Подготовка административного дела к судебному разбирательству список литературы

Обновлено: 17.04.2024

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

Комментарий к ст. 132 КАС РФ

Положения ст. 132 КАС РФ, определяющие согласно названию данной статьи задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству, закреплены по аналогии с положением ч. 2 ст. 147 ГПК РФ о том, что подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, а также с положением ч. 2 ст. 133 АПК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ) том, что подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично по каждому находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции делу в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения.

Вместе с тем сами задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству как таковые в отличие от ГПК РФ и АПК РФ в ст. 132 КАС РФ не перечислены, что представляется не вполне понятным. Статья же 148 ГПК РФ непосредственно определяет, что задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; примирение сторон. При этом в п. 4 Постановления Пленума ВС России 2008 г. N 11 судам предписано иметь в виду, что каждая из задач подготовки дела к судебному разбирательству, перечисленных в ст. 148 ГПК РФ, является обязательным элементом данной стадии процесса. Там же указано, что невыполнение любой из задач может привести к необоснованному затягиванию судебного разбирательства и к судебной ошибке. В этом же Постановлении даны разъяснения в отношении каждой из задач подготовки дела к судебному разбирательству.

Подобным образом в ч. 1 ст. 133 АПК РФ определено, что задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств; примирение сторон.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Судебная практика по статье 132 КАС РФ:

заседание для дачи объяснений и устранения имеющихся, по мнению административных истцов противоречий экспертов, проводивших государственную историко-культурную экспертизу. В апелляционной жалобе административные истцы ссылаются на то, что в нарушение статей 132 и 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подготовка дела к судебному разбирательству проведена без участия и без вызова административных истцов и их представителя.

которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со статьями 132 , 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 196 указанного Кодекса несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.

административное судопроизводство / обязательные платежи и санкции / исковое заявление / законодательство / кодекс административного судопроизводства. / administrative proceedings / mandatory payments and sanctions / statement of claim / legislation / code of administrative proceedings.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эрзиманов Артем Эдманович, Эрзиманов Эмир Эдманович, Шкварь Олег Алексеевич, Дюкарев Владислав Андреевич

в настоящей статье рассматривается основная стадия административного судопроизводства , как возбуждение и подготовка к судебному разбирательству. Раскрываются такие важные аспекты, как: право подачи заявления, требования к административному исковому заявлению .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эрзиманов Артем Эдманович, Эрзиманов Эмир Эдманович, Шкварь Олег Алексеевич, Дюкарев Владислав Андреевич

EXCITATION AND PREPARATION OF THE CASE FOR THE COURT DETAIL

This article considers the main stage of administrative proceedings , as the initiation and preparation for trial. Disclose such important aspects as: the right to file an application, requirements for an administrative petition.

Текст научной работы на тему «Возбуждение и подготовка дела к судебному разбирательству»

Эрзиманов Артем Эдманович, Эрзиманов Эмир Эдманович, Шкварь Олег Алексеевич, Дюкарев Владислав Андреевич

ФГБОУ ВО "Кубанский Государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина"

г.Краснодар, Краснодарский край

ВОЗБУЖДЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ

Erzimanov Artem Edmanovich, Erzimanov Emir Edmanovich, Shkvar Oleg Alekseevich, Dyukarev Vladislav Andreevich

FSBEI HE "Kuban State Agricultural University. I. T. Trubilina "

Krasnodar, Krasnodar region

EXCITATION AND PREPARATION OF THE CASE FOR THE COURT DETAIL

в настоящей статье рассматривается основная стадия административного судопроизводства, как возбуждение и подготовка к судебному разбирательству. Раскрываются такие важные аспекты, как: право подачи заявления, требования к административному исковому заявлению.

This article considers the main stage of administrative proceedings, as the initiation and preparation for trial. Disclose such important aspects as: the right to file an application, requirements for an administrative petition.

Ключевые слова: административное судопроизводство, обязательные платежи и санкции, исковое заявление, законодательство, кодекс административного судопроизводства.

Keywords: administrative proceedings, mandatory payments and sanctions, statement of claim, legislation, code of administrative proceedings.

Основанием для возбуждения судебного разбирательства является непосредственно нарушение права, а также использование административным органом своих полномочий во внесудебном порядке или если отсутствует иной порядок разрешения спора, также необходим факт неисполнения требования об уплате задолженности, как в добровольном порядке, так и после пропуска установленного в требовании срока.

Как было указано в параграфе 2.2, правом подачи заявления обладают контрольные органы. Исходя из содержания ст. 286 КАС РФ, ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 104 НК РФ контрольные органы не вправе в бесспорном принудительном порядке взыскивать обязательные платежи и санкции. Они должны изначально предъявить требование о погашении задолженности в добровольном порядке [1], и только если требование не исполнено или пропущен указанный срок уплаты денежной суммы, тогда органы вправе обратиться в суд за принудительным изъятием этой суммы.

Если физическое лицо уклоняется от уплаты взыскиваемой задолженности или не соглашается с предъявленными требованиями, закон ограничивает полномочия контрольного органа относительно взыскания долга в принудительном порядке и обязывает его к обращению в суд. Установленный порядок означает, что споры о взыскании обязательных платежей и санкций подлежат обязательному урегулированию в претензионном порядке [2].

Такой порядок установлен для того, чтобы не допустить произвольного вмешательства административного органа в права и свободы физического лица, а также предотвратить привилегии предварительного исполнения, судебный контроль осуществляет проверку за законностью властных административных требований контрольных органов [3].

Административное исковое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями КАС РФ, а также должно быть подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подается заявление.

Обязательным условием возбуждения производства в суде является направление административным истцом к административному ответчику требования об уплате денежной суммы в добровольном порядке. Если же в административном исковом заявлении отсутствуют сведения, указанные в ст. 287 КАС РФ или если эти сведения были осуществлены, но не приложены соответствующие документы, то суд должен оставить соответствующие исковое заявление без движения до устранения данного недостатка [4]. Применение данной нормы на практике содержится в обзоре судебной практики Верховным судом №2 [5]. В судебной практике ст. 130 КАС РФ применяется довольно часто.

Подтверждением этому может служить определение Верховного суда Российской Федерации от 8 июня 2017 г. № 16-КГ17-16[6]. В открытом судеб-

ном заседании была рассмотрена кассационная жалоба Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФ РФ) на определение судьи Ленинского суда Волгоградской области от 17 июня 2016 г. и апелляционное определение от 21 июля 2016г. о взыскании с Самаринковой Н.А, недоимки по страховым взносам.

В соответствии с определением суда первой инстанции административное исковое заявление УПФ РФ было оставлено без движения на основании ст. 130 КАС РФ, как не отвечающее ст. 287 КАС РФ и п.1 ст. 125 названного акта. Принимая такое определение, судья исходил из того, что административный истец не приложил уведомление о вручении административному ответчику копии административного иска и приложенных к нему документов. В материалах дела содержится извещение с пометкой «отсутствие адресата по указанному адресу». Это почтовое отправление судья не расценил, надлежащим выполнением требований закона. С данными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная Коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации при принятии решения руководствовалась ст. 165. 1. Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п.55 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" и в соответствии с данными нормативными актами уведомления УПФ РФ считаются полученными, даже если лицо не проживает по указанному адресу.

Таким образом, Судебная Коллегия в своем определении закрепила, что акты, принятые нижестоящими судами являются незаконными и подлежат отмене, так как отсутствовали основания для оставления без движения искового заявления.

Если же при подаче заявления были соблюдены все требования закона и исковое заявление соответствует по форме и содержанию КАС РФ, то заявление принимается судьей к производству, о чем выносится соответствующее определение [7].

При подаче административного искового заявления истец может ходатайствовать о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела.

Что касается подготовки дела к судебному разбирательству, то судья вправе провести предварительное судебное заседание [8]. Основанием для проведения такого заседания, может быть необходимость уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определение достаточности доказательств, выявление фактов пропуска срока обращения в суд с исковым заявлением, процессуальное закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству, выяснение возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

После окончания предварительного судебного заседания может быть вынесено определение

о назначении административного дела к судебному разбирательству, в форме протокольного определения.

Являются нередким такое явление, когда в рамках производства о взыскании административных платежей и санкций заявляются и рассматриваются встречные требования о признании недействительным решения административного органа о взыскании обязательного платежа и санкций. Примером может служить решение по делу № 2А-29/2017 Левокумского районного суда Ставропольского края. По иску Куминской Н.И. к Межрайонной ИФНС №6 по Ставропольскому краю о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и по встречному административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 к Кумин-ской Н. И. о взыскании платежей и санкций.

Судом исследованы все доказательства, представленные административным истцом, исходя из содержания описательной части судья установил доказательства достаточными, для того чтобы полагать, что решение налогового органа является неверным.

Определением Левокумского районного суда принят встречный иск Межрайонной ИФНС к Куминской Н.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

В исковом заявлении ИФНС установлены требования о взыскании санкции за совершение налогового правонарушения, которое содержится в решении ИФНС, кроме этого истец просит взыскать с ответчика налог на доход физических лиц, который Куминской Н.И. не исполнен в добровольном порядке.

Встречные исковые требования Куминской Н.И. признаны в части взыскания налога на доход физических лиц.

По первоначальному иску ответчик ссылается на законность решения ИФНС и поясняет, что решение было принято на основании предоставленных сведений истицей и неполнота решения ИФНС заключается в том, что Куминская Н.И. сама нарушила положения закона, предоставив ложные сведения своего дохода. Истец по встречному иску ссылается на свидетельские показания, в соответствии с которыми Куминская Н.И. скрывала свои реальные доходы.

Исследуя материалы дела, суд пришел к выводу о том, что истец по встречному иску представил достаточные доказательства, для подтверждения вины ответчика, был проведен досудебный порядок урегулирования спора и его требования суд считает нужным удовлетворить.

Так, в своем решении суд руководствуясь положениями КАС РФ закрепил встречное административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы о взыскании платежей и санкций удовлетворить, а в удовлетворении административного искового заявления Куминской Н.И. о признании недействительным решения органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

1. Досудебный порядок урегулирования споров. Учебное пособие / Под ред.

С. С.Шишкина. - Москва: Юрлитинформ, 2017. - С. 157.С. 66.

2. Налоговые споры. Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кетько. Министерство образования и науки Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград: ВолгГТУ, 2017. - 75с. С. 33.

3. Администратвино-процессуальное право. Учебник / Под ред. А.И. Каплунова. - СПб.: Ун-та МВД России, 2015. 416с.

4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный Закон от 8 марта 2015 N 21-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2015. - N 10. - Ст. 1391. - Ст. 130.

7. Административное судопроизводство: стадии, сроки, документы. Учебное пособие / Под ред. Л. Ю. Зуева. Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации А. С. Дугенца. - Москва: Юрлитинформ, 2017. - 182с. С. 42.

8. Административное судопроизводство: стадии, сроки, документы. Учебное пособие / Под ред. Л. Ю. Зуева. Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации А. С. Дугенца. - Москва: Юрлитинформ, 2017. - 182с. С. 42.

Подготовка административного дела

к судебному разбирательству

57. По смыслу части 4 статьи 135 КАС РФ, административный истец или его представитель вправе заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела. Такое ходатайство рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в суд. О разрешении ходатайства выносится определение (часть 4 статьи 2, статья 87 КАС РФ). Данное определение не подлежит обжалованию отдельно от решения суда (часть 1 статьи 202 КАС РФ).

58. При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе провести предварительное судебное заседание. Такое заседание может быть назначено при возникновении необходимости уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; определения достаточности доказательств по административному делу; выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (пункт 11 части 3 статьи 135, часть 1 статьи 138 КАС РФ).

59. Как следует из части 2 статьи 138 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ; ненадлежащее извещение их о времени и месте проведения предварительного судебного заседания является препятствием для его проведения.

В определении, направляемом лицам, участвующим в деле, вместе с извещением о проведении предварительного судебного заседания, разъясняется возможность проведения судебного разбирательства данного дела по существу непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, в том числе в случае неявки в предварительное судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, и отсутствия их возражений относительно этого (часть 2 статьи 14, статья 96, часть 2 статьи 138, часть 1 статьи 140 КАС РФ).

Получение (вручение) названного определения свидетельствует о надлежащем извещении лица, участвующего в деле, о проведении как предварительного судебного заседания, так и судебного заседания по административному делу.

Вместе с тем в случае своевременного поступления от не явившегося в предварительное судебное заседание лица, участвующего в деле, возражений относительно рассмотрения административного дела в его отсутствие в связи с необходимостью представления им дополнительных доказательств и (или) ознакомления с доказательствами, представленными другими участниками процесса, либо иными заслуживающими внимания причинами судья назначает другую дату судебного разбирательства административного дела по существу.

60. Определение о назначении административного дела к судебному разбирательству может быть вынесено по итогам проведения предварительного судебного заседания в виде протокольного определения (часть 6 статьи 138, часть 1 статьи 139, статья 198 КАС РФ).

(п. 6.1 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.02.2016 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Согласно определению о принятии административного искового заявления, искового заявления уполномоченным работником аппарата суда направляются повестки о вызове в судебное заседание истцам (административным истцам) или их представителям, ответчикам (административным ответчикам) или их представителям, третьим лицам, экспертам, переводчикам, свидетелям, специалистам, иным лицам, участвующим в деле, одновременно извещаются о дате и времени рассмотрения дела прокурор, адвокат, представители государственных органов и другие лица.

При вынесении определения в порядке ст. 29.4 КоАП РФ по поручению судьи направляются повестки о вызове в суд лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (форма N 52), а также другим вызываемым в судебное заседание лицам, в том числе свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (форма N 53).

Судебные повестки направляются лицам, участвующим в деле, с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

В случае решения судом вопроса об участии в судебном заседании участников процесса по гражданским и административным делам путем использования систем видео-конференц-связи общий порядок организации обеспечения их участия определяется регламентом организации применения систем видео-конференц-связи, утвержденным Судебным департаментом.

Участники процесса по гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях могут извещаться о времени и месте судебного заседания путем направления им уполномоченным работником аппарата суда по поручению судьи извещений или вызовов по электронной почте при наличии их согласия на извещение посредством указания адреса электронной почты в тексте обращения в суд, а также при подаче обращения в суд в электронном виде посредством заполнения соответствующей формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет". Данная информация подлежит внесению уполномоченным работником аппарата суда в ПС ГАС "Правосудие", в случае необходимости по поручению судьи осуществляется распечатка на бумажном носителе информации, подтверждающей направление извещения по электронной почте.

На определении суда о подготовке гражданского, административного дела к судебному разбирательству судья указывает номер строки, по которой оно будет учтено в статистическом отчете.

В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, уполномоченный работник аппарата суда направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом (статья 135 КАС РФ).

Копии определения о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, направляются уполномоченным работником аппарата суда лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий (статья 222 КАС РФ).

Абз. 12 п. 6.2 вступил в силу с 25.10.2019.

Копия определения о принятии искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, уполномоченным работником аппарата суда не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения.

(п. 6.2 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.10.2019 N 238)

1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

2. Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

3. При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам. В случае, если административное исковое заявление и приложенные к нему документы поданы в суд в электронном виде, они направляются административному ответчику и заинтересованному лицу посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса (далее также - в режиме ограниченного доступа), и (или) указанным лицам сообщается о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде;

2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

7) направляет судебные поручения;

8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение, в частности разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, использовать другие примирительные процедуры, а также условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении, содействует примирению сторон;

11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

4. В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

5. В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 135 КАС РФ

В ст. 135 КАС РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству, закреплены положения, во многом аналогичные положениям ст. ст. 149 "Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству" и 150 "Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству" ГПК РФ. АПК РФ содержит самостоятельную статью 135 "Действия по подготовке дела к судебному разбирательству", но в ней определены лишь действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.

Так, в соответствии со ст. 149 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:

1) передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;

2) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что ответчик или его представитель:

1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;

2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;

3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;

4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Как разъяснялось в п. 18 Постановления Пленума ВС России 2008 г. N 11:

- согласно ст. 149 ГПК РФ кроме сторон или их представителей действия при подготовке дела к судебному разбирательству могут совершать и другие лица, участвующие в деле, в частности третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; лица, выступающие от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, а именно прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане (ст. ст. 4, 45, 46 данного Кодекса). Например, наряду с лицом, в интересах которого начато дело и которое участвует в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ), в совершении предусмотренных ст. 149 ГПК РФ действий должно участвовать и лицо, по инициативе которого возбуждено дело;

- при обращении в суд прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. ст. 45, 46 ГПК РФ) прокурор, органы государственной власти и другие лица, которым законом предоставлено право защищать интересы других лиц, участвуют в подготовке дела к судебному разбирательству и судья разъясняет им их права и обязанности в процессе. Указанные лица, обратившиеся в защиту интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Кроме того, они освобождаются от обязанности несения судебных расходов.

Часть 1 упомянутой выше ст. 150 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194 ФЗ) устанавливает, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья:

1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;

2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;

3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;

4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;

5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в т.ч. по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;

6) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;

7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;

8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика; по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;

9) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;

10) направляет судебные поручения;

11) принимает меры по обеспечению иска;

12) в случаях, предусмотренных ст. 152 данного Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;

13) совершает иные необходимые процессуальные действия.

Целый ряд разъяснений по применению этих положений дан в Постановлении Пленума ВС России 2008 г. N 11. В том числе в п. 19 указанного Постановления наряду с прочим отмечено, что судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести дело через представителей, а также порядок оформления полномочий представителей, проверяет объем этих полномочий, если они оформлены, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, должно быть специально оговорено в доверенности, поскольку оно связано с распоряжением материальными и процессуальными правами доверителя.

Согласно ч. 2 указанной статьи 150 ГПК РФ, судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений; судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Однако вместо этого в ч. 4 ст. 135 КАС РФ закреплены положения, регламентирующие действия судьи в случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела. Кстати говоря, иных положений, касающихся неотложного рассмотрения и разрешении административного дела, данный Кодекс не содержит.

В пункте 57 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено, что, по смыслу ч. 4 ст. 135 КАС РФ, административный истец или его представитель вправе заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела; такое ходатайство рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в суд; о разрешении ходатайства выносится определение (ч. 4 ст. 2, ст. 87 КАС РФ); данное определение не подлежит обжалованию отдельно от решения суда (ч. 1 ст. 202 КАС РФ).

Часть 3 указанной ст. 150 ГПК РФ предусматривает, что в случае систематического противодействия стороны своевременной подготовке дела к судебному разбирательству судья может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени по правилам, установленным ст. 99 данного Кодекса.

В ч. 5 ст. 135 КАС РФ также говорится о негативных последствиях противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству (при этом непосредственно перечислены некоторые из деяний, в которых может выражаться такое противодействие), но сами последствия определены иные, а именно наложение на виновную сторону судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных ст. ст. 122 и 123 данного Кодекса. Получение денежной компенсации в связи с потерей времени в КАС РФ предусмотрено лишь в отношении свидетеля (ч. 12 ст. 51).

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: