Подготовка судов к осенне зимнему периоду
Обновлено: 17.04.2024
Выполнять разработанный на судне и утвержденный капитаном план организационно-технических мероприятий по подготовке судна к плаванию в осенне-зимний период.
Обеспечить выполнение первичных мероприятий при перевозке насыпных грузов, ознакомиться с их свойствами и правилами перевозки.
Обеспечить работу факсимильной аппаратуры для приема карт метеообстановки от международных метеостанций и спутников погоды. По возможности получить достаточно точную информацию об интенсивности волнения в силе ветра в районе плавания, штормовых зонах и центрах тропических тайфунов и ураганов. В зависимости от степени опасности для судна в ожидаемых штормовых условиях плавания наметить маршрут следования и скорость на переходе, пункты- и порты-убежища.
При стоянке в порту и на рейде:
- выполнить вышеперечисленные мероприятия;
- обеспечить получение штормового предупреждения и прогноза погоды от портнадзора;
- иметь на борту необходимую численность экипажа для обеспечения безопасной стоянки, борьбы за живучесть и обеспечения выхода судна в море;
- привести в готовность машины для экстренного выхода в район штормования;
- увеличить количество швартовов и длину вытравленной в воду якорь-цепи в зависимости от степени волнения и силы ветра;
- прекратить грузовые операции, закрыть люки грузовых трюмов;
- закрепить палубный груз и груз в трюмах;
- если позволяют глубины, целесообразно заполнить, не снижая остойчивости, балластные танки, диптанки, пики и другие емкости, исключить наличие свободных поверхностей в них;
- при наличии в порту буксиров заблаговременно заказать их для обеспечения безопасной стоянки судна или экстренного выхода в море.
При плавании в штормовых условиях капитан обязан:
- обеспечить через начальников служб выполнение полного комплекса мероприятий по подготовке судна к плаванию в штормовых условиях с учетом мореходных качеств судна, его конструктивных особенностей, навигационного оборудования, загрузки, прочности и водонепроницаемости корпуса, мощности машин, винторулевого устройства, спасательных устройств, аварийно-спасательного снабжения, бункера, запасов воды и продовольствия;
- оповестить экипаж и пассажиров о приближении шторма и информировать о порядке передвижения по судну, пользовании судовыми помещениями, поведении на судне и др.;
- прекратить судовые работы на открытых палубах;
- получить рекомендации через органы Гидрометеорологической службы для плавания наивыгоднейшими путями и направлять необходимую информацию в их адрес во время всего плавания под метеопроводкой;
- проанализировать степень грозящей опасности судну и возможные последствия при преодолении штормовых зон и, руководствуясь хорошей морской практикой, соображениями безопасности и экономической выгоды, уклониться от зоны прохождения шторма, обойти его наивыгоднейшим путем;
- при расхождении с тропическими циклонами руководствоваться рекомендациями лоций морей, сообразуясь с общими правилами и конкретной обстановкой;
- в случаях невозможности по гидрометеорологическим причинам продолжать рейс, следовать в порт-убежище, а также оставаться в порту, у причала или на рейде, выбрать способ штормования;
- для выбора оптимальных курса и скорости следования, а также для выбора способа штормования использовать универсальную диаграмму качки;
- определить периоды собственных продольных и поперечных колебаний судна, кажущийся период волны, длину волны, курсовой угол волнения, лаговую скорость. Для нерегулярных волн: определить период собственных колебаний судна T1 и Т2, балльность или высоту волны;
- проверить значение поперечной метацентрической высоты по периоду качки; нанести на диаграмме зоны усиленной качки;
- о переходе к штормованию, состоянии погоды, судна и груза радиограммой информировать судовладельца, а при необходимости и агента в порту назначения; о месте и времени перехода к штормованию сделать запись в судовом журнале с описанием обстановки и причин, вызвавших такое решение;
- перейти на ручное управление рулем опытными рулевыми;
- усилить визуальное, слуховое и радиолокационное наблюдение за горизонтом;
- включить ходовые навигационные огни независимо от времени суток;
- при маневрировании для расхождения с другим судном принять другие, дополнительные меры предосторожности. Большие амплитуды рыскания могут ввести в заблуждение и повлечь за собой ошибочный маневр другого судна. Поэтому, если для расхождения судов необходим отворот, он должен быть заблаговременным и значительным;
- перед поворотом убедиться в водонепроницаемости корпуса, герметичности всех закрытий наружного контура и надежности крепления грузов, такелажа, шлюпок, трапов и др.;
- о предстоящем повороте и возможном значительном крене оповестить экипаж по общесудовой трансляции, предупредить механика о готовности к реверсам, поставить опытного рулевого на руль;
- после наблюдения за поведением судна, периодом качки и амплитудой крена определить момент спада качки и выполнить поворот в кратчайший срок до подхода серии крупных волн. Поворот безопаснее выполнять в светлое время суток;
- при пониженной остойчивости, наличии груза, склонного к смещению, слабой машине и плохой управляемости не допускать поворотов на волнении, за исключением ситуации, когда сохранение курса грозит гибелью судна;
- если уж обстоятельства вынуждают сделать поворот, предупредить экипаж, отдать распоряжение надеть спасательные жилеты, чтобы в случае неудачного исхода быть готовыми покинуть судно в кратчайший срок, так как во время поворота судно может перевернуться и затонуть в течение нескольких минут;
- перед поворотом связаться с судовладельцем, доложить обстановку, держать постоянную связь с радиоцентром, установить связь с ближайшими судами, которые могут оказать необходимую помощь.
Особенности борьбы за живучесть судна в штормовых условиях
При пожаре или при обнаружении поступления воды вовнутрь судна во время шторма:
Контроль за обеспечением водонепроницаемости корпуса в шторм включает в себя:
- регулярный замер уровня воды в льялах в защищенных местах от попадания забортной воды;
- регулярные обходы вахтенными матросами доступной части судна;
- контрольные откачки льял и сточных колодцев.
Вахтенный механик при выполнении контрольной откачки льял и сточных колодцев должен следить за временем работы осушительного насоса; если он качает дольше обычного времени, необходимо об этом доложить на мостик.
Вахтенный помощник обязан вести постоянное наблюдение за поведением судна, чтобы предусмотреть ухудшение остойчивости и появление водотечности по следующим признакам:
- увеличение периода бортовой качки;
- появление и постепенное увеличение статического крена;
- изменение статического крена с одного борта на противоположный;
- увеличение дифферента;
- увеличение заливаемости палубы без видимых признаков усиления ветра и волнения;
- шум (свист) воздуха из закрытых помещений и трюмных вентиляционных раструбов.
При обнаружении водотечности следует изменить курс и скорость таким образом, чтобы была возможность произвести осмотр предполагаемого места пробоины и вести борьбу с водотечностью. Лучшим в этом положении будет следование против волны с минимальной скоростью, так как движение по волне с пониженной остойчивостью может быть опасным.
Принять следующие меры по устранению водотечности:
- в кратчайший срок установить место пробоины;
- предотвратить распространение воды в другие помещения судна;
- ввести в действие осушительные насосы;
- лечь в дрейф, чтобы поставить на пробоину пластырь (постановка жесткого пластыря в шторм исключается);
- после постановки пластыря изменить курс так, чтобы пробоина была с подветренного борта, и приступить к ее заделке;
- при очень больших пробоинах вызвать на помощь береговую аварийно-спасательную службу, если это возможно.
В штормовых условиях особенно важно, чтобы быстро «стал» цемент, поэтому следует использовать ускорители твердения бетона (жидкое стекло, хлористый кальций, сода, техническая соляная кислота), не считаясь со снижением прочности бетона;
После принятия мер для уменьшения поступления воды вовнутрь корпуса и сокращения распространения ее по судну по возможности следовать в порт-убежище или укрытие под берег;
Необходимо помнить, что выравнивание крена путем перекачки жидкости с одного борта на другой опасно.
В случае, если принятые меры оказались неэффективными и судну грозит гибель, капитан должен предпринять следующие меры для спасения экипажа:
- обратиться за помощью к ближайшим судам или спасателям; с помощью машины выполнить маневр, чтобы прикрыть шлюпки от ударов волн при их спуске;
- спустить спасательные шлюпки заранее, до появления большого крена и до того, как будет отдана команда об остановке главного двигателя и покидании людьми машинного отделения;
- высадить в шлюпки членов экипажа, непосредственно не участвующих в работах по заделке пробоины, и пассажиров.
Несвоевременные меры по оставлению судна могут явиться причиной гибели людей.
Подготовка судна начинается с момента получения рейсового задания. Составление грузового плана предусматривает обеспечение общей и местной прочности корпуса судна и его мореходных качеств как на момент выхода из порта, так и во время рейса. Перед выходом судна в рейс необходимо тщательно провести анализ предстоящий погодных условий рейса по всей имеющейся информации.
Подготовка перед выходом в рейс:
• внешний и внутренний осмотр корпуса и переборок;
• проводится проверка судовых устройств и систем;
• проверяются люковые закрытия на герметичность;
• особый контроль по укладке груза, особенно креплению палубного груза;
• ликвидируют наличие свободных поверхностей в танках и цистернах;
• проверяют льяла и исправность (доступ) водомерных трубок;
• другие меры, зависящие от конструктивных особенностей судна.
Подготовка судна при получении штормового предупреждения на район плавания:
• проверяют закрытие трюмов;
• проверяют крепление палубного груза;
• проверяют крепление грузовых стрел, кранов, спасательных шлюпок, плотов, дополнительно закрепляют по штормовому судовое имущество по заведованиям ответственных;
• якорь дополнительно берут на стопора;
• проводят цементирование якорных клюзов;
• задраивают люки, двери, иллюминаторы;
• проверяют чистоту шпигатов;
• трюмные вентиляторы разворачивают по ветру и закрывают чехлами;
• обеспечивают свободный и безопасный проход по верхней палубе;
• другие меры предосторожности, зависящие от особенностей судна.
В процессе плавания судна в штормовых условиях на судне ведется постоянное наблюдение за изменением давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и другими признаками погоды.
Общие рекомендации по управлению судном в штормовых условиях
Практические рекомендации сводятся к следующему:
а) при волне от носовых румбов необходимо снижать скорость движения судна до разумных пределов, чтобы не было захвата судна волной – (Vс – узлы; L – метры);
б) при плавании на волнении с длиной волны, близкой к длине судна необходимо соблюдать особую осторожность:
— при встречном волнении необходимо уменьшить скорость и изменить курсовой угол волны, чтобы найти такое положение судна, при котором оно ведет себя спокойнее; в этом случае требование о равномерной загрузке судна с облегчением концевых трюмов и танков должно очень строго соблюдаться;
— при попутном волнении возникает угроза значительной потери остойчивости, что может явиться причиной опрокидывания и гибели судна; скорость движения судна должна быть уменьшена;
— особо опасными являются моменты, когда судно находится на гребне волны, и когда нос и корма судна одновременно находятся на гребнях волн; скорость движения судна в этих случаях должна быть уменьшена и изменен курсовой угол волны;
в) следует проявлять особую осторожность в процессе удержания судна на курсе и при выполнении поворотов:
— перейти на ручное управление;
— избегать резких перекладок руля;
— осуществлять большие перекладки руля для удержания судна на курсе;
— знать, что выполнение поворотов связано с рядом опасных последствий: усиление качки, зарывания в волну, увеличение крена (заливание палубы); при выполнении поворота, особенно на большой угол, следует учитывать, что положение судна лагом к волне должно быть пройдено тогда, когда условия волнения наименьшие (затишье);
— если судно идет курсом против волны, то следует рассчитать поворот так, чтобы положение лагом к волне судно прошло до подхода следующей серии высоких волн; в этом случае необходимо учитывать, что после того, как судно пройдет положение лагом к волне, оно может получить удар в кормовую часть (при низком надводном борте это может привести к повреждению судовых устройств, груза и т. п.);
— если судно идет по волне, то поворот на курсы против волны не следует совершать с увеличением хода, чтобы не было резких ударов в носовую часть; приводить судно на новый курс следует на небольших скоростях, чтобы иметь возможность проверить поведение судна на разных курсах относительно волн.
Способы штормования судна, обледенение
В условиях жестокого шторма, при ураганном ветре и большом волнении судно попадает в условия, когда возникает задача сохранения самого судна. Хорошая морская практика выработала разные способы штормования в зависимости от загрузки судна, наличия палубных грузов, конструктивных особенностей судна и других условий. Выбор способа штормования зависит от конкретных условий плавания и судна (ниже приводятся известные способы штормования).
Штормование на носовых курсовых углах
Этот способ штормования наиболее приемлем для судов, у которых полубак защищает палубу от заливания; полные обводы носовой части и дифферент на корму облегчает всплывание судна на волне. Для удержания судна носом к волне судно должно обеспечивать минимальный ход, достаточный для управления. При этом следует учитывать, что малая скорость судна требует частых и больших перекладок руля. Если судно достаточно хорошо управляется, а бортовая качка не очень большая, то можно идти курсом не строго против волны, а встречать волну скулой.
Штормование на кормовых курсовых углах
Этот способ заключается в том, что судно ложится на курс прямо по волне или под углом к ней. Способ возможен, если длина волны значительно отличается от длины судна. Его нужно применять при хорошей остойчивости и управляемости, т. к. судно должно идти с малой скоростью. При длине судна, соизмеримой с длиной волны, движение судна со скоростью, когда оно обгоняет волны, особенно опасен.
Штормование лагом к волне
Этот способ штормования в большинстве случаев нежелателен. Он допустим для судов с достаточной остойчивостью и удаленностью от резонансной зоны по бортовой качке. При этом способе судно испытывает большие накренения, поэтому он неприемлем для судов с палубным грузом, с малым надводным бортом и большой остойчивостью (резкие углы крена с малым периодом).
Штормование с застопоренной машиной
При этом способе штормования из-за загрузки судна, расположения центра парусности и своих конструктивных особенностей судно под воздействием ветра и волнения судно занимает определенное положение по отношению к волне. Обычно это положение лагом к волне или под небольшим углом к ней. Суда с большой остойчивостью будут испытывать большие и резкие углы накренения, которые очень опасны для палубного груза. Дрейф судна с застопоренной машиной может быть пассивным, когда судно теряет управляемость и активным, когда для удержания и приведения против ветра и волны судно использует вытравленную цепь с якорем. Активный дрейф может быть как носом, так и кормой к волне.
Штормование на якоре (якорях)
Этот способ применим в том случае, когда сумма внешних сил не превышает держащую силу якорного устройства, а выбранное место якорной стоянки удовлетворяет условиям безопасности. Этот способ предусматривает отдачу второго якоря и подработку машиной для разворота судна против волны или под небольшим углом к ней.
Обледенение возникает наиболее интенсивно при качке. Величина обледенения зависит от: типа судна (его размерения); температур воздуха и воды; курса и скорости судна; направления ветра и волны; частоты заливаемости палубы водой.
В результате обледенения происходит: изменение водоизмещения, ЦТ судна и метацентра, крена и дифферента. Т. к. обледенение происходит в основном выше главной палубы, то оно равносильно принятию палубного груза.
Увеличение водоизмещения может привести к потере запаса плавучести. Увеличение дифферента не приведет к потере продольной остойчивости, т. к. продольная метацентрическая высота имеет большую величину. Опасна в этом случае не потеря продольной остойчивости, а потеря продольной прочности. Увеличение ЦТ – ухудшение поперечной остойчивости. Для потери остойчивости требуется гораздо меньшее обледенение, чем для потери плавучести. Крен при обледенении может увеличиваться довольно быстро.
Освобождение ото льда производится с помощью воздухонагревателей (стационарные, переносные), переносных газовых турбин и простым механическим способом (кирка, лом и т. п.)
План охраны судна. Обязанности офицера охраны судна.
План охраны судна означает план, выработанный для обеспечения применения мер на судне, предназначенных для защиты людей, груза, грузовых транспортных единиц или судна от рисков нарушения охраны.
Лицо командного состава, ответственное за охрану судна означает лицо, подотчетное капитану, назначенное компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компании, ответственным за охрану и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.
ПЛАН ОХРАНЫ СУДНА
Каждое судно должно иметь на борту одобренный Администрацией план охраны судна. План должен содержать положения, касающиеся трех уровней охраны, как они определены в данной части Кодекса.
План должен отражать, следующее:
.1 меры по предотвращению того, чтобы на судне не оказались предназначенные для применения против людей, судов или портов оружие, опасные вещества и устройства, на перевозку которых нет полномочий;
.2 определение участков ограниченного доступа и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;
.3 меры по предотвращению несанкционированного доступа на судно;
.4 процедуры ответных действий при угрозе происшествия или нарушении охраны, включая положения по поддержанию критически важных операций на судне или во взаимодействии судно/порт;
.5 процедуры выполнения любых инструкций по охране, которые могут отдавать Договаривающиеся правительства при уровне охраны 3;
.6 порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении охраны;
.7 обязанности персонала судна, имеющего ответственность в области охраны, а также другого персонала судна по вопросам охраны;
.8 процедуры аудиторской проверки деятельности по охране;
.9 процедуры проведения процесса обучения, тренировок и учений по плану;
.10 процедуры взаимодействия с охраной портового средства;
.11 процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности;
.13 сведения о лице командного состава, ответственном за охрану судна;
.14 сведения о должностном лице компании по охране, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;
.15 процедуры проведения проверки, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;
.16 частота проведения испытаний или калибровки любого судового оборудования охраны, если оно имеется;
.17 указание мест размещения точек запуска судовой системы оповещения*; и
.18 процедуры, инструкции и руководство по использованию судовой системы оповещения, включая испытания, включение, выключение и возврат в исходное положение*, и по ограничению ложных сигналов тревоги.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)
Об особенностях эксплуатации маломерных судов в осенне-зимний период.
В осенне-зимний период с наступлением похолодания появляются опасные для судовождения явления, такие как обледенение судна, появление на воде «сала», «заберегов», «шуги». Для движения в таких условиях на судне должно находиться несколько человек, судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом. Также судно в зависимости от своей конструкции должно иметь дополнительный инвентарь: канат (линь или трос), багры (шесты), прочий инструмент (лом, топор, скребок, пешню, лопату и т.п.).
Судоводителю маломерного судна перед выходом в плавание необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, аварийных средств (клинья, пробки, пластырь и др.), предназначенных для борьбы за живучесть судна. Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температуре забортной воды ниже 6°С. Обледенение – явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15° – 45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При следовании в галфвинд (поперек ветра) или бейдевинд (ветер спереди-сбоку) лёд быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна. Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5°С. Также обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков при отрицательной температуре воздуха. Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Ho если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лёд с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
7. Постоянно следить и регулярно обкалывать лёд со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, сколку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, сколка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
10. Вести тщательное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.
Центр ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Калининградской области» обращается ко всем любителям водных прогулок и любителям-рыболовам, а также охотникам на водоплавающую дичь, связанным с эксплуатацией маломерных судов и надувных не подлежащих регистрации лодок, будьте особенно осторожны на воде в этот период. Соблюдайте правила безопасности плавания и пользования маломерными судами.
Об особенностях эксплуатации маломерных судов в осенне-зимний период.
В осенне-зимний период с наступлением похолодания появляются опасные для судовождения явления, такие как обледенение судна, появление на воде «сала», «заберегов», «шуги». Для движения в таких условиях на судне должно находиться несколько человек, судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом. Также судно в зависимости от своей конструкции должно иметь дополнительный инвентарь: канат (линь или трос), багры (шесты), прочий инструмент (лом, топор, скребок, пешню, лопату и т.п.).
Судоводителю маломерного судна перед выходом в плавание необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, аварийных средств (клинья, пробки, пластырь и др.), предназначенных для борьбы за живучесть судна. Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температуре забортной воды ниже 6°С. Обледенение – явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15° – 45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При следовании в галфвинд (поперек ветра) или бейдевинд (ветер спереди-сбоку) лёд быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна. Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5°С. Также обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков при отрицательной температуре воздуха. Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Ho если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лёд с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
7. Постоянно следить и регулярно обкалывать лёд со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, сколку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, сколка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
10. Вести тщательное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.
Центр ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Калининградской области» обращается ко всем любителям водных прогулок и любителям-рыболовам, а также охотникам на водоплавающую дичь, связанным с эксплуатацией маломерных судов и надувных не подлежащих регистрации лодок, будьте особенно осторожны на воде в этот период. Соблюдайте правила безопасности плавания и пользования маломерными судами.
С наступлением осени условия плавания сильно усложняются: раньше наступает темное время суток, порывы ветра способствуют к возникновению волнения, понижение температуры приводит к образованию туманов над водной поверхностью и образованию льда.
Во время даже небольших заморозков возможно обледенение корпуса маломерных судов, что приводит к ухудшению их остойчивости и манёвренности. В таких случаях судоводителю приходится рассчитывать на собственный опыт и умение, а также на опыт из практики бывалых судоводителей и профессионалов.
Подготовка судна к плаванию в осенний период включает:
- тщательный осмотр подводной части корпуса судна и устранение дефектов, при этом особое внимание обращают на прочность и водонепроницаемость корпуса. При необходимости дополнительно подкрепляют части корпуса, которые могут подвергаться ударам при столкновении с льдинами;
- проверку двигателя и вспомогательных механизмов, всех судовых устройств, средств связи, навигационных и радионавигационных приборов;
- осмотр и приведение в исправность водоотливных средств, как основных, так и вспомогательных;
- серьёзное внимание обращают на исправность руля и гребного вала;
- все приёмные отверстия ниже ватерлинии должны быть защищены сетками от засасывания шуги и мелкого льда.
Чтобы избежать аварийных ситуаций при плавании на маломерных судах в осенний период, необходимо:
- время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток;
- при подготовке к плаванию ознакомиться по карте с предстоящим маршрутом движения, наличием возможных мест убежища и с прогнозом погоды, обратить внимание на силу и направление ветра и течения;
- во всех случаях следует двигаться с безопасной скоростью (Безопасная скорость - это выбранная скорость для данных условий и обстоятельств, при которой судоводитель может своевременно оценить обстановку и принять необходимые меры для предотвращения аварийной ситуации);
- утренний туман над поверхностью воды очень опасен, из редкого резко переходит в густой до полного отсутствия видимости. Необходимо прекратить движение и переждать, пока он рассеется;
- при выборе безопасной стоянки судна у берега, особенно на судоходных участках рек, не ставьте суда в поворотах, узкостях, вблизи судового хода;
- проверьте запасы топлива и комплектацию оснащения вашего судна, согласно записи в судовом билете, положите в лодку компас или GPS - он в тумане укажет путь.
Перед выходом в плавание нужно:
- убедиться в наличии необходимых документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета), - их лучше держать в непромокаемой упаковке;
- проверить исправность и наличие аварийно-спасательного оборудования и инвентаря, наличие и исправность спасательных жилетов. Надетый спасательный жилет - это не только спасательное средство в экстремальном случае, но и неплохая защита от холодного ветра во время управления судном;
- проверить аптечку (комплектность, срок годности) и средства первой необходимости следует держать в непромокаемой упаковке;
- укомплектовать судно комплектом запасного тёплого белья, пешнёй, топором;
- лично провести инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии;
- категорически запрещено перевозить детей без сопровождения взрослых, причём судоводитель не является сопровождающим;
Запрещается управлять маломерным судном:
- переоборудованным без соответствующего разрешения, с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району плавания;
- без удостоверения на право управления маломерным судном; а также в состоянии опьянения;
- передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
- нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней;
- превышать установленные скорости движения;
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих немаломерных судов, земснарядов, плавучих кранов и в промежутках между ними;
- останавливаться и становится на якорь в пределах судового хода, под мостами, а также у плавучих навигационных знаков, создавая своими действиями помехи судоходству;
- использовать судно в целях браконьерства и других противоправных действий.
Будьте осторожны на воде в осенний период! Соблюдайте правила безопасности и пользования маломерными судами! Вода ошибок не прощает.
Материал подготовил
Старший государственный инспектор по маломерным судам С.В. Чурбанов
Автор статьи
Читайте также: