справку) Председателю Конституционного Суда для решения вопроса о направлении его судьям.

5. В случае повторного обращения того же заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда либо определение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в заседании Конституционного Суда принимается определение о прекращении переписки с указанным заявителем. Заявителю направляется заверенная копия соответствующего определения. Дальнейшие его обращения по тому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установленном порядке.

Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда. Основания направления уведомления Секретариата Конституционного Суда о несоответствии обращения требованиям ФКЗ о КС России. Юридические последствия такого уведомления.

Из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
(с изменениями от 8 февраля 2001 г., 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября 2010 г., 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 4 июня 2014 г., 8 июня 2015 г., 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г.)

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом;

5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения. О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с частью первой статьи 85 или частью второй статьи 101 настоящего Федерального конституционного закона в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;

4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.

Статья 44. Отзыв обращения

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) Конституционного Суда.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в сравнении с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. более четко определяет следующие стадии судебно-конституционного процесса:

1. Внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ;

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны данные, установленные ст. 37 ФКЗ.

Выплачивается гос. пошлина.

Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее - обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее - Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда. Порядок установлен Регламентом КС РФ.

2. Предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению);

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Подготовка к судебному разбирательству.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

4. Судебное разбирательство.

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.

После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела

5. Принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

6. Исполнение решения Конституционного Суда РФ. Решение окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Конституционное судопроизводство в РФ, понятие, принципы, стадии рассмотрения обращений регламентируются федеральным законом. В нормах предусмотрен строгий процессуальный порядок принятия заявлений, проверки правильности их оформления, разбирательства по существу и вынесения постановлений. Рассмотрим далее понятие и виды стадий конституционного судопроизводства .

стадии конституционного судопроизводства

Общие сведения

Конституционные суды существуют более 70 лет. В России этот орган был учрежден сравнительно недавно по решению Съезда депутатов 19 декабря 1990-го г. С этого момента начала формироваться конституционная юстиция в стране. Сегодня такие органы действуют республиках Башкортостан и Татарстан, в Дагестане, Удмуртии, Саха (Якутии), Коми, Бурятии, Чечне, Карелии. В Свердловской области функционирует Уставный суд.

Специфика

Возникновение Конституционного суда сложно представить в условиях тоталитарного режима. В недалеком прошлом такие институты не вписывались в политические структуры, не проводившие четкого разделения власти на ветви. Формированию (в числе прочего) мешала централизация госуправления. В настоящее время в России взят четкий курс на общедемократические ценности. Именно поэтому стало возможно создание Конституционного суда. Он выполняет важнейшие функции в правовом государстве.

Понятие стадий конституционного судопроизводства

Деятельность КС, как выше было сказано, четко регламентируется законодательством. Нормами определены этапы, в рамках которых совершаются конкретные процессуальные действия. Схема стадий конституционного судопроизводства включает в себя:

понятие стадий конституционного судопроизводства

Внесение обращений

Первой стадией конституционного судопроизводства является направление жалобы, ходатайства или запроса. Обращение должно соответствовать предписаниям, предусмотренным в ФЗ. Закон устанавливает основания, по которому дело принимается к рассмотрению. В качестве них выступают:

  1. Выявленная неопределенность в вопросе соответствия Конституции закона, иного правового акта, договора между органами госвласти, не вступившего в действие международного соглашения.
  2. Обнаруженное противоречие в позициях сторон, касающихся принадлежности полномочия в рамках споров о компетенции.
  3. Выявленная неопределенность в понимании конституционных положений.
  4. Выдвижение Госдумой обвинения Президенту в госизмене либо совершении другого преступления тяжкого характера.

Обращения направляются в КС в письменной форме. Они должны быть подписаны управомоченным субъектом. Законом предусмотрена обязательность уплаты госпошлины.

стадии конституционного судопроизводства в рф

Предварительное рассмотрение

На этой стадии конституционного судопроизводства осуществляется регистрация обращений. Председатель КС в установленном порядке направляет поручения одному или нескольким должностным лицам об изучении поступивших материалов. На это судьям отводится не больше 2-х мес. Предварительное рассмотрение – обязательный этап. По окончании этой стадии конституционного судопроизводства составляется заключение. Оно докладывается на пленарном заседании.

Принятие/отклонение обращения

Соответствующее решение принимается на пленарном заседании. Для этой стадии конституционного судопроизводства в РФ отводится не больше месяца. Исчисление срока начинается с даты окончания предварительного рассмотрения обращения. О решении, которое принято на заседании, уведомляются стороны разбирательства. Отклонение заявления, ходатайства, запроса допускается, если:

  1. Разрешение вопроса по существу не относится к компетенции КС.
  2. Обращение, согласно требованиям ФЗ, не допустимо.
  3. По данному вопросу ранее было принято решение, сохраняющее силу.

От этого зависит возможность перехода на следующие стадии конституционного судопроизводства и участие в них представителя какой-либо стороны (или обеих сторон).

Подготовка к разбирательству

понятие и виды стадий конституционного судопроизводства

Разбирательство

Руководство заседанием осуществляет председательствующий. Он удостоверяется в явке сторон, проверяет полномочия их представителей. При отсутствии кого-либо из участников или соответствующих прав выступать от чьего-либо лица, обсуждается вопрос о возможности разбирательства. Сторонам и представителям разъясняются обязанности и ответственность. В соответствии с Регламентом КС, на заседании ведется протокол. В нем фиксируется процесс и результаты слушания.

первой стадией конституционного судопроизводства является

Принятие решения

Итоговое постановление выносится Судом в рамках закрытого совещания. При обсуждении участвуют только должностные лица КС, рассматривавшие дело. В совещательной комнате допускается присутствие сотрудников, обеспечивающих протоколирование. В процессе обсуждения судьи вправе свободно выразить свое мнение и просить других членов коллегии уточнять их выводы. В протоколе совещания фиксируются вопросы, выставленные на голосование, а также результаты его проведения. Акт подписывается всеми судьями и оглашению не подлежит.

Виды решений

Итоговый акт по существу любого вопроса, приведенного в п. 1-4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О конституционном суде", называется постановлением. Оно выносится от имени Российской Федерации. Заключительное решение по существу рассмотренного запроса о выполнении установленного порядка выдвижения против Президента обвинений в госизмене или ином тяжком деянии, называется заключением. Все прочие акты, вынесенные КС, именуются определениями.

конституционное судопроизводство в рф понятие принципы стадии

Оглашение, опубликование, вступление в действие решений

Провозглашение актов осуществляется в открытом заседании незамедлительно после подписания. Заключения и постановления КС в двухнедельный срок должны быть направлены:

  1. Сторонам.
  2. Судьям КС.
  3. Президенту, Госдуме, СФ, Уполномоченному по правам человека, Правительству.
  4. ВС, ВАС, Генпрокурору, Министру юстиции.

стадии конституционного судопроизводства и участие в них представителя

Решение могут направляться и иным органам, организациям, должностным лицам, общественным объединениям или гражданам. Заключения и постановления должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях госорганов федеральной, региональной власти, которых указанные акты касаются. Решения печатаются и в "Вестнике КС". Акты, принятые Судом считаются окончательными, и не подлежат обжалованию. Вступление в действие осуществляется сразу после провозглашения.

Исполнение

Решение КС должно быть выполнено незамедлительно после опубликования или вручения официального его текста. Иные сроки могут специально оговариваться непосредственно в акте. Невыполнение, ненадлежащее исполнение или создание препятствий для реализации решений Конституционного Суда влечет ответственность, предусмотренную в федеральном законодательстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: