Понятие и принципы адвокатской деятельности

Обновлено: 28.03.2024

Адвокатура от лат. advocates – «призванный», т.е. призванный защищать на суде, вести дело.

Историческая справка. В Древнем Риме адвокатами называли родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Во времена Римской империи этим термином стали называть судебных защитников. В Европе под термином «адвокатура» подразумевается функционирование специального сословия профессиональных юристов.

В России понятие «адвокат» стало широко использоваться с 1864 г. Судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура в лице присяжных поверенных, которые состояли при судах и имели право принять на себя ведение уголовного или гражданского дела во всех судебных местах округа. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку и имели свои органы самоуправления – совет присяжных заседателей и общее собрание. Присяжные поверенные по решению совета присяжных поверенных могли иметь помощников присяжных поверенных.

25 мая 1874 г. в России был введен дополнительно институт частных поверенных, которые занимались адвокатской практикой индивидуально. Свидетельства на право быть частным поверенным выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Частные поверенные могли принимать поручения тяжущегося или подсудимого только в том суде, который выдавал им свидетельства.

22 ноября 1917 г. Декретом о суде № 1 институт присяжной и частной адвокатуры был упразднен. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, неопороченному гражданину. Одновременно с этим советская власть принимала попытки по учреждению новых форм адвокатуры.

7 марта 1918 г. Декретом о суде № 2 при местных советах создавались коллегии правозащитников, для которых устанавливались государственные оклады.

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде, которое заменило коллегии правозащитников на коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий назначались советами, им устанавливались размеры окладов, они становились государственными служащими.

29 июня 1920 г. Третий Всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности, что означало ликвидацию адвокатской корпорации.

5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, по которому в каждой губернии при судах создавались коллегии защитников. Коллегии защитников являлись общественными организациями. Руководство коллегией осуществлялось президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий, в том числе и по приему и исключению членов коллегии, организации юридических консультаций.

Надзор за деятельность коллегий защитников осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов.

16 августа 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, по которому в краях, областях, автономных республиках, союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, а в районах и городах создавались юридические консультации для оказания юридической помощи населению. Эта модель адвокатуры в России фактически действовала до вступления в силу в мая 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатура - этонегосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст.3 ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).

Сущность адвокатуры заключается в том, что это:

- негосударственная структура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не создается государством и не финансируется государством;

- добровольное объединение юристов - профессионалов, обладающих статусом адвоката, организованное на основании закона, в целях оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается;

- некоммерческая организация не преследует цель извлечения прибыли. Вознаграждение адвокатов — это не прибыль, а оплата их труда. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно (ст. 26 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

- институт гражданского общества - защитник гражданского общества призвана представлять и защищать негосударственный, а частный интерес. Свои функции она осуществляет путем оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод.

Адвокатура организована и действует на основе следующих принципов: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности - организация и деятельность адвокатуры должны соответствовать действующему законодательству. Органы адвокатуры и формы адвокатских образований создаются в строгом соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокат обязан осуществлять защиту и представительство своего доверителя только законными средствами, добиваться восстановления нарушенного права доверителя законными средствами.

Принцип независимости - органы государства (в том числе Министерство юстиции, прокуратура, Министерство внутренних дел, суд) не вправе вмешиваться в организацию и функционирование адвокатских образований. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов являются компетенцией органов самоуправления адвокатуры. Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры организованы не при судах, а по территориальному принципу.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры также не могут вмешиваться в производство по конкретному делу. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Принцип самоуправления - адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, через свои органы самоуправления (съезды, конференции, собрания, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии, квалификационные комиссии, президентов). Наиболее важные вопросы адвокатской деятельности обсуждаются на Всероссийском съезде адвокатов России, конференциях (собраниях) адвокатов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, решения которых являются обязательными для исполнения адвокатским сообществом. Органы самоуправления адвокатуры формируются адвокатами самостоятельно, без вмешательства извне.

Принцип корпоративности - адвокатура представляет единый социальный институт, основанный на добровольном союзе лиц, объединенных общими интересами, задачами и целью обеспечить профессиональную защиту доверителей. Все лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, состоят членами профессиональной единой корпорации. Каждый адвокат - член одной адвокатской палаты субъекта РФ, а адвокатская палата субъекта является членом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Адвокаты обязаны соблюдать правила установленные адвокатской корпорацией (Кодекс профессиональной этики адвоката, устав и решения органов адвокатуры). Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры оберегает ее от возможного вмешательства извне, обеспечивает адвокатам уверенность и защищенность своей деятельности.

Принцип равноправия адвокатов - лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, и избравшее форму адвокатского образования, становится полноправным членом профессиональной корпорации. Адвокат вправе осуществлять любой вид юридической помощи, предусмотренной законом, представлять доверителя в любых органах государственной власти, судах, в органах местного самоуправления на всей территории РФ.

При этом объем полномочий адвоката не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе по своему усмотрению избрать любую форму адвокатского образования, предусмотренную законом.

Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам, в порядке, установленном законом, в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи:

- дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и письменной форме;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

- участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

- участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

- участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

- представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

- представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставами документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

- участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

- участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации могут осуществлять и адвокаты иностранного государства, которые вправе оказывать юридическую помощь на территории РФ при условии их регистрации Минюстом России в специальном реестре.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

- работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

- нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (ст. 1 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ).

Действие указанного Федерального закона не распространяется на органы и лица, которые осуществляют представительство в силу закона (родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом) и руководствуются отраслевым законодательством (ст. 52 ГПК РФ, п.12 ст. 5 УПК РФ и др.).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.

Соглашение между адвокатом и доверителем - гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством РФ, а порядок расчета такого вознаграждения утвержден совместным приказом Минюста РФ № 174 и Минфина России № 122н от 5 сентября 2012 г.

Адвокаты могут быть участниками государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи (ст. 15, 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи). Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность.

Этот список адвокатов ежегодно размещается в Интернете. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 (в ред. от 12.12.2012) «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»; постановление правительства г. Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1040-ПП (в ред. от 24.02. 2009) «О мерах по реализации Закона г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»).

Адвокатская палата субъекта РФ определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения (п. 6 ч. 3 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатура призвана на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Это структура гражданского общества, профессиональное объединение адвокатов, созданное на добровольной основе в целях оказания квалифицированной юридической помощи.

Адвокатура в современной правовой системе России играет большую роль в самоограничении государственной власти. Положение адвокатуры является индикатором состояния демократии в обществе. Адвокатура во многом и индикатор «здоровья» самого государства с точки зрения его отношения, прежде всего, к демократии и защите прав личности. Только сильное и мудрое государство может позволить себе независимую адвокатуру в качестве «вечного оппонента» на правовом поле и принципиального партнера в лице института гражданского общества на поле политическом. Избыточный патернализм – недоверчивое, предвзятое, негативное, нетерпимое отношение к адвокатуре – свидетельство недостаточной силы государства.

Адвокатура – единственный на сегодняшний день институт гражданского общества, признанный законодательством.

В свою очередь служение праву как гуманистическому явлению и гражданскому обществу всегда являлось основной стратегической задачей адвокатуры.

Учитывая профессиональный уровень адвокатуры, ее максимальный региональный охват и активную гражданскую позицию многих членов сообщества, ФПА РФ видит одну из своих задач в том, чтобы установить и развивать тесные связи с другими гражданскими институтами.

Максимальное использование механизмов гражданского общества, его инструментов может быть эффективно, в частности, в реформировании законодательства, в борьбе с его нарушениями, в установлении благоприятного климата для становления государства, в котором право будет признано наивысшей ценностью.

Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры – это законность, независимость, самоуправляемость адвокатских образований, корпоративность, принцип равноправия адвокатов. Именно эти принципы провозглашаются в п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).

Принцип законности закреплен, прежде всего, в Конституции РФ, в ст. 15 которой говорится: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Применительно к адвокатуре принцип законности выражается в необходимости соблюдения адвокатами законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, которое включает Закон об адвокатуре, другие федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Принцип законности – общеправовой, универсальный принцип, его можно рассматривать в качестве принципа всей системы права. Другие принципы организации и деятельности адвокатуры являются условием реализации законности. Каждый из них в отдельности это прямое и непосредственное выражение принципа законности. Нарушение любого из них – отступление от требования законности.

Принцип независимости адвокатуры является основополагающим для характеристики правовой природы и статуса адвокатуры. Адвокатура – институт, относительно независимый от государства, защищенный от государственного вмешательства в свою деятельность.

Ее независимость служит гарантией и необходимым условием независимости самих адвокатов при осуществлении ими адвокатской деятельности. Конечно, как организация публичной власти государство не может обойти своим регулирующим воздействием институт, осуществляющий полномочия по реализации своей функции по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Главное – найти тот баланс, при котором такое воздействие не будет посягать на независимость адвокатуры.

Кроме того, государство обеспечивает ряд организационных аспектов ведения адвокатской деятельности. Например, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта РФ; федеральный орган юстиции утверждает форму ордера на исполнение поручения адвокатом, выдаваемого в необходимых случаях соответствующим адвокатским образованием.

Помимо органов исполнительной власти, на адвокатуру в рамках своей компетенции оказывают воздействие органы законодательной и судебной власти. Первые, в частности, принимают законодательные акты, которые регулируют вопросы организации и деятельности адвокатуры в России, а судебные акты вторых развивают и толкуют положения законодательства.

Принцип самоуправления адвокатуры вытекает из ее негосударственного характера. Государство не может и не должно осуществлять управление этим институтом гражданского общества, вследствие чего адвокатура строится на принципе самоуправления в решении важнейших вопросов внутренней жизни. В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре органом адвокатского самоуправления в Российской Федерации является Федеральная палата адвокатов. Безусловно, важным элементом корпоративного самоуправления выступают также адвокатские палаты субъектов РФ.

Значение принципа корпоративности определяется тем, что лица, осуществляющие определенный вид деятельности, объединяются в корпорацию, профессиональную организацию. Данная корпорация разрабатывает свои внутренние правила и имеет целью защиту профессиональных интересов входящих в нее членов, повышение престижа профессии, представительство перед иными органами и организациями, в том числе государственными.

В соответствии с принципом равноправия адвокатов все адвокаты равны при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Равенство адвокатов выражается в том, что:

  • при приобретении статуса адвоката все претенденты должны соответствовать одним и тем же требованиям, установленным законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре;
  • все адвокаты обладают равными правами и обязанностями;
  • относительно всех адвокатов действуют равные гарантии независимости, предусмотренные законодательством;
  • адвокат вне зависимости от того, в реестр какого субъекта РФ внесены сведения о нем, вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения и независимо от места жительства или места нахождения доверителя.

Разумеется, правила поведения адвоката не ограничиваются следованием лишь указанным принципам. Лояльность к доверителю, соблюдение адвокатской этики, профессионализм и многие другие – важная составляющая характеристики как адвокатуры в целом, так и ее членов.

1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее - организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.

Статья 2. Адвокат

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также - адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также - Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

(Пункт в редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Статья 3. Адвокатура и государство

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)

2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. (Пункт введен - Федеральный закон от 20.12.2004 № 163-ФЗ)

Статья 5. Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе

Использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями. (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТА

Статья 6. Полномочия адвоката

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело.

3. Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии; (В редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 160-ФЗ)

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

5. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Статья 61. Адвокатский запрос

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

(Статья введена - Федеральный закон от 02.06.2016 № 160-ФЗ)

Статья 7. Обязанности адвоката

1. Адвокат обязан:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 20.12.2004 № 163-ФЗ; от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

3) постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 160-ФЗ)

4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции; (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)

5) ежемесячно отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - собрание (конференция) адвокатов), а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием; (В редакции федеральных законов от 20.12.2004 № 163-ФЗ; от 02.06.2016 № 160-ФЗ)

6) осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Адвокатская тайна

1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 3. СТАТУС АДВОКАТА

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения. (Абзац введен - Федеральный закон от 20.12.2004 № 163-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также - претендент), квалификационного экзамена. (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)

4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных

Под понятием «адвокатура» подразумевается сообщество адвокатов. Здесь объединены лица, которые получили статус адвоката, а также органы, принадлежащие к адвокатскому управлению и различные адвокатские образования.

Когда речь заходит о профессионализме подобного сообщества, то ожидается наличие у его членов полного юридического образования, а также непосредственного осуществления ими деятельности адвокатского характера. Последняя направлена на оказание абсолютно квалифицированной юридической помощи юридическим либо физическим лицам. Именно такой момент отличает саму адвокатуру от иных общественных объединений, которые по статье 13, 30 Конституции РФ были созданы для протекции личных интересов. Адвокатура вовсе не является политической организацией, поскольку она определяет права, свободы и интересы лиц, вне зависимости от их идеологии юридическими средствами и определенными способами защиты.

Деятельность адвокатов имеет прямое публичное начало, так как она направлена на защиту интересов социума. Но, при этом адвокатура не входит в базовую систему органов государственной власти и органов муниципального самоуправления. Также, подобная деятельность является институтом гражданского общества. Призвание ее кроется в обеспечении реализации конституционного права абсолютно каждого гражданина на оказание юридической помощи. По этому, адвокатура, как вид правозащитного института являет собой негосударственный орган правоохранительного характера.

К слову, если сравнивать государственные органы и адвокатуру, то первые оказывают полноценную правовую помощь гражданам в рамках осуществления своих основных функций, а вторая была специально создана с целью протекции прав и законных интересов физических и юридических лиц. То, что существует необходимость профессионального адвокатского общества было отмечено Конституционным Судом РФ.

Адвокатура не имеет никакого отношения к некоммерческим образованиям, потому что деятельность адвокатов не может быть предпринимательствой. За предоставление профессиональной помощи адвокаты не получают абсолютно никакой прибыли, они получают вознаграждение, что и является их оплатой труда.

Адвокатура представляет собой институт гражданского общества. Она являет собой профессиональное адвокатское сообщество, которое обеспечивает предоставление квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, с целью защиты их прямых прав, личных свобод и интересов, а также в целях протекции возможности доступа к правосудию.

Правовая основа деятельности адвокатуры

Правовую базу процесса организации и деятельности адвокатуры составляют Конституция и Закон о деятельности адвокатов. Базовый закон адвокатуры создает понятие и содержание следующих моментов:

  • адвокатская деятельность;
  • базовые права и обязанности адвоката;
  • порядок и условия получения адвокатского статуса;
  • организационную и правовую структуру организации адвокатуры.

Когда речь идет о законах и нормативных актах права, которые регламентируют отношения в сфере деятельности адвокатов, стоит выделить два пункта:

  1. отраслевое процессуальное законодательство, которое устанавливает права процессуального характера;
  2. обязанности определенных участников процесса, в качестве которых могут выступать сами адвокаты.

Кодекс профессиональной этики адвоката регламентирует обязательные для абсолютно каждого адвоката базовые правила поведения. Согласно статьи 1 вышеуказанного Кодекса, к деятельности адвокатуры правового характера относится Общий кодекс правил для адвокатов. Последний был принят на заседании в городе Страсбург в октябре 1998 году.

Основные задачи, которые возложены на адвокатуру, строго обусловлены положениями Конституции об обеспечении каждому гражданину полного права на квалифицированную помощь юридического характера. Разнообразие правовых проблем, которые появляются у физических и юридических лиц, порождают постановку перед адвокатурой задач на оказание разных видов юридической помощи.

Непосредственные задачи адвоката

Посредством выполнения задач, которые возложены на адвоката, он обязан:

  • предоставлять консультации и справки по правовым вопросам, как в форме устного изложения, так и в письменной;
  • составлять различные правовые документы, такие как: жалобы, заявления, ходатайства;
  • представлять прямые интересы доверителя в судопроизводстве Конституции;
  • участвовать в качестве представителя доверителя в судопроизводстве гражданского и административного судопроизводства;
  • выступать в роли представителя или защитника доверителя в судопроизводстве уголовного характера, относительно дел административных правонарушений;
  • выступать в роли представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, коммерческом суде международного характера и других органах решения конфликтных моментов;
  • представлять интересы от лица доверителя в органах власти государственного вида, органах местного управления, общественных объединениях и иных организациях;
  • выступать в качестве представителя доверителя в органах государственной власти, судах и органах правоохранительного характера иностранных государств, судебных органах международного характера;
  • играть роль представителя доверителя в исполнительном производстве, и при прямом исполнении уголовного наказания;
  • выступать, как представитель доверителя в правоотношениях налогового характера.

Вышеуказанные виды помощи юридического характера не являются исчерпывающими. Закон дает адвокату прямое право оказывать иную юридическую помощь, которая не запрещена федеральным законом. В осуществлении адвокатом прямой юридической деятельности есть строгие ограничения. Адвокат не имеет никакого права воплощать полномочия государственных правоохранительных органов. Он не будет заниматься детективной деятельностью частного характера или предоставлять нотариальные услуги, которые также имеют юридические особенности.

Принципы адвокатской деятельности

Организация и деятельность адвокатуры исходят из определенных принципов, которые содержат нормативный характер и обеспечивают нужное выполнение стоящих перед самим адвокатами заданий. К подобным заданиям относятся:

  • абсолютная законность;
  • полная независимость;
  • строгое самоуправление;
  • слаженная корпоративность;
  • прямое равноправие адвокатов.

Стоит заметить, что Кодекс этики профессионализма адвоката говорит о том, что сотрудничество с органами, осуществляющими деятельность оперативно-розыскного характера, в ходе осуществления самой адвокатской деятельности, категорически несовместимо с адвокатским статусом.

Вне рамок адвокатской деятельности может осуществлять деятельность по урегулированию спорных моментов. Сюда входят также третейские судьи, в качестве медиатора, а также участие их в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, которые прямо предусматривают оказание юридической помощи на абсолютно безвозмездной основе.

Действия со стороны законности, как базового общеправового принципа подразумевает точнейшее и строгое исполнение законов, а также иных нормативных и правовых актов адвокатами.

Адвокат представляет собой независимого профессионального советника по вопросам права. Он может принимать поручение на оказание юридической помощи, если оно имеет заведомо противозаконный характер. Для оказания помощи юридического характера адвокат вправе действовать различными методами, если они не противоречат закону. Однако, участвуя в самом процессе судопроизводстве в роли представителя либо защитника, адвокат ограничен в своих возможностях и может использовать исключительно те полномочия, которые прямо предусмотрены законом процессуального характера. Закон требует, чтобы, в обязательном порядке, адвокатская деятельность осуществлялась на базе появившегося между адвокатом и доверителем соглашения об юридической помощи. Лишь в случаях, перечисленных в законодательных документах, адвокатские услуги могут оказываться абсолютно бесплатно без заключения соответствующего договора.

Для адвокатуры одним из критериев законности является полнейший профессионализм ее деятельности, который означает строгую обязанность адвоката честно, добросовестно, квалифицированно, и активно выступать с протекцией прав, свобод и законных интересов доверителей, опираясь на Конституцию, законы и Кодексы профессиональной этики адвокатов.

Абсолютная независимость представителей адвокатуры подразумевает запрет любого вмешательства или препятствия процессам законной адвокатской деятельности. Подобный принцип имеет как международное, так и правовое начало. В своей профессиональной деятельности адвокату нужно действовать в интересах своего доверителя, и в этом смысле он зависим от его волеизъявления. Но, зависимость подобного рода не является категорически безусловной. Закон и профессиональная нравственность адвоката гораздо выше воли доверителя. Никакие пожелания, требования или указания доверителя, направленные на несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть воплощены адвокатом. Хотя, адвокат и вовсе не может занимать позицию и действовать вопреки воле доверителя, он может отступить от этого пункта. Такой принцип может иметь место исключительно если он убежден в наличии самооговора своего подзащитного. Кодекс профессиональной адвокатской этики рассматривает независимость относительно профессионализма адвоката как абсолютно необходимое условие доверия к нему, а также убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката, как необходимые условия доверия к нему.

Независимость деятельности адвокатуры

Независимость адвокатуры проявляется посредством достаточно обширного круга базовых и полномочий самого адвоката в делах процессуального характера, а также гарантиями независимости каждого адвоката, которые были строго предусмотрены законом:

  • абсолютной невозможностью привлечения адвокатского лица к каким-либо ответственным действиям за выраженное мнение, которое прозвучало при осуществлении адвокатской деятельности;
  • недопущение требования от адвокатов прямых сведений, которые имеют связь с оказанием юридической помощи по каждому конкретному делу (адвокатская тайна);
  • пребывание адвоката, членов его семьи и личного имущества под протекцией государства.

В ходе своей профессиональной деятельности адвокат обязан проводить свои действия в прямых интересах своего доверителя. Именно в подобном смысле он полностью является зависимым от волеизъявления последнего.Такая зависимость вовсе не является безусловной. Закон и понятие нравственности в адвокатской профессии выше воли самого доверителя. Ни одни пожелания, требования либо указания доверителя, которые направлены на грубое несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть приведены в исполнение адвокатом. Но, адвокатское лицо не имеет права занимать позицию и выполнять действия против воли доверителя. Юрист вполне вправе отступить от вышеуказанного правила, в том случае, если он убежден в наличии самооговора для своего подзащитного. Кодекс профессиональной адвокатской этики рассматривает независимость в профессиональном плане, как необходимое условие доверия к нему.

Независимость в адвокатской системе связана со следующими ключевыми моментами:

  • несуществующая возможность привлечения адвокатского лица к какому-либо виду ответственности (кроме гражданско-правовой перед доверителем) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение;
  • попытки недопущения требования от адвокатов сведений, которые связанные с оказанием юридической помощи по специфическим делам (иными словами-адвокатская тайна);
  • случаи, когда адвокат, члены его семьи и имущества пребывают под защитой государства;
  • иммунитетом процессуального характера, при условии уголовного преследования.

Самоуправление адвокатуры

Процесс самоуправления адвокатуры проявляет себя в существовании и деятельности специально созданных для этого органов регулирования управленческих моментов адвокатурой, которые, зачастую, образуются из уже давно действующих юристов. Данные органы в абсолютно индивидуальном порядке вправе принимать решения относительно закрытых вопросов адвокатского сообщества, а также имеют связь с делами адвокатуры. Полноценное участие органов власти государственного характера в процессе управлении юридическими моментами ограничивается выполнением регистрационной функции (ведение реестра адвокатов, выдача удостоверения адвоката, регистрация адвокатских образований и т.п.).

Понятие корпоративности как базовый принцип организации и деятельности адвокатуры определяет ее как специфический вид профессионального общества, обладающего особой внутренней организацией, которая строго объединяет адвокатов.

Для всех адвокатов общим фактором представляется строгая преданность интересам профессионального характера. Последняя подразумевает квалифицированное оказание правовой помощи в целях сохранения прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Сама же корпоративность адвокатского сообщества обеспечивается полнейшей добровольностью приобретения и прекращения адвокатского статуса, дисциплиной в коллективах и профессиональной этикой.

Корпоративность адвокатуры

Одна из базовых задач адвокатуры, как отдельной корпорации кроется в протекции общих интересов и полной целостности сообщества адвокатского характера. Для обязательного обеспечения приведения в действие задачи такого рода, органы непосредственного управления адвокатурой наделены функцией представления и протекции адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. От них зависит контроль за адвокатской подготовкой профессионального характера и, при необходимости, ведение дисциплинарного производства.

Для поддержания единой сплоченности корпоративного характера Кодекс профессиональной этики адвокатов предполагает, что адвокаты обязательно должны выстраивать свои отношения в коллективе на базе уважения друг к другу и соблюдения всех профессиональных прав. Адвокат должен упускать употребление выражений, которые не описывают честь, достоинство или репутацию другого адвокатского лица, а также нужно отходить от критики того, насколько правильными являются действия и консультации коллег.

Базовые положения принципа адвокатского равноправия, в первую очередь, распространяются на их деятельность, как профессионалов.

К примеру, сегодня законодательство устанавливает абсолютное единообразие правового статуса адвоката относительно правового объема и сферы его применения. Это происходит на всей территории Российской Федерации, абсолютно вне зависимости от места регистрации адвоката.

Принято считать, что практически все адвокаты имеют специализацию на предоставлении юридических услуг в каких-либо отраслях права или на ведении специфических категорий дел, таких как: дтп, преступления экономического или общеуголовного характера, дел, которые касаются семейных разбирательств или наследства, арбитражных судов. Вне зависимости от специализации, общего стажа работы, иных признаков, которые являются отличительными, все адвокаты имеют равные процессуальные права.

Принципы адвокатского равноправия

Внутри адвокатского социума существует равноправие адвокатов. Проявляется последнее на различных конференциях, где абсолютно каждый адвокат имеет равные возможности в отношении обсуждения и решения вопросов разного рода. Все адвокаты, которые занимают должности в структуре управления адвокатурой, наделены дополнительным набором полномочий, которые необходимы для функций управления.

Стоит заметить, что исключение из правил составляет положение о том, что только адвокат, имеющий стаж более пяти лет, может обладать правом привлечения стажера для выполнения конкретных поручений. Последние происходит исключительно на договорной основе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: