Подчиняется ли судебная власть президенту рф

Обновлено: 25.04.2024

В комментариях к моим публикациям очень часто можно встретить гневные высказывания в адрес Банка России и особенно его руководителя, которые часто доходят просто до абсурда. Поэтому я написал и опубликовал у себя на сайте большую статью с подробным разбором основных таких высказываний. В конце дам на нее ссылку, а здесь буду постепенно разбирать каждое суждение по-очереди: что правда, а что миф?

Итак, первое суждение: ЦБ РФ не принадлежит государству и не подчиняется правительству, президенту, другим органам власти. Правда ли это?

Начнем с того, кому принадлежит ЦБ. В законодательстве есть однозначный и четкий ответ. Открываем Закон №86-ФЗ от 10.07.2002г. "О Центральном банке РФ" и читаем статью 2:

"Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью."

Таким образом, Банк России по закону должен принадлежать России.

Но споры вызывает тот факт, что нигде нет информации об учредителях и акционерах ЦБ. Например, выдаваемые реестром Федеральной Налоговой Службы по запросу о Центральном банке Российской Федерации «Сведения о юридическом лице» не содержат разделов «Сведения об уставном капитале» и «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица». В соответствии с Законом 86-ФЗ там должно быть указано "Российская Федерация".

Почему эти данные скрываются - неизвестно, догадки можно строить сколь угодно, каких-либо четких подтверждений этим догадкам я никогда не встречал.

Правда ли, что ЦБ не подчиняется правительству, президенту и другим органам власти? Да, это так. Снова смотрим Закон №86-ФЗ, статья 1.

"Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления."

Однако, в этом нет ничего предосудительного, это нормальная и необходимая мировая практика. Центральный банк любой развитой страны является независимой структурой, поскольку его зависимость от кого-либо не дала бы возможности полноценно и качественно выполнять свои функции.

Центральный банк не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Он - отдельная от них ветка, можно сказать, "денежно-кредитная власть". То есть, он управляет денежно-кредитной политикой государства, отвечает за национальную валюту и работу банковской системы.

Но вся эта независимость, по сути, является достаточно относительной. Потому как:

  • ЦБ подотчетен Госдуме РФ;
  • Кандидатуру главы ЦБ утверждает Госдума по представлению президента (одно и то же лицо не может назначаться на эту должность более 3 сроков подряд);
  • Члены Совета директоров Банка России назначаются Госдумой;
  • Госдума проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ;
  • Госдума может уволить председателя ЦБ по представлению президента в случае нарушения им законодательства;
  • Финансово-хозяйственная деятельность ЦБ контролируется Счетной палатой.

То есть, ЦБ регулярно отчитывается перед другими органами власти, его деятельность контролируется другим органом, руководитель назначается и может сниматься с должности другим органом.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

И, быть может, самое досадное заключается в осознании полного своего ничтожества перед лицом Человека в черном. Которому глубоко безразличны все наши аргументы. Будь они трижды основаны на основном законе. В итоге сегодня праздник исключительно на той улице, где безраздельно властвует злобный, единодушно ненавидимый нами субъект по имени "Государство". Улица эта называется правосудием.

Однако и суду, и государству в целом глубоко наплевать на наше мнение, и на все наше аморфное и, я бы сказал, недееспособное «гражданское общество». Нона сей раз я хотел бы обратить внимание гайдпаркеров на одно, существенное противоречие. Это принцип разделения властей, предусмотренный Конституцией РФ и принцип единоначалия. Тем, кто этого понять не способен, продолжать чтение этой статьи - только зря время терять.

Начнем с принципа разделения властей. В ст. 10 Конституции сказано, что государственная власть в РФ осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. И еще что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Сошлюсь на теоретиков права. Они утверждают. что согласно теории разделения властей соединение названных властей в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, при котором невозможна свобода личности. Но кто сказал. что наш уважаемый президент деспот? А коли так, у нас с принципом разделения властей все в порядке.

Продолжим. Чтобы предотвратить возникновение абсолютной власти, ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. Потому что с помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При последовательном проведении в жизнь этого принципа исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой «сдержек и противовесов», что устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование всех органов единого государственного организма. Ну, просто картина маслом!

Теперь несколько слов о принципе единоначалия, который в мою юную в то время голову вбивали ровно три года: с ноября 1963 по ноябрь 1966, когда я в составе войск ПВО защищал воздушные границы одного хлебного города. Так вот, это, как сказано в энциклопедии, такой принцип, когда главные функции и полномочия руководства концентрируются в руках одного лица. Таким лицом в названный период времени для меня, фактически исполнявшего фунции помощника начальника штаба ракетного дивизиона, был начальник штаба майор Лерман Рафаэль Абрамович.

Но ведь государство, как уже говорилось, это типичнейшее учреждение. А одним из признаков учреждения как раз и является единоначалие. И кто же, в самом деле, кроме больных на голову, станет оспаривать тот, на мой взгляд, совершенно очевидный факт, что, если уж есть государство, то должен быть и государь. В Китае – это председатель, в Ливии – лидер революции, в Катаре – шейх, а в большинстве стран, включая Россию, - президент.

Cудебная власть, если верить Конституции России, это одна из ветвей древа государственной власти, у которой, если верить принципу разделения этого древа, единой вершины неь. Но ведь она, в смысле вершина существует! Или президент россии не является главой государства российского?

Так, быть может, нам - членам российского общества стоило бы обсудить идею отделения суда от государства? Так чтобы он более не являлся частью государства, руководителем которого и является президент.

А теперь, пока еще суд не отделен от государства "Российская Федерация", именем которой нас судят "люди в черном", хотел бы поинтересоваться мнением гайдпаркеров, желательно аргументированным,

Продолжается цикл статей об изменении Конституции России ( начало тут ).

Не вызывает никаких сомнений, что суды и прокуратура играют ключевую роль в правоохранительной деятельности государства. Именно от состояния дееспособности правоохранительной системы, в первую очередь, зависит мнение людей о справедливости государства в целом и о состоянии своей (личной) защищенности с точки зрения права.

Если состояние правоохранительной системы оставляет желать лучшего, то и граждане чувствуют свою правовую незащищенность и в целом воспринимают все происходящее в государстве как нечто несправедливое и чуждое им. Думаю, у многих жителей в России сложились именно такие ощущения, отсюда и неуважение к законам и недоверие к действующим властям и их решениям (правовой нигилизм). И это, как раз, связано с тем, что суды, прокуратура и полиция зачастую не защищают права и свободы конкретных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а формально выполняют свою функцию. Иногда решения судов и правоохранительных органов приобретают абсурдные и нелепые черты из-за того, что их принятие продиктовано не законом, справедливостью, здравым смыслом и логикой, а желанием угодить властям или авторитетным околовластным структурам.

Меня, как практикующего юриста, эта тема особенно волнует, так как не понаслышке знаю, что сегодня, в период действия еще старой редакции конституции, защитить права человека ой как не просто. И очень часто вопросы решаются далеко не с помощью закона, хотя на сегодняшний день в ст.120 действующей Конституции есть норма о том, что судьи независимы и подчиняются только закону (эта норма не изменяется в результате поправок).

Что же изменится в полномочиях Президента (как обладателя реальной власти в стране) по отношению к судебной власти и прокуратуре в связи с вносимыми поправками и как изменится соотношение их полномочий по сравнению с тем, что было ранее. Ниже текст поправок в обозначенной части.

1. Из текста поправок (п. «е» ст.83), на первый взгляд, ничего страшного не усматривается: Президент, как и ранее, только вносит предложения (кандидатуры) о назначении судей Конституционного и Верховного судов, их заместителей и судей этих судов (только дополнительно перечислены конкретные должности). А назначение этих судей происходит также Советом Федерации (верхняя палата нашего парламента.).

В ст.128 Конституции в новой редакции про назначение судей тоже существенных изменений не содержит.

Но в чем мне тут видится подвох. Ранее Конституция не содержала положений о том, как именно прекращаются полномочия судей . Эти положения содержались в специальных Федеральных конституционных законах (О судебной системе, О Конституционном Суде Российской Федерации).


В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ. Автором предлагается ряд изменений, направленных на обеспечение независимости судейского корпуса, а также гармонизацию отношений между органами государства при реализации ими предусмотренных законом полномочий.

Ключевые слова: Президент РФ, судебная власть, Конституционный Суд РФ, статус судей, конституционная реформа, предварительный конституционный контроль.

The article deals with the interaction between the President of the Russian Federation and the judiciary, as well as the appointment of judges to the Russian judicial system, the order of termination of powers of judges with an emphasis on the changes introduced by the Russian Federation Law on Amendment to the Russian Federation Constitution of 14.03.2020. The author proposes a number of changes aimed at ensuring the independence of the judiciary, as well as the harmonization of relations between state bodies in the implementation of their powers stipulated by law

Keywords: The President of the Russian Federation, judicial branch, The Constitutional Court of the Russian Federation, status of judges, constitutional reform, preliminary constitutional review.

Вопросы взаимоотношений Президента РФ и органов судебной власти в результате проводимой конституционной реформы необходимо проследить через сферы их взаимодействия, а именно: порядок назначения и отстранения от должности судей судебной системы РФ.

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ и судьи Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя Верховного Суда РФ и судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ [1].

Положение ч. 1 ст. 128 по сравнению с прошлой редакцией Конституции РФ (от 21.07.2014) было конкретизировано указанием на назначение Президентом РФ председателей и заместителей председателей двух высших судебных органов судебной системы РФ. Данные правовые нормы ранее находились в Федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде РФ» (ст. 23) и «О Верховном Суде РФ» (ст. 12, 13).

Указанные изменения, безусловно, демонстрируют особую важность статуса председателей двух высших судов, однако, одновременно на конституционном уровне подчеркивается, что данный вопрос решает глава государства. Именно Президент РФ является тем субъектом права, который может представлять Совету Федерации РФ кандидатуры для назначения на должность судей (в том числе председателей и заместителей) высших судебных органов судебной системы РФ [11, с.26].

Стоит отметить, что процедура назначения на должность судей как Конституционного Суда, так и Верховного Суда РФ достаточно сложная.

Немаловажную роль в данном процессе играет комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Одной из основных задач комиссии является подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах рекомендаций Президенту РФ по представлению в соответствии со статьями 83 и 128 Конституции РФ Совету Федерации Федерального Собрания РФ кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ [5].

Также Президент РФ получает соответствующие заключения от Высшей квалификационной коллегии судей РФ по поводу назначения на должность Председателя, первого заместителя Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда РФ (ст. 17 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») [3].

Далее происходит рассмотрение представленных Президентом РФ кандидатур на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации в Совете Федерации РФ. Важная роль отводится Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре (ст. 174 Регламента Совета Федерации). Назначенным на должность считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа сенаторов РФ [7, с.71].

Таким образом, на процедуру назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ особое влияние оказывает глава государства: он получает заключения и рекомендации от соответствующих органов по конкретным кандидатурам, затем представляет кандидатуры Председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судей высших судебных органов Совету Федерации РФ для назначения указанных лиц на должность. Согласно Регламенту, Совет Федерации может отклонить предложенную Президентом РФ кандидатуру (ч. 6 ст. 175), но обычно такого не происходит, учитывая весомое положение Президента РФ в системе государственных органов, а также влияние на процессы, происходящие в государстве. В любом случае, глава государства не лишен возможности вновь представить отклоненную большинством голосов сенаторов Совета Федерации кандидатуру на конкретную должность.

Представляется важным пересмотр порядка формирования Конституционного и Верховного Судов России. На наш взгляд, необходимо предоставить участие в данной процедуре Государственной Думе РФ. Распределение кадровых полномочий по формированию двух высших судебных органов судебной системы России между Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации позволит обеспечить более высокий уровень независимости статуса судей, а также создаст необходимый баланс в системе разделения властей. Представляется, что предлагаемый новый порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, безусловно, будет способствовать увеличению авторитета Государственной Думы как органа народного представительства.

Учитывая тот факт, что состав Конституционного Суда РФ в связи с конституционными изменениями уменьшен с 19 до 11 членов, и, исходя из привилегированного положения Президента в РФ, предлагаем следующий порядок формирования Конституционного Суда РФ: Президент РФ назначает на должность Председателя, заместителя Председателя и одного судью Конституционного Суда РФ, Государственная Дума и Совет Федерации — по четыре судьи Конституционного Суда РФ. Президент РФ, обе палаты парламента обязаны будут учитывать заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и руководствоваться ими при выборе кандидатуры для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Так, А. Н. Надин считает, что предварительное обсуждение кандидатуры в Государственной Думе следовало бы проводить в отраслевом комитете по аналогии с рассмотрением кандидатуры в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Данная ответственность могла бы быть возложена на Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству [9, с.98]. Аналогичная процедура возможна и в отношении судей Верховного Суда РФ.

Следующим аспектом конституционной реформы, затронувшим статус судей, является нормы п. «е.3» ст. 83 и п. «л» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, где говорится о порядке прекращения полномочий судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и судей апелляционных и кассационных судов.

Президент РФ вносит представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей указанных судов в Совет Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий [8, с.103].

В законопроекте о внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривается изменение ст. 18 данного Федерального конституционного закона. В частности, указывается, что прекращение полномочий судей Конституционного Суда РФ, в том числе, Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, может осуществляться Конституционным Судом РФ, а в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Однако, предусматривается, что прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ Советом Федерации по представлению Президента РФ возможно по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4–7 части первой статьи [6, с. 54].

В соответствии с действующей редакцией закона, прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей. Данный порядок является важной гарантией независимости статуса судей.

По общему правилу, полномочия судьи прекращаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Законодательство предусматривает возможность обжалования судьей в Верховный Суд РФ решения соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 15 ФКЗ «О судебной системе РФ») [2].

Одним из видов дисциплинарного взыскания согласно Закону «О статусе судей в РФ» является досрочное прекращение полномочий судьи [4]. Как указывается в законе, данная мера является исключительной и налагается за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права и (или) процессуального законодательства, настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики (ст. 12.1). Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом [10, с. 60].

На наш взгляд, прерогатива прекращения полномочий судей указанных судов должна быть предоставлена органам судейского сообщества (квалификационной коллегии судей соответствующего уровня). Независимость судебной власти предполагает наличие особого судейского самоуправления. Данные органы должны быть наделены полномочиями по реальному влиянию на судейский корпус.

Таким образом, реализация конституционной нормы, касающейся порядка прекращения полномочий судей, ввиду расплывчатости формулировки вполне может нарушать принципы независимости и самостоятельности судей, предусмотренные ст. 120 Конституции РФ, и, конкретизированные в ФКЗ «О судебной системе РФ», где указано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

Отметим, что в результате внесения изменений в Конституцию РФ Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» произошло существенное изменение во взаимоотношениях между Президентом РФ и органами судебной власти. Во-первых, произошло перенесение на конституционный уровень вопросов о назначении на должности председателей и заместителей председателей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также председателей и заместителей председателей других федеральных судов. Во-вторых, порядок прекращения полномочий судей судебной системы РФ урегулирован на высшем уровне. При этом, значительная роль в процедуре прекращения полномочий судей принадлежит Президенту РФ.

Расширение полномочий Конституционного Суда РФ, безусловно, повысит авторитет данного органа государства и позволит ему оказывать заметное влияние не только на федеральный законодательный процесс, но и на законодательный процесс в субъектах РФ.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  3. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  4. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132–1 (ред. от 05.04.2021) «О статусе судей в Российской Федерации» // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  5. Указ Президента РФ от 04.10.2001 № 1185 (ред. от 17.02.2021) «О комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов» (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов») // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  6. Зорькина В. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В. Д. Зорькина — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 1040 с.
  7. Коршунов Ю. А. Создание апелляционных и кассационных судов: некоторые итоги масштабной реформы // Юридическая наука.- 2019.- № 4. — С. 71–75.
  8. Митюков М. А., Комарова В. В. Конституционный судебный процесс / М. А. Митюков, В. В. Комарова — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 352 с.
  9. Надин А. Н. К вопросу о представительной природе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. // Евразийский юридический журнал. — 2020.- № 8 (147). — С. 98–100.
  10. Серегина О. Л. Перспективы развития арбитражной ветви судебной власти после упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ. // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2019. — № 1 (26). — С. 60–63.
  11. Сравнительное государствоведение / В. Е. Чиркин. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. — 448 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президент РФ, должность судей, Конституция РФ, Совет Федерации, заместитель Председателя, судебная власть, Государственная Дума, судебная система РФ.


Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового фундамента специфики президентского статуса и его места в системе разделения властей. Так как принцип разделения властей представляет собой один из ключевых конституционных принципов организации государственной власти в Российской Федерации, а роль Президента РФ неоднозначна, то это обуславливает научную и практическую значимость темы данной статьи. В статье проводится обзор особенностей взаимодействия Президента РФ с ветвями власти. В результате определена роль главы государства в современной системе разделения властей, а также оценено влияние Президента РФ на функционирование органов государственной власти.

Ключевые слова: разделение властей, Президент РФ, Конституция РФ, законодательная власть, исполнительная власть, судебная система.

The main distinctive feature of the constitutional and legal status of the President of the Russian Federation is that He has broad powers over the legislative, Executive and judicial branches of government. The article covers an overview of the legal Foundation of the specifics of the presidential status and its place in the system of separation of powers. Since the principle of separation of powers is one of the key constitutional principles of the organization of state power in the Russian Federation, and the role of the President of the Russian Federation is ambiguous, this determines the scientific and practical significance of the topic of this article. The article reviews the features of interaction between the President of the Russian Federation and the branches of government. As a result, the role of the head of state in the modern system of separation of powers is defined, and the influence of the President of the Russian Federation on the functioning of state authorities is evaluated.

Keywords: separation of powers, President of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, legislative power, executive power, judicial system.

Цель предпринятого автором исследования заключается в решении вопроса определения статуса и полномочий Президента РФ в системе разделения властей. В качестве объекта проведенного исследования выступают конституционные положения, нормативные правовые акты, регулирующие принцип разделения властей в России и место Президента РФ в системе органов государственной власти.

Актуальность и новизна проведенного исследования обусловлена тем фактом, что на сегодняшний день в отечественной юридической науке остаётся нерешенным один из фундаментальных вопросов — о статусе Президента Российской Федерации в системе разделения властей. Согласно конституционным нормам, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную и каждый из органов государственной власти только отчасти обеспечивает действие Конституции РФ. В свою очередь, Президентом РФ должно обеспечиваться положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования.

При этом, с точки зрения конституционного регулирования, Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, обладая широкими полномочиями в отношении каждой из них. Другими словами, считаем, что природа президентской власти в российской Конституции прописана недостаточно четко, с чем соглашаются многие авторитетные правоведы. Некоторые ученые, к примеру М. В. Баглай [4, с. 156], признают, что президентская власть не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной. Другие, например, С. А. Авакьян [3, с. 72], считают полномочия Президента РФ исполнительно-распорядительными, третьи, в частности В. Г. Стрекозов [6, с. 62], — рассматривают статус главы государства исключительно в контексте неразрывной связи с исполнительной ветвью власти.

Основная часть. На практике реализация принципа разделения властей обусловлена установлением правовых норм и возникновением особых правоотношений, направленных на регламентацию взаимодействия органов государственной власти [5, с. 45].

Определяя место Президента РФ, необходимо обратиться к статьям Конституции РФ, которые регулируют функционал и полномочия главы государства по отношению к другим ветвям власти.

По отношению к судебной власти можно отметить, что Президент РФ оказывает непосредственное влияние только на кадровый состав судей, что регламентировано п. «е» ст. 83 Конституции РФ [1]. В частности, Президент РФ имеет право представлять для назначения Федеральным Собранием РФ кандидатуры на посты судей Конституционного и Верхового Судов РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей, а также назначить судей иных судов федерального уровня. Другими словами, уровень вмешательства Президента РФ в функционирование судебной системы достаточно ограниченный.

Немногим более существенен объем полномочий главы государства при взаимодействии с законодательными органами государственной власти. Так, согласно п. «г» ст. 84 Конституции РФ, ее гарант имеет право выступать с законодательной инициативой путем внесения законопроектов в Государственную Думу РФ. Также, в соответствии со ст. 84 основного закона, его компетенция предусматривает право подписания и обнародования федеральных законов при возможности применения вето.

Необходимо указать, что по отношению к законодательной ветви власти, по п. 4 ст. 111 Конституции РФ, главным полномочием Президента РФ является имеющаяся возможность роспуска Государственной Думы РФ, что непосредственно утверждает его статус органа, имеющего возможность контролировать законодательную государственную власть.

Но наиболее широким кругом полномочий обладает Президент РФ по отношению к исполнительной ветви власти, поскольку, согласно п. «а», «д» ст. 80 Конституции РФ, непосредственно принимает участие в формировании кадрового состава Правительства РФ. Также, в соответствии с п. 3 ст. 115 основного закона, глава государства обладает правом отмены принятых Правительством РФ постановлений и распоряжений, в случае их противоречия действующему законодательству.

Президент РФ имеет полномочия, согласно п. «б» ст. 83 Конституции РФ, председательствовать на заседаниях Правительства РФ, то есть в указанном статусе определять основные направления деятельности этого органа, то есть непосредственно оказывать значительное влияние на функционирование органов, принадлежащих ветви исполнительной государственной власти.

Таким образом, исследование установленных в основном законе норм, определяющих круг полномочий главы государства и показывающих его место в системе разделения властей, дает основание полагать, что Президент РФ напрямую не отнесен Конституцией РФ ни к одной из существующих ветвей государственной власти России. Имея некоторые рычаги влияния на ветви власти, стоит отметить, что предусмотренные инструменты воздействия Президента РФ не ставят органы власти под полную зависимость от главы государства.

Заключение. Оценивая место Президента РФ в российской системе разделения властей, можно сделать вывод о его особой роли. Несмотря на то, что главу государства полноценно нельзя отнести ни к одной ветви государственной власти, он все же оказывает значительное влияние на обеспечение их согласованного функционирования.

Считаем, что Президент РФ является самостоятельным органом власти, призванным контролировать и координировать деятельность остальных ветвей власти. Сказанное обуславливает возможность отнесения главы государства к четвертой ветви власти.

Следовательно, на основе этого вывода систему разделения властей в России можно представить в виде четырёх ветвей, одной из которых является президентская, осуществляющая как прямое, так и косвенное влияние на остальные ветви, одновременно выполняя контрольные и координационные функции.

При этом отметим, что в связи с готовящимися поправками в Конституцию РФ [2], возможно изменение принципа разделения властей в России и значительное укрупнение полномочий главы государства. В случае утверждения поправок в основной закон Президент РФ организационно сможет руководить работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Считаем, что этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 101-й главы Конституции РФ.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 22.04.2020).
  2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 22.04.2020).

3. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 786 с.

4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. — 768 с.

5. Лебединцев, И. Д. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий / И. Д. Лебединцев // Общество, экономика, управление. — 2018. — Том 3. — № 1. — С. 45–51.

6. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. — М. Юрайт, 2020. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Президент РФ, Конституция РФ, ветвь власти, система разделения властей, глава государства, место Президента РФ, принцип разделения властей, Российская Федерация, Россия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: