Политической властью могут обладать исключительно политики занимающие государственные должности

Обновлено: 24.04.2024

А5. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):

2) средства массовой информации

3) общественные движения

А6. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?

1) политическая коммуникация

3) политическое управление

4) политический режим

А7. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):

1) средства массовой информации

2) предпринимательские и профессиональные союзы

3) государственные органы

4) правоохранительные органы

А8. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству

2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть

4) передача верховной власти по наследству

А9. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?

Средства массовой информации как политический институт: А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе

Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Любое государство характеризуется:

1) разделением властей

2) наличием армии

3) осуществлением тотального контроля над личностью

A11. Политическая партия — это организация, которая:

1) борется за власть

2) решает хозяйственные вопросы

3) объединяет людей по интересам

4) образуется стихийно

А12. Политическим режимом называют:

1) форму государства

2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов

4) официальную идеологию

А13. К формам территориально-государственного устройства относится:

А14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

А. Выборы являются всеобщими и равными.

Б. Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии?

А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом.

Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А16. Исключительным признаком правового государства является

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт президентства

А17. Кто является источником власти в демократической стране?

2) Передовой общественный класс

3) Представители крупного бизнеса

4) Интеллектуальная элита общества

А18. Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А19. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии

3) правоохранительные органы

4) публичная власть

А20. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение

4) права и обязанности

А21. Оппозиционные политические партии:

1) имеют большинство в законодательном собрании

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства

А22. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина — по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% +1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором — большинство относительное.

А23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задания уровня В

В1. Закончите фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется . ».

В2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются . и республика».

В3. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Основой политики является . »

В4. Вставьте пропущенные слова: «Формирование местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся к полномочиям органов . »

В5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.

ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1. Разделение властей

2. Политический плюрализм

3. Политический монополизм

4. Всеобщие выборы

В6. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

Д. Политическая система

А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений

2. Политическая коммуникация

Б. Правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы

3. Политическое управление

В. Механизм формирования и осуществления политической власти

4. Политические нормы

Г. Распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом

В7. Закончите фразу:

«Теократическая монархия это . монархия»,

В8. Что из указанного относится к функциям государства?

1. Выражение интересов страны на международной арене.

2. Выдвижение кандидатов на выборах.

3. Создание религиозных организаций.

4. Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.

5. Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Раскройте следующее теоретическое положение: «Представительная демократия выражается в том, что . »

С2. В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной

попутчицей. Попутчица подала в суд и .

Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная попутчица. Укажите, на какое понятие вы опираетесь в своем прогнозе.

СЗ. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н. Бердяев)

Дайте определение государства.

Какие функции оно призвано выполнять?

Объясните, как вы понимаете слова автора.

А как бы вы определили цели государства и современного российского

С4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ

Выборность властей является формой реализации принципа представительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой. Именно это создает возможность реального выбора между политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкурирующих фирм и организаций. Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить к власти. Демократия — это система, при которой партии проигрывают выборы.

Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок. Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты.

А.Ю. Мелъвиль. Политология

1) Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ организации власти следует считать демократическим. Какими двумя возможностями обладает, по их мнению, общество по отношению к власти в условиях демократии?

2) Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства? .

3) Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократических? Назовите три отличия, указанные в тексте. На основе знания обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.

4) Авторы приводят парадоксальное определение демократии: «. это система, при которой партии проигрывают выборы». Найдите в тексте три объяснения, которыми они обосновывают данный вывод. Почему именно этот признак является определяющим при демократии?

С5. Выберите одйо из предложенных ниже высказываний и изложите Свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе, опираясь на понятие обществоведческого курса, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

1. «Государственным благом является справедливость». (Аристотель)

2. «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». (Г. Моргентау)

Во-первых, это два вида общественно полезной деятельности. Политик и администратор призваны служить обществу и решать задачи, связанные с общественным развитием.

Во-вторых, политика и администрирование - два взаимосвязанных социальных явления. Политика без администрирования бессильна, администрирование без политики бессодержательно. Политика нуждается в административных механизмах реализации.

Администрированию в государственной сфере необходимо политическое целеполагание. Взаимодействуя, политика и администрирование усиливают друг друга.

В-третьих, эффективность политики и администрирования достигается только тогда, когда между ними устанавливаются органическое сопряжение, гармония. Это обычно происходит в условиях, когда администраторы разделяют идеал политиков, являются носителями тех же политических и общественных ценностей.

Объединяет государственную власть и государственную службу прежде всего отношение к государству: и та и другая является государственной.

Публичную службу делает государственной следующее:

§ характеристика службы как «государственной» означает, что ее содержание, принципы и функции являются производными и определяются сущностью государства, его местом и ролью в жизни общества;

§ государственная служба обеспечивает решение как общегосударственных политических, так и административных, государственно-управленческих задач, отражая, таким образом, основные функции и черты государства;

§ государственный служащий действует от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Эти вопросы не могут не иметь властного характера;

§ государственная власть осуществляется посредством прежде всего государственной службы. На всех уровнях государственная власть институциализируется и оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти), в должностях, в том числе должностях государственной службы. Эти должности по своему содержанию являются совокупностью управленческих функций и властных полномочий;

§ государственная служба реализует волю государства выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов;

§ государственная служба реализует на практике принуждение, монополия на которое принадлежит, как известно, исключительно государству.

§ государственная служба является реальным проводником идеи государственности. Исторический опыт организации и функционирования государственной службы России свидетельствует о том, что государственная служба — это стержень государства, его опора, одно из основных звеньев государственного управления. Эта служба — один из ведущих факторов единства нашей страны, формирования цивилизованной государственности, обеспечения ее прочности, высокого динамизма и демократичности;

§ с содержательной стороны существенно то, что государственная служба от имени государства использует основные методы государственной власти — планирование, прогнозирование, организацию, убеждение, контроль. С их помощью государственная служба проводит в жизнь принятые органами государственной власти решения, программы, законы, указы, нормы, правила, запреты, предписания. Таким способом реализуется рационально-правовая модель государственной власти, построенная в свое время М. Вебером.

В реализации государственной власти особо важное значение имеют взаимоотношения политиков и администраторов. Как политики влияют на государственную службу?

Лица, занимающие государственные должности (политики), оказывают чрезвычайно большое влияние на государственную службу. Они формально и фактически руководят и управляют государственной службой, способствуют укреплению позиций государственной службы, расширению ее возможностей в осуществлении государственной власти.

Политическая власть выполняет следующие функции:

§ определяет правовые основы и правовой статус государственной службы, ее структуру, цели, задачи, функции, принципы построения и функционирования;

§ формирует ее кадровый состав — руководителей и помощников (советников) и опосредованно (через конкурсы, аттестации, квалификационные экзамены, личные собеседования) — состав государственных служащих — специалистов и обеспечивающих специалистов;

§ организует, координирует и контролирует деятельность государственных служащих, в том числе по реализации властных полномочий;

§ обеспечивает единство требований к государственной службе, заботится об ее авторитете в обществе, социальном статусе.

Опыт показывает, что влияние политиков на государственную службу должно быть оптимальным. Чрезмерное влияние политической власти на государственную службу слишком опасно и при определенном стечении обстоятельств может привести к дестабилизации общества. И, наоборот, при пассивности политической власти автоматически происходит падение престижа и дискредитация государственной службы.

За этим следует, как правило, смена ее состава. Поэтому так важно, чтобы государственная служба была в меру деполитизированной и абсолютно департизированной, т.е. независимой от политической власти в решении тех вопросов, которые находятся в рамках ее компетенции. Это также касается вопросов стабильности корпуса государственных служащих, их карьеры, социальной защищенности.

Но не следует и преувеличивать роль политиков в государственном управлении. В большинстве случаев политики не имеют профессиональных управленческих знаний, умений и навыков. Вследствие этого они вынуждены либо доверять профессиональным управленцам, т.е. государственным служащим, делегировав им часть своих властных полномочий, либо брать управление на себя, что чревато тяжелыми ошибками для страны. Отечественный опыт показывает, что это случается не так уж редко. Ситуация осложняется, когда на государственную службу люди подбираются не по конкурсу, а по личным связям, по протекции политиков. Тогда из государственной службы вымывается то ядро профессионалов-управленцев, которое и обеспечивает исполнение государственных функций. В этом случае политикам не на кого опереться.

Важным моментом является то, что при определенных обстоятельствах государственные служащие могут доминировать над политиками. К таким государственным служащим относятся высокопоставленные чиновники высшей и главной групп должностей, доминирование которых над политиками основано на следующих преимуществах:

- контроле над информацией, необходимой для принятия государственных решений;

- наличии профессионального опыта государственного управления;

- наличии специальных знаний государственного управления, которых политики, особенно молодые депутаты, могут не иметь;

- контроле над ресурсами - распределением финансовых, кадровых, правовых и иных ресурсов государственного органа;

- принадлежности к кадровым командам высших руководителей, к доверенным группам профессионалов-управленцев, если эти группы имеют высокий социально-политический все (статус).[4]

Наряду с объединяющими чертами между политической властью и государственной службой существуют серьезные различия.

Политическая власть не может и не должна заниматься административным управлением. Это не ее прерогатива Административная власть не может заниматься и не занимается всеми вопросами государственного политического управления. Она всецело сосредоточивается лишь на деятельности государственного аппарата. Известный французский ученый, специалист по вопросам государственной службы Ролан Драго считает, что «администрацию нельзя отождествлять с государством. Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Таким образом, администрация всегда предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять решения политической власти».[5] Следовательно, именно государственная политическая власть - предмет государственного политического управления, тогда как предметом государственной службы является государственная административная власть.

Немецкий социолог Макс Вебер относил политиков и администраторов к двум во многом противоположным типам. Он определил различия между политиками и чиновниками. Ученый справедливо считал, что у них:

- разный источник власти и формальный характер ее приобретения (выборы для политика и назначение для администратора);

- разные сферы ответственности (политика - за выработку политического курса, администратора — за эффективность его проведения);

- разные формы контроля за их деятельностью (общественный для политика и административный для чиновника);

- разные критерии оценки деятельности (для политиков таким критерием является соответствие его деятельности воли избирателей, для администратора - соответствие установленным законам и предписаниям);

- разные технологии деятельности (политические технологии у одной стороны, административные - у другой).[6]

Различия между политиками и администраторами не должны заслонять главного: их партнерства в выработке и проведении эффективной государственной политики. В государственном управлении они взаимно дополняют друг друга.

В современной России в соответствии с Конституцией РФ узаконено деление государственной власти по ее ветвям и уровням - основополагающий принцип, характерный для любого демократического государства Россия как федеративное государство имеет два уровня власти и государственного управления - федеральный и субъектов Федерации (региональный). В соответствии с этим два уровня имеет и отечественная государственная гражданская служба.

Таким образом, государственная служба активно участвует в реализации государственной власти. От имени государства она использует все средства реализации государственной власти: закон, убеждение, авторитет, принуждение.

В реализации властно-управленческих полномочий важное значение имеют отношения государственной службы и политической власти. Практика показывает, что политические факторы сильнее всего влияют на организацию и функционирование государственной службы. Реализация властных функций государственной службой осуществляется под руководством политиков. Однако и они довольно часто испытывают властное влияние государственных служащих-чиновников.

[1] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М.: РАГС, 2002; Турчинов А.И. Теоретико-методологические проблемы становления государственной службы России: проблемы становления и развития. М.: РАГС, 2001; Лытов Б.В. Управленческие отношения в государственной службе. М., 2003; Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М.: РАГС, 2005; Государственная служба / Под ред. В.Г. Игнатова. Ростов н/Д: СКАГС, 2004)

[2] Энциклопедический словарь работника кадровой службы. М., 1999. С. 40

[3] Вивьен А. Очерки об администрировании. М., 1998.

[4] Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993. С. 79-84.

[5] Драго Р. Административная наука: Пер. с фр. М.. 1982. С. 5.

[6] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 665.

Политическая власть и государственная служба: общее и особенное

Среда формирования и функционирования государственной службы требует исследования и учета набора внутренних и внешних по отношению к ее институтам факторов, постоянно и сущностно взаимодействующих с ней. Это факторы политические, экономические, социальные, демографические, этнические, культурные, духовные, международные и другие. Все они взаимодействуют со структурами государственной службы. Считать, что государство в лице чиновника априори занимает доминирующее положение в обществе — значит обеднять проблему, хотя стереотип подобной односторонности традиционно присущ российскому типу государственности и часто находит свое отражение в журналистике.

Рассмотрим на этом фоне более подробно логику взаимоотношений политической власти и государственной службы.

Сущность политической власти заключается в определении государственной политики, формулировании стратегических целей и задач развития и укрепления государства, общества. Необходимость осуществления такой политики, устройства необходимого социально-политического порядка в обществе вызвала к жизни другую не менее важную сферу деятельности — административную, что означает появление наряду с политиком другой важной управляющей фигуры — администратора, чиновника бюрократа

Анализ показывает, что сильнее всего на организацию и деятельность государственной службы влияют политика, политические факторы. Декларации, что государственная служба должна быть вне политики, как и заявления, что ее структуры должны активно участвовать в политической жизни, — это крайности. К тому же они не снимают актуальности анализа взаимодействия политики и государственной службы. Ведь решение о типе государства, основных параметрах его устройства и функционирования, а также о целях и ценностях государства — акт, всецело политический, принимаемый органами политического руководства обществом.

Давление со стороны заинтересованных групп, политических партий (лоббизм) — это один актуальный срез данной проблемы. Другая, не менее важная сторона — организация участия структур государственной службы в подготовке и принятии политических решений, например в форме консультирования, информационно-аналитического обеспечения, подготовки проектов решений и т.п. Не нужно забывать и проблему участия государственных служащих в функционировании политических учреждений. В этой связи следовало бы учитывать отечественный и зарубежный опыт участия государственных служащих в политическом процессе.

Основы взаимосвязи и взаимодействия политической власти и государственной службы в Российской Федерации определены конституционно, законодательно.

В указанных законодательных актах достаточно четко разграничены государственные (политические) должности и должности, замещаемые на государственной гражданской службе. К первому виду относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами. Государственные должности субъектов РФ, определяемые уставами субъектов РФ, предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Они включены в Реестр государственных должностей Российской Федерации и относятся к политическим должностям. Ранее это была категория «А», теперь это «лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Законодательством Российской Федерации предусмотрены должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, заметающих политические должности. Это и есть должности государственной службы. В соответствии с действующим законодательством эти должности, ранее относимые к категориям «Б» и «В», теперь подразделяются на следующие категории: «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Государственную власть наряду с политиками осуществляет значительная часть государственных служащих — должностных лиц. В соответствии со статусом занимаемой должности они имеют право совершать властные действия по управлению людьми и социальными институтами: принимать решения по вопросам деятельности соответствующего государственного органа или его подразделения; применять методы поощрения и наказания; принимать на работу и увольнять с работы служащих и т.п. Должностные лица наделены своей компетенцией — властными правами, обязанностями, ответственностью, которые определены законодательно и влекут за собой юридические последствия.

Как соотносятся между собой государственная служба (административная власть) и государственное политическое руководство (политическая власть)?

Между политиком (законодателем) и администратором (управленцем, исполнителем), между политической и административной деятельностью немало общего. Общие черты политической и административной власти следующие.

Во-первых, это два вида общественно полезной деятельности. Политик и администратор призваны служить обществу и решать задачи, связанные с общественным развитием. Во-вторых, политика и администрирование — два взаимосвязанных социальных явления. Политика без администрирования бессильна, администрирование без политики бессодержательно. Политика нуждается в административных механизмах реализации.

Администрированию в государственной сфере необходимо политическое целеполагание. Взаимодействуя, политика и администрирование усиливают друг друга. В-третьих, эффективность политики и администрирования достигается только тогда, когда между ними устанавливаются органическое сопряжение, гармония. Это обычно происходит в условиях, когда администраторы разделяют идеал политиков, являются носителями тех же политических и общественных ценностей.

Объединяет государственную власть и государственную службу прежде всего отношение к государству: и та и другая является государственной.

Публичную службу делает государственной следующее:

  • характеристика службы как «государственной» означает, что ее содержание, принципы и функции являются производными и определяются сущностью государства, его местом и ролью в жизни общества;
  • государственная служба обеспечивает решение как общегосударственных политических, так и административных, государственно-управленческих задач, отражая, таким образом, основные функции и черты государства;
  • государственный служащий действует от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Эти вопросы не могут не иметь властного характера;
  • государственная власть осуществляется посредством прежде всего государственной службы. На всех уровнях государственная власть институциализируется и оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти), в должностях, в том числе должностях государственной службы. Эти должности по своему содержанию являются совокупностью управленческих функций и властных полномочий;
  • государственная служба реализует волю государства выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов;
  • государственная служба реализует на практике принуждение, монополия на которое принадлежит, как известно, исключительно государству.
  • государственная служба является реальным проводником идеи государственности. Исторический опыт организации и функционирования государственной службы России свидетельствует о том, что государственная служба — это стержень государства, его опора, одно из основных звеньев государственного управления. Эта служба — один из ведущих факторов единства нашей страны, формирования цивилизованной государственности, обеспечения ее прочности, высокого динамизма и демократичности;
  • с содержательной стороны существенно то, что государственная служба от имени государства использует основные методы государственной власти — планирование, прогнозирование, организацию, убеждение, контроль. С их помощью государственная служба проводит в жизнь принятые органами государственной власти решения, программы, законы, указы, нормы, правила, запреты, предписания. Таким способом реализуется рационально-правовая модель государственной власти, построенная в свое время М. Вебером.

В реализации государственной власти особо важное значение имеют взаимоотношения политиков и администраторов. Как политики влияют на государственную службу?

Лица, занимающие государственные должности (политики), оказывают чрезвычайно большое влияние на государственную службу. Они формально и фактически руководят и управляют государственной службой, способствуют укреплению позиций государственной службы, расширению ее возможностей в осуществлении государственной власти.

Политическая власть выполняет следующие функции:

  • определяет правовые основы и правовой статус государственной службы, ее структуру, цели, задачи, функции, принципы построения и функционирования;
  • формирует ее кадровый состав — руководителей и помощников (советников) и опосредованно (через конкурсы, аттестации, квалификационные экзамены, личные собеседования) — состав государственных служащих — специалистов и обеспечивающих специалистов;
  • организует, координирует и контролирует деятельность государственных служащих, в том числе по реализации властных полномочий;
  • обеспечивает единство требований к государственной службе, заботится об ее авторитете в обществе, социальном статусе.

Опыт показывает, что влияние политиков на государственную службу должно быть оптимальным. Чрезмерное влияние политической власти на государственную службу слишком опасно и при определенном стечении обстоятельств может привести к дестабилизации общества. И наоборот, при пассивности политической власти автоматически происходит падение престижа и дискредитация государственной службы.

За этим следует, как правило, смена ее состава. Поэтому так важно, чтобы государственная служба была в меру деполитизированной и абсолютно департизированной, т.е. независимой от политической власти в решении тех вопросов, которые находятся в рамках ее компетенции. Это также касается вопросов стабильности корпуса государственных служащих, их карьеры, социальной защищенности.

Но не следует и преувеличивать роль политиков в государственном управлении. В большинстве случаев политики не имеют профессиональных управленческих знаний, умений и навыков. Вследствие этого они вынуждены либо доверять профессиональным управленцам, т.е. государственным служащим, делегировав им часть своих властных полномочий, либо брать управление на себя, что чревато тяжелыми ошибками для страны. Отечественный опыт показывает, что это случается не так уж редко. Ситуация осложняется, когда на государственную службу люди подбираются не по конкурсу, а по личным связям, по протекции политиков. Тогда из государственной службы вымывается то ядро профессионалов-управленцев, которое и обеспечивает исполнение государственных функций. В этом случае политикам не на кого опереться.

Важным моментом является то, что при определенных обстоятельствах государственные служащие могут доминировать над политиками. К таким государственным служащим относятся высокопоставленные чиновники высшей и главной групп должностей, доминирование которых над политиками основано на следующих преимуществах 1 Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993. С. 79-84. :

  1. контроле над информацией, необходимой для принятия государственных решений;
  2. наличии профессионального опыта государственного управления;
  3. наличии специальных знаний государственного управления, которых политики, особенно молодые депутаты, могут не иметь;
  4. контроле над ресурсами — распределением финансовых, кадровых, правовых и иных ресурсов государственного органа;
  5. принадлежности к кадровым командам высших руководителей, к доверенным группам профессионалов-управленцев, если эти группы имеют высокий социально-политический все (статус).

Наряду с объединяющими чертами между политической властью и государственной службой существуют серьезные различия.

Политическая власть не может и не должна заниматься административным управлением. Это не ее прерогатива Административная власть не может заниматься и не занимается всеми вопросами государственного политического управления. Она всецело сосредоточивается лишь на деятельности государственного аппарата. Известный французский ученый, специалист по вопросам государственной службы Ролан Драго считает, что «администрацию нельзя отождествлять с государством. Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Таким образом, администрация всегда предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять решения политической власти» 2 Драго Р. Административная наука: Пер. с фр. М.. 1982. С. 5. .

Следовательно, именно государственная политическая власть — предмет государственного политического управления, тогда как предметом государственной службы является государственная административная власть.

Немецкий социолог Макс Вебер относил политиков и администраторов к двум во многом противоположным типам. Он определил различия между политиками и чиновниками. Ученый справедливо считал, что у них:

  • разный источник власти и формальный характер ее приобретения (выборы для политика и назначение для администратора);
  • разные сферы ответственности (политика — за выработку политического курса, администратора — за эффективность его проведения);
  • разные формы контроля за их деятельностью (общественный для политика и административный для чиновника);
  • разные критерии оценки деятельности (для политиков таким критерием является соответствие его деятельности воли избирателей, для администратора — соответствие установленным законам и предписаниям);
  • разные технологии деятельности (политические технологии у одной стороны, административные — у другой) 3 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 665. .

Различия между политиками и администраторами не должны заслонять главного: их партнерства в выработке и проведении эффективной государственной политики. В государственном управлении они взаимно дополняют друг друга.

В современной России в соответствии с Конституцией РФ узаконено деление государственной власти по ее ветвям и уровням — основополагающий принцип, характерный для любого демократического государства Россия как федеративное государство имеет два уровня власти и государственного управления — федеральный и субъектов Федерации (региональный). В соответствии с этим два уровня имеет и отечественная государственная гражданская служба. Федеральная государственная служба включает в себя все три вида государственной службы — гражданскую, военную и правоохранительную, а государственная служба субъектов РФ является гражданской.

Федеральная государственная служба — это совокупность всех видов государственной службы федерального уровня, связей и отношений между ними, находящаяся в ведении Российской Федерации: Администрация Президента РФ; Аппарат Правительства РФ; аппараты палат Федерального Собрания; аппараты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты федеральных органов государственной власти.

Таким образом, государственная служба активно участвует в реализации государственной власти. От имени государства она использует все средства реализации государственной власти: закон, убеждение, авторитет, принуждение.

В реализации властно-управленческих полномочий важное значение имеют отношения государственной службы и политической власти. Практика показывает, что политические факторы сильнее всего влияют на организацию и функционирование государственной службы. Реализация властных функций государственной службой осуществляется под руководством политиков. Однако и они довольно часто испытывают властное влияние государственных служащих-чиновников.


Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в условиях демократии гражданское общество имеет реальную возможность влиять на выработку политических решений.
2) При демократическом режиме существует общеобязательная государственная идеология.
3) В демократическом государстве гарантировано соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
4) Реализация разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.
5) Только при демократии государство обладает исключительным правом установления общеобязательных правовых норм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Ценности демократии”.
1) верно, развитое гражданское общество, его свободное взаимодействие с властью — признак демократии.
Гражданское общество — это совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
2) нет, общеобязательная государственная идеология — признак тоталитаризма, а не демократии.
3) верно, большой объем прав и свобод, их реальное соблюдение — признак демократии.
4) верно, признаком демократии является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а система сдержек и противовесов — это система взаимного контроля и взаимной ответственности между независимыми ветвями государственной власти.
5) нет, право издавать законы — признак любого государства, а не только демократического.


Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политический режим характеризуется совокупностью методов осуществления государственной власти.
2) В демократическом государстве реализуется принцип политического плюрализма.
3) Представительство различных политических партий в законодательных органах - отличительный признак тоталитарного режима.
4) Демократическому политическому режиму свойствен диалог между государством и гражданским обществом.
5) Принцип разделения властей является основополагающим для авторитарного государства.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
1) верное определение политического режима
2)верно, политический плюрализм — политическое многообразие, наличие различных партий и идеологий — признак демократии
3) нет, при тоталитарном режиме существует только одна партия и единая общеобязательная идеология
4) верно, развитое гражданское общество, его свободное взаимодействие с властью — признак демократии.
Гражданское общество — это совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
5)нет,Принцип разделения властей является основополагающим лишь для демократического режима


Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики.
2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие суверенитета.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан.
4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти.
5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
1) верно.
2) неверно, суверенитет — признак государства.
3) верно.
4) верно.
5) верно.
Политический режим — совокупность методов и способов реализации государственной власти
Характеристики политического режима:
— объем прав и свобод человека
— наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений
— способы формирования органов государственной власти
— способы принятия политических решений
Недемократические режимы :
Авторитаризм (авторитарный режим) — власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц
— контроль государства над политической сферой (“разрешено все, кроме политики”)
— опора на силу (армию)
Тоталитаризм (тоталитарный режим) — полный (тотальный) контроль всех сфер жизни общества государством
— плановая экономика
— единая, общеобязательная идеология
— господство одной партии
— запрет оппозиции
— цензура в СМИ
— террор, полицейское государство
— “разрешено только то, что приказано государством, все остальное запрещено”


Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Демократия может полноценно функционировать в обществе с высоким уровнем общей и политической культуры.
2) Демократии свойствен государственный контроль над частной жизнью граждан.
3) Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах
4) Демократия характеризуется правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства.
5) Демократии свойственно доминирование идеологии одной партии на политической арене.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Ценности демократии”.
1) верно.
2) неверно, государственный контроль над частной жизнью граждан свойственен тоталитаризму.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, это характеристика тоталитаризма.
Демократия — политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической и государственной власти
Условия существования демократии:
1. Высокий уровень социально-экономического развития (обеспечивает благосостояние граждан, без которого невозможно общественное согласие)
2. Многообразие форм собственности, право частной собственности
Для демократического режима характерен:
— большой объем прав и свобод; закон защищает человека, его права и свободы (правовое государство)
— разделение властей
— политический плюрализм и многопартийность
— наличие политической оппозиции
— свобода СМИ, гласность
— многообразие форм собственности, смешанная экономика
— принцип “разрешено все, что не запрещено законом”
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.


Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Демократия основана на принятии решений большинством голосов и подчинении меньшинства большинству.
2) Меньшинство в условиях демократии не имеет легальной возможности защищать свои интересы, добиваться своих целей.
3) Демократии свойственна гласность действий государственных органов и должностных лиц.
4) Демократия характеризуется выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
5) Демократии свойственно доминирование на политической арене одной идеологии.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Ценности демократии”.
1) верно.
2) неверно, при демократическом режиме возможно существование оппозиции.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, демократии свойственен политический плюрализм.
Демократия — политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической и государственной власти
Условия существования демократии:
1. Высокий уровень социально-экономического развития (обеспечивает благосостояние граждан, без которого невозможно общественное согласие)
2. Многообразие форм собственности, право частной собственности
Для демократического режима характерен:
— большой объем прав и свобод; закон защищает человека, его права и свободы (правовое государство)
— разделение властей
— политический плюрализм и многопартийность
— наличие политической оппозиции
— свобода СМИ, гласность
— многообразие форм собственности, смешанная экономика
— принцип “разрешено все, что не запрещено законом”


Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Демократия признаёт народ единственным и высшим источником государственной власти.
2) К признакам демократии относят цензуру в СМИ.
3) Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование и существование поддержаны народом в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на выборах.
4) Демократия признаёт безусловный приоритет интересов личности над интересами государства.
5) Демократический режим запрещает наличие политической оппозиции.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Ценности демократии”.
1) верно.
2) неверно, это признак тоталитарного режима.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, оппозиция при демократическом режиме разрешена.
Демократия — политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической и государственной власти
Условия существования демократии:
1. Высокий уровень социально-экономического развития (обеспечивает благосостояние граждан, без которого невозможно общественное согласие)
2. Многообразие форм собственности, право частной собственности
Для демократического режима характерен:
— большой объем прав и свобод; закон защищает человека, его права и свободы (правовое государство)
— разделение властей
— политический плюрализм и многопартийность
— наличие политической оппозиции
— свобода СМИ, гласность
— многообразие форм собственности, смешанная экономика
— принцип “разрешено все, что не запрещено законом”
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.


Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политический режим характеризуется совокупностью методов осуществления государственной власти.
2) В демократическом государстве реализуется принцип политического плюрализма.
3) Представительство различных политических партий в законодательных органах - отличительный признак тоталитарного режима.
4) Демократическому политическому режиму свойствен диалог между государством и гражданским обществом.
5) Принцип разделения властей является основополагающим для авторитарного государства.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
1) верное определение политического режима
2) верно, политический плюрализм — политическое многообразие, наличие различных партий и идеологий — признак демократии
3) нет, при тоталитарном режиме существует только одна партия и единая общеобязательная идеология
4) верно, развитое гражданское общество, его свободное взаимодействие с властью — признак демократии
5) нет, принцип разделения властей является основополагающим лишь для демократического режима
Гражданское общество — это совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
Политический режим — совокупность методов и способов реализации государственной власти
Характеристики политического режима:
— объем прав и свобод человека
— наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений
— способы формирования органов государственной власти
— способы принятия политических решений
Недемократические режимы :
Авторитаризм (авторитарный режим) — власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц
— контроль государства над политической сферой (“разрешено все, кроме политики”)
— опора на силу (армию)
Тоталитаризм (тоталитарный режим) — полный (тотальный) контроль всех сфер жизни общества государством
— плановая экономика
— единая, общеобязательная идеология
— господство одной партии
— запрет оппозиции
— цензура в СМИ
— террор, полицейское государство
— “разрешено только то, что приказано государством, все остальное запрещено”


В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z — парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент избирается законодательным собранием.
2) Правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание.
3) Полномочия президента ограничены законом.
4) Правительство ответственно перед законодательным собранием.
5) Главой государства является президент.
6) Законодательное собрание разрабатывает и принимает законы.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Республика — форма правления, при которой глава государства и высшие органы государственной власти являются выборными и сменяемыми
Также нужно знать признаки парламентской республики:
— президент избирается парламентом, его полномочия номинальны (представительские полномочия),
— правительство формируется парламентом и несет ответственность перед парламентом
— президент имеет право роспуска парламента
1) верно, это признак парламентской республики.
2) верно.
3) нет, это признак республики в целом.
4) верно
5) неверно, полномочия президента в парламентской республике номинальны.
6) неверно, это может быть характерно для любой формы власти.


Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что государство Z — монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Глава государства получает власть по наследству.
2) Глава государства пользуется своей властью пожизненно.
3) При вступлении в должность глава государства приносит присягу.
4) Государство состоит из нескольких административных единиц.
5) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.
6) Законы принимает избранный населением парламент.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Также нужно знать определение монархии:
Монархия — форма правления, при которой государственная власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, присягу приносит президент при вступлении на должность; при монархической форме правления происходит церемония коронации монарха.
4) неверно, это говорит о том, что государство Z по форме государственно-территориального устройства— федерация, нам же нужно указать признаки монархии.
5) неверно.
6) неверно.


Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью. Регулярно проходят всеобщие равные прямые, на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента. В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монархия
2) республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) тоталитарное государство
6) унитарное государство


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) неверно, в задании читаем: “Регулярно проходят всеобщие равные прямые, на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента” — это признак республиканской формы правления.
2) верно.
3) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью” — это признак федерации.
4) верно, в задании читаем: “В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом” — это признак демократии.
5) неверно, мы уже установили, что государство Z — демократическое государство.
6) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью”, значит, государство Z — федерация.


Глава государства Z получает власть по наследству. Государство Z включает несколько территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В стране существует многопартийная система, оппозиция действует на легальных основаниях. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) демократическое
2) республиканское
3) тоталитарное
4) монархическое
5) унитарное
6) федеративное


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) верно, в задании читаем: “В стране существует многопартийная система, оппозиция действует на легальных основаниях” — это признак демократии.
2) неверно, в задании читаем: “Глава государства Z получает власть по наследству”, значит это монархия, а не республика.
3) неверно, мы уже установили, что государство Z демократическое.
4) верно
5) верно, в задании читаем: “Государство Z включает несколько территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью” — это признак унитарного государства.
6) неверно, мы уже установили, что Z — унитарное государство.


Z — федеративная демократическая республика. Найдите в приведённом ниже списке характеристики типа политического (государственного) режима Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) все граждане обладают всей полнотой прав и свобод
2) развиты институты гражданского общества
3) проходят выборы главы государства
4) государство Z включает в себя 20 областей
5) области обладают определённой политической самостоятельностью
6) реализуется принцип разделения властей


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Из текста задания мы понимаем, что государство Z по политическому режиму — демократия, значит, из вариантов ответа нужно выбрать признаки демократии.
Признаки демократии:
— большой объем прав и свобод, закон защищает человека, его права и свободы (правовое государство)
— разделение властей
— политический плюрализм и многопартийность
— наличие политической оппозиции
— свобода СМИ, гласность
— многообразие форм собственности, смешанная или рыночная экономика
— принцип “разрешено все, что не запрещено законом”.
1) верно, это признак демократии.
2) верно.
3) неверно, выборы могут проходить и при недемократическом режиме, но они не будут обладать рядом признаков демократических выборов: не будут, например, равными, прямыми, состязательными или тайными.
4) верно.
5) неверно, это характеризует государство Z по форме государственно-территориального устройства.
6) верно.


В государстве Z регулярно проходят выборы в законодательное собрание. Какие факты позволят сделать вывод о том, что в государстве Z установился недемократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Законодательное собрание принимает законы.
2) Конституция закрепляет руководящую роль одной партии.
3) Осуществляется прямое регулирование государством всех сфер общественной жизни.
4) Главой государства является президент.
5) Президент избирается законодательным собранием.
6) Осуществляется административный контроль над отправлением правосудия.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Из текста задания мы понимаем, что государство Z по политическому режиму — тоталитарное или авторитарное государство, значит, из вариантов ответа нужно выбрать признаки недемократического режима.
Недемократические режимы :
Авторитаризм (авторитарный режим)
— власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц
— контроль государства над политической сферой
— опора на силу (армию)
Тоталитаризм (тоталитарный режим)
— полный (тотальный) контроль всех сфер жизни общества государством
— плановая экономика
— единая, общеобязательная идеология
— господство одной партии
— запрет оппозиции
— цензура в СМИ
— террор, полицейское государство
1) неверно, это может быть характеристикой любого режима.
2) верно, для недемократических режимов характерно господство одной партии и отсутствие оппозиции.
3) верно.
4) неверно, по этой характеристике мы не можем судить о режиме в государстве Z.
5) неверно.
6) верно, судебная система при недемократическом режиме подконтрольна государству.


В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) федеративное государство
2) демократическое государство
3) абсолютная монархия
4) конституционная монархия
5) президентская республика
6) унитарное государство


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций”, это говорит о том, что государство Z — федерация.
2) верно, в задании читаем: “Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества”.
3) неверно, в задании читаем: “всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть”, это значит, что государство Z — президентская республика.
4) неверно.
5) верно.
6) неверно, мы уже установили, что государство Z — федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: