Политико правовая теория согласно которой государственная власть должна быть разделена между

Обновлено: 15.04.2024

Разделение властей — это правовая доктрина, политическая теория, политический институт, подразумевающий разделение государственной власти между темя ее контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Теория разделения властей появилась более 300 лет назад (конец XVII – середина XVIII вв.). Ее основателями считаются английский философ-материалист Джон Локк и французский правовед и философ Шарль Луи Монтескье. Возникновение теории разделения властей была подготовлена предшествующим политическим развитием государств, накопленным опытом в поддержании стабильности в государстве и обществе, организации всей государственно-правовой жизни.

Теория разделения властей зарождается и материализуется на той стадии развития государства и общества, когда:

  • возникли все предпосылки для участия общества в политических процессах и социально-политической жизни страны;
  • присутствует идеологический и политический плюрализм;
  • среди интеллектуальных слоев общества наблюдается активный поиск средств и путей внедрения надежных гарантий прав и свобод граждан и подданных;
  • предпринимаются попытки оградить граждан, общество и государство от узурпации государственной власти со стороны отдельных лиц или органов государства.

Фазы развития теории разделения властей:

  • I фаза (с XVI в. до сер. XVII в.) — создание такого мировоззренческого фонда и социальной обстановки, в которых возможно появление теории разделения властей, теоретическое и практическое оформление ее структурных элементов;
  • II фаза (со втор. пол. XVII в. до сер. XVIII в.) — создание концепции разделения властей, гармоническое соединение их в единое целое и оформление отдельных частей;
  • III фаза (с сер. XVII в. до кон. перв. пол. XIX в.) — внесение первых корректировок, которые появляются в результате практической деятельности по внедрению основных положений принципа разделения властей в жизнь.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе возникновения принципа разделения властей лежат реально существующие предпосылки и условия (объективные факторы) и субъективные факторы (философские и политико-правовые воззрения). Дж. Локк рассматривал разрабатываемую теорию разделения властей, как способ достижения сложившихся целей и решения некоторых социально-политических задач.

Реализация положений теории разделения властей в России

Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ (ст. 10). Государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является независимой и самостоятельной. Все органы государственной власти действуют в рамках своей компетенции. Благодаря принципу разделения властей между органами государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений, который позволяет им контролировать и сдерживать друг друга, не допуская чрезмерной концентрации в руках одного органа или лица.

В России выделяют 3 относительно самостоятельных периода развития теории разделения властей:

  • Первый период (апрель 1985 г. — сентябрь 1993 г.). Формально-юридическое закрепление принципа разделения властей и начало его воплощения в жизнь. Активное и постоянное изменение существующих правовой, государственной, политической систем общества. «Разделению» власти подлежат не ветви государственной власти, а только властные функции. Вопросы разделения функций разных ветвей власти переносится из сферы государственной жизни на общественную и партийную.
  • Второй период (конец 80-х — начале 90-х гг.). В 1991 году был учрежден институт президентства, образование Конституционного Суда, в механизме государственной власти наряду с законодательной властью выделяются и укрепляются исполнительная и судебная власть. В 1992 году в Конституции было закреплено положение о том, что государственная власть основана на принципах разделения властей (ст. 3). Принцип разделения властей признается не только теоретически, начинает воплощаться в реальную жизнь. В период с сентября по декабрь 1993 года была ликвидирована система органов законодательной власти, Конституционного Суда, установлено верховенство исполнительной власти, единовластие Президента. Принцип разделения властей функционировал только формально-юридически, номинально. Фактически действовал принцип технического распределения между разными государственными органами предметов ведения, функций, госорганами сферы деятельности, но не разделения властей.
  • Третий период (с 12 декабря 1993 г. по настоящее время). Конституция 1993 г. закрепила за каждой ветвью власти вопросы, находящиеся в их компетенции. Законодательным и представительным органом является Парламент — Федеральное Собрание, включающее Государственную Думу и Совет Федерации. Исполнительная власть принадлежит Правительству РФ, судебная — осуществляется конституционным, гражданским, административным и уголовным судопроизводством.

К судебным органам, осуществляющим судебную власть, относятся:

  • Конституционный Суд — орган конституционного контроля, независимо и самостоятельно осуществляющий конституционное судопроизводство, и судебную власть;
  • Верховный Суд — высший судебный орган по административным, гражданским, уголовным делам;
  • Высший Арбитражный Суд — высший судебный орган, разрешающий экономические споры и дела, рассматривающие арбитражные суды.

В системе высших структур власти особая роль принадлежит институту президентства. Президент, согласно Конституции — это глава государства, гарант Основного закона, прав и свобод человека. Президент вводит меры по охране целостности, независимости и суверенитета России, определяет направления внешней и внутренней государственной политики, обеспечивает взаимодействие и функционирование органов государственной власти. Президент фактически является главой Правительства и выполняет соответствующие функции.

Презентация на тему: " Разделе́ние власте́й политико- правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при." — Транскрипт:

2 Разделе́нии власть́й политико- правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной

3 История развития принципа разделения властьй

4 Теория разделения властьй, появилось более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ- материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье. Джон Локк Шарль Луи Монтескье

5 Три периода становления и развития теории разделения властьй в современной России : 1 апрель 1985 г. – сентябрь 1993 г. формально-юридическое закреплении принципа разделения властьй; начало его реального воплощения в жизнь. 2 Сентябрь 1993 (с момента издания Указа от 21 сентября 1993 г. 1400) и до декабря этого же года (включая день проведения референдума по принятию проекта новой конституции и выборов 12 декабря 1993 г.) 3 С принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. и до наших дней. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. не только декларировала принцип разделения властьй, но и довольно четко закрепляло за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

7 Разделении законодательной, исполнительной и судебной властьй является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Разделении властьй основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управлении, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимании принципа разделения властьй дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

8 Принцип разделения властьй заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточении всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

9 Современное смысловое содержании разделения властьй включает: - четкое распределении функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции; - обеспечении в схеме государственной власти механизма, взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля; - гарантированное конституцией, законами, административно- правовыми актами реальное вовлечении общественных объединений, организаций в процесс принятия политико- управленческих решений и их реализации; - социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно- структурными механизмами.

11 Статья 10 Конституции Российской Федерации (1) закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.(1) Согласно статье 11 Конституции РФ (2) государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрании (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.(2)

14 Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции России, обеспечивает согласованное функционировании и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики

17 Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрании – парламент Российской Федерации. (3)(3) Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрании состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, однако современная двухпалатность (бикамеральность) принципиально отличается от прежней. Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях.

18 В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации (4) входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.(4) Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года).

20 Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет. Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).(5)(5) С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

23 Под системой органов исполнительной власти понимается вертикаль­ная связь между соподчиненными органами на основе разделения компе­ тенции между ними. Она состоит из: -Правительство высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации; - федеральные органы исполнительной власти; - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; -органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

26 Судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществлении правосудия; самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властьй; осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

29 Местное самоуправлении в России деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России. Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованиим, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов.

32 Помимо разделения властьй «по горизонтали», существует разделении властьй «по вертикали» разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделении властьй в самих субъектах федерации. Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществлении органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

33 Агабеков Г. Б. Концепция разделения властьй: история и современность. Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, с. Баренбойм П. Д лет доктрины разделения властьй. Суд Сьютера: Учеб. пособие. М.: РОССПЭН, с. ISBN Барнашов А. М. Теория разделения властьй: становлении, развитие, применении / Под ред. А. И. Кима. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, с. Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властьй в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, с ISBN Шевцов В. С. Разделении властьй в Российской Федерации. М.: Полиграф Опт, c. ISBN

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовалиВерховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

В чем состоит принцип разделения властей? Зачем нужно разделение властей? Кто придумал теорию разделения властей? Что такое законодательная, исполнительная и судебная власть? Какие функции они выполняют? Как организовано разделение властей в РФ?

Фото Что такое разделение властей и как оно работает в России

Разделение властей - это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

Все власти равны и автономны.

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их - ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений - объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха - король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк - отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей - предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.


Шарль Луи де Монтескьё - французский просветитель, автор теории разделения властей

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма - разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» - президентской - невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами - как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является - президент или премьер-министр.


За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов - это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей - один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Бесправие, насилие и диктатура возможны тогда, когда действующая власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках. Современные страны имеют три ее ветви: законодательная, исполнительная и судебная. На сегодняшний день распределение властей – это признанная во всех демократических государствах норма.

Разделение властей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Разделение властей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разделение властей — политико-правовая практика и теория, согласно которым правительственная власть должна быть распределена между независимыми друг от друга ветвями.

Указанная практика считается обязательным условием успешного развития любой страны. Однако концепция разделения властей в реальности управления государственными процессами существовала не всегда. Так, древние греки соединили функции всех трех ветвей в Афинское собрание, а уже в Средние века полноценное управление государством делили между собой духовенство, король и знать. Когда верховный монарх пытался сосредоточить правительство только в своих руках, сразу возникал абсолютизм.

Даже в те времена короли и императоры не могли действовать без финансов. Чтобы их получить и удержать, необходимо было увеличивать налоги и созывать дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия постепенно вмешивалась в политику короля в обмен на свои деньги.

В итоге появились многочисленные законодательные собрания в виде риксдагов, парламентов и генеральных штатов, которые медленными, но уверенными шагами увеличивали свою власть.

Готовые работы на аналогичную тему

Вскоре дошло до того, что правители стали нуждаться в их постоянной поддержке, чтобы провести определенные реформы в социуме.

В современных демократических государствах разделение законодательной власти осуществляется следующим образом:

  • правительственная ветвь - представляет парламент, который избирается посредством тайного голосования с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права;
  • исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами;
  • судебная власть - обеспечивает легальность деятельности первых указанных ветвей путем создания Верховного суда или подобной инстанции, которые осуществляют тщательный надзор за соблюдением установленной конституции и соответствием ей основных распоряжений государственных органов.

Итак, очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением.

Принцип разделения властей

Ключевая суть исполнительной власти состоит в исследовании теории государственной власти и гипотезы разделения властей. Правительственные органы и другие системы государства, будучи достаточно тесно взаимосвязанными, обеспечивают в реальной жизни процесс государственного демократического управления.

Государственная власть — это концепция универсальных гражданских отношений и деятельность правительственных структур, которая осуществляется путем установленных в стране законодательных форм и способов, направленных на создание демократического режима в социуме, защиту свобод и прав любого гражданина, а также обеспечение объективного государственного контроля.

Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три ранее рассмотренные ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти.

Принцип распределения властей считается одним из центральных конституционных методов, для которого характерны такие общие признаки:

  • грамотное распределение власти между действующими законодательными органами;
  • рассредоточение основных функций государственной деятельности по различным госслужащим;
  • комплексное обеспечение взаимного равновесия всех органов власти;
  • установленное законодательством равенства правовых структур;
  • независимость органов исполнительной, законодательной и судебной власти в проведении специальных государственных мероприятий и определенной компетенции демократических стран.

Классически гипотеза разделения властей подразумевает обязательное создание самостоятельных государственных систем, осуществляющих качественную власть в целях выполнения функций и задач государства, стабильного обеспечения демократического развития общественных традиций, соблюдения свобод и прав граждан. При этом, абсолютно все ветви власти уравновешивают и взаимно дополняют друг друга.

Идея разделения властей

Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти. В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.

Деспотизм может возникнуть там, где достаточная независимость одной ветви правительства не поддерживается другими.

В этом случае, законодатель не может быть руководителем, так как первый издает законы, а второй обязан подчиняться им. Ни правитель, ни законодатель не могут самостоятельно творить суд: они только назначают судей.

В истории наиболее предпочтительной считается полная гармония между всеми тремя сферами власти, но такая гармоничность и слаженность подразумевает также борьбу и противоречие. Если же власть исполнительная и законодательная соединены в одном учреждении или физическом лице, то свободы просто не может быть будет. А в случае, если комбинировать судебную и исполнительную власть, то судья получает уникальную возможность стать настоящим угнетателем.

Ключевая цель деятельности законодателей состоит в том, чтобы должным образом предоставить народу спокойную, нормальную и социально справедливую жизнь. В идеале между этими тремя правительственными ветвями должно установиться лад в виде правопорядок, который являл бы собой высшее совершенство. Но исторический опыт доказывает, что последовательно реализовать принцип разделение власти практически невозможно, ведь для этого необходимо в течение всего времени соблюдать равенство и баланс между ними.

Механизм разделения властей

Механизм государства представляет собой комплексную систему правительственных органов, организаций и учреждений, осуществляющих практическую деятельность по предоставлению регулятивной и охранительной функции страны

Такие процессы в государстве являются не только главными, но и выступают в роли определяющего элемента в политической системе. Данный механизм способен обеспечить объективное функционирование абсолютно всех сфер общественной жизни, а также оказывать положительное и отрицательное воздействие на явления, происходящие в обществе.

Современное государство — это особый механизм согласования неминуемо различных интересов и потребностей граждан или их организаций для обеспечения общего блага, и развития полноценного государства.

Структура механизма страны изменчива и многогранна, так как в нее входят все государственные органы управления, которые обладают властными полномочиями, а также правительственные организации, не имеющие организационных и финансовых средств. Ключевой ячейкой механизма правительственной власти считается человек, а субъект выступает в роли носителя государственной системы.

Элементы механизма объединяются различными способами, создавая универсальный институт мысли классического учения о распределение властей, которое не сводит данную практику ни к разделению труда в сфере государственной власти, ни к выражению определенного компромисса классово-политических сил, который можно наблюдать в развитых правовых концепциях. Разделение властей - это, в первую очередь, форма демократии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: