Погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов это

Обновлено: 19.04.2024

г) долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями и т.д., возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ

  1. Полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга, называется:

а) обслуживанием долга

б) погашением долга

в) управлением государственным долгом

г) осуществлением заимствований

  1. Какому типу бюджетного федерализма соответствует следующая модель: признание высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов?

а) высокая степень самостоятельности региональных бюджетов

б) разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, без наделения достаточными собственными источниками доходов

в) федеративное устройство государства

г) разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов

  1. Для какого типа бюджетного федерализма характерно нахождение соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса за счет трансфертов?

г) ни для одного из перечисленных

  1. Как называются отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов?

а) бюджетный федерализм

б) межбюджетные отношения

г) бюджетная система

а) средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

б) бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов

в) средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов

г) средства, предоставляемые на возмездной основе, на определенные цели

  1. Бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:
  1. Средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов, называются:
  1. Средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, называются:
  1. Как называется регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, контролю за исполнением, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности?

а) бюджетный процесс

б) бюджетная система

в) бюджетное законодательство

г) финансовая система

  1. На какой стадии бюджетного процесса производится сбор информации о социально - экономическом состоянии той или иной территории, ее потенциале, о потребностях субъектов в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) утверждение законов о бюджете

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. На какой стадии бюджетного процесса финансовые планы государства воплощаются в жизнь?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) утверждение законов о бюджете

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. На какой стадии бюджетного процесса отражаются результаты исполнения законов о бюджете?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) составление и утверждение бюджетной отчетности

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. Что является объектом бюджетного планирования?

а) фонды денежных средств

б) доходы бюджета

в) расходы бюджета

г) сбалансированность бюджета

  1. Кто составляет проект федерального бюджета РФ?

а) Комитет Государственной Думы по бюджету

б) Правительство РФ

в) финансовые организации

г) Председатель Правительства

  1. Как называется баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов?

а) перспективный финансовый план

б) прогноз социально – экономического развития страны

в) проект бюджета РФ

г) сводный финансовый баланс

а) комплекс вероятностных оценок возможных направлений формирования доходной и расходной частей бюджета

б) баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов

в) проект бюджета

г) перспективный финансовый план

  1. Что является заключительным этапом бюджетного планирования?

а) составление перспективного финансового плана

б) составление сводного финансового баланса

в) составление проекта бюджета

г) составление прогноза социально – экономического развития страны

  1. Что готовит Комитет Государственной Думы по бюджету при представлении ему Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете?

б) предложения о принятии проекта федерального бюджета

в) рекомендации по вопросам рассмотрения проекта федерального бюджета

г) все перечисленное

  1. В скольких чтениях Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете?

а) в одном, если нет разногласий

  1. Если законопроект о федеральном бюджете отклонен в первом чтении его:

а) передают в согласительную комиссию

б) передают на экспертизу

в) передают в Комитет Государственной Думы по бюджету на доработку

г) разрабатывают новый законопроект

  1. С какого момента начинается исполнение бюджета?

а) с момента внесения законопроекта о бюджете в Государственную Думу РФ

б) с момента принятия закона о бюджете

в) с момента одобрения ФЗ о бюджете Государственной Думой РФ

г) с момента утверждения законопроекта о бюджете во втором чтении

62. Документ, в котором детально отражаются показатели доходов и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией называется:

а) бюджет федерации

б) финансовый план государства

г) бюджетная роспись

63. Принцип единства бюджетного счета означает:

а) зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с него

б) зачисление всех доходов на счета доходов, расходов – на счета расходов

в) разнесение операций по поступлению и расходованию бюджетных средств по разным счетам

г) зачисление всех доходов на счета исполнителей бюджета

64. Кто составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета?

а) Государственная Дума РФ

г) Инспекция Федеральной налоговой службы

65. Кому на исполнение передается сводная роспись?

а) Федеральному казначейству

в) Государственной Думе РФ

г) Правительству РФ

66. В какой форме осуществляется расходование бюджетных средств?

а) зачисления денежных средств на счета бюджетополучателей

б) списания денежных средств с единого бюджетного счета

в) по Постановлениям Правительства РФ

г) списания денежных средств со счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших им услуги

67. Как называется система согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы?

1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комментарии к ст. 101 БК РФ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

Функционирование государственно кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают:

- внешний государственный долг.

В соответствии с законом РБ «О внутреннем государственном долге РБ» под внутренним государственным долгом страны понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность правительства перед юридическими и физическими лицами на территории республики.

Государственный долг делится на:

Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.

Текущий – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственным долгом необходимо управлять. Управление государственным долгом представляет собой определенные обстоятельства, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство или по его поручению Минфин. Важнейшей их функцией и задачей в этом процессе является:

- ограничение темпов увеличения государственного долга;

- своевременное его погашение;

- реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Оно осуществляется путем погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

В управлении гос. долгом могут использоваться и такие меры как, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займа.

Конверсия – это изменение доходности займа. В целях снижения расходов по управлению гос. долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам, однако не исключено и повышение доходности.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация гос. займов обычно производится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без неё. Унификация займов – есть объединение несколько займов в один, кода облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигация по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа используется в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.о. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату % по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций предполагается выплата доходов по ним.

Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Долг в обмен на экспорт. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и изолированно.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Реструктуризация долга. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов. Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.
Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.
Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием.Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.
Управление государственным долгом включает также следующие меры:
- эффективное использование средств заимствования;
- поиск средств для выплаты долга;
- нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющих за отведенный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок к качестве штрафных санкций.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








От покупки пива и водки ты станешь беднее, а от покупки книги - умнее. © Александр Дьяков ==> читать все изречения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: