Понятие и особенности государственного управления в сфере безопасности и правопорядка

Обновлено: 24.04.2024

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. "б" ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;

- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

- применение специальных экономических мер;

- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;

- организацию научной деятельности;

- координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;

- международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.

Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.

Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Общественный порядок - это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.

В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка: 1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 - организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией; 2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).

Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.

Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.

Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:

3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

  1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
  2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
  3. Внештатное сотрудничество с полицией
  4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.

Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.

Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.

Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

В народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

В сферу безопасности и правопорядка включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции. Деятельность органов в этой области направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также правопорядка. Безопасность предполагает наличие такого состояния (положения), при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо, а присутствует защищенность интересов гражданина, общества, государства. Отдельным видом безопасности является национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.Она слагается из безопасности Республики Беларусь в различных ее сферах: политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной. Правопорядок определяет состояние упорядоченности правовых отношений в обществе. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через СовБеза и СовМин РБ. Формирует СовБеза и возглавляет его Президент РБ. В состав СовБеза входят: госсекретарь СовБеза, Глава Администрации Президента, Премьер- министр, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Нацсобрания РБ, министр обороны, Председатель КГБ, министр МВД, министр иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям, Председатель Государственного пограничного комитета, министр финансов, Председатель КГК, Генпрокурор, Председатель правления Нацбанка, помощник Президента по нацбезопасности.

Основными задачами СовБеза являются: определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; определение основных направлений стратегии безопасности РБ и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности РБ; подготовка рекомендаций Президенту РБ по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики, по выработке основных положений государства в отношении других стран; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в сфере обеспечения безопасности и оценке их эффективности; подготовка оперативных решений по предотвращению и преодолению чрезвычайных ситуаций, которые могут нанести значительный ущерб интересам РБ; предварительное обсуждение кандидатур на руководящие должности министерств и ведомств (согласно перечню, утверждаемому СовБеза), от которых зависит эффективность мер по обеспечению безопасности РБ;

подготовка предложений Президенту РБ по вопросам введения, продления, отмены чрезвычайного либо военного положения, использования контингента Вооруженных Сил РБ. Работой СовБеза руководит его Председатель — Президент РБ. Заседания СовБеза проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Все члены СовБеза имеют право вносить вопросы на рассмотрение СовБеза. Решения СовБеза принимаются постоянными членами СовБеза простым большинством голосов, если на заседании присутствует не менее трех его постоянных членов. В исключительных случаях решения могут приниматься путем персонального опроса всех постоянных членов СовБеза без их созыва на заседания. Решения подписываются Председателем СовБеза, а протоколы заседаний — председательствующим на заседании. Отдельные решения СовБеза могут оформляться протокольно. Госсекретарь СовБеза является постоянным его членом и назначается Президентом РБ. Госсекретарь руководит аппаратом СовБеза и подчиняется непосредственно Президенту РБ. Госсекретарь обеспечивает деятельность СовБеза. Аппарат СовБеза осуществляет информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности СовБеза, а также решает другие задачи в пределах своей компетенции. Аппаратом СовБеза руководит Госсекретарь СовБеза.

В сферу безопасности и правопорядка включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции. Деятельность органов в этой области направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также правопорядка. Безопасность предполагает наличие такого состояния (положения), при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо, а присутствует защищенность интересов гражданина, общества, государства. Отдельным видом безопасности является национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Она слагается из безопасности Республики Беларусь в различных ее сферах: политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной. Правопорядок определяет состояние упорядоченности правовых отношений в обществе. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через СовБеза и СовМин РБ. Формирует СовБеза и возглавляет его Президент РБ. В состав СовБеза входят: госсекретарь СовБеза, Глава Администрации Президента, Премьер- министр, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Нацсобрания РБ, министр обороны, Председатель КГБ, министр МВД, министр иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям, Председатель Государственного пограничного комитета, министр финансов, Председатель КГК, Генпрокурор, Председатель правления Нацбанка, помощник Президента по нацбезопасности.

Основными задачами СовБеза являются: определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; определение основных направлений стратегии безопасности РБ и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности РБ; подготовка рекомендаций Президенту РБ по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики, по выработке основных положений государства в отношении других стран; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в сфере обеспечения безопасности и оценке их эффективности; подготовка оперативных решений по предотвращению и преодолению чрезвычайных ситуаций, которые могут нанести значительный ущерб интересам РБ; предварительное обсуждение кандидатур на руководящие должности министерств и ведомств (согласно перечню, утверждаемому СовБеза), от которых зависит эффективность мер по обеспечению безопасности РБ;

подготовка предложений Президенту РБ по вопросам введения, продления, отмены чрезвычайного либо военного положения, использования контингента Вооруженных Сил РБ. Работой СовБеза руководит его Председатель — Президент РБ. Заседания СовБеза проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Все члены СовБеза имеют право вносить вопросы на рассмотрение СовБеза. Решения СовБеза принимаются постоянными членами СовБеза простым большинством голосов, если на заседании присутствует не менее трех его постоянных членов. В исключительных случаях решения могут приниматься путем персонального опроса всех постоянных членов СовБеза без их созыва на заседания. Решения подписываются Председателем СовБеза, а протоколы заседаний — председательствующим на заседании. Отдельные решения СовБеза могут оформляться протокольно. Госсекретарь СовБеза является постоянным его членом и назначается Президентом РБ. Госсекретарь руководит аппаратом СовБеза и подчиняется непосредственно Президенту РБ. Госсекретарь обеспечивает деятельность СовБеза. Аппарат СовБеза осуществляет информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности СовБеза, а также решает другие задачи в пределах своей компетенции. Аппаратом СовБеза руководит Госсекретарь СовБеза. Под госбезопасностью (ГБ) понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала РБ, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрыв-ной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц. ГБ достигается проведением единой политики по вопросам ее обеспечения системой мероприятий экономического, политического, организационно-правового и другого характера. Она охватывает мероприятия экологического, медицинского, военного, а также специального характера. Поэтому законодательством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий в отношении государственной безопасности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждане.

Обеспечение ГБ включает определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам. Оно основывается на принципах: законности, предполагающей соблюдение норм международного права и нацзаконодательства; «всеобщей безопасности», предполагающей взаимный учет и соблюдение интересов всех субъектов отношений в сфере безопасности как внутри страны, так и на международном уровне; соблюдения баланса жизненно важных интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения нацбезопасности; постоянного информирования граждан республики по вопросам состояния нацбезопасности. Субъекты обеспечения ГБ многочисленны. К ним относятся: граждане РБ, которые на выборах, референдумах, а также через органы госвласти и органы местного самоуправления высказывают и реализуют свое видение в отношении обеспечения ГБ, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям, защищают собственную безопасность; Парламент РБ, который в рамках своих полномочий осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов госвласти и должностных лиц в отношении осуществления ими соответствующих полномочий в сфере ГБ; Президент РБ, как Глава государства обеспечивающий государственную независимость, осуществляющий руководство в сферах национальной безопасности и обороны; СовБез РБ, который координирует и контролирует деятельность органов исполвласти в сферах ГБ и обороны; СовМин РБ, который принимает меры по обеспечению обороноспособности, нацбезопасности и борьбе с преступностью; Конституционный Суд РБ, который решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов в сфере ГБ Конституции РБ; суды общей юрисдикции, которые осуществляют правосудие в сфере ГБ; Прокуратура РБ, которая осуществляет надзорные полномочия в сфере государственной безопасности; Нацбанк РБ, который разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную политику в интересах ГБ; министерства и другие органы исполвласти, которые в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концепций, программ, постановлений органов государственного управления в сфере ГБ, создают и поддерживают в состоянии готовности соответствующие силы и средства безопасности. Особая роль в этой сфере отводится военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы РБ, внутренние войска, органы и подразделения МВД РБ, пограничные войска, воинские подразделения МЧС и др. В соответствии с Конституцией РБ и Концепцией нацбезопасности РБ общее руководство безопасностью осуществляет Президент РБ. Он возглавляет СовБез РБ, основными задачами которого являются: определение стратегических интересов РБ, концептуальных подходов и направлений обеспечения государственной безопасности и обороны; осуществление текущего контроля деятельности органов исполвласти в сфере ГБ и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным социально-политическим, экономическим, военным и другим последствиям, и мероприятий по их ликвидации. СовМин РБ осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по ГБ органами госслужб специальной компетенции. К числу основных органов спецслужб безопасности относится КГБ. Его основными задачами являются: предупреждение, выявление и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности РБ; добывание разведывательной информации об угрозе безопасности РБ в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах; защита независимости и территориальной целостности РБ, ее конституционного строя, экономических интересов, промышленного, военного и научно-технического потенциала; борьба в пределах своей компетенции с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также материалов, подлежащих экспортному контролю; предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых отнесено актами законодательства РБ к ведению органов ГБ; контроль за обеспечением защиты госсекретов в госорганах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, а также координация этой деятельности; обеспечение госорганов, предприятий, учреждений и организаций правительственной и оперативной связью, а также организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в РБ и ее учреждениях за рубежом, осуществление госконтроля за этой деятельностью. КГБ возглавляет Председатель, который несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на данный комитет.

В административно-правовой теории и практике госу­дарственного управления к сфере безопасности и правопо­рядка относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управ­ления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства.

Оборона Республики Беларусь - это комплекс полити­ческих, экономических, экологических, военных, социаль­ных и правовых мероприятий по обеспечению независи­мости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Основы организации обороны Республики Беларусь и полномочия государствен­ных органов по ее обеспечению, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по осущест­влению обороноспособности страны предусмотрены Зако­ном Республики Беларусь «Об обороне».

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для ее осуществления Республи­ка Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, орга­ны государственной безопасности, Службу безопасности Президента, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает ор­ганы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвы­чайным ситуациям.

Под государственной безопасностью понимают состоя­ние защищенности государственного суверенитета, консти­туционного порядка, территориальной целостности, эконо­мического, научно-технического и оборонительного потен­циала Республики Беларусь, законных интересов государс­тва и прав граждан от разведывательно-подрывной деятель­ности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц. Обеспечение государственной безопасности включает: определение жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной бе­зопасности; формирование системы противодействия нега­тивным факторам и возникающим угрозам.

Сущность управления в сфере внутренних дел и его осо­бенности заключаются в том, что в процессе такого управле­ния осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.

Непосредственное управление в сфере обеспечения об­щественного порядка и общественной безопасности осу­ществляют Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД) и его органы на местах. Основными за­дачами МВД являются: 1) охрана общественного порядка; 2) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; 3) предотвра­щение и пресечение преступлений и других правонаруше­ний; 4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; 5) защита всех форм собственности от противоправных посягательств; 6) оказание на услови­ях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприяти­ям, учреждениям и организациям в защите их прав и реа­лизации возложенных на них обязанностей; 7) исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Управление юстицией - это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объеди­нений, предприятий, учреждений, организаций и государс­тва. Одной из особенностей юстиции является многообъ- ектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судеб­но-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначени­ем и характером компетенции.

Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции. Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регис­трации актов гражданского состояния применяется метод управления; в отношении судов - метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры - метод регулирования. В целом же управляющее воздействие ор­ганов управления юстицией носит рекомендательный ха­рактер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей прак­тической деятельности.

Сферу безопасности и правоохраны включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел и юстиции.

Безопасность предполагает наличии такого состояния, при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо а присутствует защищенность интересов, общества, государства.

Отдельным видом безопасности является национальная безопасность.

Нац. Без. РБ слагается из опасности РБ в различных сферах:

Политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной.

Такая разновидность нац. Без. Предполагает функционирование большого числа органов и организаций, ее обеспечивающих. К ним относятся: ГО, организации, общ. Оъед., а также граждане.

Общее руководство системой обеспечения нац.без. осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через Совет Безопасности РБ и Совет Министров РБ.

Правовой статус Сов. Без. Определяется положением о Совете Без. РБ от 28 ноября 200 г. № 633.

Формирует сов. Без и возглавляет его Президент РБ. В состав входят: госуд. Секретарь Сов. Без. , Глава Администрации Презид., Премьер-Министр, Председатель Палаты представителей РБ и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, министр обороны, Председатель комитета гос. Без. , министр внутренних дел,министр иностранных дел, Председатель Гос. Комитета пограничных войск, министр финансов, Председатель Комитет гос. Контроля, Генеральный прокурор, Председатель правления нац. Банка.

Сов. Без. – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам защищенности личности, гос.,и т.д. Решения оформляются указам президента Рб. Сов. Без. Орган для реализации Президентом его конституц. Полномочий по защите прав и свобод чел. И гражданина, охране суверенитета РБ , независимости и гос. Целостности.

Рассмотреть законопроекты по важным вопросам безопасности, контроль за реализацией.

Разновидностями нац.без. явл. Госуд. и общ. Безоп .

Мин. Обороны осуществляет управление в области обороны. Оно возглавляет вооруженные силы,.

Вопр. Гос.без. прямо занимаются органы гос.без. Задачи: защита независимости и тер. Цел. Рб,конст. Строя, экон, соц. Интересов, борьба с преступностью и т.д.

Гос. Комиетт пограничных войск.- охрана гос. Границ РБ.

Органы внутр. Дел созданы для боьбы с преступностью , охраны правопорядка и обеспечение общ. Безопасности.

Орг. По чрезвычайным ситуациям во главе с Мин. По чрезвычайным ситуациям РБзанимаются реализацией гос. Политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвыч. Ситуаций.

Деятельность Мин. Иностр. Дел направлена на изучение внутр. И внешней политики государств.

Органы юстиции прямо не связаны с организацией безопасности ,но имея отношение к правоохране, способствуют и безопасности. (гос. Регистрации полит. Партий, экспертиза правовых актов и т.д)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: