Положение о порядке распоряжения государственным имуществом утвержденного указом 169

Обновлено: 18.04.2024

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФУНКЦИИ
И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ, СУБСИДИЙ В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ
ВТОРЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3473; N 52, ст. 6983; 2016, N 27, ст. 4277, ст. 4278; 2018, N 53, ст. 8430), абзацем третьим пункта 39 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 51, ст. 7807; 2018, N 43, ст. 6599; N 49, ст. 7600, ст. 7631) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О.В. Войтенко.

Врио Министра
О.В.ВОЙТЕНКО

Утверждены
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 26.04.2019 N 169

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФУНКЦИИ
И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ, СУБСИДИЙ В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ
ВТОРЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают порядок определения объема и условия предоставления из федерального бюджета субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее соответственно - целевые субсидии, Учреждения, Министерство) осуществляет функции и полномочия учредителя.

2. Целевые субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

3. Целевые субсидии предоставляются на:

3.1. Осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации.

3.2. Осуществление мероприятий по ремонту объектов движимого имущества.

3.3. Осуществление мероприятий по реставрации объектов движимого имущества.

3.4. Проведение работ по консервации объектов недвижимого имущества.

3.5. Проведение работ по консервации объектов строительства, в том числе незавершенного строительства.

3.6. Проведение работ по консервации объектов движимого имущества.

3.7. Выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведение государственной экспертизы указанной проектной документации и результатов указанных инженерных изысканий.

3.8. Проведение энергетического обследования и получения энергетического паспорта объектов.

3.9. Проведение работ по подключению к линиям связи, электро- и теплоснабжения, сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе для увеличения потребляемой мощности (в случае если расходы на проведение указанных работ не включены в расходы на осуществление капитальных вложений).

3.10. Благоустройство земельных участков, находящихся в пользовании федерального государственного учреждения.

3.11. Осуществление природоохранных мероприятий.

3.12. Иные мероприятия в целях содержания имущества (в том числе содержание специального объекта).

3.13. Приобретение особо ценного движимого имущества, за исключением оборудования, транспортных средств, нематериальных активов.

3.14. Приобретение объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования.

3.15. Приобретение объектов особо ценного движимого имущества в части транспортных средств.

3.16. Модернизацию объектов нефинансовых активов, отнесенных к движимому имуществу, за исключением нематериальных активов.

3.17. Приобретение материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы).

3.18. Приобретение особо ценного движимого имущества, в части нематериальных активов.

3.19. Модернизацию объектов нефинансовых активов, в части нематериальных активов.

3.20. Разработку проектной документации на объекты капитального строительства и проведение инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства и организация проведения иных работ, предшествующих строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства.

3.21. Охрану объектов незавершенного строительства и территорий, используемых для их возведения, до принятия решения о консервации указанных объектов незавершенного строительства.

3.22. Осуществление мероприятий по оформлению прав на объекты недвижимого имущества.

3.23. Осуществление мероприятий по содержанию законсервированных объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.

3.24. Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне.

3.25. Проведение работ по созданию локальной системы оповещения или комплексной системы экстренного оповещения населения.

3.26. Проведение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями (в том числе на проведение противопаводковых мероприятий).

3.27. Проведение восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, в том числе в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия на территории Российской Федерации.

3.28. Реализацию мероприятий в области информационных технологий, включая внедрение современных информационных систем в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях.

3.29. Реализацию мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров и повышению квалификации кадров, в том числе стажировке.

3.30. Реализацию мероприятий по разработке профессиональных стандартов.

3.31. Оказание федеральным государственным учреждениям дополнительной государственной поддержки, в том числе для реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы.

3.32. Предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета, в том числе грантов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3.33. Подготовку и проведение мероприятий с участием Российской Федерации в международных организациях, форумах и встречах, в том числе проводимых по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

3.34. Погашение задолженности по денежным обязательствам Учреждения, возникшим до 1 января 2011 года, а также в силу принятия решений о реорганизации или изменении типа федерального казенного учреждения в целях создания федерального бюджетного или автономного учреждения, а также в целях погашения задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам.

3.35. Осуществление ликвидационных и реорганизационных мероприятий.

3.36. Организацию конференций, семинаров, выставок, переговоров, встреч, совещаний, съездов, конгрессов.

3.37. Реализацию мероприятий в рамках международного сотрудничества.

3.38. Обеспечение организации реализации проектов (в том числе федеральных проектов), включая методическую поддержку, координацию, мониторинг, свод и анализ информации об их реализации.

3.39. Реализацию мероприятий по пожарной безопасности.

4. Для получения целевой субсидии, указанной в подпункте 3.1 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

основание для проведения реставрации объекта недвижимого имущества (в случае осуществления мероприятий по реставрации);

акт обследования объекта недвижимого имущества, подлежащего реставрации и (или) капитальному ремонту;

смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.

5. Для получения целевых субсидий, указанных в подпунктах 3.2, 3.6 и 3.16 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

акт обследования объекта движимого имущества, подлежащего ремонту, модернизации и (или) консервации;

смету на проведение работ, руководителем Учреждения.

6. Для получения целевой субсидии, указанной в подпункте 3.3 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

основание для проведения реставрации объекта движимого имущества;

акт обследования объекта движимого имущества, подлежащего реставрации;

смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.

7. Для получения целевых субсидий, указанных в подпунктах 3.4, 3.5 и 3.23 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

решение Правительства Российской Федерации о проведении консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 41, ст. 5739);

сводный сметный расчет на проведение консервации (содержания объекта, подлежащего консервации), утвержденный руководителем Учреждения.

8. Для получения целевых субсидий, указанных в подпунктах 3.7, 3.8, 3.9, 3.11, 3.12, 3.17, 3.18, 3.19, 3.20, 3.21, 3.24, 3.26, 3.28, 3.29, 3.30, 3.31, 3.33, 3.36, 3.37, 3.38 и 3.39 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

9. Для получения целевой субсидии, указанной в подпункте 3.10 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

основание для проведения благоустройства земельных участков;

акт обследования объекта благоустройства;

смету на проведение работ, утвержденную руководителем Учреждения.

10. Целевые субсидии, указанные в подпунктах 3.13, 3.14 и 3.15 пункта 3 настоящих Правил, предоставляются Учреждению в целях обеспечения осуществления основных видов деятельности Учреждения, предусмотренных его уставом.

Для получения целевой субсидии Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

11. Целевая субсидия, указанная в подпункте 3.22 пункта 3 настоящих Правил, предоставляется Учреждению в целях завершения оформления прав на недвижимое имущество.

Для получения целевой субсидии Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

выписку из реестра федерального имущества (при наличии таковой у Учреждения);

Для получения целевой субсидии Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

основание для начала работ по созданию локальной системы оповещения (далее - ЛСО);

техническое задание на создание ЛСО;

смету на проведение работ по созданию ЛСО, утвержденную руководителем Учреждения.

13. Для получения целевой субсидии, указанной в подпункте 3.27 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

документы, подтверждающие наступление аварийной (чрезвычайной) ситуации;

акт обследования объектов, пострадавших в результате аварийной (чрезвычайной) ситуации;

смету на проведение восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, утвержденную руководителем Учреждения.

14. Для получения целевой субсидии, указанной в подпункте 3.32 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии.

15. Для получения целевой субсидии, указанной в подпункте 3.34 пункта 3 настоящих Правил, Учреждение направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

документы, подтверждающие наличие задолженности;

расчеты, подтверждающие недостаточность собственных средств для погашения задолженности.

16. Для получения целевой субсидии, указанной в подпункте 3.35 пункта 3 настоящих Правил, ликвидационная комиссия (ликвидатор) или комиссия по проведению реорганизационных мероприятий направляет в Министерство:

заявку на выделение целевой субсидии, содержащую информацию о потребности и размере целевой субсидии;

план проведения ликвидационных или реорганизационных мероприятий с указанием сроков проведения и ответственных исполнителей;

проект сметы на проведение ликвидационных или реорганизационных мероприятий.

17. Министерство при необходимости вправе запрашивать дополнительные документы и сведения для определения объема целевой субсидии. В этом случае срок, предусмотренный пунктом 18 настоящих Правил, не исчисляется с даты направления запроса до даты предоставления Учреждением дополнительных документов и сведений.

18. Объем целевой субсидии определяется Министерством на основании документов и сведений, представленных Учреждением в соответствии с настоящими Правилами, в течение 30 рабочих дней со дня их поступления, за исключением случаев, когда объем субсидии определен федеральным законом о федеральном бюджете, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

20. Перечисление целевых субсидий на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими Учреждениям, осуществляется в соответствии с Соглашением.

21. Остатки целевых субсидий прошлых лет, неиспользованные на начало текущего финансового года, в отношении которых Министерством не принято решение об использовании Учреждениями в текущем финансовом году, а также потребность в использовании которых не подтверждена, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

При наличии потребности неиспользованные остатки целевых субсидий на начало текущего финансового года могут быть использованы Учреждениями на те же цели в текущем финансовом году на основании решения Министерства, принятого по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

22. Информация об объемах и сроках перечисления целевых субсидий учитывается Министерством при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления кассового плана исполнения федерального бюджета.

23. В случае установления фактов нарушения целей и условий предоставления целевой субсидии соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета:

на основании требования Министерства - в течение 30 календарных дней со дня получения требования;

на основании представления и (или) предписания соответствующего органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

24. Контроль за соблюдением Учреждениями условий предоставления целевых субсидий, установленных настоящими Правилами и Соглашением, осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:

Указ N 169 определяет компетенцию госорганов и организаций (далее — госорганизации) по распоряжению имуществом, находящимся в республиканской собственности. Рассмотрим порядок распоряжения таким имуществом в случае, когда оно передано в безвозмездное пользование негосударственным юрлицам.

Понятие негосударственных юрлиц

Указ N 169 не содержит определения термина «негосударственные юридические лица».

ГК к негосударственным юрлицам относит любые организации частной формы собственности .

Вместе с тем отдельные НПА в сфере распоряжения госимуществом для целей своего применения конкретизируют организационно-правовые формы юрлиц, которые относятся к негосударственным. Это хозобщества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемники), и республиканские государственно-общественные объединения (РГОО) .

На заметку
К хозобществам, созданным в соответствии с законодательством о приватизации, относятся хозобщества, возникшие в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, госпредприятий, государственных унитарных предприятий, приватизации арендных и иных предприятий.
РГОО — это основанные на членстве некоммерческие организации, создаваемые для выполнения государственно значимых задач (например, ДОСААФ, ОСВОД, Белорусское общество охотников и рыболовов).

Полагаем, что с точки зрения единообразного подхода к терминам и определениям при распоряжении госимуществом приведенное выше понятие негосударственных юрлиц может применяться и к правоотношениям, урегулированным Указом N 169. При принятии госорганизациями решений по распоряжению имуществом в порядке, установленном Указом N 169, под негосударственными юрлицами следует понимать хозобщества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемников), и РГОО.

Способы распоряжения и субъекты, принимающие решения

Госорганизация может распоряжаться имуществом, переданным ею в безвозмездное пользование негосударственным юрлицам, следующими способами :

На заметку
Передача госимущества в безвозмездное пользование оформляется договором безвозмездного пользования имуществом (ссуды). Госорганизация выступает в нем ссудодателем, а негосударственное юрлицо — ссудополучателем.

отчуждать недвижимое имущество стоимостью менее 10 тыс. БВ (по согласованию с Госкомимуществом) и движимое имущество стоимостью менее 30 тыс. БВ;

передавать в залог недвижимое и движимое имущество стоимостью менее 300 тыс. БВ;

передавать без перехода права собственности недвижимое и движимое имущество.

Перечисленные сделки совершаются по решению (приказу) госорганизации, подготовленному в установленном порядке.

На практике возникают вопросы по разграничению компетенции госорганизаций и негосударственных юрлиц — ссудополучателей при сдаче в аренду госимущества, переданного в безвозмездное пользование.

Обратите внимание!
В аренду могут сдаваться находящиеся в республиканской собственности :
— недвижимое имущество (полностью или часть). Исключение составляют предприятия, незавершенные законсервированные и незаконсервированные капстроения;
— движимое имущество.

Имущество сдается в аренду (субаренду) по решению негосударственного юрлица — ссудополучателя после согласования с госорганизацией-ссудодателем .

В таком же порядке имущество передается и в безвозмездное пользование. Однако, если ссудополучателями являются другие негосударственные юрлица (хозобщества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемники), и РГОО), то порядок передачи будет иной. Решение о такой передаче принимает госорганизация-ссудодатель с согласия ссудополучателей .

8 (017) 500-45-01

minoblim@minsk-region.gov.by

Комитет государственного имущества Минского областного исполнительного комитета

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Сформирован ли Минским областным исполнительным комитетом перечень объектов недвижимости на 2022 год, в отношении которых органами местного управления и самоуправления может быть реализовано преимущественное право на приобретение в случае их продажи?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 581 «О приобретении объектов недвижимости для местных нужд» Минский областной Совет депутатов либо по его поручению Минский областной исполнительный комитет (далее – облисполком) ежегодно до 10 декабря формирует и утверждает на очередной год перечень находящихся на территории Минской области объектов недвижимости, которые могут быть использованы для местных нужд и в отношении которых в случае их продажи органами местного управления и самоуправления может быть реализовано преимущественное право на их приобретение за счет средств, запланированных в местном бюджете на эти цели.

В связи с отсутствием предложений о приобретении объектов недвижимости, указанный перечень облисполкомом на 2022 год не формировался.

Вопрос: Какими нормативными правовыми актами регламентирован порядок отчуждения имущества ОАО с долей государства?

Ответ: Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992 года, Гражданским кодексом Республики Беларусь, уставом ОАО.

Вопрос: Распространяется ли порядок отчуждения имущества, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом», в отношении имущества, являющегося собственностью ОАО с долей государства?

Ответ: Порядок, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом», регулирует отчуждение исключительно государственного имущества. Имущество ОАО находится в частной собственности.

Вопрос: Я являюсь владельцем акций, приобретенных в обмен на ИПЧ «Имущество». Могу ли я их продать в настоящее время?

Вопрос: Я являюсь акционером открытого акционерного общества. Как узнать начисляются ли на принадлежащие мне акции дивиденды и каким образом можно их получить?

Ответ: Необходимо обратиться в акционерное общество с вопросом какие решения по выплатам дивидендов принимались общим собранием акционеров за интересующие годы. Если принято решение начислять дивиденды и утвержден размер дивиденда на одну акцию, то за получением суммы можно обратиться непосредственно в акционерное общество.

Вопрос: Имущество, приобретенное на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, при осуществлении покупателем – индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности использовалось частично. Нарушено ли покупателем одно из обязательных условий договора купли-продажи, и каковы последствия в данном случае?

Ответ: Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее – Указ № 169), регулирующий отношения по распоряжению государственным имуществом, устанавливает обязательные условия при продаже недвижимого имущества на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, одним из которых является срок начала и период осуществления покупателем предпринимательской деятельности с использованием приобретенного недвижимого имущества и (или) построенного после его сноса.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, не предполагается возможность осуществления предпринимательской деятельности на части приобретенного недвижимого имущества. Приобретенный либо построенный объект недвижимости подлежит задействованию в хозяйственном обороте в полном объеме.

Нормативными правовыми актами не регламентированы минимальные и максимальные сроки осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, райгорисполкомы вправе устанавливать их исходя из экономических интересов и потребностей региона.

Аналогичным образом, исходя из указанного принципа социальной направленности регулирования экономической деятельности (статья 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь), будет решаться вопрос о защите нарушенных прав по договору, в том числе, при необходимости в судебном порядке (статья 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Пунктом 25 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденного Указом № 169, установлено, что контроль за совершением и исполнением сделок по распоряжению имуществом, а также принятие решений о полном исполнении приобретателем имущества обязательств по этим сделкам осуществляются государственными органами и организациями, принявшими решение об отчуждении.

Вопрос: Возможно ли применение продавцом имущества, находящегося в государственной собственности, термина «неэффективно используемое имущество» относительно субъектов предпринимательской деятельности – покупателей государственного имущества?

Ответ: Термин «неэффективно используемое имущество» используется в Указе Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 для работы с государственным имуществом в части включения его в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2019 г. № 763 «О вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества» для определения порядка организации работы по вовлечению в хозяйственный оборот указанного государственного имущества.

Вопрос: Предусмотрена ли ответственность для индивидуального предпринимателя – покупателя имущества, приобретенного на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, в случае несоблюдения им установленного договором купли-продажи периода осуществления предпринимательской деятельности с использованием этого имущества вследствие ликвидации покупателя? Возможно ли расторжение договора купли-продажи и возврат покупателем приобретенного им имущества без применения штрафных санкций?

Ответ:Пункт 24 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 (далее – Указ № 169), устанавливает ответственность за неисполнение обязательных условий продажи.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность осуществляется физическими лицами под свою имущественную ответственность. Кроме того, в силу статьи 23 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Согласно статьям 388 и 389 Гражданского кодекса обязательство прекращается смертью гражданина либо ликвидацией юридического лица. Таким образом, гражданское законодательство не предусматривает прекращения обязательства индивидуального предпринимателя в связи с прекращением его деятельности.

Справочно. Вопрос имущественной ответственности юридического лица, в отношении которого собственником имущества (учредителями, участниками) принято решение о ликвидации, решается следующим образом. В силу нормативного предписания статей 59 и 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь ликвидационной комиссией юридического лица принимаются все возможные меры для выявления кредиторов и удовлетворения их требований в установленном порядке.

Гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон (пункт 1 статьи 420 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При этом за неисполнение обязательств, устанавливаемых для покупателя имущества с начальной ценой в размере одной базовой величины, покупатель (приобретатель) несет ответственность в виде уплаты в бюджет разницы между оценочной стоимостью приобретенного имущества, действующей на дату принятия решения о его продаже (передаче), увеличенной с учетом индекса цен производителей на промышленную продукцию производственно-технического назначения, и ценой приобретения этого имущества (пункт 24 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденного Указом № 169).

Президент Беларуси подписал Указ от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее – Указ № 169), в соответствии с которым в стране смягчаются условия продажи неиспользуемого госимущества.

О подготовке такого документа журналистам рассказал на пресс-конференции еще в феврале 2018 года председатель Государственного комитета по имуществу Беларуси Андрей Гаев. Глава ведомства познакомил тогда журналистов с содержащимися в проекте новациями, которые включены в Указ № 169.

Как сообщает пресс-служба Президента Беларуси, указ принят с целью активизировать процесс вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества.

Действующий Указ от 4.07.2012 № 294, который утратит силу через шесть месяцев после официального опубликования Указа № 169, по сути, изложен в новой редакции. Для доступности восприятия Указа № 169 им утверждено Положение о порядке распоряжения государственным имуществом.

Отметим, что решить проблему вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества пытаются на протяжении уже ряда лет. Но дело тормозится: с одной стороны, не желают проявлять инициативу местные власти, а, с другой – сами предприниматели не горят желанием приобретать заброшенные пустующие здания и сооружения, которые требуют немалых инвестиций. Зачастую там отсутствует соответствующая инфраструктура. К тому же правоприменительная практика показала, что бизнес, даже вложив свои деньги в эти объекты, не всегда может открыть там свое дело.

Подписанный Александром Лукашенко документ призван ускорить решение проблемы.

Государственный комитет по имуществу Беларуси оперативно прокомментировал основные новации Указа № 169.

Сокращается количество обязательных шагов аукционов с понижением цены продажи имущества на торгах за счет исключения первого обязательного шага понижения цены на 20%. Таким образом, в случае отсутствия спроса имущество на повторные торги может выставляться сразу со снижением цены до 50%.

Упрощаются подходы по продаже неиспользуемого госимущества за одну базовую величину. В частности, расширяется перечень населенных пунктов, где будет разрешена продажа недвижимости на аукционе с установлением такой начальной цены – на всей территории Беларуси, кроме областных центров и г. Минска. То есть это положение распространяется на недвижимость таких крупных городов, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жодино, Жлобин и т.п.

Появится возможность использовать имущество, приобретенное на аукционе с начальной ценой продажи в одну базовую величину, не только покупателем, но и созданным им юридическим лицом. Добавим, что сегодня такой шаг расценивается правоохранительными органами как нарушение условий реализации госимущества со всеми вытекающими последствиями.

На приобретенных за одну базовую величину объектах разрешается деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности либо деятельности, при осуществлении которой физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают единый налог.

Срок предоставляемой покупателю государственного недвижимого имущества рассрочки для его оплаты увеличивается с 1 года до 3 лет. При этом срок рассрочки (в пределах 3 лет) будет определять сам покупатель. В случае продажи имущества его арендаторам для последних сохраняется право на пятилетнюю рассрочку.

Граждане и организации смогут приобретать неиспользуемое государственное недвижимое имущество для его разборки на стройматериалы, то есть для последующего его сноса. При этом продавцу не нужно будет оформлять техпаспорт и правоудостоверяющие документы на такое имущество (что требует определенных финансовых затрат), а покупателю – право на земельный участок, на котором оно расположено.

Также речь идет о праве выкупа арендованного госимущества всеми категориями арендаторов, включая физлиц, занимающихся агроэкотуризмом и ремесленнической деятельностью. Предоставление права выкупа арендуемого госимущества (наряду с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) физическим лицам будет способствовать развитию предпринимательской инициативы и занятости населения.

Для активизации работы по вовлечению неиспользуемого и неэффективно используемого недвижимого госимущества в хозяйственный оборот его балансодержатели получают право оставлять себе 50% средств, получаемых от реализации такой госсобственности (сегодня все средства направляются в бюджет).

Напомним еще раз, что перечисленные и ряд иных положений Указа № 169 вступят в силу через шесть месяцев после официального опубликования документа.

Проект указа прошел обсуждение на заседаниях созданного при ГКИ общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства, а также согласован с Советом по развитию предпринимательства.

Об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2022 г. № 1127

МОСКВА

Об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации;

перечень государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, в отношении которых применяется Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, утвержденное настоящим постановлением.

2. Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в месячный срок разработать примерную форму трудового договора руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов (далее - должностные лица руководящего состава) государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации.

3. Установить, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ежегодно, до 1 августа, представляет в Правительство Российской Федерации отчет о соблюдении условий оплаты труда за прошедший год должностных лиц руководящего состава государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, указанных в перечне, утвержденном настоящим постановлением.

4. Федеральным органам исполнительной власти, государственным корпорациям и государственным компаниям обеспечить приведение трудовых договоров должностных лиц руководящего состава и локальных нормативных актов организаций, указанных в перечне, утвержденном настоящим постановлением, в соответствие с настоящим постановлением.

5. Рекомендовать публично-правовым компаниям руководствоваться Положением, утвержденным настоящим постановлением.

6. Пункт 4 Положения о Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2014 г. № 855 "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 36, ст. 4846; 2018, № 49, ст. 7625; 2022, № 1, ст. 94, № 12, ст. 1874), дополнить подпунктом "м" следующего содержания:

"м) согласовывает условия оплаты труда и размер годового максимально возможного совокупного персонального вознаграждения руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов организаций, указанных в перечне государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, в отношении которых применяется Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 1127 "Об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации".".

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 июня 2022 г. № 1127

ПОЛОЖЕНИЕоб условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации

1. Настоящее Положение устанавливает условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов (далее - должностные лица руководящего состава) организаций, указанных в перечне государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, в отношении которых применяется Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 1127 "Об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации" (далее - организации).

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"выплаты от участия в органах управления иных юридических лиц" - выплаты от участия должностных лиц руководящего состава организаций в органах управления и контроля дочерних и зависимых хозяйственных обществ и (или) иных юридических лиц с прямым или косвенным участием Российской Федерации;

"годовое максимально возможное совокупное персональное вознаграждение" - максимально допустимые выплаты должностным лицам руководящего состава организаций, состоящие из должностного оклада, компенсационных выплат и стимулирующих выплат, определенных настоящим Положением, а также выплат от участия в органах управления иных юридических лиц и иных выплат, в установленных трудовым законодательством случаях (за исключением выплат, предусмотренных указами Президента Российской Федерации);

"должностной оклад" - фиксированный размер оплаты труда должностных лиц руководящего состава организаций за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

"ключевой показатель эффективности" - показатель, связанный со стратегическими документами Российской Федерации, а также со стратегическими документами самих организаций, на основании которого оценивается эффективность деятельности организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава по итогам работы за год или квартал;

"компенсационные выплаты" - денежные выплаты, установленные в целях возмещения должностным лицам руководящего состава организаций затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, и предусмотренные настоящим Положением;

"стимулирующие выплаты" - выплаты стимулирующего характера, связанные с достижением целевых значений ключевых показателей эффективности и предусмотренные настоящим Положением.

3. Условия оплаты труда должностных лиц руководящего состава организаций определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Положением.

В трудовой договор с должностными лицами руководящего состава организаций включаются положения, устанавливающие условия оплаты труда, размер годового максимально возможного совокупного персонального вознаграждения, а также их персональную ответственность за несоблюдение настоящего Положения.

4. Могут быть установлены следующие компенсационные выплаты:

централизованно установленные выплаты за работу в особых климатических условиях (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, прецедентные надбавки за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями). Указанные выплаты устанавливаются исходя из места работы, определенного трудовым договором;

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу для должностных лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе;

доплата за членство в коллегиальных исполнительных органах;

доплата при совмещении должностей.

Установление иных компенсационных выплат не допускается.

5. Обязательными стимулирующими выплатами являются премии по итогам работы за год, связанные с достижением годовых целевых значений ключевых показателей эффективности.

Размер премии по итогам работы за год при выполнении годовых целевых значений ключевых показателей эффективности в соответствии с методическими рекомендациями по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 3579-р, должен составлять не более 50 процентов годового максимально возможного совокупного персонального вознаграждения.

Премия по итогам работы за квартал может быть установлена при выполнении промежуточных целевых значений ключевых показателей эффективности в соответствии с методическими рекомендациями по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 3579-р. Совокупный годовой предельный размер премий по итогам работы за квартал не может превышать 10 процентов годового максимально возможного совокупного персонального вознаграждения.

Установление иных стимулирующих выплат не допускается.

6. Размер годового максимально возможного совокупного персонального вознаграждения должностных лиц руководящего состава организаций устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности организаций (отраслевой принадлежности организаций) с учетом сложности управления организациями, объемов производства продукции и иных отраслевых особенностей.

7. Предложения об условиях оплаты труда и о размере годового максимально возможного совокупного персонального вознаграждения должностных лиц руководящего состава организаций формируются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности организаций, или советами директоров (наблюдательными советами) государственных корпораций, государственных компаний и направляются на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации.

Условия оплаты труда и размер годового максимально возможного совокупного персонального вознаграждения должностных лиц руководящего состава организаций подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и рабочей группой при Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.

8. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

____________

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 июня 2022 г. № 1127

ПЕРЕЧЕНЬгосударственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации, в отношении которых применяется Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации

I. Государственные корпорации и государственные компании

1. Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов"

2. Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ"

3. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

4. Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"

5. Государственная компания "Российские автомобильные дороги"

II. Хозяйственные общества, акции в уставном капитале которых находятся в собственности Российской Федерации

6. Акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"

7. Акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Продинторг"

8. Акционерное общество "ВО "Безопасность"

9. Акционерное общество "Главный научный инновационный внедренческий центр"

10. Акционерное общество "ГЛОНАСС"

11. Акционерное общество "Гознак"

12. Акционерное общество "Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных"

13. Акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания"

14. Акционерное общество "ДОМ.РФ"

15. Акционерное общество "Зарубежнефть"

16. Акционерное общество "КАВКАЗ.РФ"

17. Акционерное общество "Кизлярский коньячный завод"

18. Акционерное общество "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз - Антей"

19. Акционерное общество "Корпорация морского приборостроения"

20. Акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

21. Акционерное общество "Корпорация Туризм.РФ"

22. Акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

23. Акционерное общество "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии"

24. Акционерное общество "Почта России"

25. Акционерное общество "Приокский завод цветных металлов"

26. Акционерное общество "Росагролизинг"

27. Акционерное общество "Росгеология"

28. Акционерное общество "Росзарубежнефть"

29. Акционерное общество "Роскартография"

30. Акционерное общество "РОСНАНО"

31. Акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ"

32. Акционерное общество "Российские ипподромы"

33. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"

34. Акционерное общество "Росспиртпром"

35. Акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы"

36. Акционерное общество "Управление строительства № 30"

37. Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

38. Акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта"

39. Открытое акционерное общество "Государственная акционерная компания "Оборонпромкомплекс"

40. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

41. Публичное акционерное общество "Промсвязьбанк"

42. Публичное акционерное общество "Транснефть"

43. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: