Политическая обязанность долг гражданина и долг государства

Обновлено: 28.03.2024

Государственная организация жизни общества основана на сочетании прав и обязанностей. В качестве сторон в этой системе отношений выступают граждане (индивидуально и коллективно, в том числе в форме различных объединений, элементов гражданского общества) и государство, представляемое различными органами власти.

Связь между ними, политическая связь, возникающая в ходе осуществления государственной власти, в западной литературе часто определяют как политическую обязанность.

Введение в оборот этого термина принадлежит крупному английскому философу XIX в., оксфордскому идеалисту, гегельянцу и в то же время либералу Томасу Хиллу Грину («Лекции о политической обязанности»). В 1909 г. другой английский гегельянец, тяготеющий больше к консерватизму, Бернард Бозанкет в книге «Философская теория государства» назвал одну из глав «Парадокс политической обязанности». Роджер Скрутон в «Словаре политической мысли» дает более широкое определение. Повторив, что под политической обязанностью имеется в виду обязанность гражданина по отношению к суверену, он прибавляет: «Это выражение употребляется иногда для обозначения обратной (противоположной – reverse) обязанности – суверена по отношению к подданному, или взаимной обязанности между ними».

Следовательно, по мнению Мартышина, политическая обязанность – взаимные обязанности гражданина и государства.

Проблемы политической обязанности: 1) содержание долга гражданина и долга государства, их соотношение 2) пределы политической обязанности, коллизии прав и интересов гражданина и государства, способы решения конфликтов между ними.

Долг гражданина и долг государства.

Содержание политической обязанности (кто, кому и чем обязан) меняется с течением времени, особенно применительно к государству.

Главная обязанность гражданина – соблюдать законы. Дополнительно - бремя гражданственности: он поддерживает существующий строй, активно участвуя в жизни государства посредством голосования, выполнения воинской повинности, службы присяжного. От него ожидается добропорядочность.

Первейшая обязанность государства – обеспечение безопасности граждан. Спиноза называл безопасность добродетелью государства. Это предполагает как обеспечение гарантий от внешней угрозы, так и соблюдение законности внутри страны. Но только в эпоху свободной конкуренции обязанности государства сводились сторонниками экономического либерализма исключительно к обеспечению безопасности (государство – ночной сторож). Во все другие времена на государство возлагалась миссия служения общему благу и справедливости в более широком плане, чем охрана кладовых. Особенно расширились требования к государству в XX в. Большинство теоретиков права признали, что помимо обеспечения законности, государство обязано создавать и иные условия для нормальной жизни граждан, обеспечить им минимум материального благополучия. Общепризнанным ныне социальным и экономическим правам соответствует обязанность государства их гарантировать.

Пределы политической обязанности.

Теория политической обязанности основана на взаимности обязательств гражданина и государства, взаимосвязи услуг, которыми они обмениваются. Предполагается своего рода договор между гражданином и государством. Он действует при обоюдном соблюдении. Неисполнение любой из сторон условий договора ставит под сомнение обязанности другой стороны.

История дает множество примеров, когда права и интересы гражданина, моральные, политические и социальные принципы вступают в противоречие с обязанностью повиноваться или сотрудничать с государством. Этот конфликт порождает вопрос о пределах политической обязанности.

Юридические обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами. Это парные категории, взаимозависимые понятия. Обязанность — способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если права и свободы — это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность — область необходимости и подчинения. Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения.

В научной литературе наряду с понятием «юридическая обязанность» иногда применяется понятие «долг». В связи с этим отметим, что обязанность и долг объединяет объективно необходимый характер заложенного в них предписания. Однако долг основывается на морально-нравственных принципах, которые определяют внутренний мир человека. Таким образом, «юридическая обязанность» — это исключительно правовая категория, «долг» — моральная. Так, в ст. 59 Конституции РФ зафиксировано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В первом случае законодатель пишет о долге как моральной категории. Во втором случае речь идет о юридической обязанности.

Следует отметить, что еще в первобытном обществе правила поведения устанавливали, с одной стороны, права и определяли, с другой стороны, соответствующие им обязанности членов рода. На уровне обычаев обязанности предписывали (требовали) от индивида поступать так, а не иначе.

Постепенно на протяжении веков одни из обязанностей трансформировались в юридические, другие не одобряются государством и их исполнение преследуется по закону (например, обязанность кровной мести).

Юридические обязанности фиксировались в соответствующих источниках права (к примеру, в первом дошедшем до нас письменном общерусском своде законов «Русской Правде»).

Юридические обязанности являются необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства и личности на всех исторических этапах. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), где закрепляется, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности. В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит».

В системе юридических обязанностей особое место занимают конституционные (основные) обязанности, которые прямо сформулированы Конституцией РФ. Конституционные обязанности, выступая сердцевиной всей системы юридических обязанностей граждан, обладают высшей юридической силой, имеют исключительное значение для регулирования общественных отношений.

К числу обязанностей Конституция РФ относит:

1) обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Она распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, так как нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране не соблюдал законы;

2) обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании (ч. 2 ст. 38);

3) обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);

4) обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми обязательного основного общего образования (ч. 4 ст. 43);

5) обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники искусства и культуры (ч. 3 ст. 44);

6) обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

7) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

8) обязанность гражданина защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

Обязанности подразделяются на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве.

Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убей», право собственности — обязанность «не укради»). Они, как и естественные права, по мере развития общества постепенно закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность вытекает из естественного права личности на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Следует отметить, что в действующей Конституции РФ отсутствует специальная глава, посвященная обязанностям личности. Глава 2 Конституции 1993 г., регламентирующая правовое положение человека и гражданина, именуется «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе содержатся и конституционные обязанности. В связи с этим было бы логично именовать данную статью «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», что позволит с большей степенью ясности и полноты отразить совокупность неотъемлемых элементов конституционного статуса человека и гражданина.

В Германии классиком нормативизма считают К. Бергбом. В России юридический позитивизм был особенно влиятелен во второй половине 19 в. (М.Н. Капустин, С.В. Пахман, П.К. Ренненкампф и др.). Особую известность приобрёл Г.Ф. Шершеневич (1863-1912).

Крупнейшими представителями нормативизма в 20в, на Западе стали австриец Г.Кельзен (1881-1973), англичанин Г.Харт и итальянец Н. Биббио (1909-2004). Для Кельзена и Харта правовые нормы наделяются свойством легитимности, обоснованности, находящим выражение в отношении к ним граждан. Харт назвал это «правило признание», отмечал наличие разных типов норм (не все представляют собой – приказ суверена).

Кельзен выводит право не из воли государства, а из «основной нормы», конституция государства исходит из основной нормы. Основная норма это норма «признания».

Согласно Кельзену его «чистой теории» не право производно от государства, а, наоборот, государство рассматривается как институализированный правопорядок. Кельзен не признавал дуализма государства и права полагал, что эти термины обозначают одно и то же. Возможность обращение к государственному принуждению остается важным признаком, но речь идет о легитимных государствах.

В 20 в., другой особенностью западного нормативизма стало большая терпимость и внимание к моральным оценкам, Харт признает, что действующие законы могут критиковаться с моральной точки зрения, что они могут быть плохими и в этом случае им не следует повиноваться. Подобные тенденции сближают нормативизм с теориями естественного права.

В СССР после первого всесоюзного совещания научных работников права (1938) нормативисткое определение права предложил А.Я. Вышинский, и оно стало официальным. Особенностью советского нормативизма стало его сочетание с марксистским классовым пониманием государства и права. Нормативизм остается наиболее распространённым пониманием права в современной России.

Нормативизм называют по разному: «юридический позитивизм», в англосаксонских странах и Италии «аналитическая юриспруденция», в России в последние годы говорят о «легизме».

Каждый юрист и гражданин должны знать право как совокупность действующих в государстве норм, потому что это реальность. Очевидны и сугубо научные достижения этого направления, оно способствовало демистификации права и заложило основы юридической догматики (юриспруденции понятий).

(стр. 214-224 О.В. Мартышин ТГП).

34. Гражданин и государство. Политическая обязанность.

Термин «политическая обязанность» широкую известность приобрёл благодаря английскому философу 19 в., Томасу Хиллу Грину (1836-1882), сочинившему опубликованные посмертно «Лекции о политической обязанности».

В английском «Словаре политической мысли» Р. Скрутона «политическая обязанность» определятся как: обязанность гражданина по отношению к суверену, он прибавляет, что это выражение иногда употребляется для обозначения противоположной обязанности – суверена по отношению к подданному или взаимной обязанности между ними. Таким образом, политическая обязанность – это взаимные обязанности граждан и государства.

Проблемы политической обязанности: 1) содержание долга гражданина и долга государства, их соотношение; 2) пределы политической обязанности, коллизии прав и интересов гражданина и государства, способы решения конфликтов между ними.

Содержание политической обязанности: кто, кому и чем обязан.

Гражданин обязан: соблюдать законы, нести бремя гражданственности (поддерживать существующий строй, голосовать, воинская повинность, и т.п.), ввести «честную игру» по отношению к государству.

Государство обязано: обеспечить безопасность граждан (защита от внешней и внутренней угрозы). В 20 в, теоретики права дополнили – гос. обязано создавать условия для нормальной жизни, гарантировать минимум материального благополучия. Эти требования возрастают по мере распространения теории социального государства.

Пределы политической обязанности, коллизии прав и интересов гражданина и государства, способы решения конфликтов между ними.

Гоббс полагал, что гражданин полностью отказывается от своей свободы в пользу государства, обязан государству абсолютным повиновением, но при одном условии – государство обеспечивает ему жизнь и безопасность. Ради этого заключается общественный договор. В тот момент когда государство утрачивает способность защищать своих подданных, обязанности гражданина прекращаются, он может не подчинятся приказам суверена. Гражданин возвращается в естественное состояние и пытается собственными силами обеспечить свои жизненные интересы.

Кроме того, в противоречие с обязанностью гражданина повиноваться и сотрудничать с государством, вступают моральные, политические, социальные принципы гражданина.

Наиболее распространены три варианта решение этой проблемы:

1) Основан на отрицании условности политической обязанности, повиновение объявляется абсолютным законом. Например: Дж. Джентиле, идеолог итальянского фашизма, видел свободу гражданина в подчинении тоталитарному государству (по гегелевской формуле: свобода есть осознана необходимость).

Аристотель выдвигал другой мотив: оно необходимо ради сохранения полиса. Неподчинение даже плохим законам представляет угрозу для его существования.

2) Признание условности политической обязанности. Она соблюдается до тех пор, пока государство верно своему долгу, не нарушает права человека, не превращается в тиранию. Этот вариант разумный.

3) Безусловная свобода личности, полное отрицание политической обязанности, личность ставится превыше всего. Это анархизм.

Свобода и права человека, справедливость, общее благо. Гражданин должен проявлять лояльность по отношению к государству, если последнее выполняет свои обязательства.

Формы протеста.

Признание условно, ограниченного характера политической обязанности логически ведет к допущению возможности сопротивление государству.

Издавна известны два вида сопротивления государственной власти: активное вооруженное сопротивление – восстание и пассивное сопротивление, получившее название гражданского.

В восстании народа юристы и философы 17-18 вв, видели гарантию от узурпации власти тираном, такой позиции придерживались: Гроций, Локк, Руссо, Джеферсон, Радищев и др.

Право на восстание нашло отражение в:

Декларации независимости США 1776 г., народ обязан свергнуть деспотическое правительство.

Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г., провозглашает целью каждого государственного союза обеспечение естественных и не отчуждаемых прав человека, каковыми являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

В ст. 20 Основного закона ФРГ «предоставляет всем немцам право на оказание сопротивление каждому, кто попытался устранить установленный этим документом строй, если другие средства невозможны».

Преамбула Всеобщей декларации прав человека, принятой в ООН в 1948 г., гласит: «принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…». Всеобщая декларация призывает создать правовой режим, при котором человеку не пришлось бы воспользоваться этим правом последним правом.

Сегодня идея восстания не популярна, благодаря утверждению принципов демократизма, теоритической разработке ненасильственных мирных сопротивлений – называемых пассивными или гражданскими.

Гражданское сопротивление может быть индивидуальным, коллективным, массовым.

Наиболее известными выразителями этих идей стали американский религиозный философ Г.Д. Торо (1817-1862). Вождь индийского национального освободительного движения М.К. Ганди (1869-1948).

Гражданское сопротивление предполагает борьбу но без применение силы. Цели его различны – изменение законов, политического курса и т.д. Выделят две принципиально важные группы сопротивления: несотрудничество с властью и гражданское неповиновение. В гражданском неповиновении конфликт становится правовым, но оно отличается от обычного правонарушения следующим:

- цели ГН – общественные и справедливые;

- ГН предполагает открытость, гласность правонарушение;

- участники ГН не пытаются избежать наказания;

- ГН исключает насилие, конспирацию, обман.

На практике следует отметить, что ГН используется как средство агитации и мобилизации на начальных этапах, а потом переходят к насилию и соответствующим методам.

Именно такой позиции придерживается исследователь Дж. Шарп в монографии «Политика ненасильственного действия».

35.Социолистический позитивизм. Его возникновение, содержание и представители.(ТГП Мартышин стр.224-229).Социологическая школа права, как и нормативизм, яв-ся позитивистской теорией. Ее представители стремятся отказаться от ценностного подхода к праву, избегать моральных оценок, принимать право таким, каково оно есть.Юр-кий позитивизм придает первостепенное значение норме права,то соц-кая школа-практике, реальному действию права. Аргументы в пользу соц-кого позитивизма. Применение нормы права не всегда полностью соответствует ее буквальному содержанию.Зависит от конкретных и постоянно меняющихся обстоятельств, текст нормы постоянен до той поры,пока в нее не будут внесены в уств=ановленном порядке изменения.Применение нормы-не механический процесс, не штамповка приговоров и решений по готовому стандарту,а важен процесс творчества-приспособления нормы права к обстоятельствам. Возникновение соц-кой юр-ции связано с меняющимися обстоятельствами.Законодательство нередко отстает от требований времени, реальные общественные отношения его опережают. Бывает и наоборот. На рубеже 19-20вв. присходили существенные сдвиги в общественных отношениях. Их результатом и стало появление соц-кой школы права. Предшественником этой теории считают немецкого юриста Иеринга,заменившего «юристпруденцию понятий»(нормативизм) «юриспруденцией интересов»,т.е увидевшего основу права не в тексте закона, а в мотивах поведения людей. Представители:школы Австро-Венгрии- Эрлих (1862-1922), Конторович(1877-190), России – Муромцев (1850-1910),Ковалевский (1851-1916),США –Холс (1841-1935)паунд (1870-1964). Своеобразный вариант соц-кой юриспруденции представляет психологическая школа права, в России-Петражицкий. Отличительной чертой социологической концепции права, вытекающей из перенесения центра тяжести с нормы закона на реальные общественные отношения, является юридический плюрализм.Право не сводится исключительно к закону или санкционированному государством обычаю.Силу законов и их принадлежность к праву никто не отрицает, но они не признаются единственной формой права. Наряду с законом представители соц-кой юриспруденции вводят круг явлений, охватываемых понятием права, еще 3 компонента: судебные и административные решения– решение судей и органов исполнительной власти представляют важную часть права, разделявшаяся многими представителями соц-кой юриспруденции, в том числе Муромцевым, Эрлихом и др., особенно близка юристам страна «общего права»,где судебный прецедент издавна рассматривался как источник права. Решению судью придается правотворческое значение. Считается, что судья, решая дело, создает право для конкретного случая. Он связан рядом прецедентов, законов, но его обязанность найти единственно решение, которое может оставаться в рамках старого права и создавать новое. Юридические факты-соблюдается в реальной жизни, хотя они не закреплены в законе и не являются официально признанными обычаями. Они действуют в сфере, не урегулированной законом и иногда противоречат ему. В реальной жизни они распространены и имеют определенные юр-кие последствия. Например- сожительство, не скрепленное формальным браком.Эрлих и его школа придавали подобным нормам большое значение и даже готовы были признать их юр-кими фактами. Право союзов.Союзы- семья, предприятия, образовательное учреждение, коммер.фирмы и т.д.,самый большой союз государств. Каждое объединение живет по своим «законам», которые как правило, соблюдаются всеми членами. В данном вопросе с соц-ской юриспруденцией смыкается так называемый « институционализм».Его представитель, французский юрист Ориу (1859-1922) считал, что право внутренне присуще каждому учреждению, объединению, ассоциации, что все они представляют собой «очаги права». Право институтов, по Ориу, делилось на «статутарное»,регулирующее устройство институтов, и «дисциплинарное», устанавливающие определенные требования для его членов.Сильная сторона соц-кого позитивизма – ориентация на практику.Сц-кая юриспруденция делает упор на подвижность, изменчивость, а не на определенность и стабильность права, отдает предпочтение мнению конкретного судьи, а не общему пониманию правовой нормы.В связи с этим отмечают, что данная теория изложена с точки зрения судьи, хотя и претендует на ранг универсальной теории.

36. Права человека. Субъективное право. (ТГП-Мартышин стр.257-259, стр.466,ТГП-Лазарев)

Применительно к физическим лицам сложились 2 категории права: права человека и права гражданина. Права человека- преимущественно международно-правовой термин, употребляемый в международно-правовых документах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства. Права гражданина распространяются не на всех. Они обусловлены гражданством лица.Права гражданина закреплены в конституциях и конституционных актах права личности-основной статус в обществе. Права человека - его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку. Поэтому не могут рассматриваться как «дар» гос-ва. Права человека-это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, принуждаться к труду и т.д.Объективное право-это общие правила поведения, признаваемые гос-вом и обеспечиваемые им в случае необходимости принудительно. Возможность принуждения со стороны государства – свойство всякогг права, в том числе и субъективного, общий характер правил представляет собой принципиальное отличие объективного от субъективного права.Норма права (объективное право) представляет собой схему дозволительного,должного или запрещенного поведения.Чтобы реализоваться,эта схема должна обрести конкретных носителей(субъектов)права,объектов (предметы,отношения).Когда на стадии осуществления, абстрактная схема переходит в реальное общественное отношения, правоотношения и возникает субъектное право.В отличии от нормы (объект.права) субъективное право всегда конкретно- субъекту(лицу, организации, объединению лиц) и так же на объекты(предметы и отношения). Субъективное право-это признаваемая объективным правом и следовательно, юридически защищенная способность конкретного лица совершать или не совершать какие-то действия, а также требовать от других лиц совершения или несовершения определенного действия.

Термин «политическая обязанность» широкую известность приобрёл благодаря английскому философу 19 в., Томасу Хиллу Грину (1836-1882), сочинившему опубликованные посмертно «Лекции о политической обязанности».

В английском «Словаре политической мысли» Р. Скрутона «политическая обязанность» определятся как: обязанность гражданина по отношению к суверену, он прибавляет, что это выражение иногда употребляется для обозначения противоположной обязанности – суверена по отношению к подданному или взаимной обязанности между ними. Таким образом, политическая обязанность – это взаимные обязанности граждан и государства.

Проблемы политической обязанности: 1) содержание долга гражданина и долга государства, их соотношение; 2) пределы политической обязанности, коллизии прав и интересов гражданина и государства, способы решения конфликтов между ними.

Содержание политической обязанности: кто, кому и чем обязан.

Гражданин обязан: соблюдать законы, нести бремя гражданственности (поддерживать существующий строй, голосовать, воинская повинность, и т.п.), ввести «честную игру» по отношению к государству.

Государство обязано: обеспечить безопасность граждан (защита от внешней и внутренней угрозы). В 20 в, теоретики права дополнили – гос. обязано создавать условия для нормальной жизни, гарантировать минимум материального благополучия. Эти требования возрастают по мере распространения теории социального государства.

Пределы политической обязанности, коллизии прав и интересов гражданина и государства, способы решения конфликтов между ними.

Гоббс полагал, что гражданин полностью отказывается от своей свободы в пользу государства, обязан государству абсолютным повиновением, но при одном условии – государство обеспечивает ему жизнь и безопасность. Ради этого заключается общественный договор. В тот момент когда государство утрачивает способность защищать своих подданных, обязанности гражданина прекращаются, он может не подчинятся приказам суверена. Гражданин возвращается в естественное состояние и пытается собственными силами обеспечить свои жизненные интересы.

Кроме того, в противоречие с обязанностью гражданина повиноваться и сотрудничать с государством, вступают моральные, политические, социальные принципы гражданина.

Наиболее распространены три варианта решение этой проблемы:

1) Основан на отрицании условности политической обязанности, повиновение объявляется абсолютным законом. Например: Дж. Джентиле, идеолог итальянского фашизма, видел свободу гражданина в подчинении тоталитарному государству (по гегелевской формуле: свобода есть осознана необходимость).

Аристотель выдвигал другой мотив: оно необходимо ради сохранения полиса. Неподчинение даже плохим законам представляет угрозу для его существования.

2) Признание условности политической обязанности. Она соблюдается до тех пор, пока государство верно своему долгу, не нарушает права человека, не превращается в тиранию. Этот вариант разумный.

3) Безусловная свобода личности, полное отрицание политической обязанности, личность ставится превыше всего. Это анархизм.

Свобода и права человека, справедливость, общее благо. Гражданин должен проявлять лояльность по отношению к государству, если последнее выполняет свои обязательства.

Формы протеста.

Признание условно, ограниченного характера политической обязанности логически ведет к допущению возможности сопротивление государству.

Издавна известны два вида сопротивления государственной власти: активное вооруженное сопротивление – восстание и пассивное сопротивление, получившее название гражданского.

В восстании народа юристы и философы 17-18 вв, видели гарантию от узурпации власти тираном, такой позиции придерживались: Гроций, Локк, Руссо, Джеферсон, Радищев и др.

Право на восстание нашло отражение в:

Декларации независимости США 1776 г., народ обязан свергнуть деспотическое правительство.

Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г., провозглашает целью каждого государственного союза обеспечение естественных и не отчуждаемых прав человека, каковыми являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

В ст. 20 Основного закона ФРГ «предоставляет всем немцам право на оказание сопротивление каждому, кто попытался устранить установленный этим документом строй, если другие средства невозможны».

Преамбула Всеобщей декларации прав человека, принятой в ООН в 1948 г., гласит: «принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…». Всеобщая декларация призывает создать правовой режим, при котором человеку не пришлось бы воспользоваться этим правом последним правом.

Сегодня идея восстания не популярна, благодаря утверждению принципов демократизма, теоритической разработке ненасильственных мирных сопротивлений – называемых пассивными или гражданскими.

Гражданское сопротивление может быть индивидуальным, коллективным, массовым.

Наиболее известными выразителями этих идей стали американский религиозный философ Г.Д. Торо (1817-1862). Вождь индийского национального освободительного движения М.К. Ганди (1869-1948).

Гражданское сопротивление предполагает борьбу но без применение силы. Цели его различны – изменение законов, политического курса и т.д. Выделят две принципиально важные группы сопротивления: несотрудничество с властью и гражданское неповиновение. В гражданском неповиновении конфликт становится правовым, но оно отличается от обычного правонарушения следующим:

- цели ГН – общественные и справедливые;

- ГН предполагает открытость, гласность правонарушение;

- участники ГН не пытаются избежать наказания;

- ГН исключает насилие, конспирацию, обман.

На практике следует отметить, что ГН используется как средство агитации и мобилизации на начальных этапах, а потом переходят к насилию и соответствующим методам.

Именно такой позиции придерживается исследователь Дж. Шарп в монографии «Политика ненасильственного действия».

35.Социологический позитивизм. Его возникновение, содержание и представители.

(ТГП Мартышин стр.224-229).Социологическая школа права, как и нормативизм, яв-ся позитивистской теорией. Ее представители стремятся отказаться от ценностного подхода к праву, избегать моральных оценок, принимать право таким, каково оно есть.Юр-кий позитивизм придает первостепенное значение норме права,то соц-кая школа-практике, реальному действию права. Аргументы в пользу соц-кого позитивизма. Применение нормы права не всегда полностью соответствует ее буквальному содержанию.Зависит от конкретных и постоянно меняющихся обстоятельств, текст нормы постоянен до той поры,пока в нее не будут внесены в уств=ановленном порядке изменения.Применение нормы-не механический процесс, не штамповка приговоров и решений по готовому стандарту,а важен процесс творчества-приспособления нормы права к обстоятельствам. Возникновение соц-кой юр-ции связано с меняющимися обстоятельствами.Законодательство нередко отстает от требований времени, реальные общественные отношения его опережают. Бывает и наоборот. На рубеже 19-20вв. присходили существенные сдвиги в общественных отношениях. Их результатом и стало появление соц-кой школы права. Предшественником этой теории считают немецкого юриста Иеринга,заменившего «юристпруденцию понятий»(нормативизм) «юриспруденцией интересов»,т.е увидевшего основу права не в тексте закона, а в мотивах поведения людей. Представители:школы Австро-Венгрии- Эрлих (1862-1922), Конторович(1877-190), России – Муромцев (1850-1910),Ковалевский (1851-1916),США –Холс (1841-1935)паунд (1870-1964). Своеобразный вариант соц-кой юриспруденции представляет психологическая школа права, в России-Петражицкий. Отличительной чертой социологической концепции права, вытекающей из перенесения центра тяжести с нормы закона на реальные общественные отношения, является юридический плюрализм.Право не сводится исключительно к закону или санкционированному государством обычаю.Силу законов и их принадлежность к праву никто не отрицает, но они не признаются единственной формой права. Наряду с законом представители соц-кой юриспруденции вводят круг явлений, охватываемых понятием права, еще 3 компонента: судебные и административные решения– решение судей и органов исполнительной власти представляют важную часть права, разделявшаяся многими представителями соц-кой юриспруденции, в том числе Муромцевым, Эрлихом и др., особенно близка юристам страна «общего права»,где судебный прецедент издавна рассматривался как источник права. Решению судью придается правотворческое значение. Считается, что судья, решая дело, создает право для конкретного случая. Он связан рядом прецедентов, законов, но его обязанность найти единственно решение, которое может оставаться в рамках старого права и создавать новое. Юридические факты-соблюдается в реальной жизни, хотя они не закреплены в законе и не являются официально признанными обычаями. Они действуют в сфере, не урегулированной законом и иногда противоречат ему. В реальной жизни они распространены и имеют определенные юр-кие последствия. Например- сожительство, не скрепленное формальным браком.Эрлих и его школа придавали подобным нормам большое значение и даже готовы были признать их юр-кими фактами. Право союзов.Союзы- семья, предприятия, образовательное учреждение, коммер.фирмы и т.д.,самый большой союз государств. Каждое объединение живет по своим «законам», которые как правило, соблюдаются всеми членами. В данном вопросе с соц-ской юриспруденцией смыкается так называемый « институционализм».Его представитель, французский юрист Ориу (1859-1922) считал, что право внутренне присуще каждому учреждению, объединению, ассоциации, что все они представляют собой «очаги права». Право институтов, по Ориу, делилось на «статутарное»,регулирующее устройство институтов, и «дисциплинарное», устанавливающие определенные требования для его членов.Сильная сторона соц-кого позитивизма – ориентация на практику.Сц-кая юриспруденция делает упор на подвижность, изменчивость, а не на определенность и стабильность права, отдает предпочтение мнению конкретного судьи, а не общему пониманию правовой нормы.В связи с этим отмечают, что данная теория изложена с точки зрения судьи, хотя и претендует на ранг универсальной теории.

Человек – с биологической точки зрения, индивид с физиологическими свойствами, представитель живого мира. Личность – с социальной точки зрения, осознающий себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.

Гражданин – с юридической точки зрения, находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Отражение проблемы «государство – личность» в двух крайних подходах:

этатистском – государство – высшая ценность, растворение личности в государстве; тоталитаризм как законченное воплощение этатистского подхода;

индивидуалистическом (автоматическом) – государство – есть совокупность граждан, оно подчинено интересам личности; анархизм как крайнее проявление индивидуалистического.

Дилемма «приоритет личности или приоритет государства» – необходимость сочетания индивидуальных и государственных интересов.

Политическая обязанность – долг гражданина перед государством (соблюдение законов) и государства перед гражданином (обеспечение безопасности, защита жизни и имущества, создание условий для пользования правами, компенсация ущерба). Расширение возможностей мирного воздействия на государство в связи с успехами демократии и введением всеобщего избирательного права.

Связь личности и государства проявляются во взаимном влиянии друг на друга – во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство происходит через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения) и непосредственно. Государство обладает большими возможностями влияния на личность (роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране).

Правовой статус личности – совокупность ее прав и обязанностей. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия (равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины). Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности (КРФ устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина). Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием.

Права человека – универсальная категория – вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Признаки прав человека:

возникают и развиваются на основе природной сущности человека с учетом изменяющихся условий жизни общества;

существуют объективно и не зависят от государственного признания;

принадлежат индивиду от рождения;

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

являются непосредственно действующими;

признаются высшей социальной ценностью;

выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания;

представляют собой принципы и нормы взаимоотношений людей и государства;

их признание, обеспечение и защита – обязанность государства.

Право гражданина – охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, находящегося в устойчивой связи с государством.

Свобода личности – совокупность прав гражданина, символизирующая отсутствие непреодолимых препятствий, качественное состояние свободного человека.

Сбалансированность общественных отношений предполагает наличие у субъектов не только прав, но и обязанностей (связаны с фактом существования человека). Официально признанные в государстве обязанности – обязанности гражданина.

Признаки обязанностей человека: направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей; служат для реализации личных и общественных интересов; имеют высшую юридическую силу.

Принципы конституционных прав, свобод и обязанностей (определяют основные направления политики РФ в области прав и свобод):

всеобщность и неотчуждаемость (государство не может изъять или ограничить, сам человек не может взять обязательство не осуществлять права);

равенство (наделение всех без исключения);

непосредственное действие (независимо от существования законодательных актов органы власти обязаны их соблюдать);

гарантированность, защищенность государством (создание условий для их реализации и механизма их защиты).

Права человека и гражданина классифицируются по следующим критериям:

исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод – три поколения (гражданские и политические; социальные, экономические и культурные; коллективные или солидарные);

в зависимости от содержания (гражданские или личные; политические; экономические; социальные; культурные);

в зависимости от соподчиненности (основные; дополнительные);

в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству (права граждан РФ; иностранных граждан; бипатридов; апатридов);

в зависимости от степени распространения (общие; специальные);

в зависимости от характера субъектов (индивидуальные; коллективные);

в зависимости от роли государства в их осуществлении (негативные (государство воздерживается от конкретных действий); позитивные);

в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах (права в сфере безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной жизни).

Личные права и свободы граждан занимают первое место в системе конституционных прав и свобод. Основное назначение личных прав и свобод: – гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; – индивидуализировать гражданина, создать ему условия неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; – гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений.

Политические права и свободы занимают важное место в системе конституционных прав и свобод. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к первому поколению прав и свобод (они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах западных государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека). Особенности политических прав и свобод:

тесно связаны с личными правами (личные наполняют их конкретным содержанием);

в отличие от личных, принадлежащих каждому человеку и члену гражданского общества, политические принадлежат только гражданам государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

являются способом привлечения гражданина к народовластию.

Статус РФ:

Статья 1РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 7, 14 – РФ – социальное и светское государство.

Демократический характер – установление демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы; допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия; представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (статья 3).

Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, республики и другие субъекты равноправны (всего 89 субъектов).

Правовое государство – в своей деятельности подчиняется праву и главная цель – обеспечение прав и свобод человека. Признаки:

Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;

Независимость суда – Судьи неприкосновенны и несменяемы;

Верховенство Конституции по отношению ко всем НПА;

Приоритет международного права.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Светское государство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: