Подпадают ли услуги адвоката под закон о защите прав потребителей

Обновлено: 25.04.2024

Денежные средства с адвоката в случае ненадлежащего оказания юридической помощи можно взыскать в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в судебном порядке. Законодательство о защите прав потребителей к отношениям по оказанию адвокатами юридической помощи не применяется.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения, заключаемого между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. п. 1, 2, 4 ст. 25 Закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ).

Такое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, к которому в зависимости от характера оказываемой юридической помощи могут применяться положения гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг и (или) поручения (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 971 ГК РФ; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2018 по делу N 33-40547/2018).

При оказании юридической помощи адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 63-ФЗ).

Если адвокат исполнил принятые на себя обязательства ненадлежащим образом, доверитель вправе, в частности, отказаться от исполнения соглашения при условии оплаты издержек (фактически понесенных адвокатом расходов), а также выплаты вознаграждения соразмерно выполненной работе (п. 1 ст. 782, п. 1 ст. 977, п. 1 ст. 978 ГК РФ; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2018 по делу N 33-55358/2018).

Обратите внимание! С 01.03.2020 соглашение об оказании юридической помощи может содержать условие о том, что размер выплачиваемого адвокату вознаграждения зависит от результата такой помощи (так называемый гонорар успеха), за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении (п. 4.1 ст. 25 Закона N 63-ФЗ; ч. 1 ст. 2 Закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ).

Если адвокат отказывается добровольно вернуть денежные средства, доверитель вправе обратиться в суд с иском с требованием о взыскании уплаченных денежных средств (ст. 12 ГК РФ).

При этом законодательство о защите прав потребителей к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами не применяется. В связи с этим при разрешении спора на доверителя не распространяются, в частности (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ; п. 6 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2019 по делу N 33-12044/2019):

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Не применяется закон о защите прав потребителей к отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 17).

Некоторые комментарии п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 17 даны в письме Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 01/8179-12-32 "О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Однако ничего нового в указанных комментариях не содержится. Приводятся положения Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и констатируется , что адвокатская деятельность, так же, как и деятельность нотариусов, не является предпринимательской, поэтому закон о защите прав потребителей не распространяется на отношения гражданина и адвоката или нотариуса.

Закон о защите прав потребителей и деятельность юриста без статуса адвоката

Следует отличать адвокатскую деятельность, регулируемую вышеупомянутым законом об адвокатской деятельности и деятельность юриста, не имеющего статуса адвоката. Фактически их деятельность внешне ничем не отличается, равно как и профессионализм в работе, знание предмета, как правило, проявляется вне зависимости от наличия или отсутствия адвокатского удостоверения у конкретного юриста. Между тем, статус адвоката дает лицу привилегию осуществлять правовую помощь гражданину формально не в рамках предпринимательской деятельности. Деятельность юриста без статуса адвоката по систематическому оказанию ровно тех же юридических услуг (так же качественно, за ту же цену), уже будет являться предпринимательской и к отношениям из договора с таким юристом будут примеными нормы закона о защите прав потребителей.

В качестве примера из судебной практики можно привести следующий

Истец обратилась в суд с иском к ООО "Агентство юридического анализа…" о расторжении договора и взыскании суммы по своему месту жительства в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Суд счел, что закон о защите прав потребителей и его нормы об альтернативной подсудности спора в данном случае не применимы.

Суд второй инстанции определение суда о возвращении искового заявления отменил, указав, что согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли…

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами законодательство о защите прав потребителей не применяется.

Между тем, как указал суд, в указанном Постановлении Верховного суда РФ речь идет о совершении нотариусом нотариальных действий и профессиональной деятельности адвокатов. Ни нотариусам, ни к адвокатам ответчик отношения не имеет (апелляционное определение Московского городского суда от 10.01.2013 по делу N 11-1893).

О применении закона к другим отношениям см. публикацию "Распространяется ли закон о защите прав потребителей … и когда применяется?"

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей в сфере оказания юридических услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Защита прав потребителей в сфере оказания юридических услуг

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 17 "Судебная защита прав потребителей" Закона РФ "О защите прав потребителей" Следовательно, потребитель не может быть лишен права выбора подсудности и включение положения о подсудности споров по месту нахождения Общества, являющегося исполнителем услуги, в договор об оказании юридических услуг ущемляет права потребителя и не может быть признано соответствующим законодательству о защите прав потребителей."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Защита прав потребителей в сфере оказания юридических услуг

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: И снова о гражданско-правовой природе соглашения об оказании адвокатом юридической помощи
(Бардин Л.Н.)
("Гражданское право", 2018, N 6) Как и 15 лет назад, мы убеждены, что договор возмездного оказания услуг не соответствует характеру отношений между адвокатом и клиентом, а использование такого договора противоречит правовому статусу адвоката. И наша убежденность основывается на нормах Закона N 63-ФЗ. Тем более что в соответствии с Законом N 163-ФЗ утратил силу абз. 3 ч. 2 ст. 25 Закона N 63-ФЗ, предусматривавший оказание адвокатом юридической помощи на основании договора возмездного оказания услуг. И такое решение законодателя было абсолютно верным, поскольку адвокату, заключившему с клиентом договор возмездного оказания услуг, пришлось бы столкнуться с требованиями ч. 2 ст. 782 ГК РФ, предусматривающей право исполнителя отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. И такое право заказчика существенно отличается от права доверителя требовать возмещения своих убытков с поверенного только в определенных исключительных случаях (ч. 3 ст. 978 ГК РФ). Оказываемая адвокатом квалифицированная юридическая помощь не может приравниваться к услугам связи, медицинским, ветеринарным, аудиторским, информационным и прочим подобным услугам (ст. 779 ГК РФ). Тем более не могут, например, применяться к оказанию адвокатом юридической помощи положения о бытовом подряде, когда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика (ст. ст. 783 и 730 ГК РФ). Заключение адвокатом договора возмездного оказания услуг влечет за собой применение к адвокатской деятельности норм Закона о защите прав потребителей. Закон N 63-ФЗ четко придерживается принципиальной позиции, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокатская деятельность и услуги являются несовместимыми понятиями. Кодекс профессиональной этики адвоката прямо указывает на то, что адвокат вправе оказывать юридические услуги, но вне рамок адвокатской деятельности и лишь в определенных случаях и при определенных условиях. Соответственно, к адвокатской деятельности нельзя применять такое понятие, как "рынок". Точно так же можно говорить о несовместимости рынка и предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права на квалифицированную юридическую помощь, а не на юридические услуги. Но уже в утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 312 Государственной программе Российской Федерации "Юстиция" говорится о рынке профессиональных юридических услуг, об объеме и удельном весе юридических услуг (помощи), оказанных адвокатами. Опубликованный в октябре 2017 г. проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи говорит уже о национальном рынке юридических услуг. При этом авторы проекта Концепции утверждают, что "сектор юридических услуг в России представлен двумя основными группами участников, разделенных по регуляторному критерию: 1) адвокаты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре; 2) иные участники рынка, не обладающие адвокатским статусом и предоставляющие юридические услуги неограниченному кругу лиц". Иными словами, с точки зрения авторов проекта Концепции, квалифицированная юридическая помощь адвокатов - это не что иное, как разновидность услуг на национальном рынке юридических услуг. Если следовать подобной логике, следующим шагом может быть законодательная инициатива по возвращению в текст Закона договора возмездного оказания услуг как основания для оказания адвокатом юридической помощи. После такого шага останется только возложить на Правительство Российской Федерации обязанность установить правила оказания адвокатами юридических услуг, как это предусмотрено ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей .

Нормативные акты: Защита прав потребителей в сфере оказания юридических услуг

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минфина РФ от 21.12.2011 N 05-06-05/3-157
Действующее законодательство не ограничивает права сторон кредитного договора по определению его содержания, включая условие кредитного договора о комиссиях. Нет запрета и в законодательстве на согласование в договоре иных платежей (помимо процентов) за пользование банковским кредитом. Более того, из статей 5 и 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" следует, что банк может взимать комиссии за банковские операции, включая оказание информационных и юридических услуг.

Член Ассоциации юристов России Маргарита Курашина пояснила, что услуги различных коучей будут подпадать под закон о защите прав потребителей в том случае, когда касаются личной жизни. Например, курсы соблазнения (так называемого пикапа) или кройки и шитья.

iStock

Недавно кассационный суд признал, что клиенты бизнес-коучей не имеют права на повышенную защиту. Но дело в том, что они пытаются получить знания, с помощью которых намерены зарабатывать. Если же человек хочет чему-то научиться в личной жизни, скажем, как познакомиться с девушкой или выстроить отношения с женой, то становится потребителем.

"Предоставление организациями платных образовательных услуг регулируется Гражданским кодексом, законом об образовании; законом о защите прав потребителей, а также правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением правительства от 15.09.2020 №1441", - говорит Маргарита Курашина.

По ее словам, отношения с коучами будут регулироваться законом о защите прав потребителей в том случае, если другой стороной является потребитель, то есть гражданин, имеющий намерение использовать услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а сам тренинг не связан с построением бизнес-процессов.

"В частности, потребитель вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора, - поясняет юрист. - Перед началом курса необходимо ознакомиться с условиями оферты (договора, пользовательского соглашения) в том числе в части расторжения договора и возврата денежных средств за курс. Согласно законодательству о защите прав потребителей, заказчик может отказаться от онлайн-курса в любое время".

"Однако все гораздо сложнее, если в результате обучения жизненный запал так и не нашелся, потенциал не раскрылся, финансовый потолок не пробился, а ресурсное состояние не вернулось, притом, что кошелек после такого тренинга личностного роста существенно оскудел, - говорит член АЮР. - Доказать, что нет ощущения вечной пульсации Вселенной, а работа с родовыми программами и родовыми лояльностями не принесла результата будет не очень просто".

Организации, оказывающие образовательные услуги, не вправе включать в договор основания прекращения и расторжения договора, не предусмотренные действующим законодательством.

"Образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не лицензируется, - рассказывает Маргарита Курашина. - В соответствии с вышеизложенным, проведение тренингов и семинаров личностного роста не требует лицензии на образовательную деятельность.Однако, если будет установлено, что деятельность по реализации программы тренинга, подпадает под признаки образовательной программы и отвечает критериям образовательной деятельности, то такое общество может быть привлечено к административной ответственности". В КоАП есть статья, наказывающая за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

В свою очередь руководитель GR-практики "BMS Law Firm" Дмитрий Лесняк полагает, что курсы, не имеющие лицензии на образование тяжело привлечь по закону о защите прав потребителей, поскольку нет стандартов преподавания, они никак не регламентируются.

"Если услуга не оказана или оказана не в полном объеме, заявлено было, скажем, десять лекций, пять спикеров, а по факту было восемь лекций и три спикера, то в таком случае можно и нужно оспаривать ситуацию. Но нужно понимать, что каждый случай индивидуален, - говорит он. - Если человек считает, что полезных навыков он не получил, то это субъективное мнение, оспаривать ту методику и объем образований будет очень тяжело, исходя из того, что нет стандартизации коуч-программ".

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 марта 2021 г. “Роспотребнадзор защищает права обманутых потребителей юридических услуг”


Обзор документа

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 марта 2021 г. “Роспотребнадзор защищает права обманутых потребителей юридических услуг”

На протяжении последних трех лет в Роспотребнадзоре наблюдается значительный рост количества поступающих обращений потребителей, содержащих жалобы на применение хозяйствующими субъектами недобросовестных практик при оказании юридических услуг.

К основным претензиям потребителей относятся следующие обстоятельства:

навязывание дополнительных платных юридических услуг или введение в заблуждение относительно нарушений прав потребителя и перспектив их восстановления (например, составление проектов жалоб, заявлений в различные органы государственной власти, которые на самом деле потребителю не требуются или по факту бесполезны, поскольку составляются в произвольной форме, либо адресованы органам, не имеющим полномочий на рассмотрение конкретных вопросов, обозначенных в жалобе);

включение в договор с потребителями условий, ограничивающих их права или лишающих гарантий, предоставленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей");

недоведение при заключении договора до сведения потребителей необходимой и достоверной информации как о самой услуге, так и о ее цене;

несоответствие результата оказанной услуги ожиданиям потребителей, поскольку при заключении договора хозяйствующим субъектом гарантировалось положительное решение спорного вопроса.

Подобные недобросовестные действия становятся основанием для применения Роспотребнадзором (его территориальными органами) в отношении юридических фирм соответствующих мер административного реагирования.

Показательным является дело об административном правонарушении за обман потребителя, возбужденное территориальным органом Роспотребнадзора в отношении ООО "Гарант" (г. Екатеринбург, Мытный Двор, ул. 8 Марта, 8 Д), по части 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратился потребитель с жалобой на нарушение ООО "Гарант" его прав при оказании юридических услуг.

Потребитель обратился в ООО "Гарант", чтобы получить бесплатную консультацию о возможности компенсации за стоматологические услуги по категориям "ветеран труда", "реабилитированное лицо", "почетный донор СССР", к которым он относился.

Учитывая информацию, представленную потребителем, в том числе о наличии льгот, в момент обращения за бесплатной консультацией, а также представленные потребителем документы, специалист ООО "Гарант", имел возможность на консультации оценить правомерность требований потребителя, а также разъяснить потребителю о его льготах и правах:

о его праве, как ветерана труда и почетного донора, на получение бесплатной юридической консультации в государственном юридическом бюро,

о его праве на бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики),

о том, что возмещение расходов на протезирование, понесенных потребителем по собственному желанию, законодательством не предусмотрено.

Вместо этого специалистом юридической фирмы было предложено заключить договор на оказание юридических услуг, предметом которого являлось составление проектов жалоб, заявлений в различные органы власти и консультация. Специалист ООО "Гарант", обладающий специальными познаниями, в отличие от потребителя, ввел его в заблуждение относительно сложившейся ситуации, в том числе относительно нарушений прав потребителя и перспектив их восстановления.

Далее организация подготовила шаблонные однотипные документы, без учета положений законодательства Российской Федерации, компетенции органов власти, которые никаким образом не могли способствовать решению вопроса потребителя по получению денежной компенсации за протезирование зубов и назначению каких-либо еще новых, ранее не назначенных компенсаций и пособий.

Обязав потребителя оплатить весь комплект запросов, юридическая фирма тем самым не предприняла необходимые меры для выяснения наиболее правильного способа решения ситуации, который заключался только в разъяснении потребителю действующих норм.

Таким образом, ООО "Гарант", воспользовавшись тем, что потребитель является пожилым человеком (1937 года рождения), не обладает достаточными юридическими знаниями, преднамеренно ввело его в заблуждение относительно качества услуги, правильности диагностики ситуации.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения территориальным органом Роспотребнадзора постановления о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "Гарант" привлечено к административной ответственности с уплатой штрафа в размере 100 000 руб.

Учитывая вышеизложенное, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым обратить внимание потребителей на следующее.

Первое, на что следует обратить внимание - это на информацию об исполнителе (изучите отзывы об организации, которая оказывает услуги, посмотрите на официальном сайте Федеральной налоговой службы сведения о государственной регистрации данной организации).

Второе, - это обязательно ознакомьтесь с прайс-листом организации, какой размер оплаты и за что именно Вы ее вносите.

Третье, - это уточните какой договор и на что именно Вам предлагают заключить (на оказание информационных услуг, на представительство в суде, подготовку процессуальных документов и т.п.).

Четвертое, на что следует обратить внимание - это на сроки оказания услуг (в течение какого срока Вам будут подготовлены документы и т.п.)

Пятое, - какой порядок взаимодействия с Вами до момента достижения результата прописан в договоре (нередко юридические компании вводят клиентов в заблуждение, обещая достижение желаемого клиентом результата, но заключая договора на подготовку документов - итогом таких договорных взаимоотношений может оказаться конфликт, так как клиентом документы получены, акт на оказание услуг подписан, работа фирмы по договору выполнена, а результат фактически не достигнут).

Помимо прочего обращаем особое внимание, что организация, оказывающая юридические услуги, не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил - потребовать возврата денежных средств (статья 16 Закона "О защите прав потребителей").

Также потребитель обладает безусловным правом на отказ от исполнения договора в любой момент (статья 32 Закона "О защите прав потребителей"). Однако, при отказе от услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Необходимо отметить, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий совершение выезда юриста в судебные органы и прочее).

В случае, если потребителю оказаны юридические услуги ненадлежащего качества, потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований, установленных статьей 29 Закона "О защите прав потребителей":

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

повторного выполнения работы;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель:

не является на судебное заседание в назначенное время;

не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;

строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;

разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;

не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и т.д.

При наличии претензий к ненадлежащему оказанию услуг следует незамедлительно обратиться к исполнителю.

Все претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы Роспотребнадзора, а также в суд (в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона "О защите прав потребителей").

Также за консультацией или оказанием иной помощи в защите прав потребителей можно обратиться в консультационные пункты для потребителей либо в общественные организации по защите прав потребителей, адреса которых размещены в государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей.

Обзор документа

Роспотребнадзор разъяснил, как распознать некачественные юридические услуги и как выбрать юридическую фирму, чтобы не столкнуться с применением недобросовестных практик при оказании юридических услуг .

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: