Положение по организации радиосвязи на судах рыбопромыслового флота с учетом гмссб

Обновлено: 24.04.2024

1. Утвердить Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и ввести его в действие с момента опубликования в газете "Российские вести" (приложение N 1).

3. С введением в действие настоящего Устава считать утратившим силу на территории Российской Федерации Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР от 25 октября 1972 года.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление мореплавания портов и охраны труда (А.А.Козлов).

1. Настоящий Устав определяет основы организации службы, права и обязанности членов экипажей на судах рыбного хозяйства Российской Федерации.

3. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажей судов, лиц, временно пребывающих на судне, и пассажиров.

4. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды, выполняющих обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и производственной деятельностью судна.

5. Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью.

6. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством, КТМ и настоящим Уставом.

7. Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.

8. Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также пользующиеся техническими средствами бытового назначения независимо от того, в чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность.

9. Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.

11. Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава.

12. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров. На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.

С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах, по усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания (по бункеровке судна, борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).

13. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения свидетельства на право плавания под флагом Российской Федерации. День первого подъема флага считается судовым праздником.

14. Государственный флаг указывает на национальность судна и под юрисдикцией какого государства оно находится.

15. Государственный флаг поднимается во время хода судна и стоянки его ежедневно с 8 ч. утра и спускается с заходом солнца.

В полярных морях зимой Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен быть поднят в пределах времени его видимости, а при продолжительном дне с 8 до 20 ч.

Государственный флаг поднимается ранее 8 ч. утра и не спускается после захода солнца, при условии его видимости, в следующих случаях:

б) при встрече в море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, до расхождения с ними.

При входе в порт, на стоянке и выходе из порта на судне, кроме Государственного флага, на грот-мачте (стеньге) поднимается вымпел судов рыбопромыслового флота Российской Федерации.

При следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного государства на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается и несется государственный флаг данного государства, постоянно, до выхода из указанных вод.

16. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, других лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается Государственный флаг Российской Федерации.

При нахождении на борту Председателя Роскомрыболовства на фокмачте (сигнальной мачте) поднимается флаг Председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству.

При нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного государства при стоянке судна в российском порту на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается государственный флаг данного государства.

17. В особо торжественные и праздничные дни либо дни национального праздника страны порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно расцвечивается флагами Международного Свода Сигналов.

В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины мачты. В отечественных портах флаг приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом и портовыми властями.

18. При встрече с военным кораблем под флагом Российской Федерации, либо с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, судно приветствует его однократным приспусканием Государственного флага. При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

19. Экипаж судна подразделяется на командный состав и судовую команду. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики, радиоспециалисты, врачи, мастера, руководители практики и другие лица, занимающие инженерно-технические должности. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

21. Члены экипажа с совмещенными профессиями (каждая специальность определена Уставом отдельно) выполняют свою основную работу по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

(01) соблюдать требования международных, национальных и местных правил, действующих нормативных документов, приказов и распоряжений судовладельца и капитана судна;


"Временное руководство по радиосвязи в морской подвижной службе для судов рыбопромыслового флота с морскими районами плавания А1 и А2 ГМССБ" утв. Приказом Госкомрыболовства России от 5 июля 2002 г. № 266
Настоящий документ составлен на основе Руководства по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Международного союза электросвязи, опубликованного в 1998 г.
Руководство предназначено дом членов экипажей судов с морскими районами плавания А1 и А2, в первую очередь судоводительского состава, которые имеют надлежащий действительный диплом радиооператора ГМССБ и назначены ответственными за ведение радиосвязи и несение радиовахты.
Основанием для создания настоящего Руководства явилось примечание к разделу VA приложения S16 к Регламенту радиосвязи 1998 г., в котором администрациям при определенных обстоятельствах разрешено освобождать отдельные типы судов от наличия на них международного Руководства морской подвижной службы. Вместе с тем опыт эксплуатации судов, в состав экипажей которых не был включен радиоспециалист ГМССБ, убедительно свидетельствует о настоятельной необходимости наличия на судне методического документа, содержащего информацию по фундаментальным принципам работы в системе ГМССБ, которые не всегда целесообразно помнить. Кроме того, отсутствие у судоводителей необходимых навыков эксплуатации современного радиооборудования и соответствующих документов, содержащих практические рекомендации, может не только затруднить их работу, но и не позволить осуществлять квалифицированное ведение радиосвязи при бедствии и для обеспечения безопасности судна.
В соответствии с изложенным в Руководство включены основные положения по использованию оборудования и эксплуатационные процедуры при работе в режиме цифрового избирательного вызова (ЦИВ) как в случаях бедствия, срочности и безопасности, так и в случае обеспечения радиосвязи общего назначения в виде извлечений из Регламента радиосвязи 1998 г. и рекомендаций Международного союза электросвязи.
Учитывая, что основным видом радиосвязи на судах с районами плавания А1 и А2 является радиотелефония с использованием ПВ- и УКВ-диапазонов, данное Руководство не содержит положений, регламентирующих порядок ведения радиосвязи в режимах кода Морзе, узкополосного буквопечатания (УБГТЧ), а также не освещает вопросы административного характера (заявки на радиочастоты, регистрация, присвоение и распределение частот, вопросы, относящиеся к воздушной и космической службам, и т.п.). В Руководство также не включены сведения о рабочих часах судовых станций, поскольку сроки несения слуховых вахт регламентированы только для судов с радиотелеграфным оборудованием для частоты бедствия 500 кГц, которая в ГМССБ не используется.


Instagram

регистрационный N 2503

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России,
Минсвязи России,
Госкомрыболовства России
от 4 ноября 2000 года N 137/190/291

Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

1. Основными документами, определяющими правила работы сетей радиосвязи в морской подвижной службе (МПС) и морской подвижной спутниковой службе (МПСС), являются соответствующие нормативные акты Международного союза электросвязи (МСЭ), содержащиеся в Руководстве по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы (далее - Руководство).

2. Настоящие Правила определяют специфические особенности в организации и эксплуатации станций морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации, учитывают положения Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.600) и других нормативных актов.

3. Соблюдение настоящих Правил является обязательным для всех береговых и судовых станций Российской Федерации независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности, а также для всех юридических и физических лиц, пользующихся услугами МПС и МПСС.

4. В своей работе станции МПС и МПСС руководствуются положениями Федерального закона "О связи", а при взаимодействии с организациями связи Российской Федерации - действующими в Минсвязи России нормативными документами.

5. При организации связи с иностранными станциями, станции МПС и МПСС Российской Федерации выполняют требования Руководства, а также настоящих Правил.

6. Средства связи МПС и МПСС Российской Федерации для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

1.1. Назначение радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы

7. Назначением радиосвязи МПС и МПСС является:

- обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море;

- обеспечение оперативно-диспетчерского руководства работой флота, экспедиций и организаций, непосредственно связанных с эксплуатацией морских судов;

- передача данных для автоматизированных систем управления;

- обмен официальной корреспонденцией;

- обмен общественной корреспонденцией.

8. Для выполнения упомянутых функций разрешается осуществлять радиосвязь и вести обмен информацией береговым станциям и береговым земным станциям:

- с отечественными и иностранными судовыми станциями;

- со станциями воздушных судов (при поисково-спасательных операциях);

- с отечественными и иностранными береговыми станциями при наличии соответствующего разрешения Госсвязьнадзора России.

Судовым станциям и судовым земным станциям:

- с отечественными и иностранными береговыми станциями и береговыми земными станциями;

- с другими судовыми станциями и судовыми земными станциями;

- со станциями воздушных судов (при поисково-спасательных операциях).

9. Время работы, частоты и другие данные береговых станций Российской Федерации определяются Расписаниями.

Судовые станции, не использующие методы и частоты системы ГМССБ в зависимости от их категории работают 8, 16 часов или круглосуточно. Время обязательной работы судовых станций каждой категории указано в Руководстве (часть В, статья S 50).

В приложении 3 настоящих Правил приведены часы вахт судовых станций МПС и МПСС Российской Федерации, учитывающие требования Судовладельцев.

Суда системы ГМССБ должны нести непрерывную вахту на соответствующих частотах бедствия цифрового избирательного вызова (ЦИВ).

1.2. Основные термины, определения и сокращения, применяемые в настоящих Правилах

10. В настоящих Правилах применяются указанные ниже основные термины, определения и сокращения.

11. Руководство - Руководство по радиосвязи морской подвижной и морской подвижной спутниковой службы (сборник нормативных актов МСЭ).

13. Радиосвязь - электросвязь, осуществляемая посредством радиоволн.

14. Морская подвижная служба (МПС) - подвижная служба радиосвязи между береговыми станциями и судовыми станциями, или между судовыми станциями, или между взаимодействующими станциями внутрисудовой связи; станции спасательных средств и станции радиомаяков - указателей места бедствия также могут участвовать в этой службе.

15. Морская подвижная спутниковая служба (МПСС) - подвижная спутниковая служба, в которой подвижные земные станции (судовые земные станции) устанавливаются на борту судов. Станции спасательных средств и станции радиомаяков - указателей места бедствия также могут участвовать в этой службе.

16. Береговая станция - сухопутная станция морской подвижной службы.

17. Судовая станция - подвижная станция морской подвижной службы, установленная на борту судна, не закрепленного постоянно на одном месте, не являющаяся станцией спасательного средства.

18. Береговая земная станция - земная станция фиксированной службы, расположенная в определенном фиксированном пункте на суше для обеспечения фидерной линии в морской подвижной спутниковой службе.

19. Судовая земная станция - подвижная земная станция морской подвижной спутниковой службы, установленная на борту судна.

20. Портовая станция - береговая станция портовой службы.

21. Судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

22. Госсвязьнадзор России - Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации при Минсвязи России.

23. ИНМАРСАТ - международная организация подвижной спутниковой связи.

24. ГМССБ - Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

25. КОСПАС-САРСАТ - международная спутниковая система обнаружения и определения местонахождения судов и самолетов, потерпевших аварию.

28. Радиотелеграмма - телеграмма, исходящая от (или предназначенная для) подвижной станции или подвижной земной станции и передаваемая на всем пути следования или на его части по каналам радиосвязи МПС и МПСС.

30. Телефония - вид электросвязи, предназначенный главным образом для обмена информацией в виде речи.

31. Радиотелефонный разговор - телефонный разговор, исходящий от (или предназначенный для) подвижной станции или подвижной земной станции и передаваемый на всем пути следования или на его части по каналам радиосвязи МПС и МПСС.

32. Факсимиле - вид телеграфии, предназначенный для передачи неподвижных изображений с полутонами или без них, с целью их воспроизведения в неизменном виде.

33. НАВТЕКС - международная автоматизированная служба передачи на суда навигационной, гидрометеорологической информации и информации о бедствии на частоте 518 кГц.

35. НАВАРЕА и ПРИП - навигационные предупреждения.

36. Расписание - в данных Правилах является обобщенным наименованием различных ведомственных документов, которые определяют порядок, сроки, частоты, режимы и другие особенности работы береговых станций конкретного ведомства или даже отдельной береговой станции.

37. УБПЧ - узкополосная буквопечатающая телеграфия.

39. ЦИВ - цифровой избирательный вызов, способ установления связи, использующий цифровые коды, предназначен для автоматического вызова станции и передачи сигнала тревоги в случае бедствия или для передачи информации.

41. SafetyNet - международная служба сети безопасности в системе ИНМАРСАТ, предназначенная для передачи информации по безопасности на море.

42. List of Radiodetermination and Special Service Stations - список станций радиоопределения и специальных служб, издаваемый Международным союзом электросвязи.

43. Сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано.

44. Отправитель (радиотелеграммы) - пользователь, который подает телеграмму, предназначенную для передачи.

45. Пользователь - гражданин, юридическое лицо, имеющие намерения заказать, либо заказывающие или использующие услуги станций МПС или МПСС.

1.3. Соблюдение настоящих Правил

46. Все работники станций МПС и МПСС обязаны хорошо знать и строго выполнять требования настоящих Правил.

47. Должностные лица, ответственные за установку, эксплуатацию и использование станций, обеспечивают режим охраны средств радиосвязи, исключающий доступ к радиоаппаратуре посторонних лиц и возможность ее использования в ущерб государственным и общественным интересам.

48. Каждая станция, установившая нарушение требований Правил и Руководства, обязана сообщить об этом в адрес службы связи Судовладельца, указав, какие пункты, статьи Правил или Руководства были нарушены. При нарушениях иностранной станцией требований Руководства службы связи Судовладельца составляют об этом донесение по форме, указанной в Руководстве (часть В, статья S 15, раздел VI и Приложение S 9), и направляют его в Госсвязьнадзор России в двух экземплярах.

Работы по теме выполняются поэтапно согласно календарному плану. Результаты работ по каждому этапу приведены в пункте 6 настоящего технического задания.

4.1. Разработанная информационная база данных по вопросам внедрения и эксплуатации конвенционного оборудования и новых телекоммуникационных технологий по материалам ИМО и МСЭ должна соответствовать положениям и требованиям: ратифицированных Российской Федерацией международных договоров и национального законодательства; действующих нормативно-правовых и распорядительных документов, а также приказов и распоряжений федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.

4.1.2. Разработка информационной базы данных должна осуществляться на преемственной основе с использованием научно-технического задела, полученного при разработке подсистемы "Судовое конвенционное и специальное оборудование" (СКиСО).

4.1.3. Результатами выполнения НИОКР должны являться актуализация данных по судам рыбопромыслового флота, конвенционному оборудованию и новым телекоммуникационным технологиям, а также развитие проблемно-ориентированной подсистемы СКиСО, входящей в состав отраслевой комплексной информационно-аналитической системы "Безопасность на море".

4.1.4. Созданная информационная база данных по вопросам внедрения и эксплуатации конвенционного оборудования и новых телекоммуникационных технологий должна обеспечивать:

- принятия управленческих решений и выполнения правоприменительных функций, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства или его территориальными органами управления в сфере безопасности на море;

- выполнения международных обязательств Российской Федерации и положений национального законодательства в области торгового мореплавания, связанных с обслуживанием рыбохозяйственного комплекса;

- взаимодействия Федерального агентства по рыболовству и Федерального агентства морского и речного транспорта при проведении операций поиска и спасания на море.

- усиление контроля за оснащением судов рыбопромыслового флота конвенционным оборудованием в соответствии с требованиями международных документов и национального законодательства;

- сокращение затрат на техническую эксплуатацию судов рыбопромыслового флота федеральной собственности;

- внедрение в эксплуатацию и развитие береговых объектов ГМССБ Федерального агентства по рыболовству новых телекоммуникационных технологий по материалам ИМО и МСЭ;

- создание единого информационного пространства и ресурса для обеспечения безопасной деятельности в сфере промышленного рыболовства в соответствии с требованиями международных, национальных и ведомственных правовых документов;

- создание регламентированных запросов для информационной поддержки операций поиска и спасания, а также внедрение в обеспечение безопасности мореплавания и рыболовства геоинформационных технологий в соответствии с требованиями и рекомендациями ИМО и МСЭ;

- создание баз данных по оборудованию радиосвязи, навигации и спасательным средствам судов рыбопромыслового флота Российской Федерации в соответствии с требованиями ООН и ИМО;

- создание отраслевых справочников по безопасности на море, в том числе, по идентификаторам, названиям и характеристикам судов, конвенционному и коммуникационному оборудованию, судовладельцам, собственникам, средствам, устройствам, системам и т.п.;

- совершенствование технологии сбора, хранения и защиты данных, касающихся судов, конвенционного и телекоммуникационного оборудования в соответствии с требованиями Конвенций, Кодексов и Резолюций международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией;

- обеспечение контроля за выполнением решений Федерального агентства по рыболовству в сфере управления безопасностью на море, связанных с промыслом водных биоресурсов.

4.1.5. Разработка информационной базы данных по вопросам внедрения и эксплуатации конвенционного оборудования и новых телекоммуникационных технологий по материалам ИМО и МСЭ должна предусматривать:

4.1.5.1 Создание гибких процедур работы с рабочими таблицами, в том числе внедрение современных способов поиска, сортировки и группирования объектов для ведения и запроса данных;

4.1.5.2 Применение обозначений и описания словесных характеристик классов морских судов в соответствии с требованиями Международной ассоциации классификационных обществ;

4.1.5.4 Актуализацию базы данных подсистемы СКиСО, связанную с изменением регистрируемых показателей морских судов рыбопромыслового флота, судовладельцев, собственников, портов приписки, назначения, а также видов и типов установленного судового конвенционного и специального оборудования и т.д.;

4.1.6. Ввод и корректировка информационных данных, а также подготовка регламентированных отчетов должно осуществляться с использованием нормативно-справочных данных (справочников).

4.2. Подготовка аналитических отчетов о деятельности ИМО за 2009 г. по направлениям работ Комитета по защите морской среды (МЕРС59) и Подкомитета по безопасности мореплавания (NAV55) должна предусматривать непосредственное участие исполнителей в работе официальных делегаций Российской Федерации на указанных сессиях и основываться на решениях ИМО, в том числе, принятых другими органами. При этом должен быть проведен тщательный контроль правильности изложения точек зрения российских делегаций, высказанных в ходе работы предшествующих профильных комитетов, подкомитетов и рабочих групп, касающихся компетенции МЕРС59 и NAV55.

4.2.1. Работа в составе официальных делегаций Российской Федерации на указанных сессиях ИМО должна предваряться анализом всех документов, представленных на рассмотрение по вопросам повестки дня сессий, а также участием в формировании позиции Российской Федерации и технических заданий.

4.2.2. Разработка новых стандартов и поправок к нормативным документам ИМО должна предусматривать учет отечественного опыта обеспечения безопасности мореплавания и рыболовства, внедрения передовых информационных технологий и защиты окружающей среды, а также интересов российских потребителей.

4.2.3. Участие в составе делегации России в работе Комитета по защите морской среды (МЕРС59) и Подкомитета по безопасности мореплавания (NAV55) должно способствовать укреплению позиции Российской Федерации в Международной морской организации, а также оказывать влияние на принятие приемлемых для Российской Федерации решений с целью:

- укрепления морского могущества России, направленного на ее самоутверждение, признание ее заслуг на международном уровне и получение соответствующего авторитета:

- создания условий, необходимых для получения наибольшей выгоды из морской хозяйственной деятельности населением Российской Федерации, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом.

Одновременно это должно способствовать установлению деловых контактов со специалистами других государств в сфере обеспечения безопасности мореплавания и рыболовства, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды с целью поддержания требуемого качества безопасности на море.

4.2.4. Решения, принятые Комитетом по защите морской среды (МЕРС59) и Подкомитетом по безопасности мореплавания (NAV55) по наиболее важным вопросам не должны:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июля 2020 года N 421

1. Утвердить Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

в Министерстве юстиции

29 октября 2020 года,

регистрационный N 60663

Приложение
к приказу Минсельхоза России
от 27 июля 2020 года N 421

Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации

Глава I. Общие положения

1. Настоящий Устав (далее - Устав) определяет основы организации службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (далее - суда), права и обязанности членов экипажа судов.

3. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажа судов, а также требования настоящего Устава в части обеспечения безопасности на судне и выполнения авральных работ обязательны для лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне (далее - лица, временно пребывающие на судне).

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

4. Каждый член экипажа судна должны знать и выполнять требования настоящего Устава.

Лица, временно пребывающие на судне, должны знать и выполнять требования настоящего Устава в части обеспечения безопасности на судне и выполнения авральных работ.

Глава II. Государственный флаг Российской Федерации, флаги и вымпелы

5. Поднятый на судне Государственный флаг Российской Федерации указывает на принадлежность судна Российской Федерации.

6. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судах с момента их государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации.

7. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне во время хода и стоянки на кормовом флагштоке ежедневно с 8 часов утра и спускается с заходом солнца.

8. За полярным кругом в зимнее время Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен быть поднят в 8 часов утра и находиться в поднятом состоянии до окончания времени его видимости, а с июня по август - с 8 до 20 часов.

9. Государственный флаг Российской Федерации поднимается ранее 8 часов утра и не спускается после захода солнца при условии его видимости в следующих случаях:

а) при входе судна в порт и при выходе судна из порта;

б) при встрече в море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, до расхождения с ними.

10. На судах при заходе в порт и выходе из порта, а также во время стоянки в порту кроме Государственного флага Российской Федерации может подниматься флаг (вымпел) судовладельца (при наличии).

11. При следовании и стоянке в территориальном море и внутренних водах иностранного государства на фок-мачте (сигнальной мачте) судна кроме Государственного флага Российской Федерации государственный флаг данного государства должен быть поднят постоянно до выхода из указанных вод.

12. При нахождении на судне Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других должностных лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, кроме Государственного флага Российской Федерации, поднимаемого на флагштоке, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на фок-мачте (сигнальной мачте).

13. При нахождении на борту судна с официальным визитом должностных лиц высших органов государственной власти иностранного государства, когда это связано с исполнением указанными лицами их обязанностей, при стоянке судна в российском порту на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается государственный флаг данного государства.

При посещении судна должностными лицами органов государственной власти иностранного государства, о встречах которых имеется указание посольства или консульства Российской Федерации, капитан судна встречает их и сообщает свою фамилию. Капитан судна, командный состав судна должны при этом находиться в форменной одежде (при наличии).

15. В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины высоты мачты (флагштока). В отечественных портах Государственный флаг Российской Федерации приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом Российской Федерации и капитаном порта.

16. При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации либо прохождения мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо швартовых, а также при встрече в территориальном море или внутренних морских водах иностранного государства с военным кораблем этого иностранного государства судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации.

При встрече в море с военным кораблем иностранного государства либо прохождения мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации по решению капитана судна.

17. При плавании в условиях швартовых операций, прохождении каналов и в узкостях, входе в порт и выходе из порта, маневрировании, плавании судна во льдах, на мелководье или во время шторма (далее - сложные условия) взаимное приветствие не является обязательным.

Глава III. Организация службы на судне

18. Эксплуатация судна осуществляется экипажем судна, члены которого должны иметь надлежащую для занимаемой должности квалификацию. Состав экипажа судна должен быть достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению режима рабочего времени на борту судна, недопущению перегрузки членов экипажа работой.

Задачами экипажа судна является обеспечение безопасной эксплуатации судна и безопасных условий труда, защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях на всех этапах эксплуатации судна в море, у причала и во время ремонта при наличии экипажа на борту.

19. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

20. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, выданные или подтвержденные капитанами портов.

В соответствии с пунктом 6.3 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ) судовладелец должен ознакомить экипаж судна с возложенными на него обязанностями, связанными с безопасностью и защитой окружающей среды.

Каждый член экипажа должен быть ознакомлен с возложенными на него обязанностями до выхода судна в море.

21. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными и трудовыми договорами, настоящим Уставом.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2020, N 22, ст.3378).

23. Экипаж судна подразделяется на командный состав и судовую команду. К командному составу относятся капитан, помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи.

К судовой команде относятся все остальные члены экипажа, выполняющие обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и производственной деятельностью судна.

24. Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) и другое имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания распределяются членам экипажа для обеспечения повседневной деятельности судна, его безопасности и поддержания готовности технических средств к использованию (далее - заведование).

25. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются распоряжением капитана по судовым службам и командам.

26. Судовые службы и команды на судне определяются в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем.

27. Судовые службы и команды обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание членов экипажа и других лиц, находящихся на судне.

28. Судовые службы подразделяются на общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах), научно-техническую, службу добычи (вылова) водных биоресурсов, службу обработки водных биоресурсов (далее - службы).

29. Руководство службами возлагается на лиц командного состава.

30. Судовые команды подразделяются на машинную, палубную, производственную и команду быта.

31. Члены экипажа с совмещенными профессиями выполняют свою основную работу по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

32. Если численность экипажа на судне не превышает 12 человек, службы (команды) не создаются, а должностные обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, совмещаются членами экипажа с учетом их специальности и опыта работы.

33. В целях организации службы на судах капитаном судна составляются и утверждаются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: