Подсистема ас сд дистанционного обучения работников судов и органов судебного департамента это

Обновлено: 28.03.2024

Процесс информатизации происходит практически во всех сферах человеческой деятельности. Не является исключением и развитие информатизации судебной системы. Процесс информатизации является одним из главных направлений реформы судебной деятельности в Российской Федерации. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

Содержание

Введение ……..……………………………………………………………………3
1. Понятие информатизации …………………………………….……………..4
2. Цели, задачи и основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента ………………………………………..5
Заключение ……………………………………………………………………..10
Список литературы …………………………………………………………….11

Прикрепленные файлы: 1 файл

КП Информационные технологии.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности"

Тема: «Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента»

студент группы: ЮР-13 ОМ

Рецензент:

Князева О.О.

Допуск к защите:________________

Дата защиты: ___________________

2. Цели, задачи и основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента ………………………………………..5

Процесс информатизации происходит практически во всех сферах человеческой деятельности. Не является исключением и развитие информатизации судебной системы. Процесс информатизации является одним из главных направлений реформы судебной деятельности в Российской Федерации. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент при Верховном Суде России осуществляет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно- телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.

В целях создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента подходит к завершающему этапу Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 года N 583. В задачи данной программы входило обеспечение поэтапного внедрения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" во всех федеральных судах общей юрисдикции, формирование единого информационного пространства.

Важнейшим ресурсом современного общества является интенсивное использование информации. Информатизация становится важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни и одновременно важнейшей функцией государства, фактором обеспечения его безопасности и суверенитета. В настоящее время информатизация стала важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни.

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые подлежат сбору, хранению, обработке и передаче.

Информатизация общества - организационный социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информацией потребителей и реализации информационных прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и использования информационных ресурсов и информационных технологий.

Общая информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса:

  • медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
  • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
  • интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Применительно к теме данной работы, понятие «информатизация» следует рассматривать как процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

2. Цели, задачи и основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать организованный процесс формирования правовых ресурсов, средств их обработки и использовании в целях повышения эффективности и качества правосудия.

Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

Кроме того внедрение информатизации судебной системы позволит повысить эффективность информационного обеспечения судей с помощью компьютеризации их рабочих мест, создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации, использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.

Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются: формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях; организация внутреннего и внешнего электронного документооборота; внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе; автоматизированный сбор и обработка судебной статистики; контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ.

В целях повышения доступности правосудия Судебным департаментом разработана Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы" (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N1735-р, предусматривающая мероприятия по формированию современной телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства судов общей юрисдикции, создание комплексов хранения и обработки данных в центрах федеральных округов, внедрение решений ГАС "Правосудие" с учетом ЦОД и создания единого информационного пространства судов.

Основным информационным ресурсом, обеспечивающим информатизацию судебной деятельности является программа Государственная автоматизированная система "Правосудие" (ГАС "Правосудие"), принятая Советом судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 в рамках реализации Концепции информатизации судов общей юрисдикции.

Государственная автоматизированная система РФ "Правосудие" - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

Основной целью создания программы ГАС «Правосудие» является обеспечение открытости судебной системы нашей страны, а также автоматизации работы судов общей юрисдикции.

Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются штатные подразделения и службы Верховного Суда РФ, в состав которых входят: районные (городские) суды (2476 объектов); гарнизонные окружные (флотские) военные суды (151 объект); суды субъектов Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.

Внедрение Государственной автоматизированной система "Правосудие" направлено на решение следующих задач:

  1. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи.
  2. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.
  3. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.
  4. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.
  5. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.
  6. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.
  7. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.
  8. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  9. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.
  10. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.
  11. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.
  12. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
  13. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие».
  14. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

Для дальнейшего развития системы информатизации судебной системы, в рамках реализации проекта «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" предусмотрены следующие направления деятельности:

Информатизация – процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах жизни общества, в частности, в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

Информатизация судебной системы обеспечивает:

· оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов;

· открытость работы всей судебной системы;

· повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;

· сокращение сроков рассмотрения дел;

· формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации;

· доступность для судей и работников аппаратов судов всего объема информации о законодательстве РФ и судебной практике;

· полноту и достоверность информации о деятельности судов;

· повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;

· повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;

· информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 утверждена Концепция информатизации судов общей юрисдикции, предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие".

ГАС "Правосудие" – это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (СД) при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

Целями создания ГАС "Правосудие" являются:

1. Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

2. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференц-связи.

3. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.

4. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.

5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.

6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.

7. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.

8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.

9. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.

12. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

13. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

14. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС "Правосудие".

15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

16. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС "Правосудие".

17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями - Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

ГАС "Правосудие" разрабатывается в составе следующих 27 подсистем:

• Подсистема "Административное управление" предназначена для сбора, обработки, хранения и выдачи данных и документов, необходимых для выполнения функциональных обязанностей и информационной поддержки деятельности должностных лиц Судебного департамента, а также управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, повышения эффективности их информационно-справочного обслуживания;

• Подсистема "Банк судебных решений (судебной практики)" предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей;

• Подсистема "Ведомственная статистика Судебного департамента" предназначена для сбора и свода статистических данных ведомственной отчетности, полученных из соответствующих функциональных подсистем ГАС "Правосудие", с целью последующего анализа накопленных данных;

• Подсистема "Видеоконференц-связь" предназначена для обеспечения Верховного Суда Российской Федерации, областных и равных им судов общей юрисдикции услугами видеоконференц-связи и обеспечивает проведение судебных заседаний в режиме удаленного участия осужденных и свидетелей;

• Подсистема "Документооборот" предназначена для автоматизации информационных процессов документооборота и делопроизводства, связанных с документационным обеспечением управления деятельностью судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

Интернет-портал ГАС "Правосудие" предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации;

Информационно-справочная подсистема предназначена для информационно-справочного обслуживания в оперативном режиме (режиме on-line) судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимодействующих органов государственной власти на основе информации, содержащейся в информационном фонде ГАС "Правосудие";

• Подсистема "Кадры" предназначена для комплексной автоматизации основных участков деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов: учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом составе судов разных уровней и органов системы Судебного департамента;

• Подсистема "Контроль финансов" повышает эффективность проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и системы Судебного департамента;

• Подсистема "Материально-технические ресурсы" предназначена для автоматизации планирования и учета обеспеченности материально-техническими средствами системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции (в том числе военных судов), создания интегрированной базы данных по поступающим из регионов данным, характеризующим объекты материально-технического учета;

• Подсистема "Международно-правовое сотрудничество" обеспечивает возможность доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия;

• Подсистема "Недвижимость" предназначена для автоматизации информационных процессов управления недвижимостью, проводимыми работами и необходимыми ресурсами, необходимыми для устойчивого функционирования;

• Подсистема "Обеспечение безопасности информации" предназначена для повышения уровня достоверности данных и информационной безопасности, защиты информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими автоматизированными системами органов государственной власти и внедрении безопасной технологии обработки конфиденциальной информации, а также для создания комплексной системы антивирусной защиты;

• Подсистема "Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания" предназначена для автоматизации процессов обеспечения эксплуатации программно-технических средств ГАС "Правосудие" и сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации;

• Подсистема "Обращения граждан" предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением в части приема, обработки и рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан, включая возможность создания виртуальной приемной с использованием Web-технологий, а также устных обращений граждан (на приеме) в судах общей юрисдикции и в организациях системы Судебного департамента;

• Подсистема "Общественные связи" предназначена для повышения эффективности процессов установления и развития связей органов судейского сообщества с государственными и иными органами, учреждениями и организациями (в том числе иностранными);

• Подсистема "Организационное обеспечение" предназначена для создания, ведения и распространения классификаторов, справочников и словарей, нормативно-справочной информации, а также для обеспечения информационной совместимости и технологического единства информационных потоков судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

• Подсистема "Отражение информации коллективного пользования" предназначена для отображения предметов и информации, признанной в качестве вещественных доказательств, в ходе судебного заседания, в том числе с участием присяжных заседателей, справочной информации в приемных и холлах судов субъектов Федерации и управлениях Судебного департамента, а также использования средств визуального отображения для проведения обучения и обеспечения повседневной деятельности судов и управления Судебного департамента;

• Подсистема "Право" предназначена для ввода, хранения и циркулярной рассылки нормативных актов, организации доступа к справочной базе нормативных актов и к справочным базам правовых актов, находящихся в правовых системах федерального и местного законодательства;

• Подсистема "Связь и передача данных" представляет современную телекоммуникационную среду для обеспечения достоверной, надежной и оперативной передачи данных между комплексами средств автоматизации ГАС "Правосудие" всех уровней;

• Подсистема "Судебная экспертиза" предназначена для повышения эффективности информационного взаимодействия пользователей ГАС "Правосудие" всех ее уровней при автоматизации судебно-экспертной деятельности судов общей юрисдикции в части удовлетворения соответствующих информационных запросов судей, их помощников, сотрудников аппарата судов и иных пользователей подсистемы;

• Подсистема "Судебное делопроизводство и статистика" создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу;

• Подсистема "Судебное сообщество" предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением управления деятельности органов судебного сообщества;

• Подсистема "Управление и контроль функционирования" предназначена для обеспечения централизованного управления распределенными компонентами комплексов средств автоматизации и оперативного получения данных о текущем состоянии узлов вычислительной сети объектов информатизации ГАС "Правосудие" для выявления и устранения нештатных ситуаций;

• Подсистема "Финансы" предназначена для автоматизации деятельности подразделений Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Федерации (округах), осуществляемой ими в процессе управления бюджетными средствами, на основе единого правового, методологического и информационного пространства.

В ГАС "Правосудие" предусматривается три информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что должно обеспечить баланс требований открытости информации и ее защиты. В контурах обработки информации ГАС "Правосудие" при с соблюдении всех ограничительных мер защиты может обрабатываться и циркулировать информация следующих категорий:

Ø публичный контур - только открытая информация;

Ø ведомственный контур - открытая и конфиденциальная информация;

Ø защищенный контур - открытая и конфиденциальная информация, а также сведения, составляющие государственную тайну с грифами "Секретно" и "Совершенно секретно".

Предусматривается информационный обмен между контурами в части открытой информации для публичного и ведомственного контуров, а также в части конфиденциальной информации - для ведомственного и защищенного контуров.

В постановлении Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 170[2] отмечается, что комплексы средств автоматизации системы ГАС "Правосудие" сформированы во всех республиканских, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах, во всех территориальных органах Судебного департамента, в более чем 700 районных судах (с большим количественным составом судей), в большинстве гарнизонных военных судов.

Все суды областного уровня, территориальные органы Судебного департамента, более половины районных судов имеют устойчивый доступ в Интернет. Началось создание ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства.

Практически все суды областного уровня оснащены системами видеоконференц-связи для проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение изоляторов. На основе подсистемы "Интернет-портал ГАС "Правосудие" обеспечивается представительство всех судов общей юрисдикции в публичной информационной сети Интернет. В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 (с посл. изм. и доп.) была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы, в которой заявлено, что в рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:

1. создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

2. реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

3. введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

4. создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

5. создание участков сканирования текущих судебных актов и дел постоянного хранения, сдаваемых в архив;

6. формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

7. создание единой информационной системы судов и Федеральной службы судебных приставов. Это позволит не только ускорить процесс исполнения судебных актов, но и избежать случаев предъявления для принудительного исполнения поддельных исполнительных документов судов.

Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС "Правосудие" и мероприятий, направленных на соблюдение требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации, должны привести к повышению доверия граждан судебной системе России в целом.

[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583.

[2] "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы по информатизации судов общей юрисдикции и задачах в свете федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы".

В основе многочисленных связей между человеком и обществом лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер.

Например, в основе судебного процесса лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, и методами, закрепленными в законодательной базе и других нормативных актах, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закреп­ляется в судебном решении. Судебное решение, задокументированное в установленном порядке, становится данными, которые будут востребованы на следующем этапе — при исполнении судебного решения.

Продолжая анализ, мы можем убедиться, что и другие общественные процессы, например законодательный, имеют информационный характер.В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта). Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством которой должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:

· информатизация правоприменительной деятельности;

· информатизация правоохранительной деятельности;

· информатизация правового образования и воспитания;

· правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел был восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». Этм указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:

· органов государственной власти РФ;

· органов исполнительной власти РФ;

· органов государственной власти субъектов РФ.

8. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры Российской федерации.
Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:
1 уровень - Генеральная прокуратура РФ;
2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;
3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.
В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют:

1)отдел писем (12 рабочих станций) для решения задачи "Жалоба";

2)управление кадров (5 рабочих станций);

3)отдел статистики (5 рабочих станций);

4)отдел по законодательству Российской Федерации (объединяет 35 рабочих станций) для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.

На региональном уровне действуют:

1)АСИО "Надзор за следствием и дознанием", включающая подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;

2)АСИО о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и реализацией результатов ее проведения;

3)АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;

4)АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;

6)автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений;

7)автоматизированная система учета нераскрытых убийств.

9. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции.
Автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях.

На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ. Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Основными объектами АС СД являются:

1) центральный аппарат Судебного Департамента;

2)территориальные управления (отделы) Судебного департамента;

3)верховные суды республик, краевые и областные суды;

4)суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

Комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

10. Автоматизированные информационные системы Министерства внутренних дел РФ.
Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей и других подразделений накапливаются данные оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

1)о правонарушителях и преступниках;

2)о владельцах автомототранспортных средств;

3)о владельцах огнестрельного оружия;

4)о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;

5)о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

а также другая информация, подлежащая хранению.

Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными:

1)о силах и средствах, которыми располагает орган;

2)о результатах их деятельности.

Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Главный информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией - статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной.

Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией

Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.
Функционально учеты разделяются на три группы:

оперативно-справочные; розыскные; криминалистические.

По объектовому признаку учеты разделяют на три группы: лиц; преступлений (правонарушений); предметов.

Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.

Информационные системы предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

Слайд 12.

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

Слайд 13

Также важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Основными объектами АС СД являются:

· - центральный аппарат Судебного Департамента;

· территориальные управления (отделы) Судебного департамента;

· верховные суды республик, краевые и областные суды;

· суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

Слайд 14 . Функциональные подсистемы АС СД

В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс "Корпоративный справочник Судебного департамента", обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента.

2.Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация.

3.Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы"). Подсистема включает в свой состав:

средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента;

· комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;

· комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

4.Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического(ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы").

Слайд 16. продолжение

5.Подсистема информационно-правового обеспечениядеятельности судов и органов Судебного департамента. Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - "Право").

6.Подсистема судебной статистики(шифр подсистемы - "Статистика«).

7.Подсистема автоматизированного делопроизводстваи документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство-СД").

8.Подсистема автоматизированного решения задачуправления кадрами (шифр подсистемы - "Кадры").В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование".

9.Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифрподсистемы - "Строительство").

10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Обучение").

Слайд 17

12.Подсистема взаимодействия с органами государственной властии доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственнойвласти (шифр подсистемы - "Взаимодействие ИТКС"). 13.Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества(шифр подсистемы - "Сотрудничество").

14.Технологическая подсистема"Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)".

15.Подсистема технологического и методического обеспеченияработы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь");

16.Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартовСудебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД").

17.Подсистема отображения картографической информациии формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - "ГИС СД"). Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности Судебного Департамента, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).

Слайд 18

Кроме того, что изображено на слайде, перспективным направлением является создание систем автоматизированного сбора судебных решений, которые обеспечивают доступ к судебной информации не только для судей, но и для иных пользователей - юристов, представителей науки, средств массовой информации и т.д.

Слайд 19

Информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то объекта реального мира. Информационные системы предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон», фонд правовых актов на бумажных носителях.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Автоматизация — это замена физического и умственного труда человека работой технических средств, обеспечивающих выполнение работ с заданной производительностью и качеством без вмешательства человека, за которым остаются функции наблюдения и подготовки технических средств к эксплуатации.
Автоматизированная система — система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

Автоматизированная информационная система (АИС) — информационная система, использующая электронно-вычислительную машину на этапах ввода, подготовки и выдачи информации, т. е. она является развитием информационных систем, занимающихся поиском с помощью прикладных программ.

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (правовых ресурсов, средств и способов их формирования, обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия, а также реализации прав граждан.

Единое информационное пространство судебной деятельности формируется на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в апреле 2002 года.
Сверхзадачей системы ГАС «Правосудие» является повышение качества и оперативности выработки судебных решений.
Создаются функциональные информационные системы «Финансы», «Судебное делопроизводство и судебная статистика», «Делопроизводство системы Судебного департамента», «Судебное делопроизводство и статистика», «Судебная практика», «Судебная экспертиза» и другие.

Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество.
Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов («Фонд», «Эталон»).

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Включает в себя подсистемы:
Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").
Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").

А также подсистемы:
Подсистема финансового обеспечения деятельности судов (шифр - "Финансы").
Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического обеспечения деятельности судов (шифр - "Ресурсы").
Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр - "Право").
Подсистема судебной статистики (шифр – «Статистика»).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: