Подготовка судебных экспертов в ссср
Обновлено: 19.04.2024
Глава 2. Организация судебно-медицинской экспертизы в СССР.
Судебно-медицинская экспертиза в Советском Союзе является государственной и входит в систему органов здравоохранения.
В 1939 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление "О мерах укрепления и развития судебно-медицинской экспертизы", которым были предусмотрены конкретные мероприятия по улучшению судебно-медицинской экспертизы, установлена ее структура, ведомственная подчиненность органам здравоохранения.
В 1951 году была осуществлена реорганизация службы судебно-медицинской экспертизы, на базе которой созданы бюро судебно-медицинской экспертизы, действующие и в настоящее время.
Бюро судебно-медицинской экспертизы призвано оказывать помощь органам дознания, прокуратуры и суда при разрешении вопросов, требующих специальных судебно-медицинских познаний. Вместе с тем советская судебная медицина помогает органам здравоохранения повышать качество лечебной помощи населению и проводить профилактические мероприятия. Судебно-медицинские эксперты обсуждают с лечащими врачами судебно-медицинские случаи на совместных врачебных конференциях; доводят до сведения органов здравоохранения об имеющихся недостатках лечебной помощи и диагностики; извещают о выявленных случаях острозаразных заболеваний; анализируют материалы скоропостижной смерти, транспортной травмы, промышленных и бытовых отравлений; научно разрабатывают конкретные проблемы патологии человека и специальные судебно-медицинские вопросы.
Бюро судебно-медицинской экспертизы имеют следующую структуру (рис. 1):
1) при министерствах здравоохранения союзных и автономных республик, краевых и областных отделах здравоохранения функционируют республиканские, краевые и областные бюро судебно-медицинской экспертизы;
2) при городских отделах здравоохранения Москвы и Ленинграда городские бюро судебно-медицинской экспертизы.
Во главе бюро судебно-медицинской экспертизы стоит начальник бюро, являющийся одновременно старшим городским (Москва, Ленинград), областным, краевым судебно-медицинским экспертом, республиканским судебно-медицинским экспертом министерства здравоохранения автономной республики или главным судебно-медицинским экспертом министерства здравоохранения союзной республики.
Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы: городского (Москва, Ленинград), областного, краевого отделов здравоохранения и министерства здравоохранения автономной республики назначается и смещается руководителем соответствующего органа здравоохранения по согласованию с главным судебно-медицинским экспертом министерства здравоохранения союзной республики.
Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики назначается и смещается министром здравоохранения союзной республики по согласованию с Министерством здравоохранения СССР.
При Министерстве здравоохранения СССР состоит Главный судебно-медицинский эксперт Союза, который назначается и смещается министром здравоохранения СССР.
В составе бюро судебно-медицинской экспертизы имеются три отдела: судебно-медицинского освидетельствования живых лиц (амбулатория); судебно-медицинского исследования трупов с судебно-гистологическим отделением (морг); судебно-медицинского исследования вещественных доказательств (судебно-медицинская лаборатория).
Рис. 1. Схема организации судебно-медицинской экспертизы в СССР.
Районные, межрайонные и городские судебно-медицинские эксперты, работающие как в сельской местности, так в поселках и городах, в том числе в республиканских, краевых и областных центрах, а также судебно-медицинские эксперты и судебные химики судебно-медицинской лаборатории входят в штаты бюро судебно-медицинской экспертизы.
Межрайонные судебно-медицинские эксперты обслуживают два-три района, но по усмотрению органов здравоохранения, в зависимости от местных условий, могут устанавливаться штаты районных судебно-медицинских экспертов из расчета одной должности на один сельский район. В городах республиканского, краевого и областного подчинения введена одна должность эксперта на ПО тыс. населения. Количество экспертов лаборатории зависит от объема работы, и в каждом отделении лаборатории установлены для экспертов нормы. С целью широкого внедрения в практику дополнительных методов исследования установлены должности эксперта-гистолога при морге и эксперта физико-технического отделения лаборатории.
Бюро судебно-медицинской экспертизы состоят в ведении органов здравоохранения и в лице своего начальника подчинены в административно-хозяйственном отношении: бюро судебно-медицинской экспертизы союзной республики министерству здравоохранения союзной республики; бюро судебно-медицинской экспертизы автономной республики министру здравоохранения АССР или заместителю министра; бюро областной, краевой судебно-медицинской экспертизы заведующему областным, краевым отделом здравоохранения; бюро городской (Москва, Ленинград) судебно-медицинской экспертизы заведующему городским отделом здравоохранения.
Помимо административно-хозяйственного подчинения существует еще организационно-методическое подчинение: старшие городские судебно-медицинские эксперты в Москве и Ленинграде, областные, краевые судебно-медицинские эксперты и республиканские судебно-медицинские эксперты министерств здравоохранения автономных республик подчинены главному судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения союзной республики; главные судебно-медицинские эксперты министерств здравоохранения союзных республик подчинены главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения СССР.
Районные, межрайонные, городские судебно-медицинские эксперты и эксперты судебно-медицинских лабораторий подчиняются как в административно-хозяйственном, так и организационно-методическом отношении: старшему городскому (Москва, Ленинград), областному, краевому судебно-медицинскому эксперту и республиканскому судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения автономной республики, а в республиках, не имеющих областного деления, главному судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения союзной республики, т. е. начальнику соответствующего бюро судебно-медицинской экспертизы.
Такая структура судебно-медицинской службы Советского Союза позволяет контролировать деятельность судебно-медицинских экспертов и оказывать им помощь, что способствует повышению качества экспертиз и общему улучшению состояния работы.
Судебно-медицинские эксперты вполне самостоятельны в своей деятельности и должны давать заключение только в соответствии с результатами произведенной экспертизы, за которую несут личную ответственность. Если руководитель судебно-медицинского эксперта, проверяя в порядке контроля заключение, найдет, что оно не логично, не вытекает из исследовательской части акта или противоречит ей, он обязан довести об этом до сведения соответствующих судебно-следственных органов, обратив их внимание на то, что выводы эксперта недостоверны.
Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР. Судебно-медицинская экспертиза в СССР осуществляется на основании Инструкции, изданной в 1952 году по согласованию с Прокуратурой СССР и бывшими Министерством юстиции СССР и Министерством государственной безопасности СССР.
Инструкция определяет цели и задачи, стоящие перед судебно-медицинскими экспертами. Она подчеркивает, что Судебно-медицинская экспертиза во всех случаях производится только по предложению следственных и судебных органов, на основе уголовного и гражданского, уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, постановлений и распоряжений правительства, а также положений, правил, приказов и инструкций, издаваемых Министерством здравоохранения СССР.
В Инструкции сказано, что органы прокуратуры принимают активное участие в деле организации и улучшения работы бюро судебно-медицинской экспертизы, оказывая содействие в обеспечении условий для правильного их функционирования. Органы следствия при вызове судебно-медицинского эксперта для производства судебно-медицинской экспертизы должны предоставлять ему транспортные средства в случае невозможности воспользоваться для проезда транспортом общего пользования (железная дорога, автобус и т. п.),
Инструкция категорически запрещает подменять заключение эксперта (акт судебно-медицинской экспертизы) какими-либо краткими справками, выписками или иными документами и употреблять бланки анкетного типа. Заключение эксперта должно быть передано лицу, назначившему экспертизу, не позднее трех дней после ее производства. Этот срок может быть удлинен экспертом при наличии уважительных причин, к которым, в частности, относится необходимость получения результатов дополнительных исследований (судебно-химического, судебно-гистологического и др.). В Инструкции рассматриваются вопросы, связанные с исполнением обязанностей судебно-медицинских экспертов.
Права, обязанности и ответственность судебно-медицинских экспертов и их взаимоотношения с следственными и судебными органами в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы определяются и регулируются соответствующим законодательством, а также приказами, правилами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР.
Судебно-медицинский эксперт, являясь должностным лицом, несет за служебные проступки дисциплинарную, административную и судебную ответственность.
Инструкция обязывает судебно-медицинских экспертов консультировать работников органов дознания, прокуратуры и суда по вопросам судебно-медицинской экспертизы.
Читайте еще:
В противоположность анаболическим механизмам, обеспечивающим психическое здоровье, Оллпорт приводит список катаболических, патогенных механизмов (опять же, если сказать точнее, — свойств). Это: 1) пассивная позиция по отношению к действительности; 2) вытеснения; 3) другие способы защиты.
16. Маша и Саша обвиняют один другого, потому что они уязвлены и разочарованы; они ожидали полного согласия.
Важнейшая составляющая валидности – определение области изучаемых свойств – имеет принципиальное теоретическое и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации ее данных. Содержащаяся в названии теста информация, как правило, недостаточна для суждения о сфере его.
*”Они осуждают брак и всецело приравнивают его к блуду и прочему разврату, и в свое общество не допускают они живущих в браке ни мужчин, ни женщин. Они не употребляют мяса и все гнушаются им” (”О ересях относительно Бога", І, 25) (лат.).
Мы готовимся к встрече с родственными душами так же, как и к встрече с "близнецами", и эта подготовка заключается в нашем собственном развитии. Саморазвитие — это всегда только начало, а не конец. Некоторые утверждают, что путь к спасению полностью ограничивается одним лишь развитием.
Для этой категории населения важно быть включенным в трудовой процесс, иметь возможности реализации, определенный круг общения, что влияет на формирование их самооценки.
В «Рабочей тетради» находится пустой бланк «Постановка рабочих целей». Задача — прописать свои рабочие цели. Время выполнения —10 мин. Потом участники по очереди зачитывают по одной цели из бланка. Если у них есть вопросы по таблице — отвечаем, но не поправляем их, если замечаем, что они.
С другой стороны, если в вашем доме чистота и порядок, никому не придет в голову разбрасывать мусор у вас на полу. То же самое относится и к вашей душе, и к вашему благополучию. Если вы не уважаете себя, что помешает другим людям относиться к вам так же?
Выполняем те же действия, что и в предыдущем случае, но после того как с голограмм смыта вся грязь, опускаем их в раствор, усиливающий яркость. После этого голограммы промываем и вставляем на место.
Так выглядит график метеомодели месяца (январь). По вертикали — часы суток, по горизонтали — числа, условные обозначения: 1 — восход и заход Солнца; 2 — граница сумерек; 3 — степень облачности; 4 — снег обложной; 5 — снег ливневый; 6 — метель; 7 — туман; 8 — мгла; 9 — иней; 10 — ледяные иглы.
Через несколько секунд он встал, прошел в ванную, закрылся в надежде прийти в себя. А спустя ещё пару минут вернулся в комнату и лёг с намерением заснуть, но эта попытка оказалась безуспешной. Его голова не успела коснуться подушки, как он снова был на ногах.
Посмотрите, как они, те и другие, играют с камешками. Девочки играют в классики, они придумывают игры, где только один камень чтобы бросать или подбирать. Мальчики играют, бросая камни как можно дальше, так далеко, что они их теряют. Я выбираю примеры из тысячи. Все, кто наблюдает за детьми.
Обращение правосудия к помощи науки. Судебно-экспертные учреждения в органах внутренних дел царской России. Экспертные учреждения в революционные годы. Развитие экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел. Подготовка экспертных кадров.
Рубрика | Государство и право |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.03.2013 |
Размер файла | 21,5 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Дисциплина: История криминалистики
Тема: Становление экспертных учреждений России
Студентки 5-го курса
заочной формы обучения
по специальности «Юриспруденция»
1. Экспертные учреждения Царской России
2. Экспертные учреждения в революционные годы
3. Экспертные учреждения в 1941 - 1992 гг.
Список использованной литературы
1. Экспертные учреждения Царской России
Обращение правосудия к помощи науки отмечается в истории судебной экспертизы достаточно давно. В трудах Гиппократа (жившего более 400 лет до н.э.) рассматривались вопросы исследования механических повреждений на теле, определения жизнеспособности младенцев при исследовании их трупов и др. В России врачебные освидетельствования проводились эпизодически в XVI и XVII вв. Аптекарский приказ, высшее государственное медицинское административное учреждение в России 16--17 вв., ведавшее всем медицинским и аптечным делом, преобразованное при Борисе Годунове в 1594--95 из учрежденной в 1581 Аптекарской палаты. В 1714 А. п. переименован в Канцелярию главнейшей аптеки, а в дальнейшем -- в Медицинскую канцелярию.
Годом официального становления судебной экспертизы считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего. Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы. М., 2001.
В 1811 г., в связи с образованием Министерства полиции, при нем был создан еще один Медицинский Совет. В Положении об этом Совете уже указывалось на «рассмотрение следствий о скоропостижно умерших и ревизию свидетельств сомнительных случаев по делам гражданским и уголовным, когда потребуется заключение Медицинского ведомства».
В 1822 г. оба Медицинских Совета были объединены в один при Медицинском департаменте Министерства внутренних дел, так как Министерство полиции в 1819 г. было упразднено.
В 1836 г. в новом Положении о Медицинском Совете к кругу вопросов, подлежащих его ведению, были отнесены химические исследования различных жидкостей и составов, которые могли фигурировать при судебных следствиях. В соответствии с этим Положением Медицинский Совет давал судебно-химические заключения по делам, которые находились в органах расследования. Судебно-химические исследования документов и иных вещественных доказательств стали особенно часто и квалифицированно проводиться после прихода в Медицинский Совет академиков Д.И. Менделеева, Н.Н. Зинина, Ю.Ф. Фрицше и других.
Первая лаборатория по проведению микроскопических и микрохимических исследований вещественных доказательств была организована также при Медицинском департаменте МВД в 1856 г. В июле 1870 г. Министерство юстиции в своем циркуляре № 224 предписало, чтобы все первичные химико-микроскопические исследования производились во врачебных отделениях, а все повторные и спорные - направлялись в лабораторию при Медицинском департаменте МВД.
В 1889 г. Е.Ф. Буринский организовал в здании Петербургского окружного суда первую в мире судебно-фотографическую лабораторию; она была небольшой, не имела даже отдельной комнаты и размещалась в коридоре помещения, занимаемого судебными следователями. Однако несмотря на неподобающие условия работы, сравнительную бедность оборудования, принадлежащего лично Е.Ф. Буринскому, его исследования отличались высоким качеством и удивляли большим количеством. В июне 1892 г. Министерство юстиции вошло в Государственный Совет с предложением об учреждении судебно-фотографической лаборатории при Прокуратуре Петербургской судебной палаты. Первая в России правительственная судебно-фотографическая лаборатория начала функционировать в Министерстве юстиции с 1 января 1893г. В 1898г. в Министерстве внутренних дел возникла идея создать при Ветеринарном управлении фотографическую лабораторию, аналогичную той, что имелась при Прокуратуре Петербургской судебной палаты, для выполнения микросъемок, цветоделительных и иных фотографий, а также производства различных исследований. Организация этой лаборатории была поручена Е.Ф. Буринскому, который и возглавил ее, когда она была открыта 1 января 1899 г. Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы. М., 2001.
Существенный вклад в разработку теории судебно-экспертного исследования документов внес А.А. Поповицкий, усовершенствовавший судебно-фотографические методы и средства и впервые предложивший классификацию элементов, составляющих особенности почерка. Начиная с 1906 года в России официально вводится дактилоскопическая регистрация., и уже в 1912 году В.И. Лебедевым проводится первая такая экспертиза.
В 1912г. была реорганизована, а фактически прекратила свое существование, активно работавшая с 1893 г. судебно-фотографическая лаборатория при Прокуратуре Петербургской судебной палаты. На ее базе 9 декабря 1912г. открылся первый в России Петербургский Кабинет научно-судебной экспертизы. В следующем году аналогичные Кабинеты научно-судебной экспертизы начали функционировать в городах Москве и Одессе, а несколько позже - в Киеве. Названные Кабинеты взяли на себя весь объем многочисленных по количеству и разнообразию научно-технических экспертиз, проводимых по уголовным и гражданским делам для правоохранительных и полицейских органов России. Белкин Р.С., Винберг А.И. История советской криминалистики. М., 1983.
2. Экспертные учреждения в революционные годы
Своим быстрым развитием и значительными успехами в борьбе с преступностью научно-техническая служба в огромной мере обязана замечательным людям, патриотам и самоотверженным труженикам, стоявшим у ее истоков, ее первым руководителям, которые отдали этому трудному делу свои знания, энергию и талант. Одним из выдающихся организаторов службы был Сергей Михайлович Потапов. 1 октября 1922 года Сергей Михайлович Потапов был назначен на должность начальника экспертного подотдела научно-технического отдела Управления уголовного розыска НКВД РСФСР.
В конце 1923 года в НКВД происходила крупная реорганизация с целью улучшить структуру наркомата, сократить и тем самым удешевить управленческий аппарат. Было создано Центральное административное управление (ЦАУ). Параллельно с развитием криминалистической службы в Центророзыске возникали научно-технические кабинеты и подотделы в крупных городах. Уже в 1923 г. они действовали помимо Москвы в Ленинграде, Харькове, Самаре.
В 1924 году организуется научно-технический подотдел при Центророзыске Казахской ССР, создается бюро научной техники в ОУР ЦАУ Северного Кавказа (г. Ростов-на-Дону), в 1926 году создаются первые кабинеты экспертизы в Новосибирске, Баку, Самарканде, Ереване и других городах.
Решалась и проблема подготовки экспертных кадров. В январе 1928 г. в Москве были открыты первые курсы экспертов, душой которых был С.М. Потапов. Он организовал их работу, читал лекции, вел занятия и привлекал для чтения лекций ведущих ученых.
10 июля 1934 года ЦИК СССР принял Постановление об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел. Научно-техническое отделение ОУР НКВД СССР стало союзным криминалистическим подразделением, осуществляющим практическое и методическое руководство научно-технической службой страны, которая к этому времени стала разветвленной и мощной.
3. Экспертные учреждения в 1941 - 1992 гг.
судебный экспертный криминалистический служба
За период войны число криминалистических экспертиз, поступивших в НТО--НТГ, увеличилось в 4 раза. Количественный рост экспертиз в последние годы войны шел в основном за счет городских и районных отделений милиции, повышения квалификации оперативного состава милиции, как результат популяризации криминалистических знаний со стороны экспертов научно-технических подразделений. Существенную роль в подготовке как экспертов-криминалистов, так и оперативных работников сыграла в военные годы Центральная школа милиции НКВД СССР. В 1944г. она была переименована в Высшую школу НКВД СССР. Подготовка научно-технических работников проводилась па экспертном отделении этой школы, где основные экспертные дисциплины преподавали сотрудники НТО оперотдела Главного управления милиции НКВД СССР. Там же.
В декабре 1945г. приказом НКВД СССР научно-техническое отделение оперативного отдела НКВД СССР было реорганизовано в научно-технический отдел Главного управления милиции НКВД СССР. В составе НТО был создан Научно-исследовательский институт криминалистики (НИИК), который стал первым научно-исследовательским учреждением органов внутренних дел. НИИК возглавил Б.М. Комаринец.
С 1950г. НИИК стал подчиняться непосредственно Главному управлению милиции, а в 1956г. на его базе был создан НИИ милиции МВД СССР, на который возлагалась научно-методическая работа, организация повышения квалификации экспертов, выполнение повторных и наиболее сложных экспертиз.
В 1969г. создается практический орган Центральная криминалистическая лабораторию (ЦКЛ) при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977г. ЦКЛ была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР. Штат ее составил 65 человек, возглавил ЦНИКЛ А.Ф. Волынский.
Наряду с научно-исследовательской экспертная работа продолжалась и во ВНИИ МВД СССР.
Развитие экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел требовали необходимость подготовки высококвалифицированных экспертных кадров. В 1961г. наряду с экспертным отделением Московской специальной средней школы милиции, выпускавшей специалистов в области криминалистической экспертизы, готовить экспертов-криминалистов с высшим юридическим образованием стали в Высшей школе МВД РСФСР. В 1973г. открылся факультет подготовки экспертов в Высшей следственной школе МВД СССР (г. Волгоград), но при этом были ликвидированы отделения по подготовке экспертов-криминалистов в МССШМ и ВШ МВД СССР.
В связи с тем, ВСШ МВД СССР обеспечивала ежегодный выпуск всего лишь около 100 экспертов, что было намного меньше потребности практических органов внутренних дел, в 1988г. снова открывается отделение по подготовке экспертов-криминалистов в МССШМ, а в 1992г. в Саратове создается экспертная Высшая школа. В настоящее время это Саратовский юридический институт МВД России. В связи с изменением требований государственного образовательного стандарта к специалистам в области судебной экспертизы в 1999г. экспертное отделение МССШМ было закрыто, и одновременно создан экспертный факультет, но уже на базе МЮИ МВД России (ныне - Московской академии).
Создание экспертных учреждений для органов юстиции пошло по другому пути. Поскольку потребности судебно-следственной практики в производстве криминалистических экспертиз в основном удовлетворяли научно-технические подразделения милиции, экспертные исследования по заданиям судов и арбитража стали выполняться в криминалистических лабораториях юридических вузов. Эти лаборатории создавались в учебных целях, но фактически стали экспертными учреждениями, выполнявшими задания органов следствия и суда.
На базе Московской лаборатории судебной экспертизы и ЦКЛ ВИЮН 1 октября 1962г. был создан Центральный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ЦНИИСЭ), директором которого был назначен А.Р. Шляхов, руководивший этим институтом до 1987г.
В 1970г. было воссоздано Министерство юстиции СССР и институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ). В 1994 г. институт был преобразован в Российский федеральный центр судебных экспертиз (РФЦСЭ), который представляет собой коллектив высококвалифицированных научных сотрудников и экспертов. В нем работают 11 докторов и 55 кандидатов наук и более 200 специалистов.
Список использованной литературы
1. Белкин Р.С., Винберг А.И. История советской криминалистики. - М.: Акад. МВД СССР, 1983.
2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х томах. - М.: Юристь, 1997.
3. Возгрин И.А. Введение в криминалистику. - СПб.: Пресс, 2003.
4. Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы. - М.: Право и Закон, 2001.
Академическая подготовка зародилась в СССР в середине прошлого столетия, и длительное время осуществлялась только в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел. С 1949 до 1973 г.
функционировало отделение экспертов-криминалистов Московской средней специальной школы милиции, выпускавшей экспертов-криминалистов со средним юридическим образованием (с 2- годичным сроком обучения). Подготовка экспертов на базе среднего образования не могла обеспечить соответствие подготавливаемых экспертов все возрастающим требованиям, поэтому в 1961 г. в Высшей школе МВД РСФСР, преобразованной позже в Академию МВД СССР, был создан факультет подготовки экспертов. Эта профессиональная подготовка была свернута в связи с созданием в 1973 г. в Высшей следственной школе МВД СССР (Волгоград) факультета по подготовке экспертов-криминалистов с высшим юридическим образованием: специальность «Правоведение», квалификация «эксперт- криминалист» .
Академическая подготовка судебных экспертов в нашей стране изначально в течение 45 лет была жестко связана с юридическим образованием, и это, с нашей точки зрения, было вызвано следующими причинами. Первые 50 лет в ее рамках велась подготовка только экспертов-криминалистов — для производства традиционных криминалистических экспертиз. А наука криминалистика, зародившись (и на Западе, и в России) как естественно-техническая наука прикладного характера, к указанному времени в нашей стране (в отличие от развитых стран Запада и Востока) стала трактоваться как наука юридическая. В соответствии с этим и эксперты-криминалисты по образованию становились юристами. Следует признать, что первоначальный этап академической подготовки судебных экспертов, связавший экспертную специальность с юридическим образованием, прямо противоречил опыту подготовки экспертов-криминалистов в развитых западных странах, при котором химия, физика, биология и математика занимают главное место в обучении: в зависимости от конкретной экспертной специальности и конкретного высшего учебного заведения удельный вес преподавания естественных наук составляет от 53 до 92% учебного времени.
Это изначально определило существенные ограничения в качестве подготовки экспертов. Представляется, что и западный, и отечественный подходы того времени являются крайностями, одинаково отдаленными от оптимального соотношения естественнонаучных и юридических знаний.
Показательно, что патриарх отечественной криминалистики — профессор Р. С. Белкин, один из самых последовательных сторонников юридической природы криминалистики, позднее пересмотрел свои взгляды и пришел к выводу, что криминалистику нельзя рассматривать как чисто юридическую науку. Ее трансформированное содержание — это сплав данных самых различных наук: общественных, естественных и технических, поэтому Р. С. Белкин констатировал синтетическую природу науки криминалистики [3] . Эта научная позиция стала общепринятой, тем самым вышеуказанное формальное препятствие для отделения экспертной подготовки от юриспруденции было преодолено.
Самостоятельная образовательная специальность для подготовки экспертов — «Судебная экспертиза» — образовалась, оторвав российскую академическую экспертную подготовку от юридического образования.
Инициатором создания самостоятельной экспертной специальности стал Учебно-методический центр Министерства внутренних дел под руководством Ю. С. Морозова. Указанная идея обсуждалась многократно и в различных инстанциях, но можно выделить два наиболее значимых обсуждения, состоявшихся в 1993 г. Первое проходило на расширенном заседании в Саратовской высшей школе МВД России с приглашением руководителей экспертной службы МВД России — действующих и бывших и многих известных ученых-криминалистов, таких как Р. С. Белкин, В. С. Митричев, Н. П. Яблоков, Т. В. Аверьянова, А. Г. Филиппов, А. Ф. Волынский, В. В. Борисов, В. В. Степанов, А. С. Подшибякин и др. Действующие руководители экспертной службы заняли выжидательную позицию, мнение же подавляющего большинства выступивших ученых было единым: отрывать подготовку экспертов-криминалистов от специальности «Юриспруденция» нельзя.
Только двое маститых криминалистов — профессор Р. С. Белкин и профессор B. С Митричев, которые регулярно оппонировали друг другу на научных криминалистических конференциях, а также сотрудники СВШ МВД России Б. А. Евстигнеев и В. Н. Хрусталев при обсуждении вопроса о необходимости отрыва отечественной академической подготовки судебных экспертов от специальности «Юриспруденция» безоговорочно поддержали идею введения самостоятельной учебной специальности «Судебная экспертиза» и предсказали ее успешное будущее. Именно профессора Р. С. Белкин и
В. С Митричев в дальнейшем сыграли ключевую роль в становлении новой специальности.
Второе обсуждение проходило на заседании Методического совета Экспертно-криминалистического центра МВД России. Членам Методического совета были представлены альтернативные проекты стандартов по новой специальности: первый, предусматривающий, как и ранее, предоставление выпускникам диплома о высшем юридическом образовании. Второй же, определял создание самостоятельной экспертной специальности. Впоследствии экспертизу данных проектов провел профессор В. С. Митричев, который в своем развернутом заключении представил и обосновал собственное видение организации подготовки экспертов-криминалистов в образовательных учреждениях в рамках самостоятельной образовательной неюридической специальности. На указанном заседании ученые-криминалисты В. А. Снетков и В. Ф. Статкус также отстаивали необходимость сохранения подготовки экспертов в рамках специальности «Юриспруденция». Только руководители ведущих экспертных подразделений Министерства внутренних дел и на данном заседании Методического совета, и на совещании руководителей экспертной службы страны, проходившем позднее на базе СВШ МВД России (когда была предпринята безуспешная попытка получить у руководителей отрицательный отзыв о новой неюридической учебной экспертной специальности), решительно поддержали самостоятельную экспертную специальность и отказ от высшего юридического образования будущих экспертов.
Поэтому можно уверенно утверждать, что новая экспертная специальность появилась именно в соответствии с потребностями экспертной практики и потребностями практики борьбы с преступностью в целом.
С целью повышения качества подготовки экспертов приказом Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. № 180 специальность 022400 «Судебная экспертиза» была введена. Приказом МВД России от 10 марта 1995 г. № 92 на базе СВШ МВД России по данной специальности был создан Межвузовский учебно-методический совет (позднее преобразованный в УМО), рабочая группа которого (под руководством Р. С. Белкина, в состав которой входили также Т. В. Аверьянова, В. Я. Семенов, Б. А. Евстигнеев, Е. А. Комкова и В. Н. Хрусталев) разработала проект ГОС ВПО, предусматривающий подготовку экс- пертов-криминалистов за четыре года, предоставление выпускникам диплома о высшем профессиональном экспертном образовании, диплома о среднем юридическом образовании и свидетельства на право производства семи традиционных криминалистических экспертиз.
Создатели образовательной специальности «Судебная экспертиза» исходили из того, что она предназначена для подготовки специалистов в области экспертиз конкретных родов и видов, поэтому полученное выпускниками образование должно быть настолько прикладным, чтобы сразу после окончания вуза обеспечить высокую степень их реальной готовности к производству указанных экспертиз, и одновременно настолько фундаментальным, чтобы гарантировать творческое отношение к работе, способность и потребность к самосовершенствованию на протяжении всей трудовой деятельности.
Позднее в соответствии с приказом Минобразования России от 14 сентября 1999 г. № 286 был разработан ГОС ВПО по специальности 350600 «Судебная экспертиза» второго поколения с экспертнокриминалистической специализацией, предусматривающий пятилетний срок обучения и, как и ранее, предоставление выпускникам второго диплома о среднем юридическом образовании. Позднее Минобразования России предоставление второго диплома было признано незаконным и прекращено.
Изменения в данный стандарт были внесены в феврале 2004 г. в соответствии с решением Президиума Совета УМО, при этом в рамках специальности «Судебная экспертиза» с квалификацией выпускника «Судебный эксперт» стали реализовываться уже четыре специализации: «Криминалистические экспертизы», «Экспертизы веществ, материалов и изделий», «Инженернотехнические экспертизы» и «Судебно-экономические экспертизы».
На Президиуме УМО, прошедшем 2 октября 2008 г. в СЮИ МВД России, проект ФГОС ВПО по специальности «Судебная экспертиза» третьего поколения был переработан и приказом Минобрнауки России от 17 января 2011 г. № 40 был утвержден и введен в действие.
В настоящее время реализуется ФГОС ВО по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза поколения 3+, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 октября 2016 г. № 1342. В этом образовательном стандарте, наряду с четырьмя ранее указанными специализациями, появилась пятая: «Речеведческие экспертизы».
Важно отметить, что на втором позитивном этапе существования в рамках специальности «Судебная экспертиза» и стандартов 1 и 2 поколений академическая система подготовки судебных экспертов сделала ощутимый шаг вперед: существенно выросло качество подготовки экспертов-криминалистов, появился первый опыт академической подготовки экспертов для производства экспертиз веществ, материалов и изделий, инженерно-технических и судебноэкономических экспертиз. Уместным будет вспомнить о том, что учебная специальность «Судебная экспертиза» на этом этапе была неразрывно связана с Саратовским юридическим институтом МВД России, который длительное время был ведущим вузом России и ближнего зарубежья в области подготовки судебных экспертов.
За 20 лет самостоятельности, независимости от юридического образования специальность «Судебная экспертиза» обеспечила весьма существенный прирост качества подготавливаемых экспертов. Однако в наши дни ее самостоятельность закончилась: она вернулась в лоно юридического образования, поскольку вошла в укрупненную группу специальностей «Юридические науки». Этот шаг оправдан по некоторым тактическим соображениям, а вот стратегически это однозначный проигрыш, ставящий под сомнение возможность не только повышения качества академической подготовки судебных экспертов, но и осуществления ее на приемлемом уровне. В ходе предстоящих преобразований не должно быть упущено главное: судебные эксперты смогут достойно выполнять свое предназначение только как носители специальных неюридических знаний.
Систему государственных экспертных учреждений после революции 1917 г. пришлось организовывать заново, так как созданные в 1912—1914 гг. кабинеты научно-судебной экспертизы перестали существовать.
Новая история российской системы судебных экспертных учреждений берет начало со скромного Кабинета судебной экспертизы, открытого 1 марта 1919 г. при Центророзыске Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске, ставшего основой научно-технической службы уголовного розыска. Эту дату принято считать днем зарождения экспертно-криминалистической службы российских органов внутренних дел. С этой даты начался шестой этап становления судебной экспертизы в России, связанный с возрождением экспертнокриминалистической службы России в постреволюционный период.
Главными задачами кабинета были определены:
* постановка научной экспертизы на местах;
* обучение агентов уголовного розыска научным методам расследования преступлений (дактилоскопии, фотографии, осмотру мест происшествий и пр.);
* контроль за работой сотрудников уголовного розыска по материалам, присылаемым в Центророзыск;
* оказание помощи практическим работникам губернских угрозысков на местах;
* производство различных криминалистических экспертиз.
Первым руководителем и экспертом кабинета судебной экспертизы был П. С. Семеновский, разработавший классификацию папиллярных узоров пальцев рук, и издавший в 1923 г. первое в стране пособие «Дактилоскопия как метод регистрации». Один из пионеров отечественной криминалистики, он стал по существу основоположником таких важных разделов криминалистики, как дактилоскопия и уголовная регистрация.
В 1923 г. образован Научно-технический кабинет в Самаре. В 1924 г. организуется научно-технический подотдел при Центророзыске Казахской ССР, создается бюро научной техники в ОУР ЦАУ Северного Кавказа (г.
Ростов-на-Дону), в 1926 г. создаются первые кабинеты экспертизы в Новосибирске, Баку, Самарканде, Ереване и других городах.
С. М. Потапов в январе 1926 г. разрабатывает «Краткую заметку по вопросу об организации научно-технических кабинетов при уголовно-розыскных учреждениях», а спустя полгода — подробную «Инструкцию по организации научно-технических кабинетов при губернских и областных учреждениях уголовного розыска». Инструкция состояла из следующих разделов: общие указания, задачи кабинета, личный состав, помещение и оборудование, порядок учета работы, связь с научно-техническим подотделом ОУР ЦАУ НКВД. Полный текст «Инструкции» в дальнейшем был опубликован в «Бюллетене ЦАУ» и уже стал директивой для кабинетов экспертизы, а также для губернских аппаратов уголовного розыска.
В связи с быстрым ростом сети кабинетов экспертизы возникли две проблемы, требовавшие неотложного решения: острая нехватка специальной аппаратуры и оборудования, и нехватка экспертных кадров.
В январе 1928 г. в Москве открылись первые курсы экспертов на сорок слушателей. Руководитель научно-технического отдела С. М. Потапов организовал их работу, сам читал лекции по основам уголовной техники и научно-судебной экспертизы, а также по судебной фотографии, и привлек для чтения лекций ведущих ученых: А. В. Степанова (судебная химия), С. В. Познышева (криминальная психология), Н. П. Брюхановского (судебная психиатрия), П. В. Верховского (организация, методология и делопроизводство кабинетов экспертизы и уголовного розыска), С. П. Семеновского (судебная медицина и дактилоскопия), И. Н. Якимова (уголовная тактика).
Вторые курсы экспертов при НТО начали свою работу в феврале 1929 года. Программа курсов и преподавательский состав остаются прежними. Третий выпуск состоялся в 1930 г.
Курсанты разъехались в областные подразделения уголовного розыска в качестве руководителей научно-технических кабинетов и подотделов. Таким образом, три выпуска курсов экспертов подготовили для милиции основной костяк экспертных кадров, дали мощный толчок к дальнейшему развитию научно-технической службы в органах внутренних дел.
1930 год был особенно насыщенным организационными изменениями по линии научно-технической службы, да и в рамках всего Наркомата внутренних дел.
11 июня 1930 г. коллегия НКВД РСФСР заслушала доклад о работе отдела уголовного розыска. На коллегии было принято решение переименовать Отдел Центророзыска в Управление уголовного розыска НКВД. Спустя два месяца, в августе 1930 г., научнотехнический подотдел был снова преобразован в отдел. Областные же и краевые научно-технические кабинеты с этого времени стали называться научно-техническими отделениями.
В связи с ликвидацией НКВД союзных республик реорганизация коснулась и научно-технических подразделений. В 1932 г. был образован общесоюзный НТО сначала в составе оперативного отдела Главной инспекции милиции ОШУ, затем в качестве отделения отдела уголовного розыска Главного управления милиции НКВД СССР.
10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял Постановление об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел. Научнотехническое отделение ОУР НКВД СССР стало союзным криминалистическим подразделением, осуществляющим практическое и методическое руководство научно-технической службой страны, которая к этому времени стала разветвленной и мощной. Большая заслуга в этом принадлежит Сергею Михайловичу Потапову.
К 1940 г. научно-технические отделения, группы, кабинеты в органах внутренних дел образовали широкую сеть криминалистических подразделений в стране. Успешно функционировало 30 НТО-НТГ, в каждом из которых работало от двух до пяти экспертов.
Создание экспертных учреждений для органов юстиции пошло по другому пути. Поскольку потребности судебно-следственной практики в производстве криминалистических экспертиз в основном удовлетворяли научно-технические подразделения милиции, экспертные исследования по заданиям судов и арбитража стали выполняться в криминалистических лабораториях юридических вузов: Саратовского юридического института (1930), Московского правового института (1935) и Ленинградского юридического института (1936). Эти лаборатории создавались в учебных целях, но фактически стали экспертными учреждениями, выполнявшими задания органов следствия и суда, поскольку руководили ими опытные криминалисты: Е. У. Зицер, А. И. Винберг, Н. В. Терзиев, Б. И. Шевченко, позднее Д. Я. Мирский и др. В 1935 г. в составе Института уголовной политики при Прокуратуре и Верховном Суде СССР и НКЮ РСФСР по инициативе
С. М. Потапова была организована лаборатория научно-судебной экспертизы. В обязанности лаборатории помимо научноисследовательской работы входило производство проверочных экспертиз по требованиям Прокуратуры СССР и НКЮ РСФСР. В конце 1936 г. эта лаборатория была передана в ведение Прокуратуры СССР и в январе 1937 г. переименована в лабораторию по научноисследовательской работе, утратив свои экспертные функции.
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минюста СССР
от 26 октября 1981 года N 20
Инструкция
о производстве судебных автотехнических экспертиз
в экспертных учреждениях
системы Министерства юстиции СССР
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минюста России от 19 февраля 2002 года N 52
____________________________________________________________________
1. Производство судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством союзных республик, Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и настоящей Инструкцией.
2. Судебная автотехническая экспертиза в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР производится по заданиям органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов в связи с расследованием и рассмотрением уголовных и гражданских дел.
3. Основанием для производства судебной автотехнической экспертизы служит постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда (постановление, определение судьи) о назначении экспертизы.
4. Судебная автотехническая экспертиза производится сотрудниками экспертных учреждений, обладающими специальными познаниями в области судебной автотехники, прошедшими подготовку по судебной автотехнической экспертизе и получившими квалификацию судебного эксперта-автотехника.
Квалификация эксперта-автотехника присваивается сотрудникам экспертных учреждений системы Министерства юстиции СССР экспертно-квалификационными комиссиями Всесоюзного НИИ судебных экспертиз и экспертных учреждений министерств юстиции союзных республик.
Судебная автотехническая экспертиза в учреждениях системы Минюста СССР может производиться также специалистами, не являющимися штатными сотрудниками этих учреждений. На экспертную деятельность внештатных сотрудников полностью распространяется настоящая Инструкция.
5. За нарушения порядка производства экспертизы и недобросовестное отношение к обязанностям эксперта виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.
6. Судебные автотехнические экспертизы производятся как в помещениях экспертных учреждений, так и вне их (на месте дорожно-транспортного происшествия, в местах нахождения транспорта, зале судебного заседания и т.п.).
7. Объектами исследования эксперта-автотехника являются:
- автомототранспорт, городской электротранспорт, трактора и иные самоходные механизмы, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, их агрегаты, детали и следы на них;
- место дорожно-транспортного происшествия (дорога, поле, двор и иные места, где осуществляется движение транспортных средств);
- материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.
8. Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке на месте происшествия и действиях участников происшествия, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые эксперт-автотехник может исследовать в соответствии со своими специальными познаниями.
9. В компетенцию эксперта-автотехника входит:
а) исследование технического состояния транспортных средств в целях установления:
- причин и времени возникновения технических неисправностей;
- возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно-транспортного происшествия;
- причинной связи между обнаруженной технической неисправностью транспортного средства и событием происшествия;
- технической возможности предотвращения происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия;
- обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия;
б) исследование обстоятельств, характеризующих механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы, в целях определения:
- направления действия сил между двумя столкнувшимися транспортными средствами;
- скорости движения транспортных средств;
- тормозного и остановочного пути транспортных средств;
- направления движения транспортных средств;
- взаимного положения транспортных средств в различные моменты дорожно-транспортного происшествия;
- времени преодоления транспортным средством определенных участков пути;
- момента возникновения опасности для движения, требующей принятия экстренных мер по предотвращению дорожно-транспортного происшествия (наезда на препятствие, столкновения транспортных средств, опрокидывания и т.п.), если при этом необходимы специальные познания для проведения соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
в) исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия в целях установления:
- как водитель должен был действовать в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности движения;
- какие именно действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить дорожно-транспортное происшествие и какими именно требованиями Правил дорожного движения они предусмотрены;
- технической возможности у водителя в момент, указанный органом, назначившим экспертизу, совершить действия, предписанные теми или иными пунктами Правил дорожного движения, во избежание происшествия;
- технической возможности у водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем снижения скорости движения транспортного средства в определенный органом, назначившим экспертизу, момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения;
- причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортным средством и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
г) исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия для определения:
- значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.);
- условий видимости и обзорности с места водителя в условиях, имевших место в момент дорожно-транспортного происшествия по данным о дорожной обстановке и результатам осмотра места происшествия;
- обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению;
д) определение технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным органом, назначившим экспертизу, но и полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении.
В компетенцию эксперта-автотехника входит также решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией механических транспортных средств автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов), для решения которых необходимы специальные познания в области судебной автотехники*.
* "В компетенцию судебной дорожно-транспортной экспертизы входит решение только специальных технических вопросов. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда. Оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, должны подлежать все доказательства, в том числе и заключение дорожно-транспортной экспертизы". См. п.5 постановления Пленума Верх. суда России от 22 октября 1969 года N 50 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном" (см. Список использованной литературы, N 2, С.185).
Обязанности и права эксперта-автотехника
10. Эксперт-автотехник обязан:
- в соответствии со ст.82 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик давать заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями. Он несет личную ответственность за данное им заключение;
- использовать при производстве экспертиз научно-технические средства, способствующие более полному и всестороннему исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и технического состояния транспортных средств;
- сообщать в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний,носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно;
- проводить исследование представленных на экспертизу материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя быть часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов:
- являться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда на допрос для разъяснения данного им заключения;
- заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в соответствующих статьях УПК и ГПК союзных республик;
- не разглашать данных предварительного расследования без разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание;
- производить экспертизу в присутствии следователя, прокурора, судьи (состава суда), если это будет ими признано необходимым. В случаях, когда следователем, прокурором, судом разрешено обвиняемому (подсудимому) присутствовать при производстве экспертизы, проводить экспертные исследования в его присутствии, предоставляя ему возможность давать необходимые объяснения;
- обеспечивать сохранность полученных для исследования материалов;
- устанавливать как по заданию органа, назначившего экспертизу, так и по собственной инициативе обстоятельства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия, нарушению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, если для этого требуются специальные познания и имеются необходимые данные.
11. Эксперт-автотехник имеет право:
- знакомиться с материалами уголовного и гражданского дела, относящимися к предмету судебной автотехнической экспертизы;
- заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов (исходных данных), необходимых для дачи заключения, а также о создании необходимых условий при осмотре места происшествия, проведении эксперимента, участии в следственных действиях;
- присутствовать с разрешения следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве следственных и судебных действий, задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету автотехнической экспертизы, обращать внимание лица или органа, назначившего экспертизу, на все то, что, по его мнению, может способствовать проведению экспертизы;
- осматривать в необходимых случаях место дорожно-транспортного происшествия и транспортное средство в целях дачи заключения либо уточнения представленных для исследования исходных данных;
- излагать собственноручно в протоколе допроса свои ответы на поставленные следователем вопросы для разъяснения и дополнения данного заключения;
- участвовать в судебном заседании и исследовании судом обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, задавать вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, другим экспертам об обстоятельствах, имеющих, по его мнению, значение для дачи заключения;
- указывать в заключении на установленные экспертом в ходе исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых перед ним не были поставлены вопросы (если исследование таких обстоятельств относится к области судебной автотехники и не может быть установлено и правильно оценено без специальных автотехнических познаний);
- оглашать самому свое заключение в судебном заседании;
- давать заключение и показания на родном языке, пользоваться услугами переводчика, назначаемого следователем или судом.
12. Эксперт-автотехник не вправе:
- приступать к производству экспертизы без указания руководителя экспертного учреждения (структурного подразделения);
- исследовать материалы дела, не относящиеся к предмету судебной автотехнической экспертизы, а также обстоятельства, установление и оценка которых не требуют познаний в судебной автотехнике;
- самостоятельно собирать и использовать данные, отсутствующие в материалах дела;
- решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий участников дорожно-транспортного происшествия (о наличии или отсутствии вины участников дорожно-транспортного происшествия, об оценке обоснованности исковых требований, о моменте, когда водитель мог предвидеть возникновение опасности для движения и т.п.);
- привлекать посторонних лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы;
- принимать участие в производстве по делу в случаях, предусмотренных ст.ст.59, 67 УПК и ст.ст.17, 18, 20 ГПК РСФСР и соответствующими статьями УПК и ГПК других союзных республик;
- хранить материалы уголовного и гражданского дела, по которому производится экспертиза, вне служебного помещения.
Порядок производства судебной автотехнической экспертизы.
13. . Процессуальные права, обязанности и ответственность экспертов при производстве судебных экспертиз, а также порядок предупреждения эксперта об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения определяются законодательством союзных республик.
14. В соответствии с требованиями процессуального законодательства представленные на экспертизу материалы дела должны состоять из постановления (определения) о назначении экспертизы, предметов и документов, являющихся объектами экспертного исследования и содержащих фактические обстоятельства, необходимые эксперту-автотехнику для дачи заключения.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть указаны:
а) дата и место составления постановления (определения); наименование органа, назначившего экспертизу, должность и фамилия лица, вынесшего постановление (определение);
Автор статьи
Читайте также:
- Судоходная компания богатырь список судов
- Как получить справку об отсутствии задолженности у судебных приставов для предоставления в банк
- Порядок назначения судебной экспертизы в административном процессе
- Имеют ли право судебные приставы снимать деньги с декретных выплат по беременности и родам
- Солидарная ответственность супругов по кредиту судебная практика