Почему железная дорога в россии является государственной собственностью

Обновлено: 06.05.2024

1.1. Положение о порядке отчуждения имущества ОАО "РЖД" в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами "Об акционерных обществах", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" и от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Приказом ОАО "РЖД" от 9 июля 2004 г. N 100 "О порядке управления и распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД".

1.2. Положение определяет основания и процедуру отчуждения имущества ОАО "РЖД" в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - собственность публично-правовых образований).

1.3. В соответствии с настоящим Положением в собственность публично-правовых образований могут быть отчуждены находящиеся в собственности ОАО "РЖД" объекты недвижимого и движимого имущества, которые в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут находиться в собственности соответствующих публично-правовых образований, в т.ч. имущественные комплексы, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, путепроводы, объекты, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, иные объекты инженерной инфраструктуры, жилые и нежилые помещения, а также земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимого имущества; транспортные средства, оборудование и другие объекты (далее - объекты имущества ОАО "РЖД").

Объекты имущества ОАО "РЖД", ограниченные в обороте в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", не могут быть отчуждены в порядке, установленном настоящим Положением.

1.4. Объекты имущества ОАО "РЖД", закрепленные на праве оперативного управления за негосударственными ОАО "РЖД", могут отчуждаться в собственность публично-правовых образований на основании решений ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.5. Основными критериями, определяющими целесообразность, способ и условия отчуждения объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований, являются:

- отсутствие производственной необходимости дальнейшего использования объекта имущества ОАО "РЖД";

- отнесение объекта имущества ОАО "РЖД" к объектам социального и культурно-бытового назначения, необходимым для функционирования публично-правовых образований и обременяющим производственно-технологический процесс работы железнодорожного транспорта ОАО "РЖД".

2. Основания и условия отчуждения объектов имущества

ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований

2.1. Отчуждение объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований осуществляется на основании решений ОАО "РЖД" и решений филиалов ОАО "РЖД", принимаемых уполномоченными лицами в порядке, установленном настоящим Положением.

В соответствии с указанными решениями с объектами имущества ОАО "РЖД" могут совершаться следующие сделки:

- договор купли-продажи без проведения их рыночной оценки и без проведения конкурса;

- договор дарения (пожертвования).

2.2. К исключительной компетенции президента ОАО "РЖД" относится принятие решений об отчуждении имущественных комплексов в собственность публично-правовых образований по договорам дарения (пожертвования), кроме случаев, указанных в пункте 2.4 настоящего Положения.

2.3. Старшим вице-президентом ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы стратегического планирования и развития, по согласованию с вице-президентом ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы здравоохранения и социальные вопросы, принимаются решения об отчуждении объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", являющихся объектами здравоохранения, культуры и спорта, и относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры в собственность публично-правовых образований по договорам купли-продажи, без проведения торгов, по цене не ниже остаточной балансовой стоимости отчуждаемого объекта (объектов) недвижимого имущества с учетом налога на добавленную стоимость и относящихся к ним земельных участков, принадлежащих ОАО "РЖД" на праве собственности, при условии, что в совершаемых сделках публично-правовые образования берут на себя бессрочные обязательства по сохранению назначения отчуждаемых объектов и предоставлению работникам железнодорожной отрасли права пользоваться указанными объектами на льготной или безвозмездной основе.

2.4. Руководителями филиалов ОАО "РЖД" принимаются решения об отчуждении:

1) объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", являющихся объектами здравоохранения, культуры и спорта, которыми наделен соответствующий филиал ОАО "РЖД", а также относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры в собственность публично-правовых образований по договорам купли-продажи, без проведения торгов, по цене, определенной с учетом отчета независимого оценщика, аккредитованного ОАО "РЖД", о рыночной стоимости отчуждаемого объекта (объектов) недвижимого имущества (но не ниже остаточной балансовой стоимости).

Указанное положение не распространяется на объекты недвижимого имущества, расположенные:

в населенных пунктах, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

на территориях Московской, Ленинградской областей, Щербиновского, Ейского, Каневского, Приморско-Ахтарского, Славянского, Темрюкского, Туапсинского районов и в городах Анапе, Геленджике, Новороссийске и Сочи Краснодарского края, Москве и Санкт-Петербурге;

2) объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", относящихся к объектам инженерной инфраструктуры, жилых домов, жилых помещений, а также объектов движимого имущества, которыми наделен соответствующий филиал ОАО "РЖД", в собственность публично-правовых образований по договорам купли-продажи, без проведения торгов, и по договорам дарения (пожертвования).

2.5. В случае, когда объект недвижимого имущества, отчуждаемый в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения, расположен на земельном участке, собственником которого является ОАО "РЖД", на основании соответствующего договора купли-продажи или дарения (пожертвования) вместе с объектом отчуждается в собственность публично-правового образования и земельный участок, занятый объектом и необходимый для его использования.

В случае продажи объектов недвижимого имущества, отчуждаемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения, в цене объекта, определенной с учетом отчета независимого оценщика, аккредитованного ОАО "РЖД", о рыночной стоимости отчуждаемого объекта (объектов) недвижимого имущества, должна быть также учтена рыночная стоимость отчуждаемого одновременно с объектом земельного участка, занятого объектом и необходимого для его использования.

В случае продажи объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения по остаточной балансовой стоимости земельный участок, занятый отчуждаемым объектом и необходимый для его использования, продается по цене не ниже его балансовой стоимости.

3. Процедура отчуждения объектов имущества ОАО "РЖД"

в собственность публично-правовых образований

3.1. Предложения об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований вносятся:

- органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД";

- филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД";

- негосударственными учреждениями ОАО "РЖД";

- иными заинтересованными лицами.

3.2. Обращения с предложениями об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований направляются в Департамент управления имуществом и организационных структур.

Для подготовки проекта решения об отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" Департамент управления имуществом и организационных структур рассматривает следующие документы, представляемые балансодержателем:

- заключение балансодержателя об отсутствии производственной необходимости дальнейшего использования объекта имущества ОАО "РЖД", обоснованное в т.ч. данными о его техническом состоянии (годе постройки, проценте износа, необходимости ремонта и т.д.), затратах на его содержание за предшествующий обращению год и сумме уплаченных налогов, а также предложения балансодержателя об условиях возможного отчуждения объекта имущества ОАО "РЖД";

- копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества ОАО "РЖД";

- копии документов технического учета объекта недвижимого имущества ОАО "РЖД" (технического паспорта, поэтажного плана и экспликации);

- копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества ОАО "РЖД";

- копию кадастровой карты (плана) земельного участка под объектом недвижимого имущества ОАО "РЖД" или части земельного участка под указанным объектом;

- справку о балансовой стоимости объекта имущества ОАО "РЖД";

- сведения об отнесении объекта имущества ОАО "РЖД" к объектам, ограниченным в обороте в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

- сведения об обременении объекта имущества ОАО "РЖД" с приложением копий соответствующих документов;

- документ, подтверждающий согласие публично-правового образования с предлагаемыми ОАО "РЖД" условиями отчуждения объекта имущества ОАО "РЖД";

- договор об отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования, акцептованный принимающей стороной по договору.

Департаментом управления имуществом и организационных структур могут быть дополнительно затребованы у балансодержателя объекта имущества ОАО "РЖД" также иные документы и сведения.

Земли железнодорожного транспорта находятся в собственности РФ или могут быть в собственности субъектов РФ и муниципальных образований (например, если ж/д дорога регионального или местного значения)? Могут ли они сейчас предоставляться государственным унитарным предприятиям или только РЖД?

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ предусматривает, что имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 1). Это законодательное предписание в равной мере относится к землям железнодорожного транспорта, поскольку земельные участки согласно предписаниям Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 130) признаны недвижимым имуществом (недвижимостью).

Здравствуйте! Согласно статьи 90 земельного кодекса Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. РФ

Извините, но сначала была только первая часть вопроса, что касается оставшейся части, если ГУП осуществляет свою непосредственную деятельность в области транспорта и ему непосредственно нужен земельный участок для эксплуатации объекта транспорта, то ему может быть предоставлен земельный участок, никакой монополии на деятельность РЖД не имеется. Также земельный участок может быть не только федеральным, но и собственностью субъекта РФ или органа местного самоуправления

На основании ст. 17 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003г.N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта":

-Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются ФЕДЕРАЛЬНОЙ собственностью.

-Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.


Согласно ст.2 ФЗ от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» к землям железнодорожного транспорта относятся земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Запрета на предоставление вышеуказанных земель в пользование государственным унитарным предприятиям в действующем законодательстве нет.

Успех с оговорками

Нет у нас более успешной за рубежом несырьевой компании, чем наш монопольный перевозчик ОАО «РЖД». Доходы нашего монополиста от зарубежного бизнеса превышают 500 миллиардов рублей в год — для сравнения, это более 2% от доходов федерального бюджета России или годовой бюджет Азербайджана. Русские железнодорожники работают по всему миру: реконструируют участки панъевропейского транспортного коридора и железные дороги Индии, прокладывают туннели в Северной Корее и электрифицируют трассы Ирана, на условиях концессии управляют дорогами Армении и Монголии.

Железные дороги Кубы — это и вовсе сплошная Россия. Звучат непереводимые русские железнодорожные идиомы в Таиланде и Саудовской Аравии, в Бразилии и Индонезии, запущена первая скоростная дорога в Израиле, надеемся возобновить работу в Ливии, есть тесные организационно-финансовые связи с рельсами и шпалами Белоруссии и Казахстана. Ведутся переговоры со Словакией, Австрией, Японией, Словенией.

Есть, правда, два неприятных нюанса.

Во-первых, существенная часть этих проектов осуществляется на российские кредиты. То есть некое государство берёт деньги в нашем банке (всегда государственном) и платит их нашим железнодорожникам. А банку отдаст когда-нибудь потом, причём в случае, например, с Кубой или КНДР есть абсолютная уверенность, что «потом» не наступит. Такая вот сомнительная благотворительность.

Конспирация 80 lvl

Итак, какую же схему подготовило наше правительство?

  • РЖД, которые упорно называют себя ОАО, несмотря на то что такая организационно-правовая форма упразднена, находятся в стопроцентном владении государства.
  • Крымская железная дорога — ФГУП, находящееся в собственности России и управляющееся Федеральным агентством железнодорожного транспорта («Росжелдором»).
  • Дивиденды единственному акционеру ОАО «РЖД» предлагает выплатить вагонами. Они перейдут из собственности государственного АО в собственность государства.
  • Государство передаст эти вагоны Крыму, и они перейдут из собственности государства в собственность государственного ФГУП.

Гениальная комбинация! Профессор Мориарти просто отдыхает, англосаксонский Шерлок разводит руками. РЖД остаются белыми и пушистыми, не попадая под санкции.

Тут уместно вспомнить, что в «полностью российском» Крыму не работают «большие» сотовые операторы (есть МТС, но там утверждают, что сигнал просто случайно достаёт из Краснодарского края), не работают федеральные банки, сюда не летают многие авиакомпании. То есть режим санкций работает, и в каком бы патриотизме ни клялись топ-менеджеры олигопольной бизнес-верхушки, Крыма они боятся, как чёрт ладана. Вот теперь и РЖД продолжают ту же игру в самолётики под кроватью.

Меньшее из зол

Нельзя забывать, что РЖД являются крупнейшим работодателем России, и немалая часть сотрудников прямо или косвенно занята на международных проектах. Нам точно нужно отобрать работу у этих людей? На вопрос, что выше — национальная гордость или экономика, — легко отвечать на митингах и очень сложно в режиме реального принятия решений. Да, эти проекты, как мы показали выше, по факту убыточны для страны (но не корпорации), и, конечно, хотелось бы, чтобы Счётная палата, полномочия которой на днях существенно расширит президент, дала им свою оценку. Но никакая палата не подсчитает ту позитивную роль, которую играет сам факт присутствия технологичной российской компании во многих странах мира. Это и база для дальнейшего многолетнего сотрудничества (за РЖД приходит «Трансмашхолдинг» со своими вагонами), и плацдарм для компаний из других отраслей, и вклад в имидж страны.

Но мы поставлены в такие условия, при которых проход поезда с логотипом РЖД через Крымский мост автоматически вышвырнет компанию из множества сделок и закроет двери для новых. Американских санкций боятся не только в Европе — при таком развитии событий индийские, бразильские, саудовские контракты можно будет считать потерянными.

И последнее. В названии нашего монополиста присутствует слово «Российские». То, что он активно участвовал в строительстве электрифицированной железной дороги Тель-Авив — Иерусалим, это очень круто, правда. Хотелось бы спросить, когда он поучаствует в электрификации дороги Ульяновск — Сызрань, которая откладывается десятилетиями.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Прежде всего, речь идёт о деятельности холдинга "Российские железные дороги" (РЖД). Но если весной дополнительные поезда как-то справлялись с возросшим потоком пассажиров, то летом пришло время отпусков. Из года в год РЖД запускает особые поезда для перевозки отдыхающих на курорты. Обслуживающие эти маршруты составы порой вызывают нарекания пассажиров – но летом 2022 года ситуация вышла из-под контроля.

Поезд на Аушвиц

И тут-то Ольга с удивлением выяснила, что билеты в долгое путешествие от РЖД стоят дороже, чем быстрый перелёт. Денег от сданных авиабилетов хватило только в плацкартный вагон поезда "Киров – Адлер". Девушка ездила поездом около 20 лет назад и искренне надеялась, что сможет хотя бы спокойно полежать всю дорогу и занять время тихим досугом вроде чтения. Однако реальность оказалась совершенно другой:

На верхней полке сидеть оказалось невозможно, только лежать. Но с моим ростом лежать тоже невозможно. Узкий, короткий лежак, ноги деть некуда, приходится в проход их высовывать. Передвигаться по полке можно только, как по полю боя, ползком.

Постельное белье с пятнами, хотя дали его в герметичном пакете. Система вентиляции работает так, что все попутчики летом закутались в шерстяные одеяла. Когда все прикорнули под гул вентиляции, увиделось, что мы, словно пленники Аушвица, нас как в лагерь везут. Прошлась по вагону, все люди в искорёженных позах, независимо от локации размещения.

Вагон – убогое пространство, за которое я заплатила деньги, чтоб проехать и испортить здоровье. Даже пройтись некуда, "пленники" прикованы к месту. Про туалет промолчу. Думаю, вы понимаете, как он выглядит. Мне кажется, в таких условиях надо провозить бесплатно или как аттракцион для острых ощущений. Когда к людям будут относиться с уважением? Где все разрекламированные новые поезда?

Это лишь небольшой фрагмент пространного отзыва, одного из сотен и тысяч негативных откликов, которые лавиной появляются на различных порталах с впечатлениями о предоставлении услуг.

В большом количестве их стали писать именно такие пассажиры, как Ольга, – русские люди годами не ездили по железной дороге и где-то в глубине души искренне надеялись, что в этой сфере жизни наступят позитивные перемены. Это же показывали и многочисленные рекламные материалы РЖД. Тем ужаснее оказалось истинное положение вещей.

Проклятье дополнительных рейсов

Как рассказал Царьграду председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, проблемы с поездами на южных направлениях достаточно традиционны и повторяются из года в год:

Самая многочисленная жалоба – неработающие кондиционеры, которые изначально отсутствуют в некоторых вагонах старого образца. Путь от Москвы на юг России в среднем занимает от 20 до 30 часов, это очень критично для людей в условиях жаркой погоды.

Почему РЖД после многократных обещаний повысить уровень комфорта выводят на линию старые вагоны, Царьграду пояснил председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Резервных вагонов у РЖД сейчас фактически нет. Всё, что можно было, поставили на южное направление. Если обратить внимание на перевозки по Сибири и северу России – там, наоборот, сократилось количество рейсов, всё, что можно, перекинули на юг. Но там хотя бы самолёты летают.

По словам эксперта, именно этим и вызвано появление в подвижном составе устаревших вагонов, на которые особенно сильно жалуются пассажиры в 2022 году. Однако отсутствием элементарных условий комфорта дело не ограничивается!

Вторая жалоба – высокие цены на проезд. По сравнению с 2021 годом они значительно выросли. Да, в общем-то, билетов в кассах часто нет – потому что поездов не хватает,

– напоминает Илья Зотов, замыкая тем самым порочный круг РЖД. 2022 год запомнится как период настоящего коллапса отечественных железнодорожных перевозок. Некоторые скажут, что такое положение вещей – результат экстраординарных обстоятельств, связанных со спецоперацией, и кризиса в транспортной сфере. Но экономические показатели РЖД говорят об обратном.

Деньги текут рекой

В марте этого года представители РЖД отчитались, что за 2021 год чистая прибыль РЖД по РСБУ выросла более чем в 66 (!) раз и составила 18,8 миллиарда рублей.

В 2021 году происходил восстановительный рост экономики. В частности, произошёл рост объёмов грузовых (+3,2 % к 2020 году) и пассажирских (+20,8 % к 2020 году) перевозок. Также благодаря проводимой работе, направленной на рост внутренней эффективности и оптимизации затрат в 2021 году рост удельной себестоимости РЖД сложился ниже уровня инфляции, что положительно повлияло на финансовые показатели,

– отчитались в пресс-службе компании. При этом доходы от курсовых разниц составили 25,3 миллиарда рублей. Общая выручка РЖД за 2021 год достигла астрономической суммы в 1,96 триллиона рублей, это на 8,3% выше показателей 2020 года. Но на что фактически тратились значительные суммы из этих объёмов?

Что ж, возьмём личный доход генерального директора – председателя правления ОАО "РЖД" Олега Белозёрова, который за год превысил 193 миллиона рублей. Но это только вершина пирамиды – так, приближённый к руководству начальник департамента РЖД в месяц получает более 4 миллионов рублей. Всего сопоставимых с ним должностей в РЖД несколько десятков, а сумма на содержание "высшего класса" приближается к миллиарду.

Наглядно видно, как сверхдоходы идут на бонусы топ-менеджерам, а не на обеспечение русских людей достойным транспортом.

Выход из тупика

Эксперты сходятся во мнении, что катастрофическую ситуацию с железнодорожными перевозками РЖД в данный момент решить просто неспособно: у холдинга нет в запасе дополнительного оборудования. Приходится кормить многочисленных интересантов "завтраками".

– отметил Илья Зотов. При этом Кирилл Янков добавил, что сейчас на ряде заводов производятся новые вагоны, но речь идёт о создании продукции в рамках долгосрочных программ, сверхпланово для удовлетворения новых запросов её поставить не смогут.

Существует и ещё одно решение проблемы – ускорение времени перемещения по железной дороге. Но технически ускорить поезда без больших вложений в инфраструктуру невозможно.

Есть и другая сторона в этой ситуации. Порой маршруты прокладываются с учётом дефицита подвижного состава, но они не очень удобны пассажирам, это вызывает дополнительные логистические трудности. Чтобы их преодолеть, в стране нужно ускорять производство локомотивов и наращивать число маршрутов.

Пока же, по словам Кирилла Янкова, РЖД отказывает грузоотправителям, чтобы пустить по рельсам как можно больше пассажирских поездов и тем самым преодолеть хотя бы кризис с дефицитом билетов.

В итоге плохо всем – пассажиры остаются неудовлетворёнными, объёмы грузоперевозок падают. Между тем это могут быть срочные грузы для нужд СВО и пострадавших от украинской агрессии, а среди пассажиров поездов южных направлений есть и военнослужащие, которые спешат на передовую или, наоборот, возвращаются отдохнуть после выполнения боевых задач.

Что с того?

На днях Царьград отправил в РЖД официальный запрос о положении дел на железных дорогах страны, и особенно ситуации с добавочными поездами. Без сомнения, тема получит продолжение, когда холдинг сформулирует ответ на вопросы, волнующие множество пассажиров по всей России.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Министерство финансов России продолжает кампанию по пополнению российского бюджета любой ценой. Государство уже сейчас забирает себе более трети дохода страны, но для реализации дорогостоящих социальных программ, типа повышения пенсионного возраста, этого мало. Поэтому министр финансов Антон Силуанов зорко смотрит по сторонам в поиске непрофильных активов, которые можно продать.

Компания, которая не платит

ОАО РЖД (открытые акционерные общества в России официально уже не существуют, но РЖД упорно называют себя именно так) – стопроцентно государственная компания, естественный монополист с огромными оборотами. Идея как-то продать её (вернее, «привлечь частных инвесторов») обсуждается в правительстве с 2005 года. Действительно, что теряет государство? Сохраняя 75% или более акций, оно оставляет за собой возможность провести абсолютно любые решения. Минус лишь в том, что приходится делиться с миноритариями прибылью в виде дивидендов, но в наших условиях этого минуса нет, поскольку РЖД вообще ничего не платят своему единственному акционеру – только потребляют. В трёхлетний бюджет заложены поступления от монополии, но в её собственные планы – нет.


Существует правило, согласно которому 50% прибыли государственных компаний (тех, где Россия контролирует 50% + 1 акцию или более) должно выплачиваться в виде дивидендов. С большим количеством оговорок и льгот основные корпорации это правило выполняют. РЖД – нет. Удалось, правда, уговорить компанию заплатить по итогам 2019 года… старыми вагонами, которые поедут в Крым, куда сами РЖД, опасаясь санкций, заходить отказались.

Если ранее, говоря о приватизации РЖД, имелось в виду исключительно пополнение бюджета, то на сей раз в Министерстве финансов заговорили об экономии. И на ком! Не на нас с вами, а на руководстве государственной компании! Если акции будут выставлены на биржу, у них появится рыночная цена, а значит, зарплату и бонусы топ-менеджмента можно будет привязать к этому показателю.

То есть правительство, имея абсолютную власть над РЖД, на полном серьёзе раздумывает, как же заставить корпорацию платить деньги и как снизить размеры зарплат её руководителей. Именно ради этого предлагается выставить на продажу 5-10% акций.

Ползучая приватизация

Несмотря на то что 100% акций РЖД принадлежат государству, на самом деле содержания в этих ста процентах постепенно становится всё меньше. Компанию потихоньку приватизируют, не выставляя на рынок, а выделяя из неё в отдельные компании наиболее прибыльные направления и затем продавая уже их. Только что реализован «Трансконтейнер», причём за вполне увесистые 60 млрд рублей. Аукцион выглядел честным – на нём проиграли такие тяжеловесы, как Роман Абрамович и Владимир Лисин, кстати, владеющий ещё одной выделенной из РЖД «Первой грузовой компанией».

Давно уже нет доли РЖД в Центральной пассажирской пригородной компании, катающей москвичей и «замкадышей» на собственных и арендованных у тех же РЖД электричках. То есть ползучая приватизация РЖД всё равно идёт. Правда, конкуренции, под знаком которой её проводят (в первую очередь между перевозчиками грузов), на наших железных дорогах всё равно не видно.

Вряд ли правительство вообще питает какие-то иллюзии относительно Олега Белозёрова и его настроя на конкуренцию. Прямо перед своим назначением в РЖД он, например, в один голос с арестованным ныне министром Михаилом Абызовым продвигал идею выдачи подряда на установку систем взвешивания тяжелых автомобилей по всей стране без конкурса. РЖД неплохо конкурирует на внешних рынках с другими подрядчиками, но внутри страны никакого сопротивления не потерпит. И раз Олег Валентинович остаётся на своём месте, значит он устраивает наше правительство.


Олег Белозёров. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Спиной к России

Слово «приватизация» в России имеет однозначно негативную коннотацию, но на самом деле ничего плохого в частном бизнесе, в том числе и возникшем на месте государственного, нет. Частные железные дороги тоже – отнюдь не экзотика в развитых странах. Важно лишь помнить, что если у госкомпаний предполагается социальная ответственность, то у частных она бывает лишь приятным исключением из правил.

Встаёт вопрос: если даже сейчас РЖД выглядит не столько российской, сколько антироссийской компанией, что будет в случае её приватизации, ибо где 5%, там и 10, 20, 40? Будучи формально государственным, АО РЖД не развивает отдалённые уголки страны, проводя туда транспорт, наоборот: корпорация уничтожает трассы, проложенные её предшественниками (мартиролог можно посмотреть на страницах энтузиастов), зато в изобилии строит дороги для вывоза природных ресурсов из страны. При этом за границей российские железнодорожники ведут массу прекрасных проектов, но внутри России их энтузиазм почему-то исчезает. Обновление дорог ведётся в первую очередь там, где они и без того есть – на трассах Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ярославль – Санкт-Петербург (здесь идёт грузовой трафик между двумя столицами).

Более того, именно министр финансов Антон Силуанов, пытающийся сейчас через акционирование «раскулачить» Белозёрова, категорически отказывается выделять деньги на «бесперспективные» дороги. Вместо того чтобы спасать отдалённые уголки инфраструктурой, мы оставляем их умирать. Потому что в спасении «нет экономики». «Экономика», судя по всему, есть в том, чтобы построить один мегаполис от Москвы до Петербурга, а всё содержимое остальных территорий продать в Европу и Китай. Ну и не забыть проспонсировать Белоруссию и Кубу.

Чтобы ограничить зарплату руководителей, не нужно никаких сложных биржевых телодвижений.

Чтобы заставить РЖД платить дивиденды, достаточно приказать это сделать.

Приватизация части РЖД даст единовременную подпитку бюджета, но ещё более отдалит компанию от её истинного предназначения – развития России, а не российского сырьевого экспорта.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: