Понятие и особенности правового режима государственных природных заповедников
Обновлено: 25.04.2024
Характеристика отдельных видов особо охраняемых природных территорий обусловлена особенностями правового режима, существующего на данной территории, ее целевым назначением, степенью ценности и др.
Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Вместе с тем заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Природные ресурсы, имеющиеся на территории государственных природных заповедников, предоставляются им в бессрочное пользование. Все имущество заповедника, включая природные комплексы и объекты, является федеральной собственностью и не может быть предметом каких-либо сделок по его отчуждению.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственного природного заповедника.
На заповедники возложены следующие задачи:
- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
- организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
- содействие в подготовке специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Наиболее характерной чертой правового режима государственного природного заповедника является то, что любая деятельность, противоречащая указанным задачам и правилам его особой охраны, запрещается. Пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностными лицами органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций заповедников.
В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
Национальные парки - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Также как и заповедники, национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения. Их имущество является федеральной собственностью, предоставлено им в бессрочное пользование, изъято из гражданского оборота и не подлежит приватизации.
Основными задачами национальных парков являются:
- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, а также историко-культурных объектов;
- экологическое просвещение населения;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
- разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
- осуществление экологического мониторинга;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Таким образом, в отличие от государственных природных заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные задачи, но и рекреационно-просветительские: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями.
В этих целях национальному парку придается дифференцированный режим с выделением различных функциональных зон:
- заповедной, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование;
- особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
- познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
- рекреационная, предназначенная для отдыха;
- охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
- обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
- хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Любая другая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национального парка и противоречит его задачам, запрещается, включая разработку полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима, предоставление садоводческих и дачных участков, строительство дорог, коммуникаций и других объектов, не связанных с функционированием национального парка, вырубка лесов, охота и рыболовство, движение транспорта, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест и т. д.
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами и на основании лицензии, предоставляемых дирекциями национальных парков. Указанная деятельность регулируется Положением о порядке предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 № 926.
Природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Их задачами являются:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов;
- создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории природного парка.
На территории природного парка устанавливается правовой режим с зональным делением, близкий по своему характеру к правовому режиму национального парка, поскольку природный парк создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.
В зависимости от рекреационной и экологической ценности природных участков на территориях природных парков могут выделяться природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На территориях природных парков запрещается всякая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой охраны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:
- комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);
- биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.
Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.
Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.
Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологические (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных территорий.
Границы расположения памятников природы обозначаются специальными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятников природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей, которые принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Правовой режим памятников природы идентичен режиму государственных природных заповедников, поскольку природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования и запрещается любая деятельность, нарушающая их сохранность.
Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Правовой режим их отличается двумя особенностями: во-первых, на их территории запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флористических объектов, и, во-вторых, территории ботанических садов и дендрологических парков могут быть разделены на функциональные зоны (экспозиционную, научно-экспериментальную, административную).
Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.) (п. 1 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных лечебных ресурсов указанных особо охраняемых территорий, запрещается, а в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения населения, на данных территориях устанавливаются округа санитарной охраны (горно-санитарной охраны - для местностей, где лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, грязи и др.).
Порядок организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особенности их правового режима регулируются специальным законодательством, в частности, Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г .
Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
(пп. "г" в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) выполнение научно-исследовательских задач;
е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
5. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.
Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Существует несколько классификаций ООПТ:
1. По признаку заповедности:
а) Абсолютное заповедование – исключает хозяйственную деятельность на данной территории, вмешательство человека допускается только для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников (природные заповедники и памятники природы);
б) Относительное заповедование – сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов (государственные природные заказники)
в) Смешанный режим – означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма (национальные и природные парки)
2. По критерию собственности на землю и др. природные ресурсы:
а) федерального значения;
б) регионального значения;
в) местного значения.
Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
- организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды;
На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
- осуществление экологического мониторинга;
- выполнение научно-исследовательских задач;
- ведение эколого-просветительской работы;
- осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона "Об особо охраняемых природных территориях").
История создания заповедников в нашей стране насчитывает более 80 лет. Первый государственный заповедник «Баргузинский» (Республика Бурятия) был создан в 1916 г., второй - «Астраханский» - в 1919 г. Впоследствии за годы существования СССР сложилась уникальная система заповедных территорий, включавшая в себя более 150 заповедников. После распада СССР около половины заповедников перешло в ведение республик СНГ и в настоящее время находится в зонах международных конфликтов, часть вовлечена в активную хозяйственную деятельность, а некоторые просто прекратили свое существование.
На 31 декабря 2003 г. в Российской Федерации числилось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн. га, в том числе сухопутной площадью (с внутренними водоемами) 27,238 млн. га, что составляет 1,59% от территории России. В ведении Министерство природных ресурсов и экологии России находилось 95 государственных природных заповедников, Российской академии наук - четыре, Минобразования России - один заповедник. Заповедники расположены на территории 19 республик, 5 краев, 35 областей, одной автономной области, 7 автономных округов.
Природные заповедники являются высшей формой ООПТ.Ими объявляются комплексы и объекты (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологическое, просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда живых организмов.
Их цель- сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. С этой целью все объекты живой и неживой природы на территории государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования и подлежат защите со стороны государства под угрозой административного или даже уголовного преследования.
При создании заповедника учитывают следующие признаки:
- экологический(природный комплекс должен состоять из одной или нескольких не тронутых человеком естественных экосистем, быть эталоном природы),
- географический(природный комплекс может быть типичным ландшафтом для данной местности или редким),
- биологический(сохранение многообразия растительных или животных сообществ, охрана редких видов растительного или животного мира и т. д.)
Для организации заповедника на базе природного комплекса необходимо наличие угрозы существованиюприродных комплексов, то есть они должны нуждаться в охране от различных видов негативного воздействия человека.
На заповедник как государственное научно-исследовательское учреждение возлагаются задачи:
1. Контрольно-охранительная - заключается в сохранении биологического разнообразия и поддержании в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.
2. Научная - проведение экологического мониторинга, ведение летописи природы (годовой отчет заповедника, где указываются данные обо всех изменениях в заповедных экосистемах), осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; развитие научных исследований по теме заповедника и т. д.
3. Культурно-просветительная - экологическое просвещение, содействие подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
- комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
- биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов живой природы.
Государственные природные заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ, при условии согласия субъекта РФ на отнесение части его территории к объектам федеральной собственности (по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного государственного органа РФ в области охраны окружающей среды). Правовой режим и условия особой охраны каждого конкретного заповедника определяются в положении о нем, утверждаемом Правительством РФ.
Имущество заповедника является федеральной собственностью. Земля, воды, недра со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами передаются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ним на праве оперативного управления. Земельные участки, иныеприродные ресурсы и имущество заповедников изымаются из оборота и не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Заповедники финансируются за счет средств федерального бюджета, а также могут самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты и рыболовства, полученных благотворительных взносов, за счет научной, природоохранной и иной деятельности, не противоречащей задачам их создания.
На территории заповедника запрещается строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительство зданий и сооружений, дорог, линий электропередачи (кроме необходимых для обеспечения деятельности заповедника), применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений и иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов и угрожающая состоянию природных комплексов и объектов.
В пределах заповедника выделяются участки, где запрещается всякое вмешательство в природные процессы. Заповедники закрыты для свободного доступа, и пребывание в них посторонних лиц допускается лишь при наличии специального разрешения, выданного его администрацией.
На прилегающих к заповеднику участках могут создаваться охранные зоны с ограниченным регулируемым и контролируемым режимом природопользования. Данная территория не изымается у прежних землепользователей, но их права ограничиваются с целью зашиты заповедников от неблагоприятных воздействий (запреты на охоту, рыболовство, рубку леса и т. д.).
Научной продукцией заповедников являются:
· итоговые и промежуточные отчеты о научно-исследовательских работах (НИР), выполненные по утвержденным программам НИР заповедников, в том числе ежегодная Летопись природы, с участием сотрудников заповедников;
· рукописные труды, в том числе диссертации и отзывы на них, а также их авторефераты, рецензии, неопубликованные научные статьи и др.;
· научно-практические рекомендации по охране природы и рациональному природопользованию;
· научно-методические разработки и рекомендации в области научных исследований и экологического мониторинга;
· программы научно-технических работ и технические задания;
· компьютерные базы данных и геоинформационные системы;
· публикации в отечественных и зарубежных периодических и иных научных изданиях, монографии, сборники научных трудов заповедников;
· научные коллекции и музейные экспозиции;
· фото-, видео-, аудио- и фильмотеки, фотографии, негативы, слайды, видеоматериалы, представляющие научный интерес.
Государственные природные заповедники относятся к федеральной собственности. Учреждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Территория их полностью изымается из хозяйственного оборота. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным правом природопользования.
На территории заповедника запрещается:
– деятельность, противоречащая его задачам и режиму;
– интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
– всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках.
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, предназначенными для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Они учреждаются постановлением Правительства РФ при согласии субъектов на передачу соответствующих земель субъектов РФ в федеральную собственность.
Все природные объекты, находящиеся на территории национальных парков, и все объекты недвижимости безвозмездно предоставляются им в бессрочное пользование.
На территории национальных парков вводится дифференцированный режим охраны, и создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования.
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны.
Вопрос 46. Правовой режим государственных природных заказников
Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания биологического баланса. Учреждаются с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль. На территории государственных природных заказников запрещается деятельность, противоречащая целям заказников или наносящая вред охраняемым объектам.
Вопрос 47. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны.
В отношении лечебно-оздоровительных местностей и курортов законодательством сформулированы общие запреты и ограничения деятельности, ведущей к ухудшению состояния этих объектов.
Автор статьи
Читайте также:
- Право и судебное администрирование что за профессия кем работать после колледжа
- Независимый суд как называется
- Имеет ли право банк блокировать карту без судебных приставов
- Почему в россии процесс формирования правового государства затруднен тест
- Решение суда по иску ип соловьевой о взыскании задолженности по кредитному договору