Полупрезидентская республика это государство в котором половина законодательной власти принадлежит

Обновлено: 18.04.2024

ПОЛУПРЕЗИДЕ́НТСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА (республика смешанного типа) — разновидность республиканской (см. РЕСПУБЛИКА (форма правления)) формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. В полупрезидентской республике глава государства избирается, как правило, на всеобщих выборах и реально наделен большими полномочиями. Правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом.
Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента при выражении вотума недоверия правительству. Для полупрезидентской республики характерен дуализм исполнительной власти. Образцом полупрезидентской республики является Франция по Конституции 1958 года. Широкое распространение полупрезидентская республика получила в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдавия). По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и Российскую Федерацию.
Конституция России 1993 года не называет президента Российской Федерации главой исполнительной власти, но предоставила ему широкие полномочия в отношении правительства. Председатель правительства Российской Федерации назначается президентом с согласия парламента (Государственной думы), но остальные министры назначаются президентом без такого согласия. Не требуется согласия Государственной думы на отставку председателя правительства и членов правительства по решению президента. При этом правительство несет ответственность перед Государственной думой, которая вправе поставить вопрос о доверии правительству, и если в течение трехмесячного срока недоверие будет высказано дважды, президент Российской Федерации должен объявить об отставке правительства или распустить Государственную думу.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА" в других словарях:

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — см. Республика смешанного типа … Юридический словарь

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА … Юридическая энциклопедия

РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА) — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и реально и юридически… … Юридическая энциклопедия

Полупрезидентская республика — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия Ди … Википедия

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — (см. РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — см. Республика смешанного типа … Энциклопедия юриста

полупрезидентская республика — см. республика смешанного типа … Большой юридический словарь

РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (полупрезидентская республика) — разновидность республиканской формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен… … Юридический словарь

РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА — (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило … Юридический словарь

РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА — (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика, при которой элементы президентской республики, сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент глава государства) избирается, как правило,… … Энциклопедия юриста

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Основной признак парламентской республики
правительство формируется лидером партии, победившей на выборах
правительство ответственно перед парламентом
президент наделен правом роспуска парламента
наличие процедуры отчетности парламента перед народом
верховенство парламента

2. Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется …
государством
правительством
семьей
президентом

3. Конфедерация — это
форма правления
союз государств
карликовое государство
союзное государство

4. К правовому явлению относят
обычай
юридическую ответственность
ритуалы
юридическую технику
толкование норм права

5. Юридическим обоснованием власти, ее соответствием правовым нормам является …
легальность
подведомственность
правомерность
легитимность

6. Наука теория государства и права постоянно поддерживает связь с отраслевыми правовыми науками, так как она …
использует результаты исследований отраслевых правовых наук
состоит из всех отраслей права
является результатом обобщения отраслевых наук
сама является одной из отраслей

7. Полупрезидентская республика — это государство …
где законы принимаются президентом и законодательным органом
в котором половина законодательной власти принадлежит президенту
где президент возглавляет законодательную власть
где правительство ответственно перед президентом и парламентом

8. Иджма — это
свод законов
комментарии древних правоведов, знатоков ислама
собрания преданий о пророке Мухаммеде
собрания изречений Мухаммеда

9. Для избрания главой субъекта РФ необходимо достижение
18 лет
21 года
30 лет
35 лет

10. Российская Федерация — это
демократическое государство
суверенное и правовое государство
федеративное государство
все вышеперечисленное

11. Значение предмета «Теория государства и права» в системе юридических наук состоит в том, что
является отраслевой юридической дисциплиной
дает нравственно-этическую оценку деяния
является ориентиром для граждан
исследует сущность права и государства

12. Международный правовой акт, закрепляющий права и свободы человеческих существ от рождения до 18 лет
«Конвенция» о правах ребенка
Декларация прав ребенка
Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях
Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира

13. В составе РФ имеется
89 субъектов
70 субъектов
110 субъектов
120 субъектов

14. По кругу лиц закон может действовать в отношении
лиц, проживающих на определенной территории
лиц, обладающих специальным правовым статусом
лиц без гражданства
всех вышеперечисленных

15. Функции права принято разделять
на социально-юридические
на специально-юридические
и то и другое
нет правильного варианта

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Основной признак парламентской республики
правительство формируется лидером партии, победившей на выборах
правительство ответственно перед парламентом
президент наделен правом роспуска парламента
наличие процедуры отчетности парламента перед народом
верховенство парламента

2. Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется …
государством
правительством
семьей
президентом

3. Конфедерация — это
форма правления
союз государств
карликовое государство
союзное государство

4. К правовому явлению относят
обычай
юридическую ответственность
ритуалы
юридическую технику
толкование норм права

5. Юридическим обоснованием власти, ее соответствием правовым нормам является …
легальность
подведомственность
правомерность
легитимность

6. Наука теория государства и права постоянно поддерживает связь с отраслевыми правовыми науками, так как она …
использует результаты исследований отраслевых правовых наук
состоит из всех отраслей права
является результатом обобщения отраслевых наук
сама является одной из отраслей

7. Полупрезидентская республика — это государство …
где законы принимаются президентом и законодательным органом
в котором половина законодательной власти принадлежит президенту
где президент возглавляет законодательную власть
где правительство ответственно перед президентом и парламентом

8. Иджма — это
свод законов
комментарии древних правоведов, знатоков ислама
собрания преданий о пророке Мухаммеде
собрания изречений Мухаммеда

9. Для избрания главой субъекта РФ необходимо достижение
18 лет
21 года
30 лет
35 лет

10. Российская Федерация — это
демократическое государство
суверенное и правовое государство
федеративное государство
все вышеперечисленное

11. Значение предмета «Теория государства и права» в системе юридических наук состоит в том, что
является отраслевой юридической дисциплиной
дает нравственно-этическую оценку деяния
является ориентиром для граждан
исследует сущность права и государства

12. Международный правовой акт, закрепляющий права и свободы человеческих существ от рождения до 18 лет
«Конвенция» о правах ребенка
Декларация прав ребенка
Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях
Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира

13. В составе РФ имеется
89 субъектов
70 субъектов
110 субъектов
120 субъектов

14. По кругу лиц закон может действовать в отношении
лиц, проживающих на определенной территории
лиц, обладающих специальным правовым статусом
лиц без гражданства
всех вышеперечисленных

15. Функции права принято разделять
на социально-юридические
на специально-юридические
и то и другое
нет правильного варианта

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. Монархии бывают двух видов - абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Руководитель правительства официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место, его роль обычно ограничивается представительскими функциями.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.

Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Содержание

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская - данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: