Полномочия государственных органов это составная часть компетенции и статуса органа его права и

Обновлено: 25.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция органов государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Компетенция органов государственной власти

Судебная практика: Компетенция органов государственной власти

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 76 Конституции РФ "По смыслу части 3 статьи 11, частей 2 и 5 статьи 76, статей 72, 94 Конституции РФ федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Компетенция органов государственной власти

Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Установление в документах по закупке требования о наличии у участников лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну 2. Правомерно ли установить требование к участникам закупки о наличии у него лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении работ на объектах госорганов, обеспечивающих в пределах своей компетенции защиту государственной тайны, и отказать в допуске к участию в конкурсе или аукционе в связи с непредставлением лицензии?

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения В соответствии с пунктом 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Нормативные акты: Компетенция органов государственной власти

Данные нормы образуют конституционно-правовой институт государственных органов. Это самый объемный институт конституционного права.

Элементами конституционно-правового статуса государственного органа являются:

1. Компетенция. Она включает два аспекта:

· Полномочия – это права и обязанности государственного органа. Поскольку у органов власти права и обязанности чаще всего слиты, то они обобщенно и называются полномочиями.

· Предмет деятельности – это сферы общественной жизни, в которых органы власти реализуют свои полномочия. Например, промышленность, торговля, образование.

2. Правовые акты, принимаемые органом. Каждый государственный орган может принимать правовые акты, но далеко не все государственные органы уполномочены на принятие нормативных правовых актов. Например не могут принимать нормативные правовые акты Администрация Президента, органы прокуратуры (кроме генеральной), суды (кроме высших судебных), Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов.

3.Устройство государственного органа. Это система органа власти, то есть части, из которых он состоит и их взаимосвязи. Устройство Парламента характеризуется наличием двух палат.

4. Порядок формирования и прекращения полномочий государственного органа. Есть несколько способов формирования органа:

· Назначение;

· Избрание. Государственные органы могут избраться народом, либо другими государственными органами.

· Смешанный. Половина судей Конституционного суда назначаются Президентом, а вторая половина судей избирается Советом Республики.

5. Процедура деятельности государственного органа. Данный элемент имеет значение, прежде всего, для коллегиальных государственных органов. В некоторых случаях процедуре их деятельности придается исключительно большая роль.

47.

Система ОГВ РФ.

Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3. Правительство Российской Федерации;

4. суды Российской Федерации.

Конституцией РФ закреплен принцип разделения государственной власти на:

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Принципами организации и деятельности органов государственной власти в РФ являются: демократизм, законность, единство, гуманизм, научность, выборность, гласность, суверенитет государственной власти, участие граждан в осуществлении государственной власти.

Видыорганов государственной власти в РФ.

1. В соответствие с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

2. В соответствие со сроком исполнения полномочий: постоянные и временные.

3. В соответствие с характером компетенции: общей компетенции и специальной компетенции.

4. В соответствие с действующей иерархией государственных органов: федеральные, республиканские, местные.

5. В соответствии со способом осуществления полномочий: единоличные и коллегиальные.

Законодательная ветвь власти — это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации; в субъектах — государственные советы, государственные собрания, за­конодательные собрания, краевые, областные, городские думы, Московская городская Дума, Санкт-Петер­бургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (федеральные министер­ства и службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.).

Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

В субъектах РФ органами исполнительной власти могут высту­пать президенты, губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

· органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);

· органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции, он не от­несен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование, взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Судебную власть осуществляют только суды, например, Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды.

Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.

Первичным системообразующим элементом государственно-управ­ляющего воздействия на общество является государственный орган.

Государственный орган (англ. State body; от греч. огganization — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном (официальном, юриди­ческом) порядке образование, выполняющее от имени государства ка­кую-либо одну или несколько его функций в соответствий со своим специальным общественным предназначением, обладающее организаци­онным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, кото­рые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом может быть одно должностное лицо (институт президента) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию вла­стно-управленческих функций.

Сущность государственного органа, его характер можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политическо­го (государственно-властный характер); социологического (предназначе­ние решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума); юридического (принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность); административно-управленческого (выполняет функции, стоящие перед государством на определенном участке руководства обществом в безусловном, императивном порядке, наделяется для этого необходимыми средствами).

Что означает установленный порядок образования государственно­го органа?

Это означает, что любой госорган имеет правовую, законодатель­ную основу, получает соответствующий правовой статус после изда­ния законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уров­не субъектов Федерации, после принятия об этом органе Положения, утвержденного Указом Президента РФ, главой администрации и т. Д.

В Положении — нормативном, основополагающем учредительном те _ устанавливаются задачи, обозначаются специальная компетен­ция, функции и полномочия, т. е. в целом то, что должен и может осуществлять госорган, оправдывая свое предназначение.

Госорган наделен государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние регулируют его связи с другими органами по горизонтали и вертикали власти, с об­ществом, зарубежными структурами и т. д. Внутренние полномочия регулируют деятельность внутри своей организации (прием на работу, руководство конкретными подразделениями, кадровым, матери­ально-техническим, финансовым обеспечением и др.). Госорган при­нимает нормативные правовые акты, осуществляет правопримени­тельную и правоохранительную деятельность. Его правовой статус состоит из трех блоков: целевого, организационно-структурного и компетенции как совокупности властных полномочий и подведом­ственности.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «орга­низация». Организация — это совокупность людей, их коллектив; ор­ганизация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Поэтому орган — это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Государственно-управляющее воздействие на общество реализует­ся только через совокупность государственных органов, а" само госу­дарство выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм составляющих ее субъектов управления.

Государственные органы — это совокупность всех субъектов госу­дарственно-управленческой деятельности, включая субъекты государ­ственной власти, а также органы государственного управления, кото­рые создаются как рабочий механизм представительной, исполнитель­ной и судебной власти — государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование.

Все субъекты управления обладают рядом универсальных призна­ков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управле­ния;

— выражает интересы определенной социальной общности — народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь слож­ной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых Социальных целей;

— является системно организованным, в этом качестве ему Свойственны черты любой социальной системы, прежде всего корреляции структуре, функциях, деятельности — как неизбежный ответ на из­менения объекта управления;

— имеет присущие ему определенные, отражающие общесистем­ное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в том или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирова­ние, планирование, организацию, регулирование, контроль;

— обладает собственной, юридически обоснованной организаци­ей, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент;

— занимает строго определенное место в иерархии государствен­ного аппарата, принимает строго определенные виды решений.

Будучи во многом схожими между собой, субъекты управления довольно существенно различаются по формам построения, степени юридического основания, по сочетанию принципов коллегиальности и единоначалия, профессиональных и общественных начал, выборно­сти и назначения на должности, по методам и формам деятельности, пределам ее регламентации. Перечисленные различия обусловливают специфику государственных организаций. Познание специфики, осо­бенностей субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирования воздействия множества субъектов по отношению к одному и тому же объекту.

Заключая вопрос о видах организационно-правовых форм испол­нительной власти, отметим, что правовой статус госоргана предпола­гает ответы на следующие вопросы:

1) органом какого именно государства, государственного образо­вания выступает данная структура;

2) к какому виду организационно-правовых форм по основному содержанию своей деятельности относится данный орган;

3 кто этот орган учреждает, образует, формирует его руководя­щий и весь личный состав;

4) кому орган подчинен, подотчетен, поднадзорен, подконтролен и перед кем ответственен;

5) кто вправе отменять, приостанавливать, изменять или опроте­стовать его акты;

6) какова компетенция данного органа;

7) кто ему подотчетен;

8 какова юридическая сила актов данного органа, каковы офи­циальные их наименования;

9) какими государственными символами орган вправе пользовать­ся;

10) каковы источники финансирования органа;

11) обладает ли он правами юридического лица?

7.2. Организационно-структурное построение государственного органа

Если мы говорим о структуре системы государственного управле­ния, то употребляем термин — институционально-структурное построение как совокупность и связи институций — органов госуправления. Если мы говорим о структуре отдельного госоргана, то употребля­ем термин — организационно-структурное построение как совокуп­ность подразделений и связи между ними внутри органа управления.

Каждая структурная единица — отпечаток целого и в то же время относительно самоуправляемая, автономная, организационно-оформленная инстанция со своей компетенцией, предопределенной право­вым актом.

Исходным структурообразующим фактором является функция, ее

Функциональный подход — определяющий для структурного оформления управляющей системы в целом и для отдельной публичной службы.

Каждый государственный орган имеет название, в котором четко ' видна основная, общественно необходимая функция, т. е. тот процесс [ управляющего воздействия, который этот орган призван осуществлять в бесспорном, безусловном, непрерывном порядке. И каждое подраз­деление госоргана — это процессуальная инстанция административ­ного производства по исполнению юридически организованных и значимых действий, совершаемых в соответствии с установленными . Для него функциями и полномочиями в части реализации компетен­ции по подготовке или принятию правовых актов госоргана.

Главная направленность организационных реформ исполнитель­ной власти — приведение организационной структуры аппарата; :полное соответствие с объективно необходимыми функциями. Суть этих реформ — меры по сокращению звенности («этажей») управления, укрупнение низовых и центральных органов управления, ограни-? Чение числа занятых в управлении. Успех реформ зависит от многих Факторов, внешних и внутренних: материальных ресурсов, техники Управления, технологий, уровня подготовки персонала, организации труда, стиля управления, степени вовлечения граждан в управление — ^ е это ресурсы совершенствования системы управления, ее упорядочения, организации.

Организация (фр. organisation) как понятие употребляется в двух смыслах. В одном случае оно фиксирует статичную закономерность системы - упорядоченное устройство, объединение чего-либо, кого-либо в одно целое; коллектив людей, объединенных общей программой (целью, задачей), государственное объединение, обществен­ное, партийное и т. п. учреждение.

В другом случае понятие «организация» фиксирует динамичную за­кономерность системы как характеристику процесса функционирова­ния учреждения (объединения) — внутреннюю упорядоченность дей­ствий, согласованное взаимодействие всех участников процесса для достижения общих целей.

В том и другом случае ключевым словом, синонимом «организа­ции» является «упорядоченность» — структуры (внутреннего устройст­ва) или/и процесса, действия.

Среди многообразия существующих определений понятия «струк­тура органа управления» выделяются две основные группы. Одну из них составляют определения, трактующие структуру как совокупность внутренних структурных подразделений управления, которые наделе­ны соответствующей компетенцией.

Другую группу составляют определения, которые включают в структуру не только состав структурных подразделений, но и сово­купность взаимосвязей, взаимоотношений этих подразделений. Это, на наш взгляд, более обоснованный подход. Он позволяет при анали­зе структуры органа управления учитывать:

1) состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;

2) систему структурных связей, функциональных, коммуникатив­ных, информационных;

3) порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий, ответственности.

Организационная структура (или структура органа власти) являет­ся формой разделения и кооперации управленческой деятельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.

В составе структурных подразделений можно выделить: руково­дство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделе­ния.

Руководство осуществляет ориентирующие функции, т. е.:

• устанавливает направление для функциональных и обеспечи­вающих подразделений;

• обеспечивает общее комплексное (по всем вопросам без ис­ключения) управление всеми структурными подразделениями, а зна­чит, и объекта в целом. Оно может быть, как известно, единоличным и коллегиальным;

• устанавливает соотношение полномочий различных должно­стей, при этом руководство производит деление функциональных подразделений на более мелкие организационные подразделения,
чтобы эффективнее организовать работу;

• определяет должностные обязанности как совокупность опре­деленных задач и функций и поручает их выполнение конкретным

Первичным элементом в структуре организации является долж­ность.

Структура организации госоргана управления — это упорядоченная совокупность составляющих его подразделений, выполняющих кон­кретные функции и полномочия в рамках юридически установленной для них компетенции. Другими словами, структуры органов исполни­тельной власти порождаются их целями и общими функциями, с тем чтобы эти общие функции конкретизировались и персонифицирова­лись в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.

Взаимосвязь задач и функций и различных структурных подразде­лений учреждения можно проследить на схеме:

В предметно-замкнутых структурах административного органа не­обходимо так организовать работу, чтобы соответствующее подразде­ление имело право решить вопрос до конца или, самое меньшее, взять на себя контакты с другими подразделениями, участвующими в решении дела.

Согласно классической теории организации структура госоргана Должна разрабатываться сверху вниз, от центра принятия решений, ^начале руководители органа должны осуществить его разделение на сферы деятельности, затем перед ними стоит задача проанализировать совокупность необходимых функций, а потом составить конкретный план формирования организационной структуры. Последовательность разработки структуры такова:

1) орган делится на широкие блоки подразделений по горизонта­ ли в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации его стратегии;

2) устанавливается соотношение полномочий различных должно­стей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать
специализацию и избежать перегрузки руководства;

3) определяются должностные обязанности как совокупность оп­ределенных задач и функций и поручается их выполнение конкрет­ным лицам.

Организационная структура не является застывшей формой. К процессу изменения организационных структур и их кадрового со­става следует относиться как к реорганизации, которая происходит эволюционно, на основе обеспечения преемственности и внедрения новых технологий управления. Важно найти оптимальную органиче­скую (адаптивную) структуру.

Теперь целесообразно затронуть проблему упрощения структур с целью сделать их более горизонтальными. Обычно это делается пу-, тем изменения названий подразделений, что является терминологиче­ской маскировкой.

К примеру, в одном государственном учреждении было 73 работ­ника в 9 отделах. После модернизации структуры число работников сократилось до 63, а количество отделов — до 5. Зато кроме отделов возникло 5 постоянных групп, каждая из которых получила руководи­теля. Словом, после реорганизации раздробленность структуры стала больше, чем была. Маскировкой прогрессирующего раздробления ста­ли слова «группа» или «сектор», введенные вместо слова «отдел». В другом учреждении провели объединение некоторых отделов, но ввели постоянные группы, назначив в каждую из них руководителя, названного инспектором.

В ноябре 1995г. постановлением Правительства РФ «О структур 6 центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» установлено, что численность департамента не может быть меньше 35 должностных единиц, управления — .не менее 20 единиц, отдела — не менее 10 единиц; число ведущих государственных должностей не должно превышать 10%, старших — 40% общей численности, штатная численность отдела — первичного подразделения не может быть ме­нее 5 единиц.

Государственный орган –составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовое формы деятельности.

При этом под компетенцией понимается принадлежащие государственному органу круг ведения, пределы его действия по осуществлению государственных функций и решению государственных задач; это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать государственный орган; в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей. Полномочия, в сою очередь, можно определить как принадлежащие государственному органу и государственному служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленные на выполнение компетенции государственных органов.

Понятие “орган” является частью более широкого понятия “организация” Организация – это совокупность людей, их коллектив, организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, т.е. всякая организация совершает действия через образуемые ею органы. Поэтому орган – это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Каждый государственный орган имеет свой правовой статус. Слово статус (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения. Правовой статус органа государственной власти – это его правовое положение в системе других государственных органов, а также единство прав, обязанностей и полномочий органа государственной власти. Правовой статус – это совокупность элементов, которые характеризуют орган государственной власти с различных точек зрения. К таким элементам следует относить:

1) правовую основу деятельности – нормативно-правовая база;

2) систему органов – структура, руководство;

3) принципы деятельности;

4) цели деятельности (основное назначение);

5) задачи и функции;

7) подотчетность и подконтрольность – виды контроля и надзора, ответственность сотрудников;

8) взаимодействие с другими органами.

Исследователи предлагают следующую конструкцию правового статуса государственного органа. Например, Б.Н. Габричидзе включает в него следующие элементы:

1) политическую и государственно-правовую характеристику органа государства;

2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение;

3) основы взаимоотношений органов друг с другом;

4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов;

5) основы компетенции;

6) виды правовых актов государственных органов.

По мнению Ф.М. Кобзарева, основу правового статуса органа «составляют нормы права, определяющие цели, задачи, функции и полномочия этого органа, а также положение, которое он занимает в государстве и обществе, среди других органов».

А.А. Мишин и Б.А. Страшун к элементам конституционно-правового статуса государственных органов относят:

1) социальное назначение органа, выраженное в его задачах;

2) компетенцию, «которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения»;

3) порядок формирования государственного органа;

4) порядок его работы;

Таким образом, правовой статус – это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.

Каждый государственный орган является частью государства и исполняет функции государства. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные правовые акты, осуществляют правоприменительную и правоохранительную деятельность. Государственный орган получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации после принятия об этом органе Положения, утвержденного Указом Президента РФ или постановлением Правительства, главой администрации и т.д.;

Орган государственной власти создается для осуществления управленческих функций. Однако совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

Государственные органы не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество, и их финансирование происходит за счет средств бюджета. Правовой режим имущества, находящегося во владении юридического лица, определяется его организационно-правовой формой.

Основным документом, определяющим правовой статус того или иного государственного органа, его "уставом", является положение, утверждаемое публично-правовым образованием. Особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что в таких положениях одновременно определяется их статус и как участников гражданско-правовых отношений, и как представителей публичной власти.

Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Статья 26.1. Определение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

4. Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанные требования распространяются также на указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

4.1. В случае, если в соответствии с федеральным законом полномочия федеральных органов государственной власти переходят к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты, принятые органами исполнительной власти РСФСР, а также правовые акты федеральных органов исполнительной власти, полномочия по принятию которых перешли к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, федеральных органов исполнительной власти, которыми урегулированы указанные правоотношения, не применяются.

В случае, если в соответствии с федеральным законом полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к федеральным органам государственной власти, правовые акты, принятые краевыми, областными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами, краевыми, областными, городскими (городов федерального значения) администрациями, а также правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы указанные правоотношения, не применяются.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 12-ФЗ)

5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением об установлении Правительством Российской Федерации особого порядка реализации отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона. Установление такого порядка допускается на определенный срок в целях совершенствования механизмов предоставления государственных услуг.

(п. 5 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

6. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

(п. 6 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

7. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

(п. 7 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

8. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

9. Особенности осуществления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: