Политическая система это организационно правовой механизм объединяющий государство политические
Обновлено: 23.04.2024
Политическая организация общества обычно представлена в виде политической системы. Политическая система - совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.
Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, политическое сознание и культуру, политические нормы. Политическая система - это организационно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть.
Составные части политической системы (государство, общественные объединения, политические партии) называются элементами, которые в свою очередь делятся на субъекты. Например, государство - это элемент политической системы, а все государственные органы являются субъектами политической системы.
В политической системе раскрываются формы осуществления власти народа: через государство народ осуществляет государственную власть; через политические партии - политическую власть; через общественные объединения и общественные самодеятельные организации - общественно-политическую власть. В политическую систему не включаются общественные формирования, которые не занимаются политикой (общества книголюбов, филателистов, спортсменов, религиозные объединения и др.), а создаются с целью объединения участников по своим интересам. Обычно различают два типа политических систем: тоталитарные (всевластие государства над обществом и личностью) и демократические (права и свободы граждан - высшая цель государства).
Государство - центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие.
Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.
Государство - единственный властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия. В демократическом, правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий представителей в органы власти. Государство действует от имени народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы (парламент, правительство, суды). Общество с точки зрения философии управления рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система.
Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического развития государства и в целом политического процесса выступают гражданское общество и правовое государство.
Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям, как: а) верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка; б) разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная).
В правовом государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Разделение властей сложилось уже на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти. Первое крупное разделение власти повлекло за собой разделение политической и религиозной властей - власти государства (кесаря) и церкви. Соперничество между ними продолжалось многие годы.
В светском государстве разделение профессиональных функций власти началось также достаточно рано. В нем осуществлялось разделение власти между центральным и местным управлением, власть различных уровней выполняла неодинаковые функции.
Принцип разделения властей предполагает наличие в государственной власти системы сдержек и противовесов. Смысл этих сдержек в том, что каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другие ветви власти. Элементами этой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; независимость судейского корпуса и т.д.
Идея гражданского общества восходит к античности, в частности к политико-философской концепции Цицерона, который пытался установить отличие собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др.
Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры и т. д.), развивающихся относительно независимо, автономно от государства, власти. Формирование гражданского общества предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод, поскольку огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.
Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.
Согласно М. Веберу идея гражданского общества - это познавательная абстракция, идеальный тип, отличающийся от реальности. Вместе с тем данная идея не лишена глубокого смысла. Ее суть заключается в оптимальном сочетании трех основных составляющих: власти, общества и человека. При этом доказывается, что осуществляющее власть государство должно быть правовым, а деятельность основана на принципе верховенства закона. В свете данного принципа и для общества должны быть характерны: развитые горизонтальные связи; наличие всевозможных союзов и ассоциаций, массовых движений, партий; стремление ограничить власть государства за счет ее децентрализации и развития местного самоуправления.
Наиболее важные структурные компоненты гражданского общества в экономической сфере - частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные организации, создаваемые гражданами по собственной инициативе; в социально-политической сфере - органы самоуправления (создаваемые по месту жительства, работы, учебы), политические партии, общественные объединения, организации и движения; в сфере духовной - негосударственные институты (церковь и др.), средства массовой информации, добровольные творческие союзы (художников, литераторов, ученых и т.д.).
В развитом гражданском обществе индивид взаимодействует с государством не прямо, не один на один, а в составе соответствующего общественного гражданского института, т.е. опосредованно.
Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные системы современного демократического общества, они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого. В них особые требования предъявляются и к гражданину. Граждане должны быть дисциплинированы не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, они добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, они - люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой, философской культурой. Следовательно, о том, насколько развито или не развито гражданское общество, можно судить по степени активности граждан и их добровольных объединений.
В классической философии была четко поставлена актуальная и сегодня проблема становления гражданского общества и его взаимоотношения с государством. Существуют различные интерпретации данной проблемы - от либертаристской, абсолютизирующей роль гражданского общества, согласно которой «государство - ночной сторож» и анархистской, согласно которой «государство - зло для свободы индивида и свободных ассоциаций людей», до умеренно этатистской (концепция ассимиляции гражданского общества государством в философии Г. Гегеля) и абсолютно этатистской (апологии неограниченной монархии в концепции Т. Гоббса).
Гражданское общество охватывает относительно независимую от государства сферу коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, включающей негосударственные политические ассоциации, хозяйственно-экономические структуры, негосударственные институты и образования, СМИ, религиозные организации и т.п. Государство (правовое) и гражданское общество (развитое) призваны существовать как бы исходя из презумпции дополнительности, предполагающей конкуренцию влияния на общество и совместную деятельность на его благо.
В современной политической философии один из возможных механизмов взаимоотношений государства и гражданского общества раскрывается в концепции коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.
В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:
1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология) 2 .
Поддерживая такой подход к представлению о составе политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.
1. Политические и правовые нормы – сложившиеся или установленные правила поведения, способы, регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется ин-ституционализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс – деинституциона-лизацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь политики и институционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.
2. Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых
они и создаются (органы управления, политические партии, учебные
? Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а
I Только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что •жо представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на нсииве правовых актов.
Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере
( Политики наделены некоторыми характерными чертами:
• общая цель для всех участников организации;
* иерархичность структуры отношений внутри организации;
• дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей 1 .
. 3. Политическая деятельность– разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается и неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.
Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.
Критерием активной деятельности служит стремление и возмож-•ность, воздействуя па политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.
4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный – политические теории, доктрины, программы, учения;обыденный – несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.
Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство,
Ктеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной Ьязи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.
Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, аакладываются в системы воспитания, политической социализации.
Ценности – это выражение значимости объектов окружающего Мира для человека, его субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял их как «желаемые события», или «события-желания».
Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописательную, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем, приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в поли-; тической системе ценностей.
I Среди ценностных доминант, создававших исторический облик ев-уюпейских политических систем, известный американский политолог К. Дейч выделяет:
– до XV в. – справедливость, честность;
– в XV в. – власть, выгоду;
- в XIX в. – стабильность;
– в XIX–XX вв. – развитие.
Автор отмечает невозможность определения современной политики в рамках единой ценности 2 , что, на наш взгляд, совершенно справедливо.
Центральный элемент политической системы – государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике:
– выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы;
– обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.
Акцент на распределительную, а не на производительную или собственническую функции политической системы достаточно красноречиво показывает пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно начинается с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сходятся, сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности.
Потеря контроля над этим нервным узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом. Политическая же регламентация всех экономических отношений влечет за собой ограничение производственной инициативы, сковывает предпринимательскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей жесткую степень зависимости экономики от политики.
Контроль за сферой распределения ценностей – предпосылка реализации и такой функции политической системы, как интеграция общества, обеспечение взаимосвязи и единства действий различных компонентов его структуры. Интеграция предполагает наличие развитой способности политической системы разными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякаемый источник – различия интересов, способов ориетации социальных групп), разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности.
Такая функция политической системы, как упорядочение политических процессов, определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям жизни, и стабилизации – фактора сохранения социальной целостности. Поэтому естественным является присутствие в политических процессах двух противоположных тенденций: к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить и развитие, и стабильность политической системы. Отсутствие этого сочетания служит причиной многочисленных деструкции.
В литературе выделяют и другие функции политической системы:
экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике*.
Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис: когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому .
В зависимости от этих факторов, а также господствующего политического режима, формируются разнообразные типологии политических систем. Можно выделить базовые модели:
• командную – ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;
• соревновательную – основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;
• социопримирительную – нацеленную на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов*.
Как политика, так и все ее элементы, несомненно находятся под мощным воздействием национальных особенностей участвующих в ней народов. Этничность – это наиболее доступная и понимаемая гражданами основа для массовой мобилизации и коллективного действия» 2
Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов, основных участников политической жизни и государственного строительства.
Понятие и назначение политической системы. В главе 1-й Конституции БССР 1978 г. впервые в конституционной практике республики компактно закреплялась политическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.
В самой общей форме под политической системой белорусского общества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организационно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть. Составные части политической системы (государство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство — это элемент политической системы, а все государственные органы являются" субъектами политической системы.
Народ обладает высшей политической властью, которую он реализует непосредственно (путем выборов, референдумов, собраний и др.) и через элементы политической системы, используя государственные и общественно-политические формы власти.
В политическую систему не включаются общественные формирования, которые не занимаются политикой (общества книголюбов, филателистов, спортсменов, религиозные объединения и др.), а также не подлежащие государственной регистрации.
Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г., ст. 3).
Политика - это деятельность, связанная с отношениями между большими социальными группами, прежде всего – классами, нациями, государствами, партиями. Самое существенное в политике - устройство государственной власти и вообще любой власти, кроме власти в семье, которая не носит политического характера. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение затрагивает интересы отдельных слоев общества или государственную власть. Где проявляется власть государства, там всегда политика. Политика - это высшая форма самореализации воли народа.
Все элемента и субъекты политической системы обладают властью для реализации ими своей политики, целей и задач. Что же такое власть?
Власть - это такое общественное отношение, в котором одна сторона (властвующая) вправе навязывать свою волю другой стороне (подвластной).
Власть как волевое отношение может быть только между людьми. Она возникла вместе с человеческим обществом и будет существовать до тех пор, пока функционирует общество. Власть может быть государственной (ее осуществляют все государственные органы) и общественно-политической, осуществляемой народом, всеми общественными объединениями и трудовыми коллективами как элементом политической системы.
Стабильности и устойчивость политической системы зависит прежде всего от крепости и устойчивости экономического строя общества. Если в экономическом устройстве общества имеются непримиримые противоречия, они будут проявляться и в структуре политической системы. Если же в гуманном демократическом обществе отсутствуют подобного рода противоречия, то это обеспечивает стабильность политической системы и четкость во взаимоотношениях ее элементов и субъектов. При такой ситуации все государственные и общественно-политические структуры власти будут действовать четко и слаженно в решении сложных жизненно важных задач.
Наиболее видным элементом политической системы является государство в силу следующих причин:
1) все его органы в центре и на местах обладают властными полномочиями;
2) в структуре госаппарата работают специально подготовленные люди – государственные служащие;
3) государство обладает огромными материально-финансовыми ресурсами, природными богатствами, предприятиями, банками, транспортом, золотым фондом;
4) центральные органы государственной власти – Президент, Парламент, Совет Министров могут издавать нормативные акты, обязательные для всех граждан и юридических лиц;
5) государство проводит внутреннюю и внешнюю политику.
Перечисленными признаками государства не могут обладать иные элементы политической системы – партии, объединения и трудовые коллективы.
В статье 6-й Конституции Республики Беларусь закрепляется принцип разделения власти: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Это сделано для повышения эффективности трех государственных властей и недопустимости узурпации одной властью других властей. Законодательным органом является Национальное собрание, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией. Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона.
Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, районных и городских исполкомов.
К субъектам судебной власти относятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглавляемые Генеральным прокурором республики, контрольные органы — Комитет государственного контроля и его органы, местные представительные органы — Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельских Цветах.
Особое место в политической системе общества занимает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В политической системе белорусского общества функционирует более тридцати политических партий, многочисленные общественные объединения – профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.
На предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в высших и средних специальных учебных заведениях, в колхозах, совхозах и других аграрных организациях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не только внутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективы способствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляющейся в управлении своими предприятиями, организациями, а также внешней, общей демократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формировании депутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях, конференциях и др.
Самодеятельные организации граждан на местах являются формами прямой демократии и входят в состав политической системы общества.
Местное управление и самоуправление. В разделе V Конституции и в специальном Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями закрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами политической системы.
Местное (территориальное) самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе норм права, собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Субъектами местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие формирования). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории), собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.
Устанавливаются три территориальных уровня местных Советов депутатов: 1) первичный (сельские, поселковые и городские Советы городов районного подчинения); 2) базовый (районные и городские Советы городов областного подчинения); 3) областной (областные Советы и Минский городской Совет).
В системе местного самоуправления местные Советы депутатов выступают как высшая политическая форма самоуправления народа. Они координируют и объединяют работу всех самодеятельных общественных формирований. Решения местных Советов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для предприятий, организаций и граждан. Если Советы принимают не соответствующие законодательству решения, они могут быть отменены вышестоящими представительными органами.
Местный Совет депутатов может быть досрочно распушен по следующим основаниям:
1) если избиратели выразят ему недоверие путем референдума;
2) если не менее трех раз подряд он не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительной причине;
3) если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы;
4) если Совет систематически или грубо нарушает требования законодательства.
Роспуск местного Совета осуществляет Палата Национального собрания — Совет Республики.
К органам местного управления относятся областные, районные городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, а также отделы и управления областных, районных, городских исполкомов. Все они являются субъектами исполнительной власти. В настоящее время местные исполнительно-распорядительные органы более самостоятельны во взаимоотношениях с местными Советами депутатов, однако их незаконные решения отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст. 122 Конституции Республики Беларусь).
В отечественной юридической науке категория «политическая система», появившись из сферы социологии, вошла в научный оборот в 60-70 гг.
В основе значения термина «политическая система общества» заложено три научных понятия: «система», «политика», «общество».
При этом система – это целостное единство элементов и структуры, структура – способ упорядочения элементов, характеризующийся устойчивостью.
Термин «политическая» в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, ее отличие от других общественных систем. Назначение этого термина состоит в том, чтобы с самого начала было ясно, о каком конкретно виде систем человеческого общества идет речь. Основными принято считать экономическую, социальную, политическую и духовную системы.
Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежат политика, политические отношения и власть. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.
Основными отличительными чертами политической системы от других систем являются:
1) верховенство политической системы, т.е. она осуществляет верховную власть в обществе, ее решения обязательны для всего общества;
2) обусловленность политической системы условиями социально-экономического развития;
3) относительная самостоятельность политической системы, обусловленная наличием специального механизма структур, ролей, функций;
4) активное влияние политической системы на все общество.
Определение понятия общество в характеризуемом словосочетании дает ответ на вопрос об уровне политической системы. Общество – это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Исходя из определения, можно говорить о различных подходах исследования политической системы.
Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.
Политические системы общества различных стран современного мира имеют сложную, разветвленную структуру. Однако так было не всегда. К такому состоянию они приходят в результате длительного исторического развития. В современных условиях политическая жизнь в большинстве стран мира стала достаточно зрелой, появились многие другие элементы, которые вместе с государством образуют развитую структуру политической системы общества.
Среди основных элементов политической системы общества необходимо выделить государство, все политические партии, отдельные общественные организации, движения. Все составные элементы (части) политической системы находятся в тесном, органичном единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель – благо человека. Характер взаимоотношений государства, общественных организаций, политических партий и союзов основан на принципах сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки. Это позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Но несмотря на единство цели, элементы этой системы решают свои конкретные задачи, не подменяя друг друга.
Одно из ведущих мест в политической системе по праву принадлежит государству.
Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его необходимо рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт.
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом правящей партии или иных звеньев политической системы.
Государство – это объединение всех граждан без исключения, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от возрастной, профессиональной, национальной и иной принадлежности. Государство есть выразитель общих интересов и мировоззрения. Его место и роль в политической системе общества определяются следующими основными особенностями:
1) выступает организацией, определяющей основные направления развития общества в интересах всех и каждого;
2) выступает организацией, способной принимать властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым;
3) располагает специальным аппаратом управления и принуждения;
4) имеет возможность использовать различные методы воздействия, в том числе принуждения, в масштабе страны;
5) является официальным представителем своего народа как внутри страны, так и за рубежом;
6) обладает суверенитетом;
7) обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий.
Иные элементы политической системы общества такими свойствами и полномочиями не обладают.
Одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества является скорейшее возрождение института подлинно народной демократии – местного самоуправления.
Исходя из положений ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и через органы местного самоуправления. Отсюда логически вытекает, что в одном случае власть народа реализуется в форме местного самоуправления, а в других – приобретает форму государственной власти. Полагаем, муниципальная власть и власть государственная – две формы публичной власти. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны.
Местное самоуправление как институт, основанный на общественных началах, призван повышать активность населения в решении многих государственных и общественных вопросов, в том числе и проблем обеспечения прав и свобод. Именно общественное начало должно стать стимулом для участия граждан в формировании и осуществлении ряда функций самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы и т.д.).
Основной задачей местного самоуправления является обеспечение гражданам социального комфорта, т.е. стремление воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.
Местное самоуправление призвано противостоять негативным тенденциям современной бюрократии, сыграть определенную роль в защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Успешное и прогрессивное развитие местного самоуправления как органа, призванного обеспечивать права и свободы личности непосредственно на местах, в повседневной жизни возможно только при поддержке государства. Согласно ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления государство регулирует распределение финансовых средств между органами местного самоуправления, предоставляя им субсидии на финансирование определенных проектов. Без государственной поддержки в решении этих задач местное самоуправление самостоятельно не в состоянии нормально функционировать и в полном объеме обеспечивать права и свободы личности.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Хартии осуществление государственных полномочий, как правило, должно возлагаться на наиболее близкие к гражданам органы власти. Из данного положения следует, что органы местного самоуправления, названные в Хартии органами власти и по своей сути таковыми и являющиеся, наделяются правом осуществлять государственные полномочия. Следовательно, органы местного самоуправления необходимо рассматривать как продолжение государственного управления на местах.
В настоящее время общественные объединения выступают неотъемлемым атрибутом политической системы современного гражданского общества.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.
Общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Заметную роль в политической системе общества в начале 90-х годов прошлого столетия наряду с другими общественными объединениями сыграли политические партии.
В настоящее время в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Кроме того, государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
Новая законодательная стратегия развития многопартийности, заложенная в основу принятого в 2001 г. Федерального закона «О политических партиях», свое наиболее концентрированное выражение нашла в его преамбуле, где обозначены цели и задачи политических партий.
Согласно ст. 3 Закона политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Важное значение в политической системе общества отводится профессиональным союзам. В ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» впервые дано легальное определение профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, которое создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Важно подчеркнуть, что основной гарантией права на объединение в профессиональные союзы выступает ст. 30 Конституции РФ, которая четко указывает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Помимо Конституции необходимо отметить основополагающий нормативный правовой акт, обеспечивающий трудовые отношения граждан, – Трудовой кодекс РФ.
Одним из основных принципов обеспечения прав человека в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений является нормативно закрепленное право представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль.
Особое место среди субъектов политической системы общества отводится религиозным объединениям. Актуальность этого направления состоит в том, что в России религиозный вопрос всегда стоял очень остро.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Конституции Российская Федерация является светским государством и никакая идеология, в том числе религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Кроме того, в качестве одного из ведущих в Основном законе государства заложен принцип равенства прав человека независимо от отношения к религии (ч. 2 ст. 19). Данный принцип означает равенство верующих между собой независимо от принадлежности к той или иной конфессии[1], а также равенство верующих и неверующих.
Следует отметить, что светскость в нашем государстве провозглашена не только на конституционном уровне, но и в федеральных законах. Так, в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» говорится, что «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными и религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».
В современной России отмечается изменение характера взаимоотношений между государством и религией в сторону обеспечения удовлетворения духовных потребностей граждан. Так, на территории Российской Федерации действуют десятки тысяч религиозных объединений.
Политика — вещь тонкая и сложная, но она касается каждого гражданина. В этой статье мы разберемся, что такое политическая система общества, какие основные элементы входят в ее структуру и как она связана с государством.
11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Что такое политическая система
Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.
Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону
Общество влияет на политическую систему, вход
Политическая система влияет на общество, выход
Импульсы, на которые реагирует политическая система
Действия и решения системы, которые управляют обществом
Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии
На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты
По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.
Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной. Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.
Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.
Для чего нужна политическая система
Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:
определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;
следить, чтобы общество выполняло эти задачи;
распределять материальные и духовные ценности;
следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;
воспитывать политическое сознание народа;
следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;
контролировать соблюдение законов и политических норм.
Из чего состоит политическая система РФ
В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Политические подсистемы РФ
Представляет различные политические интересы;
Следит за социальным управлением;
Создает социальные нормы;
Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.
В нее входят: государство, СМИ, политические партии, общественно-политические организации.
Регулирует политический процесс;
Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали.
В нее входят нормы права, политические программы, уставы политических партий.
Включает методы и способы осуществления политической власти.
Включает политические отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом.
Придает смысл политическим действиям.
Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.
Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.
Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.
Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.
Место государства в политической системе
Государство — это основной институт политической системы, поэтому занимает в ней центральное место. Оно:
выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;
может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;
определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;
устанавливает правовые основы, как организовывать и вести деятельность другим политическим институтам;
обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;
объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.
Проверь себя
Задание 1
Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.
Отношения между политическими системами двух стран.
Задание 2
Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.
Задание 3
Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.
Политические партии входят в функциональную подсистему.
Политическая система связана с другими общественными системами.
Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.
Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.
Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.
Автор статьи
Читайте также:
- Уголовная ответственность это мера государственного принуждения
- Каким путем осуществляется обеспечение судей жилыми помещениями
- Суд в машине это
- Джон адамс эмигрировал в другую страну он стремился получить гражданство этого государства джону
- В связи с решением районного суда должник гвоздев обязан в месячный срок