Получение нового знания о государственно правовой действительности это результат функции

Обновлено: 24.04.2024

Как правило, в юридической литературе говорят о методологии как науке о методах либо о системе методов познания. Но понятия методологии шире. Методология дает нам ответ на вопрос: «Как осуществляется познание?». Чтобы ответить на этот вопрос, одних только способов (методов) недостаточно. Помимо собственно методов (приёмов и способов познания), методология включает в себя так же определенные парадигмы и принципы познания государственно-правовой действительности. Парадигма – определенное исходное положение, ключевая идея, на основе которой формируются соответствующие определенные концепции познания. В зависимости от того какие парадигмы берутся за основу, такой и концепт познания мы и определим. Парадигмы: верховенство закона, например. Хуань-Цзы (180-122 до н.э.): «Гибнущее государство не то, в котором нет закона, а то, в котором нет правителя». Профессор Роянов говорит не только о положительных парадигмах, но и о отрицательных, которые находят своё закрепление в общественном сознании («право тот, у кого больше прав»).

Помимо парадигм, в структуру методологии познания включаются еще и принципы познания. Т.е. такие основополагающие, руководящие идея, начала, на которых строится познание:

1. Принцип всеобщности познания. Формирование единой системы знаний для всего общества;

2. Принцип историзма познания. Изучение государства и права должно осуществляться в исторической перспективе, в динамике, в развитие явлений;

3. Принцип системности познания. Познание должно быть системным. Государственно-правовые явления между собой очень тесно связаны. И изучать мы их должны во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

4. Принцип научности познания. Изучение на основе строгих научных законов, в том числе и логических;

5. Принцип объективности познания. Получение знаний должно быть объективным, оно должно соответствовать реально существующей социальной действительности и опираться на неё;

6. Принцип истинности получаемых знаний. Если в философии вопрос об истинности знаний получил достаточное обоснование, то в рамках юридических наук вопрос об истинности познания особо не рассматривался. В крайнем случае вели речь об истинности отдельных частных теорий (например, истинность нормы права, истинность процесса доказывания);

7. Принцип взаимосвязи теории и практики. Получить знания о государственно-правовой действительности в отрыве от существующей практики невозможно. Н.Бор: «нет ничего практичнее, чем добротная теория».

В системе методов познания государства и права, не смотря на кажущуюся простоту, в юридической литературе является достаточно дискуссионным. Под методом понимают определенный способ познания. Вопрос в том, что включать в систему методов и как её определять. Одни авторы выделяют две группы методов: обще и частно научный. Мы будем говорить о трёх группах методов:

1) Общефилософские методы познания. Это по своей сути мировоззренческие. Это методы, которые и определяют концепцию нашего познания, концепцию направления познания. Все общефилософские концепции познания в последнее время сводят к одной – концепции диалектического материализма (Гегель). В ущерб идеалистической концепции, метафизике познания. О них почти не говорят, хотя это такие же методы познания. Необходимо разграничивать и использовать в совокупности и диалектический метод познания и метафизический. И тот и другой имеет равное право на существование. С помощью диалектического материализма все многообразие государства и права познать невозможно.

· Диалектический метод познания. Диалектика рассматривается как наука о развивающихся системных взаимосвязях, существующих в обществе между различными явлениями и процессами. Проще говоря, диалектика – наука о развитии. С точки зрения диалектического подхода, государственно-правовые явления рассматриваются именно как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии. Причём это развитие рассматривается как спиралевидное. При этом каждое государственно-правовое явление на каждом витке проходит несколько стадий, начиная от зарождения явления, его развитие, апогей явления, спад (упадок) и на смену одному явлению приходит другое, качественно-новое. При этом предпосылки для формирования нового явления появляются на стадии спада. В своём развитии государственно-правовые явления сами себя воспроизводят и повторяют, но уже на качественно ином уровне. Диалектическое развитие рассматривается всегда и осуществляется в соответствии со строго определенными объективными законами диалектики (количество – качество, отрицание – отрицание, единство и борьба противоположностей). Социальные явления всегда находятся тесно во взаимосвязи друг с другому, но в тоже время они постоянно находятся в конфликте друг с другом. Именно этот конфликт позволят выработать общие точки единства, которые позволяют этим явлениям развиваться дальше. (например, конфликт общества и государства).

Можно выделить два направления диалектического познания:

Ø Диалектический материализм. Основывается на том, что государство и право рассматриваются как явления материального мира и на их возникновение и развитие первостепенное, решающее воздействие оказывают именно материальные, в первую очередь экономические, условия жизни общества. Существует такая закономерность, чем выше уровень экономического развития общества, тем более свободной в этом обществе будет личность (при прочих равных условиях). Следовательно, государство будет более демократичным, право более совершенным.

Ø Диалектический идеализм.В основе возникновения государства и права лежат не материальные, а идеальные условия жизни общества (в основе – идея, дух, разум). Объективный идеализм – в основе государства и права лежит высшая идея, божественный разум, который непознаваем. Субъективный идеализм – основывается на том, что в основе государственно-правовой действительности лежит не высшая идея, а общественное сознание, психология общества и личности. Обоснование такого подхода – психологическая теория Петражицкого.

· Метафизика.Если диалектическое познание является чувственным, то метафизическое познание это познание нечувственное, иррациональное. С точки зрения метафизики, государство и право рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно. И как такие явления, государство и право не развиваются, а внутреннее совершенствуются. Развитие государства и права в замкнутом цикле. Метафизика нашла своё обоснование в теории абсолютной и суверенной власти. В этом случае исследователь будет формировать недостающие элементы умозрительно и в дальнейшем он будет строить свои умозаключения на этих элементах. Обоснованность такого подхода выражается в теории правового государства.

2) Общенаучные методы познания. В учебной литературе пишут о том, что это такие методы, которые используются не только ТГП, но и другими науками, что они являются общими для всех наук. Использование этих методов позволяет исследователю получить общее представление о изучаемом явлении. Хотя, используя эти методы познать глубоко явление нельзя. Определенные частные моменты будут упущены. Эти методы не рассчитаны на познание частностей.

· Метод абстрагирования. Абстрагирование – это восхождение от конкретного к абстрактному. На основе конкретных знаний (единичных знаний) о явлении мы делаем вывод об общих свойствах, отбрасывая единичные свойства явлений. «Познав человека я познаю человечество». Знание конкретной отраслевой нормы дает возможность сделать вывод о том, что представляет собой норма права как первичный социальный регулятор.

· Метод конкретизации. Это процесс обратный абстрагированию. На основе общих знаний о явлении мы делаем вывод о его единичных свойствах. Спуск от абстрактного к конкретному. «Познав человечество мы познаем человека».

· Анализ и синтез. Анализ предполагает разделение изучаемого явления на первичные элементы, изучение свойств каждого из элементов в отдельности, что позволяет нам сделать вывод о том, что представляет собой явление в целом. Синтез – процесс, противоположный анализу. Предполагает искусственное объединение нескольких однородных изучаемых явлений в единую целостную систему, изучение свойств этой конструкции, что позволяет сделать вывод о том, что же из себя представляет каждое из этих явлений.

· Логические методы исследования, включая дедукцию и индукцию. В основе получения знаний лежат приёмы формальной логики (закон исключенного третьего, правило кругов эйлера, правило доказательства от обратного, правило доведения до абсурда). Дедукция – путь от общего к частному. Индукция – от частного к общему.

· Системно-структурный метод. Для того, чтобы познать явление мы должны выявить его системные взаимосвязи с другими аналогичными явлениями, т.е. определить место этого явления в соответствующей системе. Каждое явление, будучи элементом определенной системы, в тоже время само по себе тоже представляет определенную систему, но уже иного, более низкого уровня.

· Функциональный метод.Использование этого метода основывается на выявлении и изучении функций явления или процесса.

· Исторический метод познания. Основывается на том, что для познания того или иного государственно-правового явления нам необходимо изучить ту историческую обстановку, в которой это явление формировалось, а также проследить историческую перспективу развития этого явления.

3) Частнонаучные методы познания. Это методы, которые выработаны самой природой ТГП и применяются только им. это самые частнонаучные методы, не только выработаны и применяются юридической наукой. Использование этих методов позволяет наиболее полно и глубоко изучить исследуемое явление, но только лишь с одной его стороны.

· Синергетический метод. Синергетика – это наука о самоорганизации и саморегулировании систем. Первоначально использовался в естественных науках. В середине 80х годов прошлого века эти методы были успешно апробированы применительно к социальным, в том числе к юридическим наукам. С точки зрения синергетического подхода, на возникновение и развитие государства и права и их институтов оказывают влияние не внешние условия среды, а внутренние изменения, которые происходят в самих этих явлениях и процессах. Накопление этих самых изменений происходит колебательно (волнообразно). При этом каждый следующий пик подъёма будет выше, чем пик подъёма предыдущий. И когда накопление изменений достигает наибольшей точки, явление переходит на качественно иной уровень;

· Социологический метод. Основывается на использовании соответствующих социологических приёмов, направленных на выявление и изучение общественного мнения. Приёмы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, проведение соцопросов;

· Статистический метод. Связан с социологическим, предполагает изучение явления на основе определения и анализа данных об этом явлении, выраженных в количественной форме.

· Компративестический метод (метод сравнительного правоведения). Для того чтобы познать явление мы должны провести сравнение этого явления с аналогичным ему, но существующий в другой правовой системе;

· Метод правового моделирования. Предполагает создание определенной модели исследуемого явления, на которой и будет определяться эффективность этого явления. Социальная модель явления, математическая модель и т.д.;

· Метод правового эксперимента. Для того чтобы правильно оценить и понять эффективность явления необходимо провести правовой эксперимент. Например, внедрение правового акта на определенной территории;

· Формально-юридический метод. Изучение государственно-правовой действительности основывается на познании смысла и содержания специальных юридических терминов.

*Некоторые авторы выделяют «специально-юридические методы»: метод толкования норм права, метод правовой систематизации и т.д.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Методами правового регулирования являются:
централизованный (субординация субъектов) и децентрализованный (автономия субъектов) методы
доплаты, компенсации, иммунитеты
запреты, ограничения, приостановления

2. Инструкция по эксплуатации холодильника относится к нормам:
технико-юридическим
правовым
социальным

3. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание самоорганизующихся, случайностных процессов, называется:
диалектико-материалистическим
синергетическим
теологическим

4. Частно-правовой метод теории государства и права – это метод:
сравнительно-правовой
конкретно-социологический
системный

5. Способы, приемы, процедуры толкования способствовали возникновению науки:
конфликтологии
компартивистики
герменевтики

6. Получение нового знания о государственно-правовой действительности – это результат функции:
эвристической
методологической
онтологической

7. Принцип ________________________ – многоаспектное, многогранное рассмотрение объекта изучения:
плюрализма
объективности
системности

8. Автором концепции цивилизма является:
В.С. Нерсесянц
С.С. Алексеев
В.В. Лазарев

9. Определите соответствие способа и процедуры принятия конституций:
Принятые парламентом — Служит стержнем правовой системы, обеспечивающим ее сбалансированность
Октроированные — Дарованные, пожалованные властью монарха конституции
Принятые учредительным (конституционным) собранием — Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом
Предполагает установление целей и задач развития общества и государства — Служит стержнем правовой системы, обеспечивающим ее сбалансированность
Путем всенародного голосования (референдума) — Проявляет творческие, стимулирующие свойства конституции

10. Способами правового регулирования являются:
дозволение, обязывание, запрет
инструкции, приказы, распоряжения
нормативные правовые акты, нормативные договоры

11. К основным признакам права относятся:
реальность действий, применимость к членам определенной организации, противоречивость
равенство, справедливость, традиционность
нормативность, системность, формальная определенность, институционность

12. __________________________ – избираемое (назначаемое) лицо для контроля за соблюдением прав человека:
Барристер
Прокурор
Омбудсман

13. _________________________– юридическое положение субъекта права:
Гражданство
Правовой статус
Правосубъектность

14. Определите последовательность перечисления в ст. 29 Конституции РФ следующих положений:
1) Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается
2) Каждому гарантируется свобода мысли и слова
3) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них

15. Международное наименование «Уполномоченный по правам человека» применимо к:
омбудсману
председателю Европейского суда по правам человека
Верховному комиссару по правам человека

16. В каком порядке в Конституции России расположены следующие главы:
1) «Основы конституционного строя»
2) «Права и свободы человека и гражданина»
3) «Федеральное устройство»

17. Система воздействия права на социальную жизнь – это:
совокупность источников права
механизм правового регулирования
законность

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Методами правового регулирования являются:
централизованный (субординация субъектов) и децентрализованный (автономия субъектов) методы
доплаты, компенсации, иммунитеты
запреты, ограничения, приостановления

2. Инструкция по эксплуатации холодильника относится к нормам:
технико-юридическим
правовым
социальным

3. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание самоорганизующихся, случайностных процессов, называется:
диалектико-материалистическим
синергетическим
теологическим

4. Частно-правовой метод теории государства и права – это метод:
сравнительно-правовой
конкретно-социологический
системный

5. Способы, приемы, процедуры толкования способствовали возникновению науки:
конфликтологии
компартивистики
герменевтики

6. Получение нового знания о государственно-правовой действительности – это результат функции:
эвристической
методологической
онтологической

7. Принцип ________________________ – многоаспектное, многогранное рассмотрение объекта изучения:
плюрализма
объективности
системности

8. Автором концепции цивилизма является:
В.С. Нерсесянц
С.С. Алексеев
В.В. Лазарев

9. Определите соответствие способа и процедуры принятия конституций:
Принятые парламентом — Служит стержнем правовой системы, обеспечивающим ее сбалансированность
Октроированные — Дарованные, пожалованные властью монарха конституции
Принятые учредительным (конституционным) собранием — Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом
Предполагает установление целей и задач развития общества и государства — Служит стержнем правовой системы, обеспечивающим ее сбалансированность
Путем всенародного голосования (референдума) — Проявляет творческие, стимулирующие свойства конституции

10. Способами правового регулирования являются:
дозволение, обязывание, запрет
инструкции, приказы, распоряжения
нормативные правовые акты, нормативные договоры

11. К основным признакам права относятся:
реальность действий, применимость к членам определенной организации, противоречивость
равенство, справедливость, традиционность
нормативность, системность, формальная определенность, институционность

12. __________________________ – избираемое (назначаемое) лицо для контроля за соблюдением прав человека:
Барристер
Прокурор
Омбудсман

13. _________________________– юридическое положение субъекта права:
Гражданство
Правовой статус
Правосубъектность

14. Определите последовательность перечисления в ст. 29 Конституции РФ следующих положений:
1) Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается
2) Каждому гарантируется свобода мысли и слова
3) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них

15. Международное наименование «Уполномоченный по правам человека» применимо к:
омбудсману
председателю Европейского суда по правам человека
Верховному комиссару по правам человека

16. В каком порядке в Конституции России расположены следующие главы:
1) «Основы конституционного строя»
2) «Права и свободы человека и гражданина»
3) «Федеральное устройство»

17. Система воздействия права на социальную жизнь – это:
совокупность источников права
механизм правового регулирования
законность


Поиск новых исследовательских способов, новых методов обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях. По своему происхождению метод берет свое начало из чувственной, конкретной предметной деятельности человека.

Практические приемы труда («логика дела») со временем теоретизировались в голове человека, кристаллизуясь в крупицы теории познания, и, в конечном счете, методологию. Сейчас реальность и действенность права должна определяться не столько непротиворечивостью собственных логических посылок или внешним соответствием конъюнктурным течениям, сколько степенью эффективности конкретной праворегулирующей, правоохранительной работы.

Правовые науки нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Применяя методы познания, теории права приближаются к осуществлению своей конечной цели - служить правовой практике, способствовать активному и творческому использованию правовых институтов.

Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средств позволяют праву решать свою важнейшую внутреннюю задачу - сводить в единую систему все знание о своем предмете.

Системный характер правовых дисциплин, как это было показано выше, проявляется и в тех ее функциях, которые осуществляются в ходе познания государственно-правовой
реальности.

Знание методологии правовых наук проявляется вполне рельефно еще и в том, что ее закономерности используют специальные отраслевые юридические науки, изучающие нормы и условия правового регулирования в определенной области государственной деятельности. Обогащение методологического багажа теории, в свою очередь, идет и за счет специальных и частных методик отраслевых дисциплин.

Подобно тому, как в системе сообщающихся сосудов переливается жидкость, существует «перелив» онтологии как науки о сущем в гносеологию - теорию познания, изучающую источники, средства и условия истинности научного
познания.

Любое открытое явление, закон науки («онтос» - «сущее») перерастает в принцип исследования, в способ мыслительных операций, в знание того («гносис» - «знание»), как добиться желаемого результата. Закон сохранения энергии или принцип верховенства закона являются одновременно составными частями предмета соответствующих областей знания и фундаментальными методологическими осно-
ваниями.

Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен быть истинным. Изменение содержания теории требует совершенствования методов. Фр. Бэкон утверждал, что искусство открытия росло с самим открытием. Вместе с тем, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, теория и метод не тождественны друг другу, не могут и не должны заменять и подменять
друг друга.

Вне зависимости от того или иного подхода к теории права последняя имеет под собой известное мировоззренческое философское основание, произрастает на его почве, воспринимает его как руководство к действию, как метод. Это основание вошло в определение.

Кроме того, теория права как фундаментальная юридическая наука интенсивно разрабатывает собственный общий метод анализа правовых явлений, свой особый, логически непротиворечивый комплекс исследовательских средств, выступающий методологическим фундаментом отраслевых и специальных юридических дисциплин.

А специфика разнообразных форм проявлений государственных и правовых процессов и отношений требует специальных ad hoc методик, способов, приемов. Подобный инструментарий, отчасти заимствованный из отраслевого юридического знания и многократно доказавший свою плодотворность, также фигурирует в данном определении. Эффективность тех или иных исследовательских средств во многом зависит от избранного подхода в изучении права и государства, а он может быть различным.

Традиции академической науки права на протяжении ряда десятилетий в нашей стране связывали ее с развитием материалистического, исторического, диалектического направлений в его марксистско-ленинском понимании. Однако материализм, диалектика, историзм возникли еще на ранних этапах становления научного знания, последовательно разрабатывались учеными многих поколений и по логике дела должны присутствовать и на его современном этапе.

Гегель писал, что «. поступательное движение не должно быть понимаемо как течение от некоторого другого к некоторому другому. В абсолютном методе понятие сохраняется в своем инобытии, всеобщее - в своем обособлении, в суждении и реальности; на каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, не только ничего не оставляет позади себя, но уносит с собой все приобретенное и обогащается и уплотняется внутри себя».

Философской (мировоззренческой) основой теории права и государства выступает диалектика - т.е. учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. На этом учении строится метод творчески познающего мышления.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой, вытекающей из их существа и также внешней по отношению к ним); закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).

Законы диалектики находятся в неразрывной связи с логическими средствами познания, имеющими интегральное значение в исследовании правовых явлений и процессов. Например, анализ и синтез позволяют переходить от менее конкретных к более конкретным правовым реальностям. Посредством анализа единая правовая целостность делится на отдельные составные части (нормы права, правонарушения, юридические факты и т.д.), каждая из них детально рассматривается самостоятельно, а затем с помощью синтеза все части соединяются в мышлении во всем богатстве их специфики и восстановленном целостном единстве многообразного проявления правовой действительности.

В общей цепи познавательного процесса диалектика пользуется выработанными категориями как инструментами проникновения в природу изучаемого явления: качество и количество, форма и содержание, сущность и явление имеют для теории права и государства первостепенное значение.

Важнейшей категорией диалектики является материя, прежде всего для тех теоретиков-правоведов, которые стоят на материалистических позициях. Категория материи не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет исходную диалектическую платформу для развертывания всех остальных категорий. С ней неразрывно связаны основные формы существования материи: движение, пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычленить тот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его свойства, установить различие
и тождество.

Основополагающее методологическое положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих материализм, - выделение из системы всеобщей связи явлений права и государства с экономическим базисом общества. Определяющая, в конечном счете роль экономики, производство материальных благ не отрицают самой существенной зависимости права и государства от большого количества самых разнообразных надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом. Временами и субъективные моменты, «человеческий фактор», например свойства характера или уровень менталитета законодателя, могут оказаться весьма существенными для формы проявления того или иного правового феномена или процесса. Подвергавшийся в свое время жесткой критике идеалистический подход весьма уместен при исследовании проблем правового сознания и правовой культуры, «лечении» правового нигилизма и фетишизма, определении свободы воли и выбора, без чего невозможна констатация вины и предъявление
обвинения и т.п.

Таким образом, только фундаментальная и по-настоящему академическая государствоведческая и правоведческая теория, использующая весь арсенал методологических средств, отрешенная от оков идеологизации и начетничества, может стать не только закономерным следствием и созидательным условием позитивного развития политико-правового процесса, выступить факторам единения и согласия общества, переживающего кризис.

Взгляд на диалектический метод как на единственно научный способ познания порождал в недалеко прошлом известное пренебрежение к частным приемам конкретных наук. Сейчас уже давно очевидно то, что в процессе познания правовых процессов и явлений простого понимания основных положений диалектики недостаточно.

Помимо знания общих законов и категорий диалектики важно и умелое владение общими и частными методами. Более того, требуется учитывать и случайности.

Хотя роль мировоззренческого философского основания огромна, оно не может, конечно, заменить общих методологических категорий и принципов, выработанных общей теорией права и государства.

Бесспорно, что без общих научных понятий сущности, содержания и формы права, систематики законодательства и правовой системы в целом, без общих научных понятий нормотворчества, реализации права, его толкования, правоотношения, законности и правопорядка, правомерного поведения и юридической ответственности и т.п., а также категорий демократии, политической организации общества, государства, его сущности, содержания и формы, его механизма и функций, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д., в которых воплощены и сконцентрированы результаты абстрагирующей работы мышления, ни одна из отраслей юридической науки не может плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы
знаний.

С одной стороны, это обусловлено тем, что в реальной правовой деятельности объективно существуют такие специфические закономерности развития правовых явлений, такие их связи и отношения, которые свойственны всем явлениям данного рода и без познания которых невозможно более или менее глубокое изучение предмета отраслевых юридичес-
ких наук.

С другой стороны, общие понятия, положения и определения науки лишь в том случае будут иметь практическое значение, если они связаны с конкретностью истины. Общие категории науки отнюдь не перечеркивают частных методов, а, наоборот, предполагают их.

Специальные и научные методы в познании правовых наук состоят в применении таких средств, которые пригодны лишь для изучения отдельных сторон, ограниченных и специфических областей государственно-правовой реальности. Не имея в виду дать их исчерпывающую классификацию, укажем на такие методы, как, например, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования или использования судебной и административной статистики. Каждый из них приобретает характер специального (специфического), поскольку непосредственно связан со специфическими сторонами исследуемого объекта.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение сравнительно-правового метода исследований в государственно-правовую теорию может привести и приводит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучается определенная совокупность относительно самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящих непосредственно в предмет традиционных юридических наук.

Формально юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы), развивавшие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовых явлений в советской правовой науке не пользовалось особым расположением (известное: формально правильно, по существу издевательство), хотя для практики такой подход и был характерным. Недооценка, пренебрежительное отношение к указанному методу необоснованны: forma legalis - forma esseentialis - юридическая форма есть существенная форма, считали древние. Формализм - неотъемлемое свойство права, формальный подход генетически выделил право из синкретического единства социальных регуляторов древности.

Таким образом, формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический или статистичес-
кий и т.п. метод.

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования, к которым относятся математические, математико-статистические, кибернетические и т.п. методики.

Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса, «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешно применяются в других областях современного знания. Одним из таких методов выступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права — основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая — функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая — функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая — функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая — функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная — функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;

6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) — функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая — функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая — функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;

9) практически—организаторская — функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная — функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико—познавательная — функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;

12) учебная — функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: