Политический судебный процесс это

Обновлено: 19.04.2024

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени. Пространственно-временная локализация политического процесса может охватывать все время существования политики, тогда он понимается как панхроническое социальное явление. Конкретизация этого понятия позволяет выделить политические процессы отдельной эпохи, отдельной страны, какого-либо политического института (см. Институт политический) и т. д. вплоть до политического процесса в рамках решения той или иной политической задачи.

Содержание, структура политического процесса, его динамика, результативность характеризуют общество, его политический облик, уровень и стадию исторического развития. Сами политические процессы также существенно различаются по историческим типам — политические процессы античного общества, феодальной эпохи, республиканского и монархического, древнего и современного демократического устройства и т. д. Политический процесс развертывается в соответствующем типе общества со всеми его историческими, национальными, культурными и иными характеристиками и во взаимодействии с др. общественными процессами — экономическим, юридическим, научно-познавательным, культурным. Такая многофакторная обусловленность политического процесса определяет характер его субъектов и исполнителей, прямые и обратные связи между ними и окружением, выбор целей и средств, места и времени его осуществления.

Политический процесс дискретен. В конкретных формах он начинается с замысла и целеполагания, которое включает идеализацию цели, т. е. представления ее в наиболее полном и совершенном виде, затем такую же идеализацию субъектов, исполнителей, средств, ресурсов, места и сроков осуществления, поведения окружения и др. компонентов конкретного политического процесса. На этой основе формируется политический проект утопического типа, все характеристики которого идеальны, включая и расчет на полный учет всех зависимых и независимых переменных процесса. Исходя из такого максималистского проекта (напр., стремления создать предельно компетентное и эффективное правительство, которое в кратчайшие сроки решит важнейшие общественные задачи), формируется оптимальный или, чаще, субоптимальный конкретный план политического процесса. Осуществление этого плана протекает как цепь повторяющихся циклов принятия решений и их исполнения, как движение через промежуточные цели к основной конечной. В этом движении постоянно проверяется и устанавливается взаимное соответствие элементов политического процесса: средств и целей, средств и исполнителей и т. д.

Вероятностный и предельный характер политического процесса проявляется в степени его управляемости, в степени его исполнимости, в его итоговых результатах и в конечном счете в его реальности, в вероятности того, что он не окажется утопическим, подавленным независимыми переменными, случайными событиями и непознанными факторами.

Политический процесс — это динамический компонент политической системы общества, или политическая система в движении и действии. Его функциональный смысл состоит в решении политических и — шире — общественных задач, но он и сам представляет собой один из важнейших объектов общественного внимания, направленного на его совершенствование.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Под политическим процессом понимают особый способ функционирования политической системы общества, который изменяется в пространстве и во времени и обеспечивается за счёт функционирования политической системы.

Сущность любых политических процессов определяется исходя из того, в рамках какой политической системы они функционируют и какому политическому режиму соответствуют. Так, например, демократический режим правления характеризуется следующими признаками: граждане имеют широкие управленческие и избирательные права, широко обеспечиваются и всесторонне соблюдаются права и свободы человека и гражданина, исключается вмешательство государства в дела граждан кроме случаев, оговоренных Федеральным законом.

Как и любой процесс, политический процесс представлен объектом и субъектом. В частности, под объектом понимается цель, которая должна быть достигнута политикой. В качестве субъектов выступают носители определённых политических действий. Кроме того, политический процесс реализуется за счет определенных методов, это могут быть как диспозитивные методы, так и императивные, то есть обеспеченные силой принуждения государство.

Политический процесс в рамках конкретного государства может также использовать ресурсы, например, денежные ресурсы, людские ресурсы и так далее. Кроме того, политический процесс имеет исполнителей, то есть тех лиц, которые непосредственно реализуют политику.

Различные субъекты политики предпринимают сознательные усилия, в результате чего получают определенные политические результаты. Субъекты могут быть представлены индивидами, различными социальными группами, политическими партиями, государственными органами и так далее.

Каждый субъект имеет свою роль и задачи, которые он реализовывает во время политического процесса. При этом субъекты политического процесса способны воспроизводить, развивать, разрушать, изменять конкретные элементы политической жизни и системы. Все изменения, которые происходят в политической системе, неизбежно отражаются на ее субъектах.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадии политического процесса

Политический процесс, как и любое явление, имеет определенные стадии своего развития. В частности, можно выделить следующие основные стадии: образование политической системы, воспроизведения политической системы, ее компонентов и признаков, реализацию управленческих решений в сфере политики, контроль за реализацией политической системы.

Наиболее интересным является стадия воспроизводства политической системы, так как именно здесь система видоизменяется и обновляется, меняются ее взгляды. Участники политических систем также могут менять свои точки зрения и взгляды.

На каждой стадии осуществляется контроль за тем, как развивается и функционирует политическая система. Этот контроль достигается как за счёт общественного наблюдения, так и за счёт контроль со стороны государства , государственных и муниципальных органов. Также устанавливаются определенные стандарты политической деятельности, ее ведения, порядка проведения выборов. В частности, в Российской Федерации основные положения в данной сфере установлены Конституцией Российской Федерации, а также федеральным законодательством.

Результат конкретного политического процесса зависит от тех целей, которые ставили перед собой субъекты, вступающие в политические отношения. Он может зависеть от благоприятных и неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на развитие отдельных явлений. Данные факторы могут быть как случайными, как намеренно созданными силами человека. Определённое влияние могут оказывать другие факторы, например, силы природы. Взаимодействие в рамках политических процессов происходит не только в рамках одного государства, но и на международной арене.

Признаки политического процесса

Политический процесс состоит из совокупности признаков, характеризующих данное явление. Сам термин «процесс» был позаимствован учеными политологами из кибернетики, где под ним понимается череда взаимосвязей, которая ведет к определенному результату.

Соответственно уже из самого определения политического процесса можно выделить некоторые его признаки:

  • Действия субъектов происходят в сфере политики. Нередко политический процесс отождествляется словом «политика», однако данные явления различаются.
  • Участие в политической деятельности различных субъектов. Под субъектами здесь понимаются политические партии, объединения, граждане и так далее.
  • Определенный порядок действий. Процесс состоит не из без системных действий людей, а из совокупности действий, которые представляют собой систему, то есть имеют определенную основу и регулярно пополняются.
  • Наличие определённой цели. Цель является политической, так как каждый участник политического процесса преследует конкретную цель в сфере политики. Также могут затрагиваться и иные цели.
  • Использование различных ресурсов. В качестве ресурсов могут выступать знания, наука, техника, финансовые средства, наличие определенной идеологии, формирование определенного общественного мнения и так далее.
  • Влияние законодательства на функционирование политики. Так, законы регламентируют отдельные сферы политики, порядок ее ведения.

Таким образом, политический процесс характеризуется наличием различных признаков, характеризующих его как политическое явление. В рамках реализации любой политической деятельности в России необходимо учитывать, что вся власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Поэтому любые принципы реализации власти строится с учетом данного разделения, а также система сдержек и противовесов данных ветвей власти.

Ядром любых политических процессов является принятие конкретного политического решения, которое может быть принято как коллективно, так и индивидуально. Данное решение имеет определённые цели и задачи, методы и способы их достижения. Цели ставят лидеры партий, определенных государственных структур, общественных объединений и так далее. Все они должны иметь соответствующее оформление.

Слово "политика" происходит от греческого «politika» – государственные или публичные дела (polis - государство), и подразумевает деятельность в сфере отношений между слоями (группами) общества, нациями и т.п. И целью которой является получение, удержания и использование государственной власти; непосредственное участие в делах государства, определение направлений развития государственной деятельности.

Еще древнегреческие мыслители «предрекли» человеку невозможность существования вне политики. С момента зарождения цивилизаций внимание людей притягивала политика, многие века люди изучали законы становления государства и партий, анализировали поступки правителей и народа, вникали в тонкости выборных процессов и другие, не менее важные нюансы и проявления этого глубокомысленного общественного феномена.

Даже в работах древних философов Китая, Индии и Греции встречаются трактаты о проблемах, аналогичных по содержанию с теми, которые актуальны для умов наших современников: о путях формирования публичной власти, построения «идеального» социума, возможностей формирования образцового государственного управления, оптимальных форм и способов управленческого контроля и т.п.

В бесспорной актуальности этих трудов в современных условиях сомневаться не приходиться. В XXI веке фактически каждый человек помимо своей воли так или иначе принимает участие в сложных и неотъемлемых процессах создания и распределения ресурсов; проводимых государственно-административным аппаратом преобразованиях общественно-социального статуса существующих слоев общества.

Изучаются истоки того или иного политического вопроса, как этот вопрос приобретает актуальность в обществе, какая происходит на него реакция в сферах государственного управления, какие сформулированы выводы и пути решения. Эти процессы и являются политическими, формируемыми и направляемыми в первую очередь субъектами государственного управления, которые и задают основные политические направления. Фактически политический процесс является политической дельностью, принятием организационных и контрольных решений, осуществлением четких управленческих шагов, выборе и распределении кадрового потенциала, прогнозированием вероятных последствий и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Политические процессы и их особенности

Политический процесс – это по сути отображение деятельности политической системы, комплекс шагов политиков по внедрению определенных целей в нише власти.

Довольно сложно представить какие-либо трансформации общества без политических процессов. Во время своей жизнедеятельности люди создают разнообразные составляющие политической системы, упраздняя другие, какие-то политические силы выдвигают во власть, лишая доверия остальных. В следствии чего определяется направление государственной политики, которая касается интересов тех или иных слоев населения.. Политический процесс – это технология реализации власти. И при исследовании политических процессов необходимо брать во внимание особенности взаимодействия его участников.

Состав политического процесса (в узком смысле) можно представить в следующем виде:

  • определение целей и задач политических субъектов (государственные органы, политические партий, отдельные лица, социальные группы и т. п.);
  • конституция и формирование политических институтов и организаций;
  • принятие и реализация политических решений;
  • обеспечение политических институтов и организаций;
  • контроль над функционированием и развитием политических институтов.

Политический процесс нацелен в будущее без отрыва от прошлого, хотя и происходит «сейчас» и «здесь». Показывает политическую реальность, которая определяется в независимости от воли политических вождей и научных трудов, а по сути является симбиозом противостояния интересов розных политических сил, социальных слоев, поведения этих групп и граждан, их понимания о том, чтобы они хотели получить от правительства и государства.

Имеет смысл определить наиболее значимые особенности политического процесса.

Первая особенность заключается в том, что функции политической системы четко не отделены от функций других сфер жизни государства и общества. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политической системы, которая пронизывает все сферы жизни общества, когда даже самое простое решение принимается только властями. В свою очередь, это ведет не только к коррупции, но к еще большей опасности для государственности – криминализированной силовой сферы.

Вторая особенность – довольно распространенная не структурированность самого политического процесса, вызванная высокой степенью сочетаемости и взаимозаменяемости политических ролей: депутат - министр, председатель, губернатор и т. д. Согласование позиций в законодательных и исполнительных вершинах (не говоря уже о личном участии государственных должностных лиц в финансово-промышленных проектах) приводит к тому, что:

  • во-первых, «делать, как я» заменяется «делай, как я сказал»: менталитет менеджера заменяется менталитетом лидера;
  • во-вторых, законодательные акты создаются не стратегическим путем (трансформацией и развитием государства), а ситуационным и тактическим.

Третья особенность - более открытая (прозрачная и, как следствие, понятная и предсказуемая) внешняя политика, а не внутренняя. Эта функция вызванатем. что:

  • менталитет лидеров недемократических государств сформировался в условиях монопольного господства одной, и вовсе не важно, какой именно идеологии, которая также развивала привычку работать в условиях относительно устойчивого социально-политического соглашения, когда, с одной стороны, мысль о менеджерах не играла никакой роли и, следовательно, не принималась во внимание, с другой стороны - было легче управлять (опять же, идеологическим перерегулированием и интеллектуальными ограничениями.
  • переход (попытка перейти) к рыночным отношениям вызвала определенные личные интересы отдельных лиц и групп, ликвидировать которые из-за сформированных стереотипов мышления политические лидеры просто не могут.

Четвертой особенностью политического процесса является отсутствие общенациональной системы связи (включающей весь спектр возможностей - от транспорта до творческих компонентов). Социальные средства массовой информации должны постоянно обеспечивать свои требования к политической системе с помощью обширной системы представления интересов самых широких слоев населения. На самом деле можно утверждать, что эпицентр рисков и угроз любой страны и, как следствие, цивилизации в целом определенно зависит от средств массовой информации.

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
  • выработка и принятие политических решений;
  • реализация политических решений.

Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:

  • революционных и реформаторских начал;
  • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
  • восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

Типология политического процесса

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

Политический суд (показательный суд) (political trial), юрид. или квазиюрид. процесс, на к-ром подсудимые обвиняются в правонарушениях, направленных против существующей полит, системы или гос-ва. Он может быть использован в кач-ве ср-ва для законного обоснования принятых по полит, соображениям мер. Подсудимым нередко предъявляются сфабрикованные, лишенные соответствующего юрид. подкрепления обвинения. В то же время процессы, организованные на основании законодательства о. нац. безопасности, обвиняемыми могут расцениваться как полит.. Обычно существует связь между получением чрезвычайных полномочий, созданием спец. судов и орг-цией полит, процессов. Напр., в быв. Советском Союзе в 1930-х, 1940-х и 1950-х гг. судебные процессы и публичные признания мн. граждан использовались в кач-ве повода для репрессий против ненадежных элементов в воен. и полит, сферах. Точно так же в Китае вслед за студенческими протестами кон. 1980-х гг. на площади Тяньаньмынь в Пекине последовали П.с., в рез-те к-рых были казнены неск. студенческих лидеров. Лица, осужденные П.с., могут стать политзаключенными или быть приговоренными к смертной казни.

Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М . Под ред. Р. Хоггарта . 2002 .

Смотреть что такое "Политический суд (показательный суд)" в других словарях:

Революция 1917 года в России — См. также: Революция 1905 1907 годов в России Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия

Уголовное преследование Юлии Тимошенко во время президентства Януковича — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 23:59 25 декабря 2012 (UTC). ( … Википедия

Дело Pussy Riot — … Википедия

Жданов, Владимир Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с именем Жданов, Владимир. Владимир Анатольевич Жданов … Википедия

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… … Православная энциклопедия

Ходорковский, Михаил Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ходорковский. Михаил Ходорковский … Википедия

Политические репрессии 1920-х годов в СССР — После окончания Красного террора периода Гражданской войны политические репрессии в Советской России и в образованном в 1922 г. СССР продолжились. В 1922 году в связи с разработкой первого Уголовного кодекса РСФСР В.И. Ленин писал наркому… … Википедия

Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики — Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики Доклад, читанный на сессии МАОН 12 июля 2011 года Прежде всего, оговорюсь: я не буду в докладе анализировать понятие модернизации, а также конкретные программы модернизации … Экономико-математический словарь

Ночной дозор (движение) — Общественное движение «Ночной дозор» Год основания 21 мая 2006 г. Расположение Эстония Ключевые фигуры Дмитрий Линтер Веб сайт … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: