Подсудность и подведомственность налоговых споров

Обновлено: 18.04.2024

Тоточенко Денис Алексеевич, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

В статье исследуются особенности подведомственности и подсудности споров о правах на земельные участки. Предлагаются рекомендации по совершенствованию правового регулирования деятельности третейских судов, связанной с рассмотрением земельных споров. Помимо этого автор предлагает аргументы в пользу создания специализированных судов по рассмотрению земельных споров.

Ключевые слова: земельный участок, споры о правах на земельные участки, подведомственность, подсудность, специализированные суды по разрешению земельных споров.

On subject-matter jurisdiction and court jurisdiction of disputes on rights to land plots

Totochenko Denis A., senior teacher, Chair of Civil law Disciplines, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences.

The article examines the features of jurisdiction and jurisdictional disputes on the rights to land plots. Recommendations for improvement of legal regulation of activity of arbitration courts related to the consideration of land disputes. In addition, the author provides arguments in favor of the creation of specialized courts to hear land disputes.

Key words: land, disputes over rights to land, jurisdiction, specialized courts for resolution of land disputes.

Важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность судов по рассмотрению споров о правах на земельные участки, является разграничение полномочий между ними, в соответствии с которым каждый суд должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других судебных органов.

Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Ранее, до января 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим Кодексом некоторые категории земельных споров в обязательном порядке рассматривались административными органами. Так, на основании ст. 115 ЗК РСФСР помимо судебных к органам, имеющим право разрешать земельные споры, относились Советы народных депутатов . Кроме того, обязательный досудебный порядок урегулирования некоторых земельных споров мог устанавливаться отдельными федеральными законами. К примеру, на основании ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с обязательным использованием согласительных процедур должны были рассматриваться споры о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собственности . В настоящее время административный (досудебный) порядок рассмотрения земельных споров законодательством не предусмотрен.

Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. 30 мая.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Российская газета. 2002. N 137. 27 июля.

В зависимости от субъекта разрешения, споры о правах на земельные участки условно можно поделить на следующие группы:

  • споры, рассматриваемые судами общей юрисдикции;
  • споры, подведомственные арбитражным судам;
  • споры, переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

Изучение судебной практики показало, что при определении подведомственности споров о правах на земельный участок нередко возникают сложности при разграничении подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. При этом имеют место случаи, когда суды ошибочно отказывают в принятии искового заявления в связи с неподведомственностью.

Основными критериями, определяющими подведомственность дел, в том числе и о правах на земельные участки, арбитражным судам, являются:

  • характер спорного правоотношения;
  • субъектный состав участников спора.

Субъектный состав спора является важным, но в настоящее время не основополагающим критерием разграничения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Общие правила о подведомственности дел арбитражным судам установлены в ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соответственно, споры о правах на земельный участок с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассматриваются арбитражными судами. Споры, в которых одной из сторон или с обеих сторон выступают органы исполнительной власти или публично-правовые образования, также рассматриваются арбитражным судом, если они связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, например, 15 октября 2013 г. Администрация муниципального округа Ленинградской области обратилась в Всеволожский городской суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Ленинградец" о признании права собственности на земельный участок и находящееся на нем здание детского сада.

Определением судьи Всеволожского городского суда от 21 октября 2013 г. истцу было отказано в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, как неподведомственного суду общей юрисдикции.

Коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, своим Определением от 15 января 2014 г. отменяя Определение Всеволожского городского суда от 21 октября 2013 г., сослалась на то, что Администрация муниципального округа, предъявляя требование о признании права муниципальной собственности на земельный участок и расположенное на нем здание детского сада, осуществляет властно-публичное полномочие, предоставленное ей Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и не осуществляет тем самым деятельность, относящуюся к сфере экономической либо иной предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах данное дело не относится к подведомственности арбитражного суда, а подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по правилам подведомственности, предусмотренным ст. 22 ГПК РФ.

Большинство споров о правах на земельные участки, рассматриваемых судами общей юрисдикции, подсудны районным и городским судам. На сегодняшний день из указанной категории дел мировыми судьями могут быть рассмотрены лишь дела об определении порядка пользования земельным участком.

Как показывает судебная практика, к делам об определении порядка пользования земельным участком суды также относят дела об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

К примеру, собственник земельного участка Родионов обратился в Елецкий городской суд Липецкой области с иском к Симонову с требованием убрать самовольно возведенный забор и сарай с его земельного участка. Суд в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ возвратил исковое заявление в связи с неподсудностью.

Определением Липецкого областного суда от 28 апреля 2014 г. Определение Елецкого городского суда от 19 марта 2014 г. оставлено без изменения, а частная жалоба Родионова - без удовлетворения. При этом в своем Определении областной суд подчеркнул, что судья городского суда обоснованно исходил из того, что устранение препятствий в пользовании имуществом является одним из элементов определения порядка пользования, соответственно, дела с требованиями об устранении препятствий в пользовании имуществом также подсудны мировым судьям.

Ранее, до июля 2008 г., мировыми судьями также разрешались споры о разделе между супругами совместно нажитого имущества (в том числе и земельных участков) независимо от цены иска. В настоящее время согласно ст. 23 ГПК РФ ими могут быть рассмотрены дела о разделе имущества между супругами при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей. Учитывая стоимость земельных участков, указанное ограничение предопределяет подсудность дел указанной категории районным судам. Согласно ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Учитывая, что споры о правах на земельный участок являются разновидностью земельных споров, указанное положение в полной мере относится и к спорам о правах на земельный участок.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" могут образовываться как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора. На основании ст. 5 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" спор может быть передан на разрешение третейского суда только при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения .

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. N 137. 27 июля.

Анализ п. 2 ст. 64 ЗК РФ и ст. 5 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" позволил выявить противоречие, связанное с моментом передачи спора о правах на земельный участок на рассмотрение третейского суда.

Так, в п. 2 ст. 64 ЗК РФ говорится о возможности передачи сторонами спора на разрешение в третейский суд до принятия дела к производству судом, в то время как в п. 4 ст. 5 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" речь идет о возможности заключения третейского соглашения в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, до принятия решения по спору компетентным судом.

На указанное противоречие в свое время обратила внимание Ю.Н. Федорова, рекомендовавшая в п. 2 ст. 64 ЗК РФ внести изменения, соответствующие ст. 5 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". По ее мнению, внесение указанных изменений будет способствовать предоставлению сторонам более широких возможностей по передаче дела на рассмотрение третейского суда . В свою очередь, мы присоединяемся к мнению исследователя о необходимости внесения изменений в п. 2 ст. 64 ЗК РФ и считаем целесообразным изложить его в следующей редакции: "До принятия решения по земельному спору судом общей юрисдикции или арбитражным судом при наличии третейского соглашения земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд".

Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 203 с.

Полагаем, что внесение указанных изменений в п. 2 ст. 64 ЗК РФ положительно отразится на качестве и сроках рассмотрения земельных споров, а также будет способствовать снижению "загруженности" судов общей юрисдикции и арбитражных судов за счет увеличения количества дел, разрешаемых третейскими судами.

В настоящее время в юридической литературе все чаще приходится сталкиваться с предложениями о создании специализированных судов по разрешению земельных споров. Отдельные авторы считают необходимым, наряду с созданием специализированных земельных судов, формирование особого земельно-процессуального права .

Дикусар В.М. Земельные суды - в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 24; Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2002. С. 332.

В этой связи представляет интерес зарубежный опыт. Специализированные суды по разрешению земельных споров доказали свою эффективность в Великобритании, Германии, Дании, Кипре, Швейцарии, США, Турции и ряде других государств.

Так, в США основной объем земельных споров рассматривается судами общей юрисдикции (районные, окружные, апелляционные, высшие). В то же время в отдельных штатах созданы и успешно функционируют специальные судебные органы, призванные решать земельные споры.

К примеру, в Бостоне (штат Массачусетс) в 1898 г. был основан специализированный суд по разрешению земельных споров (Massachusetts Land Court). Первоначально он был создан исключительно для защиты земельных прав граждан, предусмотренных Законом "О регистрации земель", принятым в 1898 г., но постепенно его компетенция в сфере разрешения земельных споров была значительно расширена. На сегодняшний день земельный суд считается специализированным судом, назначением которого является разрешение земельных споров. Юрисдикция суда распространяется на весь штат.

Особенностью Массачусетского земельного суда является то, что помимо судей в этом органе работают еще инженеры, геодезисты, специалисты по недвижимости, судебный администратор, регистратор земель, ревизоры и ассистенты, помогающие суду более качественно и квалифицированно отправлять судопроизводство .

В свою очередь, полагаем, что создание специализированных судов по разрешению земельных споров является оправданным и приведет к повышению качества рассмотрения споров, связанных с земельными отношениями.

В качестве аргументов в пользу создания специализированных земельных судов можно привести следующие.

Во-первых, земельные споры отличаются большей сложностью в сравнении с другими категориями, что предопределяет необходимость более высокой квалификации судей.

Так, по мнению А.Р. Емалтынова, земельные споры являются одной из сложнейших категорий судебных дел, учитывая значительный массив нормативного регулирования земельных отношений, а также особую правовую природу и ценность объекта спора - земли, которая как объект материального мира имеет двойственный характер: в одних отношениях она выступает как природный ресурс, составляющая часть природы, а в других - как один из объектов гражданских прав, имущество, за определенными изъятиями участвующих в гражданском обороте в качестве объекта права собственности или других вещных прав .

Емалтынов А.Р. Процессуальные особенности рассмотрения земельных споров: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 192 с.

На наш взгляд, сложность земельных споров можно объяснить:

  • большим разнообразием земельных споров;
  • недостаточной сформированностью судебной практики по земельным спорам вследствие коренных преобразований законодательства в результате земельной реформы;
  • большим количеством нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, которые зачастую противоречат друг другу;
  • земельный участок является особым объектом недвижимости, правовой режим которого регулируется как земельным, так и гражданским законодательством.

Во-вторых, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества земельных споров, что говорит в пользу создания дополнительных органов по рассмотрению споров данной категории. Так, по данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первой инстанции арбитражными судами Российской Федерации в 2012 г. было рассмотрено 46 987 земельных споров, а в 2013 г. - 54 400. Увеличение составило 15,8% .

В-третьих, положительный зарубежный опыт создания и функционирования специализированных земельных судов также является весомым аргументом в пользу их создания в Российской Федерации.

В заключение хотелось бы отметить, что учет предложенных положений в законотворческой деятельности позволит повысить эффективность правового регулирования земельных отношений, а также будет способствовать более качественному рассмотрению земельных споров в судебных органах.

Литература

  1. Дикусар В.М. Земельные суды - в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 24.
  2. Емалтынов А.Р. Процессуальные особенности рассмотрения земельных споров: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 192 с.
  3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2002. С. 332.
  4. Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 203 с.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Налоговые споры в суде составляют большой массив дел. Одними только арбитражными судами (т. е. с участием хозяйствующих субъектов) ежегодно рассматриваются десятки тысяч дел по искам предпринимателей или юридических лиц об оспаривании действий или актов ненормативного характера налоговой службы и ее служащих. В целях защиты прав предпринимателей от неправомерных действий налоговой службы необходимо знать порядок составления и направления судебной жалобы, сроки ее рассмотрения, принимаемые по результатам рассмотрения решения.

Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность

В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения

Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
  • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
  • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

Судебный порядок разрешения налоговых споров: основные правила

Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

  • рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
  • срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
  • отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
  • бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.

По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.

Итоги

Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В соответствии со ст. 137 НК РФ, каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать:

- акты налоговых органов ненормативного характера;

- действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Кроме того, могут быть обжалованы также и нормативные правовые акты налоговых органов.

Подведомственность налоговых споров определяется в ст. 138 НК РФ. В частности в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Судебное же обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями

и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).

Подсудность налоговых споров определяется в соответствующих статьях гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

По общему правилу, дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районными (городскими) народными судами (ст. ИЗ ГПК РСФСР). Однако республиканский, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа вправе с согласия сторон изъять любое гражданское дело из районного (городского) народного суда, находящегося на территории соответственно края, области, города, автономной области, автономного округа, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 114-115 ГПК РСФСР).

Верховный Суд РФ, согласно ст. 116 ГПК РСФСР, рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.

Дела, подведомственные арбитражным судам, согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Круг дел, разрешение которых отнесено к компетенции определенного органа называется подведомственностью этого органа. Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами (ст. 39 ХПК). Заявление, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу.

Ст. 40 ХПК устанавливает, что по письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда.

Ст. 41–46 ХПК установлены различные категории дел, которые рассматривают хозяйственные суды, а именно:

- споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений;

- споры возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственных (экономических) споров и иных дел;

- дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов);

- дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;

- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

- дела об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа.

Установив, что рассмотрение данного конкретного спора отнесено к компетенции хозяйственных судов, необходимо выяснить какой именно хозяйственный суд вправе разрешить данный спор. Круг дел, разрешение которых отнесено к компетенции конкретного хозяйственного суда именуется подсудностью. Выделяют родовую подсудность (которая разграничивает компетенцию между звеньями судебной системы и территориальную, которая разграничивает компетенцию между судами одного уровня).

Родовая подсудность регламентируется ст. 48 ХПК, которая установила, что дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются по первой инстанции хозяйственными судами областей и приравненными к ним судами, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции:

- дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

- дела, связанные с государственными секретами;

- иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.

Ст. 49 ХПК определяет общие правила территориальной подсудности дел:

- иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика;

- иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица;

- встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

Ст. 50 ХПК устанавливает случаи, когда возможна территориальная подсудность по выбору истца. Выбор между несколькими хозяйственными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Ст. 51 ХПК закрепляет исключительную подсудность. В этих случаях истец вправе обратится только в тот суд, который указан в законе. Например:

- иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

- иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.

- заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту нахождения должника.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем. В исковом заявлении должны быть указаны:

- наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;

- полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты;

- цена иска, если иск подлежит оценке;

- обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

- доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

- требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

- сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

- перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Исковое заявление может содержать: заявления об обеспечении иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству; иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.

В исковом заявлении прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, обратившихся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, в целях защиты государственных или общественных интересов, интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, должны содержаться обоснование, в чем заключается государственный или общественный интерес; указание, какое право нарушено; ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд в целях защиты интересов других лиц, не имеющих доли государственной собственности, к исковому заявлению прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление такого иска.

К исковому заявлению прилагаются копии искового заявления в количестве экземпляров, равном числу ответчиков, а также документы, подтверждающие:

- уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

- соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

- обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

- государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус;

- полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска.

К исковому заявлению о понуждении заключить, изменить договор прилагается проект договора. К заявлению об оспаривании ненормативного правового акта прилагается его текст.

Ответчик вправе до принятия хозяйственным судом первой инстанции судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его вместе с первоначальным иском. Встречный иск принимается хозяйственным судом, если:

- встречное требование направлено к зачету первоначального требования;

- удовлетворение встречного иска исключает в целом или части удовлетворение первоначального иска;

- между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь, и их совместное рассмотрение приведет к правильному и более быстрому разрешению спора.

ГЛАВА III. Подведомственность и подсудность споров

Статья 20. Подведомственность арбитражному суду экономических споров

Арбитражному суду подведомственны экономические споры между организациями, гражданами - предпринимателями, находящимися на территории Российской Федерации, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон и от суммы требований, возникающие в связи:

с заключением договоров в случаях, если имеется соглашение сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение арбитражного суда либо если такая передача предусмотрена законодательными актами;

с изменением условий или расторжением договоров;

с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

с признанием права собственности;

с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

с нарушением прав собственника или законного владельца, не связанных с лишением владения;

с иными основаниями.

Арбитражному суду подведомственны споры между организациями, гражданами - предпринимателями, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.

Арбитражному суду подведомственны также споры организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон.

Статья 21. Право на обращение в третейский суд

По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда.

Статья 22. Подведомственность арбитражному суду споров в сфере управления

Арбитражному суду подведомственны споры, возникающие в сфере управления, в частности:

о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), в том числе решений Советов народных депутатов и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан - предпринимателей;

о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам - предпринимателям такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям;

об обжаловании решений Советов народных депутатов об отказе в предоставлении либо об изъятии земельного участка;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности граждан;

об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии у организаций и граждан - предпринимателей денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых денежных средств и иного имущества;

о взыскании с организаций и граждан - предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства.

Арбитражному суду также подведомственны:

споры по условиям контрактов о принятии заказов на поставку продукции, выполнении работ (услуг) для государственных нужд, возникшие между государственными и иными органами (организациями), выдавшими заказы, и организациями или гражданами - предпринимателями, принявшими обязательства по выполнению заказов;

споры, возникающие из экономических соглашений между государственными органами Российской Федерации и других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями;

споры, возникающие из экономических соглашений между органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, районов, автономной области, автономных округов;

иные споры в сфере управления, если они отнесены к компетенции арбитражного суда законодательными актами.

Статья 23. Подсудность споров

Споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются Высшими арбитражными судами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городскими арбитражными судами, арбитражными судами автономной области, автономных округов, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Высший арбитражный суд Российской Федерации разрешает:

экономические споры, возникающие в связи:

с признанием права собственности на имущество, находящееся в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности);

с требованием имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности), из чужого незаконного владения;

с требованиями об устранении нарушений прав субъектов федеральной собственности и вытекающих из нее прав полного хозяйственного ведения или оперативного управления, не связанных с лишением владения;

иные споры, отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда Российской Федерации законодательными актами Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами;

споры в сфере управления:

о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов Российской Федерации;

о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам - предпринимателям такими актами, а также возникших в связи с их ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям;

о взыскании штрафов и других денежных средств государственными и иными органами Российской Федерации, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами Российской Федерации;

об обжаловании решений государственных и иных органов Российской Федерации об изъятии денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых указанными органами денежных средств и иного имущества;

вытекающие из экономических соглашений между государственными органами Российской Федерации и государственными органами других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями;

вытекающие из экономических соглашений между органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов;

по условиям контрактов о принятии заказов на поставку продукции, выполнение работ (услуг) для государственных нужд, заключаемых государственными и иными органами Российской Федерации, выдававшими заказы, и организациями или гражданами - предпринимателями, принявшими обязательства по выполнению заказов;

иные споры, отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда Российской Федерации законодательными актами Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

Высший арбитражный суд Российской Федерации вправе принять к своему производству споры, подсудные другим арбитражным судам Российской Федерации, при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче уже возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Высший арбитражный суд Российской Федерации вправе принять к своему производству любое дело, подведомственное арбитражному суду Российской Федерации, в качестве арбитражного суда первой инстанции при невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным судом.

Статья 24. Территориальная подсудность споров

Споры, подведомственные арбитражным судам, возникающие при заключении, изменении и расторжении договоров (контрактов), связанных с поставкой, выполнением работ и оказанием услуг, рассматриваются по месту жительства граждан-предпринимателей или по месту нахождения организации, являющихся поставщиками, выполняющими работы или оказывающими услуги.

Споры, возникающие при исполнении договоров (контрактов) и по другим основаниям, рассматриваются по месту нахождения ответчика.

Если в деле участвуют ответчики, находящиеся на территории разных республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов, спор рассматривается по выбору истца арбитражным судом по месту нахождения одного из ответчиков.

Подсудность споров с участием граждан-предпринимателей, организаций, находящихся на территории других государств, может быть определена межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.

Статья 25. Исключительная подсудность

Споры о признании права собственности на имущества, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или законного владельца, не связанных с лишением владения, рассматриваются по месту нахождения имущества, за исключением споров, подсудных Высшему арбитражному суду Российской Федерации.

Споры в сфере управления с участием органов государственной власти и управления города Москвы подсудны арбитражному суду города Москвы.

Споры в сфере управления с участием органов государственной власти и управления Московской области подсудны арбитражному суду Московской области.

Споры, возникающие из договоров перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматриваются по месту нахождения органа транспорта.

Статья 26. Передача исковых материалов или дел по подсудности и разрешение возникающих при этом разногласий

При неподсудности спора данному арбитражному суду или при изменении подсудности спора в процессе его рассмотрения в связи с привлечением другого ответчика либо заменой стороны ее правопреемником арбитражный суд направляет исковые материалы или дело по подсудности не позднее пяти дней после поступления искового заявления или вынесения определения и передаче дела.

На определение о передаче дела может быть подана кассационная жалоба.

В случаях, когда исковые материалы или дело передано в арбитражный суд с нарушением подсудности, эти материалы или дело с соответствующим заключением направляются для разрешения вопроса о подсудности в Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: