Подготовка мирных договоров между государствами

Обновлено: 28.04.2024

Договорная инициатива. Стадии заключения договора. Полномочия

Право заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.

Заключению договора предшествует договорная инициатива , т. е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Можно выделить основные стадии заключения договора и предвари­тельный этап , который включает в себя проверку полномочий тех лиц,которые прибыли на заранее согласованную встречу для того, чтобы пред­ставлять конкретные государства и в последующем иметь право вести пе­реговоры, подписывать международно-правовые акты и т.д. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.

В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

  • в отношении договоров, заключаемых от имени РФ,— Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,— Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,— Правительством РФ. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. Проверку полномочий на международных конферен­циях или при многосторонних переговорах выполняют специ­ально созданные комиссии или комитеты. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. без специальных полномочий договоры могут подписы­вать:

  1. глава государства;
  2. глава правительства;
  3. министр иностранных дел.

Основные стадии заключения международного договора

1) Выработка, согласование и принятие отдельных положений дого­вора.

Разработка и согласование текста происходят:

  • по дипломатическим каналам;
  • на международных конференциях;
  • в рамках международных межправительственных организаций.

Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Много­сторонние - путём консенсуса или большинством в 2/3 голосов.

2) Установление аутентичности договора, т.е. юридической равно­значности, равноподлинности.

  • парафирования (проставление инициалов или подписание каждой страницы двустороннего договора, лицом, на то уполномоченным);
  • включения текста договора в заключительный акт международной конференции или принятия резолюции в международной органи­зации, открывающей договор для подписания.

3) Выражение согласия государства на обязательность для него договора осуществляется несколькими способами. Среди них
ст. 11 Венской конвенции 1969 г. называет:

  • подписание договора;
  • обмен документами, образующими договор;
  • ратификация договора;
  • принятие договора;
  • утверждение договора;
  • присоединение к договору;
  • применение любого другого способа, о котором усло­вились договаривающиеся стороны.

Подписание договора с соблюдением правила альтерната (подпись представителя государства в экземпляре договора, который ему предна­значен и составлен на его языке, должна располагаться или слева или вверху). Если стороны условились, то договор может вступать в силу с момента подписания.

Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого хранится данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование государства, у которого будет храниться экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне. Под многосторонним договором подписи представителей располагаются одна над другой в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием.

Обмен документами, образующими договор , есть выражение согла­сия государств на обязательность для них договора, если они условились об этом обмене документами.

Утверждение (принятие) договора - это одобрение его тем органом, в компетенцию которого входит его заключение в форме федерального за­кона. Утверждаются только те договоры, которые не требуют ратификации.

Присоединение к договору (как к действующему, так и к тому, что ещё не вступил в силу) осуществляется тогда, когда государство не участ­вовало в разработке и заключении договора.

Ратификация договора

Ратификация - это утверждение договора высшим законодательным органом государства. Предложение о ратификации вносится или президентом, или правительством.

Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

При обсуждении данного предложения об­ращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообраз­ности данного решения. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О международ­ных договорах РФ» 1995 г. ряд международных договоров подлежит обя­зательной ратификации в парламенте страны. К этим договорам относятся:

  • исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;
  • предметом которых являются основные права и свободы челове­ка и гражданина;
  • о территориальном разграничении РФ с дру­гими государствами, включая договоры о прохождении Государ­ственной границы РФ, а также о разграниче­нии исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ;
  • об основах межгосударственных отношений по вопросам, затра­гивающим обороноспособность РФ, по во­просам разоружения или международного контроля над воору­жениями,по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  • об участии РФ в межгосударственных сою­зах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их орга­нов для РФ.

Решение о ратификации оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.

Двусторонний договор вступает в силу после обмена ратификацион­ными грамотами с наступлением срока, указанного в договоре. Многосто­ронние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных гра­мот.

В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

Все субъекты международного права правоспособны заключать международные договоры. При заключении договора создаются рабочие группы, проводятся открытые обсуждения. Официальные и неофициальные дипломатические переговоры, разумные компромиссы нацелены на достижение широкого соглашения[87]. В конечном счете договор – это общеприемлемое решение в виде сбалансированного текста.

Заключение договоров – весьма сложный процесс с присущими ему правилами процедуры. Именно здесь проявляются интересы, подходы, противоречия государств.

Как правило, государства уполномочивают лиц на заключение международного договора. Лицо может представлять свое государство или на всех, или на отдельных стадиях заключения международного договора. Эти лица делятся на три категории – лица, наделенные специальными полномочиями: на все стадии, на отдельные стадии и лица без специальных полномочий. К последней категории относятся главы государств, правительств и министры иностранных дел. Они выступают по должности (ex officio) и имеют право совершать все действия, связанные с заключением международного договора. Это относится и к главам дипломатических представительств, но за исключением того, что они должны иметь полномочия на подписание международного договора.

Рассмотрим основные стадии (этапы) заключения международных договоров.

1. Выработка или согласование текста договора. Это происходит следующим путем: на переговорах, на конференции или в рамках международных организаций. Согласование текста – это сложный переговорный процесс, и сюда прежде всего относится дипломатическая деятельность. Как отмечает И.И. Лукашук, переговоры – это «многоплановый процесс, требующий значительных усилий и времени, опыта и знаний, привлечения широкого круга специалистов»[88].

Международно-правовой основой переговоров являются принципы международного права, при нарушении которых заключение международного договора признается недействительным (неправомерным).

2. Принятие текста договора, или, иначе, это особая процедура голосования. Это может происходить в следующих формах: по согласию всех государств, участвующих в заключении договора; на международной конференции текст договора принимается путем голосования за него 2 /3 государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применить иное правило (ст. 9 Венской конвенции 1969 г.); консенсусом (согласие, общее мнение), т. е. текст договора принимается на основе общего согласия участников конференции или организации без проведения голосования; голосованием за резолюцию об одобрении договора (например, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, под эгидой которой заключается конвенция, даются следующие формулировки: принимает и открывает для подписания или присоединения конвенцию ООН, содержащуюся в приложении к настоящей резолюции; призывает все правительства рассмотреть вопрос о том, чтобы стать участниками этой конвенции.

3. Установление аутентичности (аутентификации) текста договора. Аутентичность – это подлинность, достоверность текста, соответствие первоисточнику. Международные договоры являются сложными по своему текстуальному содержанию. В особенности это относится к многосторонним, универсальным договорам, принимаемым в рамках ООН, текст которых составлен на многих языках. Уполномоченные окончательно сверяют текст многоязычного договора, формулировок его статей и дают предварительное подписание. Это необходимо для последующей стадии – подписания и на будущее – выполнения договора (чтобы не было разночтения договора и противоречий при его толковании).

Аутентичность текста устанавливается следующим путем:

– парафирование (сокращенная подпись), когда уполномоченные в знак согласия ставят свои инициалы под текстом договора (как ко всему тексту договора, так и к отдельным его статьям);

– включение текста в дополнительный акт конференции;

– резолюция международной организации об одобрении текста договора;

ad referendum (отложить для дальнейшего рассмотрения), т. е. условное, предварительное подписание текста договора, которое требует подтверждения компетентного органа государства.

После этого в многосторонних конвенциях закрепляется такая статья: «Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций». Таким образом, текст договора, принятый на разных языках, рассматривается одинаково подлинным и имеет равную силу.

4. Согласие на обязательность договора. На этой стадии государства выражают или дают окончательное согласие на юридическую обязательность положений договора. Согласие государства может быть на обязательность части многостороннего договора, и возможен выбор различных положений договора, но при условии, если это допускается договором, если согласны другие участники, если государство ясно указывает на части и положения договора. Согласие на обязательность договора может быть выражено следующими путями:

– подписанием – это самый главный способ выражения согласия государства на обязательность договора и, как правило, датой заключения договоров считается день их подписания. Необходимо учесть и такое правило: подписание является одной из форм (или одним из путей) согласия на обязательность договора и может быть формой принятия текста договора, например, при установлении его аутентичности;

– обменом документами (стороны направляют друг другу письма или ноты и дают согласие на обязательность договора). Например, одобрено заключение путем обмена письмами Соглашения между Правительством РФ и Правительством Восточной Республики Уругвай об урегулировании задолженности бывшего СССР от 24 октября 1997 г.;

– ратификацией, т. е. когда дается согласие на обязательность договора высшим представительным органом государства (парламентом);

– принятием договора (акцепт), т. е. согласие государства принять положения заключенного договора;

– утверждением (конфирмация), т. е. органами государства (например, правительством) утверждаются договоры, не подлежащие ратификации;

– присоединением – государство присоединяется к договору, если оно не участвовало в его заключении (например, в выработке и принятии текста). Причины здесь разные: новое государство, государство, которое ранее в силу тех или иных обстоятельств не участвовало в заключении договора. Присоединение бывает, как правило, к открытому договору. Это как бы своеобразный способ заключения договора, и здесь возможны предварительные переговоры с участниками договора. Государством подписывается договор о присоединении, и возможна ратификация акта о присоединении к договору. Присоединение оформляется документами (например, депонирование ратификационной грамоты). При присоединении государство может делать оговорки и заявления.

Могут быть и другие пути выражения согласия на обязательность договора, о которых условились стороны.

В принципе выражение согласия на обязательность договора является окончательной стадией заключения международных договоров.

При этом государства, давая согласие, обязаны не лишать договор его объекта и цели (ст. 18 Венской конвенции 1969 г.). И еще одно правило: если договором допускается, то государство может дать согласие на обязательность для него части договора или может быть согласие государства на обязательность для него договора, если он допускает выбор между различными положениями, и это имеет силу лишь в том случае, если ясно указано, к какому из этих положений согласие относится (ст. 17 Венской конвенции 1969 г.).

Далее по этому вопросу необходимо обратить внимание на особенность Закона о международных договорах РФ. Статья 2 названного Закона раскрывает значение употребляемых терминов: «…в) «подписание» означает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора… г) «заключение» означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора». В последнем случае Закон отошел от формулы Венской конвенции 1969 г. «способы выражения согласия на обязательность договора».

В ст. 22 упомянутого Закона говорится об особом порядке выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров. Речь идет о международном договоре, который содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ. Поэтому в начале надо внести соответствующие поправки в Конституцию РФ, затем издать федеральный закон по этому вопросу и лишь после этого вынести решение о согласии на обязательность международного договора.

По вопросу о заключении договора Закон о международных договорах РФ установил новые правила о роли Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти в связи с заключением международных договоров. Кроме того, Конституционный Суд РФ рассматривает такие же споры в связи с заключением международных договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим отдельно особенности ратификации международных договоров.

Ратификация – это прежде всего внутригосударственный акт, который придает договорным нормам юридическую силу. С точки зрения международного права ратификация после подписания закрепляет окончательное согласие государства на обязательность для него международного договора. Ратифицируется договор в целом. Недопустимо включение в акт ратификации каких-либо поправок к договору. Ратификация предусматривает два акта: внутригосударственный, а в отношениях между сторонами договора – это ратификационная грамота, т. е. международный акт.

Практически ратифицирован может быть любой международный договор. Но существуют договоры, подлежащие обязательной ратификации. Это правило устанавливается в международных договорах и внутригосударственным законодательством.

По Закону о международных договорах РФ (ст. 15) подлежат обязательной ратификации договоры:

– исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

– предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

– о территориальном разграничении Российской Федерации (договоры о границах, о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации);

– об основах межгосударственных отношений;

– по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

– об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации;

– при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

В последнем случае могут быть такие договоры, как о предоставлении и получении госзаймов и кредитов и предоставлении правительственных гарантий и финансовой помощи, или договоры, касающиеся перемещенных культурных ценностей, и др.

Ратификация имеет значение для последующего вступления договора в силу и его выполнения.

Как правило, международные договоры ратифицируются парламентами государств. Иногда государства договариваются о такой процедуре, как синхронная ратификация. Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ.

Президент РФ или Правительство РФ представляют договор на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ. В начале он обсуждается в комитетах и комиссиях, а затем рассматривается Госдумой на пленарном заседании. Государственная Дума ФС РФ путем голосования принимает решение о ратификации договора в форме федерального закона (ст. 105 Конституции РФ), после чего он рассматривается в Совете Федерации ФС РФ (ст. 106 Конституции РФ). Одобренный Советом Федерации ФС РФ закон о ратификации направляется Президенту РФ для подписания и опубликования.

После ратификации составляется ратификационная грамота, которая подписывается Президентом РФ и скрепляется подписью министра иностранных дел. Если заключен двусторонний договор, то производится обмен ратификационными грамотами между его участниками. Если договор многосторонний, то ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий определяется государствами в самом договоре. Им может быть одно или несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Если договор заключается ММПО, то они вместо ратификации издают акт официального подтверждения, который сдается депозитарию. В результате обмена ратификационными грамотами или сдачи их депозитарию дается окончательное выражение согласия государств на обязательность для них международного договора.

МИРНЫЙ ДОГОВОР — один из видов международного договора, который закрепляет соглашение находившихся в состоянии вооруженного конфликта субъектов международного права о прекращении военных действий и восстановлении мира. Являясь основным юридическим средством прекращения войны, М.д. обычно решает вопросы прохождения границы между договаривающимися сторонами, принадлежности тех или иных участков территории, урегулирования политических проблем, определения порядка демобилизации вооруженных сил, демилитаризации и(или) нейтрализации каких-либо пространств, уничтожения военных сооружений, всех или некоторых видов вооружений, сокращения их численности, а также вывода оккупационных войск.

Весьма важное значение имеют разделы М.д., посвященные улаживанию взаимных имущественных, финансовых и других претензий, вытекающих из вреда, причиненного в ходе военных действий, посредством установления системы компенсаций (ранее — контрибуции) — репарационных обязательств, реституций и т. д. Нередко М.д. используется как юридическая форма урегулирования послевоенных экономических, культурных и т. п. отношений между договаривающимися сторонами, для определения судьбы довоенных двух- и многосторонних международных договоров, военнопленных, перемещенных лиц. ответственности военных преступников. К числу процедурных вопросов, затрагиваемых при заключении М.д., следует отнести установление или возобновление дипломатических и(или) консульских отношений.

Окончание второй мировой войны было юридически оформлено заключением в 1947 г. на Парижской мирной конференции М.д. между державами-союзницами по антигитлеровской коалиции, с одной стороны, и Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией — с другой. Согласно положениям Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенного 12 сентября 1990 г., "объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами", а Великобритания, США, СССР и Франция "прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом".

От М.д. следует отличать другие юридические формы прекращения военных действий: перемирие, акт о капитуляции и прелиминарное мирное соглашение, имеющие временный или предварительный (до заключения М.д.) характер.

Мирный договор

Мирный договор МИРНЫЙ ДОГОВОР — один из видов международного договора, который закрепляет соглашение находившихся в состоянии вооруженного конфликта субъектов международного права о прекращении военных действий и восстановлении мира. Являясь основным юридическим

Прелиминарный мирный договор

Прелиминарный мирный договор ПРЕЛИМИНАРНЫЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР (лат. рrе — перед чем-либо) — формальное соглашение между воюющими государствами относительно прекращения военных действий и заключения полномасштабного мирного договора, если в этом соглашении

Заключение договора – длительный переговорный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. К ним относятся:

1) подготовка и принятие текста договора (разработка согласованного текста);

2) установление его аутентичности;

3) выражение согласия на обязательность договора (признание юридически обязательной силы договора).

Государства заключают договоры в лице своих высших органов власти и управления, установленных в конституциях и других внутригосударственных актах. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах.

Договоры заключаются, как правило, специально уполномоченными на то лицами, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или на определенную стадию. Выдача полномочий осуществляется в соответствии с внутренним законодательством. При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних – создается специальный комитет по проверке полномочий.

Подготовка и принятие текста договораосуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, т.е. двусторонних переговоров специальных делегаций, на международных конференциях и в международных организациях.

Проекты многосторонних договоров нередко подготавливаются органами международных организаций, например, Комиссией международного права ООН. Для окончательной доработки текста договора международная организация может созвать международную конференцию, к участию в которой приглашаются все государства, в т.ч. и нечлены организации. Проект текста международного может быть разработан и на специально созванной международной конференции.

Принятием текста договора заканчиваются переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно ст. 9 Конвенции 1969 года текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении. На международных конференциях текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры. В международных организациях текст договора принимается путем принятия соответствующей резолюции.

После того, как согласованный текст договора принят, становится необходимым удостоверить, что данный текст становится окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Эта процедура называется установлением аутентичности текста договораили его аутентификацией. Ст. 10 Венской конвенции рекомендует устанавливать аутентичность текста договора путем подписания, подписания ad referendum или парафирования представителями этих государств текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Парафирование – постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций.

Текст многостороннего договора включается в заключительный акт международной конференции либо в резолюцию международной организации об одобрении договора. Подписание такого акта приравнивается к установлению аутентичности текста договора.

Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем одобрении соответствующим государством или международной организацией. Разница между условным подписанием и парафированием состоит в том, что после одобрения условное подписание становится окончательным, а после парафирования, как правило, необходимо полное, или окончательное подписание.

Полное подписание также может играть роль установления аутентичности договорного текста, если в дальнейшем договор нуждается в ратификации или утверждении.

Согласие государства на обязательность для него международного договора может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, принятия, утверждения или присоединения к нему или иным способом, о которых условились стороны.

Наиболее распространенный способ – подписание (он применяется, если договор в дальнейшем не подлежит ратификации или утверждению). Окончательным подписанием является также подписание ad referendum, если оно подтверждается государством. Международная практика выработала определенные правила подписания международного договора, которые носят название альтерната (принцип чередования названий государств и подписей его представителей).

Ратификация – акт официального подтверждения договора. Ратификация – это утверждение договора высшим органом государственной власти. Этот международно-правовой акт воплощается в ратификационной грамоте. Согласно Венской конвенции 1969 г. (ст.15) ратификация предполагает обмен ратификационными грамотами при заключении двусторонних договоров и сдачу на хранению депозитарию ратификационной грамоты при заключении многосторонних договоров.

Ратификация также воплощается во внутригосударственном акте (в Республике Беларусь – законе). В Республике Беларусь договоры ратифицирует парламент – Национальное собрание. Перечень договоров, подлежащих ратификации определен в ст. 19 Закона «О международных договорах Республики Беларусь».

В договорах с участием международных организаций вместо ратификации применяется акт официального подтверждения договора.

Согласие государства на обязательность для него международного договора может выражаться принятием или утверждением договора на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации. Утверждение (конфирмация) – окончательное одобрение договора главой государства, правительства или ведомства, в зависимости от того, к чьей компетенции относится договор. В Республике Беларусь утверждению (принятию) подлежат договоры, не подлежащие ратификации, и не вступающие в силу со дня подписания (ст.21 Закона «О международных договорах»). Принятие, утверждение оформляется в виде нот, писем и др. документов.

Согласие государства на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору. Как правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или утверждение. Этот порядок закреплен в Законе «О международных договорах РБ» (ст.23).

Присоединение к международному договору оформляется путем извещения, сдачи на хранение депозитарию акта (протокола) о присоединении.

Республика Беларусь может признать обязательность международных договоров путем правопреемства в случаях, предусмотренных международным правом (ст.24 Закона).

Заключение международного договора представляет собой достаточно трудоемкий, а иногда и очень длительный процесс. Например, работа над текстом Конвенции ООН по морскому праву продолжалась, в общей сложности, около 9 лет. В теории международного права принято говорить об определенных стадиях заключения договора, каждая из которых регламентируется Венской конвенцией 1969 года и национальным законодательством каждого государства.

В большинстве случаев заключению договора предшествует договорная инициатива - предложение о создании взаимных договорных обязательств для достижения определенных целей. Различают внутригосударственную и внешнеполитическую, официальную и неофициальную договорную инициативу - в зависимости от того, от каких лиц, организаций или органов она исходит. Как правило, договорная инициатива реализуется через дипломатические каналы, например, на переговорах. В Республике Казахстан предложения о заключении международных договоров вносятся Президенту Республики Казахстан Правительством или Министерством иностранных дел, а в Правительство Республики Казахстан - МИДом и по согласованию с ним соответствующими ведомствами республики. Международные договоры Республики Казахстан подлежат обязательной правовой экспертизе в Министерстве юстиции, а затем - согласованию в Министерстве иностранных дел.

Собственно заключение договора начинается с подготовки и принятия его текста. Эта стадия характеризуется работой над названием, структурой, содержанием договора, внесением и рассмотрением предложений, касающихся формулировок отдельных статей договора или концептуальных подходов к договору в целом. Подготовка текста договора может включать как совместную работу договаривающихся сторон над общим проектом, так и рассмотрение автономных проектов, предлагаемых заинтересованными сторонами. Обычно подготовка текста договора ведется на переговорах или на специально созванных конференциях. Если договор принимается под эгидой какой-либо международной организации, основная работа по подготовке его текста может осуществляться вспомогательными органами такой организации. Например, в рамках ООН соответствующие функции нередко выполняет Комиссия международного права.

Принятие текста договора означает утверждение его окончательного варианта. Утверждение текста договора означает, что именно в данной редакции он будет предложен государствам-участникам для выражения согласия на обязательность договора. Принятие текста может осуществляться различными способами. Соответствующие положения содержит статья 9 Венской Конвенции 1969 года. По общему правилу, текст принимается исключительно по согласию всех государств, участвующих в его составлении. Однако, если текст договора принимается на международной конференции, то для принятия достаточно, чтобы за него проголосовали две трети присутствующих и участвующих в голосовании государств, если тем же большинством голосов они не решили применить другое правило. На практике принятие текста договора происходит путем подписания или парафирования договора уполномоченными представителями государств. На международных конференциях, помимо голосования, применяются такие способы принятия, как консенсус (отсутствие официальных возражений со стороны участников) и (значительно реже) аккламация - выражение согласия путем одобрительных возгласов, аплодисментов и т.п.

Последней стадией заключения международного договора является выражение согласия государств на его обязательность. Данная стадия - необходимое условие для возникновения вытекающих из договора международных обязательств государства. Согласно статье 11 Венской конвенции 1969 года, способами выражения согласия на обязательность договора могут быть подписание договора, обмен образующими его документами, ратификация, принятие, утверждение и присоединение к договору. Кроме того, государства могут условиться о любом другом способе.

Подписание договора представителем государства означает согласие этого государства на обязательность для него договора в следующих случаях:

-сам договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

-об этом договорились участвующие в переговорах государства;

-намерение государства придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя.

Если участвующие в переговорах государства условятся считать парафирование договора его подписанием, то парафирование при установлении аутентичности текста договора является одновременно выражением согласия государства на его обязательность.

Как правило, подписание двусторонних договоров осуществляется в порядке альтерната - чередования подписей. Первым ставит подпись представитель того государства, которое в названии договора упоминается первым. При подписании многосторонних договоров используется алфавитный порядок названий государств. Вместе с тем, бывают и исключения: при подписании Устава ООН, желая подчеркнуть особую роль постоянных членов Совета Безопасности, было решено предоставить им право первыми поставить свои подписи. Нередко в тексте договора указывается срок, в течение которого он открыт для подписания.

Ратификация представляет собой акт высшего органа государственной власти, которым он выражает согласие данного государства считать соответствующий договор обязательным для себя. Так как ратификация договора является внутренним делом каждого государства, ее порядок и условия регулируются национальным законодательством. В частности, внутреннее право определяет, какой орган осуществляет ратификацию, какие договоры подлежат ратификации и какое место ратифицированные договоры занимают в системе национального законодательства страны. Согласно статье 14 Закона 2005 года, ратификация международных договоров Республики Казахстан производится Парламентом Республики Казахстан. Ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед казахстанскими законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание специального закона. Не могут быть ратифицированы договоры, признанные Конституционным Советом не соответствующими Конституции Республики Казахстан. Ратификации подлежат следующие международные договоры Республики Казахстан (статья 11 Закона):

1)предметом которых являются права и свободы человека и гражданина;

2)выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан;

3)о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая международные договоры о прохождении государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан;

4)об основах межгосударственных отношений, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные международные договоры и международные договоры о коллективной безопасности;

5)об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан;

6)о государственных займах;

7)об оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи, кроме гуманитарной;

8)при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации;

9)если международные договоры предусматривают, что такое согласие выражается ратификацией.

Процедура ратификации предусмотрена статьями 12-14 Закона. Центральные государственные органы Республики Казахстан представляют в Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции предложения о ратификации международных договоров. Предложения о ратификации международных договоров вносятся Правительством Республики Казахстан на рассмотрение Парламента Республики Казахстан. Парламент в раздельном заседании палат рассматривает представленные договоры и принимает соответствующий закон. После подписания и обнародования закона о ратификации договора Президент Республики Казахстан подписывает ратификационную грамоту, направляемую сторонам договора или депозитарию.

Принятие и утверждение международного договора применяются в тех случаях, когда: а)данные способы выражения согласия на обязательность предусмотрены самим договором; б)об этом договорились государства; в)представитель государства подписал договор под условием принятия (утверждения); г)намерение государства подписать договор под условием принятия или утверждения вытекает из полномочий его представителя. Как правило, принятие и утверждение осуществляются тем органом, от имени которого заключается договор. В Республике Казахстан утверждение и принятие договоров межгосударственного характера производится Президентом, договоров межправительственного характера - Правительством, а договоров межведомственного характера - Правительством по представлению соответствующего ведомства.

Присоединение как способ выражения согласия государства на обязательность для него международного договора применяется в тех случаях, когда договор уже вступил в силу и действует в отношениях между другими государствами. Присоединение к договору может осуществляться путем ратификации, утверждения или принятия. В Республике Казахстан решения о присоединении к международным договорам принимаются:

1)в отношении подлежащих ратификации международных договоров, присоединение к которым осуществляется от имени Республики Казахстан или от имени Правительства Республики Казахстан Парламентом Республики Казахстан посредством принятия закона о присоединении и ратификации международных договоров;

2)в отношении не подлежащих ратификации международных договоров, присоединение к которым осуществляется от имени Республики Казахстан Президентом Республики Казахстан;

3)в отношении не подлежащих ратификации международных договоров, присоединение к которым осуществляется от имени Правительства Республики Казахстан Правительством Республики Казахстан.

Следует различать понятия "участвующее в переговорах государство", "договаривающееся государство" и "государство-участник". Участвующее в переговорах государство - это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора. При этом не имеет значения, выражало ли оно согласие на обязательность этого договора. Договаривающееся государство означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора независимо от того, вступил договор в силу или нет. Наконец, государством-участником договора может быть любое государство, согласившееся на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе, в том числе государство, не принимавшее участия в процессе подготовки и принятия его текста.

Выражая согласие на обязательность договора, государство может сформулировать оговорку. Оговорка - это одностороннее заявление государства, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству. При помощи оговорок государства делают юридически ничтожными отдельные нормы договоров, противоречащие их интересам или несовместимые с национальным законодательством. По общему правилу, оговорка изменяет положение договора в отношениях государства, сделавшего оговорку, с другими участниками договора в пределах сферы действия оговорки. Однако другие государства вправе заявить о своем возражении против оговорки; в таких случаях, если договор все-таки вступил в силу, его положения, к которым относится оговорка, не применяются в отношениях между соответствующими государствами. Статья 19 Венской конвенции 1969 года называет три случая, кода оговорка к договору не допускается: если она прямо запрещена самим договором, если оговорка не входит в число разрешенных договором оговорок и если данная оговорка несовместима с объектом и целями договора. Например, Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 года, не допускает каких-либо оговорок (статья 16 Конвенции). Государство, сделавшее оговорку, вправе в любой момент ее снять, если только на это не требуется согласия государства, принявшего оговорку.

В связи с этим следует упомянуть консультативное заключение Международного Суда ООН от 28 мая 1951 года об оговорках к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Суд, в частности, указал, что государство, сделавшее оговорку, против которой возразили другие участники Конвенции, может рассматриваться как участник Конвенции, при условии что данная оговорка соответствует ее объекту и целям. В противном случае государство не может рассматриваться как участник Конвенции. Таки образом, государство-участник Конвенции, которое выдвинуло возражение против оговорки, посчитав ее несовместимой с объектом и целями Конвенции, вправе не рассматривать сделавшее такую оговорку государство в качестве участника Конвенции.

Кроме оговорки, государство вправе заявить о своем согласии на обязательность для себя не всего договора, а лишь какой-либо его части. Однако на это необходимо получить согласие других договаривающихся государств. В случаях, когда договор содержит альтернативные положения, допускающие свободу выбора, в согласии государства на обязательность такого договора должно содержаться ясное указание на выбранные положения.

Для всех перечисленных стадий заключения международных договоров (подготовки текста, утверждения текста, установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность) характерно участие в этом процессе представителей государств - специально уполномоченных лиц. Участие государства в заключении договора создает для него юридические последствия только в том случае, если его представители были надлежащим образом уполномочены. В соответствии со статьей 7 Венской Конвенции 1969 года лицо считается представляющим государство в процессе заключения договора только в случаях, если оно предъявит соответствующие полномочия или если намерение государства рассматривать данное лицо как своего представителя очевидно явствует из практики этого государства или иных обстоятельств. Отдельные должностные лица считаются представляющими свои государства без специальных полномочий. В полном объеме это относится к главам государств, главам правительств и министрам иностранных дел. Главы дипломатических представительств и представители государства на международных конференциях или в организациях уполномочены подписывать только соответствующие договоры: между аккредитующим государством и государством пребывания и договоры, принимаемые на данной конференции или данной международной организацией. В принципе, вопрос о полномочиях представителей государства регулируется национальным правом каждой страны. Так, в Казахстане полномочия на совершение актов, относящихся к заключению международных договоров, подтверждаются Министерством иностранных дел Республики Казахстан путем оформления сертификатов полномочий (статья 9 Закона 2005 года). Следует заметить, что по Указу 1995 года полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров межгосударственного характера выдавались Президентом Республики Казахстан, а по вопросам, относящимся к ведению Правительства - Правительством или Министерством иностранных дел. Что касается полномочий на ведение переговоров и на подписание договоров межведомственного характера, то они выдавались руководителем соответствующего ведомства республики (например, министром). В качестве примера подобных актов можно назвать Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 августа 1999 года "О представлении Ержанову О. С. и Доминову Е. Е. полномочий по заключению международных договоров от имени Правительства Республики Казахстан".

В процессе заключения и действия международных договоров немаловажную роль играет депозитарий - хранитель подлинного (аутентичного) экземпляра договора. Как правило, необходимость в депозитарии возникает при заключении многосторонних договоров. В большинстве случаев функции депозитария поручаются (и об этом указывается в самом договоре) одному из государств-участников соглашения. Возможны ситуации, когда депозитарием являются сразу несколько государств, международная организация или ее должностное лицо. Например, депозитарием ряда авторитетных многосторонних соглашений является Генеральный секретарь ООН. Согласно статье 76 Венской конвенции 1969 года, функции депозитария являются международными по своему характеру, и при их исполнении депозитарий обязан действовать беспристрастно. В частности, тот факт, что между депозитарием и государством возникло разногласие, касающееся выполнения функций депозитария, не должен влиять на беспристрастность последнего. К функциям депозитария относятся:

-хранение подлинного текста договора и переданных депозитарию полномочий;

-подготовка заверенных копий с подлинного текста договора на языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также препровождение их участникам и другим государствам;

-изучение вопроса о том, находятся ли документы, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме, и, в случае необходимости, доведение этого вопроса до сведения соответствующего государства;

-информирование государств, имеющих право стать участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении и присоединении, необходимое для вступления договора в силу, было получено или депонировано;

-регистрация договора в Секретариате ООН;

-выполнение иных функций, предусмотренных положениями Венской конвенции 1969 года.

В случае возникновения любого разногласия между каким-либо государством и депозитарием относительно выполнения функций последнего депозитарий обязан довести этот вопрос до сведения подписавших договор государств либо, в соответствующих случаях, до сведения компетентного органа заинтересованной международной организации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: