Понятие и виды коммуникативных навыков адвоката

Обновлено: 27.03.2024

Речевые умения -- связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятся следующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое.

2. Социально-психологические умения -- связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения: психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий; психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологический настрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению.

3. Психологические умения -- связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций (коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использовать эмоции как средство общения.

4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.

5. Умения использовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистические средства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисменты и т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умения взаимодействовать: на уровне диалога -- с личностью или группой; на уровне полилога -- с массой или группой; на уровне межгруппового диалога.

Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение?

(1) Знание психологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению? Главным образом это знание ценностных ориентации, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества, которые определяют особенности психических познавательных процессов:

* достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;

* наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению;

* особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

* особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях;

* интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка -- приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность -- попустительством, капризность -- излишней уступчивостью.

Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение -- это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.


Коммуникативная компетентность юриста рассматривается нами как системное образование, характеризующееся целостностью, представленное сложной структурой и отношениями компонентов, функционирующих на разных уровнях организации, находящихся в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой, детерминированных множественными факторами и условиями, отражающих динамику его развития. Это подчеркивает приоритеты системного подхода к обнаружению структурного каркаса коммуникативной компетентности юриста.

Коммуникативная компетентность юриста в исследовании предстает как совокупность профессионально обусловленных и личностно значимых ценностей, знаний, умений и качеств личности юриста, обеспечивающих эффективное профессиональное общение, овладение высшим уровнем профессиональной деятельности и наиболее полную самореализацию в ней.

Несмотря на педагогические (А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.) и психологические (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, А.Р. Фонарев и др.) исследования, в гуманитарных науках не существует как однозначного понимания, так и общепринятого толкования самого понятия «коммуникативная компетентность», в том числе юриста. Отсутствует целостное представление относительно его структуры и содержания. В то же время необходимость разработки моделей, программ и технологий формирования профессиональных компетентностей и компетенций, диктуемая актуальными задачами современного высшего профессионального образования, требует дальнейшего уточнения содержания данной категории и раскрытия смысловых характеристик, в частности, в контексте психолого-педагогического осмысления. Высоки и образовательные потребности специалистов в области юриспруденции во владении конкретными ориентирами, показателями профессионального совершенства в сфере общения с его различными участниками.

Специфика профессиональной деятельности юриста проявляется в реализации им нормативно-правовой (производственно-технической) и психолого-педагогической подсистем деятельности, формирование готовности к реализации которых все еще ограничено возможностями вуза – отсутствием системной организации должной психолого-педагогической подготовки. В первую очередь, это касается компонента психолого-педагогической компетентности в структуре профессиональной деятельности юриста, одной из которых, как мы полагаем, выступает компетентность юриста в области профессионального общения с его различными участниками.

Научный поиск позволил представить различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности специалиста. Один из них связан с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему профессиональных умений специалиста (В.А. Сластенин др.), другой – с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности специалиста в сферах управленческой деятельности; самостоятельной образовательной деятельности; специальной деятельности; научной деятельности; просветительской деятельности и др. М.А. Петухов). Как видно, в совокупности они составляют теоретическую и практическую готовность специалиста, отраженную также в квалификационной характеристике юриста [1].

С учетом анализа научных исследований в педагогике (Ю.А. Лобейко, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин) и профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов и др.), в юридической психологии и педагогике, в психологии труда и профессионального развития (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.А. Толочек), психологии профессионализма (А.К. Маркова, С.В. Семененко) и проведенного эмпирического исследования было уточнено содержание понятия «коммуникативная компетентность юриста» и раскрыты его ведущие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой совокупность устойчивых мотивов, направляющих и регулирующих профессиональное общение юриста, обусловленной ими направленности личности на достижение высоких результатов в общении с его различными участниками. Анализ этого компонента дает основание для включения в него таких составляющих как: профессиональные и смысложизненные ценности, идеалы, менталитет профессии; понимание миссии, предназначения профессии юриста; наличие не только внешних мотивов – интерес к заработку, но и внутренних – стремление к самореализации. Содержательно-операциональный компонент – по данным проведенного анализа включает:

– систему знаний о сущности (содержании, особенностях), закономерностях (логике) процесса общения юриста с различными участниками профессионального взаимодействия;

– систему умений по организации и реализации процесса эффективного профессионального общения – устанавливать контакты с различными участниками общения; способность понимать внутренний мир другого, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов; способность демонстрировать высокую культуру общения и обеспечивать воспитательную эффективность общения.

Важнейшая функция в данном компоненте проявляется в целереализации юристом знаний и умений эффективного общения в профессии.

Эмоционально-волевой – третий компонент, выделенный в структуре коммуникативной компетентности юриста, предполагает сформированность у юриста совокупности качеств, обеспечивающих продуктивное общение с различными участниками взаимодействия: эмпатию, субъектность, адекватную самооценку, гражданственность, ответственность и др.

Рефлексивно-оценочный компонент в структуре коммуникативной компетентности юриста включает умения осознавать и осмысливать собственные действия, в том числе в сфере профессионального общения.

К критериям и показателям коммуникативной компетентности юриста можно сформулировать следующие основные требования: раскрываемость критериев через совокупность показателей и уровней их проявления, на основании которых можно судить о степени выраженности этих показателей, достаточность для корректного фиксирования качественной определенности состояния коммуникативной компетентности юриста; отражение в критериях и показателях динамики развития составляющих коммуникативной компетентности юриста.

Проведенные эмпирические исследования [2007-2008г., N=105], сотрудничество с юристами правоохранительной сферы дали возможность представить критерии коммуникативной компетентности юриста: 1) критерий профессионально-коммуникативных ценностей и мотивов; 2) критерий теоретической и практической готовности к реализации коммуникативной компетентности; 3) критерий сформированности профессионально важных качеств.

В качестве основы для непосредственного определения уровней коммуникативной компетентности юриста выделены следующие показатели: ценности профессионального общения, гуманная позиция, стремление к самореализации, способность устанавливать контакты, понимать внутренний мир другого, владение вербальными и невербальными средствами общения, коммуникативная гибкость, эмпатийность, субъектность, гражданственность, ответственность, рефлексивность и способность корректировать процесс общения с различными участниками.

В педагогике широко используется уровневый подход, популярный во всем мире (Б. Блум, Н.М. Зверева, М.В. Кларин, В.П. Симонов и др.). Авторы считают, что его применение расширяет возможности использования термина «усвоение», поскольку позволяет употреблять этот термин в более узком понимании. Для этого вводятся некие промежуточные ступени – уровни усвоения, овладения.

На основе принятых критериев развивается идея уровней коммуникативной компетентности юриста, содержательная сторона которых определялась не только по степени сформированности компонентов и критериев их проявления в специально созданных ситуациях профессиональной деятельности и общения, но и с учетом объединяющего их основания, соединившего различные уровни коммуникативной компетентности юриста в единую структуру – постепенного усложнения профессиональной деятельности, проявляющегося как в росте сложности профессиональных задач, так и в повышении роли личности профессионала в их решении, а также в одновременном расширении и варьировании сфер деятельности юриста. Такой подход и понимание коммуникативной компетентности юриста позволяет преодолеть чрезмерное сужение поля анализа и увидеть в формировании коммуникативной компетентности юриста новые возможности личностной самореализации через «экспансию личности» в профессиональной сфере, а также в еще более широком масштабе (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Учитывался также запрос профессионального сообщества на разработку уровней коммуникативной компетентности юриста, отвечающих определенным требованиям [2].

Согласно теории уровневого подхода, структурные компоненты коммуникативной компетентности отражаются уникальностью построения и уровнем развития, в которых и заложены возможности и механизмы перехода с одного уровня на другой (А.А. Деркач), который происходит по пути «усложнения развития элементов и всей структуры» и одновременного совершенствования, как элементов, так и структуры (Ю.А. Конаржевский). Экспериментальные исследования подтвердили, что выявленные в исследовании уровни коммуникативной компетентности юриста – репродуктивный, рационализирующий, технологический и творческий – тесно взаимосвязаны друг с другом, и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав, конкретизирует динамику совершенствования основных характеристик компонентов структуры коммуникативной компетентности, когда каждый компонент проходит свой путь развития от возникновения через становление и зрелость к преобразованию, отражая усложнение уровня проявления коммуникативной компетентности юриста. Это проявляется в его динамике от диффузности, разрозненности компонентов и их структуры, через упорядочение, поиск и обнаружение согласованности, систематизацию к целостности и творческому самоосуществлению [3].

Системное представление о коммуникативной компетентности юриста, обоснование ее компонентов, критериев, показателей и уровней явилось необходимой предпосылкой для выявления психолого-педагогических условий и разработки модели формирования коммуникативной компетентности студента – будущего юриста в ходе обучения в вузе.

1. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

2.Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., 1989. – 167 с.

3.Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность юриста, коммуникативная компетентность, компонент, критерий, профессиональная деятельность, профессиональное общение, структура, Издательский центр, профессиональная деятельность юриста, уровневый подход.


В данной статье анализируется коммуникационная компетентность юриста, уточняется структура и особенности коммуникативной компетентности применительно к юридической деятельности, формулируются педагогические условия для формирования коммуникативной компетенции юриста.

Ключевые слова: юрист, коммуникативная компетентность, педагогические условия.

В современном российском обществе происходят социально- политические и экономические модификации, оказывающие закономерное влияние на сферу образования, прежде всего, на определение целевых приоритетов, изменение квинтэссенции и концепции образования. В немалой степени эти процессы затрагивают и юридическое образование, которое призвано обеспечить подготовку квалифицированных компетентных специалистов, готовых к творческой деятельности по различным юридическим профессиям.

Повышение уровня готовности студентов-юристов к компетентному осуществлению профессиональной деятельности детерминировано формируемым социальным заказом общества на подготовку профессиональных специалистов с высшим юридическим образованием.

Коммуникационная составляющая — один из основных компонентов юридической деятельности.

Грамотно организованная коммуникация в немалой степени определяет и эффективность юридической деятельности, как в целом, так и отдельных ее компонентов, а также обеспечивает профессиональную компетентность юриста и возможности для его личностной реализации. Нарастающая виртуализация общества усложняет характер межличностной реальной коммуникации.

Коммуникативная компетентность юристов невозможна без коммуникативной готовности. Профессиональная деятельность юриста предполагает не только умения ставить определенные цели, конкретизировать их в осознанных задачах, вырабатывать план общения, но и конструировать модели коммуникации, реализовывать их в различных профессионально значимых ситуациях.

Анализ подготовки студентов и слушателей в юридических вузах и на юридических факультетах констатирует значительные трудности, которые испытывают будущие юристы в осуществлении коммуникативной составляющей юридической деятельности.

Коммуникативная составляющая тесно связана с общекультурной компетентностью студента, под которой мы понимаем комплексное, личностное образование, выступающее как диалектический конгломерат профессиональных и личностных характеристик выпускника вуза, предполагающих способность и готовность к плодотворной, креативной деятельности, многоаспектное видение и системное действие в значительном спектре социально — профессиональных ситуаций, конструктивное поведение, профессионально-личностную рефлексию.

Общекультурная компетентность имеет многозвеньевую структуру, представленную суммой ряда элементов:

 мотивационно-ценностного (ценностные тенденции, мотивы, помогающие самореализации студентов в социокультурной и профессиональной среде);

 интеллектуально-когнитивного (внутренне опосредованные общекультурные и профессиональные знания: фактическое (информация и ее анализ); концептуальное (теоретическое знание); процедурное (представление о том, каким образом применять в некоем контексте теоретические и практические знания и умения); внутренне трансформированное (знание идентичных фактов в различных ситуациях или различных фактов в похожих ситуациях), стратегическое (прогноз того, что произойдет, если набор правил, действующих в одной ситуации, использовать в другой ситуации, являющихся фундаментом креативной деятельности);

 действенно-наглядного (умения студента или слушателя действовать в учебно-профессиональной и социокультурной среде и готовности применять эти компетенции);

 эмоционально-волевого (качества и индивидуально-психологические особенности, демонстрируемые личностью и приобретенные в процессе деятельности (способность включать механизмы саморегуляции, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию, рефлексию и т. д.)

Достаточно часто работодатели вынуждены констатировать недостаточность, а порой и отсутствие у пришедших устраиваться на работу выпускников юридических вузов тех компетенций, которые представляют коммуникативную готовность. В контексте проведенного нами исследования было установлено, что работодатели отметили у бывших выпускников недостаточный уровень сформированности вербальной и письменной речи. 39 % опрошенных респондентов, выпускников недостаточно владеют невербальной речью, через которую передается максимум информации- жестами, мимикой, пантомимикой. Каждый седьмой из проанкетированных работодателей недоволен уровнем имеющихся у выпускников сформированных умений производить обмен коммуникативными навыками с применением технических средств связи. Нам представляются, что выявленные претензии к уровню коммуникативной готовности выпускников юридических факультетов и вузов могут являться закономерным следствием игнорирования необходимости целенаправленного формирования такой готовности в системе высшего профессионального юридического образования.

Анализ нормативных источников, детерминирующих содержание профессиональной подготовки юристов, показал, что в них фактически не ставится задача формирования коммуникативной готовности будущих специалистов, что, несомненно, снижает качество их профессиональной подготовки.

Учет особенностей профессиональной юридической коммуникации, овладение специальными средствами коммуникации являются закономерными предпосылками формирования коммуникативной готовности специалиста юридического профиля.

Формирование профессиональной готовности — это сложный, комплексный процесс, включающий следующие этапы:

  1. Формирование соответствующей мотивации,
  2. Постановка цели,
  3. Разработка плана с детерминацией системы взаимосвязанных действий по формированию готовности,
  4. Реализация сконструированного плана в ходе специально организованной деятельности,
  5. Анализ промежуточных результатов деятельности и внесение определенных корректив в ее ход,
  6. Достижение результата, сводимого к формированию определенного уровня готовности к профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной готовности закономерно приводит и к повышению уровня профессиональной компетентности юриста, позволяет мобильно, оперативно ориентироваться в разнообразных коммуникативных ситуациях, а также овладеть конструктивной техникой общения.

В ходе проведенного нами исследования, было установлено, что формирование коммуникативной готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности является актуальной проблемой на современном этапе развития социума в условиях модернизации высшего профессионального образования. Коммуникативная готовность студента-юриста — это интегративное динамическое образование, требующее определенного уровня сформированности мотивационно-ценностных, познавательных, деятельностных и эмоционально-волевых качеств личности и являющееся результатом образовательного процесса, направленного на формирование компетентного специалиста с высшим юридическим образованием;

 — профессионально-ориентированная технология обучения, направленная на формирование коммуникативной готовности студентов — это система психологических, педагогических, дидактических механизмов взаимодействия, предполагающая индивидуальный подход педагогов и студентов, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям профессионального юридического образования, будущей юридической коммуникативной деятельности и возможностям формирования коммуникативной готовности будущих юристов;

 — опытно-экспериментальная работа подтвердила, что для эффективной организации обучения, направленного на формирование коммуникативной готовности студентов-юристов, необходима профессиональная ориентированность процесса формирования коммуникативной готовности; мотивационно- ценностная ориентация профессионально ориентированной технологии обучения на решение задач по формированию заданной цели; направленность учебных курсов на формирование коммуникативной готовности к будущей профессиональной деятельности; диагностика и коррекция исследуемого процесса; системное использование возможностей, которые предоставляют изучаемые учебные дисциплины, их межпредметные связи; моделирование в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной юридической деятельности; использование методов проблемного и развивающего обучения, соответствующих концепции контекстного обучения будущих юристов; целенаправленная, систематическая подготовка преподавателей юридических факультетов к деятельности по формированию коммуникативной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

1. Жалинский, А. Э. Профессиональная деятельностью юриста/ А. Э. Жалинский. — М. 1997. С.45–78

2. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Дж. Равен. — М.: Когнито-центр, 2002. — С. 253–258

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная готовность, профессиональная деятельность, формирование, юридическая деятельность, высшее юридическое образование, коммуникативная компетентность, креативная деятельность, профессиональная компетентность юриста, ситуация.


В настоящей статье рассмотрена специфика компетентности современного адвоката, где среди всех компетенций большее внимание автором уделено коммуникативной компетенции, т. е. умениям и знаниям (навыкам) будущего адвоката к построению профессиональной устной юридической речи.

Ключевые слова: адвокат, речь, компетенция, судебная речь.

This article examines the specifics of the competence of a modern lawyer, where among all the competencies, the author pays more attention to the communicative competence, i.e. the skills and knowledge (skills) of a future lawyer to build a professional oral legal speech.

Keywords: lawyer, speech, competence, judicial speech.

Извечное суждение «юристов много, а хороших юристов мало» на сегодняшний день справедливо, и данный факт уже можно признать за счет наименьших показателей адвокатов, стремящихся совершенствоваться в получении более высокого уровня юридического образования, среди наибольшего количества представленных в реестре адвокатов.

Тема настоящей статьи будет исследована с целью определения понятия «компетенция адвоката», характеристики ораторского искусства в адвокатской деятельности через призму одной из основных компетенций адвоката — коммуникативной компетенции.

Адвокатура на современном этапе является важнейшим правовым институтом, особенность которого состоит в защите основополагающих прав и свобод, законных интересов граждан и их объединений.

Основное предназначение существования адвокатского сообщество кроется в оказании юридической помощи. Адвокат призван защищать закон от произвола, а поэтому деятельность адвоката отвечает как интересам конкретного гражданина или организации, так и публично-правовым интересам государства и общества в целом [3, с. 3].

Адвокат реализует свою деятельность на основе профессионально-компетентных умений и знаний, способностей, полученных в ходе обучения по специальности, посредством юридической практики. Так, под компетентностью адвоката следует понимать способности адвоката эффективно реализовать деятельность по защите прав и свобод физических и юридических лиц посредством усвоенных за период обучения знаний в области юриспруденции.

Так, например, будущий адвокат должен:

1) уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

2) проявлять в адвокатской деятельности: нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону;

3) обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности;

4) соблюдать принципы адвокатской этики;

5) уметь квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

6) обладать способностями квалифицированно проводить научные исследования в области права;

7) отвечать требованиям коммуникативной компетенции — обладать свободным владением вербальными и невербальными средствами общения, средствами коммуникативного взаимодействия как в межличностных отношениях (например, в разговоре с подзащитным в не зданий правоохранительных органов), так и в публичных выступлениях (например, в судебных прениях на судебных заседаниях).

Таким образом, ораторское искусство представляет из себя как раз ту самую коммуникативно-профессиональную компетенцию адвоката, выраженную в требованиях юридически грамотной подготовки адвокатской (защитительной) речи и в юридически грамотном произнесении такой речи [2, с. 61].

Так, более конкретизируя содержание данной компетенции, Шевченко Т. П. указывает, что ораторское искусство адвоката выражено в умении адвокатом подобрать подходящий материал, грамотно выстроить речь и посредством публичного говорения оказать влияние на слушателей; уметь опровергать и доказывать, умение убеждать [4, с. 124].

Устная речь является инструментом, с помощью которого адвокат сможет продемонстрировать все свои навыки ораторского искусства, например, в судебной речи должен аргументировать изложенные в судебном заседании факты, опровергать ошибочные суждения оппонентов. Судебная речь как основной показатель усвоения содержания коммуникативной компетенции позволяет повысить уровень правовой грамотности граждан и сформировать уважительное отношение к закону, кроме этого, психологическим убеждением задействовать к себе внимание, вызвать впечатление грамотного, сильного адвоката.

Не секрет, что достичь навыка ораторского искусства адвокату поможет формирование прежде всего (изначально) профессиональной речи. Структура профессиональной юридической речи включает в себя такие элементы, как: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, правильное контекстное использование юридической терминологии, логика построения высказывания. Достичь профессиональной речи в области юриспруденции адвокату можно с помощью инструментальных методов речевой коммуникации:

1) предварительно готовить речь — перед непосредственной речью знакомиться с нормативно-правовой документации, продумывать логически-связное построение текста — его форму и содержание, использовать эмоциональные черты в речи в наименьшем коэффициенте в сравнении с профессиональным юридическим языком;

2) быть готовым разговаривать с подзащитными, доверителями «на равных», то есть уметь: выслушать, понять, определить их лексикон;

3) разрабатывать ясность юридического языка — избегать в речи сложные лексические обороты, используя юридическую терминологию, уметь использовать тактику ограниченного толкования, т. е. делать речь наиболее краткую, доступную и ясную.

В общем смысле адвокатская речь должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения при помощи обострения внимания на настроение, мнения, интересы, поведение и чувства оппонентов. Речь адвоката должна являться логичной, образной и яркой. Достижение профессиональной речи возможно только с помощью успешного усвоения знаний в области юриспруденции, проявления искренности, самообладания, выдержки, внешнего выражения своих чувств, умения свободного владения материалом.

По мнению Ажахметовой Д. М., речь адвоката не должна быть стандартной, напротив, выступление адвоката должно заставить размышлять, взвешивать, сопоставлять [1, с. 171]. Действительно, чтобы речь адвоката была отличной от всех, следует учитывать эффекты эмоциональной окраски — эмоциональной экспрессии. Экспрессивность в речи адвоката сможет, по нашему мнению, усилить точность и ясность мысли, выстроить речь более интеллектуальную и логическую.

Таким образом, ораторское искусство адвоката — это определенный комплекс умений и знаний по подготовке и произнесению защитной речи с требованиями юридической грамотности, аргументированного рассуждения и умения воздействия на правосознание граждан. Основное предназначение ораторского искусства состоит в том, чтобы навыком профессиональной речи способствовать убеждающему воздействию, обращению внимания. Овладев ораторским искусством, адвокат, становится мастером своего дела, профессионалом в области юриспруденции, который не только может продемонстрировать усвоенные умения и знания на практике, но и косвенно участвовать в юридическом воспитании и образовании граждан, на которых направлено убеждающее воздействие (метод психологического убеждения на правосознание в том числе) в ходе произнесения публичной речи.

Основные термины (генерируются автоматически): ораторское искусство, коммуникативная компетенция, область юриспруденции, профессиональная речь, речь адвоката, адвокат, речь, судебная речь, адвокатская деятельность, Российская Федерация.

Усманова Елена Фанильевна
Мордовский гуманитарный институт
кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права


Аннотация
В статье рассматриваются различные виды речевой коммуникации юриста. Проводится классификация речевой юридической коммуникации по различным основаниям, основным из которых являются виды юридической практики.

Usmanova Elena Fanilievna
Mordovian humanitarian Institute
PhD, Associate Professor, Head. Department of Theory and History of State and Law


Abstract
The article discusses the various types of verbal communication lawyer. A classification of legal speech communication for various reasons, the main of which are types of legal practice.

Классификация речевой коммуникации юриста – это распределение речевой коммуникации по видам в соответствии с важнейшими признаками. Выделение различных видов речевой коммуникации в юридической практике возможно по нескольким основаниям. Основным критерием, по которому можно классифицировать речевую коммуникацию в юридической практике – это по виду юридической практики. Юридическая практика в зависимости от субъектов разграничивается на законодательную, судебную, следственную, адвокатскую, нотариальную и другие виды. Соответственно речевая коммуникация в зависимости от вида юридической практики может быть: законодательная (речевая коммуникация при разработке, издании и совершенствовании нормативно-правовых предписаний), судебная (речевая коммуникация при производстве дел в судах разных уровней), адвокатская (речевая коммуникация, используемая в работе адвоката), следственная (речевая коммуникация в деятельности следственных органов), нотариальная (речевая коммуникация в работе нотариусов).

Законодательная речевая коммуникация – это речевое общение при разработке, издании и совершенствовании нормативно-правовых предписаний. Для того чтобы право могло стать эффективным инструментом управления обществом, известные идеи и правила должны получит закрепление в законах и иных официальных источниках.

Гражданский процесс развивается в значительной степени в зависимости от речевой активности сторон: от умения правильно выразить свою позицию, от способности и желания отстаивать свои доводы и опровергать утверждения противоположной стороны. В гражданском судебном процессе участвуют суд, стороны, их адвокаты, свидетели, прокурор, эксперт. «Особенности судебной коммуникации в гражданском процессе обусловлены автономным методом гражданско-правового регулирования и принципом диспозитивности гражданского судопроизводства» [2, с.70]. Как известно, в порядке гражданского судопроизводства разрешаются споры, возникающие из гражданских, семейных и трудовых правоотношений. Предполагается относительная свобода в поведении сторон, их равное положение, способность самостоятельно выбирать тот или иной вариант поведения. Высказывание каждого предполагает ответ или вопрос других участников процесса, иначе говоря, с самого начала судебного процесса рождается диалог. Судебная коммуникация в гражданском процессе характеризуется зависимостью от автономного метода гражданско–правового регулирования, процессуальных принципов диспозитивности и состязательности, речевой субъективности сторон и относительной свободы их речевого поведения.

Судебная коммуникация в уголовном процессе отличается публичностью речевого общения, его зависимостью от авторитарного метода правового регулирования в сочетании с процессуальным принципом состязательности; последовательной передачей информации из одной стадии процесса в другую при условии смены профессиональных речевых субъектов, осуществляющих властную правоприменительную деятельность; эмоциональной напряженностью, вызванной желанием избежать ответственности за совершенное преступление – с одной стороны, жаждой возмездия – с другой; смешанным словоупотреблением, сочетающим элементы обыденной разговорной и профессиональной юридической речи.

Речевая коммуникация в арбитражном процессе может быть представлена как диалог, в котором обнаруживается стремление к согласованию позиций, к тому, чтобы урегулировать конфликт в процессе судебного разбирательства. Она по форме близка к переговорам, суд стремится помочь конфликтующим сторонам в сближении позиций, найти компромиссный вариант решения проблемы.

Следственная речевая коммуникация – это речевое общение при производстве следственных действий. Следственная работа представляет собой взаимоотношения следователя с участвующими в деле людьми. Речь – главный инструмент в профессиональной деятельности следователя. Такие коммуникативные умения и навыки, как умение задавать вопросы, умение внимательно слушать, навыки преодоления психологических барьеров в общении, навыки выравнивания эмоционального напряжения в беседе, умение воспринять то, что партнер был не в состоянии выразить, имеют большое значение для следователя. Умение четко и грамотно передавать свои мысли для сотрудников правоохранительных органов также важно, как и иметь конкретные знания, а способность слушать и слышать, не менее значима, чем умение говорить. [4]

Адвокатская речевая коммуникация имеет свои особенности. Адвокату необходимы знания не только в профессиональной области, но и развитые коммуникативные качества, так как вся деятельность адвоката осуществляется во взаимоотношениях с людьми. Согласно п. 2 ст. 15 Кодекса профессиональной этики адвоката, адвокат должен воздерживаться от употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката, при составлении документов и высказываниях при осуществлении адвокатской деятельности; употребления в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражений, порочащих другого адвоката, а также критики правильности действий и консультаций другого адвоката, ранее оказывающего юридическую помощь этим лицам.

Нотариальная речевая коммуникация – это речевое общение при совершении нотариальных действий. Нотариус, выполняя свои профессиональные обязанности, вынужден советовать, разъяснять, задавать вопросы, отвечать на них, оказывать правовую помощь населению. Совершение нотариальных действий требует наличия у работников нотариальных контор развитых речевых коммуникативных навыков, так как труд нотариусов связан с постоянным общением с людьми.

Также можно выделить и другие виды речевой юридической коммуникации, применяя классификацию, предложенную Н.И. Формановской [4]:

1) по характеру связи общающихся (по степени коммуникативности): непосредственная, контакт «с глазу на глаз», с активной обратной связью (диалог, монолог, полилог) и опосредованная (выступление в средствах массовой информации, телефонный разговор);

2) по положению коммуникантов в пространстве и времени: контактная, при которой собеседники видят друг друга, могут опираться на ситуацию, использовать мимику, интонацию (допросы, переговоры) и дистантная, при которой люди разделены в пространстве и во времени (общение по телефону);

3) по установочной задаче (по характеру передаваемой информации): фатическая, основанная на установлении контакта, поддержании речевых отношений, на их регулировании, когда говорящий ставит целью показать свое эмоциональное состояние, получить сочувствие, информационная, при которой сообщаются факты, даются адресату новые знания, не рассчитывая на ответную реакцию и воздействующая, основанная на доверии к говорящему, его авторитете, при которой ставится задача убедить или переубедить собеседника;

4) по количеству участников: межличностная, в которой количественные отношения один – один осуществляются, как правило, в форме диалога, групповая, где отношения один – несколько, осуществляются в форме полилога и массовая, отношения один – много (печать, радио, телевидение);

5) с точки зрения соблюдения строгих правил поведения и употребления готового текста: свободная, подразумевающая неограниченный выбор речевых средств и стереотипная, характеризующаяся жестким соблюдением социально-коммуникативных правил (например, тексты присяг, поздравлений);

6) по постоянной/переменной коммуникативной роли говорящего и слушающего: монолог, когда речь длится достаточно продолжительно, не перебивается высказываниями других и требует предварительной подготовки, при которой она неоднократно проговаривается, перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения, имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности (например, судебная речь) и диалог, при котором речь поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно диалогическая речь не полностью развернута, так как многое или следует из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественного ответа на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.

  1. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. – Казань: Каз. ун-т, 1995. – С. 220.
  2. Баркалова О. Взаимосвязь устной и письменной речи в гражданском судебном процессе // Российская юстиция . – 2001. – № 7. – С. 70.
  3. Усманова Е.Ф. Речевая коммуникация в юридической практике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Саранск, 2005.
  4. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. – М.: Русский язык, 2002.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: