Подготовка персонала пассажирских судов

Обновлено: 18.04.2024

В соответствии со статьей 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356) и подпунктом 5.2.53.14 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

к приказу Минтранса России

от 25 сентября 2020 г. N 396

ВНОСИМЫЕ В ПОЛОЖЕНИЕ О ДИПЛОМИРОВАНИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ

ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ

МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 12 МАРТА 2018 Г. N 87

1. Подпункт "г" пункта 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"При совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа дипломов, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящего Положения".

2. В пункте 4 перед словом "боцман" вставить слово "шкипер;".

3. В пунктах 23, 56, 84 и 96 слова "медицинское заключение, подтверждающее годность для работы на судах по состоянию здоровья" заменить словами "медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне.".

4. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Квалификационные испытания проводятся при:

первичном получении квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения);

получении диплома в случае повышения в должности;

получении диплома при истечении срока действия диплома, и отсутствии необходимого стажа плавания;

первичном получении диплома лицами, имеющими военно-морское образование;

получении диплома судоводителя маломерного судна;

получении диплома судоводителя прогулочного судна.".

5. Пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Протокол квалификационных испытаний вносится в информационную систему, ему присваивается уникальный идентификационный номер, после чего протокол подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании. Протокол квалификационных испытаний служит основанием для выдачи квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения) при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Положением.".

6. Пункт 24 изложить в следующей редакции:

"24. Для получения квалификационного свидетельства дополнительно к документам (копиям), указанным в пункте 23 настоящего Положения, необходимо представить справку, подтверждающую стаж плавания не менее одного месяца, выданную в соответствии с настоящим Положением, или справку, подтверждающую выполнение учебной программы, включающей практическую подготовку на судне не менее одного месяца, а также пройти в образовательной организации, указанной в пункте 22 настоящего Положения, подготовку по одной из программ: подготовка шкипера, подготовка боцмана, подготовка рулевого, подготовка матроса, подготовка моториста, подготовка лебедчика, подготовка радиооператора, подготовка электрика судового, подготовка повара судового, подготовка проводника на водном транспорте, подготовка моториста-рулевого, подготовка моториста-матроса, подготовка лебедчика-моториста, согласованных Росморречфлотом.".

7. В пункте 43 слова "полученные на основании записей в трудовой книжке" дополнить словами ", а также сведениями о трудовой деятельности в электронной форме".

8. Пункт 47 изложить в следующей редакции:

"47. Выдача квалификационного документа осуществляется через информационную систему на основании протокола квалификационных испытаний с формулировкой "соответствует должности" (в случае, предусмотренном пунктом 22 настоящего Положения, протокол квалификационных испытаний не требуется), путем присвоения каждому выдаваемому квалификационному документу уникального идентификационного номера, при условии, что информация об образовании и подготовках, необходимых для получения квалификационного документа, имеется в информационной системе. Рекомендуемые образцы квалификационных документов приведены в приложении к настоящему Положению.".

9. Пункт 50 изложить в следующей редакции:

"50. В дипломы вносятся следующие ограничения:

"недействительно для работы судоводителем на судах с радиолокационными станциями" - при отсутствии у судоводителей тренажерной подготовки в тренажерном центре по использованию радиолокационной станции;

"недействительно для работы судоводителем на судах с электронными картами" - при отсутствии у судоводителей тренажерной подготовки в тренажерном центре по использованию электронных карт";

"недействительно для работы членом экипажа земснаряда производительностью более 700 м3/ч" - при отсутствии высшего или среднего профессионального образования, а также при отсутствии стажа плавания на земснарядах производительностью более 700 м3/ч не менее двух месяцев за последние пять лет";

"недействительно для работы на пассажирских судах" - при отсутствии подготовки в образовательной организации для работы на пассажирских судах;

"недействительно для работы на наливных судах, осуществляющих перевозки опасных грузов" - при отсутствии подготовки в образовательной организации для работы на наливных судах;

"недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" - при отсутствии высшего или среднего профессионального образования, а также при отсутствии стажа плавания не менее двух месяцев за последние пять лет на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт.".

10. В пункте 59 слова "недействительно для работы на судах мощностью до 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью менее 700 м3/ч" заменить словами "недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью более 700 м3/ч".

11. Пункт 60 изложить в следующей редакции:

"60. При отсутствии высшего или среднего профессионального образования по смежной специальности лица, имеющие дополнительное профессиональное образование, полученное по результатам обучения по программе профессиональной переподготовки, согласованной Росморречфлотом, по окончании учебы получают дипломы помощника капитана, помощника командира земснаряда, помощника механика, помощника капитана - помощника механика, помощника командира земснаряда - помощника механика, помощника электромеханика с ограничениями: "недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью более 700 м3/ч;".

12. Абзац первый пункта 79 изложить в следующей редакции:

"79. Для занятия должностей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, на пассажирских судах с мощностью главных двигателей более 550 кВт необходимо пройти подготовку в образовательной организации по управлению неорганизованной массой людей по программе, согласованной Росморречфлотом.".

13. Абзац первый пункта 80 изложить в следующей редакции:

"80. Для занятия должностей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, на наливных судах с главными двигателями мощностью более 550 кВт, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая суда с главными двигателями мощностью более 550 кВт, буксирующих либо толкающих другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, необходимо пройти подготовку в образовательной организации для работы на наливных судах, осуществляющих перевозки опасных грузов;".

14. Пункт 81 изложить в следующей редакции:

"81. Лицам командного состава, работающим на судах мощностью главных двигателей менее 330 кВт или на земснарядах производительностью менее 700 м3/ч, для получения дипломов без ограничений помощника капитана на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или помощника командира земснаряда на земснарядах производительностью более 700 м3/ч необходимо представить документ о наличии высшего или среднего профессионального образования и справку о стажировке не менее месяца на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или на земснарядах производительностью более 700 м3/ч.".

15. Дополнить пункт 88 Положения абзацем в следующей редакции:

"При обмене документа на право управления маломерным судном, выданного Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, на диплом судоводителя маломерного судна, при условии эксплуатации беспалубных маломерных судов грузоподъемностью до 500 кг, используемых в целях промышленного рыболовства, теоретическая и практическая подготовка по управлению маломерным судном по программе, согласованной Росморречфлотом, не требуется, а квалификационные испытания не проводятся. В диплом судоводителя маломерного судна вносится ограничение: "Только беспалубные маломерные суда грузоподъемностью до 500 кг, используемые в целях промышленного рыболовства.".

1 Подготовка по управлению неорганизованными массами людей, требуемая пунктом 4 правила V/2 для лиц, назначенных согласно расписаниям по тревогам для оказания помощи пассажирам в аварийных ситуациях, должна включать, но не обязательно ограничиваясь этим, следующее:

.1 знание спасательных средств и аварийных планов, включая:

.1.1 знание расписания по тревогам и инструкций на случай аварии,

.1.2 знание аварийных выходов, и

.1.3 ограничения в отношении пользования лифтами;

.2 умение оказывать помощь пассажирам на пути к местам сбора и посадки в спасательные средства, включая:

.2.1 умение отдавать четкие, ободряющие распоряжения,

.2.2 управление пассажирами в коридорах, выгородках трапов и проходах,

.2.3 поддержание путей эвакуации свободными от препятствий,

.2.4 имеющиеся способы эвакуации инвалидов и людей, нуждающихся в специальной помощи, и

.2.5 обход жилых помещений;

.3 процедуры сбора, включая:

.3.1 важность поддержания порядка,

.3.2 умение использовать процедуры, позволяющие уменьшить панику и избежать ее,

.3.3 умение использовать, где это применимо, списки пассажиров для подсчета их числа при эвакуации, и

.3.4 умение обеспечить, чтобы пассажиры были подходящим образом одеты и правильно надели свои спасательные жилеты.

Подготовка по вопросам безопасности для персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях

2 Дополнительная подготовка по вопросам безопасности, требуемая пунктом 5 правила V/2, должна по меньшей мере обеспечить приобретение следующих навыков:

.1 Умение поддерживать общение с пассажирами при аварии с учетом:

.1.1 языка или языков, используемых основной массой пассажиров, перевозимых в конкретном рейсе;

.1.2 вероятности того, что умение использовать элементарный словарный запас английского языка для основных инструкций может обеспечить общение с пассажиром, нуждающимся в помощи, независимо от того, говорят ли пассажир и член экипажа на одном и том же языке;

.1.3 возможной необходимости общаться, при аварии, с помощью других средств (таких, как показ, жесты или привлечение внимания к месту, где находятся инструкции, местам сбора, спасательным устройствам или путям эвакуации) в тех случаях, когда устное общение практически невозможно;

.1.4 степени, в которой полные инструкции по безопасности были предоставлены пассажирам на их родном языке или языках; и

.1.5 языков, на которых могут передаваться аварийные объявления во время аварии или учения с целью дать пассажирам важные указания и облегчить действия членов экипажа по оказанию помощи пассажирам.

.2 Умение продемонстрировать пассажирам, как пользоваться индивидуальными спасательными средствами.

Процедуры посадки и высадки

.3 Посадка и высадка пассажиров с уделением особого внимания инвалидам и лицам, нуждающимся в помощи.

Подготовка в отношении управления и поведения человека в критических ситуациях

3 Капитаны, старшие помощники капитана, старшие механики, вторые механики и лица, ответственные за безопасность пассажиров в аварийных ситуациях, должны:

.1 успешно пройти одобренную подготовку в отношении управления и поведения человека в критических ситуациях, требуемую пунктом 6 правила V/2, в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью, как изложено в таблице A-V/2; и

.2 представить доказательство того, что они достигли требуемого стандарта компетентности, в соответствии с методами и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-V/2.

Подготовка по вопросам безопасности пассажиров и груза, а также водонепроницаемости корпуса

4 Подготовка по вопросам безопасности пассажиров и груза, а также водонепроницаемости корпуса, требуемая пунктом 7 правила V/2 для капитанов, старших помощников капитана, старших механиков, вторых механиков и лиц, на которых возложена непосредственная ответственность за посадку и высадку пассажиров, погрузку, выгрузку или крепление груза либо закрытие отверстий в корпусе, должна обеспечить приобретение по меньшей мере следующих навыков, соответствующих их обязанностям и ответственности:

Процедуры погрузки и посадки

.1 Умение правильно применять процедуры, установленные для судна, в отношении:

.1.1 погрузки и выгрузки автотранспортных средств, железнодорожных вагонов и других грузовых транспортных единиц, включая связанное с этим общение;

.1.2 опускания и поднятия рамп;

.1.3 установки и крепления убирающихся автомобильных палуб; и

.1.4 посадки и высадки пассажиров с уделением особого внимания инвалидам и лицам, нуждающимся в помощи.

Перевозка опасных грузов

.2 Умение применять специальные меры предосторожности, процедуры и требования относительно перевозки опасных грузов на пассажирских судах ро-ро.

.3.1 правильно применять положения Кодекса безопасной практики размещения и крепления груза в отношении автотранспортных средств, железнодорожных вагонов и других грузовых транспортных единиц, перевозимых на судне; и

.3.2 правильно использовать оборудование для крепления груза и имеющиеся материалы с учетом их ограничений.

Расчеты остойчивости, посадки и напряжений в корпусе

.4.1 правильно пользоваться имеющейся информацией об остойчивости и напряжениях в корпусе;

.4.2 рассчитывать остойчивость и посадку для различных условий загрузки, используя устройства для расчета остойчивости или имеющиеся компьютерные программы;

.4.3 рассчитывать нагрузку на палубы; и

.4.4 рассчитывать влияние перекачек водяного балласта и топлива на остойчивость, посадку и напряжения в корпусе.

Открытие, закрытие и крепление устройств закрытия отверстий в корпусе

.5.1 правильно применять процедуры, установленные для судна, в отношении открытия, закрытия и крепления носовых, кормовых и бортовых дверей и рамп и правильно эксплуатировать связанные с ними системы; и

.5.2 проводить проверку надлежащего обеспечения водонепроницаемости закрытий.

Атмосфера на палубе с горизонтальным способом погрузки и выгрузки:

.6.1 использовать оборудование, если оно имеется на судне, для наблюдения за состоянием атмосферы в помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки; и

.6.2 правильно применять установленные для судна процедуры по вентиляции помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки во время погрузки и выгрузки автотранспортных средств, в течение рейса и при авариях.

Спецификация минимального стандарта компетентности в области управления и поведения человека в критических ситуациях

Знание, понимание и профессиональные навыки

Методы демонстрации компетентности

Критерии для оценки компетентности

Организация действий на судне при авариях

.1 общего устройства и расположения помещений судна

.2 правил безопасности

.3 планов и порядка действий в аварийных ситуациях

Важность принципов разработки специальных действий на судне при авариях, включая:

.1 необходимость заблаговременного планирования действий на судне при авариях и проведения учений

.2 необходимость для всего персонала знать запланированные действия при авариях и как можно строже выполнять их в случае аварии

Оценка результатов одобренной подготовки, занятий согласно подготовленным одному или нескольким планам действий в аварийных ситуациях и практической демонстрации

Действия на судне при авариях обеспечивают состояние готовности реагировать на аварийные ситуации

Оптимальное использование ресурсов

Умение оптимально использовать ресурсы, учитывая:

.1 возможность того, что имеющиеся в аварийной ситуации ресурсы могут быть ограничены

.2 необходимость полностью задействовать имеющиеся под рукой персонал и оборудование и, при необходимости, импровизировать

Умение организовывать учения в условиях, приближенных к реальным, для поддержания состояния готовности, учитывая уроки предыдущих аварий с пассажирскими судами; разбор проведенных учений

Оценка результатов одобренной подготовки, практической демонстрации, а также подготовки и учений на судне по действиям при авариях

В планах действий в чрезвычайных ситуациях оптимально используются имеющиеся ресурсы

Распределение задач и ответственности отражает известную компетентность отдельных лиц

Роли и ответственность аварийных партий и отдельных лиц четко определены

Руководство действиями при аварии

Умение дать первоначальную оценку аварийной ситуации и обеспечить принятие эффективных мер в соответствии с установленными действиями при авариях

Умение осуществлять руководство

Умение руководить и давать указания другим лицам в аварийных ситуациях, включая необходимость:

.1 подавать пример в аварийных ситуациях

.2 сосредоточиваться на принятии решений, учитывая необходимость быстро действовать в аварийной ситуации

.3 побуждать к действию, ободрять и успокаивать пассажиров и другой персонал

Умение справляться со стрессом

Умение определять развитие симптомов собственного излишнего стресса и таких же симптомов у других членов судовой аварийной партии

Понимание того, что стресс, вызванный аварийными ситуациями, может оказывать отрицательное влияние на деятельность отдельных лиц и на их способность действовать по инструкциям и соблюдать процедуры

Оценка результатов одобренной подготовки, практической демонстрации, а также подготовки и учений на судне по действиям при авариях

Процедуры и действия соответствуют установленным принципам и планам по управлению в критических ситуациях на судне

Цели и стратегия соответствуют характеру аварии, учитывают чрезвычайность ситуации и обеспечивают оптимальное использование имеющихся ресурсов

Действия членов экипажа способствуют поддержанию порядка и обеспечению управления

Управление пассажирами и другим персоналом в аварийных ситуациях

Поведение и реакции человека

Умение управлять пассажирами и другим персоналом в аварийных ситуациях, включая:

.1 знание общих типов реакций пассажиров и другого персонала в аварийных ситуациях, и в частности того, что:

.1.1 обычно проходит некоторое время, прежде чем люди начинают воспринимать ситуацию как аварийную

.1.2 некоторые люди могут паниковать и вести себя неразумно, их способность понимать может быть снижена, и они могут реагировать на указания не так, как в неаварийной ситуации

.2 знание того, что пассажиры и другой персонал могут, среди прочего:

.2.1 начать искать родственников, друзей и/или свои вещи - как первая реакция в случае, когда что-то происходит не так

.2.2 искать убежища в своих каютах или других помещениях на судне, где, по их мнению, они могут избежать опасности

.2.3 стремиться переместиться к борту, противоположному крену, когда судно кренится

.3 осознание возможности возникновения паники вследствие разъединения семей

Оценка результатов одобренной подготовки, практической демонстрации, а также подготовки и учений на судне по действиям при авариях

Действия членов экипажа способствуют поддержанию порядка и обеспечению управления

Установление и поддержание эффективного общения

Умение устанавливать и поддерживать эффективное общение, включая:

.1 важность четких и кратких инструкций и докладов

.2 необходимость поощрять обмен информацией с пассажирами и другим персоналом и получение информации от них

Умение снабдить нужной информацией пассажиров и другой персонал в аварийной ситуации, держать их в курсе общей ситуации и сообщать им о том, какие действия от них требуются, с учетом:

.1 языка или языков, используемых основной массой пассажиров и другого персонала, перевозимых в конкретном рейсе

.2 возможной необходимости общаться при аварии с помощью других средств (таких, как показ, жесты или привлечение внимания к месту, где находятся инструкции, местам сбора, спасательным устройствам или путям эвакуации) в тех случаях, когда устное общение практически невозможно

.3 языка, на котором могут передаваться аварийные объявления во время аварии или учения, с целью дать пассажирам важные указания и облегчить действия членов экипажа по оказанию помощи пассажирам

Оценка результатов одобренной подготовки, учений и практической демонстрации

Информация из всех доступных источников извлекается, оценивается и подтверждается, насколько это практически возможно, быстро и пересматривается постоянно во время аварии

Информация, переданная отдельным лицам, аварийным партиям и пассажирам, - точная, нужная и своевременная

Пассажиры регулярно информируются о характере аварии и требуемых от них действиях

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 декабря 2020 года N 886н

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта согласно приложению.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61969

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 11 декабря 2020 года N 886н

Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

I. Общие положения

Правила также распространяются на:

- экипажи морских плавучих платформ;

- других лиц, пребывающих на судне для исполнения трудовых (должностных) обязанностей (сотрудники (работники) и государственные гражданские служащие государственных органов, работники Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" и Федерального автономного учреждения "Российский речной регистр", сдаточные команды предприятий промышленности, научные работники, преподаватели образовательных организаций, курсантов образовательных организаций, проходящих плавательную практику.

2. Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать Правилам.

3. В соответствии с Правилами работодатель (судовладелец) обеспечивает разработку, утверждение инструкций по охране труда и их наличие на судах.

4. На каждом судне должны находиться документы по охране труда:

1) комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

2) учетно-отчетная документация:

журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования;

журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;

3) документация по обучению вопросам охраны труда:

журналы регистрации инструктажа по охране труда;

удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда;

сертификат об окончании курсов по оказанию первой медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание первой медицинской помощи на судне.

На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

5. Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

6. К выходу в рейс (плавание) на судне допускаются лица, в том числе не относящиеся к членам экипажей судов, признанные по результатам медицинского осмотра пригодными по состоянию здоровья к работе на судах по соответствующей специальности (профессии, должности), с учетом установленных ограничений (отсутствия ограничений) по географическим районам плавания, длительности и другим особенностям рейса.

7. При проведении водолазных работ с борта судна наряду с Правилами надлежит руководствоваться правилами по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденными Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528), применительно к конкретным видам водолазных работ, глубине, условиям и другим особенностям водолазных спусков.

8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.

9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Обязанность и ответственность в области охраны труда судовладельца и командного состава

10. Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

1) наличие на судне системы управления охраной труда (далее - СУОТ);

2) регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;

3) выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;

4) безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;

5) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;

6) осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;

7) рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна о мерах по созданию безопасных условий труда;

8) наличие необходимых документов по охране труда;

9) организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);

10) разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;

11) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна;

12) проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на рабочих местах членов экипажей судов Компании (судовладельца, работодателя).

11. Капитан судна обязан обеспечить:

1) безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов (далее - НПА) по охране труда членами экипажа судна;

2) выполнение на судне положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года приказом Минтруда России от 5 октября 2021 года N 671н. - См. предыдущую редакцию)

3) ознакомление (под роспись) членов экипажа судна с результатами СОУТ на их рабочих местах;

4) проведение своевременного расследования несчастного случая, происшедшего на борту судна с членом экипажа.

12. Лицо командного состава, назначенное капитаном судна ответственным за организацию работ по охране труда на судне, обязано:

1) вести судовую документацию СУОТ;

2) совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

3) участвовать совместно с руководителями судовых служб и членами судового комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа судна;

4) участвовать в работе судового комитета (комиссии) по охране труда;

5) участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

13. Капитан и командный состав судна обязаны следить за тем, чтобы:

1) механизмы, устройства, системы и оборудование судна эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов - изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил;

2) механизмы, устройства, системы и оборудование судна осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями заводов - изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций;

3) при работе механизмов и другого оборудования судна движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;

4) проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

14. Члены экипажа судна обязаны:

1) сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также о нарушениях Правил и инструкций по охране труда;

2) использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;

3) выполнять требования Правил и инструкций по охране труда по основным и совмещающим профессиям и должностям, а также по конкретному виду выполняемых судовых работ;

4) при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

III. Система допуска к работе

15. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

16. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29, ст.3418, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18, ст.2141, N 29, ст.3625, N 52, ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30, ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.55, N 29, ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478, N 27, ст.4300; 2017, N 27, ст.3945) и подпунктом 5.2.53.14 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612, N 24, ст.2601, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, ст.652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286; N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, 4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, 5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, 997, N 16, ст.2229, N 21, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539),

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 349 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст.2279; 2015, N 1, ст.262).

в Министерстве юстиции

25 апреля 2018 года,

регистрационный N 50903

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минтранса России

от 12 марта 2018 года N 87

Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

I. Общие положения

1. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение) устанавливает требования к профессиональному образованию и стажу плавания кандидатов на получение дипломов и квалификационных свидетельств (далее - квалификационные документы), порядок формирования и работы квалификационных комиссий (далее - комиссии), проведения квалификационных испытаний, порядок выдачи и учета квалификационных документов, а также их аннулирования для членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.

2. Формирование комиссий, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (далее - АБВВП). Выдача и учет квалификационных документов, а также их аннулирование, проведение квалификационных испытаний осуществляется АБВВП или филиалами АБВВП, в которых созданы комиссии.

Федеральное агентство морского и речного транспорта публикует в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласованные программы подготовки и перечни вопросов для квалификационных испытаний, предусмотренные настоящим Положением.

3. Членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются дипломы по следующим должностям:

старший помощник капитана;

судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях (далее - маломерное судно);

судоводитель прогулочного судна;

б) судоводители судов со скоростью более 30 км/ч (далее - скоростные суда):

капитан скоростного судна;

старший помощник капитана скоростного судна;

в) судовые механики:

первый помощник механика;

г) судоводители с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

старший помощник капитана - первый помощник механика;

помощник капитана - помощник механика;

капитан скоростного судна - механик скоростного судна;

старший помощник капитана скоростного судна - первый помощник механика скоростного судна;

При совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа дипломов, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящего Положения;

д) члены экипажа земснаряда:

первый помощник командира земснаряда;

помощник командира земснаряда;

е) члены экипажа земснаряда с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

командир земснаряда - механик;

первый помощник командира земснаряда - первый помощник механика;

помощник командира земснаряда - помощник механика;

ж) судовые электромеханики:

первый помощник электромеханика;

з) судовые радиоспециалисты:

4. Членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются квалификационные свидетельства по следующим должностям:

проводник на водном транспорте;

5. Квалификационные документы выдаются лицам не моложе 18 лет, представившим подтверждение стажа плавания, необходимого для получения квалификационного документа, имеющим соответствующее образование и заключение о годности к работе в составе экипажей судов внутреннего водного транспорта по состоянию здоровья:

а) гражданам Российской Федерации, окончившим образовательные организации Российской Федерации или имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

б) гражданам Российской Федерации, окончившим иностранные учебные заведения и имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

в) иностранным гражданам и лицам без гражданства, окончившим образовательные организации Российской Федерации или имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией.

6. Образовательные организации и учебно-тренажерные центры, осуществляющие подготовку членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, должны направлять в информационную систему государственного портового контроля (далее - информационная система) сведения о выданных документах, об образовании и/или подготовках, предусмотренных настоящим Положением, не позднее дня выдачи документа.

II. Проведение квалификационных испытаний

7. Квалификационные испытания проводятся при:

первичном получении квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения);

получении диплома в случае повышения в должности;

получении диплома при истечении срока действия диплома, и отсутствии необходимого стажа плавания;

первичном получении диплома лицами, имеющими военно-морское образование;

получении диплома судоводителя маломерного судна;

получении диплома судоводителя прогулочного судна.

8. На официальном сайте АБВВП или сайтах филиалов АБВВП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

а) о процедуре проведения квалификационных испытаний членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, включая настоящее Положение;

б) рекомендуемые образцы заявлений;

в) перечень прилагаемых документов;

г) график проведения квалификационных испытаний;

д) перечень вопросов, по которым проводятся квалификационные испытания.

9. Для проведения квалификационных испытаний руководителем АБВВП создаются комиссии при АБВВП и ее филиалах, назначаются председатели комиссий и утверждаются составы комиссий.

10. В состав комиссии должно включаться не менее пяти членов, включая председателя, заместителя председателя и секретаря. К работе в комиссии могут привлекаться специалисты АБВВП, представители научных, образовательных и общественных организаций, представители судовладельцев и квалифицированные специалисты судов внутреннего водного транспорта, при этом не менее трех членов комиссии должны иметь соответственно дипломы капитана, командира земснаряда и механика.

11. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.


Проводится в соответствии с требованиями Правила V/1-1 пункт 1 МК ПДНВ 78 с поправками, модельным курсом 1.01 и 1.03. Цель: подготовка командного и рядового состава к выполнению особых обязанностей, относящихся к грузу и грузовому оборудованию на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах.

Курс предназначен для специалистов работающих на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах.

Курс включает следующие разделы:

  • физико-химические свойства и опасности нефти, нефтепродуктов и химических грузов
  • конструкция и оборудование судов для перевозки наливных грузов
  • проведение грузовых операций, контроль атмосферы в танках
  • техника безопасности
  • предотвращение аварий, аварийные системы и их применение

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ РАБОТЫ НА ТАНКЕРАХ-ГАЗОВОЗАХ

Проводится в соответствии с требованиями Правила V/1-2 пункт 1 МК ПДНВ 78 с поправками, модельным курсом 1.05. Цель: подготовка командного и рядового состава к выполнению особых обязанностей, относящихся к грузу и грузовому оборудованию на танкерах-газовозах.

Курс предназначен для специалистов работающих на танкерах-газовозах.

Курс включает следующие разделы:

  • физико-химические свойства и опасности сжиженных газов
  • конструкция и оборудование судов для перевозки сжиженных газов
  • проведение грузовых операций, контроль атмосферы в танках
  • техника безопасности
  • предотвращение аварий, аварийные системы и их применение

ПОДГОТОВКА ПО РАСШИРЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРАХ

Проводится в соответствии с требованиями Правила V/1-1 пункт 3 МК ПДНВ 78 с поправками, модельным курсом 1.02. Цель: подготовка лиц, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку и меры предосторожности во время перевозки, обработки груза, очистки грузовых танков или иные связанные с грузом операции на нефтяных танкерах.

Курс предназначен для капитанов, старших помощников капитана, старших и вторых механиков, старших электромехаников и рефрижераторных механиков первой категории нефтяных танкеров.

Курс включает следующие разделы:

  • физико-химические свойства и опасности нефти
  • особенности конструкции нефтяных танкеров
  • грузовые операции на нефтяных танкерах
  • техника безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях
  • предотвращение загрязнения окружающей среды

ПОДГОТОВКА ПО РАСШИРЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА ТАНКЕРАХ-ХИМОВОЗАХ

Проводится в соответствии с требованиями Правила V/1-1 пункт 3 МК ПДНВ 78 с поправками, модельным курсом 1.04. Цель: подготовка лиц, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку и меры предосторожности во время перевозки, обработки груза, очистки грузовых танков или иные связанные с грузом операции на танкерах-химовозах.

Курс предназначен для капитанов, старших помощников капитана, старших и вторых механиков, старших электромехаников и рефрижераторных механиков первой категории танкеров-химовозов.

Курс включает следующие разделы:

  • физико-химические свойства и опасности химических грузов
  • особенности конструкции танкеров-химовозов
  • грузовые операции на танкерах-химовозах
  • техника безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях
  • предотвращение загрязнения окружающей среды

ПОДГОТОВКА ПО РАСШИРЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА ТАНКЕРАХ-ГАЗОВОЗАХ

Проводится в соответствии с требованиями Правила V/1-2 пункт 3 МК ПДНВ 78 с поправками, модельным курсом 1.06. Цель: подготовка лиц, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку и меры предосторожности во время перевозки, обработки груза, очистки грузовых танков или иные связанные с грузом операции на танкерах-газовозах.

Курс предназначен для капитанов, старших помощников капитана, старших и вторых механиков, старших электромехаников и рефрижераторных механиков первой категории танкеров-газовозов.

Курс включает следующие разделы:

  • физико-химические свойства и опасности сжиженных газов
  • особенности конструкции танкеров-газовозов
  • грузовые операции на танкерах-газовозах
  • техника безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях
  • предотвращение загрязнения окружающей среды

ПОДГОТОВКА ПО УПРАВЛЕНИЮ НЕОРГАНИЗОВАННОЙ МАССОЙ ЛЮДЕЙ, ПОДГОТОВКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ В ПАССАЖИРСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПОДГОТОВКА В ОТНОШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НИХ, ПОДГОТОВКА ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРОВ И ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТИ КОРПУСА

Проводится в соответствии с требованиями Раздела А-V/2 Кодекса ПДНВ с поправками, модельным курсом 1.29. Цель: подготовка командного состава пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро.

Курс предназначен для старшего командного состава (капитаны судов, старшие помощники капитана, старшие механики, вторые механики и старший персонал пассажирской службы (пассажирские помощники капитана судна)) пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро.

Курс включает следующие разделы:

  • особенности устройства и эксплуатации пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро
  • управление неорганизованной массой людей в различных ситуациях включая аварийные
  • подготовка по вопросам безопасности для персонала обеспечивающего напосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях
  • подготовка в отношении управления в чрезвычайных ситуациях и поведения человека в них
  • подготовка по вопросам безопасности пассажиров, груза и водонепроницаемости корпуса судна
  • организация посадки и высадки пассажиров, обеспечение посадки и высадки инвалидов и лиц, нуждающихся в помощи
  • перевозка опасных грузов
  • крепление и организация по контролю грузов в море
  • расчет остойчивости, осадки и напряжении в корпусе судна
  • контроль атмосферы на палубах пассажирских судов типа ро-ро

ПОДГОТОВКА ПО УПРАВЛЕНИЮ НЕОРГАНИЗОВАННОЙ МАССОЙ ЛЮДЕЙ, ПОДГОТОВКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ В ПАССАЖИРСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПОДГОТОВКА В ОТНОШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НИХ

Проводится в соответствии с требованиями Раздела А-V/2 Кодекса ПДНВ с поправками, модельным курсом 1.29. Цель: подготовка командного состава пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро.

Курс предназначен для командного состава пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро.

Курс включает следующие разделы:

  • особенности устройства и эксплуатации пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро
  • управление неорганизованной массой людей в различных ситуациях включая аварийные
  • подготовка по вопросам безопасности для персонала обеспечивающего напосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях
  • подготовка в отношении управления в чрезвычайных ситуациях и поведения человека в них
  • подготовка по вопросам безопасности пассажиров, груза и водонепроницаемости корпуса судна
  • организация посадки и высадки пассажиров, обеспечение посадки и высадки инвалидов и лиц, нуждающихся в помощи
  • перевозка опасных грузов
  • крепление и организация по контролю грузов в море
  • расчет остойчивости, осадки и напряжении в корпусе судна
  • контроль атмосферы на палубах пассажирских судов типа ро-ро

ПОДГОТОВКА ПО УПРАВЛЕНИЮ НЕОРГАНИЗОВАННОЙ МАССОЙ ЛЮДЕЙ, ПОДГОТОВКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ В ПАССАЖИРСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ

Проводится в соответствии с требованиями Раздела А-V/2 Кодекса ПДНВ с поправками, модельным курсом 1.29. Цель: подготовка рядового состава пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро.

Курс предназначен для рядового состава пассажирских судов и пассажирских судов ро-ро.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: