Почему военные суда серого цвета

Обновлено: 24.04.2024

В эпоху парусников, никто в целом и занимался всерьез вопросами маскировки своих судов. В лучшем случае их окраска способствовала различению кораблей на расстоянии по принципу «свой-чужой». Малая скорость хода, несовершенство прицельных приспособлений и недальнобойность морских орудий делали маскировку в общем-то делом ненужным. В крайнем случае, для ночных рейдов закрашивали паруса, однако все это было эпизодически, редко и никакой системности не имело.

Развитие защитной окраски кораблей

Во времена Крымской войны, в 1854 г., в целях достижения скрытности русских канонерских лодок на Балтийском море, их стали красить в серо-голубой цвет, приближающийся к цвету шхер. Это был первый известный случай организованной маскировки кораблей. Вскоре этот метод переняли и англичане.

Маскировочная окраска применялась на русском флоте и во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Действовавшие против турок миноноски «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Сухум-Кале» были окрашены светло-зеленой краской под цвет морской воды. Однако полученному в результате этих войн опыту по маскировке кораблей значения придано не было, и он вскоре был забыт.

Только этим можно объяснить, что во время русско-японской войны 1904— 1905 гг. русские корабли были окрашены в черный цвет и имели высокие желтые трубы. Такая окраска прекрасно различалась на большом расстоянии и, бесспорно, сыграла отрицательную роль в Цусимском сражении. Японцы же, отлично учитывая фактор видимости, окрасили свой корабли в тёмно-серый цвет, близкий к цвету морской воды в тех районах.

До наших дней сохранились приказы адмирала Степана Осиповича Макарова, в которых он отмечает роль окраски кораблей и требует их маскировки. Когда японцы заняли Высокую гору в Порт-Артуре и получили возможность наблюдать внутренний рейд, то именно благодаря влиянию адмирала Макарова корабли, стоявшие на рейде, были окрашены в зеленовато-серый цвет. В то же время во владивостокском отряде крейсера еще раньше были окрашены в темный зеленовато-серый цвет, а миноносцы — под цвет песчаного побережья, возле которого они стояли.

Русскому флоту принадлежит также приоритет в применении неравномерной защитной окраски кораблей — более темной окраски корпуса и более светлой надстроек и труб. Этот способ применяется теперь на всех флотах для окраски кораблей в мирное время. В русском флоте такая окраска была введена еще в 1912 г. циркуляром штаба командующего Балтийским флотом.

В иностранных флотах также постепенно стали переходить на защитную окраску кораблей, — в германском флоте в конце XIX века, во французском, итальянском и австрийском в период 1908—1910 гг. Английские корабли вплоть до 1914 г. сохраняли окраску корпусов в черный цвет, а надстроек в коричневатый, и только в 1914 г. англичане перекрасили крейсера и линейные корабли в тёмно-серый цвет, а остальные корабли — в черный.

Таким образом, к Первой Мировой войне 1914—1918 гг. на всех флотах мира установилась окраска боевых кораблей в серые тона. Такая окраска преследовала цель уменьшить видимость кораблей при ведении артиллерийского боя.

Камуфляж кораблей

Следующим крупным шагом в морской маскировке было введение камуфляжа кораблей. Причиной его появления явилось применение подводных лодок, способных незаметно подойти на близкое расстояние к кораблю для нанесения торпедного удара. Следовательно, надо было искать способы затруднить противнику ведение торпедных атак.

Идея камуфляжа заключалась уже не в уменьшении видимости кораблей, что не дало бы результатов на малых дистанциях боевых столкновений, а в искажении вида корабля и элементов его движения (курсового угла, скорости, дистанции до него), знание которых необходимо для расчета торпедной атаки.

Весной 1915 г. севастопольский художник Шпажинский предложил русскому морскому ведомству особую раскраску кораблей, которую он назвал «иллюзорной». По идее Шпажинского такая окраска должна была затруднить оценку дистанции корабля. Тогда же по его методу были окрашены старый броненосец Черноморского флота «Синоп» и несколько позднее, на Балтийском флоте, крейсера «Кондор» и «Беркут». Окраска имела характер правильных чередующихся в шахматном порядке светлых и темных пятен, прямых полос, треугольников и т. д.

Поставленной задачи, «камуфляж Шпажинского» не решал — правильность чередования пятен, как показала практика, совершенно не затрудняла наблюдения и флот её не принял.

Иллюзорная окраска по методу Шпажинского

Иллюзорная окраска по методу Шпажинского

В 1916 г. к методу Шпажинского возвращались несколько раз, но особых результатов добиться не удавалось, в результате чего всю войну русский флот камуфляжа не имел.

В 1917 г. в Англии под влиянием развернутой немцами неограниченной подводной войны были начаты работы по камуфляжу кораблей. Новые предложения были довольно примитивны. Например, на корабле накрашивались линии, имитирующей морские Волны.

имитация морской волны в камуфляже

имитация морской волны в камуфляже

Во второй половине 1917 г. нашли широкое применение предложения лейтенанта морского резерва художника Нормана Вилькинсона, который поставил целью своих окрасок искажение курсового угла. Резкие контрасты и сильно искажающие пятна этих окрасок были хорошо видны на далеком расстоянии, но крайне затрудняли определение курса корабля, и вскоре камуфляж по системе Вилькинсона был распространен на весь торговый флот, а затем и на английские боевые корабли.

К сожалению, эффект камуфляжа Вилкинсона был обоюдоострым — хотя курс корабля определить было действительно проблематично, однако заметить расцвеченное яркими полосами судно не составляло теперь никакого труда.

Камуфляж по способу Вилькинсона

Камуфляж по способу Нормана Вилькинсона

К концу Первой мировой родился компромисс — на кораблях стали применять краски защитных тонов, но узор наносили так, что при наблюдении за ним, контуры надстроек корпуса, орудийных башен и всего силуэта искажались. Эту схему корабельной маскировки приняли повсеместно и с той или иной вариацией, продолжают использовать до наших дней.

пример

пример «правильного» морского камуфляжа

В межвоенный период с 1918 по 1937 г.г. интерес к камуфляжу понизился, корабли были вновь окрашены одноцветной серой краской, и создавалось впечатление, что с окончанием войны камуфляжем кораблей более не занимаются. Однако на самом деле почти во всех флотах велась дальнейшая разработка вопросов морской маскировки. В нашей стране в период 1930—1940 гг. работа по исследованию маскировочного окрашивания проводилась в Научно-исследовательском институте вычислительных комплексов (НИИВК), где существовала специальная маскировочная группа, и одновременно с этим велись опыты на флоте.

Результаты работы над вопросами маскировки дали себя знать с началом второй мировой войны. В 1939 г. камуфляж был сразу же введен на флотах всех воюющих стран. Более того, методы его были серьезно изменены и приобрели характер универсального решения задачи искажения элементов движения корабля и понижения его видимости на дальнем расстоянии.

Мощный толчок вопросы корабельной маскировки получили с началом Второй мировой войны. В Советском Союзе, например, к вопросам изучения маскировке кораблей привлекли огромное количество специалистов из смежных областей — художников, светотехников, оптиков. Все это дало результаты, позволившие вывести морской камуфляж на новый уровень.

сторожевой корабль

сторожевой корабль «Гроза», 1942 г.

Строго говоря, к началу Второй Мировой войны, корабельная маскировка итак была уже довольно хорошо изучена, кроме того, имелся и богатый фактический материал. Но дальнейшее развитие цветовой и световой маскировки было необходимо, главным образом, уже скорее не изобретением каких-то принципиально новых схем и расцветок, а нахождением оптимальных пропорций среди уже имеющихся наработок.

Учитывая, что мы до сих пор пользуемся плодами научных изысканий тех лет, можно с уверенностью утверждать, что свою задачу ученые выполнили.

Другие методы маскировки кораблей

Кроме маскировки кораблей окрашиванием, уже в войну 1914—1918 гг. делались попытки маскировать их и другими техническими средствами, среди которых большое распространение получила декоративная маскировка кораблей. К ее приемам относились: установка на кораблях фальшивых труб и мачт, изменение силуэта корабля с помощью фальшбортов и ложных надстроек и т. д.

В Великой Отечественной и второй мировой войнах декоративной маскировкой пользовались для укрытия кораблей, стоящих у берега.

Финский броненосец береговой обороны

Финский броненосец береговой обороны «Вяйнамайнен» неплохо замаскированный у берега

Первое применение дымовой маскировки кораблей относится ещё к гражданской войне 1862 г. в Америке. Для получения дымовых завес в корабельных топках жгли содержащее много смолы дерево, от неполного сгорания которого получалась черная дымовая завеса. Под прикрытием таких завес флоту южан удавалось прорывать блокаду и отрываться от противника.

Использование дымовых завес для маскировки кораблей привлекло внимание флотов различных стран. В войне 1914—1918 гг. этот вид маскировки применялся уже достаточно широко посредством созданной специальной дымовой аппаратуры. Исследования показали, что черные дымовые завесы за счет неполного сгорания топлива имеют недостаточные маскирующие свойства и недостаточную стабильность. Это заставило перейти к применению белого тумана, образуемого взаимодействием хлорсульфоновой кислоты и серного ангидрида с влагой воздуха.

Постановка дымовой завесы

Постановка дымовой завесы

После окончания первой мировой войны на всех флотах продолжалась серьезная работа по усовершенствованию дымообразующих веществ и дымовой аппаратуры. В частности, велись работы по применению дымовых завес морской авиацией с целью прикрытия кораблей.

Источник: Компиляция по книге «Видимость и маскировка кораблей».1949 (Левитин И. Б), а также материалам открытых источников сети интернет


Названия красок в большинстве случаев происходят от их состава — акриловая, воднодисперсионная, масляная. Шаровые ЛКМ из этого правила являются исключением. Свое название они получили не по составу, а по цвету. Шаровые краски могут использоваться как в быту, так и в живописи или даже военной области. Объединяет их одно — серо-дымчатый цвет.

Откуда взялось название

Когда-то давно слово «шаровый» на Руси означало «яркий», «пестрый». Позднее, в XVIII-XIX вв. выражение претерпело значительные изменения. Шаровой начали называть не слишком броскую дешевую «дикую» краску из мела и сажи. Такое средство в те времена использовалось в основном лишь для нанесения грунта под главное изображение.

Еще позднее шаровыми начали называть составы, применявшиеся для отделки и маскировки военных судов. Такие средства имели голубовато-дымчатый оттенок, что позволяло военным кораблям оставаться незаметными для противника на расстоянии, сливаясь с волнами и небом. Использовались ЛКМ этого типа в прошлом (как, в принципе, и сегодня) только для военных судов. Гражданские корабли чаще окрашивались в черный цвет. Сегодня для таких судов используются белые, темные, голубые и т. д. ЛКМ.

Серая маскировочная краска

В серый цвет того же оттенка, что применялся для военного судна, окрашивались в прошлом и защитные каски служащих на нем моряков. Корпуса кораблей, как известно, уже очень давно изготавливаются из металла. Деревянные суда давно канули в Лету. А поэтому для отделки кораблей уже несколько столетий используются влагостойкие серые шаровые краски по металлу.

Какие существуют разновидности

Сегодня шаровой называют практически любую краску, имеющую серо-дымчатый оттенок. В продаже имеются такие средства, предназначенные для отделки:

При желании в наше время можно приобрести шаровую эмаль или, к примеру, акриловое средство этой разновидности.

Эмали

В данном случае шаровая краска обычно идет в гамме под № 518. Выпускают такие средства многие производители. Но наибольшей популярностью у населения пользуется алкидная шаровая эмаль ПФ-115. Этот глянцевый материал изготавливается на светлом лаке с добавлением пигментов.

Эмаль №528 серая

Подходит шаровая краска ПФ-115 для отделки разного рода предметов и конструкций как на улице, так и в помещении. Использовать эту эмаль при этом допускается для отделки и металла, и дерева. Также это средство может использоваться для обработки ранее окрашенных эмалями или масляными ЛКМ поверхностей.

К плюсам ПФ-115, в том числе и шаровой, потребители относят:

хорошую степень блеска.

Расход такой краски составляет примерно 1 кг на 6-10 м 2 в зависимости от исходного цвета поверхности.

Акриловая краска

Средства этой разновидности используются в основном для обработки бетона и штукатурок любых типов. Цвет шаровая краска акриловая имеет серый, но применяют ее не только в качестве грунта, но и как основное средство отделки таких материалов. Использовать акриловые составы, в зависимости от добавок, можно в помещениях или на улице.

Шаровая краска

Чаще всего ЛКМ этого типа применяются именно в строительной сфере. Но акриловые краски могут использоваться также и в живописи или при выполнении разного рода дизайнерских работ. Часто с применением таких ЛКМ, к примеру, наносятся рисунки на автомобили.

Очень популярной у населения является также акриловая шаровая краска АКР-42, предназначенная для отделки моделей кораблей. К преимуществам этого средства, помимо всего прочего, относят то, что оно не дает вредных испарений. Обрабатывать модели корабликов с помощью кисточки такой краской могут без вреда для себя дети от 5 лет. Выпускает это качественное ЛКМ отечественная компания «Звезда».

К плюсам краски АКР-42 потребители относят:

плотную текстуру, позволяющую окрашивать кораблики в один слой;

устойчивость к УФ-лучам.

Достоинством этого средства считается и его относительно невысокая стоимость. За 12 мл шаровой краски АКР-42 «Звезда» нужно будет заплатить всего около 100 р.

Военная краска

Конечно же, и в наше время корабли чаще всего окрашиваются с применением именно шаровых ЛКМ. В данном случае для обработки корпуса судов могут использоваться средства этой разновидности трех основных оттенков:

Зачастую даже случается так, что одна часть корабля бывает окрашена шаровым ЛКМ одного оттенка, а другая — другого. Но выбираются серые краски для корпуса в первую очередь с учетом цвета воды той части океана или моря, где судно используется чаще всего.

Модель корабля

Помимо кораблей, шаровая краска может применяться и для обработки корпусов другой военной техники, к примеру, автомобильной. На судах же такими средствами окрашивали в прошлом и обрабатывают сейчас всю надводную часть, а также трубы, мачты и надстройки.

Рецепты шаровой корабельной краски

Сегодня ЛКМ этой разновидности изготавливаются по современным технологиям с использованием разного рода добавок, повышающих износо- и влагостойкость покрытий, а также специального пигмента. В прошлом же серые шаровые краски делали, конечно, по менее продвинутым методикам.

Рецептов замешивания средств, предназначенных для отделки корабля, в прошлом существовало несколько. Но основными компонентами такой краски всегда были свинцовые или цинковые белила, малярная олифа, сухая лазурь и сажа.

Иногда в краситель могли добавляться также такие дополнительные ингредиенты, как скипидар или сухой милари. Делали краску для судов часто прямо на борту.

Изготовленные по разным рецептам средства несколько различались в оттенках и использовались для окрашивания частей корабля, согласно табели, помещенной в стандарте. Самую часто применяемую шаровую краску делали из 57,3% цинковых белил, 0,5% сажи и 42,2% малярной олифы.

Алкидная эмаль

В наше время шаровые ЛКМ также зачастую изготавливаются непосредственно на кораблях. Но конечно же, каких-либо сложных компонентов моряки при замешивании такого средства не используют. В большинстве случаев шаровую краску на кораблях сегодня делают с использованием уже готовых ЛКМ. То есть персонал просто перемешивает в одной емкости необходимое количество белой, черной и синей эмали.

Многие из вас наверняка замечали, что на некоторых боевых кораблях часть корпуса ближе к корме покрашена в чёрный цвет. Не задумывались для чего это сделано и в чём смысл? Меня этот вопрос сильно озадачил, но и узнал в чём секрет! В этой статье я всё подробно расскажу.

БРК «Набережные Челны»

БРК «Набережные Челны»

Этим вопросом заинтересован не только я. В интернете если напрямую задать этот вопрос ничего путного вы не найдёте. Очень много домыслов и никакой конкретики.

Люди интересуются

Люди интересуются

Единственный ответ, который я смог найти близко к теме, совсем не соответствует действительности.

Автор рассказывает, что это «деформирующий камуфляж», «иллюзорная раскраска». Служит для маскировки кораблей в море. Якобы из-за этой чёрной полосы на больших расстояниях стираются грани при наблюдении в оптические приборы, из-за чего невозможно рассчитать расстояние до корабля. Оказывается и цвет краски влияет на поглощение и отражение волн посылаемых РЛС врага.


«Иллюзорная», «деформирующая» или «ослепляющая» окраска кораблей была актуальна во времена Первой мировой войны! Такая раскраска действительно могла сбить с толку…но только не сейчас, с развитием систем РЛС. Большую степень сейчас играет форма корабля выполненная по стелс-технологии, а также пластины из специальных материалов поглощающих радиоволны.

Современные системы радиолокации настолько совершенны, что смысла во всяких «иллюзорных» окрасках уже нет. Можно красить корабли хоть в розовый цвет!

Пример деформирующего камуфляжа

Пример деформирующего камуфляжа

А теперь немного про цвет кораблей.

Вы когда-нибудь задумывались как называется цвет в который красят все корабли на флоте? Я вот никогда не знал до сегодняшнего дня, наверно потому что не моряк.

Этот цвет называется — шаровый. Он известен с давних времён. Это особый оттенок серого.

Как выглядит шаровый цвет

Как выглядит шаровый цвет

Если попробовать описать этот цвет, то больше всего он похож на серо-дымчатый, серо-голубой или голубовато-дымчатый. Изготавливали такую краску из белил, мела и сажи. У маляров слово «шара» и означает краску. Шарить — значит красить! Фамилия Шарий — маляр. Слово «шаръ» существует ещё со времён церковнославянского языка и тоже означает слово «краска». В давние времена под «шаровым» цветом называли нечто яркое и пёстрое, но со временем такой цвет стал нарицательным для броской дешёвой краски, которую использовали как грунтовку.

А теперь про те самые чёрные полоски.

Такие полоски, если вы обратите внимание, есть далеко не на всех кораблях. Связанно это с особенностью выхлопной системы корабля, а также оружия которое на нём установлено. Например, на новейших СКР проекта 11356Р «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» таких полос не имеют. Обратите внимание, что на этом типе кораблей есть труба!

Сторожевой корабль (фрегат) «Адмирал Григорович». День ВМФ 2020

Так же нет чёрных полос на таких кораблях как — новый разведывательный корабль проекта 18280 «Иван Хурс» и таком же новичке корабле противоминной обороны «Иван Антонов» проекта 12700 с корпусом выполненным из монолитного стеклопластика! Соответственно и на ветеранах флота, таких как крейсер «Москва» и СКР «Пытливый» нет никаких чёрных полос.

Разведывательный корабль «Иван Хурс». День ВМФ 2020 Корабль противоминной обороны «Иван Антонов» Крейсер «Москва»

Теперь обратим внимание на новейший МРК «Грайворон», у которого трубы нет. Соответственно, выхлопные газы выходят в нижней части корабля ближе к корме. Теперь вы понимаете смысл?

Все эти выхлопные газы со временем начнут рисовать некрасивые чёрные узоры на борту корабля. Как вы сами понимаете, выглядеть это будет не эстетично. А к эстетике и красоте на флоте особое отношение! Кто служил тот знает и помнит!

МРК «Грайворон»

Или вот ещё например. МРК «Орехово-Зуево» этого же проекта 21631 «Буян-М»

МРК «Орехово-Зуево»

МРК «Орехово-Зуево»

Или МПК проекта 21980 «Грачонок». У них тоже подобная система выхлопа ближе к корме.

МПК «Юнармеец Крыма»

МПК «Юнармеец Крыма»

На ветеранах флота БРК проекта 12411 «Молния-1» — «Набережные Челны» и «Ивановец» с противокорабельной системой 3М-80 «Москит» имеет двойное значение.


Даже новейший патрульный корабль проекта 22160 «Павел Державин» с такой полосой.

Патрульный корабль «Павел Державин» в Новороссийске

Патрульный корабль «Павел Державин» в Новороссийске

Таким образом покраска корабля и его цвет, в текущих реалиях морского боя, не имеют никакого смысла. Современный бой это соревнование систем РЛС, точности и дальности ракет, что к цвету не имеет никакого отношения.

Надеюсь вам всё было понятно и интересно!

Не стесняйтесь ставить лайк, если вам понравился материал! Это очень меня мотивирует делать свою работу качественной и интересной!

Нередко можно заметить на российских кораблях поверхность палубы, окрашенную в красный цвет. Всю конструкцию любой техники, которая имеется в арсенале ВМФ РФ покрывают краской под названием «сурик», обеспечивающую защиту металла от коррозии. Большинство военных судов России окрашены в серый цвет, который помогает стать им более незаметными. Вначале осуществляют покраску «суриком», которая и имеет красный цвет, а потом наносят обычную краску серого цвета. Но, иногда делают исключения и не покрывают серым цветом палубы своих кораблей.


По своей сути коррозия значительно сокращает период эксплуатации любого механизма или поверхности. Чтобы довести срок использования до максимальных сроков, применяют различные красящие вещества, в том числе и «сурик». Если им покрасить палубу, то он надолго защитит металл от воздействия внешних факторов. Например, от окисления в окружающей среде или просто от влажности.

Многие пользователи наверное зададут актуальный на эту тему вопрос, а влияет ли покраска судна во время выполнения боевых заданий? Да, она в некоторых случаях влияет на некоторые показатели кораблей. Чтобы выполнять особые задачи, на некоторых конструкциях применяются специальная краска, которая позволяет стать невидимыми для радаров. Кроме этого краска может быть использоваться в других целях. Например, чтобы на определенном месте не было скользко или покрашенный механизм, не обладал статистическим полем.


Особо стоит уделить внимание покраске обшивке и подводной части судна, которая постоянно обрастает морскими водорослями, что снижает его скорость. Если производить своевременную чистку и покраску, то корабль не будет знать проблем.


А почему все корабли с внешней стороны все серого цвета? Именно этот цвет является самым малозаметным на фоне воды. Если судно даже и обнаружат, то его очень трудно будет опознать. Хотя, это сейчас не решающий фактор, когда рядом под рукой находятся современные системы обнаружения противника, которые работают на дальних расстояниях.

Поблагодарить за такой необычный окрас можно немецкие субмарины.


Идея о том, что военный корабль для своей же безопасности должен сливаться с окружающим пейзажем появилась лишь в конце XIX века.

До этого корабли выглядели нарядно, внушительно и максимально контрастировали с морским контекстом. Так, чтобы подплывший на место боя враг задрожал от уважения (и, желательно, немедля сдался). В основном крейсеры и броненосцы имели белый или черный корпус, выкрашенные в золотую краску детали, желтые трубы и прочие яркое.

И в подобной вычурности был практический смысл: дистанция морского боя не превышала обычно дальности пистолетного выстрела, а на таком небольшом расстоянии исказить пропорции корабля или визуально вписать его в пейзаж невозможно.


Но к началу нового века в окраске боевых кораблей наметились изменения. Первыми в серо-оливковый цвета выкрасили свой военный флот Австро-Венгрия и Япония. В 1903 году в цвет, напоминающий современный хаки, была перекрашена стоявшая в Порт-Артуре Тихоокеанская эскадра русского флота. Увы, новый окрас не помог.

А вскоре Первая мировая война стимулировала развитие еще одного, принципиально нового направления в моде оформления военных судов. Весной 1915 года британское Адмиралтейство начало эксперименты по окрашиванию боевых кораблей в стиле кубизм.

Идею обосновал художник-маринист Норман Уилкинсон. Дело в том, что кубический окрас позволяет визуально раздробить объект (в случае художника холст, в случае ВМФ — корабль) на отдельные геометрические формы. В итоге, определить издалека по какому курсу движется окрашенный в кубическом стиле броненосец становилось крайне сложно.

Этого и добивался Уилкинсон. Ведь торпеды с немецких субмарин, которые с начала войны нанесли флоту Антанты значительные потери, двигались медленно — а, значит, командиру подлодки, преследующей корабль, нужно было стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди.

А как определить эту точку, если из-за кубической расцветки сложно понять куда движется корабль противника? Так что свою основную задачу — искажение внешнего вида корабля и затруднение определения параметров его движения — кубический окрас военных кораблей выполнил на все 100%.

А теперь готовься залиться патриотическим румянцем: в 1915 году, параллельно англичанам, кубическую окраску предложил художник из Севастополя Юрий Шпажинский, назвавший такой камуфляж «иллюзорным». Именно с его подачи были перекрашены черноморский броненосец «Синоп» и эсминцы «Счастливый» и «Громкий».


Кубическая окраска вернулась на флот во Вторую мировую войну. И, кстати, на Черноморском флоте, наравне с масляными красками, использовалась краска на основе алюминиевой пудры — «серебрянка». Она отражала цвет воды и позволяла кораблю «подстраиваться» под погоду на море и оттенок воды. То есть делала корабль еще более неуязвимым.

С развитием радиолокации внешний вид цели перестал иметь большое значение, поэтому после окончания Второй мировой подавляющее большинство военных кораблей мира — сдержанно-серые.

Но мы предлагаем тебе окунуться в галерею кораблей, выкрашенных в кубическом стиле, и поскучать о прекрасном военном прошлом. (Тем более, что воевать нам не надо).



Французский легкий крейсер «Глуар»


Американское военно-морское судно SS West Mahomet, 1918 год


Русский крейсер «Кондор», 1915 год


Британский авианосец «Аргус», 1918 год


Брат «Титаника», «Олимпик», использовавшийся в годы Первой мировой для перевозки войск

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: