Политико идеологические и административно правовые особенности функционирования советского государства

Обновлено: 28.03.2024

Советское государство и право появилось в 1917 году. В результате революции 1917 г. к власти приходит партия большевиков коммунистическая партия Ленина. Все остальные партии с политической арены убраны. Осталась одна правящая коммунистическая партия. Декрет о земле о мире и отмене наследования. В 1918 принята первая советская Конституция.

СССР появился в 1922 году. СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Закавказье объединяются. В 1924 г. вторая Конституция уже был СССР. Конституционное закрепление классового состава Советов просуществовало до 1936 года, находя отражение как в структуре Советов всех степеней, так и в практике их деятельности. Конституция 1936 года вводит всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании.

В 1977 победа советского развитого социализма. Появилась новая общность людей – советский народ. В 1977 новая Советская Конституция (Брежневская, закрепила победу развитого социализма). Конституция 1977 года, провозгласив СССР обществом «развитого социализма», а советское государство «общенародным государством», юридически наделила Советы более широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни.

Советское государство возникло в 1917 г. как результат коммунистического эксперимента – строительства принципиально нового общества, которое должно было основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда, всеобщем счастье и отсутствии эксплуатации человека человекам.

1 урок состоял в том, что попытки насильственного внедрения этих идеалов в жизнь на практике обернулись трагедией для России.

2 урок заключался в том, что в обществе процветал правовой нигилизм, то есть пренебрежительное отношение к праву.

Его питательной средой были должностные амбиции, правовая безграмотность руководителей государственных органов и населения.

Для советской правовой системы была характерна высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни подчиненность права государству

Особенности советской правовой системы:

1) советская правовая система была пронизана официальной идеологией марксизма-ленинизма;

2) советская власть стала использовать право (и государство тоже), его мощные регулятивные возможности в своих интересах;

3) для советской правовой системы характерен приоритет интересов государства над интересами личности.

Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательств человека перед государством

Судебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственного руководства, ее деятельность отличалась карательной направленностью против инакомыслящих,.

С начала 30-х до середины 50-х гг. в стране действовал тоталитарный режим

Середина 50-х – конец 80-х гг. – эпоха либерализации. Была принята Конституция СССР 1977 г., законы декларативно-демократической направленности, например Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями

Со второй половины 1980-х годов в России началось построение новой правовой системы.

Функции государства: понятие и виды.

Функции государства – основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью. Каждая функция государства имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага.

Содержание функций постоянно меняется. Например, марксизм к важнейшим функциям эксплуататорских государств относит:

1)подавление эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения;

2)охрану частной собственности на средства производства.

В социально-правовом государстве (государстве всеобщего благоденствия):

1) функция подавления менее выражена, речь идет не о подавлении, а о солидарности, примирении классовых интересов на основе компромисса;

2) собственность не просто охраняется, но обеспечивается ее общесоциальное предназначение (напр., в Конституции ФРГ «собственность обязывает, пользование ей должно служить общему благу»);

3) наряду с функциями чисто охранительными (функциями «ночного сторожа») появляются новые, организаторские функции (государство активно вмешивается в развитие экономики, проводит социальную политику).

Функции государства классифицируются по разным основаниям:

1) По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние реализуются во внутренней политике, а внешние – в международном общении.

2) По времени действия различаются постоянные и временные функции. К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития гос-ва. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития гос-ва. Напр., если новое гос-во создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется.

3) По социальной значимости различаются основные и иные функции. Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами гос-ва во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (напр., борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами.

4) По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.

Советский Союз был де-факто предшественником современной Российской Федерации. Он существовал с 1922 по 1991 год. В этот период государство занимало значительную территорию Восточной Европы, части Восточной, Центральной и Северной Азии. Страна пережила множество потрясений, увеличив при этом национальное богатство более чем в 50 раз. Количество студентов университетов за это время увеличилось в 40 раз. В начале перестройки национальный доход СССР составлял 66% от аналогичного показателя США. Однако в период с 1985 по 1991 год в стране была объявлена перестройка. Произошедшие политические и экономические изменения привели к дестабилизации общества и подорвали экономику. Это был один из ключевых факторов, способствовавших развалу страны.

На момент распада государство занимало 1/5 суши, его население составляло более 294 млн. человек, занимало 2 место в мире по уроню промышленного производства. Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России во главе с Владимиром Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, установила диктатуру пролетариата и создала государство нового типа - как главный инструмент для защиты революционных достижений и построения социализма и коммунизма.

Советская власть, победив в гражданской войне и отбив империалистическую интервенцию, осуществила глубокую социально-экономическую перестройку. Целью советской власти стала ликвидация эксплуатации человека человеком, классовые антагонизмы и национальную ненависть, однако далеко не все удалось претворить в жизнь. Объединение советских республик СССР увеличило силу и возможность народов страны в строительстве социализма. Была установлена общественная собственность, широко использовались средства производства и пропагандировалась истинная демократия.

Сила социализма значительно выросла после действий вооруженных сил СССР, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила престиж и международные позиции СССР и открыла новые благоприятные возможности для роста сил национального освобождения, укрепления демократии и мира во всем мире.

Рисунок 1. Советское государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Государственность СССР

Государственность – это государственный строй, государственная организация и система государственного устройства.

Выделяют две основные формы правления – монархия и республика. Каждый из них в свою очередь подразделяется на типы. Советский Союз по форме правления характеризовался республиканской формой правления.

В истории Советского Союза можно наметить несколько вех его развития, которые связаны с личностями высших должностных лиц государства. Так, в период правления Сталина политический режим характеризовался тиранией, репрессиями и тоталитаризмом. Период правления Хрущева был отмечен следующими особенностями политического режима:

  • по принадлежности власти он характеризовался наличием олигархии;
  • по методам осуществления власти был умеренно-репрессивным;
  • по механизмам осуществления был авторитарным.

Конституция СССР определяла Москву как столицу СССР, а также утверждала новую государственную символику. Так, гербом государства стало изображение серпа и молота на фоне земного шара, а также надписи на государственных языках республик СССР (русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюркском): «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Флаг государства представлял собой красное полотнище с соотношением 1:2, в верхнем углу которого располагались серп и молот, а нам ними – пятиконечная звезда.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в современной историографии советского периода истории России является проблема определения формы правления в СССР. Сложность его состоит в том, что советская политическая элита создала систему правления, не имеющую аналогов в мире. Политическая терминология того времени неоднозначна: статус Генерального секретаря КПСС по внутреннему содержанию явно не соответствовал его значению в соотношении силовых структур и чиновников Советского Союза.

В СССР форма правления и государственного строя определялась потребностями восстановления народного хозяйства. С этой целью Ленин инициировал новую экономическую политику (НЭП), обеспечивавшую частное сотрудничество и многоступенчатость экономики. Однако прогрессирующая болезнь не дала ему закончить начатое дело. В дальнейшем политическая система неоднократно менялась.

Особенности государственности СССР

Советская система длительное время претерпевала ряд существенных изменений. В первые годы СССР характеризовался следующими особенностями:

  • Выборность органов власти, возможность отзыва избирателей депутатами.
  • Формирование территориально-производственного, административно-территориального принципа деления государства на субъекты.
  • Соединение функций законодательной, исполнительной и в ряде случаев судебной власти в одном органе.
  • Классовый подход к обществу.
  • Многоуровневое устройство советской системы власти.
  • Коллегиальность в деятельности советских органов и т.п.

Конституционно был закреплен единства власти, вся власть была сконцентрировала в Советах, которые и совмещали функции нескольких органов власти. Депутаты и принимали законы, и обеспечивали контроль за их исполнением. Однако стержнем советского государства стала большевистская партия, которая сконцентрировала в своих руках всю полноту власти, срослась с государственной машиной. Фактически советское государство было превращено в партийное.

Еще одна особенность советского государства – общий контроль государства над всеми аспектами человеческой жизни. Власть государства распространялась на все: экономику, культуру, идеологию. Государственная воля создавалась бюрократическим аппаратом, являвшимся самостоятельным политическим классом, фактически владеющим общественной собственностью. Идея Ленина о «создании государства без бюрократии» была реализована на практике в интересах бюрократии.

Необходимо сразу отметить, что в самые первые годы существования Советской власти было создано и принято к исполнению большое количество нормативных актов, которые позднее стали толчками для принятия норм административного права. В результате этого все нормативы в административном праве, а также иных отраслей права столкнулись с процедурой кодификации.

Первые кодификационные работы произошли в 1922 году, и именно тогда появилась схема Кодекса административного права УССР По данной теме мы уже выполнили реферат Закон Украины Про милицию подробнее . И уже осенью 1924 года проект вынесли на комиссию по рассмотрению законодательных предложений.

Система Советского административного права

Всю систему Советского административного права должны представлять общие и особенные части. Кроме того, в общий состав входили и запрещающие административно – правовые институты:

  • Принцип государственного управления По данной теме мы уже выполнили реферат Механизм государственного управления подробнее .
  • Правовое положение или статус гражданина или группы граждан в системе управления.
  • Правовое положение органов, которые относятся к системе государственного управления.
  • Правовой статус многолюдных, то есть общественных организаций.
  • Статус служащих и статус, который отвечает за государственную службу.
  • Метод и формы государственного управления должны отвечать традиционным нормам.

В общую часть входят не только вышеперечисленные функциональные возможности, но и административно – процессуальные нормы, которые касаются принятия актов или прочих процессуальных действий.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенная часть берет на себя ответственность в результате регулирующего отношения в отдельных сферах системы управления. Во-первых, это касается области народного хозяйства. Во-вторых, это культурное и социальное строительство, а также варианты их взаимодействия друг с другом или иными третьими сторонами. В-третьих, это политическая и административная деятельность. В-четвертых, это ценообразование, планирование, кредиты и прочие разновидности межотраслевой деятельности на территории определенного субъекта Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее .

Кризис в системе административного управления

Первый и весьма сильный кризис произошел во времена М.С. Горбачева. Этот кризис называли глубочайшим кризисом в истории государственного управления. Историки довольно часто сравнивают, что кризис, возникший во времена М.С. Горбачева, мог привести Советский Союз к распаду и полному развалу СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее . Кроме того, именно этот кризис негативно отразился на общей системе административного права РСФСР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее .

Стоит сразу отметить, что «реформаторский» период, который был характерен для СССР, в свое время заменен на административную ответственность. В это время пределы административной и уголовной ответственности за определенное административное правовое нарушение.

Советское административное право – это профессиональный регулятор определенных общественных отношений, которые происходили в сфере советского государственного управления. Советское административное право претерпело многочисленные изменения. Для этого способствовали многочисленные изменения, как во внешней, так и во внутренней экономики страны. С приходом к руководящей должности каждого нового лица, происходили те или иные изменения, так как во времена СССР не было возможности грамотно и полноценно регулировать и контролировать организовывать административную систему и нормы.

В современном государстве можно положиться на самые разные структурные организации, которые позволяют грамотно управлять многочисленными административными и иными нормами, актами и даже федеральными законами.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 03.05.2017

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Понятие и общая характеристика политической системы советского общества

Проводя характеристику политической системы советского общества следует отметить, что в специальной литературе традиционно отмечается ее уникальность – соответствующая система практически не имела аналогов в иных зарубежных странах ни до, ни после себя. В наиболее общем виде политическая система советского общества может быть определена следующим образом:

Политическая система советского общества – совокупность партийно-государственных учреждений, и, в меньшей степени, иных общественных объединений, в процессе функционирования которых происходило отправление политической власти и формирование курса политико-государственного развития в СССР.

Важной особенностью политической системы советского общества выступает ее светско-атеистический характер, результатом утверждения которого в политической системе выступает то, что традиционно выделяемый компонент соответствующей системы – религиозные организации, был полностью исключен из политической системы советского общества.

Кроме того, значительные особенности политической системы советского общества наблюдались и в рамках характеристики ее партийной организации – в Советском союзе на конституционном уровне утверждалась руководящая роль единственной Коммунистической партии, деятели которой одновременно занимали все ключевые государственные посты. Иными словами, одним из признаков политической и государственной системы советского общества выступало сращивание партийного и государственного аппарата.

Продолжая характеристику политической системы советского общества, представляется необходимым также отметить, что государственные учреждения, как ядро соответствующей политической системы, подразделялись на три основные группы исходя из их места в системе государственного аппарата:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Высшие органы государственной власти, выступавшие от имени государства, в руках которых сосредотачивалась вся полнота государственной и политической власти (например, законодательные органы, органы верховного управления, надзора, судебных органов, и т.д.);
  2. Центральные органы – отраслевые, межотраслевые и функциональные органы политико-государственного управления в советском обществе, сфера компетенции которых была представлена исполнением общеобязательных властных предписаний (наркоматы, государственные комитеты, министерства, и иные государственные органы и государственные учреждения).
  3. Местные органы государственной власти (Советы) и органы управления (Исполнительные комитеты и их отделы).

Еще одной значительной отличительной чертой, характеризовавшей всю политическую систему советского общества, выступала присущая ей административно-командная система управления, подробная характеристика которой будет проведена ниже.

Административно-командная система как основа политической системы советского общества

Как было отмечено выше, ключевой особенностью политического устройства советского общества постепенно выступали административно-командная система управления. При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе ключевых признаков соответствующей системы выступало:

  • Умаление роли и постепенное отстранение от власти Советов, обусловленное, с одной стороны, стремлением высших государственных властей к централизации и усилению власти в стане, а с другой – низким культурным уровнем трудящихся, малочисленностью пролетариата, и, в результате, постепенным усилением роли исполнительных органов, большинство структурных частей которых не избиралось, а назначалось сверху.
  • Ключевым методом политико-государственного руководства в условиях административно-командной системы была «чрезвычайность» - система принципов, приемов и методов государственного управления, основанных на массовых репрессиях, судебном (а нередко – и внесудебном) принуждении, и т.д. Кроме того, в условиях чрезвычайности нередко допускалось и оправдывалось длительное сохранение соответствующих начал в условиях советской политической реальности;
  • На первый план в политической системы выдвигался государственный аппарат, планомерно увеличивавшийся и постепенно объединившийся с аппаратом коммунистической партии. При этом рассматриваемая тенденция обозначилась уже в первые годы существования советской власти – уже в 20-30 гг. XX века, постепенно наблюдался стремительный рост всего управленческого аппарата, возникал и развивался такой феномен как ведомственность, сращивание партийного и государственного аппарата и т. д.

Номенклатурный принцип управления как признаком политической системы советского общества

Рассмотренная выше административно-командная система управления в советской политической системе преимущественно основывалась на номенклатурном принципе управления всем обществом. В соответствии с данным началом назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата производилось по воле и решению высших партийных чиновников, что обуславливало существование личной зависимости назначаемых от тех, кто был наверху соответствующей номенклатурной пирамиды.

Номенклатуры – это перечень ключевых должностей государственного (а впоследствии – и партийного) аппарата, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались, а нередко – и отзывались партийными комитетами соответствующих уровней, от районного до Центрального комитета КПСС.

Кроме того, номенклатуры в советской время подвергались постоянным корректировкам, а не оставались неизменными – они ежегодно пересматривались и в разные года включали различное число должностей.

Номенклатура делилась на два списка, к первому из которых были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии. В свою очередь, ко второму списку – должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Кроме того, дополнительно к номенклатуре № 1 вводился список «выборных должностей», на которые назначение производил сам Центральный комитет компартии.

Большевистская партия, став правящей, первоначально ориентировалось на отказ от услуг дореволюционной(«старой») бюрократии и чиновников вообще, заменив их выборными от народа. Они ликвидировали прежнюю иерархию госслужащих. Но недостатки выборов вскоре проявились и началось становление жестко централизованной сис-мы власти на базе аппарата партии большевиков. Партийный аппарат стал основой сис-мы власти. Партия большевиков сохранила всерос.орг-цию.Кадровый корпус гос.служащих формировался прежде всего из членов РКП(б), причём принципы отбора первоначально были простыми: лич.контакты, соц.происхождение и степень полит.преданности. Госаппарат быстро рос. Бесконтрольность бюрократии при отсутствии демократич институтов, неразработанность прав и нормативной базы для работы госорганов порождали злоупотребления властью, самоуправство, протекционизм, волокиту.

Введена категория номенклатуры - перечень наиболее важных должностей в госаппарате и в обществ.орг-циях. Номенклатурный принцип охватывал всю сферу упр-я, хотя не имел правового оформления. Вся власть сосредотачивалась в руках вождя – лидера правящей коммунист.партии. Говорить о мсу в советский период не приходится. Совет - базовое звено новой государственности. Советы постепенно были трансформированы из органов самоупр-я в местные органы гос.власти и управления. Был директивный метод управления (т.е. все решалось наверху и потом спускалось вниз в виде постановления что и как делать).

Строгая иерархия и централизация власти! (Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов.» Выборы народных депутатов всегда проходили на безальтернативной основе: выдвигался один кандидат от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). В СССР не было единоличного главы государства, за исключением последних неполных двух лет его существования (1990—1991 гг.), когда существовал пост Президента СССР. Главой государства был Президиум Верховного Совета СССР(с 1936 года); представительские функции главы государства исполнял Председатель Президиума.

Высшим координирующим органом, осуществляющим стратегическое управление, являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС (то есть формирование списка участников пленумов ЦК КПСС с решающими и совещательными голосами) и определение основных направлений политического н экономического развития страны на большие промежутки времени -- "пятилетки".

Советская полит.система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодат.власть над исполнительной и судебной. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть Верховного Совета СССР (В. С. СССР), хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из Председателя, 15-ти заместителей Председателя, секретаря и 20-ти прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум В.С. СССР, формировал Совет Министров СССР, избирал судей Верховного Суда СССР и назначал Генерального Прокурора СССР

Со смертью Сталина произошли некоторые изм-я в принципах советского упр-я. Гос-правовые институты подверглись нек.демократизации и либерализации: Хрущёв также ввёл механизм борьбы группировок-кланов в верхах партийно-государственной бюрократии. Хрущёв добился обязательной ротации кадров – при кажд.выборах полагалось менять треть числа членов партийных комитетов. При Брежневе принцип ротации кадров был отменён. Роль бюрократии, патронажная сис-ма возросли во всех сферах жизни, что повлияло на невиданный размах коррупции среди чиновников, также слияния гос.бюрократии с мафиозными группировками. Андропов – в нач. 80-х показательные процессы о взяточн., обещал дисциплину и порядок. Горбачев – поднять уровень жизни населения. Ельцин – стабил.экономика.

Российской бюрократии свойственны многие черты, общие для всех бюрократий на планете. Эти черты часто формулируют как законы Паркинсона:1)чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников; 2)чиновники создают друг другу работу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: