Понятие и научные основы судебного почерковедения динамический стереотип как основа выработки

Обновлено: 26.04.2024

Почерк выражает внешнюю, графическую сторону письма. Почерк можно определить как отражение на бумаге индивидуальной, свойственной каждому пишущему и основанной на свойственном конкретному исполнителю письменно-двигательном навыке системы движений при выполнении письменных знаков.

Научные основы почерковедения составляют положения об особенностях формирования почерка, индивидуальности почерка, его устойчивости и вариационности.

Формирование письменно-двигательных навыков происходит в соответствии с учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Большое значение имеют также его исследования в области условных рефлексов, второй сигнальной системы и динамического стереотипа. При обучении письму сначала движения руки обучающегося полностью контролируются сознанием, выполнение букв осуществляется медленными движениями при сопоставлении их с эталоном. По мере обучения скорость движений все увеличивается, а контроль сознания уменьшается, появляется автоматизированность движений, сознательное внимание пишущий начинает фиксировать не на графической, а на смысловой стороне письменной речи. Постепенно у пишущего вырабатываются навыки письма, закрепляющиеся на рефлекторном уровне. Таким образом, формируется сложная устойчивая система условно-рефлекторных связей, именуемая динамическим стереотипом.

Индивидуальность почерка обеспечивается специфическими объективными и субъективными условиями его формирования. Хотя могут быть и очень похожие почерки, говорить о существовании двух идентичных почерков невозможно.

К устойчивости почерка приводят автоматизированность письменно-двигательных навыков, закрепление их в нервной системе на уровне рефлексов. В нормальных условиях человек всегда выполняет рукопись устоявшимся почерком. При умышленном изменении почерка или резком кратковременном изменении условий написания текста, физических или психических перегрузках автоматизированность движений снижается и повышается уровень сознательного контроля. При устранении данных условий выполнения рукописи автоматизация выполнения рукописей восстанавливается.

Именно устойчивость почерка и выработанный динамический стереотип приводят к тому, что при попытках преднамеренного искажения почерка в рукописи получают отображение некоторые старые навыки, хотя и в измененном виде, т.е. подделанный почерк не может точно повторить оригинал. Соответственно при изучении почерка, подвергшегося преднамеренному искажению, имеется реальная возможность установить исполнителя.

Следует учитывать, что вследствие возрастных и патологических изменений, болезней и травм почерк может несколько изменяться.

Вариационность почерка означает возможность различного выражения признаков в почерке (вариационность признаков почерка) одного лица или всей системы движений в целом (вариационность почерка) в зависимости от различных задач и условий письма. При этом вариант почерка, сформировавшийся при обучении, именуется основным, все остальные варианты - дополнительными.

Признаки почерка подразделяются на общие и частные. Общими признаками являются:

1) выработанность почерка - приспособленность почерка к быстрому, беглому письму, к скорописи. Выработанность почерка выражается в сочетании темпа и координации выполнения письменных знаков. Почерк с высокой координацией и быстрым темпом называется выработанным (высоковыработанным). Медленный темп письма и низкая координация (выражаются в неравномерности размера и наклона письменных знаков, их неправильной форме и положении, угловатости штрихов и малой связности) свидетельствуют о маловыработанном почерке. Почерк средней выработанности - промежуточный между маловыработанным и высоковыработанным;

2) общий тип почерка - степень сложности почерка. За нормальную степень сложности принимается "школьный почерк", соответствующий прописям. Такой почерк именуется простым. Существуют также упрощенные (хорошо выработанные, скорописные почерки с упрощенным написанием букв и связей между ними) и усложненные (с дополнительными подстрочными и надстрочными элементами букв, предназначенными только для украшения) почерки;

3) общая форма знаков. По этому признаку почерки делятся на прямолинейные и округлые (криволинейные);

4) общее направление движений в почерке. По этому признаку почерки делятся на левоокружные (с движением против часовой стрелки) и правоокружные. Встречаются почерки с прямолинейно-угловатыми движениями;

5) наклон почерка. Почерки могут быть левонаклонными, правонаклонными и вертикальными (прямыми);




6) связность почерка - способность выполнять элементы письменных знаков без отрыва пишущего прибора. Высокая связность - 5 букв и более без отрыва. Средняя связность - 3-4 знака без отрыва прибора. Малая связность - каждый знак отдельно или связаны не более 2 знаков;

7) размер почерка - высота строчных букв. Выделяют мелкий почерк (менее 2 мм), средний (2-5 мм) и крупный (5 мм и больше);

8) разгон почерка - соотношение ширины и высоты строчных букв, а также расстояния между ними. Выделяют сжатый почерк (малый разгон), если ширина букв менее половины их высоты или равна ей; размашистый почерк (большой разгон), если ширина букв больше высоты, и средний по разгону;

9) нажим - степень интенсивности и локализация направления усилий на пишущий прибор. Выделяют сильный, слабый и средний нажим.

Частные признаки почерка характеризуют особенности выполнения отдельных письменных знаков, их элементов (отклонения от типового "прописного" написания). Частными признаками могут быть особенности соединения букв, их надстрочных и подстрочных знаков, приводящие (направленные к пишущему) и отводящие (направленные от пишущего) движения при выполнении знаков, левоокружные или правоокружные движения при выполнении букв, нарушения горизонтального расположения элементов букв, форма движений, протяженность движений, количество и последовательность движений при выполнении некоторых букв и т.д. Частные признаки почерка имеют большую, чем общие, идентификационную значимость. Для изучения частных признаков почерка составляется алфавитная разработка, в которой указываются частные признаки каждой буквы и варианты написания букв в тексте.

Признаки почерка позволяют установить возраст, пол исполнителя, его психическое состояние, наличие некоторых болезней. При определении пола исполнителя из справочной литературы берут признаки, свойственные выполнению рукописи женщиной или мужчиной, коэффициент их статистической вероятности, умножают реально имеющиеся признаки на коэффициент и сопоставляют получившееся значение с единицей (если значение больше единицы, то рукопись, вероятно, выполнена мужчиной, меньше - женщиной).

При установлении возраста исполнителя суммируется справочная частота встречаемости некоторых признаков, имеющихся в тексте (таких, например, как извилистая форма движений, угловатость, обводка, малая связность, наличие фрагментов, различающихся по общим признакам, и т.д.). Если сумма больше 355, то рукопись, вероятно, выполнена пожилым человеком; если меньше 260 - молодым; при промежуточных значениях возраст определить невозможно.

Для заболеваний также свойственны определенные признаки. Например, при атеросклерозе можно выявить нарушение координации движений, уменьшение протяженности движений при выполнении овальных элементов, угловатость заглавных букв и соединительных элементов; у лиц, перенесших инсульт, - снижение сложности движений в почерке, угловатая и изломанная форма движений, уменьшение протяженности движений, изменение формы и протяженности движений при выполнении росчерка.

Психическое состояние может быть определено по нарушениям координации движений, недифференцированности нажима и некоторым другим признакам.

На почерковедческую экспертизу предоставляются свободные (не менее 5-6 листов текста; 10 тщательно выполненных и небрежных подписей на разных документах) и экспериментальные (10-12 листов текста; 20-30 полных и сокращенных подписей) образцы. При получении экспериментальных образцов составляется специальный текст (содержащий определенные слова, словосочетания и предложения), который диктуется ровным голосом, без пауз и выделения интонацией. Экспериментальные образцы подписей должны быть получены с перерывом в несколько дней. Кроме того, у подозреваемого получают экспериментальные образцы подписи и фамилии лица, от имени которого подписан документ. Эксперту также предоставляются сведения об исполнителе рукописи: о возрасте, поле, состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях и т.д.

В ходе почерковедческой экспертизы может быть проведено установление групповой принадлежности исполнителя рукописи, определены пол исполнителя, возрастная группа, наличие определенных психических и иных заболеваний; установлен конкретный исполнитель, выявлен факт выполнения одним лицом разных текстов, подписей и т.д., определено психическое состояние лица в момент выполнения рукописи; установлены условия письма (неудобная поза, алкогольное опьянение и т.д.); определено умышленное искажение почерка.

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование пись­ма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразив­шихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомне-

§ 2. Судебное почерковедение

ния, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, по­дозреваемыми в исполнении этого документа.

Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графиче­ских знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и гра­фическая стороны. Понятие смысловой стороныохватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической сторонеотносится почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производ­стве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более существенна их роль в автороведческой экспертизе. Поэтому перечень данных признаков будет рассмотрен в параграфе «Судебное автороведение». Здесь же мы ос­тановимся лишь на признаках почерка.

В основе формирования почерка лежат навыки. В результате системати­ческих упражнений у пишущего образуются определенные навыки, форми­руется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каж­дого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отла­женную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так назы­ваемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план вы­ступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движе­ний. Почерк приобретает устойчивость.

Под почеркомв криминалистике понимается индивидуальная и динами­чески устойчивая программа графической техники письма, в основе кото­рой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуе­мая с помощью системы движений. Следует отметить, что такие сущест­венные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множе­ства факторов, определяемых физическими и психическими особенностя­ми данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепля­ются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообраз­ном сочетании неповторима для каждого лица.

Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным дви­жениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражаю­щаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почер­ке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит инди­видуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут «прорываться» и признаки, характерные для его обычного почерка.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозмож­ным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

272 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного челове­ка является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызы­ваются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условия­ми выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительны­ми. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индиви­дуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.

Признаки почерка разделяются на две группы: общие, или групповые, и частные, или особенности почерка.

Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся следующие.

1. Выработанность почерка— уровень владения техникой письма, прояв­
ляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми
координированными движениями в соответствии с общепринятой систе­
мой скорописи (рис. 16.1).

Из этого определения следует, что составными элементами выработан­ное™ почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и мало-выработанный.

2. Размер буквопределяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависи­мости от целевого назначения документа (рис. 16.2).

3. Наклон буквзависит от расположенности их продольных осей отно­сительно линии строки. С учетом этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположе­ны по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неус­тойчивым (рис. 16.3).

4. Связность почерказависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связность — когда непрерывно выполняют не более двух-трех букв, средняя — от четырех до шести букв, свыше шести букв — боль­шая (рис. 16.4).

5. Разгон почерка.Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым (рис. 16.5).

6. Сложность почеркатесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введе­нии в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при кото­ром снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (услож-




§ 2. Судебное почерковедение 273

Рис. 16.1.Степень выработанности почерка: А — высоковыработанный, Б — сред-ний по степени выработанности, В — маловыработанный

ненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым пропи­сям, именуется простым (рис. 16.6).

7. Интенсивность нажимовопределяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединитель­ные; при сильном — более чем в два раза. Под частными понимаются при­знаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:

1) признаки направления движенияпри выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов: левоокружное и правоокружное, приводящее


(к пишущему) и отводящее (от пишущего) при выполнении вертикальных элементов;

2) признаки соотношения движений:соотношение размера штрихов в бу­кве и букв в слове; соотношение верхних и нижних окончаний штрихов, соотношение наклонов штрихов в буквах и букв в словах и др.;


3) признаки локализации движенийи иные их особенности: место начала и окончания движения, когда выполняется элемент буквы; место располо­жения нажима; форма и темп начала и окончания штрихов и др.

Подпись— особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное на­значение.


Индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит образ выполнения подписей, реа­лизуемая с помощью системы движений, является подписным почерком.

Подписи классифицируются в зависимости от: а) принадлежности ли­цу — от имени существующего лица, от имени вымышленного лица; б) удостоверительного значения — подлинные, неподлинные; в) условий выполнения — в естественных условиях, намеренно или ненамеренно из­мененных.

Подписи по своему составу бывают: буквенные — подпись состоит толь­ко из букв; штриховые — подпись состоит из штрихов, не образующих букв; смешанные — подпись состоит как из букв, так и безбуквенных эле­ментов (рис. 16.7). Кроме того, подписи могут быть: полные — когда в подписи присутствуют все буквы фамилии; сокращенные; усложненные —


при добавлении инициалов или условных сочетаний штрихов, а в заключи­тельной части подписи — росчерк. Наибольшую сложность в исследовании представляют безбуквенные подписи. Однако при глубоком их исследова­нии можно выявить мелкие особенности (например, своеобразное свойст­во движений), являющиеся дополнительными идентификационными при­знаками.

К графическим признакам подписи относятся:

1) росчерк — направление заключительного штриха;

2) соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов;

3) гладиолаж — уменьшение размера штрихов к концу подписи;

4) положение подписи относительно текста документа и линовки на бу­маге (топографический признак).

Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом.

Видами автоподлога являются: 1) искажение признаков подписного по­черка; 2) обводка подписи карандашом или чернилами; 3) выработка ново­го варианта подписи.

В следственной и оперативной практике нередко возникает задача ро­зыска преступника по письму. Эта работа проводится в три этапа.

На первом необходимо попытаться обнаружить на документе следы пальцев рук путем обработки бумаги порошком железа, раствором нингид-рина в ацетоне. Далее — изучить бумагу, чернила (пасту) или графит, кото­рыми исполнен текст. Заканчивается первый этап анализом содержания

278 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

документа, уяснением фактических данных, которыми располагает пишущий и которые, в известной степени, помогают определить круг подозреваемых лиц.

Второй этап — составление розыскной таблицы. На этом этапе анали­зируются признаки письменной речи, в розыскной таблице дается их краткая характеристика. Затем анализируются общие и частные признаки почерка, которые также фиксируются в таблице (рис. 16.8). Эта работа, как правило, выполняется экспертом-почерковедом.

Третий, самый ответственный этап — проверка почерков. Предвари­тельно определяется круг лиц, которыми мог быть выполнен исследуемый документ, затем — собственно розыск исполнителя рукописи по письму. Для этого признаки письменной речи, общие и частные признаки почерка проверяемых рукописей сравниваются с аналогичными признаками, за­фиксированными в розыскной таблице. В тех случаях, когда большинство признаков почерка не совпадает с указанными в таблице, проверяемая ру­копись исключается из дальнейшего сравнения. Работая таким образом (по методу исключения), следователь, оперативный работник может проверить значительный массив документов, отобрать для экспертного исследования рукописи с наиболее близкими характеристиками.

Почерковедение – отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования почерка, отражение в нем особенностей личности и использование признаков письма в целях идентификации личности, а также проведения диагностических исследований.

Научные основы криминалистического почерковедения:

1. учение И. Павлова о динамическом стереотипе, согласно этому учению в результате обучения формируется навык выполнения того или иного действия при соответствующих системах раздражения. Динамический стереотип характеризуется автоматичностью, устойчивостью, т.е. это действия, которые выполняются без контроля внимания, но под контролем сознания и отличаются своей повторяемостью, неизменяемостью, если не происходит существенного нарушения условий его функционирования. Динамический стереотип применительно к почерковедению – относительно устойчивая, но функционально изменяемая система выполнения графических знаков, индивидуальная для каждого субъекта.

Основные свойства почерка:

· устойчивость, т.е. почерк начинает формироваться с момента, когда человека учат писать и заканчивает формироваться к 17-20 годам; примерно таким же как в 20 лет почерк остается до 60 лет;

· вариационность, т.е. наличие вариантов в написании тех или иных графических знаков; вариационность зависит, прежде всего, от объективных факторов (поза, в которой выполняется документ: сидя/стоя; место выполнения документа: за столом/в машине; время, в течение которого должен быть выполнен текст: скорость письма). Иногда наличие вариантов связано с субъективным состоянием: болезнь, опьянение, недомогание, радость (почерк крупнее), депрессия (почерк мельче и неразборчивее). Возраст может влиять на почерк: после 60 лет, как правило, в почерке появляются изменения, связанные с дрожанием рук (это не исключает возможность идентификации почерка).

Идентификацию исключают:

1. некоторые виды психических заболеваний (например: шизофрения, болезнь Альцгеймера)

2. травмы, ведущие к нарушению нервно-физиологических связей (например: травма головы некоторых отделов), травмы руки (не все)

3. очень искусная имитация почерка (это проще сделать художнику либо лицу, которое специально вырабатывает соответствующий навык). Чем больше по объему текст, тем больше появляется собственных знаков. Обычно для экспертизы требуется 12 листов.

Признаки почерка делятся на общие и частные. Общие:

1.топографические признаки, т.е. особенности размещения листа на бумаги, например: красные строки, поля

2. структура почерка

3. признаки, отражающие его качественные структурные особенности: выработанность (т.е. общая гармония письма, общая соразмерность отдельных признаков почерка), размер почерка (мелкий, средний, крупный), наклон почерка (правонаклонный, левонаклонный и прямой), разгон почерка (т.е. это протяженность движений при выполнении знаков. Он может быть малый, если расстояние между соседними буквами менее высоты буквы; средний и большой, если расстояние более высоты буквы), связность (отражает скорость написания, темп: связный (более 6укв), средний, несвязный), общее направление движения (иногда относится к частным). Общее направление и форма движения: почерк может быть угловатый, округлый и петлеобразный.

Судебное почерковедение – это раздел криминалистической техники, изучающий почерк и разрабатывающий методы его исследования в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Основу судебного почерковедения составляет положение об индивидуальности почерка. Каждому пишущему свойственен индивидуальный почерк, нет двух людей, имеющих один и тот же почерк. В практическом отношении индивидуальность почерка доказана многолетней практикой установления исполнителя рукописи в судебных и иных целях. Индивидуальность почерка больше всего сказывается не в отчетливо заметных его признаках, таких, например, как общее его построение, типы письменных знаков, их размеры, наклоны и прочее, а в мелких, требующих специальных методов для их обнаружения. Вследствие этого правильное решение вопросов, входящих в компетенцию судебно-почерковедческой экспертизы, возможно только на основе квалифицированного исследования, проведённого хорошо подготовленным специалистом.

Почерк – система привычных движений руки, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык, служащий для воспроизведения письма. Почерк каждого человека индивидуален. По истечении определенного периода времени у человека меняется темп письма, степень и характер его выработанности, но обычно в нем сохраняются одни и те же особенности. Почерк относительно устойчив. Почерк изменяется по таким причинам, как болезнь, возраст, под влиянием культурного развития, окружающей среды и т. д.

Общие признаки условно можно разделить на три большие группы.

1. Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка. Это выработанность почерка, т.е. владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи высоковыработанный, средневыработанный, маловыработанный; координация движений - точность и систематичность движений при написании букв, соблюдение их размера, наклонов (высокая, средняя, низкая); темп письма (быстрый, медленный, средний); строение почерка - сложность движений (простой, упрощенный, усложненный).

2. Признаки, отражающие структурные характеристики движений. Это преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная); направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное); размер почерка, который определяется по средней высоте строчных букв (малый - при высоте букв до 2 мм, большой - более 5 мм); протяженность движений по горизонтали - разгон почерка: сжатый (малый разгон), размашистый (большой разгон), средний (высота строчных знаков равна их ширине); связность почерка, то есть способность пишущего выполнить, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков - может быть большой (слитно пишутся 6 и более знаков), средний (от 4 до 6) и малой (не более 3 букв); нажим почерка сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных); средний, почерк без нажима и смешанный.

3. Признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические), проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов: заголовков, подписей. При оценке их идентификационной значимости принимают во внимание общепринятые правила компоновки фрагментов текста, размещение подписи (в углу, в центре, на нижележащей строке), размещение текста относительно краев листа бумаги: наличие, размер и расположение полей, размер интервалов между строками, положение строк относительно горизонтальных срезов листа и другие.

Частные признаки почерка: форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные; протяженность движений. Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв; связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами); относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения; сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями.

Как показывают экспертная практика и экспериментальные исследования, обычно наблюдается изменение одного из следующих признаков:

направление сгибательных движений при выполнении основных элементов букв относительно линии письма (наклон);

общее строение почерка (в частности, подражание школьным прописям);

протяженность движений, по вертикали;

протяженность движений по горизонтали;

степень связности движений;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Поняти е и основы криминалистического исследования почерка

1.1 Понятие криминалистического исследования почерка
1.2 Научные основы исследования почерка
Глава 2. Техника исследования почерка
2.1. Идентификационные признаки почерка
2.2. Предварительное исследование почерка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основы почерковедения.doc

Данное понятие определяется как «один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.»*.
Выводы, необходимые для осознания предмета и целей работы заключаются в следующем:
В судебном почерковедении было введено понятие «функционально-динамический комплекс (ФДК) письменно-двигательных навыков». Именно это понятие как производное от понятия «динамический стереотип», но конкретизированное, включившее специфику формирования письменно-двигательных навыков, используют сейчас в судебном почерковедении для обозначения нейро-физиологических особенностей формирования почерковых навыков.
Период стабилизации ФДК письменно-двигательных навыков и следовательно, устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от внутренних и внешних факторов. В судебном почерковедение выделяют и такое свойство почерка, как избирательная изменчивость. Это свойство проявляется при действии на ФДК письменно-двигательных навыков сбивающих факторов. Если это действие не столь сильно, что не приводит к разрушению ФДК, то в почерке происходят частные изменения, характерные дня того или иного сбивающего фактора, т. е. каждая сбивающая причина действует избирательно. Разные физические или психические состояния будут вносить в почерк разные характерные для каждого из них изменения.
Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Всё многообразие идентификационных признаков предложено классифицировать по разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными.

    1. Криминалистика. Учебник под редакцией Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб.2000.
    2. Криминалистика. Под редакцией А.Г. Филипова, А.Ф. Волынского. Москва. 1998.
    3. Криминалистика. Учебник под редакцией И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. Москва. 2000.
    4. Криминалистика. Под редакцией В.А. Образцова. Москва. 1999.
    5. Криминалистика / Учебник. Под редакцией Р.С. Белкина Москва 2001.
    6. Судебно-почерковедческая экспертиза. Под редакцией В.Ф. Орловой. Москва. 1988
    7. Справочник следователя. Под редакцией А.А. Селиванова. Москва. 1992.
    8. Вопросы методики производства отдельных родов судебных экспертиз. Москва. 1989.Криминалистика. Учебник под редакцией Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб.2000.
    9. Криминалистика. Под редакцией А.Г. Филипова, А.Ф. Волынского. Москва. 1998.
    10. Криминалистика. Учебник под редакцией И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. Москва. 2000.
    11. Криминалистика. Под редакцией В.А. Образцова. Москва. 1999.
    12. Криминалистика / Учебник. Под редакцией Р.С. Белкина Москва 2001.
    13. Судебно-почерковедческая экспертиза. Под редакцией В.Ф. Орловой. Москва. 1988
    14. Справочник следователя. Под редакцией А.А. Селиванова. Москва. 1992.
    15. Вопросы методики производства отдельных родов судебных экспертиз. Москва. 1989.
    16. Курс криминалистики Белкин Р.С. В 3-х томах Москва. 1997.

* *Курс криминалистики Белкин Р.С. М. 1997 год, т. 2, стр.231

* *Криминалистика: учебник / под редакцией И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина – Москва 2000 год, стр.168

* *Судебно-почерковедческая экспертиза(общая часть)/ под редакцией В.Ф. Орловой, М., 1998 г., стр.78

* *Криминалистика: учебник / под редакцией Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло – СПб 2001, стр.282

* *Справочник следователя. Под редакцией А.А.Селиванова. Москва.1992.с. 51

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: